Переход из Мананга в Джомсом через озеро Тиличо и перевал Месаконто Ла

Пишет anaumov, 21.12.2018 16:31

Привет! Я хочу рассказать о переходе через озеро Тиличо и перевал Месаконто Ла (какое-то мексиканское название) из Мананга в Джомсом без палатки. Когда я готовился к треку, то не нашел сколько-нибудь актуальной информации о дороге, да и консультации у местных гидов и треккеров не помогли. Все говорили, что без палатки переход под силу только скайраннерам и горным козлам, а простым доходягам доступен лишь поход к озеру и бегом обратно в бейз кэмп. Оказалось, что это враки, мы шли медленно без палатки и так как я уже сижу за компом, то все закончилось хорошо. Ловите информацию на октябрь 2018 года, надеюсь она будет кому-нибудь полезна.

Мананг – Тиличо

Этот переход описан во всех путеводителях, я не буду на нем останавливаться. Из Мананга на озеро идет хорошо набитая тропа, заблудиться тут у вас вряд ли получится. От себя хочу сказать, что мест в базовом лагере намного меньше чем желающих, если вы придете туда около 10-11 часов в октябре, то скорее всего свободных комнат не будет. Да, можно будет спать на полу в ресторане бесплатно (за еду), но если вы хотите комнату, то попросите хозяев отеля в Мананге или Кансгаре позвонить и забронировать.

По времени:
Мананг - Кансгар – 2 - 2.5 часа
Кансгар - Тиличо бэйз кэмп – 3 - 4 часа
Тиличо бэйз кэмп - озеро Тиличо – 3 - 4 часа

Тиличо
На озере есть ресторан, в котором можно переночевать! Об этом нигде не пишут и местные гиды тоже об этом не говорят, но он есть. Условия проживания не самые лучшие, но зато вам не надо тащить бивачное снаряжение. Выглядит стремно, все дорого, ночью метрдотель палил примус и дышать было совершенно нечем + высота в 5000м давит на организм. Я бы не рассчитывал, что сон будет сладким :)

Вид снаружи и внутри

Переход из Мананга в Джомсом через озеро Тиличо и перевал Месаконто Ла (Туризм, аннапурна, треккинг, гималаи, непал)

Тиличо – Месаконто Ла

Прямо от ресторана начинается тропа в сторону перевала, она огибает озеро с правой стороны и через 15-20 минут начинается подъем на перевал Eastern Pass – это будет самая высокая точка на вашем маршруте. В нижней части тропа разветвляется, вам нужно уходить направо, если пойдете прямо – придете на берег озера. Тропа есть на Maps me (https://maps.me/), очень рекомендую скачать приложение перед выездом в зону плохого интернета. Далее вверх, от ресторана до перевала около 2 часов.

Спускаемся вниз по неявной тропе, смотрим внизу указатели на перевал Месаконто Ла (черные железные). Тропа переходит ручей и перебирается на правый склон, далее длинный длинный траверс и через 3-4 часа вы на перевале Месаконто Ла.

Тропа от ресторана
Спуск с Eastern Pass, тропа идет вниз, затем переходит на правую сторону долины

Карта перемещений от Тиличо до Месаконто Ла

Месаконто Ла – Джомсом

Прямо вниз с перевала начинается крутой спуск в долину. Во время нашего перехода перевал был без снега, тропа очень хорошо набита и пропустить ее очень сложно. После крутого спуска, идем по травке, переходим ручей, траверсируем склон. Через некоторое время на тропе будет предупреждение, что дальше хода нет и это зона ограниченного доступа, здесь надо будет свернуть направо и пересечь ущелье с рекой (или ручьем). После ручья будет площадка под палатки и два домика для холодных ночевок.

Время от перевала до домиков 3-4 часа. Далее по широкой тропе до Джомсома около 4 часов. Джомсом – это такой мегаполис из сел, непосредственно Джомсом находится за взлетной полосой на противоположной стороне реки. До него идти около 30 минут после того как вы увидите первые дома. Если спустится с тропы в первое село, то там есть несколько гостевых домов. Поздравляю, вы на месте!

Вид вниз с перевала Месаконто Ла, извилистая тропа в сторону Джомсома

Домики для холодных ночевок
Внутри домика кострище

Важно! О времени, акклиматизации, физической силе и силе духа.

Безопасный переход без палатки из Мананга в Джомсом теперь стал намного проще, т.к. теперь можно ночевать непосредственно не озере Тиличо. Тем не менее вам стоит трезво оценивать свои силы и состояние здоровья на высоте.

Время в пути для человека со средней физической подготовкой (вроде нас):
Тиличо бэйз кэмп - озеро Тиличо: 4 - 5 часов
Озеро Тиличо - перевал Eastern Pass: 1.5 - 2 часа
Перевал Eastern Pass - перевал Mesaconto La: 3 - 4 часа
Перевал Mesaconto La - домики для экстренной ночевки: 3 - 4 часа
Домики - Джомсом: 4 часа

Как видите переход от озера до Джомсома около 14 часов, поэтому выходите как можно раньше. После того как вы дойдете до домиков в долине, дальше проблем с тропой не должно возникнуть, там можете идти по темноте до Джомсома.

Мы решили не бежать и улеглись на пастбище для яков примерно в 15-20 минутах ходьбы от домиков, спали всю ночь возле костра.

Надеюсь информация будет кому-нибудь полезна. Если у вас есть вопросы или дополнения - пишите, буду стараться отвечать.

Дополнительно:
http://www.nepal-nepal.ru/trekking/annapurna/Tilicho-Mesokanto.php - из Мананга в Марфу
https://www.risk.ru/blog/201086 - из Джомсома в Мананг

В ноябре ресторан у озера закрыт. Ходил одним днём из Мананга - тоже вполне реально, если подготовка и акклиматизация позволяют. Единственно, не стоит идти по верхней тропе, как сделал я )). Лишний набор высоты почти 500м и не очень приятный спуск, особенно в кроссовках.. Кому интересно, вот Трек на Страве

Зато какой шикарный вид с верхней тропы!

Ходил данный маршрут с палаткой в середине апреля 2018 года. Тоже поделюсь опытом ;) На озере Тиличо чайный домик был закрыт на замок. Переночевать внутри не возможно. Ночевали рядом в палатке.

В апреле тропёжка начинается ещё до домика и пройти этот маршрут без палатки очень сложно. Больше всего снега перед Eastern Pass. Местами снега по пояс, а местами по щиколотку. После Eastern Pass снега существенно меньше, но тропы не видно.

Между Eastern Pass и Месаконтой шли по следам снежного барса, которые проходили по моренному валу.

По его же следам спустились с Месаконты до первых мест, где можно было установить палатку на снежнике в 30 мин от перевала.

Перед Eastern Pass нужны кошки. На Месаконте кошки не потребовались - спустились аккуратно по камням, но местами был натёчный лёд. Возможно, если погодные условиям были бы немного другими, то кошки бы пригодились второй раз. На мой взгляд, для прохождения этих перевалов в апреле нужно иметь хотя-бы облегчённые кошки. Таких будет достаточно:

В других отчётах попадалась информация, что на Месаконте вешали перила. Мы таких мест там не нашли. Следует держаться ближе к леднику. Движение практически по кромке между ледником и моренным валом. Нам верёвка не потребовалась.

На спуске с Месаконты тропу не нашли. Видимо, была под снегом. Мы подумали, что её там и нет. Спускались вниз в направлении военного лагеря по левому борту ущелья. Вышли точно в военный лагерь. Сказали "привет" непальским военным и они нас проводили через территорию базы до ворот за которыми начинается грунтовая дорога. Военные много улыбались, здоровались, никакого намёка на возможные проблемы не было.

В апреле по снегу с тропёжкой на прохождение маршрута нам потребовалось сделать две ночёвки. Первая у чайного домика в начале озера Тиличо. Вторая сразу после Месаконты.

Спасибо за подробный комментарий! после него я обнаружил, что на карте неправильно подписал перевал, исправил теперь.

Скорее всего, что вы прошли по "гребню" от перевала влево, а не стали спускаться сразу вниз, поэтому попали в Кайсанг (военный лагерь). Мы сразу пошли вниз и обошли долину по правой стороне, лагерь был на противоположной стороне реки.

Я очень удивился, что у вас на спуске был слева ледник, т.к. у нас по дороге никаких ледников не было.