Посты пользователя Ян Вал

2021 год. Неторопливо катясь по дороге из Преградной в Уруп я заметил чёткую тропу, ведущую от дороги в лес.
Хорошо натоптанная тропинка в малоизученном районе с большой вероятностью ведёт к чему-нибудь интересному. Бывают, конечно, исключения — т. н. «тропы дураков», набитые потому, что народ идёт сначала туда, а потом обратно. И хорошо, если без матюгов.
Эта тропа, идущая вдоль реки Косая, или, как её иногда называют местные, Косачиха, не разочаровала. Практически сразу ущелье сужалось, становясь живописным каньоном с широким удобным дном. Метров через сто с гаком его перегораживала скальная пробка с водоскатом, глубокой прохладной ванной под ним и песчаным пляжиком. После продолжительного купания захотелось посмотреть, а что дальше?

Водопад Ильичёва (Туризм)

Николаю Денисовичу Бондареву — выдающемуся советскому учёному-атомщику, путешественнику, исследователю, Мастеру спорта СССР и организатору туристской деятельности сегодня было бы восемьдесят пять.

Памяти Николая Денисовича Бондарева (Горный туризм)Николай Денисович Бондарев

Коллеги из Новосибирска прислали:

На Алтае ищут 27-летнего баскетболиста Виктора Алтухова, отправившегося 1 ноября в одинокую прогулку по маршруту Тюнгур — р. Аккем — оз. Аккемское — пер. Кара-Тюрек — оз. Кучерлинское — р. Кучерла — Тюнгур). По словам друзей, он был крепким парнем, но уровень туристской подготовки — тусовки с палаткой на свежем воздухе. На маршрут Виктор отводил пять дней (sic!), в контрольный срок на связь так и не вышел. Погода в районе неприятная.
Поисковые работы, в том числе с помощью авиации, результатов не дали.

Скажем так — это, конечно, не классика. Однако, эта песня была весьма популярна у туристских костров во второй половине восьмидесятых — девяностых годах. Можно сказать — стала народной, но и у народных песен есть авторы. Всё, что удалось нарыть, так это:
Возможно, песня была написана в 1982 году командой Кировоградского клуба «Кировец» (тренер Третьяков Олег Викторович) на чемпионате Кировоградской области по горному туризму.
Коллеги, может быть вспомним автора (авторов) и подробности создания песни?
P.S. А если не удастся, то хотя бы улыбнёмся.

Кто же мне в палатке на морду наступил? (Туризм)

Идёт общественное обсуждение проектов законов, регулирующих деятельность инструкторов-проводников:
1. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания услуг инструктором-проводником в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке аттестации инструкторов- проводников».
Обсуждение продлится до 28 октября. Читайте и участвуйте!
P.S. Можно, конечно, высказать свои «фи» или «одобрямс» в комментариях на «Риске», но тут оно точно ни на что не повлияет.

В Архызе группа поисково-спасательного отряда МЧС России имени Дзераева спасла туриста-одиночку из Петербурга. Товарищ довольно пожилого возраста (82 года) вышел прогуляться по Абишире ещё 16-го сентября. В МЧС он не зарегистрировался, а 23-го не вышел на связь (с сотовыми там не то, что просто, но можно) с близкими. Те дёрнули МЧС, в результате его оперативно нашли под Федосеева, благополучно спустили, напоили чаем и отправили в Зеленчукскую ЦРБ.
Источник — информация с мест. Впрочем, в СМИ уже есть.
P.S. На «Риске» недавно звучало мнение, что новости о происшествиях не нужны и их нужно отправить на «Дзен». Не согласен. Поэтому, при появлении возможности, буду закидывать.

Вчера не стало Михаила Васильевича Митряева...
Ушёл к Небесным вершинам неутомимый путешественник, спортсмен (КМС, инструктор по альпинизму), спасатель, поисковик и, что самое главное — Учитель с большой буквы, даже так — УЧИТЕЛЬ большими буквами.
Десятилетия работы в РТСХМ, тысячи учеников, которых Михаил Васильевич не только обучил физике, но и вытащил в походы, раскрыл красоту мира, научил любить и понимать природу, знать и уважать свою историю... До последних дней он продолжал работу с молодёжью — был инструктором, водил походы, участвовал в организации экспедиций, выездов, горных лагерей.
Светлая память о Михаиле Васильевиче остаётся в сердцах его друзей, учеников, единомышленников...

Собрал сохранившуюся информацию и документы в одном месте.
Думаю, будет небезынтересно участникам, коих тут есть некоторое количество.
И, несколько фотографий «для затравки».

Сафроновские соревнования по 2004 год. (Горный туризм)2001 год

Сегодня — юбилей у Михаила Сергеевича Рассудова, главы спортивного туризма в Ростовской области.
Более тридцати лет Михаил Сергеевич руководит туристкой деятельностью в области. В не самые простые годы им сохранено лучшее из советского наследия — коллективы, людей, знания. Во многом благодаря Михаилу спортивный туризм в области живёт и здравствует — работают клубы и школы, проходят соревнования, а люди ходят в походы всех уровней — от начальных до высших категорий сложности.

С Юбилеем, Михаил Сергеевич! (Горный туризм)

Для чего мы ходим в походы? Конечно, за фотографиями!
Да, многие сразу возразят, что не только за ними, но что греха таить — это дело туристы любят и умеют.
В-общем, похвалюсь несколькими фотографиями из майской прогулки (кстати, хороший термин «степЕнный поход». Для степенных людей). Вдоль и по гребню от Нижней Ермоловки до пупыря 2847 над Архызом.

Подгорный май (Туризм)Вечер первого дня

Одно из подзабытых стихотворений Геннадия Юрьевича Завады.
Но рукописи не горят...

Ради жизни (Туризм)Юные туристы — поисковики

Сегодня Геннадию Юрьевичу Заваде исполнилось бы 79... Предлагаемый вашему вниманию рассказ — один из первых, если не первый рассказ Геннадия Юрьевича. Надо сказать, чудом сохранившийся. Его я дополнил отрывком из воспоминаний Геннадия Юрьевича и парой фотографий, взятых в сети (источники указаны в подписях к фото).

В этом мире полукосмоса (Альпинизм)В 1977 году, впервые в истории донского альпинизма, большая группа ростовских спортсменов успешно штурмовала два памирских семитысячника — пик Евгении Корженевской и высшую точку Советского Союза — пик Коммунизма. Это сделали участники экспедиции клуба «Планета» в составе Сергея Распопова, Ивана Слесова, Георгия Джиоева, Вячеслава Кузнецова, Николая Шевандрина, Владимира Михалёва, Владимира Сухарева, Юрия Мясина, Альберта Исхакова, Владимира Шандулина, Валентина Пащенко, Юрия Шамраевского, Аршака Газарбекяна, Бориса Рыбака, Анатолия Черникова. О восхождении на пик Евгении Корженевской рассказывает кинооператор экспедиции, работник Дворца культуры «Ростсельмаша» Игорь Калиничев.

Кинохроника Игоря Андреевича Калиничева.
В кадрах — Иван Васильевич Слесов, Эрнст Львович Мерецкий, Юрий Михайлович Шамраевский.
Обратите внимание на парад (1:36). Умели же!

8 марта 1938 года Клуб советских туристов (г. Ростов-на-Дону, единственный турклуб в то время) провёл альпиниаду с восхождением на Софруджу. И эта альпиниада была женской.
На этом достоверно известное об этом событии заканчивается и начинаются предположения.
По-видимому, эта альпиниада была первой женской альпиниадой в истории.
Как известно, женский альпинизм возник в тридцатые годы в СССР. Нет, конечно, женщины-альпинистки были задолго до этого времени, но их восхождения проходили под неусыпным контролем гидов-мужчин.
Первым «чисто» женским восхождением стала «тройка» 1936 года на главный Домбай-Ульген под руководством Марии Максимовны Потаповой (Ленинград). В следующем году Мария Максимовна провела женскую «четвёрку» на Дых-Тау.

Нам звёзды Фанские светили (Горный туризм)

Некоторое время назад один заслуженно уважаемый человек из туристского сообщества (захочет, проявится в комментариях) задал мне вопрос об отчётах о походах «Планеты» 1969 и 1971 годов. Походах весьма примечательных. В них ростовчане впервые прошли перевал Дон (3Б*) и ряд других, немного более простых перевалов.
Несмотря на все приложенные усилия, отчёты обнаружить не удалось. Но удалось восстановить повесть Геннадия Юрьевича Завады, отрывок из которой предлагается вашему вниманию. Вся повесть опубликована здесь.

Две любопытные фотографии. Обе сделаны в семидесятые годы Узунколе. Первая — Юрием Георгиевичем Ильичёвым, вторая — Владимиром Ольшанским на школе СТП, проводимой Ильичёвым.
У Юрия Георгиевича уже не спросишь, а Володя не помнит. Поспрашивал других аксакалов — вспомнилось, что существовала традиция сооружать такое на посвящениях новичков.
Поэтому вопрос вам, коллеги (особенно старшим товарищам): что вы помните об этом, например, насколько была распространена (в пространстве и времени) эта традиция и имела ли такая инсталляция («манекен туриста» звучит не очень внушительно) какое-то сакральное значение?

Инсталляция из семидесятых (Горный туризм)Фотография Юрия Ильичёва

«Иногда в его рассказах мелькали такие имена, что хотелось слушать стоя.»
Юрий Визбор, «Завтрак с видом на Эльбрус».

Эрнст Львович Мерецкий — мастер спорта СССР по альпинизму, Заслуженный тренер РФ, Заслуженный путешественник России, многие годы руководивший Клубом туристов и альпинистов Ростсельмаша «Планета». По его инициативе и под его непосредственным руководством строятся современное здание клуба (действует и сейчас) и база «Дигория» на Кавказе (отошла частным владельцам), создаётся музей туризма (утратил помещение, экспозиция хранится в «Планете»).
Эрнст Львович — автор многочисленных публикаций о горах. К сожалению, постепенно забывающихся в пыли архивов и утрачиваемых вместе с оными. Но это пока можно исправить.

Однажды за рюмкой чая Володя Ольшанский сказал — а ведь мы* с Миром перевал Саамова прошли и это было круто. Надо бы рассказать об этом. А я что — надо, так надо. Вот только посмотрю, что это за человек такой — Саамов, что в честь его перевалы называют. На этом месте старые альпинисты возможно захотят в меня кинуть чем-то тяжёлым — как, не знать, кто это? В своё оправдание скажу, что история, если её не хранить, имеет свойство забываться. И вот как раз, чтобы не ушли в Лету вехи и написался нижеследующий рассказ, в котором есть не только несколько достаточно уникальных фотографий Владимира Ольшанского с подписями, но и Алибекская хижина и её строитель — Игорь Саамов.
Для иллюстрации также использованы рисунок Ю. Васильева и фотография Ержана Мусаева, размещённые в открытых источниках.

Перевал Саамова (Горный туризм)