Штормовое лето 2006. Шли семеро калек - с Баянкола на Иныльчек.

Пишет Георгий Сальников, 16.12.2018 13:09

Отчета об этом походе нет. Но приключений - хватало. О них и мемуары под катом.

Штормовое лето 2006. Шли семеро калек - с Баянкола на Иныльчек. (Горный туризм, тянь-шань, хан-тенгри, мраморная стена, новосибирск, турклуб нгу)

Состав группы

Миша, мощный молодой участник, спортсмен-лыжник.
Денис, молодой, крайне мотивированный участник.
Дима, завхоз всех времен и народов, по совместительству замрук.
Палыч, опытный участник из славного города Томска. На самом деле он тоже Дима, но, поскольку два Димы в одной группе - недопустимая роскошь, то договорились, что на время похода он будет носить почетное имя Палыч.
Сергеич, бывалый участник, главный фотограф группы. Автор большинства представленных фотографий. Имя Сергеич он носил согласно давним традициям, еще задолго до этого похода. Отец Дениса.
Олег, врач и второй фотограф. Спортсмен-лыжник, самый мощный участник и главный мотиватор сего безнадежного мероприятия.
Жора, ваш покорный слуга, главный демотиватор мероприятия, такова уж роль руководителя в сложном походе.

Слева направо, первый ряд: Миша, Денис, Дима, Палыч; второй ряд: Сергеич, Олег, Жора

Нитка маршрута и его главные нюансы примерно понятны из названия поста. Район этот на слуху, все места легко узнаваемы, так что схемы излишни.

До Алма-Аты ехали на поезде. В пути лихорадочно доводили снаряжение, в особенности снегоступы.

Особых приключений по дороге не было. Активная часть началась 1 августа. За полдня дошли от конца дороги до Валиевского МАЛа под Мраморной Стеной. Поднимаясь по Баянколу, встретили на тропе дружественную группу томичей. Они уже закончили свой маршрут и довольные возвращались вниз.

Встреча с томичами

Светало в этом походе в 6 утра, а темно становилось в 8 вечера.

Да, сразу напомню свою примету: если я вышел на маршрут больной (неважно чем) - будет удача. Но если здоровый - поход будет неудачным, причем непосредственная причина может оказаться какая угодно. В том числе самая невероятная. В этот раз я, увы, начал маршрут здоровым - плохая примета...

2 августа началось с брода двух речек - истоков Баянкола. Перед тем полночи поливал дождь, так что речки даже в 8 утра были полноводные. Не люблю я такие переправы, да и вообще, боюсь быстрой воды...

Палыч и Жора освежаются в Баянколе

Миха после обеда шел не очень - акклимуха. Не спеша, к 5 вечера подошли под пер. Семенова и заночевали. И снова всю ночь поливало.

3 августа на подходе к пер. Семенова (1Б, 4500) еще издалека заметили подозрительно большое скопление народа, медленно движущегося по переметному леднику.

Что бы это значило...

Это оказался какой-то коммерческий трекинг. Портеры, навербованные в основном в Караколе, тащили через перевал кучу всякой всячины. Даже стройматериалы для постройки капитального туалета. Одеты работяги были кое-как, обуты в кроссовки, обмотанные скотчем, чтобы снег не засыпался. Большинство шли по закрытому леднику без связок, просто по следам, протоптанным передовой связкой гидов.

Уже за перевалом встретили двоих отставших портеров, на вид старшеклассников по возрасту. Без обеда (потрерам полагается только ужин), они совсем выбились из сил и были, наверное, уже не рады, что ввязались в этот "бизнес". Ну чем мы могли им помочь... Разве что ободрить добрым словом (до стоянки недалеко осталось), да еще дали им пожевать и напоили сладким чаем.

Юные портеры

4 августа погода была дерьмо с самого утра. Дежурный даже не смог сварить кашу на улице, и делали в палатке. Далее у нас планировался траверс п.5437 - п.Одиннадцати. Однако весь день пришлось плутать, как ежики в тумане, заночевать удалось только где-то в районе перевала Баянкольский.

Ну и куда идти...?

5 августа с утра дежурный что-то накосячил с примусом, и снова вышли поздновато. Два часа распутывали ледопад, пока вышли на гребень. Миха даже нашел себе развлечение в виде тренировочной трещины.

Затем в плохую погоду, в сильный ветер с поземкой, херачили вверх по гребню п.5437.

После обеда запердон было отпустил. Но тут Димка внезапно лег на рюкзак прямо здесь, на склоне, и сказал, что с ним что-то происходит. Типа сердце поплохело. Че к чему...? Но вроде не помирает. Акклимуха? Но раньше такой акклимухи у него однако не было. К счастью, приступ отпустил быстро. Посидели еще здесь, подождали минут 20 на всякий случай. После чего Димка надел рюкзак и осторожно (страшно ведь снова помирать-то) пошел вместе со всеми вверх. Что это было? Очень подозрительно...

На всякий случай далеко сегодня не пошли, в пол-четвертого заночевали. Да и все равно нужна была высокая ночевка для акклиматизации, а здесь как раз 4900, и последнее выполаживание перед вершиной.

Вид с места ночевки. Внизу седловина пер. Баянкольский.

6 августа с утра дубак, зато погода хорошая. За 3 часа закорячились на вершину п.5437. Димка после вчерашнего поначалу шел с опаской. Но приступ непонятно чего больше не повторялся, все было как обычно.

п.5437, внизу пер. Баянкольский

Группа на п.5437, слева направо: Жора, Миша, Дима, Денис, Палыч, Олег

Вид на Хан-Тенгри с вершины

Дальше надо было траверсировать главный хребет до пика Одиннадцати.

По пути встретился подозрительный карниз, через который кинули пару веревок.

Вид с перемычки назад на траверс. Видна цепочка наших следов с п.5437. На дальнем плане п.Семенова.

Дальше нас ждал бесконечный спусковой гребень пика Одиннадцати, на котором тоже кинули в одном месте веревочку на всякий случай.

Гребень пика Одиннадцати в верхней части

Гребень пика Одиннадцати в нижней части

Такой получился весь траверс. Сложность - по совокупности, может быть, на туристскую 3А где-то, если с другими похожими сравнивать.

На ночевку встали на ровном леднике уже в сумерках. За день порядком умотались, но эта хрень с сердцем у Димки больше не повторялась. Что это вчера такое было - ХБЗ. Может, симулянт...?

7 августа нам было некуда спешить: дойти надо только до речки, которую переходить можно будет все равно только завтра рано утром. На одном привале случился инцидент. Дело в том, что Денис любил прям на ходу слушать музыку. Мы все кинули рюкзаки на морене, а он чуть приотстал. Идет мимо, пялится себе под ноги, нас не видит. Мы ему орем: падай, дескать! А он в своих больших наушниках совершенно глух. Стали камни кидать - Денис и них не замечает. Уже мимо нас проходит, и явно в далекие дали устремился. Остановился и заметил группу только после прямого попадания. Сначала было обиделся, но мы на уши показали: дескать, а как еще было тебе команду донести...

Дэн в наушниках

Ни с того ни с сего Димка-симулянт вдруг выдал второй непонятный приступ. Ну, теперь это точно не акклимуха: мы-то внизу! Совершенно непонятно, что за фигня, которую через несколько минут опять как рукой сняло.

На следующий день перешли речку и в 7 утра были уже в Баянкольском МАЛе. Во время дневки случился инцидент: низколетящий вертолет повалил нашу палатку и сломал две дуги, когда мы зазевались и не успели заранее ее убрать.

Хороша палатка "Канченджанга". Исключительно прочная и ветростойкая. Один минус: прямую посадку вертолета не выдерживает...

Что делать - взяли у стоявших неподалеку геологов инструмент посерьезнее и принялись ремонтировать...

Погода стояла хорошая, остаток дня отдыхали. На ботинках Палыча отклеилась подошва, но он успешно пришурупил ее обратно.

Палыч остервенело шурупит пласты

Вечером пришел Сергей Пензов, работавший в МАЛе гидом. Некоторые наши участники были знакомы с ним по прошлым экспедициям. Мы собирались назавтра идти через Мраморную Стену на Северный Иныльчек. Пензов сказал, что тоже будет через несколько дней на Иныльчеке, но его отправляют туда вертолетом. Еще сказал, что, по его сведениям, на Мраморной в эти дни людей не будет, последними спускаются двое швейцарцев с гидом, причем на вершину они не зашли.

Олег с Пензовым

9 августа вышли в 7 утра. На Мраморную Стену ходят по Меридиональному хребту, а чтобы попасть на хребет, есть варианты. Самый левый (по ходу) - "через Китайский перевал" - считается простой, но длинный. Самый правый - сначала под крайним контрфорсом по-над ледником, потом на снежное поле налево, пересечь его, и на хребет - так водят клиентов МАЛа. Мы выбрали третий вариант - по центральному гребню, через ледопад, выводящий сразу в верхнюю часть снежного поля - этот путь, может быть, не самый простой, но наверное, самый короткий.

Зашли по гребню на пупырь и заночевали перед верхней частью ледопада (нижняя часть по этому гребню вся обходится).

Как-то так надо идти

10 августа за два часа распутали ледопад и в 10 утра вышли на МАЛовскую тропу. Видно было, как тропа ведет на хребет, и оттуда навстречу спускается связка из трех человек - очевидно, это те швейцарцы с гидом, о которых говорил Пензов. Подходят ближе. Сзади явно иностранцы, по одежке и манерам видно, а впереди идет - кто бы вы думали - наш Серега Миронов. Вот так удача! Он вроде сначала собирался на Ленина - видимо, переиграл, в другой лагерь поехал. Я был впереди в нашей связке и первым поравнялся с Мироновым.

- Привет, Серега! Как дошел ты до жизни такой!
- Да не говори! С этими тут... Клиенты еле шевелятся...

Примерно с такими приветствиями обнялись мы с Серегой, похлопали друг друга по плечам. Я прошел вперед, чтобы ободрить швейцарцев на их родном немецком языке.

- Фом берг? Унд ви гейт эс дорт обен? Кальт? Абер йетцт - шон бессер?

Не помню, какие в точности жизнеутверждающие слова я им тогда шпрехал. Во всяком случае, швейцарцы пришли в восторг: в кои-то веки человек, которому можно излить душу!

- О нет, на эту гору, там холодно, невозможно! Там на гребне стоит желтая палатка, это наша, мы туда больше никогда не вернемся. Все, что в желтой палатке лежит - все ваше, все забирайте!

Пока швейцарцы мне жаловались, как им было плохо на горе, остальные участники по очереди обнялись с Мироновым, и наши связки пошли дальше своими путями.

В 11:30 поднялись на плечо 5200, где стоит лагерь. Там никого. Заглянули в желтую палатку швейцарцев, но брать ничего нам не надо было: только что сами на дневке отъелись. Только пару ломтиков сыра ихнего знаменитого взяли продегустировать.

Дальше по гребню все время вверх, упершись рогом.

В 17:15 заночевали на последней полке не доходя узловой вершины.

11 августа на гребне дул очень сильный ветер, поэтому вышли поздновато, только в 9 утра.

В самом крутом месте висели 2 веревки, но что-то удержало нас от того, чтобы их как следует нагрузить. И правда, оказалось, что одна веревка наверху не была закреплена, а просто лежала петлей на круглом камне и держалась за счет чисто условного трения. Первый поднявшийся участник эту веревку ледорубом прихватил.

В 12:00 поднялись на узловую вершину, которая считается туристским перевалом Мраморная Стена. Это перевал 3Б, 6100, но определяющая часть его еще впереди, на той стороне. Сама же вершина Мраморная Стена - гораздо дальше, но клиентам гиды этого не говорят, чтобы почем зря по хребту не шарахались. Клиенты поднимаются сюда, на узловую вершину, им и этого вполне хватает.

Из тура взяли записку томичей - тех, которых встретили в первый день по дороге. Дул охеренный ветер, и свою писать было поистине мучением. Пальцы мерзли, бумажку сдувало, чернила замерзали.

У нас было запланировано сходить радиально на саму Мраморную Стену (которая дальше), заодно и для акклиматизации. Там не сложно, но идти туда сейчас, в такой запердон - безумие: даже если дойдешь, то после уж точно не пойдешь больше никуда. А время было. Поэтому приспустились чуть вперед и поставили палатку на перемычке: полдня попургуем, может, завтра наладится погода, тогда и сходим на вершину.

Там вершина Мраморной Стены

Ветер на перемычке

12 августа, однако, погода ничуть не улучшилась. Подождав до 9 утра, мы с этим смирились и ушли с перемычки вниз в сторону Северного Иныльчека. Ледопад в верхнем цирке поначалу обходится по гребню, ограничивающему цирк справа, но потом и там начинаются разломы.

После глубокой разведки удалось найти проход внутри огромного разлома.

К 16:00 добрались до конца отрога, где надо спускаться на ледник. Но снег уже раскис, так что мы ограничились разведкой начала спуска.

13 августа вышли в 7 утра и за три с половиной часа благополучно спустились на боковой ледник. Получилось 8 веревок.

Уже внизу, на самом Сев. Иныльчеке, по пути встретилось топкое болото. Шлепали в ластах, как лягушки, только что не квакали.

Около 4 часов дня пришли в Валиевский МАЛ. Взяли свою заброску, и завтра нас ждала дневка!

Завхоз оприходует продукты

Заброска была в полной сохранности, но полторашка варенья (клюква с сахаром) оказалась вздутая. Даже на расстоянии чувствовалось, какое там давление. Положили бутылку на лед - может, остынет. Но на всякий случай подальше от палатки: вдруг бахнет?

Выдержав полдня, Палыч надел каску, взял большую миску и с видом бывалого сапера отправился на ледник разминировать клюкву.

- Если не вернусь, считайте коммунистом!

Через полчаса вернулся весь в красном:

- Фокус не удался. Можно меня облизывать.

Снова встретили Пензова, который уже прибыл на Северный.

- Сергей, а мы по пути к Мраморной Миронова встретили. Что ж ты не сказал, что он там?
- Какого Миронова? Нет на Баянколе никакого Миронова. Он под Ленина!

Ну конечно! Как так нет Миронова, когда мы сами видели, и даже обнимались с ним? И он с нами разговаривал, и на имя Серега отзывался! В общем, тут мы не поверили Пензову.

Несмотря на плохую примету (что я в поход здоровый пошел), до сих пор все у нас выходило в целом нормально. Маршрут проходим по графику. Странные приступы у Димки-симулянта уже давно не повторяются. Палатку, вертолетом раздавленную - починили. И даже после взрыва бутылки с вареньем Палыч жив остался, хотя фольклор гласит, сколько раз сапер ошибаться может. Так что до сих пор неясно, как плохая примета сыграет. Висит над нами, как Дамоклов ледоруб...

И тут встал тяжелый вопрос, который в итоге и повлиял на все продолжение похода. По плану мы должны были идти через Восточное Седло Хан-Тенгри. Вроде и состояние группы было нормальным, и даже у Димки-симулянта все прошло - пока корячились через Мраморную, он больше не выдал ни одного приступа. И из-за постоянных ветров все склоны вокруг были так зафирнованы, что можно было идти где угодно - никакой лавинной опасности. Но Дэн неожиданно заявил:

- Я шел в этот поход только для того, чтобы взойти на Хан. Но если мы пойдем через Восточное седло, то можем на Хана не зайти. Требую идти на Западное седло через Петьку, а если нет - сам пойду на Хана один!

Что это - бунт на корабле? Нет, это не бунт: все остальные участники желают идти по маршруту. Но у одного появилась собственная жесткая позиция. От такого можно ждать все, что угодно. Может и правда один куда-нибудь рвануть, дров наломать.

- Ну что, раз тут ставят ультиматумы - объявляю прекращение маршрута! Контролированный сход с маршрута будем осуществлять через Петьку. И пошло оно все!...

Да, не зря я пошел здоровый, плохая примета опять сработала. Повод самый неожиданный, еще ни разу у нас именно так не случалось. Но, так или иначе, маршрут накрылся, мы с него сходим. Хотя и странным способом: не вниз, а вверх...

15 августа в 7 утра стартовали по МАЛовской тропе. Поначалу шлось легко. Уже в 9 утра мы поднялись на стоянки 4700, где первый лагерь на северном гребне. Не то что ночевать - даже обедать еще было рано, и мы отправились дальше вверх. Через какое-то время стали догонять на перилах клиентов, которые стартовали с 4700 до нас, и тут началось...

Стоянки 4700

Иностранцы ходят не спеша. Никуда не торопятся. Пока перестегнутся и освободят перила, можно прождать целую вечность. Улучив удобную минуту или удобное место, обходишь одного-двух человек сбоку без страховки, и быстрей вверх, чтобы от них оторваться. Но дальше опять препятствие в виде следующего клиента, и процесс повторяется бесконечно. Темп у людей разный, и наша группа сильно растягивается...

...Мы идем вдвоем с Олегом и уже довольно долго никого не обгоняем. Похоже, впереди больше не осталось никого. Но остановиться на привал нельзя: кажется, что вот-вот подойдут иностранцы и начнут наступать на пятки. Олег - лыжник, он здоровый и идет легко. А я в жизни никаким спортом никогда не занимался, я хилый и устал.

- Олег, не жди меня, выходи вперед, я как-нибудь потихоньку за тобой закорячусь.
- Нет, Жора, давай ты первый. За тобой удобно: ты идешь в хорошем темпе и нигде не останавливаешься.

Никогда не ходите на гору по коммерческим маршрутам в сезон. 9 лет назад мы были здесь одни во всем районе. Функционировали, как нормальная туристская группа, и все под полным контролем было. А сейчас в толпе все друг другу мешаются. Кто-то может уйти вперед, кто-то нет. Из-за этого группа безумно растягивается, скатывается на одиночный стиль хождения. Это и на нервы действует, и безопасность страдает. С кем что случись, никто и не узнает ничего...

И еще. Здесь начал я ощущать, что по халявным перилам не ходит на Хан только ленивый. Кого только здесь нет... лазиют даже такие, которые и слезть-то потом с него сами толком не могут...

В 16:30 мы с Олегом поднялись на плечо 5300 - второй МАЛовский лагерь. Но палатки у нас нет. У меня примус, но нет котлов. Оделись в пуховки, сели на рюкзаки, кукуем, ждем группу. Ждали час.

В 17:40 подошел Димка-симулянт. С котлами. Но здесь холодно и дует, а палатку еще не принесли. Нечем и вырыть яму под кухню: ни у кого нет лопаты. Пошли "стрелять" у иностранцев. Нашли одну лопату, но она - цельнопластмассовая! Как будто из магазина игрушек! А тут все так зафирновано - бетон! И как этим копать? Как же здесь все запущено...

Еще через полчаса поднялся Мишка с лопатой и палаткой. Стало гораздо веселее. Остервенелое рытье фирна неплохо согревает...

Денис, Палыч и Сергеич подошли около 8 вечера. К тому времени мы уже поставили палатку, вырыли кухню, доваривалась каша.

Плечо 5300

16 августа вышли поздно, в 11 утра. Шибко ушатались в предыдущий день. Так что опять оказались в хвосте у иностранцев. Обгонять их получалось по-разному, и наша группа снова растянулась.

Димка только что обошел троих клиентов (обратите внимание на совершенно разные "весовые категории" наших и их рюкзаков)

На подъеме. Внизу справа видно плечо 5300 с палатками.

Я на Петьке на фоне Хана

Нам с Олегом, как и вчера, чтобы не толкаться жопами, пришлось обогнать всех иностранцев и оторваться от них. В 3 часа дня мы были на вершине Петьки. Минут 40 подождали: шибко холодно, дует, и другие участники все не подходят. Не дождавшись, спустились на перемычку, чтобы уйти с ветра. Замыкающая часть нашей группы подошла только в 7 вечера, через три часа после нас с Олегом.

Гребень Петьки

Как известно, кислород - самый ядовитый газ в составе воздуха, агрессивный окислитель, бирадикал - химики знают. Только фтор еще хуже (который, к счастью, не содержится в атмосфере). Так что чем кислорода в воздухе меньше, тем для здоровья лучше. Видимо, поэтому не могу я дышать ртом, быстро плохеет от отравления избытком кислорода. Дышу только носом. Это хорошо. Дело в том, что еще вчера вечером я понял, что заболел. Подхватил, видимо, в МАЛе какой-то злобный гриппер. А может, простудифилис. Сопли, кашель. Но, слава богу, на ходу кашель сильно не мучает (носом дышу). А на привалах откашляться успеваю...

17 августа на Седло пришел конкретный запердон. Буран. Никуда не идем, пургуем в палатке. Пытаюсь чем-то лечить простудифилис, но не очень-то помогает...

18 августа с утра по-прежнему дует. Некоторое время выжидаем: вроде тенденция к улучшению. Начинаем собираться наверх, на Хан. Палыч сказал, что не пойдет, ему не интересно. Я тоже сомневаюсь, идти или нет: в 1997 я уже был на Хане, да и с простудифилисом на 7000 точно лучше не станет. Но подумав, все же начинаю собираться: руководитель только за группу решает, а за себя - нет. Беру пустой рюкзак, фотоаппарат в него (фотик килограмм весит, а я не могу столько на шее таскать). Выкидывая лишний груз из клапана, обнаруживаю там налобный фонарь. Он у меня с самодельным более емким блоком питания, весит грамм 200 - зачем? Мы же договорились: кто за 8 часов не поднялся - возвращается оттуда, до куда дошел. Значит, точно засветло все к палатке вернемся. Таким образом рассуждая, все-таки я почему-то не выкидываю фонарь, а кладу обратно в рюкзак.

Стартуем в 9:25. Это поздновато, но все от того, что с утра еще запердон не кончился. Да и вообще, со всей перемычки только испанцы какие-то раньше нас вышли, а больше вообще никто наверх не пошел в этот день. Ничего, все нормально: мы же договорились - докуда бы ни дошел, возвращаемся по времени!

Собираемся наверх. Впереди начали подъем трое испанцев.

Пройдя сотню метров, оборачиваюсь и вижу: снизу догоняет Миха, а Димка почему-то возвращается в лагерь. Оказывается, у Мишки сломалась кошка, и Димка отдал ему свою. Димке тоже не сильно хотелось на Хан, он раньше пару раз был уже там, а тут как раз и повод обоснованный подвернулся.

В этот раз поднимаемся более-менее кучно. Олег и Дэн прут, как танки, Сергеич тоже практически не отстает. Я потихоньку иду, чтобы холодный воздух сильно не глотать, кашель не обострять. И так хреновато себя чувствую. Но знаю, что до вершины спокойно дойду примерно таким темпом. Клиентов рядом нет, никто никому пятки не топчет...

Где-то в начале "Корыта" догнали испанцев, которые раньше нас с перемычки вышли. Некоторое время мы не могли понять, чем они занимаются и отчего так медленно идут. Оказывается, при подъеме они применяют особую замысловатую тактику.

Первый участник цепляет свой жумар на стационарные перила и начинает движение. Остальные двое страхуют его своей собственной веревкой, которую несут с собой. Таким образом лидер с нижней страховкой зажумаривает очередной участок перил. По мере прохождения он кладет, где надо, промежуточные точки, прощелкивает в них нижнюю страховку и на своих точках жумарит по казенным перилам дальше. Дойдя до верхней точки крепления перильной веревки, лидер делает рядом собственную станцию и вешает на ней свою веревку.

Перила готовы. Теперь второй участник деловито зажумаривает уже по своим перилам, снимая по дороге часть точек страховки, установленных лидером. При этом второй на всякий случай страхуется одновременно и за висящую рядом стационарную веревку: береженого бог бережет. Дойдя до станции, они вдвоем с лидером организуют верхнюю страховку для приема третьего участника.

Третий разбирает свою нижнюю станцию и с верхней страховкой жумарит снова по казенным перилам, убирая по дороге оставшиеся точки. Затем вся команда собирается вместе, после чего процесс прохождения перил со своими точками методически повторяется на следующем участке. И так далее. Нечего и говорить, что происходит все это изнурительно долго. Зато надега! А главное, никто потом не обвинит в нечистом стиле: все на своих точках прошли, со своей веревкой, и ни одного шлямбура в стене не оставили!

Ну, мы-то круче, мы-то в этой терминологии ваще "фри соло" жумарим;-) Оставили позади иностранцев дальше веревки путать. Олег и Денис здоровые ушли чуть вперед, мы с Сергеичем в своем темпе, и Миха в димкиной кошке нас догнал.

На выходе из "Корыта". Миша на фоне ноги Сергеича. Внизу вошкаются иностранцы.

Перед самой вершиной мы разминулись с Денисом и Олегом, те только что побывали там и пошли обратно. Мы трое поднялись в 17:30. Сфотографировались, и тоже вниз. Ничего, время есть, спокойно по свету спуститься успеем. Как раз на крутом участке перед "Корытом" опять наткнулись на иностранцев, которые там свои веревки путали. Мы их аккуратно облезли сбоку, и Мишка сразу побежал догонять Дэна и Олега, пока те еще не так далеко ушли.

Олег на вершине

Мы с Михой на вершине

Сергеич и Миха

Вид с вершины на Южный Иныльчек

Встреча с иностранцами в начале спуска

Обычно я легко и очень быстро хожу вниз. Ха, подумал я, щас догоню всех троих, еще посмотрим, кто из нас первый придет к палатке. Но, подумав так, я почему-то вниз не побежал. Вместо этого пропустил вперед Сергеича, а сам встал последним. Зачем? В тот момент еще не отдавал себе отчета...

И тут вдруг Сергеич поплыл. Потерял чувство реальности, засыпать стал прямо на ходу, на перилах. Темп движения резко замедлился. Вверх, и то мы шли быстрее, чем сейчас спускаемся. Кажется, запахло жареным... То есть, наоборот, запахло холодной кое для кого...

Сергеич-то готов, но я не хочу с ним холодную здесь на косогоре. Как могу, подгоняю его, кричу (иногда матом), не даю заснуть. Как только он доходит до очередной перестежки, сразу останавливается и тут же норовит впасть в анабиоз. Ору, подбегаю сам, заставляю перестегиваться, только что не пинками вниз гоню. Все получается ужасно медленно. Но если активно не погонять, вообще в ступор встанет. Прямо здесь и сейчас. Так вот почему я вперед всех вниз не побежал, оказывается, елы-палы...

Тем временем таки стемнело. Вот, оказывается, зачем я взял фонарь, а ведь был уверен, что не понадобится! Но "пациент" замедлился в темноте еще больше. Даже не тормоз - якорь!

Далеко внизу видны огоньки в нашей палатке на перемычке. Парни давно уже там. Эх, как не хватает здесь еще хотя бы одного! Он мог бы принимать, "приманивать" Сергеича снизу, пока я подгоняю сверху, мы бы по очереди перестегивали его, процесс куда быстрее бы пошел... Мечты, мечты... Но я же понимаю, и представляю себя на их месте. Вот чуваки только что спустились с горы. Они разулись, переоделись, пьют чай в теплой палатке. Они и так уставшие, еще и расслабились. Да нет, кого там - из теплой палатки никто снова наверх не выйдет в ночь. Нечего и думать - самим как-то надо выгребаться. Блин, и зачем я, дурак, здесь остался, вниз со всеми не побежал, щас бы чаек попивал...

- Эй, чего заснул! А ну освобождай веревку! Перестегивайся быстрее, трах-тибидох!
- А? А зачем быстрее? Что, нам разве надо куда-то торопиться?

Я уже сорвал голос. Громко орать не могу: после каждого выкрика начинает мучить кашель. Кашель отдается в носоглотку, и еще куда-то в шею, в затылок. Настроение паршивое. А Сергеич чем дальше, тем хуже. Он уже норовит впасть в анабиоз вообще в любом месте, прямо посреди веревки. Там участки простые, я его не жду, а прохожу рядом на скользящем, не нагружая, или вообще придерживаясь за веревку рукой. Уговариваю двигаться, свечу фонарем, перестегнуться помогаю. Без спусковухи могло бы быть быстрее, но на скользящем пускать его боюсь: заснет на ходу, еще улетит куда-нибудь. Только бы успеть пройти побольше, спуститься пониже, пока он еще хоть как-то на своих ногах! Не дай бог он ляжет и заснет, я его один не дотащу...

Перила закончились. Отсюда недалеко осталось, метров 200 по тропе пешком. Внезапно Сергеичу как будто тумблер переключили. Он вышел из анабиоза, закрыл за собой дверь и деловито побежал куда-то в темноту налево.

- Стой, Сергеич! Тропа не там! Улетишь, там нет спуска! Иди рядом со мной, я тебе под ноги светить буду.

К палатке приползли в пол-двенадцатого ночи. У меня совсем хреновое настроение, долго не мог откашляться. Сергеич же, наоборот, ожил, как огурчик. По стоянке вошкался, как ни в чем ни бывало, в палатке шмотки обустраивал. Испанцы, с которыми мы на Хане пересекались, на перемычку возвращаться, похоже, и не собирались сегодня. Свет из их палатки где-то на 6400 виден был. Да уж, насыщенный денек получился...

19 августа вышли поздно (в 11:20), ушатались в предыдущий день. К часу дня, не спеша, пришли на стоянки 5300 на Семеновского, перед горловиной. Погода чудесная, на площадках палатка, а рядом - Барсовна! Ясно дело, чем после обеда в опасную горловину соваться, нам гораздо приятнее с Барсовной вместе потусить. Так что поставили свою палатку рядом и остались здесь на полудневку позагорать. Все равно ж мы с маршрута сошли и теперь никуда не торопимся!

У Барсовны на 5300

20 августа в 6 утра (вместо завтрака) поскакали вниз. Барсовна тоже с нами - оказывается, она в тот раз не на гору, а просто позагорать на 5300 ходила. Ниже горловины встретили еще Глеба - тот повел на Хан молоденькую девчонку. В час дня пришли в Грековский МАЛ, где у нас тоже была заброска.

Группа в МАЛе, слева направо: Жора, Сергеич, Миша, Дима, Денис, Олег, Палыч

Хан-Тенгри

Олег с заброской на Южном

В МАЛе врачом доктор Петя - тоже наш человек. Мы с Димкой пошли к нему за диагнозами. Я - со своим никак не проходящим кашлем, Димка - хрен пойми с чем. Доктор нас осмотрел и мне диагностировал, вот прям так, без всяких предварительных вступлений, "гнойный бронхит". Дал каких-то таблеток по два раза в день принимать:

- Если через пару дней не помогут, тогда суши доски!

А димкин диагноз подтвердил - тот что мы и сами ему ставили:

- Этот симулянт здоровее вас всех, вместе взятых! Разве что сосудики изредка пошаливают. Ничего ему не надо. Когда в следующий раз еще станет симулировать, дайте ему порцию кофе с коньяком или, на худой конец, со спиртом - все как рукой снимет!

Доктор Петя освидетельствует страдальца

Циники эти врачи! "Гнойный бронхит" - какой еще бронхит, я с этим "бронхитом" на Хан сходил! Честно говоря, я на доктора Петю обиделся за такой грубый диагноз. Правда, справедливости ради, стоит сказать: таблетки его на самом деле помогли, через два дня кашель как рукой сняло.

На следующий день сделали дневку. Олег предлагал, правда, на Победу еще пойти, да ну, чего смеяться - какая Победа, нас тут полторы калеки от группы осталось! Отдохнем здесь, и завтра домой пойдем. Сошли с маршрута, значит, сошли, и нехрен выпендриваться!

Пожарили оладушки. Еще сходили потом на комиссаровскую морену на экскурсию. На мемориал - таблички посмотреть и свою одну прибить. Со знакомыми общались. Виталик там был. Ильяс (его Барсовна привела познакомиться). Нет уже сейчас ни Виталика, ни Ильяса...

Солобоев, Карлинер, Мосейчук, Чеверда, Горюнов - все новосибирцы

Про Миронова Виталику рассказали, что на Баянколе его видели. И Вит тоже удивился: откуда Баянкол, Миронов же на Ленина должен быть! Ну не знаю я, откуда, но своими глазами видел же!

Узнав, что мы завтра вниз собираемся, подошел вечером молодой поляк Марчин. Попросился попутчиком, чтобы вместе по леднику идти. Он, как оказалось, в этот сезон программу "барса" выполнил. Но из лагеря захотел не на вертолете, а пешочком прогуляться.

Марчин

22 августа в 9 утра пошли мы вниз, медленно и печально. Нам надо было через Тюз вернуться на казахскую территорию, т.к. в киргизскую погранзону пропусков не было. И все бы ничего, да Димка ни с того ни с сего снова приступ выдал, того, непонятно чего. Таких приступов давно уже не случалось, мы успели отвыкнуть и поэтому напугались в этот раз. Опасались мы теперь идти с ним на 4-тысячный перевал (хотя вроде недавно прошли два 6-тысячных). И пошли прямо вниз в Майдаадыр, солнцем палимы...

Марчин шел с нами. У нас рюкзачки, конечно, были побольше, зато он привязал к своему огромные рога, которые где-то в дороге подобрал. Уж не знаю, удалось ли ему довезти эти рога до Польши... Вечером он ставил свою палатку неподалеку, а ужинать мы звали его к себе: нам какая разница, на 7 или на 8 варить, все равно продуктов завались, мы ж с маршрута сошли.

Еще через три дня пришли на Атджайлоо, погрузились в машину. Вот только как будем заставу проезжать... пропусков-то нет. Есть больной, но что-то он не сильно на страдальца смахивает, когда нет приступа.

- Димка, как к заставе подъедем - ты хоть жалобный вид сделай, что ли - глядишь, пропустят.

Атджайлоо

Застава. Объяснили начальнику все, как есть, почему без пропусков: больной у нас, дескать, сердечный приступ, через горы ему нельзя, только аварийный выход вниз по долине. Офицер все понял, вошел в положение, только вот как в журнал занести... У поляка пропуск в полном порядке, а вот с нами что делать...

- О, нашел формулировку! Так и запишем: границу Республики Кыргызстан пересекает гражданин Польши, и с ним семь портеров!

О как, не зря Марчина взяли! И можно было бы заканчивать повествование на сей мажорной ноте, один только, самый последний эпизод.

Уже дома в Новосибирске встречается Серега Миронов.

- Привет, Серега! Как ты всех обхитрил: сказал, что поедешь на Ленина, а сам на Баянкол подался!
- Какой Баянкол? Я на Ленина был весь сезон!
- Здрасьте! Ты ж с Мраморной Стены шел, мы с тобой обнимались даже там - помнишь, ты с двумя клиентами с гребня спустился, а мы из ледопада навстречу вылезли!
- Не знаю, с кем вы там обнимались, но меня там не было!

Ну знаете... Полный двойник? Да нет же, я так понимаю: если человек похож на Миронова, одевается, как Миронов, имеет походку Миронова, говорит голосом Миронова, употребляет выражения, соответствующие имиджу Миронова, и отзывается на имя Серега - значит, это и есть сам Серега Миронов - не так разве?

Так что я до сих пор уверен, что на Мраморной Стене мы встретили самого настоящего Серегу Миронова, материализовавшегося на нашем пути. Но вот как ему это удалось - по сей день загадка...

Замечательный отчет с бесподобными фотками...и тонким юмором...
Спасибо!
Красивые снежные места...

Замечательная калекиада! Читал не отрываясь!
Спасибо!

Жора.самое смешное ,что я был на Коммунизма-:)))

Прости, детали забыл за столько лет. Только Баянкол помню: разве ж можно забыть такое?

Подтверждаю . с начала июля до конца августа безотлучно :))

Я вас встретил на тропе перед Мраморной. Я с Баянкола спускался, а вы на верх шли.

Так значит вы там не Миронова, а Сальникова встретили!

Да Жора хорошая у тебя была идея по акклиматизации на траверсе пика 11. И относительно безопасно, технически несложно, и высота нормальная. Мы через три года воспользовались твоей идеей, ночевали между вершинами, Палыч кстати тоже тогда пошел с нами, но не потянул… Сошел. А пик Плато все таки не 6100, как любит себя тешить народ, а 5700 м., 6140 – сама Мраморная.

Гражданин Польши и с ним семь портретов .Молодец погранец.

Не совсем понял юмора про калек, вероятно хорошо рифмуется с Инылчеком. Но об одном участнике, почти "инвалиде" я, возможно, и догадываюсь ))
Оладушки очень на вид аппетитные ))

Мы не прошли маршрут, в условиях на редкость благоприятных для его прохождения. В этом и заключается черный юмор. Но и рифмуется тоже хорошо.

Общались с вами на Южном. Народ в том году там собрался замечательный.

Спасибо! Душевно! Пишите ещё!

Давно не читал таких замечательных и добрых историй! Улыбался всю дорогу.

С желтой швейцарской палаткой связан удивительный эпизод. На самом деле, швейцарец сказал, что она зеленая. Когда мы вылезли к месту их лагеря, то обнаружили там массу палаток, и среди них - ни одной зеленой. Шариться в поисках продуктов по всем палаткам было как-то нехорошо. И тут Жора высказал абсолютно нетривиальное предположение, что швейцарец - дальтоник, а раз так, то их палатка- желтая, потому что дальтоники так воспринимают желтый цвет. Гипотеза блестяще подтвердилась!

В том походе у всех нас, кроме Миши, снегоступы были сделаны из пожарного шланга, натянутого на раму из алюминиевого обруча, как в нашей секции принято. Миша использовал какую-то другую прочную, но скользкую синтетическую ткань. Проходя мимо трещины он неудачно наступил на небольшой бугорок возле нее и изящно соскользнул в дыру, уйдя туда с головой. Это было очень красиво исполнено! Мы шли в связках. поэтому все кончилось благополучно.

Французы на седле Хан-Тенгри запомнились тем, что всю ночь после удачного восхождения пели песни, перед тем, как утром уйти на север через Петьку.

Сергеича, увы, с нами тоже уже нет - погиб в зимнем походе.

Еще помню пограничного пса в Баянокле по кличке Бакс. Это была не овчарка, а стаффорширдский терьер - трепещите, нарушители границы!

Про палатку. Почему-то я хорошо помню, что швейцарцы ее назвали "gelb", по-немецки это - "желтый". Может быть, они на другом языке ее зеленой назвали?

Вот снегоступы, разница наглядная: слева Миши - красный, справа Палыча - серый. На самом деле их делают не из шланга, а из пожарного рукава. Как учил нас на военной кафедре майор Боченин: шланг - это нерадивый студент. Миша тоже делал из пожарного рукава, только не из простого, а из фасонного, от которого он красное пластиковое покрытие не стал отрывать.

На Седле я дрых без задних ног, как убитый, поэтому, наверное, не запомнил французов.

Сергеич не зимой, он через несколько лет утонул при переправе где-то в Забайкалье.

Терьер у погранцов был, вот он (со спины правда):

Так Сергеич - это старший Юзенас, что ли? Я с ним свои первые походы ходил в конце 80-х, на фотках не сразу признал.

У двойника Миронова фамилия Муха. Это был начальник гидов на Северном Иныльчеке.

Это случайно не Ташманбетов Худайберген из Джамбула? Он в синей пуховке. 2014 г. Северный Иныльчек. А ведь действительно похожи!

Спасибо за рассказ! Увидел картинку с табличками, и накатило.

Одна из них- человеку по имени Дэвид Джеймс Секстон. Это молодой парень года 23-24 может, аспирант Гарварда. Дело было в нашей экспедиции Казклуба. Экспа была совместная с гляциологами из Института географии СССР, руководитель Владимир Айзин. Куча интересных людей, среди них два англичанина- один постарше, другой помоложе, Дэвид. Отличный парень, общительный, все в шахматы играл с нами. Счастлив, что попал в такие громадные горы, куда иностранцам путь заказан был много лет. Тот, что постарше, улетел недели через 3, а Дэвид ходил с другими гляциологами по ледникам, наблюдали чего-то. Основной объект у них был ледник Рапасова- как объяснил Володя, уникальное место, там настолько сухо, что снег испаряется, не превращаясь в воду. Поэтому, если взять образцы, состояние атмосферы наблюдать легко, за каждый год. Уже позже он говорил, что отлично видно начало промышленной революции в 17 веке в Англии- сажи больше появилось. Обалдеть, где Англия, а где Центральный Тянь-Шань.

Ну а мы ходили на Хана по классике, искали там троих наших ребят, пропавших на "ноже" в предыдущий год. Не нашли. Потом сходили на Победу, вернулись 15 августа, все, конец экспедиции, осталось только дождаться с Рапасова двоих- Дэвида и Володю. Володя приехал на лыжах вечером 16-го. Дэвид в самом низу Рапасова, уже перед ледопадом, упал в трещину и разбился. Эх, мальчишка. И побежали мы в ночь.

Это точно, трещины большие в этом углу...

Да, вот так бывает. Оба гляциологи, Айзин с громадным горным опытом, мастер спорта по альпинизму, и так получилось, в последний день.

Из личного любопытства: 3 приступа с невнятной клиникой, имели в последующем, "на материке" результаты обследования? Не шутки, однако... С таким, до выяснения причин, дальше ходить нельзя.

Ходил ещё 4 года, в 2008 чемпионский маршрут.
Обследовался осенью 2006-го. Диагноз - провал давления, проблемы с сосудами.

"Провал давления" - гипертензия, или наоборот? "Проблема с сосудами" - тромбы в коронарных сосудах, спазмы сосудов головного мозга, или, не дай бог, тромбоз магистральных вен в нижних конечностях? Что-то другое? Извините за настойчивость - мое любопытство не праздное.

Загадка это: в 2007 Димка ходил в сложный горный поход зимой, потом в 2008 на Памире 1-е место на ЧР, потом в 2009 поднимался на пик Маркса, и ни в одном глазу.

Да нет, все не так страшно. Утрачена эластичность стенок вегетативных сосудов, и при больших нагрузках происходит именно падение давления с симптомами сердечной недостаточности при совершенно здоровом сердце, а на след. день компенсируется гипертоническим кризом. Жора, никакой загадки, на результатах моего обследования на тредмилле студентов мединститута учили...

Жора, спасибо! Фотографиями полюбовался давно, а рассказ только сейчас успел прочитать.

У нас спустя три года, в 2009 получился практически поход близнец. Когда читал, понял, что совпадений вышло чуть ли не больше чем различий. Даже фотоснимки и ракурсы с маршрута похожи очень.

Тогда сходили на Баянкол, затем перевалили Мраморную стену (пер. Плато), сходили на Хан через Петьку с востока на запад и пешком вышли в Атжджайлоо.

Мы тоже активно ремонтировали снаряжение перед Мраморной стеной (в основном снегоступы), у меня там же начались непонятные фокусы с давление, приходилось даже снегом лицо растирать. На Плато поднимались по отрогу, выходя под ледопад.
К середине маршрута серьезно заболел руководитель Петя Рыкалов. Постоянно кашлял и сплевывал мокроту с кровью. Тем не менее на Хан пошел и сходил. Изначально вершины Хан-Тенгри вообще не было в плане маршрута. И на Западном седле тогда немного пожили в непогоду.
По ряду причин, основная из которых - здоровье, маршрут пришлось свернуть заранее. Выходили по Иныльчеку пешком с попутчиком Русланом из Киева и чудом избежали проблем на киргизско-казахской границе.

Сергей привет тебе от томской команды, мы с вами постоянно пересекались в 2009г. на маршруте...Восхождение и спуск тогда конечно "веселые" были.

Да, мы с вами сначала в долине Баянкола встречались, а потом на Хан-Тенгри вместе поднимались. У меня в памяти сложности и приключения на спуске с Хана не отложились. Помню только, что дядя Коля Половинкин и наш Петя застряли на спуске и пришли вниз уже под ночь.
Больше впечатлил отрыв 100 метров карниза по линии тропы с Западного седла на север. Вместе с человеком. Мы тогда с напарником в пургу с Петьки спускались и чудом успели прыгнуть в противоположную сторону.

Да уж, этот вариант можно назвать "классическим", вариации в части первоначальной акклимухи только. Я позавчера скоропостижно в Москве был - жаль, не пересеклись. Тебе удачи в грядущем походе! Не удивлюсь, если в Грузинском кулуаре голый лед будет, бобслей такой..

Спасибо! С наступающим Новым годом! Голый лед в Грузинском кулуаре это нормально (он ведь на верхнем участке у вас и летом был), хуже если снежные доски.

Спасибо, очень интересно написано и фотки красивейшие