МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2

Пишет nickegor, 03.02.2019 18:31

Начало здесь...

Все началось в конце 1983г... Это были годы завершения строительства БАМа, и мы, по мере возможности посещали замечательные уголки природы, связанные с выходом термальных источников, оригинальных горных ландшафтов и водных объектов. Было решено, что при первой возможности, мы посетим этот район и попытаемся подняться на высшую точку хребта.
МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)

Светлой памяти Сергея Юзенаса и
Дмитрия Подкаминера,
оставшихся в горах, посвящается.

Четвёртый поход

Четвёртый поход состоялся 5 – 18 августа 1988 года. В 1987 году мы штурмовали перевалы Заилийского Алатау. Новое поколение приобретало опыт движения по ледникам, скалам и снегу.
В 1988 году мы впервые поставили задачу восхождения на высшую точку Южно-Муйского хребта. Было взято больше, чем обычно, средств страховки, проведены занятия по работе с верёвкой. Состав группы значительно обновился и был представлен следующими участниками: Кузьминых А. – руководитель, Моргаев М., Юзенас С., Иванов С., Ким С., Баяндина Н., Моргаева А., Ушакова Н., Сподин Е. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Был заявлен горный маршрут 3 к.т. с первопрохождением перевала Сибирь, ориентировочно 2б к. т., и прохождением уже пройденных ранее нами перевалов.
Официально восхождение на высшую точку мы не заявляли ввиду неопределённой технической сложности. Был намечен выход на панорамный пункт в день отдыха. Это обстоятельство каждый раз ограничивало наши возможности и недостатком времени, и моральными принципами.
Добирались поездами с пересадкой в Северобайкальске, поскольку МПС эксплуатировало дорогу только до этого пункта. Далее до Ангаракана ходили поезда временной эксплуатации. День в Северобайкальске мы провели очень интересно, сходили в музей строителей БАМа, где, кстати, экспонируется дневник начальника партии Ильина Б. Н. (нашего товарища), искупались в холодном Байкале (+12оС), пообщались с бамовцами в группе рабочего проектирования Сибгипротранса (ГРП СГТ) и под занавес сходили в новую баню.
В Ангаракан поезд прибыл в 5 утра. Весь народ хлынул на перрон, штурмуя стоящие вахтовки, чтобы пересечь Северо-Муйский хребет. Нас встретила изыскательная машина (Стас) и через 2,5 часа мы оказались на базе изыскателей (начальник партии Федотов Валентин Яковлевич). Быстро решаем оргвопросы и в 11.30 продолжаем движение к началу маршрута (мост через реку Муякан на 718 км)
Маршрут первых трёх дней (6 – 8 августа) повторяет путь нашего возвращения в 1984 и 1986 годах. Та же заболоченная пойма с болотами, буреломом, гнусом и другими препятствиями. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Через Мую переправились на резиновой лодке. Рыбалка в Муе не удалась, зато в устье ручья, текущего от термального источника, Юзенас с ребятами наловили хариусов, окуней и сорожки. В лесу обилие грибов, поэтому уха часто сменялась грибами во всех видах. Погода первые дни жаркая, даже душная, температура воздуха +30оС. Идти тяжело, некоторым нездоровилось, поэтому к первому перевалу «Озёрный» подошли к вечеру 8 августа, измотанные жарой, гнусом и таежными препятствиями.
10 августа.
Накануне сделали полуднёвку. Отоспались, подлечились. После обеда подошли к боковой долине, ведущей на перевал, поднялись до озера и встали в небольшой берёзовой рощице на берегу. Озеро красивое. Вода исключительно прозрачная. Высота примерно 1400 м. Палатку поставили на мох, комфортно и мягко. Вечером после вкусных грибов долго пели под гитару во главе с Мишей.
А сегодня всё в тумане. Погода испортилась, видимости нет. Всё-таки решили идти на перевал. При подъёме незаметно отклонились влево и вышли к скалам левого отрога. Пришлось спускаться к верхнему озеру. После обеда продолжаем подъём. Ориентиром стал снежник, на который мы вышли в 1986 году. Подходим к снежнику и по краю выходим под скальную стену. Вдоль стены по полкам влево выходили на перевал. Перед перевалом монолитный взлёт, разломанный на плиты. На перевал поднялись в 15.30. Идёт дождь, похолодало, девочки замёрзли, да и я тоже, поскольку под мокрой штормовкой одна майка.
Сняли записку Киевского высшего авиационного училища от 15.08.1987 года, в которой утверждалось, что это перевал Взлётный 2а к.т. Спуск начали в 16.00 в условиях плохой видимости. Сначала поднялись вверх по гребню в восточном направлении на 30 м (на длине 120 м) и подошли к внутреннему углу в скалах. Далее навесили две верёвки, и все спустились на 80 м до осыпной полки. Ещё 40 м преодолели с попеременной страховкой. В 18.00 по осыпи спустились к нашей старой стоянке на краю озера. После чая и отдыха продолжаем спуск по стланику и в 21.00 останавливаемся на ночлег на берегу Бамбукоя.
Река вздулась. Вода с грохотом несётся по каменистому руслу. Ставим палатки, все сильно устали, промокли, но довольны результатом, перевал пройден. Вечером облака растянуло, обозначив серые громады скал, с которых низвергались белые потоки водопадов. Только главная вершина была закрыта облаками.
12 августа
Накануне весь день шёл дождь. Палатка немного подтекает, поэтому занимаемся водоборьбой. Идти наверх в такую погоду опасно, поэтому отлеживаемся, поём с Мишей песни. Дежурные бьются у костра, пытаясь сначала разжечь огонь, а потом сварить. Видимость плохая, зато слышимость грохота потоков, несущихся со скал, отличная. Река вздулась и поднялась настолько, что в углу нашей палатки образовался источник, пришлось её срочно переставлять.
Сегодня с утра погода проясняется, дождя нет. Дежурные встали рано, но завтрак затянулся, костёр никак не хотел гореть. Выходим в 9.30 утра. Сразу серьёзное препятствие – преодоление реки. Налаживаем страховку и переправляемся. Всё прекрасно, если не считать убитое время и мокрые ноги. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Поднимаемся по левому берегу Бамбукоя. Места труднопроходимые, крупные глыбы, поросшие сверху кедровым стланником, приходилось преодолевать лазанием либо обходить по узким расщелинам. Погода испортилась, идёт дождь. В 11.30 решили больше не подниматься, встать лагерем на границе леса.
После обеда дождь утих, появились просветы. Чтобы совсем не выбиться из графика, решили разбиться на две группы и сделать разведочные выходы налегке. Одна группа со мной сделала заброску дров на верхнее озеро под перевалом «Сибирь» (2082 м), вторая группа во главе с Моргаевым М. сходила на перевалы «Неожиданный» и «Гребневой», чтобы оценить посещаемость района за последние 2 года. Мы с заброски вернулись в лагерь в 18.00, мокрые до нитки. Группа Моргаева вернулась поздно. С перевала «Гребневой» сняли записку Ильина Б.Н. за 1986 год, а с «Неожиданного» сняли нашу записку тоже за 1986 год. Таким образом, кроме группы из Киева по нашим перевалам за два года никто не проходил.
13 августа
Светит солнце. Вымытые дождями скалы и растительность сверкают чистотой и первозданностью. Выходим в 7.00. Опять труднопроходимые заросли стланника в крупноглыбовых завалах. На плёсе перешли на правый берег и в 9.00 подошли к нижнему озеру. За ним крутой взлёт из скальных монолитов и глыб, перекрывших русло реки на высоту 200 м. За этой естественной плотиной, находится второе озеро с отметкой 2082 м. На озере стоит лёд, но вдоль берегов лента чистой голубоватой воды. Озеро огибаем слева по ходу по огромным глыбам и выходим к заброске дров на лужке у камня.
Мы на сутки выбились из графика. Чтобы оставшееся время использовать максимально производительно, было решено поставить здесь лагерь и налегке подняться на перевал «Сибирь» с разведкой спуска и возвращением в лагерь. В этом случае у нас будет возможность совершить восхождение на высшую точку. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Перевал «Сибирь» ограничивается справа (по ходу) отвесной стеной вершины Зорро (назв. Рыжего), а слева – скальным жандармом высотой 60-80 м. Высота перевала примерно 2450 м., то есть от озера набор высоты около 400 м. Подъём на перевал начинается по осыпному конусу, который справа обрамляется снежником. Двигаемся 200 м по камням средних и крупных размеров. Подходим к серым плитам крутизной 45-60о. Организуем связки. Выхожу с попеременной страховкой на верёвку и бью крюк. Остальные поднимаются по перилам. Далее поднимаемся по уступам крутого внутреннего угла и выходим на наклонную полку. По плитам (местами с осыпью) поднимаемся в связках ещё 20 м и выходим на чистые плиты крутизной 45-50о (40 м). Плиты слева заканчиваются уступом высотой 2-4 м. Уходим вправо на осыпи и по ним поднимаемся ещё 150 м на седло.
Перевал представляет собой узкий скальный уступ, который на севере переходит в Стену горы Зорро, а на юге – в скальный жандарм высотой около 80 м. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
От перевала в сторону р. Шуринды идёт вдоль стены осыпная полка крутизной 35о. по полке идём до среднего кулуара. Закрепляем верёвку, и я спускаюсь ещё 40 м. Отсюда просматривается всё до низа. Осыпь сменяется плитами и бараньими лбами крутизной до 60о, которые переходят в монолитный участок около 200 м крутизной до 60о. Общая длина сложного участка около 200 м. Далее склон выполаживается и представлен крупноглыбовым материалом серого цвета. Внизу красиво смотрится прямоугольник синего озера на борту р. Шуринды, на котором мы ночевали в 1986 году перед подъёмом на перевал «НИИЖТ»
Возвращаемся на перевал, сооружаем тур, оставляем записку и в 16.00 начинаем спуск по пути подъёма. На двух участках вешаем перила. Всё идёт организованно, ребята работают уверенно и быстро. В 18.00 спустились на осыпь, а в 18.30 были в лагере.
14 августа
На штурм вершины 3067 м идут только добровольцы. Неожиданно отказался самый экстремальный турист Юзенас С. Группа восходителей выглядела следующим образом: Кузьминых А., Моргаев М., Ким С., Иванов С., Сподин Е. Группа наблюдателей – Юзенас С. с девушками, отправляется вниз на развилку Бамбукоя. Расставание было трогательным, девушки провожали нас как на войну.МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Утро ясное, морозное, температура в 6.00 -2оС, на траве иней, на лужицах ледок. Вышли в 7.00. около часа подходили к огромной наклонной полке, ведущей к вершине. Полка представляет собой скальный монолит, прикрытый в начале крупной осыпью и далее снежником с выходом отдельных плит, бараньих лбов и других неровностей. Горы настолько молодые, что ещё не успели сформироваться осыпные конусы. Повсюду серые граниты с включениями полевого шпата (4 – 10 см) серого и розового цвета. Через 100 м вышли на плиты и бараньи лбы крутизной 45-50о, которые местами обрываются уступами крутизной до 80о. Уступы в основном обходятся. Связываемся. Я со Сподиным и вторая связка – тройка.
Чем выше, тем больше площади, покрытые снегом. После недавней непогоды везде свежий снег глубиной 10-15 см, а в средней и верхней частях склона многолетний снег глубиной 1-3 м. В одном месте наблюдали свежий след лавины. Я и Женя бьём ступени в снегу, я в кошках – взяли одну пару специально для прохождения снежно-ледовых участков. Крутизна снежного склона 30-40о. Для страховки на отдельных участках используем скальные выступы в снегу. В конце склона вышли на скальный островок и осмотрелись.МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Прямо по ходу склон переходит в скальные стены предвершинного гребня (отметка 3044 м), сложные для прохождения. В направлении к вершине просматривался короткий крутой снежный кулуар крутизной 45-55о, который переходил в сложные отвесные скалы высотой до 150 м. Маршрут короткий, но технически сложный. (4 – 5 к.т.), особенно две веревки стены. Для ее прохождения наш арсенал снаряжения был недостаточным, также как и опыт группы. Решили посмотреть выход на предвершинный гребень справа.
По снежнику крутизной до 45о ухожу на две верёвки вправо, траверсируя склон с набором высоты. Местами под снегом лёд. Без кошек ребята чувствуют себя неуверенно, особенно Миша, который обулся в калоши, надеясь на хорошее трение на скалах. Выхожу на скальный островок, бью два крюка, навешиваю перила и потом ухожу ещё на верёвку вправо вверх и оказываюсь на скальном балкончике перед отвесной стеной.
Мы на высоте 2800 м. Все горы вокруг нас ниже. Вид открывается прекрасный на юг и запад. На юге эффектно возвышается пикообразная вершина (возможно, это Плавник Шахновича). Оцениваем обстановку. Полка закончилась, вниз пропасть, вверх сложные скалы с расщелиной крутизной 70-80о, которая уходит за перегиб и до конца не просматривается. Чтобы выйти на гребень, требуется навесить три верёвки на трудных скалах. Просматривая гребень с перевалов «НИИЖТ» и «Сибирь», мы видели монолитные скальные стены с перепадами до 40 м. Как выяснилось впоследствии, достаточно трудным является переход по перемычке между вершинами 3067 м и 3044 м.
Время 11.30. Выход на гребень (3 верёвки) мог занять 4 – 5 часов, то есть взойти по гребню на вершину с возвращением в этот же день не было никаких шансов. Принимаю решение восхождение прекратить и объявляю об этом ребятам. Никто не возражал, хотя, конечно, отступать от цели очень неприятно.МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Горизонт опят затягивает тучами. Обедаем и начинаем спуск по пути подъёма. На крутых участках ребята идут по перилам, я с нижней страховкой иду последним, местами в три такта.
В штурмовой лагерь (у озера) спустились в 17.00. Погода портится. На вершинах уже тучи. Собираем палатку и вниз. На скальном ригеле, запирающем озеро, последний раз окидываем взглядом суровые стены пика 3067, перевальные сёдла «Сибири» и «НИИЖТа», скальные стены соседних пиков, нерастаявшие льды на озере и абсолютно чистую воду.
Начинается дождь, мы спешим вниз к друзьям, дровам, грибам и рыбе. Бамбукой за эти дни обмелел, мы, спокойно преодолев брод, продолжаем спуск и вскоре видим палатку наших ребят, которые с радостью нас встречают. Разжигаем жаркий костёр, сушимся, делимся впечатлениями. Юзенас нашёл яму с хариусом, почти все ребята ушли на рыбалку и вскоре принесли ведро рыбы. Наиболее удачливым оказался Сергей Иванов. Поздно вечером едим наваристую уху и солим рыбу на завтрак.
15 августа
Дальнейший маршрут почти совпадает с маршрутом 1986 года, только идём наоборот. Погода пасмурная. С утра припоздали рыбаки, больно хорошо клюёт хариус. Сегодня надо пройти перевал «Правый Мудирикан», 1б к.с.(наше название). Около 1 км идём вниз по Бамбукою, а перед налёдной поляной начинаем подъём в левую боковую долину, которая круто обрывается к Бамбукою. Сама долина выглядит пустынно. Подъём на перевал по осыпи несложен. В 15.00 мы на перевале. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Сняли нашу записку за 1986 год. Спуск значительно круче. Идём по плитам плотной колонной, поскольку много живых камней, летящих из-под ног. В одном месте страхуемся верёвкой.
После спуска с перевала идём по долине, забитой камнями и маренными валами (4-5 км). Идти неудобно, приходится всё время скакать с камня на камень, обходя крупные глыбы. Растительного грунта и лугов нет. Только в нижней части после слияния с левым притоком появляются островки лугов и кустарника. Группа растянулась. На стоянку у озера (отм. 1500 м) последние подтянулись в 19.00. Рыбаки сразу пошли на рыбалку. В 1986 году рыбалка была отменной, а сегодня поймали всего трёх хариусов. Как всё кардинально изменяется! Вечером у меня случилась неприятность. Собирая сухостой для костра, поскользнулся и упал. Всё бы ничего, но уже в спальнике я обнаружил, что нет стекла и стрелок на моих часах. Обидно и досадно. Засыпаю под шум дождя.
16 августа
С утра пасмурно. Выход в 9.00. подъём влево по ручью на осыпной перевал. На перевале несколько туров, но ни одной записки. Оставляем свою и начинаем спуск. Камни скользкие. Группа растягивается, замыкают Юзенас с Ушаковой. Собираемся на живописном озере у истоков ручья Мудириканскит. Обедаем, сушимся и продолжаем движение стараясь держаться водораздельного гребня. В связи с непогодой и плохой видимостью решили все-таки спуститься в долину Мудириканскита. В 20.00 прошли характерную осыпь и встали на ночлег.
17 августа
Маршрут возвращения стал же традиционным. По звериным тропам и без них спустились до слияния с левым притоком до отметки 666. Подсекаем водораздел и попадаем в долину Окушекана. Пересекаем множество сухих и мокрых русел. В одном месте наткнулись на небольшой термальный источник (t = +25оС). По пути лакомимся шишками кедрового стланика, брусникой, голубикой. Начинаются Муйские болота. Погода портится, идёт дождь. Пытаемся точно выйти на термальный источник и это нам удаётся. Прямо в мокрой одежде валимся в бассейн, ощущая тепло выходящих снизу источников. В 18.00 вышли на Мую и сходу начали переправу на левый берег. Вода в реке поднялась, но довольно тёплая. Главными переправщиками стали Юзенас С. и Ким С. Опять сушимся и засыпаем под шум дождя.
18 августа
С утра дождь. Я дежурный. А это ранний подъём в промозглую сырость. Всё вокруг насыщено водой, костёр гореть не хочет. Собираю последние сухие запасы и вот костёр разгорается. К варке подключается Моргаева Аня.
Опять болота, которые после дождей заметно пополнились водой, но вот впереди маячит знакомый вагончик, от которого начинается более сносная дорога. Обедаем и продолжаем путь к мосту через Муякан. В 17.00 навстречу появляется машина изыскателей. Это прямо царский подарок. Здороваемся со Стасом и мчимся в лагерь изыскателей. Встречает нас начальник партии Федотов В.Я. Уже готова баня и ужин. Как прекрасно иметь такую поддержку и как мы благодарны этим добрым, неравнодушным людям, благодаря которым, собственно, всё и началось в 1984 году!
Итогами похода стали:
1. Впервые была предпринята попытка восхождения на 3067. И хотя она оказалась по ряду причин неудачной (неустойчивая погода, лимит времени, недостаточная техническая подготовка участников, дефицит снаряжения), этим восхождением определился единственно оптимальный с нашей точки зрения маршрут, позволяющий в благоприятных условиях покорить вершину за одни сутки. Также был визуально осмотрен ключевой участок маршрута (3 верёвки), требующий хорошей скальной подготовки и соответствующего снаряжения.
2. Предпринят подъём и разведка спуска на перевал «Сибирь». Перевал достаточно сложен (2б к.т.), но логичен и проходим с обычным снаряжением. Если его сравнивать с перевалом «НИИЖТ» (2а к.т.), то при подъёме со стороны Шуринды я бы без сомнения отдал предпочтение «НИИЖТу». Он короче, безопасней и проще. При подъёме со сторон Бамбукоя явного преимущества у «НИИЖТа» нет, он короче, но 2 верёвки крутых скал надо преодолеть.
3. В этом походе нас подвела погода, в первые дни жара +30оС заставляла нас изрядно попотеть, ну а продолжительные дожди не только выбили нас из графика, но и ограничили наши возможности в преодолении сложных участков.
Все участники справились с маршрутом несмотря на трудности в преодолении различных препятствий. В группе царила дружеская атмосфера, бодрый настрой и добрый юмор.

Пятый поход

Пятый поход состоялся 3-13 июля 1993 года. Несколько лет подряд мы посещали район Южно-Муйского хребта. Прилегающий к вершине район мы изучили достаточно подробно; некоторые перевалы прошли трижды, снимая свои записки. Стало очевидным, что сходу и любым составом вершину не покорить, а чтобы добиться успеха, надо восхождение поставить главной целью маршрута. Мы спокойно выжидали ситуацию, и вот, наконец, в 1993 году наши ожидания реализовались. Как в любом студенческом клубе, состав участников постоянно обновляется. На смену окончившим институт приходят новые кадры, готовые к любым маршрутам и испытаниям.
Важно было определить связку скалолазов, готовых возглавить сложный маршрут. И такие ребята нашлись. Это, прежде всего, Дима Подкаминер, пришедший к нам из НЭТИ преподавателем на кафедру вычислительной техники. Он уже был квалифицированным туристом-альпинистом. Много знаний и навыков ему привил его отец, который в своё время был одним из ведущих туристов города. Дмитрий уже имел опыт сложных восхождений, в том числе высотных, а также работал в экспедициях с иностранными альпинистами.
В связку с Подкаминером определился Дима Рябков, который начинал туристское образование в НИИЖТе, но в дальнейшем перешел в клуб НЭТИ. Рябков достаточно часто участвовал в различных организованных мною мероприятиях (походы, студенческие отряды, экспедиции). В клубе он пользовался уважением, был дважды избран председателем клуба. Физически он ко времени восхождения был подготовлен отлично и довольно успешно вместе с Подкаминером занимался скалолазанием.
В состав штурмовой группы вошел выпускник НИИЖТа Сергей Юзенас, работавший в доме творчества со школьниками руководителем отделения туризма. За его плечами много самодеятельных походов со школьниками, а также регулярные спортивные маршруты по горному и лыжному туризму до пятой категории сложности. В 1985 году он в составе нашей группы взошел на Белуху. Нередко походы Юзенаса носили откровенно рискованный характер, но всё обходилось. Наши взгляды на туризм иногда не совпадали, но я знал его слишком хорошо (с 1968 г) и был уверен, что он не подведет в самых сложных ситуациях. Сергей Юзенас и я составили вторую связку.
Третью связку представили Саша Дёмин, Сергей Иванов и Вадим Урдюк. Саша и Сергей опытные туристы, прошедшие начальную туристскую подготовку в горном клубе НИИЖТа и имеющие опыт походов второй и третьей категории сложности. Но альпинистский опыт у них небольшой, а в скалолазы они никогда не рвались, хотя организовать страховку и самостраховку могли самостоятельно. Слегка флегматичный Сергей как бы дополнял взрывного Александра. В студенчестве они жили в одной комнате и в совершенстве изучили друг друга.
Урдюк Вадим в нашем клубе недавно, но считался опытным туристом-альпинистом. Со мной он шёл впервые, и я полагался целиком на положительные отзывы товарищей.
В состав штурмовой группы включили врача Наташу Ли. Она в нашем клубе не новичок, а в этом году окончила мединститут и уверенно согласилась зализывать наши раны.
Желающих поучаствовать в походе оказалось много, поэтому кроме основного состава была организована группа взаимодействия, в которую вошли как опытные туристы (Моргаева Аня, Бобовникова Наташа, Полосаткин Сергей, Гребенюк Вадим, Климова Света), так и не очень опытные (Малькович Оксана и Колмагоров Александр). Всего набралось 15 человек. Было решено формально на всех участников оформить маршрут 2 категории сложности под руководством Дёмина Александра.
Железная дорога (БАМ) была уже сдана МПС в постоянную эксплуатацию с 18% обходом Северо-Муйского хребта, и мы доехали на поезде прямо до начала маршрута (станция Улан-Макит на 1448км). Закончили и ушли со своих объектов строители и изыскатели СГТ, которые оказали большую помощь предыдущим группам в забросках и обустройстве.
Возвращаемся по шпалам на 1445 км и подходим к переправе через р. Муякан. Увы, моста уже нет, видимо, его заставили разобрать после завершения строительства дороги как временное сооружение. С переправой затянулось до вечера, так как у нас имелась резиновая лодка, с трудом бравшая двух человек. Погода хорошая, настроение прекрасное, все рвутся скорее попасть в высокогорье.
Подходы осуществляем по уже не раз пройденному маршруту, описанному в предыдущих отчётах. Опять обширные болота поймы реки Муи, буреломы и различные препятствия в долинах рек Муи, Окушикана, Мудириканскита. Главный хребет преодолеваем по перевалу Гребневой и оказываемся на развилке р. Бамбукоя и его левого притока, прямо напротив вершины 3067. Здесь удобное место для стоянки: много дров, хорошая рыбалка и недлинные подходы. Высота 1600м над уровнем моря, так что вершина возвышается над нами почти на 1,5 километра.
7 июля
Сегодня днёвка. Погода солнечная, тёплая. Отдыхаем, подбираем и латаем снаряжение, рыбачим, готовимся к восхождению. Группа взаимодействия рассматривает радиальные маршруты на ближайшие достопримечательности. Во второй половине дня штурмовая группа отправляется на верхнюю стоянку, на берегу озера с отметкой 2082м. С нами идут несколько человек из второй группы, несут вязанки дров. К озеру подошли в 17 часов. Оно почти полностью покрыто льдом, только вдоль берега чистая вода. Для этих мест это уже высокогорье. Обход озера (слева по ходу) по крупным глыбам очень неудобен, и шедший сзади Юзенас сумел где-то перебраться на лёд и преодолеть часть участка по озеру.
Останавливаемся на лужайке у камня, прощаемся с ребятами, ставим лагерь, обсуждаем организационные и тактические задачи завтрашнего дня, а в 22 часа мы уже в спальниках, пытаемся заснуть и отключиться от навязчивых мыслей.
8 июля
Подъем и сборы немного затянулись. Вышли в 7-30. Уже по ущельям зажигаются всполохи солнца. Я иду и ругаю себя за поздний выход, который следовало сделать хотя бы на час раньше. Светлого времени может не хватить.
Сначала двигаемся по пологим плитам, обходя отдельные глыбы и снежники.МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Далее поворачиваем налево. Перед нами обширная полка-кулуар крутизной 30-40 градусов. В этом году кулуар почти весь забит снегом. Отдельные островки скал, плит и бараньих лбов выглядывают из снега. Скорость падает, идём, проваливаясь местами до колена. Под стены подошли около 10 часов. Прямо кулуар - полка замыкается стенами предвершинного гребня (3044м), а влево уходит крутой снежный кулуар, который заканчивается стеной высотой 100-120м. Находим более-менее плоский скальный островок, пьём захваченный с собой чай и расстаёмся с Наташей. Теперь она, сидя в спальнике, будет наблюдать за нашими действиями. Она спокойно располагается на площадке. Видно, что оставаться одной ей не хочется, но всё оговорено, деваться некуда.
Внимательно рассматриваем возможные варианты восхождения. Собственно, их всего два: две вертикальные расщелины в монолитных скалах, обе весьма сложные для лазания. Решили подойти поближе и там решить, по какой из них подниматься. МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Димы устремились вперёд, уходя из снежного кулуара вправо к границе скал. За ними двинулась связка-тройка. Чтобы сильно не растягиваться, мы с Юзенасом решили идти параллельно, пока позволяет маршрут. По середине крутого снежника (45-50 градусов) мы, выбивая ступени, довольно быстро поднялись до первых скал (40-50м). Вначале скалы выглядели отдельными блоками и бараньими лбами с полочками, покрытыми снегом, крутизной 60-70 градусов. В конце участка плиты стали круче, и лазание усложнилось. До стены оставалось 10-15 м. Я организовал страховку через выступ, а Сергей пытался преодолеть крутой участок и выйти на площадку. В это время справа, примерно в 5 м ниже нас, появился Подкаминер. Он траверсом пытался обогнуть стену и выйти на ту же площадку. Быстро и уверенно он вставляет в расщелину закладку, щёлкает карабином, пропускает верёвку и начинает выходить наверх. Почти поравнявшись с нами, Дима остановился перед узкой заснеженной полкой, отыскивая зацепку. Что-то не получилось. Дима срывается вниз, легко выдёргивает закладку и скрывается за перегибом. Некоторое время верёвка со свистом разматывается и скользит по скалам. Мы стоим на наших уступах, затаив дыхание и не имея возможности быстро отреагировать на срыв. Дальнейшая тишина нас немного обнадёжила, мы стали потихоньку выбираться на верх и минут через 30 оказались на площадке перед основной стеной. Только теперь перед нами открылся внутренний угол, и примерно в 15 метрах от нас мы увидели Рябкова, стоящего на страховке. На вопрос, что с Подкаминером, он ответил довольно бодро: «Да вон он, над вами». Задрав головы, мы действительно увидели Диму, выходящего к скальной расщелине в 25 метрах выше нас. Молодец, не сломался и ещё нашёл силы лидировать на маршруте. Оказывается, он пролетел около 30 м и попал в глубокий снег. Верёвка также придержала его в конце падения. Как говорится, родился в рубашке.МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Стена почти вертикальная и монолитная. Слышен звук забиваемых крючьев. Страховка готова, и я по перильной верёвке пытаюсь подняться к Подкаминеру. Это оказалось совсем не просто. Работая жумаром и подтягиваясь, болтаясь на упругой верёвке, я шаг за шагом приближался к Диме и, наконец, вышел и закрепил вторую верёвку. Выглядел Дима неплохо, хотя штанина была порвана и побаливали ссадины.
Скальная расщелина узкая, крутая и тесная. Принимаем Рябкова, и Подкаминер снова уходит вверх вправо в вертикальный угол. Я принимаю первого из третьей связки. Идёт Саша тяжело, у него неудачно перехлестнулись веревки и не позволяли ему преодолеть вертикальный участок. Вдвоём с Рябковым помогаем ему и принимаем на наш пяточек МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ) Из внутреннего угла постоянно летят камни, но мы стоим немного в стороне, и нас они не достают. Наконец доносится: «Страховка готова»,- и я устремляюсь к внутреннему углу по закрепленной верёвке. Лазание здесь попроще, но в самом углу, оказывается, течёт ручей и продолжают сыпаться мелкие камни.МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ) Приняв «душ», выхожу к Подкаминеру. Он сидит около большого выступа на крутом склоне, выходящем на гребень вершины. Вертикальная стена закончилась, до гребня не более 40м. Лазание не сложное, но неудобное: приходится преодолевать глубокие разломы в блоках. Через час все были на гребне.МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
В сторону вершины гребень уходил вверх узкой скальной перемычкой со снежником на восточной стороне и крутым, но невысоким взлётом.МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ) Связки идут одновременно, на взлёте с попеременной страховкой. Метров через 200 выходим на вершину.
Высшая точка представляет высокий монолитный камень, который с некоторых позиций виден даже снизу. Поднявшись на него, убеждаемся, что сложить тур там абсолютно не из чего и негде: камень чистый и покатый. Фотографируемся и уходим на гребень рядом с камнем. Время 17-30. Видимость отличная.МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
С вершины видим уступ, где сидит Наташа, а с гребня – базовый лагерь. Вершинный гребень узким бастионом уходит ещё метров на 200 на северо-запад примерно с теми же отметками и с небольшими понижениями в гребне.МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Вид с вершины грандиозный. Все горы внизу, сидим как на балконе. Видно очень далеко, вплоть до слияния Муи с Муяканом. На северо-востоке внизу просматривается каменная россыпь с бешеным потоком низвергающегося с ригеля Бамбукоя. Виды вокруг захватывают дух, особенно скальные стены вершины 2880м в северном направлении, пики главного хребта и гребень предвершины ( 3044м.)
Сооружаем тур, пишем записку, закрепляем вымпел ДСО «Локомотив». Все участники в восторге от увиденного, но эмоции сдерживают, приближается вечер и сложный спуск с вершины. Обсуждаем, как назвать вершину. Хотелось, чтобы название соответствовало величию объекта и было признано другими восходителями. Вспоминаю отрицательный опыт, когда в 1963 году высшую точку Кодарского хребта назвали «Локомотив» в честь нашего спортивного общества, а она теперь называется «БАМ». Остановились на моём предложении «Муйский гигант».МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Перекусив и попозировав в последний раз Юзенасу, в 19 часов начинаем спуск. Подкаминер хоть и не жалуется, но видно, что его беспокоят ушибы и ссадины при падении. Я предлагаю Димам спускаться первыми, а замыкать группу будем мы с Юзенасом.
Спуск осуществляем по пути подъёма. Сначала идём связками с попеременной и одновременной страховкой, местами используя спуск спортивным. Вот и стена. Димы навешивают петлю на большой камень, закрепляют верёвку.МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ) Подкаминер спускается к расщелине и закрепляет на крючья вторую петлю. Поочерёдно ребята спускаются к пунктам перестёжки. Вот и Серёжа уходит во внутренний угол и скрывается за перегибом. Я последний. Ещё раз просматриваю петлю и двойную верёвку, чтобы не было перехлёстов. Если верёвку заклинит, подняться сюда ещё раз, кажется, нет никаких сил. Спускаюсь до места перестёжки, там уже осталось всего двое. Смотрю вниз и нахожу Подкаминера уже на снегу крутого кулуара. Со стены снежник кажется почти плоским и безопасным.
Вторая верёвка по вертикальной стене достает до начала плит и бараньих лбов. Когда я спустился, на площадке оставался один Сергей, остальные были уже на снегу. Прошу их отойти в сторону, так как отдельные камни ещё проносились вдоль спускаемой верёвки.
Подготавливаем спуск на третьем участке, и Сергей уходит вниз. Проверив верёвки, начинаю спуск и тут замечаю, что попавшая в расщелину верёвка сдвинула лежащий на полке блок весом несколько сот килограммов. Оказывается, он свободно лежал на полке. Предупреждаю ребят и начинаю верёвкой сдвигать блок. После нескольких попыток блок пошёл, шаркнул меня краем по плечу и загрохотал по уступам на снежный склон. Проверяю верёвки – и вниз, на снег. Даже не верится, что самое трудное уже позади.
Разбираем верёвки и в связках идём вниз, к островку, где нас ждёт Наташа. Только теперь я обратил внимание, что наступили сумерки. В 22-30 трогательная встреча с Наташей. Радостные объятия и не сдерживаемые эмоции. Уже почти темно. Продолжаем некоторое время идти в связках, чтобы в темноте куда-нибудь не провалиться, а потом верёвки бросаем в рюкзаки и бредём почти в полной темноте к своим палаткам. В 24 часа были в лагере вконец измотанные, но счастливые. Поздравляем друг друга с успешным восхождением, пьём чай и валимся в спальники. Главная цель наших походов последних лет выполнена.
9 июля
Утро прекрасное, на траве иней, на воде ледок. Торопиться некуда, лежим в спальниках под впечатлением вчерашнего. В 10 часов завтракаем, собираемся - и вниз. Все бодры, жизнерадостны, уточняем ближайшие планы. Выходим в 12 часов. Юзенас ушёл чуть раньше. В горах расцвели рододендроны, и он пошёл искать красивый кадр. Цветущие рододендроны на фоне скал выглядят действительно замечательно. В 15 часов нас радостно встречают ребята в базовом лагере. Вечером был праздничный ужин, песни, общение. Легли за полночь.
10 июля
Сегодня уходим домой через перевал Взлётный (Озёрный). Собирались долго, под перевал подошли через 2 часа. Минут 30-40, ждали Юзенаса, который ударился в фотосессию. Перевал мы проходили не раз, но такой большой группой с неопытными участниками впервые. Рябков предложил пройти новым путём от озера по скальному гребню на седло.
На перевале были в 12 часов. Погода портится, пасмурно и тепло. Спускаемся влево вдоль скального уступа по полкам и плитам. В 16 часов мы, растянувшись длинной цепочкой, продолжаем спуск по долине Мудриканскита.
11 июля
Ночевали в русле Мудриканскита напротив старого разрушенного склона. Вышли в 8 часов. Подсекли водораздел и попали в протоки Окушикана. Недисциплинированность проявили корифеи. Видимо эмоции от штурма Муйского Гиганта еще преобладали в их сознании. Подкаминер забыл на привале часы и, не предупредив, пошёл их искать. Часы нашёл, а группа ушла. Ему повезло: когда он уже совсем потерял направление, ему встретился одиноко идущий Юзенас. В итоге они догнали группу в конце дня перед термальным источником. В термальном бассейне устроили массовое купание с чаем на берегу. Температура воды в бассейне более 25º, можно расслабиться и отдохнуть. Вечером вышли на берег Муи и остановились на ночлег. У ребят появилась идея сплавиться по Муе на плоту до железнодорожного моста. Я не стал их ограничивать, и они допоздна заготавливали брёвна. Погода мягкая, тёплая, и вода в реке необычно тёплая (20 градусов).
12 июля
Завтракаем в 8 часов. После на лодке переправляемся через Мую. Рябков, Подкаминер, Иванов, Урдюк и Гребенюк увязывали плот и готовились к сплаву. В 11 часов 10 человек со мной продолжили маршрут по заболоченной пойме к железной дороге. Некоторое время мы шли вдоль реки. Послышались возгласы: это наши ребята на полузатонувшем плоту плыли с шестами наизготовку. Плот был явно перегружен, и я посоветовал снять одного человека. Но где там! С бодрыми возгласами плот скрылся за поворотом.
В 15 часов, преодолев основные топи, вышли к знакомому нам вагончику БАМовцев. Домик разрушен, всё обезлюдело, жизнь здесь закончилась. Место удобно для обеда и отдыха. В 17 часов продолжаем путь. На водоразделе были в 18 часов. Немного поблудив по старым лесовозным дорогам, спустились к разрушенному мосту. Вечереет, надо торопиться. Пятеро перешли Муякан «стенкой», остальные переплыли на лодке. По шпалам торопимся на станцию Улан-Макит и в 23-30 на местном поезде выезжаем в Таксимо.
Водники на местный поезд не успели. В час ночи, мокрые и усталые, они оказались у железнодорожного моста. Им повезло встретить попутную грузовую машину и подъехать в Таксимо. Они появились перед самым прибытием пассажирского поезда мокрые, грязные и вконец измотанные. Успели докупить билеты, и вот в 5-20 на поезде №75 Тында – Москва мы отправляемся домой.
Так закончилась многолетняя эпопея освоения «Муйского гиганта».МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)

Эпилог
Если пик БАМ в 1963 году покорился нам "с ходу" группой 6 человек при прохождении горного Кодарского маршрута 5 категории сложности, то с «Муйским гигантом» оказалось всё значительно дольше и сложнее, его освоение растянулось на девять лет (1984 – 1993гг). В составе пяти походов приняло участие 33 человека, многие из них были неоднократно. Я безгранично благодарен участникам восхождения на «Муйский Гигант» за их мастерство, мужество и самоотверженность на маршруте, а также всем участникам походов за их преданность туристским идеалам, оптимизм и решительность в сложных, иногда непредсказуемых ситуациях.
Восхождение на «Муйский гигант» технически сложное. По крайней мере две верёвки без натяжки можно оценить пятой категорией сложности, ну, а весь маршрут в целом оцениваю четвёртой категорией сложности. Не зря за последние 25 лет на вершину поднялось менее 20 человек, несмотря на престижность маршрута.
Район маршрутов оставляет неизгладимое впечатление прежде всего скальными формами рельефа, нетронутой и самобытной природой, обильными таёжными подарками (ягоды, грибы, шишки, рыбалка) и какой-то свежестью форм и чувств.

А. И. Кузьминых, г. Новосибирск, 2018г.

От ТС:
Сегодня, 03.02 у автора этих дневников, в течении многих лет - руководителя и лидера горного клуба НИВИТ - НИИЖТ - СГУПС, ЮБИЛЕЙ - 80 лет.
МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 2 (Горный туризм, бам, НИИЖТ)
Александр Иванович, мы вас Поздравляем!
P.S
Кузьминых, Александр Иванович
Заслуженный путешественник России
Кандидат в мастера спорта по альпинизму
Кандидат в мастера спорта по спортивному туризму
Кандидат в мастера спорта по спортивному ориентированию

Александр Иванович Кузьминых родился в 1939 году в Новосибирске. В 1955 году поступил на факультет «Мосты и тоннели» Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта.
Во время учебы в институте А И Кузьминых начал заниматься альпинизмом в секции альпинизма института, а также спортивным ориентированием. А.И. Кузьминых входил в сборную ЦС общества «Локомотив» по альпинизму, участвовал в чемпионатах России по спортивному ориентированию. После окончания института А И Кузьминых 3 года работал на железной дороге в Читинской области, в ПЧ Могоча. В этот период А И Кузьминых организовал пешеходный поход V категории сложности в район Кодара, в ходе которого были сделаны туристские первовосхождения на несколько перевалов и вершин этого района пер Сюрприз, пик Пионер, в том числе — высшую точку Забайкалья п.3071 м, названную им пик Локомотив. Впоследствии переименована в пик БАМ.
В 1963 году А. И. Кузьминых вернулся в Новосибирск, поступив в аспирантуру Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта С этого времени он работает в лаборатории мостовых конструкций НИИЖТа, основным направлением деятельности является разработка и создание систем противоналедной защиты. В 2000 году А. И. Кузьминых защитил кандидатскую диссертацию. После возвращения в Новосибирск А И Кузьминых стал фактическим лидером клуба туристов НИИЖТа.
А. И. Кузьминых было организовано множество лыжных, горных и пешеходных походов различной категории сложности, а также несколько экспедиций (В 2000-е можно отметить экспедицию на плоскогорье Укок для изыскания автомобильной дороги Урумчи — Алтай.) С началом строительства БАМа он принимал участие в создании систем противоналедной защиты объектов этой магистрали. Ограниченность трудовых ресурсов, выделяемых для строительства, привела к необходимости сооружения противоналедных объектов собственными силами, с помощью студенческих строительных отрядов. В течение периода А И Кузьминых каждое лето руководил работой ССО в районе Байкало-Амурской Магистрали.