Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г

Пишет imp13, 27.10.2024 00:15

В августе 2024 г в двойке в альпийском стиле мы прошли вариант маршрута Кузьмина на вершину Хан-Тенгри с севера.

Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г (Альпинизм)

с 04 по 11 августа мы двигались по маршруту наверх и еще два дня затратили на спуск в лагерь Южный Иныльчек.

Маршрут представляет собой снежно-ледовый склон в нижней части и участки скал в верхней.

Начало маршрута.

Скальный гребень решили обойти по ледовому склону справа, тк скальная часть очень сильно вытаяла и была сильно разрушена. После прохождения склона, вышли на ледовый гребень с останцами скал. Выложили площадку под палатку на скалах.

Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г (Альпинизм)С1 площадка на скальнике.

Последущие два дня ушли на прохождение снежно-ледового склона с выходом на гребень, ведущий к подушкам. Ночёвки располагали в ледовых трещинах под прикрытием сераков.
Склон со всеми видами состояний снега от плотного льда и фирна, до крупы, в которой тонешь и копаешь траншею наверх. Страховка на бурах, ледорубах, фирновых кольях.
Каждый день во второй половине дня идет снег, по склону сбегают снежные речки.

Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г (Альпинизм)

Перед выходом на подушки пришлось вставать на полудневку. Плотный туман без видимости и обильный снегопад.

На следующий день вышли на подушки ледопада, много глубокого снега, но получилось легко найти мосты и пройти ледопад за день и выйти под основание скального гребня.

Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г (Альпинизм)Выход на подушки ледопада.

Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г (Альпинизм)Мосты через трещины.

День потратили на прохождение нижнего скального треугольника. Страховались якорями, титановыми швеллерами иногда снежными кольями. Не очень сложные скалы.

Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г (Альпинизм)

Ночевку сделали в ледовой мульде. Вкопали палатку в удобном понижении. Большой неприятностью оказался баллон газа (куплен в магазине новым), но видимо перезаправленный. Большое содержание одоранта и более тяжелых газовых фракций и продуктов их горения вызывали тяжелое состояние и головную боль. Конечно палатка проветривалась и тп. но мы знатно пострадали той ночью. С другими баллонами такой проблемы не было.

Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г (Альпинизм)Нижний скальный треугольник.

Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г (Альпинизм)Линия движения в верхней части маршрута.

Второй участок скал чуть более сложый в прохождении. Скалы засываны снегом и чтобы продвигаться верх приходилось откапывать и сбивать рыхлую корку снега с поверхности. Драйтуллинг на высоте 6700 это весьма интересное занятие. После скал вышли под основание снежно-ледового предвершинного гребня. Установили лагерь на перемычке в стороне от основного склона под прикрытием небольшого ледового гребешка.

Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г (Альпинизм)Верхний скальный треугольник

Ближе к 5 утра нашу палатку замело снежной лавиной. Выбрались из под завала через разорванный тамбур палатки, потом еще полчаса откапывали палатку и всё снаряжение. Собрались и по снежно-фирновому гребню с участками скал вышли на вершинные поля Хан-Тенгри.

Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г (Альпинизм)

Если на классическом маршруте снег в основном плотный и задутый, то наша стороны горы была завалена мягким и пушистым снегом, местами глубина была по пояс. Тяжелая тропежка в сторону вершины по глубокому снегу. В 8 вечера вышли на вершину и тут же начали спуск по классическому маршруту на перемычку между п. Чапаева и Хан-Тенгри.

Около 2 ночи собрались на перемычке и наконец-то смогли отдохнуть. Еще полдня ушло на переход в лагерь Южный Иныльчек.

Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г (Альпинизм)Хан-Тенгри с севера

Выводы после прохождении маршрута:
- маршрут логичный и нитка его неплохо читается, но состояние снега на маршруте не оценить. Лучше закладывать дополнительное время на прохождение снежных участков по глубокому снегу.
- При разведке маршрута снизу не просмотреть все линии переходов. и так жене оценить состояние склонов.
- нижняя часть маршрута может быть камнеопасна (на склоне видны следы камней и отдельные камни также летели по склону)
- скалы сильно разрушены, особеннно в верхней части, при этом трещин под крючья и якоря почти нет.

Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г (Альпинизм)мои новые титановые ледорубы от krukonogi.com - это просто огонь!