Заброска: и вдруг её не стало. (страшная история)
Самым драматическим моментом в нашем с Лёшей походе в Гималаи стал случай с заброской.
Только представьте: идешь себе, душа в смертном томлении предвкушает поедание «сникерса» – а на тебе – шиш! Призраки этих недоеденных «сникерсов» потом преследовали меня до конца похода.
Часть первая: как мы прятали
В начале, как водится, ничто не предвещало. В заброске была еда на второе кольцо – последние пять дней автономки, газ, бутылка «минты» и всякие мелкие личные вещи, избавиться от которых захотелось в процессе ношения рюкзака (мы дошли до того, что даже ели одной ложкой).
Проделано всё было со всяческими предосторожностями: будучи наслышаны о бдительности местных, мы покинули поселок затемно и тихо, как мышки, прокрались в ущелье. Погода, можно сказать, благоприятствовала исчезновению: разыгралась метель, наверное, не хуже той, в которой потерялся пушкинский Владимир. Мы отсиделись в палатке, пока буря не утихла, потом, прыгая по камням, понесли драгоценную заброску вверх по ручью, еще и хорошенько в нем извалявшись при этом. Правда, в тот день мы так и не дошли, куда нужно, и вынуждены были сперва сделать временный тайник (вода прибывала, и мы рисковали остаться отрезанными от палатки). Только на следующий день, вновь прогулявшись по ручью, мы донесли свое добро до намеченной точки.
Место было безлюдное, в нескольких часах пути от поселка. Запрятали мы всё, как по-моему, вполне качественно – сложили в зеленоватые холщовые мешки и присыпали камнями – без тщательного осмотра ничего заметно не было. Да и кого там уже опасаться, думала я, горных козлов, что ли? Ага.
К несчастью, как упоминалось, накануне выпал снег. Как потом окажется, этот белый снег сделал очень черное дело, предательски сохранив наши следы. Но тогда мы ни о чем таком не догадывались, и бодро зашагали в горы.
Часть вторая: что мы нашли
Всё складывалось удачно: мы прошли несколько перевалов, побывали на Пуркунге, были довольны собой и воодушевлены на дальнейшее. Перед вторым кольцом стояла по плану дневка («ура!» – ликовала я). Мы спустились к озеру, откуда до тайника было уже недалеко, я собиралась наконец-то выспаться. Единственное, что действовало на нервы, – это множество сборщиков каргицепса, которых мы видели издалека на склонах. Видимо, у них был праздник сбора грибов, а нам вовсе не к чему было лишний раз сталкиваться с этими господами во избежание всяких осложнений.
Я спряталась за большими камнями и в ожидании Лёши, кажется, заснула. По пробуждению меня ждали дурные вести.
Сама я место побоища не видела и знаю всё со слов Лёши. Душераздирающее зрелище. Пакеты были разодраны, вокруг валялись просыпанные крупы и сухофрукты. Большая часть нашего пропитания была безвозвратно потеряна.
В первую минуту трудно было не растеряться. Правда, я слышала рассказы, как, например, на Памире заброску испортили суслики, оставив группу без еды, а уж Лёше доводилось переживать всякое, в том числе грызть мерзлый цикорий на Чукотке, но все равно ситуация складывалась сложная. Прерывать поход, экстренно выходя в цивилизацию, очень не хотелось – впереди было еще много интересного.
Спасло нас стечение нескольких обстоятельств. Во-первых, украли не всё до конца: остался газ, лежавший отдельно, плюс супы, немного сухарей, круп, чай, сахар. Во-вторых, мы закончили первую часть на два дня раньше, и у нас поэтому оставались неизрасходованные продукты, кроме того, оставалась дополнительная сухая курица, которую мы перед этим почему-то плохо ели (зато теперь наверстали).
Вот это и дало нам возможность решиться идти дальше: браня мерзких ворюг, мы отправились в путь. Дневка пропала, мы снова набирали высоту, а завтра с рассветом – новый перевал… Конечно, впроголодь, но мы прошли, что хотели. И оно того стоило.
Случившееся еще долго потом не давало нам покоя. Понятно, нас одолевала досада: вспомнить наши труды – как мы варили пиммекан, сколько сушили эту курицу! Увы, она потешили не наши желудки.
Лёша считает, что местные специально взяли именно нашу еду, чтобы не дать нам пройти намеченное. Мне эта версия кажется слишком уж конспирологической; как по мне, заброску пограбили либо дети, либо просто пастухи, которые увидели батончики и ошалели от восторга. Поэтому и не полезли дальше. Всё, что лежало вне пакетов с едой, оказалось нетронутым, а там был, например, мой телефон. Впрочем, в горах еще подумаешь, что ценнее – сухарь или телефон.
Ну, а конец у страшной истории хороший: в Катманду мы засели в кафе «О Китти» и отвели душу, поедая стейки, момо и палак-панир. Хотя сказать честно – тех «сникерсов» до сих пор жалко.
1. Заброска была упакована в мешок (вернее в два, один вложен в другой) для строительного мусора. Внизу была еда в пакетах-майках. Далее был капроновый мешок с одеждой для цивилизации (футболки, кроссовки) и ненужными вещами в походе, так же в этом капроновом пакете был газ). Верхняя часть капроновых мешков была закручена и замотана скотчем.
2. Заброска была заложена камнями, очень хорошо заложена. На фото показано место заброски, под скалой справа, в камнях. А при находке заброски было видно, что сняты именно самые большие камни, которые сверху прикрывали заброску. И сам пакет с заброской был на месте. Похоже его вскрыли и далее не трогали.
3. Мешок с заброской был продырявлен снизу. Из него доставали именно пакеты-майки с едой, которые были разодраны в клочья и лежали неподалеку.
4. Отсутствовали какие-либо следы поедания пищи: фантики, объедки от пиммекана.
Пиммекан (мясо, сваренное в жиру) был упакован в пакеты 0,2 л от детского сока, поэтому зверь при поедании оставил бы несъедобную часть этого пакета.
...
Второй раз мы сами умудрились запрятать продукты среди камней, где оказалось после, был один из выходов норы сурка. Сурки надкусили пакеты с крупами, но по душе им пришелся шоколад и сало, которые они съели полностью. С одним из этих сало-шоколадных сурков мы познакомились, когда забирали заброску. Он вылез из норы и недовольно ворчал, особенно когда его участник схватил за толстые пока, прицениться, сколько в него влезло.
Почему не взяли телефон и одежду, газ?
Зачем рассыпали крупу и сухофрукты?
Почему им принципиально надо было не пустить Вас на маршрут? И почему оставлен тогда газ нетронутым?
По описанию заброску вскрыли животные. Съели, что по вкусу/запаху.
1. Не думаю, что местные сумасшедшие. Их действия очень разумны.
2. Телефон и одежда им была не нужна. (там в горах местных смартфоном не удивишь, в лоджиях есть вай-фай). А газ не нашли.
3. Рассыпали нам в назидание, чтобы позлить.
4. Не знаю.
5. Газ не нашли, потому что не стали вскрывать пакет с одеждой.
Это просто защита своего местного бизнеса.
Не выгодно им когда в автономе, без гида и портера, народ по горам ходит. Кушает свое а не в местном общепите, не платит за пермиты и тимсы.
Вот и борются в меру сил.
С таким сталкиваешься и в России часто.
За ТИМСы и пермиты на трек платить всё равно придётся (местный вариант "курортного сбора", который сейчас внедряется в России) . Мы платили. У них отработанная система учёта. И даже начали они переходить от бумажной версии и цифровой. (сам видел на одном из чек-постов).
Таскать на себе гору еды, если есть лоджии, где тебя накормят - это не мой вариант.
Как-то оставили 3 кг сала в палатке, серебрянке, вход был закрыт на шнурочки-пуговицы. Ушли на восхождение по стене Ай-Петри. Вернулись - кто-то ходит по лагерю, видно было через кусты при подходе. Это были крупные бакланы. Аккуратно расшнуровали палатку и от сала осталась только корка...))) В Гималях тоже много птиц )))
И эти птицы глотают сникерсы целиком. не расклёвывая оберток. То же самое они проделали и с пимеканом, упакованным в пакетики 0,2л из-под детского сока, и с сухой курицей, завёрнутой в полиэтиленовую плёнку...
Вот насколько птицы голодные: разодрали мешки для заброски, и с жаром набросились на еду! Съели прям с упаковкой, ибо очень были голодны...
Мне не понятно одно - если вы стояли в деревне, то почему там заброску и не оставить в лодже или у любого местного? Непальцы ее бы сохранили и отдали в целостности. Я много раз в деревнях заброски оставлял, а когда далеко от деревней был, то и в камнях прятал. И никаких проблем.
Один раз только косяк вышел: оставил в Чукхунге заброску и попросил (за деньги) ее переправить в Гокио. Ее переправили, но не в тот лодж и не полностью. Пропал газ и сникерсы. А вот сублиматы и сало не тронули.
Все продукты сожрал (с упаковками), снаряжение разбросал в радиусе 50 метров, а баллон с газом так и не нашли.
Чтобы увеличить вероятность сохранности, надо:
выбрать место, желательно рядом с большим монолитным камнем
дырки между крупными камнями заложить более мелкими, чтобы мышам трудно было снизу подобраться
положить заброску
сверху заложить сначала большими и тяжелыми камнями, чтобы мозгоклюи не могли раскидать
потом дырки заложить средними и мелкими камнями
потом позатыкать отверстия совсем мелочью, засыпать щебенкой, если есть поблизости
Неплохо подписать заброску: чья, и когда контрольный срок. Несколько лет назад мы как-то заложили заброску и на один мешок приклеили записку: дескать, не брать. Сурки добрались, подписанный мешок не тронули, а другой, без записки, вскрыли, мерзавцы грамотные. Сожрали конфеты и сыр. Хорошо еще, что сало в подписанном мешке лежало, который, согласно записке, нельзя брать было.
В этом году на Памире опять добрались мыши до того мешка, который был не подписан, орешки пожрали. Подписанный мешок не тронули. В след. раз надо будет подписывать все мешки.
Такие вот примерно мыши. Эта на дневке настолько привыкла к нашему присутствию, что перестала пугаться и занималась своими делами. Резала траву и таскала ее сушить около норы. Потом готовое сено к себе утаскивала.
А к моменту закладывания второй заброски мы выяснили, что на Памире нешуточно расплодились медведи. Вплоть до того, что мы костер даже палили из медвежьего кизяка: его там было больше, чем любого другого. Вот след одного медведя, рядом мое лапте 44-го размера для масштаба.
Заброску хорошо подготовили. Камнями заложили, как выше описывал. Внутрь специально положили одну приоткрытую бутылку бензина, чтобы от заброски воняло бензином, а не салом. Сверху обоссали место, чтоб застолбить, а рядом на всякий случай даже кучу положили. Подействовало: не тронул медведь, и сурки не залезли.
Да. Из моих доказательств деяний местной популяции этого вида только слова... Фоток нет (карта памяти фотоаппарата была мала, и мы экономили её).
По тому, как была вскрыта заброска и что стало с продуктами, я могу грешить только на очень интеллектуальное животное: например приматов или собак. Но макаки и лангуры живут намного ниже. А собаки так далеко не пойдут...
ПС. Мешок с заброской был усердно закидан камнями. Тяжелыми камнями.
ППС. Кроме того, хочу обратить внимание, на какое животное из местной фауны следует обращать внимание при закладывании заброски.
ПППС. Мы в лоджии оставляли заброску. Безопасно. Все цело.
Извини, если что не так.
На фотке пищуха. Они из зайцеобразных.
- высота около 6000
- Рюкзак не проклевали, не разорвали, а расстегнули молнию почти на всю ее длину.
- Все предметы (фонарь, батарейки, очки...) вынули из рюкзака.
- Сникерсы тоже не ели впопыхах, а забрали и унесли.
Я в Гималаях не раз наблюдал за поведением этих удивительных птиц. Всегда, когда им доставалось что-то съестное, они уносили куда-то. Видимо, у них есть в нашем понимании дом с кладовкой и столовой. :) Вороновых в Гималаях живет несколько разновидностей. И другие животные там, высоко в горах, часто демонстрируют какой-то совсем не звериный интеллект. Приходилось не раз удивляться. :)
Так что тот факт, что нет рваной упаковки рядом с разорённой заброской, вовсе не доказывает, что это были люди. Могли вОроны просто перепрятать в свой тайник. :) Даже скажу больше. Я хорошо знаю непальцев, в Непале был много раз и бываю там часто. Если они решились разорить закладку, то проверили бы все вещи и мешки. И уж телефон точно бы взяли. Одежду скорее всего тоже. Я знаю как горят глаза у молодых людей в горных поселках, когда они видят в руках у меня смартфон. К тому же для них еда имеет большую ценность. Конечно, меньше телефона, но разбрасывать по камням просто так, из нелюбви к туристам они не будут. Не для этого брали. Я видел, как шерпы собирали в камнях рассыпанный туристами изюм. К тому же в Непале красть не принято. В моей практике только таманги норовили обмануть или стащить.
А в каком районе Непала это происходило? От того, какая народность там живет, многое зависит.