Восхождение на Ама-Даблам по малопопулярной западной стене
Выбираться в горы чаще чем пару раз в год для меня проблематично, поэтому хочется сходить что-нибудь интересное. В прошлом году это была Ушба через угол Мышляева в тройке. А в этом запланировал очередную поездку в Непал. Интересных вершин очень много в разных регионах страны, но я ни разу не подымался на одну из самых красивых гор Гималаев - Ама-Даблам. Стоять в очереди на провешанных перилах, чтоб зажумарить вверх, не очень хотелось и я стал смотреть маршруты, которые не используются коммерческими группами.
Спасибо Максу Фойгелю - он собрал материал и отобразил нитки различных маршрутов на гору - https://alpina.guide/objects/ama-dablam. Изучив возможные варианты, остановился на западной стене - мы могли использовать инфраструктуру БЛ, установленного под стандартный маршрут, стена так же просматривалась с этого БЛ и в случае НС эвакуация была бы куда проще. Кроме того, если что-то пошло бы не так, то была доступна опция траверса на стационарные перила стандартного маршрута по юго-западному гребню. Конкретную нитку маршрута было решено выбрать на месте, поглядев на состояние склона и условия на горе.
Наш маршрут, синим - подъём, красным - спуск. Красные точки - биваки.
Так как я хожу в горы нерегулярно, то постоянной команды нет, но за годы я познакомился со многими сильными спортсменами и найти напарника на авантюрные проекты обычно получается. Еще в феврале-марте начал обсуждать это восхождение, но много кто уже имел свои планы на осень. В итоге, Саша Мороз заинтересовался этой горой, тем более это был бы его первый выезд в Непал.
Определили даты и я начал согласовывать услуги экипировщика. Нам требовалось только 2 портера для трека и пермиты на восхождение. Здесь стоит упомянуть такой момент, что обычно пермит на Ама-Даблам для клиента стоит не так дорого (несколько сотен баксов), но есть нюанс, что мы не могли быть вписаны в существующий пермит так как он выдаётся на конкретный маршрут. Поэтому нам нужен был пермит конкретно на нашу команду из 2х человек. А стоимость пермита включает в себя расходы на офицера связи и разные депозиты. Когда эти расходы раскиданы на 15 человек - это норм, но нам пришлось их оплачивать вдвоём. В итоге, пермит стал самой большой статьёй расходов - $5000, а вся экспедиция с билетами, страховкой, едой, отелями и прочим - $10000.
Для акклиматизации мы выбрали Мера пик. Хотя обычно акклиматизируются на Лобуче либо на Айленд пике из-за упрощенной логистики, но у Мера пик есть преимущество в высоте, что было важно для нас. Довольно быстро подошли к Khare, иногда делая по два перехода за день. Но за счет сэкономленных дней выбрали более консервативную программу восхождения с ночевками на 5400 и 5800, в то время как многие команды пропускают БЛ и идут из Khare сразу в ABC на 5800 и ночью на штурм. Само восхождение технически тривиальное - просто идёшь по пологому склону в связках, за исключением короткого предвершинного взлёта градусов в 40. Даже с учётом высоты, мы достигли вершины за 3-4 часа.
После получения необходимой акклиматизации, следующим этапом была дорога до Ама-Даблама. Самый короткий путь был через технический перевал Amphu Labtsa, высотой 5850м. В эту сторону мало кто ходит (большинство идут на Барунцзе), поэтому инфраструктура весьма бедненькая по сравнению с более популярными районами. Сам перевал провешан перилами с одной стороны и имеет собственный базовый лагерь. Немного усложнило задачу то, что у портеров не было кошек и систем (хотя я специально уточнял этот момент у компании-организатора), что усложнило спуск. Но наши баулы были не очень тяжелыми, тем более часть снаряги мы несли на себе и в рюкзаках. Соорудил некое подобие систем из кордаллет, я старался протаптывать ступени, а Саша страховал портеров сверху. В итоге хоть это и отняло время, но спустились успешно.
Спуск с перевала, 60 градусов точно есть
Спустя пару дней после спуска мы оказались в БЛ Ама-Даблам. Мы не были привязаны к кому-либо, поэтому остановились там где захотели, а именно в Amadablam Base Camp Lodge (https://www.facebook.com/AmadablamBCLodge/). Потратили день на изучение стены в 20x оптику, которая имелась в наличии у владельца лоджии, поспрашивали состояние горы и определились с конкретной ниткой маршрута. Она сильно перекликается с American Direct, но имеет свои небольшие отличия.
Сам маршрут начинается под западной стеной. Чтоб поставить наш ABC, мы минули БЛ на стандартный маршрут, прошли слева от гребня по серой морене, даржась направления на центр стены. Пару раз замечали турики (или то, что было на них похоже). На ночёвку встали под скалой на 5500, забрав немного правее через полочки и бараньи лбы, подальше от лавинных выносов.
Следующий день начался с потери - Саша уронил в трещину чехол от кошек в котором хранились наточенные зубы для использования на льду (чтоб не тупить их на скалах). В несколько подпорченном настроении продолжили подход к стене. Через скальный пояс вылезли на снег и, придерживаясь явного контрофорса и его внутренних углов по центру склона, двигались вверх. Выбирали для движения линию где больше всего плотного снега, но это не всегда было возможным. Далее рельеф вывел нас под гладкие наклонные скалы с отсутствием мест под надежную страховку. Сунулись вправо, но там рельеф такой же - потеря времени. Мы пошли большим траверсом по снегу налево, но избежать неудобных для лазанья скал не удалось. Участок очень короткий - с десяток метров, но либо это заполированные скалы без страховки, либо разруха. Первому лезть нужно очень аккуратно, точки страховки доверия не внушали. С верхней сложности нет - IV/V категории скалы.
Относительно простой участок в начале стены
После скал нас ждал относительно крутой фирновый склон, но снег лежал на тех же скалах, и были опасения что можем его оторвать, поэтому продвигались весьма аккуратно. Средняя крутизна склона
Когда вышли на контрфорс, то стали искать места под бивак, но безопасных мест не нашли. Очень узко и нет страховки. Поэтому продолжили движение вверх и только в темноте смогли найти трещину примерно на высоте 6250, в которую и забурились в спальниках.
Бесхитросный быт в первом лагере
Так как мы забрались весьма высоко, а нашли место под бивак весьма поздно, то план был потратить день на днёвку - пройти несколько верёвок до верхнего участка гребня, где по нашим наблюдениям была хорошая площадка под палатку, и подсушиться/отдохнуть. Несмотря на то, что вышли мы довольно поздно, уже в 10 мы были на намеченном месте. Погода была отличная и времени было еще много, поэтому посовещались и решили пролезть выше по скалам.
Рельеф несложный и оставалось пролезть буквально пару верёвок когда резко повалил снег. Само собой, мы проверяли прогноз заранее и ожидались минимальные осадки, но по факту сыпало очень сильно. А мы находились как раз во внутреннем углу, на пути снежного потока со склона. Пошли лавины и лезть стало невозможно - снежный душ шёл без остановки. Маятник влево ничего не дал. Поэтому пришлось отойти от изначальной линии и диагональным траверсом вниз и вправо уйти под серак.
https://vk.com/mark_ablov?z=video356829532_456239086
Снежно-ледовые склоны хоть и не запредельно крутые (в среднем 60-70°), но страховка там проблематична и в основном мы шли одновременно. Время от времени, оставляя микротрекшн или ropeman во льду. Во второй половине дня после того как солнце нагревало склон, снег становился более рыхлым и нестабильным, так что старались идти осторожно чтоб не отламывать тонкий слой. Снегопад не прекращался, и если до этого настоящие лавины обходили нас стороной, то одна всё же прокатилась по нам. Между нами была только одна точка страховки (хоть и на двух бурах), и почти в 45-50 метрах под лидером, поэтому забились в фирн как могли всеми конечностями, задержали дыхание и переждали заряд. Когда в темноте подлезли к сераку (который имеет даже своё имя - Даблам), то нас ждал сюрприз в виде небольшой ниши, куда после небольшой работы ледорубами смогла уместиться палатка.
Мы были уже выше третьего лагеря стандартного маршрута, то есть наш бивак был на высоте около 6400. А значит оставалось набрать только 400-500 метров по снежному склону. Решили сделать штурмовой выход без бивака. Два дня подряд работы до ночи сказались на нашем состоянии, и выйти рано утром не получилось. Опять стартовали поздно - около 8 утра. Хотелось вернуться обратно на нашу линию, поэтому пошли траверсом влево. Лёд был очень плохой - постоянно кололся, ледобуров у нас осталось мало (парочку выделили под страховку на биваке, один улетел) и мы могли иметь только одну промежуточную точку. А летать маятником совсем не хотелось, так что опять шли медленно, но надежно - короткими участками. После того как обошли серак, стало намного проще. Но снегопад в предыдущий день спутал карты. Склон был весьма крутым (70-75°), но при этом глубокий снег каким-то образом держался, что вылилось в тяжелую тропёжку по колено (а местами и глубже). Страховку организовать на таком снегу было бы очень трудоёмко, а льда не было, и мы шли одновременно, благо никаких признаком того, что склон поедет - не было.
То ли мы настолько были уставшими, то ли действительно участок был трудный, но Саня сказал, что ему было идти первым сложнее, чем тропить на гребне Победы. Было пасмурно, но без осадков, и когда облачность немного разгонялась, было видно группы, идущие вниз по перилам стандартного маршрута. Мы дошли до вершины только к 15:30 и, к сожалению, видами насладиться не получилось.
Спустились по классике до точки чуть выше третьего лагеря и траверсом в полторы веревки достигли нашей пещеры. Изначально план был собрать бивак и спуститься вниз до куда сможем, но так как восхождение затянулось, то передумали и провели еще одну ночь на 6400. На следующий день запаковались и шустро свалили вниз, прождав в очередях на технических участках стандартного маршрута.
Траверс с классики до нашего второго лагеря
В целом, нам понравился маршрут. Сходили хорошо, более-менее спортивно. По снаряге - 4 френда, 4 скальных крюка, 4 двусторонних закладных элемента (8 размеров), 8 буров, одинарная верёвка 60м.
По сложности - 1300м длина маршрута, скалы до UIAA V, до 80° снежно-ледовый склон, один участок льда был WI5 (всё остальное WI3/WI4), по альпийской классификации думаю TD/TD+. Российскую категорию дать сложно из-за фактора высоты, но думаю где-то 5б.