МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1

Пишет nickegor, 28.01.2019 23:15

Все началось в конце 1983г. В те годы НИИЖТ (СГУПС) сотрудничал с Сибгипротрансом (СГТ) в изысканиях и проектировании БАМа, на участке 299-1000км. Одним из ГИПов БАМа был Б. Н. Ильин, с которым мы длительный период времени плодотворно работали на объектах БАМа, а в свободное время занимались спортивным туризмом. Однажды при встрече Ильин раскрыл карту Южно-Муйского хребта и, указывая на высшую отметку хребта (2731м) сказал, что проезжая и пролетая на вертолете вдоль трассы, неоднократно обращал внимание на Северо-Восточную часть хребта, выделяющуюся пикообразными вершинами и скальными стенами. Расстояние от трассы составляло 40-50 км, и в хорошую погоду горный массив хорошо просматривался. Это были годы завершения строительства БАМа, и мы, по мере возможности посещали замечательные уголки природы, связанные с выходом термальных источников, оригинальных горных ландшафтов и водных объектов. Было решено, что при первой возможности, мы посетим этот район и попытаемся подняться на высшую точку хребта
МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)

Светлой памяти Сергея Юзенаса и
Дмитрия Подкаминера,
оставшихся в горах, посвящается.

Первый поход (апрель 1984г.)

Выход запланировали на весну 1984г. На мне лежали обязанности по подготовке альпинистского снаряжения и сбору информации по пройденным туристским маршрутам в этом районе, а Ильин должен был собрать группу восходителей. Поскольку все участники похода работали на разных участках БАМа, сбор назначили на одном из пойменных озер реки Муи, с обозначенным на карте зимовьем. Затея оказалась рискованной, поскольку в пойме оказалось несколько озер с похожими характеристиками, и на них в период строительства БАМа, лесозаготовители организовали несколько теплушек для проживания. Тем не менее 5 апреля 1984 года основная группа собралась в вагончике ТО-11(тоннельный отряд), а шестого утром подъехали Ильин с Комаровым и наша группа в полном составе двинулась в путь.
Вся группа кроме меня состояла из работников СГТ. Это Ильин Б.Н. (ГИП), Комаров И.(начальник радиостанции), Касаткин С. (инженер), Скасырский В. (инженер) и Щенников В. (гидролог). Все ребята имели большой опыт экспедиционной работы, а Ильин, Комаров и Щенников – опыт спортивных походов и восхождений. Я к тому времени имел квалификацию КМС по альпинизму и инструкторское звание. Из снаряжения мы взяли две основных верёвки, грудные пояса с карабинами, несколько скальных крючьев, лыжи и бивуачное снаряжение. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ) МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
6 апреля
Вышли на маршрут в 10.45. По заболоченной пойме р. Муи, изобилующей небольшими озёрами, старицами с зарослями леса и кустарника, сильно не разгонишься. Высота снега 20-30 см. Держим направление на предполагаемый выход в Мую термального источника. В 12.30 выходим на Мую. Ширина реки в среднем 100 метров. Термального источника не оказалось. Решили пообедать. Погода солнечная, тёплая, температура воздуха около 0º на солнце снег подтаивает. После обеда сразу столкнулись с проблемой подлипа, лыжи цепляли на себя столько снега, что мы с трудом их передвигали. Имеющаяся смазка оказалась не эффективной. Пройдя вверх по течению около 5 км, на повороте увидели большую полынью. Это оказалось слияние термального источника с Муей. Сам выход источника на поверхность находился в полутора километров на склоне реки, заросшей буйной растительностью. Температура воды в месте выхода +30º, но в бассейне она перемешивалась с остывшей водой и имела температуру +12º. Купаться передумали и продолжали движения вверх по Муе. Опять сильный подлип, лыжи промокли, наши силы тают на глазах. Через час хода решили подсушить лыжи на костре и смазать свечкой. На некоторое время это помогло, но вскоре лыжи опять промокли и налипание возобновилось. Встали на ночлег в 19 часов, на берегу реки перед её поворотом на запад. Все заметно устали, но настроение бодрое, впереди неизведанные дали. Жаркий костер и ужин быстро восстановили силы. Кругом первозданная природа, и мы казалось, единственные представители цивилизации. Ночуем в палатке без печки, холодно, температура воздуха -20º. Спать холодновато, но мы к этому готовы и морально и наличием подходящего снаряжения. За день прошли примерно 18 км.
7 апреля
Проснулись около семи. Труднее всего вставать первому. Надо суметь одеться в тесной палатке, выйти на улицу и разжечь костер. Остальным проще, выходишь и собираешься у огня. Утро ясное, морозное, тихое. Солнце появилось из-за гребня гор, и сразу изменилась окраска склонов, засверкали огоньки на кристаллах снега и льда.
Вышли в 7-40. Двигаемся по реке на запад. Кругом тишина, первозданность и неизвестный маршрут. Через некоторое время стали доноситься странные звуки и вскоре за поворотом произошла совершенно неожиданная встреча. На открывшемся большом участке реки на расстоянии примерно 500м расположилось несколько десятков рыбаков. Некоторые подъехали видимо недавно и интенсивно бурили лунки во льду. Первую минуту мы стояли ошарашенные этой новостью, как будто мы оказались в пригороде Новосибирска. На берегу стояло несколько вахтовок на базе Уралов, ГАЗ-66 и Магирусов. В апреле начинается движение хариуса вверх по течению из зимних бассейнов и рыба клюет достаточно активно. Пройдя через весь этот табор установили, что большинство рыбаков из Северомуйска, расположенного в 90км, а также из Таксимо. Многие бамовцы не только романтики, но и большие любители природы охоты и рыбалки. Что ещё поразило в этом медвежьем краю, так это появление рыбнадзора. Рыжий мужчина средних лет с малокалиберной винтовкой за спиной довольно настойчиво уговаривал мужиков свернуть рыбалку. Мужики отмахивались от него как от назойливой мухи и продолжали свое дело.
Справа по ходу к реке спускался крутой прижим и все временные дороги на этом заканчивались. Посетовав на нашу промашку, продолжаем движение до зимовья, стоящего в устье ручья. Поскольку все рыбаки были на реке, мы комфортно расположились на отдых и пообедали.
Опять вверх по Муе. Тепло и опять подлип. Горы медленно открываются слева по ходу. До них уже около 15 км, но мы идем пока параллельно хребту по руслу Муи. В 17 часов подошли к зимовью Черника. Оно находится на правом (орографически) берегу реки в месте очередного поворота реки на запад. Перед зимовьем в Мую впадает ручей, берущий начало с Южно-Муйского хребта. Муя здесь порожистая на значительной длине. В 1977 году здесь погиб геолог при сплаве на лодке, о чем сообщает табличка на скале прижима. Зимовье почти новое, просторное и мы достаточно комфортно разместились на ночлег. За день прошли около 20 км.
8 апреля
Переночевали хорошо. Вышли на маршрут в 8 часов. Сегодня нам предстоит преодолеть лесистый водораздел между ближайшим ручьем и рекой Джултуктой и по ее долине подняться под вершину 2731. Расстояние по карте 12 км. Неприятности, как всегда, пришли неожиданно. При пересечении русла ручья я сломал лыжу, прямо под грузовой площадкой. Починка лыжи заняла минут 40. За это время Ильин с группой вышли на довольно крутой лесистый склон и решил его преодолеть в лоб. Мокрый снег проваливался на глубину 50-70 см, наста совсем нет, лыжи проваливаясь, становились на дыбы и сильно стреляли (отдавали). Я догнал группу почти наверху водораздела. Все сильно устали, скорость передвижения снизилась до 0,5 км/час. Неудобства нам добавлял кедровый стланик, скрытый снежным покровом. При троплении лыжни, он буквально выстреливал из под снега, препятствуя передвижению. В 17-30 мы наконец вышли на границу леса в русле р. Джултукты. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
Перед нами открылась узкая долина с резко возвышающимися боковыми хребтами, с крутыми, местами обрывистыми склонами. Абсолютная отметка примерно 1250 м. Пройдя еще с километр, подошли к небольшому замерзшему озеру и решили остановиться на ночлег. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
Все промокли и сильно устали. Место привала живописное. Вода и дрова в достатке. Озеро заканчивается наледью, которая каскадом спускается по руслу речки. За день преодолели всего 7 километров с набором высоты 600-700 м. Ставим палатку, ужинаем и падаем в спальники. Сложности, связанные с прохождением крутого склона по рыхлому снегу и вздыбившийся перед нами главный хребет, немного остудил наш восходительский настрой. Решили сделать здесь базовый лагерь, а завтра налегке подняться к хребту с целью оценки возможности восхождения на вершину.
9 апреля
В 9 часов вышли на разведку в полном составе, взяв с собой самое необходимое. От озера идем по правому (орографически) склону. Идти легче, но снег проваливается даже утром. Наста нет совсем. В 13 часов подошли к началу контрфорса. Склоны все круче и выше. Все хорошо просматривается, погода солнечная. Остановились на обед у озерка. Топливом для костра послужили сухие ветки ольхи, пробивающиеся сквозь снег небольшими участками по берегу озера. На краю озера оригинальным обелиском (каменным цветком) возвышался огромный камень светло-серого цвета, высотой 10-12 метров, который при падении невесть откуда раскололся на три равные части и раскрылся в виде бутона. Притом излом настолько свежий, как будто произошло это вчера.
Главный хребет начинается монолитной пирамидой, очень правильной формы, высотой приблизительно 2650м. По правому боковому гребню красиво смотрится Трезубец (наше название), высотой примерно 2300м.
Цирк главного хребта замыкается с юга и запада обрывистыми заснеженными стенами, высотой до 700 метров. Скалы гранитные, серого цвета, поражают своей монолитностью. На север склоны крутые, но не обрывистые, с выходами отдельных скал. Главная вершина (2731) просматривается не очень четко, просто в гребне видны отдельные пикообразные вершины примерно одной высоты.
После обеда решили подняться на северный склон, но раскисший снег и лавинная опасность не позволили нам это сделать. В лагерь вернулись мокрые и усталые в 19 часов. Приболел Валера. На завтра решили одной тройкой взойти на «Трезубец» с целью разведки и фотографирования панорамы.
10 апреля
На восхождение изъявили желание идти Касаткин Сергей, Скасырский Василий и я. Остальные участники остались в лагере наблюдателями. Вышли в 8 часов. По готовой лыжне быстро прошли 3 км. Пересекли ручей и стали подниматься на снежный взлет между вершиной 2169 и скальными сбросами. Наверху оказалась платообразная площадка. С плато по гребню второго зуба поднялись на его вершину. Сначала шли на лыжах, а когда гребень стал крутым и узким, лыжи оставили и движение продолжали в связке. На верхний зуб взошли в 13 часов (высота примерно 2300 м). На север и юг вершина обрывается скальными сбросами, высотой несколько сот метров. На юг под нами просматривается озеро с отметкой 1552м. Прямо за ним простираются стены главного хребта. Практически просматривался весь высокогорный гребень массива, но четкого положения вершины 2731 я так и не увидел. Перед нами был скальный бастион с башнями примерно одной высоты. Гребень смотрелся грозно и неприступно, особенно в зимний период. Небольшое выполаживание просматривалось только слева от горы «Пирамида». МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ) Возможно там имеется перевал, ориентировочно 2 к.с
Самым удивительным оказалось то, что за гребнем в юго-восточном направлении виднелась пикообразная вершина, значительно превышающая высоту всех окружающих вершин. Сомнений, что это была высшая точка не возникало, поскольку она находилась на некотором удалении от хребта, а мы стояли на отметке ниже главного хребта на 300-400 метров. С места нашего наблюдения вершина казалась очень крутым пиком правильной формы. Восторженно обсуждая увиденное, мы строили предположения, как все это могло случиться. Фотографируем панораму, последний раз любуемся увиденным и вниз. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
В 15-30 были в лагере. Время, отведенное на маршрут, заканчивалось и поэтому было решено возвращаться по пути подхода. В 20-20 остановились на ночлег в зимовье Черника.
11 апреля
Вышли из зимовья в 8-30 и к началу зимника (место рыбалки) подошли в 11 часов. Пообедали. До вагончика ТО-11 по зимнику 23 км. Идти что-то не захотелось, решили подождать случайную машину. К вечеру к зимовью подъехали лесозаготовители и взяли нас с собой. В 21 час мы встретились с идущей за нами изыскательской машиной, а в полночь прибыли в Северомуйск.

Подводя итоги первого похода можно сказать, что главным его результатом было сенсационное обнаружение доминирующей вершины, не обозначенной на карте, масштаба 1:100000 (километровка). Карты этого масштаба (секретные) были на тот момент самыми информативными и использовались изыскателями для трассирования БАМа. Б.Н. Ильин с сомнением заметил, что ошибка маловероятна, мы что-то путаем. За почти 20-летний период работы на БАМе на картах этого масштаба было обнаружено всего две ошибки.
Нашей тактической ошибкой было выбранное время похода. Весна в начале апреля на Южно-Муйском хребте уже берет свои права. Сильный подлип, отсутствие наста, лавинная опасность увеличивают сложность и без того не простого района. Стало также очевидным, что осваивать этот район надо в летний период и группой с более серьезной альпинистской подготовкой.
Вернувшись в Новосибирск, Ильин сделал запрос в Хабаровский Геодезический институт и получил положительный ответ и схему расположения высшей точки хребта с отметкой 3067.1м. Получается, что это второй по высоте трехтысячник Забайкалья и его высота всего на 5 метров ниже пика БАМ (3072м). Безусловно, это сообщение повысило наш интерес и к району и к вершине.

Второй поход

Второй поход к вершинам Южно-Муйского хребта состоялся 16-26 августа 1984 года. Главными задачами похода являлись:
-оценить различные подходы в район вершины;
-уточнить расположение вершины;
-определить наиболее доступные варианты маршрутов на вершину.
В связи с ограниченностью времени, восхождению на вершину (разведка маршрутов и возможное восхождение) уделялся один день.
В те годы я руководил подготовкой туристов на факультете общественных профессий (ФОП) НИИЖТа и всегда находились студенты, готовые отправиться в поход. Слушателям ФОПа требовалась практика руководства спортивными походами, поэтому оформление и руководство походами первой и второй категории сложности нередко выполняли выпускники факультета. В этом походе руководителем группы выбрали Соктоеву Тамару. В состав группы кроме меня вошли студенты: Фильченков Слава, Шлей Володя, Кумарева Ольга и Сауленко Лариса. Маршрут был оформлен второй категории сложности. Участники похода встретились в поселке строителей БАМа - Северомуйске. Ребята под моим руководством проходили производственную практику на объектах БАМа, а девушки четверо суток добирались на поездах и автотранспортом до места нашей встречи
17 августа
На вахтовке изыскателей Сибгипротранса мы доехали до озера Лапро, расположенного в 50 км от Северомуйска.МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ) Справа просматривается седловина перевала Лапро, через который мы должны выйти к реке Муе. Перевал имеет высоту около 1200м и находится в зоне леса. Взваливаем тяжелые рюкзаки, делаем прощальное фото на новом, пахнущим креозотом полотне железной дороги и в путь. Сначала идем вдоль карьера, используемого для отсыпки земляного полотна, а далее по таёжному лесу вышли к шумной горной реке. Первое время приноравливаемся к преодолению различных препятствий (буреломов, заболоченных участков, крутых взлетов, стланика). К этому мы были морально готовы. С каждым часом всё больше ощущается тяжесть рюкзака, рубаха мокрая от пота насквозь, а оголиться, не позволяет гнус. На привалах отмечается всплеск позитива. Обилие ягод (голубика, брусника, клюква), чистейшая прохладная вода горной реки, первозданная природа и солнечная погода, - настраивают всех на веселый лад.
На ночлег встали перед перевалом, на берегу ручья. Впереди открывается распадок перевала, поросший молодой лиственницей и кустарником. Палатку поставили на мягкую моховую подстилку. Допоздна у костра обсуждаем реалии маршрута и наспех сушим сухари из Северомуйского хлеба, ибо в магазинах их не оказалось.
19 августа
Время похода летит быстро. Накануне прошли перевал и устремились в долину реки Муи. Спускаясь в долину, пришлось преодолеть несколько боковых притоков ручья Неянды с крутыми взлетами и прижимами. При подъеме на очередной увал перед нами вдруг раздался треск веток. Выше по склону примерно в 30 метрах стоял медведь, сверля нас злыми глазами. Мы замерли, наблюдая за медведем и соображая, что предпринять. Пауза длилась несколько секунд, вдруг медведь резко прыгнул в сторону, нырнул в стланик и стал быстро удаляться, ломая всё на своём пути. При этом в звере проявилась такая силища и скорость, что в случае схватки мы вряд ли могли бы, что-то противопоставить. Оживленно делимся впечатлениями и продолжаем путь.
Во второй половине дня вышли к реке Муе. Перед нами серьезная водная преграда. Ширина реки 65-120м. Каменистые берега поросли разнообразной живописной растительностью. Некоторое время идем вниз по течению, подыскивая удобное место для переправы. Пока река хоть и быстрая, но не порожистая. Но вот впереди слышится характерный шум бурлящей воды. Оставляем рюкзаки и идём в разведку. Впереди пороги. Река на длине примерно 2-3 километров превращается в бурную струю с белыми валами, бьющимися о камни. Именно в конце этих порогов весной на скале мы обнаружили табличку, сообщающею о гибели геолога. Поскольку никаких плавательных средств у нас не было, решили соорудить плот и переправиться. Возвращаемся к рюкзакам и сразу за дело. Девушки устанавливают лагерь, а мы рубим сухостойные деревья и сплавляем их в удобное для вязки плота место. Работа очень тяжелая. Не повезло Володе Шлею, при падении одного из бревен, комлем ему придавило ступню ноги. Как оказалось, в дальнейшем у него оказался закрытый перелом одного из пальцев. Володя весь поход мужественно терпел, и только ночью, во время сна, иногда слышался приглушенный стон. Всего заготовили 6 бревен, из расчета 2 бревна на человека, т.е. грузоподъемность плота 3 человека МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ).
Ночью, лежа в спальнике, пытаюсь рассчитать скорость и длину сноса плота течением, чтобы не унесло на пороги. Получилось, что для безопасной переправы надо иметь участок реки, длиной 250 метров, а первые пороги от начала переправы находились примерно в 300 метров.
20 августа
Утром, чтобы убедиться в правильности расчетов, проводим эксперимент, заплываем на середину реки и возвращаемся назад. Всё в порядке, снесло нас около 200 метров. Риск, конечно, оставался, ибо неизвестна скорость потока у противоположного берега, а также иногда шесты, которыми мы толкались, попадали между камнями и застревали. Всё обошлось. Первую тройку (два парня и девушку), утащило вниз по течению под самые пороги. Разгрузив плот, они отбуксировали его вверх по течению и вдвоем благополучно вернулись назад. К обеду вся группа переправилась на противоположный берег. Теперь можно расслабиться: купаемся, обсуждаем переправу, обедаем.
Переход в долину реки Шуринды оказался трудоёмким. Поросшие густым подлеском склоны, заболоченные ложбины и промоины, препятствовали нашему движению. Но вот открывается широкая долина с большими открытыми участками валунника. Это места постоянного образования наледей, которые к середине лета тают, обнажая русло. Долину замыкали грандиозные пики с изумительными монолитами скал и снежниками в кулуарах. Вот она наша цель. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
Скорость движения, а с ней и настроение заметно возрастает. К вечеру мы подошли к границе леса и остановились на невысокой террасе, в ягоднике голубики. Вокруг девственная природа, склоны в кудрявом, кедровом стланике, зарослями ольхи и тальника вдоль прозрачного ручья, текущего по каскаду валунов. Погода замечательная, тишь и благодать, а впереди громады вершин, преодолеть которые на первый взгляд нет никаких шансов.
22 августа
Накануне организовали полудневку. Хорошо выспались, подсушились, привели в порядок снаряжение, провели инспекцию продуктов. Главный вопрос: - куда идти, пока оставался открытым. Перед нами горный хребет с крутыми скальными обнажениями без видимых перевалов. Решили организовать разведку. Соктоева Тамара и Слава Фильченков отправились по левому распадку, а я с Ларисой Сауленко пошли вверх по основной долине. На нашем маршруте долина вскоре оказалась завалена крупными глыбами. Крутизна русла значительно возросла, ручей спрятался под обломочный материал. Скальные стены крутым амфитеатром встали перед нами непроходимым барьером. Пройдя около 4 км под основание скал справа (по ходу) увидели седло с доступным проходом на перевал. Маршрут подъема просматривался по крутому кулуару, выстланного в средней части рваными плитами, крутизной 50-60° и длиной ключевого участка около 100м. Далее кулуар выполаживался и выходил на перемычку. Проход найден! Всё это оказалось так неожиданным, что перевал решили назвать «Неожиданный». Группа Соктоевой на своем маршруте перевала не обнаружила, и наш вариант оказался единственным.
Утром, хорошо отдохнувшие, мы двинулись в путь. Для организации страховки мы разбились на две связки по 3 человека. Через два с половиной часа подошли к началу перевала, связались и используя одновременную и попеременную страховку, начали подъем. На одном из участков я вышел вперед, навесил перильную веревку, остальные участники поднимались по перилам. Перевальная площадка находится в складке рельефа на высоте 2245м. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
Впереди по ходу просматривается скальный цирк с большим снежником и остатками ледника, образованный изгибом главного хребта, а слева поднимаются монолитные башни главной вершины. Мы пользовались выкопировкой из секретной карты, масштаба 1:100000. На ней была указана высшая точка с отметкой 2731м в главном хребте (в верховьях реки Джултукты). Позднее со слов Рыжего В.С. узнали, что на вершине этой горы стоит триангуляционный знак. Но увиденное нами не вязалось с изображением на карте.
Следует заметить, что никаких маршрутов на вершину с перевала не просматривается.
На перевале туров и записок не обнаружено. Сооружаем свой тур, оставляем записку, и начинаем спуск в сторону озера Холодного с отметкой 1938м. Название перевала «Неожиданный» не закрепилось. В туристской литературе ближайший перевал (возможно этот) назван «Мотаихой». Спуск пологий, страховка не требуется.
У меня закончилась пленка в фотоаппарате, и я остановился на перезарядку, договорившись встретиться с ребятами на берегу озера. Настроив фотоаппарат, пытаюсь определить местоположение ребят. Вдруг вижу, как скальная глыба на берегу озера отделяется и начинает рушиться как раз в том месте, где должны быть ребята. Разрушаясь, падающие глыбы образовали, такое облако пыли, которое на некоторое время почти полностью закрыло озеро. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
Беспокоясь за ребят, я быстро спустился к озеру и встретил группу перед завалом у ручья. Они решили остановиться на обед буквально в 50 м от обвала. Я встретил их возбужденных увиденным, каждый пытался рассказать, как всё происходило. После обеда, обогнув скальный выступ по заболоченной пойме, мы спустились к реке Бамбукой. Долина расширилась, появились кусты и луговая растительность и только с севера к нам подступами неприступные скалы, а прямо на западе возвышалась усеченная пирамида главной вершины. Палатку поставили на ровной плите, обрывающейся в русло Бамбукоя.
23 августа
С утра идёт мелкий дождь. Туман и облака скрывают очертания вершин. Решили подняться к верховью Бамбукоя. Сначала идём по плоской заболоченной пойме. Далее начинается взлёт по крупным глыбам, плитам и валунам. Камни мокрые, ноги проскальзывают, участились падения, а с ними появились ссадины.
На повороте река течёт по наклонной монолитной плите, как будто искусственно созданной. По краям выходы блоков и плит, а также нагромождения крупных камней. Горы настолько молодые, что осыпи ещё не успели прикрыть монолитное ложе долины. Часа через три поднялись к озеру, замыкавшему грандиозный цирк неприступных вершин, среди которых и высшая точка Южно-Муйского хребта. Вершина эта находится не в главном хребте, а боковом отроге, круто обрывающимся в озеро. Отметка озера 2082м. В связи с плохой видимостью, дальше решили не идти. Очевидно, что вершина не имеет простых маршрутов восхождения. Крутизна склонов достигает 70-80° и круче. Перепад высот от озера почти километр. Чтобы покорить такую гору нужно время, хорошее снаряжение и опытные альпинисты.
Спуск занял 1,5 часа. Погода улучшилась, и после обеда решили идти на разведку перевала в долину реки Мудириканскит. Нас от неё отделял крутой гребень с выходами монолитных скал, плит и бараньих лбов. Для лучшего обзора поднялись на боковой противоположный гребень. С него наша преграда смотрится ещё грандиозней. Внизу красиво отражаются горы в цыпочке озёр, образовавшиеся подпрудными обвалами. Решили подняться справа от озера по довольно крутому склону в месте небольшого понижения в склоне. Спускаемся вниз к озеру. Внимание привлекают многочисленные свистки тарбаганов. Тарбаганы – забайкальские сурки, темно-серого цвета. Здесь они были крупных размеров, и похоже людьми не пуганные. Они с любопытством взирали на нас, стоя на задних лапах, а при приближении к ним, резко свистели и ныряли в свои норы. Поведение тарбаганов, говорит о очень редком посещении этих мест людьми.
К вечеру погода окончательно установилась.
24 августа
Сегодня мы штурмуем перевал в сторону речки Мудириканскит. Сборы были не долгими. Уже через час подошли под перевал. Ещё раз просмотрели выбранный маршрут, надели обвязки, приготовили веревки, договорились о взаимодействии связок. Сначала двигались плотной колонной по легким скалам и осыпям. В средней части склона связались и двигались с одновременной и попеременной страховкой. Рюкзаки наши заметно стали легче, и идти вверх не представляло особого труда. Гребень представляет вверху довольно узкую скальную перемычку с небольшими взлетами и понижениями. Примерно 300 метров идем в связках по гребню в восточном направлении, подыскивая более простой спуск. Наконец обнаружили достаточно простой осыпной кулуар. Складываем тур, пишем записку.
Перевал назвали «Гребневой», хотя потом, в туристской литературе описан примерно в этом месте перевал с названием «Домашний». Последние взоры на могучие пики, и пройденные нами дали, и мы начинаем спуск в долину Мудиринанскита. Вначале на двойной веревке спускаемся первые 40 метров, а далее в связках продолжаем движение вниз одновременно по осыпям и останцам. Через 2 часа мы были у подножья гребня. Впереди горная тайга, округлые сопки водораздела Муя-Витим и долина Муи. Сначала идем по руслу с многочисленными наледными полями. Далее углубляемся в таёжные заросли и заболоченные ложбины. Местами попадаются звериные тропы, которые в труднопроходимых местах хорошо натоптаны и кажется, что им не будет конца. Но вот лес редеет, появляются поляны и тропа распадается на сеть мелких тропинок, а потом и они исчезают, и мы вновь ломимся первопроходцами по кустам и бурелому до следующего ключевого участка.
Ночуем в долине реки Окушикан.
25 августа
Продолжаем движение по зарослям Муйской долины. Тропа то появляется, то исчезает. Задача выйти к термальному источнику не делая большой петли по берегу реки. Движемся по азимуту. Преодолеваем многочисленные густые подлески с ручейками и болотцами, завалами и небольшими водоёмами и выходим к небольшой складке рельефа, заросшего буйной растительностью. Внизу обнаружили бассейн воды, прозрачно-чёрного цвета (видимо из-за темного дна). Это и есть место выхода терминальных вод. Источники небольшие, но многочисленные. Глядя на растительность – теплом дышит весь склон. Основные источники выходят по дну бассейна, и создается впечатление, что мы стоим на подогреваемом ложе. Температура воды +30 - +33°С. В бассейне она охлаждается примерно до +20 - +25°С и купаться очень комфортно. Вокруг растет могучая растительность. Огромные, невесть откуда взявшиеся тополя, кедры, подлесок из ольхи, ивы, багульника. Всё это внизу закрыто чехлом мощных папоротников, высотой в рост человека. Как будто мы попали в страну «Санникова».
Выбираем площадку для лагеря, купаемся, обедаем. Кругом тишина и была бы благодать, если бы не полчища гнуса, пожирающие нас. Они не дают покоя ни в воде, ни на суше. Да, здесь тоже не расслабишься. После отдыха мужики отправляются строить плот для переправы через реку Мую, а девушки занимаются обустройством лагеря и ужином.
26 августа
Плот получился на славу. Шесть почти сухих бревен объединили тремя поперечинами. Река почти равнинная, берега песчаные, перекаты есть, но не опасные. Переправились быстро, и тут у меня появилась соблазнительная идея, уж больно хорош плот, жаль бросать. Я предложил сплавиться с грузом 5-6 км, а ребята налегке по берегу пройдут до места встречи. Девушки согласились, и мы с Фильченковым, собрав рюкзаки, отправились в плаванье, до условного места встречи. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
Плыть на плоту одно удовольствие, особенно приятны перекаты, на которых плот несется, только кусты мелькают. Вокруг замечательные пейзажи, песчаные пляжи. Через час мы, к сожалению, оказались в условном месте. Разжигаем костер, варим чай и с нетерпением ждем ребят. Они должны были прийти примерно через час после нас. Но проходит 2 часа, а затем и 4, никого нет. Дело к вечеру, мы забеспокоились. Решили зайти в лес и покричать. Вскоре отозвался Володя, а потом появились и девочки. Они проблудили по многочисленным старицам, болотам, завалам, продвигаясь вдоль берега. После чая и отдыха продолжили путь до вагончика ТО-11, расположенного на берегу озера.
На трассу БАМ вышли уже вечером, расположились на обочине дороги и стали ждать попутку. Нам явно не везло, машины проходили мимо. Прошло более часа, а мы всё на обочине. Лариса говорит: – «Не расстраивайтесь, сейчас уедем». Девушки раздеваются до купальников и выходят на дорогу. Не прошло и 10 минут как около них останавливается оранжевая вахтовка. Мы быстро ныряем внутрь. Это ехали стройотрядовцы ЛИИЖТа из Таксимо в Северомуйск. Ну а мы убедились, что наши девушки хорошо разбираются не только в туризме. Уже ночью прибыли в Северомуйск на базу изыскателей.
В заключении отмечу, что поход удался, мы посетили уникальный редко посещаемый людьми горный массив. Ребята молодцы, они справились и с техническими проблемами и трудностями на маршруте. Главное, что мы четко обозначили главную вершину и изучили различные подходы к ней. Вершина действительно оказалась сложным орешком. Для её покорения требуется серьезное скальное снаряжение и подготовка участников. Вершина с каждым походом всё больше привлекала к себе и заставляла нас её уважать

Третий поход

Третий поход состоялся с 1 по 20 августа 1986 года. В 1985 году мы участвовали в массовом восхождении на гору Белуху. На вершину, в трудных метеоусловиях, поднялись: А. Рубцов, О. Клюева, О. Кумарева, С. Юзенас, А. Кузьминых и другие туристы нашего клуба. Из Алтая мы вернулись альпинистами, испытавшими крутые рваные ледники, капризы горной погоды, физическое и моральное напряжение. Мы освоили технику страховки при передвижении по скалам, льду и снегу. Это нам пригодилось при дальнейшем освоении перевалов и вершин Южно - Муйского хребта. Конечной главной целью оставалась вершина 3067. Такой оказалась высота главной вершины Южно – Муйского хребта, впервые увиденная нами весной 1984 года.
После второго похода, в августе 1984 года, я уже хорошо представлял расположение горы и серьезность ее покорения. В задачу очередного похода входило: сделать круговой обход вершины с целью определения наиболее логичного и доступного маршрута восхождения, а также пройти перевал из верховьев реки Шуринды в верховья реки Бамбукой. Состав основной группы: А. Кузьминых, А. Федотов, А. Рубцов, В. Шлей, О. Кумарева, О. Клюева. Все из НИИЖТа, кроме А. Федотова (геодезиста из мостоотряда №38). В КСС был заявлен горный поход третьей категории сложности. Вместе с нами шла группа взаимодействия во главе с Б.Н. Ильиным. (Г. Архангельская, Н. Баяндина, Н. Ильина), которые не проходили перевалы второй категории сложности из-за отсутствия полномочий.
На дорогу до Северомуйска (от Новосибирска) потратили 72 часа. Это уже прогресс. В 1984 году на это ушла четверо суток. Много времени отнимают пересадки. Пассажирские поезда следовали только до станции Ангаракан, а дальше, на попутной вахтовке, как повезет. Нам повезло, нас под свою опеку взяли изыскатели Сибгипротранса и почти все местные заброски выполнялись автотранспортом изыскателей. Так же гостеприимно они предоставляли нам и крышу, и баню, и доброе отношение. Ночь перед заброской на маршрут провели в палатках изыскателей, распределили продукты и снаряжение. Вес рюкзаков получился: у мужчин – 31 кг, а у женщин – 24 кг
6 августа
Утром вахтовка СГТ довезла нас до моста через реку Муякан на 718 кг трассы БАМ. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
По мосту, идущему в карьер и лесозаготовки, переходим Муякан и направляемся к знакомым нам вагончикам у озер в пойме Муи. За вагончиками идем по глубокой колее зимних дорог, заполненной водой. Глубина воды по колено и выше. Донимают комары и гнус. Средства защиты у нас есть, но есть и аллергия, поэтому пользуемся кремами ограниченно. К вечеру выходим на р. Мую. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
Для переправы взяли резиновую лодку. Река спокойная, красивая, с желтыми песчаными берегами. Переправа заняла два часа. Ставим палатки прямо на пляже, чтобы ветерок отгонял комаров. Главный рыбак Б. Ильин сразу идет на рыбалку и удача ему улыбается. Вскоре он принес две больших щуки и несколько хариусов. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
Основная группа пошла купаться на термальные источники, расположенные в полутора километров от стоянки. Мне нездоровилось. Ильинская уха оказалась очень кстати. Наваристая юшка, как целебный напиток, восстановила и силы, и здоровье.
7 августа
Выходим в 9. Температура воздуха 22º. Вся долина и предгорья затянуты дымкой от лесных пожаров. Сначала идем вдоль Муи, преодолевая многочисленные завалы, кусты и заболоченные участки. Иногда идем по звериным тропам, которые пропадают также неожиданно, как и возникают. На привалах подкрепляемся голубикой, брусникой, смородиной. Есть и грибы, в основном подберезовики и подосиновики. Главным добытчиком грибов становится Саша Федотов, он рвет их на ходу, не уставая кланяться, что с тяжелым рюкзаком очень непросто. А на границе леса ему удалось найти Золотой корень, который вечером заварили в надежде прилива сил.
После обеда выходим в долину реки Окушекан. Вначале она не явно выражена, много старых сухих русел и промоин. Но вот и главное русло, могучий поток, шириной 5-10 метров с шумом моет валуны и гравий. По руслу устремляемся вверх, но крупные валуны и завалы препятствуют движению. Пытаемся идти по берегу, но многочисленные завалы и другие препятствия, снова нас загоняют в русло.
9 августа
Накануне по Окушекану вышли на границу леса. Дымка от пожаров по-прежнему скрывает от нас горы, видны только осыпи ближайших склонов. А сегодня ночью прошел дождь и утром открылась изумительная панорама ближайшего хребта. Горы уже рядом, чистые, нарядные в нежной бахроме ягеля, растущего на полуобнаженных склонах. Подъем на гребень из верхнего цирка по каменистому склону и осыпям занял 30 минут. Слева по ходу осталась вершина с отметкой 1821. Траверсируя гребень, выходим на водораздельное седло между речками Окушекан и Мудириканскит. Далее по водоразделу идем в направлении вершины с отметкой 2288. От водораздела возможны два варианта движения к реке Мудирикан: справа по ходу через перевал, и слева, огибая взлет гребня. Решили взлет обогнуть. На спуске перед нами открылся красивый вид на два озера. Спуск к озеру крутой (30º) с отдельными зарослями кедрового стланика. Через 2,5 часа мы подошли к озеру. Озеро расположено в предгольцовой зоне между хребтами в живописной долине. Оно вытянулось в длину на 500 метров и в ширину до 100 метров. В озере много хариуса, а по берегам растет голубика.
11 августа
Накануне был день отдыха. Налегке провели разведку перевалов. С ближайшего правого по ходу перевала Володя Шлей снял записку такого содержания «Здесь была Эванеса Григорьевна с группой водников из Риги 19 июля 1986 года». Что здесь делали водники из Риги можно только догадываться. К перевалу на р. Бамбукой решили идти по правому (орографически) притоку.
Полтора километра идем до устья притока и далее по его руслу подходим к перевалу. Ночью прошел дождь, кусты и трава мокрые и мы мокрые по пояс, хоть выжимай. В средней и верхней частях долины ручья альпийских лугов почти нет, повсюду осыпи нагромождения крупных глыб и выходы скал. Двигаемся вдоль ручья, пока он не пропадает в крупной морене, высотой около 100 метров. Поднимаемся на морену к перевалу. Седло перевала явно выражено. Подъем на перевал начинается по осыпи. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
В верхней части склон представлен крупными блоками и плитами с крутизной до 50º. На этом участке связываемся и идем с одновременной страховкой. Подъем на перевал занял один час. На седле перевала сооружаем тур и оставляем записку. Перевал назвали «Мудирикан правый». Ориентировочная сложность 1б. Отметка седла 2300 метров. Спуск с перевала по крутой осыпи занял 3,5 часа. На ночлег остановились на живописном берегу реки Бамбукой.
12 августа
Выходим в 7-15. Моросит дождь. Сегодня по нашему плану группа временно разделяется на две. Мы идем по маршруту 3к.т. вокруг вершины 3067, а группа Ильина поднимается вверх по Бамбукою.
По правому склону Бамбукоя идем до развилки и далее поднимаемся к озеру Холодному. Озеро обходим справа по ходу по крутым блокам и плитам. Возле озера много нор тарбаганов, но сами зверьки встречаются редко. Подъем к озеру занял 3 часа. Именно здесь В 1984 году мы наблюдали грандиозный обвал.
По свежей морене поднимаемся в цирк главного хребта и выходим на перевал «Неожиданный» (1б, 2240м.). Справа в боковом отроге возвышаются стены вершины 3067. В туре записки не оказалось. Оставляем свою и спускаемся в сторону Шуринды. На спуске по бараньим лбам в одном месте навешиваем перильную веревку. Спуск с перевала занял 1,5 часа.
По крупным глыбам подошли к противоположному гребню. Нам предстояло найти перевал через главный хребет в верховья Бамбукоя. Сведений о перевалах нет и легких путей не просматривается. Решили попробовать взойти «в лоб», как заметила Оля Кумарева: - тройка у нас или не тройка. Организовали две связки, я взял железо и вперед. Подъем лазанием с попеременной страховкой вскоре вывел нас на контрфорс. Попробовали двинуться по нему в сторону главного водораздела, но пришлось отступить. Впереди гребень был настолько остр и монолитен, что трудно было организовать надежную страховку, в случае срыва получался длинный маятник с непредсказуемыми последствиями. Идти вниз не захотелось, решили по гребню пройти в сторону озера, расположенного на морене в основании хребта. Эта затея тоже оказалась не из лучших. Связки оказались на траверсе крутого скального склона. Постепенно спускаясь, подошли к началу контрфорса. Внизу озеро, но гребень заканчивается стеной, высотой 20 метров. Группа растянулась вдоль стены, веревки заняты. Решил забить крючья и спуститься на двойном репшнуре. Все получилось. Остальные спускались по основной веревке. Далее по глыбам спускаемся к озеру. На сегодня приключений хватит. На берегу находим удобное место для стоянки. Ставим палатку, разжигаем костер, едим, сушимся, отдыхаем.
13 августа
Утро ясное, солнечное. Выходим в 7-30 чтобы доказать, что 13 августа может быть счастливым. Солнце освещает вершины хребтов, а начало нашего пути лежит в тени крутого скального гребня. Идем вверх по распадку в северном направлении. Через час выходим к двум заметным распадочкам, ведущим на перевалы. Правый идет на восток, прямо на гребень, левый на северо-восток как оказалось позже к перевалу «Сибиряк».Мы пошли правым распадком, надеясь, что на спуске перепад высот будет меньше. Осыпь сменяется скальными уступами и желобами. Скалы средней трудности. Связываемся и продолжаем движение с попеременной страховкой через уступы. Скалы монолитные, сухие, хорошо держат на трении. Маршрут чем-то напоминает подъем на Красноярский столб «Такмак». Перед выходом на перевал идем по крутому скальному желобу, длиной 30 метров. На поверхности монолита много «живых» камней. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ) МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
В 11-45 выходим на перемычку между жандармами. Мы на перевале. Ярко светит солнце. Прямо по курсу за распадком возвышаются монолитные стены вершины 3067. Складываем тур, пишем записку. Перевал назвали «НИИЖТ» в честь нашего института. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
Снизу за перевалом послышались крики. Это Б. Ильин с группой взаимодействия поднялись по р. Бамбукой под перевал. Они предупреждают, что на спуске стена, но мы это и сами видим. Вчерашнее лазание по гребню не прошло даром. Ребята работают уверенно, быстро и надежно страхуются. Навешиваем веревку и первый дюльфер я ухожу вниз на 30 метров до характерной полки. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
Далее со страховкой спускаемся по крутому скальному желобу 40 метров и выходим на достаточно просторную площадку. Забиваю крючья и провешиваю вторую веревку, длиной 40 метров. Еще 70 метров спускаемся по глыбам с попеременной страховкой и вот встреча с товарищами. Спуск с перевала занял 3 часа.
По долине спускаемся к первому озеру, расположенному на отметке 2082 метра. Озеро огибаем справа по крупным глыбам и выходим к монолитному ригелю с которого низвергается озерная вода по гладкому монолитному желобу мощным прозрачным потоком. Очень красивое зрелище. Продолжаем спуск до развилки с левым притоком реки Бамбукой и останавливаемся на ночлег. Накануне Борис сходил к ближайшей речной яме и поймал несколько десятков хариусов. На ужин приготовили наваристую уху, а также ели жареную и соленую рыбу.
14 августа
Выходим на маршрут в 8-00. Пасмурно, но дождя нет. Сегодня у нас по плану восхождение на панорамный пункт. Вчера вечером обсуждали возможность восхождения на вершину 3067. По общему мнению, ни сроки, ни имеющееся снаряжение не позволяли нам это сделать. Тем более при определившемся в целом маршруте восхождения не было ясности в деталях и сложности ключевого участка маршрута. Поэтому для восхождения на панорамный пункт выбрали очень красивую, монолитную вершину в главном хребте, имеющей форму правильной пирамиды, высотой ориентировочно 2650 метров.
По долине левого притока Бамбукоя поднимаемся в направлении озера с отметкой 1995 метров. Повсюду каменные плиты и глыбы, прикрытые местами слабым чехлом растительного слоя с зарослями ивняка и кедрового стланика. Перед озером останавливаемся и собираем сухой хворост для костра, так как на озере дров нет. В 11часов подходим к озеру и ставим лагерь. Пасмурно, ветер гонит облака, которые периодически закрывают вершины главного хребта.
После обеда, обойдя озеро слева (по ходу) поднимаемся к южному контрфорсу на склоне вершины. Подъем на гребень осуществляем по скалам средней сложности, крутизной до 60º. С целью безопасности навешиваем 120 метров перильной веревки и выходим на гребень. С гребня открывается грандиозный вид на перевал «Озерный» (Взлетный). Узкая скальная перемычка стеной обрывается прямо в озеро с отметкой 1995, а на север более пологий монолитный лоб, разрушенный на блоки, спускается к озеру с отметкой 1693 метра.
Подъем на вершину продолжаем в связках с страховкой через уступы. Скалы пока сухие и хорошо держат на трении. Идти налегке приятно интересно, успеваешь окинуть взором окружающие окрестности. Погода портится, ветер уже проносит облака на нашем уровне, иногда накрывает нас белым туманом. Вот и вершина. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
Стоим на макушке пирамиды и ждем улучшения видимости, чтобы полюбоваться панорамой и сделать фотографии. Признаков пребывания здесь людей не обнаружено. Сооружаем тур, оставляем записку и вымпел общества «Локомотив». Хотели вершину назвать «Пирамида» за правильные формы, но 1986 год в СССР был назван годом Мира и вершину в честь этого решили назвать «Мир». Позднее туристы из Куанды под руководством Виктора Рыжего назвали эту вершину «Пирамида Соловьева» в честь погибшего товарища. Подъем от озера занял 3,5 часа. На вершине пробыли 1,5 часа, но панорамы так и не увидели.
Спуск с вершины производим по пути подъема. На спуске нас накрыло облако, но дождя не было. Крутой контрфорс опять проходим по перилам.
15 августа
Сегодня нам предстоит пройти перевал «Озерный». Назвали мы его так потому, что он с двух сторон запирается озерами. Перевал очень красив и с юга смотрится монолитной стеной.
Вышли в 7-50. Погода пасмурная, облачно, туман, но маршрут подъема мы просмотрели накануне, и сомнений в правильности движения не было. По осыпи подошли к серым скалам, образующим внутренний угол. Связываемся и первое время идем с попеременной страховкой. Крутизна скал возрастает до 60-70º. По желобу сыпется много камей, от движения веревок и и под ног восходителей. На гребень провешиваем две перильные веревки и ребята демонстрируют свои физические и технические возможности. Начинается мелкий дождь и работать с веревкой не комфортно. На гребень выходим справа от перевала и выше седловины на 40 метров. Спускаемся по гребню и мы на перевале. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)
Перевал замечателен свей монолитностью и ярко выраженным седлом. На юг стена обрывается прямо в озеро, на запад гребень взмывает к вершине «Мир» (Пирамида Соловьева), на север, крутой куполообразный склон, сложенный из крупных блоков. Сооружаем тур, оставляем записку. Категорию трудности «Озерного» оцениваем -2а. Под дождем делаем групповой снимок и начинаем спуск. От седла сначала идем в северо-западном направлении по диагонали к направлению падения склона. Идем в связках по уступам каменных блоков, постепенно теряя высоту. В средней части склон выполаживается и мы поворачиваем на север в направлении к озеру с отметкой 1693 метра. Дождь продолжает идти, видимость плохая. От озера по крупной осыпи спускаемся к отрогу бокового гребня и вдоль цепочки озер приходим в долину реки Мудириканскит. Преодолев первые заросли стланика выходим на просторную наледную поляну и в 14 часов останавливаемся на обед. Все мокрые, усталые, но счастливые. Возможно впервые пройден новый интересный перевал по оптимальному как нам кажется маршруту, не смотря на плохую погоду.
После обеда по руслу горной речки двигаемся в сторону реки Муи, используя открытые места наледных полян. Чтобы не углубляться в дебри тайги придерживаемся русла, часто пересекая водоток по валунам или вброд. Встали на ночлег у правого притока на отметке 666 метров.
17 августа
Накануне преодолели долину речки Окушикан и вышли к Муе. Поскольку фиксированных троп нет, каждый раз идем разными путями. На Окушикане на одной из проток обнаружили выход термальных вод, но установить точное положение источника не удалось, не было точных привязок. Дебит источника 1-2 литра в секунду, температура 25ºС. Обмываемся теплой водой и продолжаем путь. Опять кусты, поваленные деревья, валуны, заболоченные участки с ягодниками. Местами голубики так много, что лужайки издали зеленовато-синие. Вот и Муя катит свои прозрачные воды. С удовольствием располагаемся на песчаном берегу на обед. Моросит дождь, тайга стоит насыщенная влагой, вокруг тишина, ни малейшего дуновения ветра. Самая благоприятная погода для гнуса. Комары и мошка достают нас повсюду и нет никаких сил привыкнуть к этим испытаниям.
После обеда идем вниз по течению, тропы нет и поэтому опять рыщем по склону в поисках удобного пути. Термальный источник минуем без остановки, нет настроения кормить гнус. К вечеру выходим на нашу пляжную стоянку и ставим лагерь. На ужин наваристая уха и грибная каша.
Расходиться от жаркого костра не спешим: делимся впечатлениями, сушимся, поем, все-таки последняя таежная ночь.
Утром, на резиновой лодке переправляемся на левый берег и по заболоченной пойме выходим к вагончику у озера. Здесь мы встретили первого за весь поход человека (геолога), который сделал нам прекрасный подарок, угостил двумя буханками свежего хлеба. К вечеру вышли на притрассовую дорогу БАМа и на попутной машине доехали до Северомуйска. Ночуем у гостеприимных изыскателей, а утром на самолете ИЛ-14 летим в Улан-Уде и далее поездом в Новосибирск.
Подводя итоги похода отмечу- поход удался. В целом и маршрут и его участники заслуживают самой высокой оценки. Мы преодолели 5 перевалов, из них 4 категорийные. Сделали первопрохождение перевалов: «НИИЖТ» - 2 к.т., «Озерный» - 2 к.т., Мудирикан Правый - 1 к.т., первопрохождение вершины «Мир» (Пирамида Соловьева) - 1б к.т. Кроме того, мы окончательно определились с маршрутом восхождения на вершину 3067 (Муйский Гигант). Сделать большего в рамках времени, отведенном на маршрут, мы были не в состоянии. Гора и прилегающий к ней район так привязали нас к себе, что закончив маршрут мы тут же планировали новые варианты с главной целью – восхождение на высшую точку хребта

А. И. Кузьминых, г. Новосибирск, 2018г.