"В гости к Йети" или "Неплательщики в Непале". Фотоотчет о горном походе, введение.
Все знают, что Йети живет в Гималаях. Но мы знаем чуть больше: Йети живет в непальском регионе Кхумбу, что под Эверестом. Беда лишь в том, что район этот в последние годы настолько переполнен туристами, что несчастному Снежному Человеку в поисках уединения приходится ютиться на задворках своей исторической родины. И найти его теперь не так-то просто.
А существуют ли они, эти задворки? Бытует мнение, что вокруг Эвереста нынче проходной двор, присесть негде. В этом году мы решили проверить, так ли это.
Идея похода заключалась в том, чтобы пройти малохожеными или совсем нехожеными путями в одном из самых популярных районов Непала и посетить укромные долины, сокрытые от большинства глаз. Я уже не помню, когда именно и как именно зародилась эта идея, но сформировалась она точно не сразу, и нитку маршрута я вынашивал на протяжении нескольких лет. В итоге, запланированный (и - невероятно, но факт - фактически пройденный) маршрут выглядел так:
Лукла - Намче-Базар - Форце Танга (радиально в целях организации заброски) - пос. Таме - вершина Сандер Пик (2А, 5375 м, радиально по юго-восточному гребню) - пос. Лунгден - перевал Ренджо Ла (1А, 5418 м) - пос. Гокио - озеро Тонак - перевал ПКТ Ла (2А, 5555 м, название дано нами на правах первопрохождения) - ледник Лумсумна - перевал Тонак Ла (1Б, 5616 м) - озеро Гьязумба - ледник Нгозубма - пос. Гокио - пос. Форце Танга - пос. Пангбоче (тропой через Форце) - ледник Наре - перевал Минбо Ла (2Б, 5845 м) - ледник Хунку Нуп - перевал Неплательщиков (1Б, 5715 м, название дано нами на правах первопрохождения) - ледник Хунку - перевал Ампхулапча (2Б, 5845 м) - озеро Имджа - пос. Дингбоче - пос. Лобуче - ледник Шангри Нуп - перевал Шангри Ла Южный (2Б, 5760 м) - ледник Гаунара - перевал Чола Кол (2А, 5500 м) - долина реки Накток Кхола - пос. Драгнак - поселок Мачермо - Намче-Базар - Лукла.
8 перевалов и одна вершина. Две поломанных горелки, одна сломанная палка и один ледоруб, не поддающиеся починке молнии на палатке и на пуховке, сломанный навигатор, утерянные кроксы, раздавленные очки, ушедшая под ноль расходная веревка, наполовину израсходованные скальные крючья и закладные элементы - всего не перечислить - Гималаи нас потрепали. Но пропустили.
С точки зрения российского спортивного туризма, данный маршрут соответствует 4 категории сложности. Его прохождение заняло у нас 25 дней, из них ходовых дней - 24 (день отдыха был только один). Общий километраж составил 220 км. Суммарный перепад высот - 26 000 метров (14 000 - подъемы, 12 000 - спуски).
Не буду вас больше утомлять скучными цифрами, заинтересованные могут ознакомиться со всей практической информацией в техническом отчете, который выложен в библиотеке спортивных туристских отчетов tlib.ru: http://tlib.ru/doc.aspx?id=41415&page=1 - там же можно найти GPS-треки похода в форматах gpx (для загрузки в навигаторы Garmin) и kml (для просмотра в программе Google Earth). Надеюсь, что у желающих повторить наш маршрут присутствует понимание того, что на это стоит решаться только людям с хорошим горным опытом и уверенно владеющим альпинистской техникой.
Чтобы понять, насколько это было непросто, скажу, что весь маршрут до конца прошли лишь 5 человек из 10, вышедших на старт в Лукле. Т.е., ровно 50 %. Хотя команда состояла полностью из опытных участников, с опытом высококатегорийных горных походов 5-6 к.с. у большинства (все из Петроградского клуба туристов, Санкт-Петербург). Почему оказался настолько высоким показатель схода с маршрута? На самом деле, сложно сказать, и для меня лично это хоть и единственный, но весьма ощутимый "пунктик", который омрачает общее чувство удовлетворения от проделанного. Проще всего было бы подумать, что это моя ошибка как руководителя, заключающаяся в неправильном подборе команды. Но не все так однозначно в данном случае, слишком много факторов работает против человека в таком походе: высота, холод, болезни и даже время само по себе (чем дольше продолжается поход, тем больше вероятности, что какой-то из элементов организма даст сбой).
Основная сложность этого маршрута - не технические препятствия (за исключением разве что перевала Шангри Ла Южный, представляющего собой 300-метровую скальную стену), а высота. Точнее, длительность пребывания на ней. Высота всех перевалов превышала 5400 метров, а после Таме мы только один раз спускались ниже 4000 метров для недолгого отдыха. Это накладывало определенный отпечаток на самочувствие. Есть существенная разница между однократным восхождением (пусть даже на большую высоту) и многодневным высотным походом. На восхождении ты отработал и пошел вниз отдыхать. А в высотном походе ты работаешь на высоте изо дня в день, и хорошо, если маршрут позволяет запланировать спуски вниз для восстановления. Наш маршрут этого не позволял, да и временные ресурсы были ограничены...
Нам повезло с погодой, прямо очень повезло. Дни стояли ясные от начала и до конца, снега не было. Это избавило нас от глубокой тропежки и существенно облегчило жизнь на подходах. Хотя, с другой стороны, без снега увеличилась сложность технических участков: обнажились скалы и голый лед - но учитывая, что такие участки были не сильно протяженными, то мы явно предпочитали техничность перевалов изнуряющей работе на подходах к ним.
Было ясно, но было и холодно. На ночевках выше 5000 метров средняя температура составляла от -15 до -20 градусов. Вода на ледниках начинала оттаивать только после полудня, для завтраков приходилось топить фирн или же откалывать голый лед кусками. Как-то так незаметно получилось, что два человека получили легкие обморожения на больших пальцах ног. Одним из этих людей был я :) Навалившиеся на нас болезни принялись подкашивать участников одного за другим, и в итоге половина народу переболела простудными заболеваниями той или иной степени тяжести.
Но, как бы то ни было, мы красиво сходили. Логически маршрут делился на три части (три кольца). Каждое из этих колец было самодостаточным само по себе и полноправно может называться "походом внутри похода". Поэтому те из нас, кто прошел только два кольца или только одно, тоже получили свою изрядную долю впечатлений и, я уверен, остались довольны поездкой.
Пора представить команду :)
Месснер:
Звучит, конечно, дико, но он не любит далбат. За это местные боги прогневались на него, и он потерял свои желтые кроксы.
Зяблик:
Махровый волчара. Несет - за двоих. Ест, правда, за троих.
Аннушка:
Единственная девушка в этом походе. По достижении высоты 5600 метров надевает красное платье, на 6500 - туфли на шпильках (жаль, что мы так высоко не забрались, увидеть не довелось). Кармически была обречена на роль завхоза, даже не сопротивлялась. Это ей мы обязаны красной икрой, ленивыми голубцами и прочим.
Тренер:
Строг, но справедлив (статус обязывает). Не пропустил ни одного камня мани в округе. Любит далбат, собак, и всегда пристраховывает каску.
Муалим-Дай:
У Муалим-Дая был свой путь в этом походе: потерять зрение, потом обрести зрение, а потом вновь потерять зрение и вспомнить, что "самого главного глазами не увидеть". А еще он носил с собой много разных проводочков.
Безбожник:
Камни мани он называл булыжниками и обходил их с правой стороны!!!
Тёма, просто Тёма:
Истинный петербуржец, уважает и уважаем. Если носки, то постиранные. Если сахар, то поровну. Если обед, то по расписанию.
Жюльен Михалыч:
Этот ваще зверь! Ломает ледорубы голыми руками! Впрочем, чего удивляться - он на тренировки под Выборгом приезжал из Питера на велике.
Юра Намасте:
Юра. Намасте. "Рюкзак длинный, но легкий". Членские взносы в ПКТ за текущий год до сих пор не уплачены. Позаимствовал у Льва Толстого любовь к детям. Каску не пристраховывает (тссс, Тренер услышит!).
Беркут (за фото, выдранное уже из другого похода, спасибо Игорю Хорхолюку):
Перефразируя Бориса Рыжего: "Жумарит неспешно и не говорит ничего (прижались к коленям его печально и нежно козленок с барашком), любви его очи полны. Венок из ромашек, спортивные, в общем, штаны, галоши и майка - короче, одет без затей, чтоб было не жалко отдать эти вещи в музей".
А о том, чем все эти люди занимались на протяжении почти месяца, вы узнаете из последующих частей нашего рассказа. Оставайтесь на линии!
ждем)))