Небесный капкан Барунце: Марек Холечек о новом маршруте и превратностях судьбы

Пишет Brodilka, 11.06.2021 12:41

Чешский альпинист Марек Холечек уже отошел от больничного режима и представил несколько любопытных материалов о новом маршруте по западной стене непальского семитысячника Барунце (7129 м). Название линии – “Небесный капкан” (Heavenly Trap) – отнюдь не метафорично: Мареку и его напарнику Радославу Гроху, запертым непогодой на большой высоте, действительно пришлось туго...

Эпический размах восхождения и амбициозность первопрохождения, драматизм, напряжение и счастливый финал – пожалуй, лучший рецепт этой гималайской весны, в отличие от пресных отказов от восхождения и горечи потерь. История восхождения двух чехов - Марека и Радослава - впечатляет не только с альпинистской точки зрения, но и чисто человеческой - парни сохраняли присутствие духа и позитивный настрой даже в больнице в Катманду.

Марек Холечек и Радослав Грох на вершине Huandoy Norte в 2019 году. Источник: личная страница Марека на Facebook.

Страсти на Барунце

С 21 по 30 мая два чешских альпиниста Марек Холечек и Радослав Грох проложили новый маршрут по западной стене Барунце (7129 м), левее линии россиян, пройденной Валерием Першиным, Евгением Виноградским и Салаватом Хабибуллиным в 1995 году под руководством Сергея Ефимова.

24 мая во время вечернего сеанса связи Марек сообщит: "Сильный снегопад, крутой лёд и скалы. Худшее сочетание в мире. Мы находимся в 50 метрах от вершины, но подняться туда было выше наших сил. Небо прорвало и по склонам потекла снежная река. К счастью, нам удалось найти место для бивуака. Это небольшая полка с каждой стороны которой километровая пропасть, но в то же время тут есть место под палатку. Она вписывается так идеально, что не остаётся ни одного лишнего сантиметра. Вокруг нас сходят лавины, но на данный момент это наш пятизвёздочный отель. Мы вымотались, как котята, замёрзли, оголодали и испытываем жажду. Боже, помоги нам завтра подняться наверх и спуститься". – Источник: страница Марека на Facebook.

Едва достигнув вершины и тут же начав спуск (прекрасно понимая, что погода не будет ждать, пока они нафотографируются), чехи попали в ловушку: ураган перегородил все пути отхода, видимость никак не прояснялась, кончались силы и последние запасы – альпинисты планировали потратить на восхождение шесть дней, а не десять, и без того “торопились” вниз.

26 мая во время сеанса связи прогнозы Марека были неутешительными: "Белая тьма. Мы в плену у погоды. Очередной бивуак на хребте Барунце. В этот раз на 6900. Снег идёт, ветер завывает и вокруг белая тьма. Нам нужно всего три часа хорошей видимости, чтобы быть в безопасности. Попробуем спуститься ночью. До субботы снег. Буду отправлять актуальные сообщения пока телефон совсем не сел".

На субботнюю перемену погоды уповали все: и те, кто был наверху, и те, кто на низком старте был готов тут же отправиться на помощь парням.

Небесный капкан Барунце: Марек Холечек о новом маршруте и превратностях судьбы (Альпинизм)Барунце. Фото из архива Марека.

Но, как говорится, делать нечего, надо прорываться... В субботу, 29 мая двойка всеми правдами и неправдами начала спуск. Добравшись до базлага, они дождались помощи и уже по воздуху были доставлены в Катманду в пугающем состоянии: изможденные, похудевшие (Марек признался, что скинул около 10 кг), подмороженные, но целые и невредимые!

Парни могут! Фото из архива Марека.

С небес на землю

В интервью lidovky.cz Марек Холечек шутит: "Мы похожи на рекламу смерти, но я с нетерпением жду доброй кружки пива". Четыре дня в небесной ловушке и изнурительный спуск стали примером профессионализма и стойкости, однако героями их делает не только это.

Новый маршрут на семитысячник интригует и впечатляет. planetmountain.com опубликовала рассказ Марека о восхождении: "Вместе с "Радаром" Радославом Грохом мы засматривались на западный склон Барунце (7129 м), который круто поднимается вверх из долины Хунку в районе Кхумбу в Непале. Я несколько лет раздумывал над идеей подняться по новому маршруту по этой красивой стене и всегда думал об этом с большим почтением. В 2019 году эта идея возродилась, когда я снова увидел Барунце во всей его красе. Однако в то время в моем списке была еще одна вершина, чуть дальше по той же долине, а именно северо-западная стена Чамланга, на которую я поднялся вместе со Зденда "Гачек" Хак. Одного взгляда на гору мне было достаточно, чтобы понять, что я должен вернуться туда.

Чешская линия “Небесный капкан (ловушка)” (Heavenly Trap). Фото из архива Марека.

Мы достигли базового лагеря под Барунце 13 мая. Мы уже были хорошо акклиматизированы после предыдущего похода, поэтому просто ждали четыре дня хорошей погоды, чтобы выйти на западную стену. 21 мая мы упаковали альпинистское снаряжение и еду на шесть дней и проложили путь через ледник к бивуаку чуть ниже подножия горы.

На следующий день мы вышли рано, и уже с самого начала столкнулись с проблемами: уже в нижней части был твердый лед, который часто переходил в сложный микст. Это связано с тем, что западная стена претерпела серьезные изменения за последние засушливые годы. Действительно, со склонов сошло много снега и льда, и в нынешнем состоянии я просто не могу представить, чтобы кто-то повторил маршрут 1995 года под руководством Сергея Ефимова через столб справа от нашей линии.

Чем выше мы забирались, тем труднее становилось. Когда вышло солнце и температура поднялась, начался кошмарный камнепад. После десяти часов наведения в кошках нам ничего не оставалось, кроме как выкопать ледяную платформу, сесть и, привязавшись к веревке, устроить первый бивуак. Мы оказались не в том месте не в то время и примерно на сотню метров ниже, чем планировали изначально.

23 мая стояла хорошая погода. Мы поднялись на ледовую плиту, которая вела нас по диагонали влево, мимо снежных канавок и к участкам скал. Набор высоты шел медленно и стоил нам много сил и энергии. Еще до захода солнца мы обнаружили в сугробе яму, достаточно большую для четырех палаток, и расположились там ночевать.

На следующее утро мы столкнулись с сутью всего маршрута - 250-метровым барьером из сломанной скалы прямо над нашими головами. Нам потребовалось время, чтобы решить, где подняться, и, к сожалению, наше восхождение стало замедляться, как только погода изменилась. Изо всех сил мы поднимались сквозь сильный снегопад на семьдесят метров ниже гребня, но были вынуждены там разбить лагерь. К счастью, мы наткнулись на скалистый выступ, круто торчащий над долиной, который был точно размером с нашу маленькую палатку.

25 мая погода испортилась, но не было другого выхода, кроме как подняться на гребень, достичь вершины и спуститься по "нормальному" маршруту. Однако легче сказать, чем сделать: из-за сильного снегопада и ветра на последние метры подъема по смешанным участкам у нас ушел весь день. Мы достигли вершины около 16:00, полностью замерзли, и из-за густых облаков с трудом могли разглядеть что-либо на шаг впереди.

Было решено разбить лагерь. Ночью начался ураган и полностью засыпал нашу палатку. Сильный ветер продолжился и на следующее утро, принося с собой огромное количество свежего снега. Мы попытались спуститься, но через несколько метров снова установили нашу палатку и залезли обратно. В этих условиях было просто невозможно куда-либо двигаться.

Следующие два дня погода стояла дьявольская, и даже самые простые задачи, такие как кипячение воды или мочеиспускание, были на грани выживания. Несколько раз нам снова приходилось выкапывать палатку из снега, и потом мы снова просто сидели, ждали и молились. Больше мы ничего не могли сделать. Все, что у нас было, было мокрым или замороженным, да и нам самим было чертовски холодно.

Наконец, 29 мая погода немного улучшилась, ветер утих, и видимость вернулась. Мы спустились более чем на 1000 м по крутому гребню, который вел вниз к долине, но из-за большого количества свежего снега и опасности схода лавины продвижение было медленным. Днем стало ясно, что до ледника нам не дойти, и нас снова ждал еще один неприятный бивуак.

30 мая встретило нас прекрасным утром и обещанием стать великим днем. Мы сразу же воспользовались этой возможностью и вызвали вертолет по спутниковому телефону. Причины этого были очевидны: в базовом лагере нас никто не ждал. Кроме того, горные склоны и вся долина были покрыты большим количеством нестабильного снега. После тяжелых дней на горе никто из нас не хотел испытывать удачу, рискуя быть унесенным лавиной.

К счастью, наш звонок был услышан, и в 7 утра нас освободил из ледяного ада вертолет, который доставил нас прямо через Гималаи в Луклу всего за 30 минут.

"Небесный капкан (ловушка)" - это название нашего нового маршрута, который ведет круто по западному склону Барунце. Сложность восхождения оценивается в ABO + (M6 + / VI + / 80 °) при общей длине маршрута 1800 м (набор высоты 1300 м). Мы с Радом договорились, что хотим посвятить нашу новую линию двум нашим друзьям Петру Махольду и Кубе Ванеку, которые пропали на этой стене восемь лет назад и с тех пор их никто не видел. Могу с уверенностью заявить, что более сложного восхождения в горы я еще не совершал. Я хотел бы поблагодарить моего партнера Радека и Бога за их терпение. Именно благодаря им и появилась эта новая альпинистская "жемчужина".

Чему учит Барунце?

Когда Lidovky.cz спросил у Марека: "Четыре дня вы были отрезаны от всего, вы общались только со своим партнером. Насколько это было сложно психологически? Для обеих сторон?", тот ответил:

"Если бы я столкнулся с этим в первую неделю своей горной карьеры, или даже через год, два - все было бы по-другому. Но у меня за спиной более сорока экспедиций, в которых всегда есть похожие элементы. Прежде всего, разлука с близкими оказывает давление на психику, потому что вы теряете чувство безопасности. Но я не хожу на природу, в подобные опасные места, без понимания, чего от них можно ожидать. Напротив, я даже в какой-то степени с нетерпением жду этого.

Если я нахожусь в том или ином месте, значит, мне по силам с этим справиться. Конечно, в трудные моменты вы направляете мысли своим близким, но при этом очень важно сосредоточиться на достижении цели и выходе из сложной ситуации.

Это контрасты жизни, между обычной рутиной, где царит процветание и покой, и другой его крайностью, со всем этим напряжением и неопределенностью, помогают осознать и ощутить полноту жизни, в которой есть место личным подвигам и семейным посиделкам с самыми близкими людьми. <...> Мы, конечно, не были счастливы от того, что застряли из-за непогоды с Радеком, но мы знали, что не можем сделать шаг влево-вправо, потому что тогда мы упадем на два километра ниже. В этом нет смысла. Да, дул ветер, падал снег, очень много, но все, что мы могли делать в этот момент - это просто экономить энергию, не поддаваться тревожным мыслям и ждать. Это нужно для того, чтобы в тот момент, когда появится возможность начать что-то делать, быть к этом готовым".