Хан-Тенгри с севера по маршруту Кузьмина август 24 г
В августе 2024 г двойка Вадим Каликин (Новосибирск) и Алексей Быков (Петрозаводск) в альпийском стиле прошла вариант маршрута Кузьмина на вершину Хан-Тенгри с севера.
с 04 по 11 августа мы двигались по маршруту наверх и еще два дня затратили на спуск в лагерь Южный Иныльчек.
Маршрут представляет собой снежно-ледовый склон в нижней части и участки скал в верхней.
Начало маршрута.
Скальный гребень решили обойти по ледовому склону справа, тк скальная часть очень сильно вытаяла и была сильно разрушена. После прохождения склона, вышли на ледовый гребень с останцами скал. Выложили площадку под палатку на скалах.
Последущие два дня ушли на прохождение снежно-ледового склона с выходом на гребень, ведущий к подушкам. Ночёвки располагали в ледовых трещинах под прикрытием сераков.
Склон со всеми видами состояний снега от плотного льда и фирна, до крупы, в которой тонешь и копаешь траншею наверх. Страховка на бурах, ледорубах, фирновых кольях.
Каждый день во второй половине дня идет снег, по склону сбегают снежные речки.
Перед выходом на подушки пришлось вставать на полудневку. Плотный туман без видимости и обильный снегопад.
На следующий день вышли на подушки ледопада, много глубокого снега, но получилось легко найти мосты и пройти ледопад за день и выйти под основание скального гребня.
День потратили на прохождение нижнего скального треугольника. Страховались якорями, титановыми швеллерами иногда снежными кольями. Не очень сложные скалы.
Ночевку сделали в ледовой мульде. Вкопали палатку в удобном понижении. Большой неприятностью оказался баллон газа (куплен в магазине новым), но видимо перезаправленный. Большое содержание одоранта и более тяжелых газовых фракций и продуктов их горения вызывали тяжелое состояние и головную боль. Конечно палатка проветривалась и тп. но мы знатно пострадали той ночью. С другими баллонами такой проблемы не было.
Линия движения в верхней части маршрута.
Второй участок скал чуть более сложый в прохождении. Скалы засываны снегом и чтобы продвигаться верх приходилось откапывать и сбивать рыхлую корку снега с поверхности. Драйтуллинг на высоте 6700 это весьма интересное занятие. После скал вышли под основание снежно-ледового предвершинного гребня. Установили лагерь на перемычке в стороне от основного склона под прикрытием небольшого ледового гребешка.
Ближе к 5 утра нашу палатку замело снежной лавиной. Выбрались из под завала через разорванный тамбур палатки, потом еще полчаса откапывали палатку и всё снаряжение. Собрались и по снежно-фирновому гребню с участками скал вышли на вершинные поля Хан-Тенгри.
Если на классическом маршруте снег в основном плотный и задутый, то наша стороны горы была завалена мягким и пушистым снегом, местами глубина была по пояс. Тяжелая тропежка в сторону вершины по глубокому снегу. В 8 вечера вышли на вершину и тут же начали спуск по классическому маршруту на перемычку между п. Чапаева и Хан-Тенгри.
Около 2 ночи собрались на перемычке и наконец-то смогли отдохнуть. Еще полдня ушло на переход в лагерь Южный Иныльчек.
Выводы после прохождении маршрута:
- маршрут логичный и нитка его неплохо читается, но состояние снега на маршруте не оценить. Лучше закладывать дополнительное время на прохождение снежных участков по глубокому снегу.
- При разведке маршрута снизу не просмотреть все линии переходов. и так жене оценить состояние склонов.
- нижняя часть маршрута может быть камнеопасна (на склоне видны следы камней и отдельные камни также летели по склону)
- скалы сильно разрушены, особеннно в верхней части, при этом трещин под крючья и якоря почти нет.
мои новые титановые ледорубы от krukonogi.com - это просто огонь!
Всем удачных восхождений!