Эверест 2021: Лобуче - "учитель на замену"

Пишет Редакция сайта, 17.06.2019 17:38

Эверест 2021: Лобуче - "учитель на замену" (Альпинизм, экспедиция, восьмитысячники, высотный альпинизм, мечта)
Экспедиция мечты "Эверест 2021" не перестаёт активно готовиться к восхождению на самую высокую точку мира, с каждым разом забираясь всё выше. Третьим отборочным испытанием после Казбека и зимнего Эльбруса для кандидатов должен был стать Айленд-Пик, однако планы изменились, и в Гималаях ребят встречал пик Лобуче...

О том, почему пришлось заменить плановое восхождение на Айленд-Пик в пользу его соседа Лобуче и чем всё это обернулось, описал в дневнике экспедиции руководитель проекта Олег Афанасьев:

"...Пролетели три наших отборочных экспедиции по программе «Эверест 2021», и на этом закончился первый этап подготовки. После того как осенью прошлого года мы анонсировали программу, мы поднялись с кандидатами на Казбек (5 033м, Грузия) в ноябре, потом на Эльбрус (5 642м, Россия) в январе 2019-го. Третьей горой для "отборок" я сначала назначил Айленд-Пик (6 189м) в Непале, но потом переиграл на Лобуче (6 119м) в том же районе. Айленд-Пик стал слишком популярным, и было принято решение изменить объект, чтоб не оказаться в очередях, которые, конечно, как явление, сейчас сопровождают каждый наш второй разговор об Эвересте...

На третьей отборочной горе я уже не ставил цель «помучать» людей холодом, как на ноябрьском Казбеке и январском Эльбрусе. Теперь важно было начать знакомить ребят с Непалом и Гималаями, так как многие здесь были в первый раз: пройти длинный трек и много общаться, подняться на легкий 6-тысячник, изучить район Эвереста, чтобы каждый мог самостоятельно ориентироваться в нем.

Лобуче стоит в нескольких часах хода от Эвереста. Трек запланировали через Гокио, а возвращались через Пангбоче, чтобы и эту ветку посмотреть, и в БЛ Ама-Даблама заглянуть.

В составе этой экспедиции были те, кто прошел все отборочные горы – Дима Спицын, Роберт Рахимов, Олег Афанасьев; а также те, для кого это была вторая с нами экспедиция – Олег Большов, Саша Самойленко; и те, с кем команда пока только знакомилась – Ринат Самигулин, Юля Шпетер; Лена Гауфман вроде на Эверест пока (!) не собирается, но ей нравится ездить с нашей командой. К сожалению, часть кандидатов не смогла к нам присоединиться.

Сроки экспедиции: 27 апреля – 15 мая. Большая часть команды летела из Краснодара турецкими авиалиниями. Посмотрели новый аэропорт в Стамбуле (очень большой), погуляли по городу. В Катманду все прилетели разными рейсами 28 апреля.

"Не летайте индийскими авиалиниями!" - теперь всем будет кричать Юля. Из Дели не прилетел ее багаж, и она уже в расстроенных чувствах засобиралась домой. Мы как могли ее убеждали остаться, и каждый вспоминал, что из одежды может ей одолжить. Но перед нашим отъездом из Катманду все-таки прилетели её вещи, и паника отменилась.

В Катманду мы начали наши утренние пробежки и не отступали от этой традиции, если не было восхождений и перевалов. Первые утренние бега были в храм Сваямбхунатх. Туда-обратно 7 км, и если это не сделать рано утром, то бежать в другое время по жаркому смраду очень жестко. Катманду всё такой же вонючий и прекрасный. Ничего не меняется.

Этой весной в Луклу из Катманду не летали самолеты. Приходилось все группам выезжать либо в 3:00 из Катманду, чтобы подъехать до аэропорта в Рамечап, либо вечером это расстояние преодолеть, заночевать недалеко от аэропорта и с утра уже также стоять в очереди, ожидая своего вылета. Мы выбрали второй вариант. Он лучше тем, что перед вылетом удалось поспать, но хуже тем, что выезжаешь днем из Катманду, а это пробки, пыль и смрад, дышать реально нечем. После того как прилетели в Луклу, наконец-то легкие получили чистый воздух.

Дальше по обычному плану – Пакдинг, Намче-Базар. В Намче сделали дневку – сходили на смотровую точку, откуда впервые открылся Эверест и Ама, потом ушли в селение Кумжунг. Там поиграли в волейбол, угостили конфетами детишек из школы Хиллари и неизвестными тропами вернулись огородами в Намче. Вечером встретились с Максом Фойгелем - он с группой уже возвращался после Лобуче. Посидели, поболтали, попили кофе.

Вообще, конечно, ценники на все очень сильно растут. Питание и вода в треке очень дорогие: ни в какие 10-20$$ в день уже не укладываешься. Услуги тоже дорожают. Только проживание радует своими 500 рупиями за комнату.

После Намче мы ушли в сторону Гокио. Я не был раньше там, поэтому было очень интересно. Озеро, конечно, шикарное, и поселочек как курортный городок тоже живописный. Восхождение на Гокио Ри (5380м) простое и интересное своими видами с вершины - Эверест, Лхоцзе, Нупце, Макалу, Чо-Ойю. Перевал Чо-Ло (5420м) прошли быстро и весело. Встретили россиян и даже краснодарцев на перевале. Вообще, русских встречали каждый день.

В Джола мы устроили день отдыха. Потом был переход в БЛ Лобуче (5500м), который расположился на берегу маленького озера, и в хорошую погоду представляет из себя очень живописное место.

Восхождение у нас пришлось на 9 мая. Погода к этому дню установилась отличная и маршрут особых трудностей не вызвал. Я понял, почему на Лобуче ходят меньше, чем на Айленд-Пик – Лобуче сложнее и труднее! Не настолько, конечно, чтобы это создавало проблемы для альпинистов, но для клиентов, конечно, эти различия принципиальны, и поэтому все идут на Айленд.

С вершины нам открылись шикарные виды – на нас смотрели восьмитысячники и другие вершины долины Кхумбу. Мы смотрели на ледник под Эверестом и знали, что там сейчас все готовятся к штурму. Восходители в эти дни молятся на погоду и постоянно прикидывают свои шансы. Уже вернувшись в Россию, мы узнали о трагедиях на Эвересте в этом мае.

После спуска с Лобуче и обеда в БЛ мы сбежали в Фериче и вечером уже отмечали Победу и наше восхождение. Потом был Пангбоче, поселок под Ама-Дабламом. Для меня это, конечно, воспоминания о том, как мы с Геной Долговым пытались пройти маршрут Башкирова. Сейчас я хотел сходить в БЛ, чтобы посмотреть лоджию, которую там построили недавно. Мы всей командой прогулялись туда и обратно. Утром следующего дня бегали на зарядку под пристальным взглядом Ама-Даблама. Затем были Тьянгбоче с монастырем, Намче с рок-кафе HungryYak, Лукла с подешевевшими напитками и Катманду с последними хлопотами по подаркам и сувенирам.

Я сходил в непальскую альпинистскую ассоциацию за сертификатами. Доказательством является распечатанное фото с вершины. Когда мне дали сертификаты, я не увидел своего. На мой удивленный вопрос чиновник мне ответил, что сколько людей на фото, столько и сертификатом. Логично. - А фото кто делает? А посмотрите, сколько у меня в телефоне фото с вершины! И с таким флагом, и с сяким!
Да нет проблем. Фото распечатайте.

Бегать еще раз и распечатывать фото со смартфона, чтоб получить эту бумажку, мне уже не хотелось. Так я остался без официального подтверждения.

Вся экспедиция пролетела на одном дыхании, все проблемы были решаемы и несложными. На Лобуче поднялись все, кроме Юли. Еще в Гокио она приболела и не смогла до восхождения восстановиться. На обратном пути Олег и Ринат расслабились и тоже слегка заболели. Но в Гималаях это обычное дело.

По сравнению с Казбеком и Эльбрусом эта экспедиция была в три раза длиннее, и ребята уже реально сдружились и даже строили совместные планы на всякие дела в России. Мы постепенно становимся не просто группой знакомых альпинистов, а командой.

В июне нам всем вместе предстоит определить окончательный состав участников нашей программы «Эверест 2021», после чего мы переходим ко второй части – подготовке к Эвересту. Нам предстоит много тренироваться и готовиться. Из восхождений нас ждут этой осенью Ама-Даблам (6 856м), следующим летом - пик Ленина (7134м) и в сентябре - Манаслу (8 163м).

После возвращения в Россию радость от проделанной работы за весь подготовительный период быстро омрачилась трагическими новостями с Эвереста. Этот год бьет рекорды на Эвересте. Это печально. Очереди становятся еще одной опасностью на этой Горе. Эту проблему надо учитывать и готовиться к ней. Несколько дней я только и размышлял об этих людях на Эвересте…

Думаю, что одной из нерешенных задач для руководителей коммерческих экспедиций является объяснение клиентам, что их будет ждать после 7000+ и как легко они могут оттуда не вернуться. Мы живем в физически комфортном мире, преждевременную смерть мы видим не часто. Это всегда "где-то там" и "с кем-то", но не с нами. Многие и в альпинизм (ну как в альпинизм? точнее, "Эльбрус-Эверест" в коммерческом формате) приходят за эмоциями в виде игры на выживание. Это же дорогого стоит: где-нибудь в московском кафе «5642» за чашечкой двойного капучино обсудить, что в этом сезоне на Эвересте осталось 11 человек, понимающе повздыхать, отхлебывая свой кофе. И будто становишься сопричастным, прикасаешься к чему-то опасному, настоящему, волнующему, и это так ново, так ни на что не похоже в нашем мире потребления и теплых унитазов.

Но никто никогда не думает, что этим человеком, который будет сидеть в снегу обессиленный на 8000+ или ночью харкать кровью в палатке, будет он. Никто не думает, что он и не почувствует как потеряет от мороза пальцы на ногах или нос. Все думают, как достать деньги на экспедицию. Но деньги - это всего лишь билет на эту игру, а играть придется самому и по правилам, которые определяешь не ты. Обидно, что правила эти известны, но мы часто их игнорируем.

Я не знаю, как решить эту проблему – заставить альпинистов отнестись к своей экспедиции очень серьезно в плане подготовки. Считаю, что пока человек не был на 8000+, он не поймет, не отнесется с должным вниманием к этой проблеме, проблеме физического выживания на этой высоте. Всегда каждый оставит себе какой-нибудь вариант на спасение, а скорее даже такой формулировки как «спасение» в его лексиконе не будет. Думаете, я сгущаю краски?

Каждый год несколько сот клиентов штурмуют Эверест. Большая часть этих людей, думаю, имеет интеллект выше среднего. Все они знают, что не бывает сезонов без смертей на Эвересте. Не нужно быть очень умным, чтобы понимать, что, если заболеет «твой» шерпа на высоте 7000+ (а они тоже люди, тоже болеют на высоте и также умирают, каждый год), ты остаешься голый, один в космосе. Что ты будешь делать? Ты готов к этому? Нет! И все играют в эту рулетку. Учатся одевать кошки на леднике Ронгбук, полностью полагаются на гидов, не пытаются даже разобраться в кислородной аппаратуре, физическая подготовка на уровне фитнесс-клуба и т.д.

В нашем проекте «Эверест 2021» нам предстоит самим работать на Горе. Это потребует от нас очень серьезных усилий. Лобуче как гору для отборок я выбрал еще и потому, чтобы команда, стоя на 6000м напротив Эвереста, увидела, как высоко еще предстоит подняться. Многие ребята были впервые в Непале и, думаю, осознали, что в этих высоких горах даже в треке на 5000 можно легко заболеть, а нам придется не гулять, а работать, и на других высотах.

Сейчас все тренируются, ходят самостоятельно различные горы, готовятся к осеннему Ама-Дабламу. 30 июня большая часть команды побежит свой первый марафон «Белые ночи» в Питере, потому что