ПАМИР-1932. Фотографии от участника экспедиции 1932 года.

Пишет Георгий Сальников, 10.02.2019 16:33

ПАМИР-1932. Фотографии от участника экспедиции 1932 года. (Горный туризм, таджикистан, экспедиция, федченко, коммунизма, Горбунов)

Недавно мне в руки попали фотографии Л.А.Скуратова, участника Таджикской комплексной экспедиции 1932 г., переданные друзьями его семьи. ТКЭ-32 - это та самая экспедиция, целью которой, кроме всего прочего, была идентификация высочайшей вершины СССР - пика 7495 м (пика Гармо) - для последующего наименования пиком Сталина. Л.А.Скуратов был в составе того отряда ТКЭ-32, который под руководством Н.П.Горбунова продвигался в район пика 7495 через Сарыташ - Дараут-Курган - Алтын-Мазар - ледник Федченко - ледник Бивачный.

Часть фотографий была снабжена подписями. Сканы подписанных фотографий (а также некоторых других, которые также показались интересными) представлены в данном посте. Проявите снисходительность к качеству: ведь этим снимкам больше 80 лет!

Дом бывшего богатого бая в Уч-Кургане
Вьючка верблюдов каравана во дворе базы
Кашгарец, погонщик нашего каравана
Спуск с перевала Чигирчик
Змеевидная дорога у перевала Талдык
Стоянка экспедиции в Сарыташе
Киргизы кишлака Кзыл-Пакыр
Туземный мост через р. Исфайрам. Здесь свалился с моста и погиб верблюд Абду-Кадыра.
Каменные ворота в Исфайрамском ущелье
В Исфайрамском ущелье
(Похоже, на этой фотографии Розенцвейг - мой комментарий)
На перевале Тенгиз-бай
Пути сообщения Алайской долины
Опасная тропа при подъезде к мосту через р. Кзыл-су близ Дараут-Кургана
Дараут-Курган. Женщины в праздничных нарядах.
Остатки крепостных стен в Дараут-Кургане. Центр Алайской долины.
Подъем экспедиции на перевал Терс-Агар
Караван верблюдов спускается по Алтын-Мазарскому спуску у окончания его
Алтын-Мазар. Священная рощица у мазара.
Алтын-Мазар. Кутасы. Помещение метеостанции.
(Кутасы - местное название яков, мой комментарий)
Алтын-Мазар. Теленок-кутас.
Гора Музджилга
Нижний лагерь
Переправа через р. Мук-Су
Вид сверху на долину Каинды. На переднем плане ледник Федченко.
Л.А.Скуратов в центре
Лагерь первой нашей ночевки на леднике Федченко
Ледопад и сераки на леднике Федченко. Киношники производят съемку.
Прорубка тропы в ледяной стене
Правая сторона ледника Федченко. Старт в 10 утра на следующий день после снегопада.
Земляные выветривания у левого берега ледника Бивачного в левом углу, над озером, где ледник сливается с ледником Федченко
Горбунов, Розенцвейг, Ющак и носильщики идут в лагерь Чертов Гроб
Слева направо: Горбунов, Ющак, Розенцвейг перед отходом в лагерь Чертов Гроб
Рабочий Азис на большом камне, на белом поле ледника
Пик Сталина
Ледник Федченко. Вдали на заднем плане пик Сталина (пик Гармо), величайшая вершина СССР (7495 м).
Наш лагерь перед уходом с ледника Федченко, 19.X-32.

Вот так собирали экспедиции и ходили по большим ледникам наши далекие предшественники в 30-е годы...

Потрясающие фотографии! Такой стариной от них веет. Как только смогли сохраниться до наших дней? Спасибо!

А что изображено на предпоследнем фото. Метеостанция ледника Федченко. Или что? И надо бы напомнить о том, что путали тогда ещё пик Сталина и пик Гармо. Потому что еще не знали точное их местоположение.

Наверно, более позднее фото вставлено. ГМС построили только в 1933-м.

ГМС Федченко закончили строить в 1933. Начали в 1932.
Фото ГМС, конечно, могло быть и из другой экспедиции. Но внешне выглядит так же точно (качество бумаги и т. п.), как и все остальные.

Пик Гармо необходимо было переименовать в пик Сталина. Кому полагалось, те знали точное местоположение и ничего не перепутали.

Огромное спасибо! Вот это ФОТО , вот это люди и все в разгар строительства и восстановления страны, неурожая, болезней и местами голода! На фотографиях все и одежда и рюкзаки и рация и др. И фото для того времени и возможностей отличные.

Меня, пожалуй, больше всего впечатлила фотография, на которой мужики ломами продалбливают косую полку на грязном ледовом склоне, чтобы лошадей с поклажей провести. Шпилька в адрес недавно споривших на тему, правильнее ли палочками или ледорубом на льду страховаться;-)

Невероятно... Георгий, спасибо Вам огромное! Никогда бы не подумал, что ТАКОЕ могло еще где-то сохраниться.

Действительно фантастика. Человек, передавший эти фотографии, насколько я понял, с горами не связан. А на меня вышел "по ассоциации", как на переводчика немецкого отчета Памирской экспедиции-1928.

Георгий, О каком отчете ведете речь? В моей музейной коллекции имеется Отчет или скорее объемистая книга Клебельсберга, геолога экспедиции 28 года.

Интересно, как построили у базу в те годы.
Это как на луне сейчас

Здесь можно почитать- как: http://www.skitalets.ru/books/pamir_luknitsky/15.htm

Почитайте книги Ивана Георгиевича Дорофеева, топографа этих экспедиций-"В сердце памирских гор" и "На заоблачных высотах". Читаются-не оторвёшься!

Вы случайно не владеете электронными версиями этих книг?

Увы...и в сети не нашёл. Но в личных библиотеках "бабушек", как нас нежно называет одна МИкроличность на РИСКе, точно они должны быть! Тираж первого издания был довольно большой-50000.Поспрашивайте! Книги того стоят...не разочаруетесь.

Зайдите на книжную "барахолку" - alib.ru, и в расширенном поиске, при наборе автора и названия, выскочят десятки предложений. Цена в районе 100 руб. Могу и я продать "В сердце Памирских гор" - у меня одна лишняя. Есть ещё старые книги по этой тематике - скоро опубликую на барахолке в Риске. Но из Москвы пересылать далеко, а есть предложения из Челябинска и Ангарска - это у вас в Сибири где то рядом? Извините, если ошибаюсь - у меня в школе "мягкая" тройка была по географии.

Георгий, лагерь на леднике назывался на "Чертов грот", а "Чертов гроб", по тексту лучше поправить. И хорошо бы еще добавить, что в эксп.32-го года была предпринята первая попытка восхождения на п. Сталина, тогда же и выбрали маршрут через Восточное ребро и даже прошли первые 3 жандарма, остановившись перед технически сложным 4-м. Штурмовая группа: Горбунов, Гетье, Харлампиев старший.
А фото ГМС, это конечно не 32-й, в том году грузы для строительства забросили только к концу октября. Позднее начало связано с высокой водой в летний период, невозможностью в связи с этим доставить стойматериалы (где-то читал, что при строительстве погибло 18 чел. при переправах через Сель-дару). Само здание начали строить в июне 33,а выстроено оно только к ноябрю 33-го. Так что, скорее всего, снимок ГМС - не ранее 33-го года, возможно все снимки - 32-33 гг.
И большое спасибо за проделанную работу!

Спасибо, название этого лагеря исправил. У меня самого были сомнения: автор фотографий писал буквы 'б' и 'т' похожим почерком. Фотографии, конечно, могут быть и более поздними, я даже не представляю, как в точности можно разобраться, не зная конкретных маршрутов и состава участников. Но по крайней мере, одна из фотографий подписана именно 32 годом (которая последняя по порядку). К сожалению, видов с более ближних к п. Коммунизма точек съемки, чем р-н пика РККА, которые можно было бы однозначно идентифицировать, я не нашел.

++Фотографии, конечно, могут быть и более поздними++
Особенно если вспомнить, что на самом деле не было экспедиции 1932 года - была экспедиция 1932-1935 годов.
++Но по крайней мере, одна из фотографий подписана именно 32 годом (которая последняя по порядку)++
Мы же не знаем, соответствует ли этот порядок порядку съемки.
Все фотографии, не подписанные как 32-й, могут быть и за более поздний год.
++возможно все снимки - 32-33 гг.++
Или даже 32-35.

Да, информация потеряна и за давностью лет и за туманом истории. А участники были выдающимися людьми. Вот, упомянутые мной Николай Горбунов, Александр Гетье, Аркадий Харлампиев, - просто легенды, по каждому книгу можно написать. Или, подписанный Вами на фото Григорий Розенцвейг, - восходитель на пик Ленина в 38-м. Все, кроме Аркадия (умершего в 36-м) расстреляны в 37-38-м и информации по ним очень мало. Да и с Аркадием - вопрос. Ну с чего умер-то в 48 лет, через 4 года после экспедиции, связанной с тяжелыми нагрузками, выдающийся боксер, чемпион России и Франции? Воевал офицером в 1 Мировую, ранен, бежал из плена. А до войны - выпускник Императорской Академии художеств и Парижской академии изящных искусств, выдающийся спортсмен и популяризатор спорта. Сыновья его - тоже альпинисты и большие спортсмены (кстати, оба участвовали в успешной эксп.ОПТЭ 33-го на п. Сталина). Георгий - выпускник консерватории, первый русский альпинист, прошедший траверс Ушбы (расстрелян в 38-м), Анатолий - участник ВОВ, основатель борьбы самбо (фильмы "Непобедимый" и "Не бойся, я с тобой" как раз про него). Оба чем-то похожи на братьев Абалаковых и года рождения у них совпадают - 06 и 08. Может, материалы, выложенные Вами, помогут хоть в чем-то разобраться, а нет, так хотя бы вспомнить, а кому - и узнать.

Потрясающие фото! Спасибо!

История советского (российского) альпинизма на черно-белых фотографиях. Очень приятно.

Геройские люди в геройское время.
Не только природа и рельеф создавали трудности, но и все еще неспокойная обстановка
В 1931 году дед жены получил орден Красного Знамени за участие в ликвидации басмач-банды в 200 сабель в почти тех краях

Очень интересные фотографии,
благодарю Георгия Сальникова за возможность ещё раз прикоснуться к истории!

Помню упомянутые книги Дорофеева.
Хотя читал уже давно, лично у меня их нет - брал почитать как раз у одного старшего товарища.
Теперь же продемонстрированные фотографии выглядят также как и лучшие иллюстрации именно к этим книгам.
Поэтому возникло желание ещё раз их перечитать, и при этом вывести на экран монитора данные фото - чтобы нагляднее и под новым углом зрения материал воспринимался, а заодно и уточнить некоторые моменты.

На фото вид сверху на долину реки Каинды, немного неправильно.
Это вероятнее Сельдара, раз на переднем плане Федченко.

Тогда, вероятнее всего, это Беляндкиик вверх уходит. А Сельдара вниз налево.

Георгий!
Я вообще сначала подумал что это Муксу. Глянул карту и подумал что это Сельдара, а справа да, Баляндкиик. Сейчас глянул на ваш перевод Алайско-Памирской экспедиции 28г., там описывается этот участок по другому. Что тропы справа за Баляндкииком нет, там скальные прижимы. Получается тогда, что это на фото и есть Баляндкиик, который течет на нас, просто на фото уклон обманчиво показывает что река течет от нас...Так бывает...А налево это уже Сельдара...Вы правы!

Спасибо очень интересный материал. Знакомые места...

Места, знакомые до боли. Так же, на лошадях форсировали Мук-Су, перевал Терсагар, святая рощица. Большой камень, где стоял Азиз. В 1978г. на камне установили трубу, на наблюдении лежали на камне Ашот и Королева Марго. Ашот строил ей глазки, а она ему лениво - "отвали, Вадик, ну не воспламеняешь" Команда от смеха держалась за животы. Дежурный орал "Эй, шланги, хавочка поспела".
Спасибо за пост и память

абсолютно потрясный материал!

Надо однозначно в топ-подборку риска.

Фотографии очень интересны. В моем архиве хранятся фото Юрия Владимировича Вальтера из топографической группы Александра Вениаминовича Москвина. Ю.В.Вальтер специально печатал их для меня, когда я работал над книгой "Фортамбек и его вершины" Кстати негативы были стеклянные 9х12. Ю.В.Вальтер познакомил меня с женой А.В.Москвина Ниной Иваовной Комизерко, то же учасницей экспедиций 30-х годов, и его сыном Игорем. Перед своей кончиной Вальтер завещал мне свои книги по ТПЭ, я специально ездил в Ленинград за ними, но его супруга решила его завет не исполнять. Если кто из Питера заинтересуется могу дать адреса. Возможно остались родственники. У Вальтера была незамужняя дочь, достаточно взрослая. Игорь Москвин мой одногодок. Пишите мне в личку, здесь такую тему обсуждать сложно

Евгений Абалаков после восхождения на пик Сталина.

Спасибо! Прекрасные фотографии! Кое-где удалось и самому побывать, поэтому вдвойне любопытно. И странное ощущение всегда возникает, когда читаешь о событиях 20-60-х годов 20 века: нам усиленно внушают мысль, что в те годы был сплошной ужас-ужас, кррровавый СталЕн ел младенцев, а когда наедался, расстреливал народ миллионами, а кого не успевал или патроны кончались, отправлял в ГУЛАГи. Тоже миллионами. И вдруг исторические факты не подтверждают мемуары "трижды расстрелянных страдальцев", оказывается, что в каждом уголке СССР работали геологи, учителя и строители, создавался массовый альпинизм и туризм, мультипликация и кино, базы отдыха, заводы и электростанции, строилось жильё и детские сады, открывались институты, детские, научные и популярные книги издавались за счёт гос-ва миллионными тиражами. Сверяешься с нынешним временем, смотришь на убыль населения, закрывающиеся больницы, школы, заводы, количество живущих за чертой бедности, сокращение космических запусков и начинаешь сомневаться, что та "свобода", о которой так много говорили в 90-е годы, на пользу _нашей_ стране и _большинству_ населения. И потому так пристально всматриваюсь в лица, одежду, деяния наших предков. Ну, за дела и события, полезные _большинству_ нашего народа! Дзынь! :)

Вот только многих участников экспедиции кто-то все-таки расстрелял

sergin эту свою фофудью расскажете при встрече Виталию Абалакову, которому на допросах зубы выбивали

Не пост, а кладезь интересной информации! Спасибо!

Получил огромное удовольствие от просмотра и прочтения. Большое спасибо.
С детства люблю читать об экспедициях и осталось немало вещей дома от предков, ездивших в подобные места по работе (геологические и геофизические изыскательские экспедиции). А тут ещё и про Памир.

На левом берегу Ледника Федченко, ниже впадения ледника Бивачный, в моренном кармане до сих пор проходит тропа для вьючных животных тех времен. Тропа вся усыпана сухим можжевеловым валежником. С большой долей вероятности, рубили можжевельник именно эти героические люди.

Там же находится и гранатовый домик.

Саша, простите, ради бога, вместо ответить случайно нажала на минус. В качестве компенсации - Вам привет от Никиты Степанова. Хотела спросить: а почему домик гранатовый?

добрый вечер, грантовый он потому-что его сложили из камней с вкраплениями красных гранатов, к сожалению не особо крупных, всего до 2 мм в диаметре. Выглядят эффектно особенно на солнце. Думаю, если покопаться можно найти и по крупнее, видимо, где-то совсем близко месторождение.