Непридуманная ИСТОРИЯ
Как-то так оказалось, что на «Риске» «живет» немалое количество людей, которые интересуются историей. Точнее, событиями, происходившими в военное лихолетье в горах Кавказа. Это совершенно точно и этому у меня есть свое объяснение, но нужно ли оно?
Когда мы любуемся горными красотами в Тебердинской долине по пути в Домбай, слетаем на лыжах по Эльбрусским ледовым полям, либо, к примеру, поднимаемся в альплагерь «Узункол», мало кому из нас в голову приходит мысль о том, что у этих мест есть своя история - трагическая и печальная. И далеко не все страницы военной истории этих мест изучены и перелистаны.
Я продолжаю планомерно бороздить лабиринты Бундесархива. В планах работа над новой книгой, но будет ли она, покажет время. Тем не менее, работа с пожелтевшими документами немецких дивизий, воевавших на Кавказе, постоянно выдает интересные факты и обстоятельства, некоторыми из которых я бы и хотел поделиться с рисковчанами, если, конечно, уважаемая горная братия, не против. Не будучи историком и зарабатывая всю жизнь хлеб свой насущный совсем в других сферах, я никогда не думал о том, что вот это копание в документах почти восьмидесятилетней давности может быть настолько захватывающим и интересным. Но когда очень многие из этих мест еще и пройдены своими ногами, это интересно вдвойне.
Один мой знакомец как-то поделился тем, что на северной стороне Марухского перевала северо- восточнее ледника еще в 90е годы лежали обломки советского самолета, причем, обломки явно военного происхождения. К нынешним временам от обломков уже почти ничего не осталось, а двигатель самолета заботливые наши сограждане утащили в аул Красный Карачай, где следы его потерялись. Поэтому установить по номерным деталям самолета, как это обычно происходит, его принадлежность и судьбу экипажа уже не представлялось возможным. Товарищ поинтересовался, не смогу ли я найти какие-то документальные следы этой истории.
Следы этой истории оказались в отчете разведотдела штаба 4 горноегерской дивизии за 01 ноября 1942г.
Здесь значится, что в 8.30 (необходимо заметить, что немцы воевали по берлинскому времени и во всех документах отражено именно оно) русский самолет упал севернее Марухского ледника. Машина почти полностью разрушена, карта в безопасности (удалось сохранить).
Чуть более подробно эта история была зафиксирована в журнале боевых действий все той же 4 горноегерской дивизии.
Сообщается, что у группы Бауэра (командир II высокогорного батальона 1й горноегерской дивизии) положение без изменений. В 8.30 русский самолет упал севернее Марухского ледника. Почти полностью разрушен. Карта в сохранности. Пилот самолета обнаружен мертвым. Этот самолет долго кружил в тумане над Людвигом («Людвигом» называлась база горных егерей в районе озера Халего).
Вот эти места, хотя это другое озеро.
Больше фактов падения советских самолетов в районе Марухского перевала в немецких документах не зафиксировано.
Теперь настало время обратиться к документам РККА (кстати, а многие ли из нынешних молодых знают расшифровку этой аббревиатуры?). В немецких документах четко зафиксированы дата и время. Это давало немалую надежду на успех. За помощью я обратился к одному из самых серьезных в стране специалистов по авиации периода войны (на южных фронтах) Евгению Порфирьеву из поискового отряда «Кубанский Плацдарм» (г.Краснодар). Парни «подняли» уже более двухсот наших и немецких самолетов на Кубани и Северном Кавказе. И у них очень серьезная документальная база по потерям обеих воевавших сторон. Вплоть до того, что они по документам устанавливают, кто из летчиков и когда именно сбил своего противника. Не говоря уже об идентификации самолетов и пилотов по номерным деталям самолетов. Мы давно уже сотрудничаем и я нередко выезжаю с парнями на «полевые» работы.
Несколько дней ожидания не внесли ничего нового в эту историю. Евгений, просмотревший документы 5й воздушной армии, в ведении которой была вся армейская авиация от Новороссийска до Закавказья, вынес неутешительный вердикт: за эту дату и за ближние даты потерь нашей авиации по 5й ВА в районе Марухского перевала не зафиксировано. И это было очень странно. Все же в нашей авиации, если не брать первые месяцы войны, учет потерь был налажен достаточно хорошо. Это была загадка, которая требовала какого-то объяснения. И тут в памяти всплыла виденная когда-то фотография летчиков в морской форме. Была же морская авиация! Хотя, при чем здесь горы и морская авиация? Но все же снова позвонил Евгению и попросил «пробить» потери по авиации Черноморского флота. Еще несколько дней ожидания, и вот удача! Список потерь авиации Черноморского флота (снимок сделан с экрана компьютера)
Р10 (тип самолета) №16/16 2я авиаэскадрилья 23 авиаполка. Николай Николаевич Подозеров, Иван Трофимович Осианов. 01.11 1942г. БУ (бомбовый удар) по пер.Марухский. Одиночный полет. Не вернулся с боевого задания.
Почему егери упоминают одного погибшего пилота - это отдельный вопрос. Их больше интересовала карта (в отличие от досужих баек о нарисовавших все карты Кавказа довоенных немецких альпинистах, с картами у них было очень скверно и каждый факт захвата трофейной карты отражался в документах на уровне дивизии и 49 горного корпуса особо). А карта могла быть только у пилота. Второго члена экипажа они могли просто не увидеть в обломках самолета. Тем более, ели он горел.
История эта имела очень неожиданное и уникальнейшее в своем роде продолжение. Не удовлетворившись данными ОБД Мемориал, я решил просмотреть данные сайта «Память народа». И здесь меня ждал очень неожиданный результат.
Оказывается, документы пилота Н.Н.Подозерова были найдены в августе 1943г. поисковой группой 284 стрелкового полка в районе Марухского перевала (в тексте назван Марухинским) во время зачистки мест боевых действий через год после боев. Видимо, егери, сняв планшет с погибшего пилота, достали карту, а остальные документы бросили. Мало того, на сайте оказались представлены эти самые документы. Правда, второй боец, названный в документе летчиком - Мачавариани Т.П. , как я выяснил, на самом деле был политруком пехотной части и к авиации отношения не имел.
Вот некоторые из этих документов. Удостоверение лейтенанта Н.Н.Подозерова с его фотографией. На момент гибели ему было 32 года и он был старшим лейтенантом, командиром звена. Женат, двое сыновей. Семья осталась в Ленинграде.
Очевидно, родители. За год вода «съела» снимок.
Полетный лист на перегон самолета на Закавказский фронт.
Такой вот трагический эпизод горной войны, в которой, казалось бы, можно было поставить точку, однако в объединенной базе данных «Мемориал» по всем документам оба пилота числятся пропавшими без вести. Кстати, подлинная фамилия мл.лейтенанта стрелка-радиста не Осианов, а Асланов и его отчество Трифонович (а не Трофимович). Так он значится во всех других документах о потерях.
Мы уже никогда не узнаем, почему упал самолет Р-10. Он, как пишут в немецких документах, кружил в тумане. Видимо, летчики пытались определить цель для бомбометания. Скорее всего, отказ двигателя, а, может, и сбили. С 20 мм. автоматическими скорострельными орудиями у егерей дело обстояло неплохо.
Интересно, осталась ли в живых семья Н.Н.Подозерова в блокадном Ленинграде?
И последнее. Убедительная просьба к любителям флуда и набрасывания на вентилятор. Воздержитесь пожалуйста.
Пишите обязательно.
Кажется, история будет иметь продолжение. Почему? Смотрите первый абзац темы.
Youry из Иркутска написал в личку и дал ссылку на список эвакуированных из Ленинграда.
А в нем в числе эвакуированных значатся:
ПОДОЗЕРОВ ЕВГЕНИЙ НИК 1937 ПР ПОБЕДЫ 22 КВ 5
ПОДОЗЕРОВ НИКОЛАЙ НИК 1934 ПР ПОБЕДЫ 22 КВ 5
ПОДОЗЕРОВА ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА //1910 не указано
ПОДОЗЕРОВА НАТАЛИЯ МАРКОВНА дом. 22 кв. 5
Подозерская Александра Михайловна 1873 23/06/1942 Щорса пр. дом 26/28 кв. 14
ПОДОЗЕРСКАЯ ЕВГЕНИЯ И 1910 ПР ПОБЕДЫ 22 КВ 5
Посмотрел документы по потерям воинской части:
Жена Подозерова Евгения Ивановна 1910г., сын Николай 1934г., сын Евгений 1937г.
Это они! Эвакуированы в Мордовию
Есть большой смысл поискать, чем я и займусь в ближайшее время. Дело это не быстрое, но смысл есть и, считаю, немалый. Не факт, что дети живы, но уж внукам-то можно показать место гибели деда, тем более, что оно точно известно.
Поразил почерк заполнения документов.
Я еще застал, когда так паспорта заполняли...красивым почерком...
Светлая память погибшим....
Но почему Вы горные дивизии вермахта называете горно-егерскими?
1. Gebirgs-Division - переводится буквально как "Первая Горная дивизия".
Но почему Вы горные дивизии вермахта называете горно-егерскими?
1. Gebirgs-Division - переводится буквально как "Первая Горная дивизия"."
evgenij3, Вы совершенно правы. Официально 1я дивизия именовалась как "горная", как и все остальные горные. То, что я так ее назвал, это, скорее, некий стереотип. Который, кстати, вошел в оборот задолго до меня. На мой взгляд, ничего страшного в этом нет. К тому же, в вермахте существовали и просто егерские и лыжные егерские дивизии, и горные дивизии СС, так что тоже не мешает разграничить. Гораздо хуже, когда эти горные дивизии в нашей литературе называют горнострелковыми или горнопехотными. К тому же, если обратиться к Вермахт-лексикону http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Gliederungen/Gebirgsdivisionen/GebDiv1.htm , то мы увидим, что входившие в дивизию полки именуются именно "горноегерскими". Так что, полагаю, применяемое мной название "горноегрская" или "горно-егерская" (по правилам русского языка можно и так и так) вполне допустимо.
1. Gebirgs-Division 1943:
Gebirgsjäger-Regiment 98
Gebirgsjäger-Regiment 99
Gebirgs-Artillerie-Regiment 79
Gebirgs-Panzerjäger-Abteilung 44
Gebirgsjäger-Bataillon 54
Gebirgs-Aufklärungs-Abteilung 54
Gebirgs-Pionier-Bataillon 54
Gebirgs-Nachrichten-Abteilung 54
Gebirgsjäger-Feld-Ersatz-Bataillon 79
Kommandeur der Gebirgs-Divisions-Nachschubtruppen 54
Он самостоятельно нашел информацию о деде в военных архивах, но всего "две строчки".
И благодарен за эту статью.
Может быть кто отзовется из туристов. А я проверю архивы, где-то есть фамилии погибших летчиков.
Дело необходимое. У меня семеро внуков. На день Победы шагают с портретом прадеда.
в последний день 1942 года.
Не знаю, может ещё и "Дуглас" там где-то упал - об этом не слышал.
Что касается ДБ-3, то его экипаж (3 человека) числился пропавшим без вести -
"31.12.42 не вернулся с боевого задания".
Обломки самолёта и останки пилотов действительно были обнаружены туристами на леднике Кюкюртлю.
В 90-х годах останки были захоронены в Тырныаузе.
Сейчас на морене близ места падения нашего бомбардировщика памятник стоит.
Экипаж: старший лейтенант Иванов, капитан Машков, старшина Тюнин.
Все же удивительным образом завершилась эта история. И, прежде всего, благодаря Юрию (ник Youry) из Иркутска. Найти за сутки внука человека, погибшего почти восемьдесят лет назад - это просто какое-то невероятное стечение обстоятельств! Родственников минометчика, чьи останки со смертным медальоном мы обнаружили на одном из перевалов в 2016г., искали год. Как искали- это отдельный рассказ. Даже с помощью бабушек-добровольцев. Нашли. А родственникам это оказалось не нужно. Бывает и такое. Меняются поколения, сменяются приоритеты.
Спасибо всем, отписавшимся в теме. Честно говоря, у меня были большие сомнения по поводу того, выкладывать или нет эти материалы. Оказалось, не зря выложил.
Я действительно внук Н.Н. Подозерова, одного из военных летчиков. И этот пост, и разговоры по телефону с Юрием из Иркутска, и с вами, автором статьи - они ошеломляют, как "во многом мир удивительно тесен".
Не далее года, перед майскими праздниками, мы с женой и дочерьми очередной раз просматривали в сети, не появилось ли что-то нового в публикуемых архивах военных лет. Нашли новые документы. Книгу "Тайна Марухского ледника" (По ущелью летят самолеты / Издательство "Советская Россия" Москва - 1971) Смотрели спутниковые снимки Марухского перевала. Делали заметки. И у меня рождалась мысль: "Мы планируем путешествия на юг. А что если побывать там, и попробовать найти этот самолет... Но насколько это реально? С чего начать?" - И все это видилось слишком недостижимым..
И вот теперь ответ сам находит меня. Причем из Иркутска - города, с которым меня тоже много связывает, уже по материнской линии. Это удивительно...
Надеюсь, у этой истории еще будет продолжение.
Свои находки - я скину пока в личку. Возможно они будут интересны и в чем-то дополнят картину.
Ниже пара фотографий деда и семейного альбома.
Вторым возможным положительным результатом этой темы стало письмо от одного из форумчан с Украины. Он сообщил информацию о месте падения в горах нашего самолета (предположительно Пе-2), которое они обнаружили во время одного из походов, и дал привязку по карте. Место достаточно глухое, а после установления границы - совсем глухое. Эта информация тоже будет отрабатываться.
Через Интернет или приходится туда ездить?