Как-то так оказалось, что на «Риске» «живет» немалое количество людей, которые интересуются историей. Точнее, событиями, происходившими в военное лихолетье в горах Кавказа. Это совершенно точно и этому у меня есть свое объяснение, но нужно ли оно?

Карты всех стран ориентируют положение Антарктиды в сторону своей столицы (Путешествия, антарктида)
«Путешествия оттачивают ум. Если он, конечно, присутствует».
Г.Честернтон.

ПАМИР-1932. Фотографии от участника экспедиции 1932 года. (Горный туризм, таджикистан, экспедиция, федченко, коммунизма, Горбунов)

Недавно мне в руки попали фотографии Л.А.Скуратова, участника Таджикской комплексной экспедиции 1932 г., переданные друзьями его семьи. ТКЭ-32 - это та самая экспедиция, целью которой, кроме всего прочего, была идентификация высочайшей вершины СССР - пика 7495 м (пика Гармо) - для последующего наименования пиком Сталина. Л.А.Скуратов был в составе того отряда ТКЭ-32, который под руководством Н.П.Горбунова продвигался в район пика 7495 через Сарыташ - Дараут-Курган - Алтын-Мазар - ледник Федченко - ледник Бивачный.

Часть фотографий была снабжена подписями. Сканы подписанных фотографий (а также некоторых других, которые также показались интересными) представлены в данном посте. Проявите снисходительность к качеству: ведь этим снимкам больше 80 лет!

"В гости к Йети" или "Неплательщики в Непале". Часть 2: перевалы ПКТ Ла и Тонак Ла, долина Лумсумна.. (Горный туризм, горный туризм, гималаи, эверест, кхумбу, нгозумба, гьязумба, гокио)

С повышением высоты ночевок температура опускалась все ниже. Сейчас мы стояли уже на высоте 4900 м, и я начал ощущать, что переоценил не только возможности своего спальника, но и свои собственные. В нашей палатке-тройке удовольствие от сна получал, кажется, только Юра, у которого спальник весил более 2 кг (на такой спальник только посмотришь - и уже становится теплей). Что касается нас с Месснером, то, если описать наши ночные ощущения одним ёмким словом, то мы прозябали. Я с ностальгией вспоминал магазин "The North Face" в Катманду, куда заходил как раз перед походом, ощупывал добротные пуховые мешки, но то ли поскупился на финансы, то ли понадеялся на живучесть организма - и ушел с пустыми руками. Теперь же меня по ночам спасала только пуховка, которой я укрывался сверху. Вот она у меня действительно на 5 баллов (жалко, что "Трамонтана" перестала продавать эту модель). Длины пуховки с учетом капюшона хватало как раз от груди и почти до колен. Благодаря ей, я выжил :)

Начало здесь...

Все началось в конце 1983г... Это были годы завершения строительства БАМа, и мы, по мере возможности посещали замечательные уголки природы, связанные с выходом термальных источников, оригинальных горных ландшафтов и водных объектов. Было решено, что при первой возможности, мы посетим этот район и попытаемся подняться на высшую точку хребта.
МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)

Добрый день всем. Посоветуйте, пожалуйста, как решить мою проблему. В походах, восхождениях я очень сильно потею, особенно зимой. Вследствие чего при остановках начинаю быстро промерзать, так как влажное абсолютно все - термобелье, флис, куртка с внутренней стороны. Мне говорили, что это скорее всего из за дешманского термобелья. Если это действительно так, то как выбрать то самое. Есть ли смысл покупать икс бионик, стоит ли оно своих денег? Просто те кто ходит вместе со мной не испытывают таких трудностей, у них всегда все быстро сохнет, они так не мокнут. Может есть у кого такая же проблема, прошу отписаться. Буду очень признателен за вашу помошь.

Все началось в конце 1983г. В те годы НИИЖТ (СГУПС) сотрудничал с Сибгипротрансом (СГТ) в изысканиях и проектировании БАМа, на участке 299-1000км. Одним из ГИПов БАМа был Б. Н. Ильин, с которым мы длительный период времени плодотворно работали на объектах БАМа, а в свободное время занимались спортивным туризмом. Однажды при встрече Ильин раскрыл карту Южно-Муйского хребта и, указывая на высшую отметку хребта (2731м) сказал, что проезжая и пролетая на вертолете вдоль трассы, неоднократно обращал внимание на Северо-Восточную часть хребта, выделяющуюся пикообразными вершинами и скальными стенами. Расстояние от трассы составляло 40-50 км, и в хорошую погоду горный массив хорошо просматривался. Это были годы завершения строительства БАМа, и мы, по мере возможности посещали замечательные уголки природы, связанные с выходом термальных источников, оригинальных горных ландшафтов и водных объектов. Было решено, что при первой возможности, мы посетим этот район и попытаемся подняться на высшую точку хребта
МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)

Иногда на англоязычных сайтах встречаются интересные памятки которыми хочется поделиться. Одну из таких мы перевели и сегодня публикуем.

Алгоритм принятия решения об эвакуации пострадавшего (Туризм, эвакуация, первая помощь, ProПомощь)

О температуре +36,6С (Вода, планета, вода, температура, связь людей с планетой)

Позвонил телефон и вежливый голос предложил мне бесплатно пройти медицинское обследование...
Лучшее оборудование, лучшие врачи...
частная клиника и, в рамках государственной программы,
пенсионерам бесплатно.

"В гости к Йети" или "Неплательщики в Непале". Фотоотчет о горном походе, введение. (Горный туризм, гималаи, горный туризм)

Все знают, что Йети живет в Гималаях. Но мы знаем чуть больше: Йети живет в непальском регионе Кхумбу, что под Эверестом. Беда лишь в том, что район этот в последние годы настолько переполнен туристами, что несчастному Снежному Человеку в поисках уединения приходится ютиться на задворках своей исторической родины. И найти его теперь не так-то просто.

А существуют ли они, эти задворки? Бытует мнение, что вокруг Эвереста нынче проходной двор, присесть негде. В этом году мы решили проверить, так ли это.

Панорамы вершин Центрального Тянь-Шаня и Памира (тянь-шань, вершины, коммунизма, победы, ленина, хан-тенгри, корженевской)
Подписал названия вершин на нескольких своих панорамах гор Центрального Тянь-Шаня и Памира.
На фотографиях всем известные семитысячники с разных сторон и другие, гораздо реже посещаемые, но не менее красивые вершины.
Если забраться повыше, далеко видать. Иногда на много десятков километров. И горные гиганты уже как на ладони :)

Ледолазание. Настоящее. (Альпинизм, альпинизм, горная школа Категория трудности, михаил ситник, Алексей Ставницер)
Из разговора с «чужим» инструктором:
- Чем можно заниматься на льду десять дней? Полазали с верхней страховкой час -другой, затем с нижней, буры покрутили, проушины поделали… А дальше что?

Из разговора с участником очередного «школьного» ледолазного сбора:
- У меня второй разряд с превышением. И впервые за все время занятий альпинизмом меня учили лазать по льду. Чему учили раньше? Да сам не пойму! Но лазать никогда не учили. В лучшем случае привяжут к веревке, тяпки дадут и командуют: «Лезь». Иногда - посоветуют что-то, типа:

Дорогие друзья, рад сообщить, что последние три года я посвятил себя съемкам удивительной истории. Это фильм о горнолыжном клубе, который появился пол века назад, в окрестностях Свердловска.

Привет! Я хочу рассказать о переходе через озеро Тиличо и перевал Месаконто Ла (какое-то мексиканское название) из Мананга в Джомсом без палатки. Когда я готовился к треку, то не нашел сколько-нибудь актуальной информации о дороге, да и консультации у местных гидов и треккеров не помогли. Все говорили, что без палатки переход под силу только скайраннерам и горным козлам, а простым доходягам доступен лишь поход к озеру и бегом обратно в бейз кэмп. Оказалось, что это враки, мы шли медленно без палатки и так как я уже сижу за компом, то все закончилось хорошо. Ловите информацию на октябрь 2018 года, надеюсь она будет кому-нибудь полезна.

В последнее время усилиями рабочей группы Маршрутного Комитета ФСТР активно обновляется Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов, который используют при разработке маршрутов туристы-горники. Вносятся новые первопрохождения, при необходимости корректируются категории трудности известных перевалов, добавляются координаты и информация о первопроходцах.

Голеностоп. Возвращаемся в строй (Скалолазание, Garmin, let us climb, скалы мечты, спецпроекты, скалолазание, соревнования, естественный рельеф, путешествия, восстановление от травм)
Фото Анны Овчаровой

Осенью сразу два участника нашего проекта «Скалы мечты» одновременно страдали травмой голеностопа. Для Станислава Кокорина это обернулось преждевременным завершением сезона, а главный редактор Риск.ру Елена Дмитренко до сих пор не может вернуться к тренировкам. Так что мы решили, что голеностоп – если не всему, то почти всему голова – и попросили нашего эксперта, специалиста по двигательной рекреации и реабилитации Дмитрия Глущенко рассказать, как вернуть его в строй!

Отчета об этом походе нет. Но приключений - хватало. О них и мемуары под катом.

Штормовое лето 2006. Шли семеро калек - с Баянкола на Иныльчек. (Горный туризм, тянь-шань, хан-тенгри, мраморная стена, новосибирск, турклуб нгу)

Восхождение на Мера пик - практическая информация (Альпинизм, непал, гималаи)
Наше восхождение на Мера Пик состоялось 5 ноября 2018. Делюсь актуальной практической информацией.

Траверс Каракола, слева направо (Альпинизм)
Этим летом в рамках сборов альпклуба им. Демченко нам посчастливилось пройти траверс пика Каракольский слева направо — от перевала Металлург до перевала Джеты-Огуз. Ниже — неформальный отчет о восхождении и важный вопрос для знатоков района.

Самым драматическим моментом в нашем с Лёшей походе в Гималаи стал случай с заброской.
Заброска: и вдруг её не стало. (страшная история, Горный туризм)
Только представьте: идешь себе, душа в смертном томлении предвкушает поедание «сникерса» – а на тебе – шиш! Призраки этих недоеденных «сникерсов» потом преследовали меня до конца похода.