Водопад Ильичёва

Пишет Ян Вал, 01.01.2024 20:12

2021 год. Неторопливо катясь по дороге из Преградной в Уруп я заметил чёткую тропу, ведущую от дороги в лес.
Хорошо натоптанная тропинка в малоизученном районе с большой вероятностью ведёт к чему-нибудь интересному. Бывают, конечно, исключения — т. н. «тропы дураков», набитые потому, что народ идёт сначала туда, а потом обратно. И хорошо, если без матюгов.
Эта тропа, идущая вдоль реки Косая, или, как её иногда называют местные, Косачиха, не разочаровала. Практически сразу ущелье сужалось, становясь живописным каньоном с широким удобным дном. Метров через сто с гаком его перегораживала скальная пробка с водоскатом, глубокой прохладной ванной под ним и песчаным пляжиком. После продолжительного купания захотелось посмотреть, а что дальше?

Водопад Ильичёва (Туризм)

Ущелье не разочаровало. Прозрачная река, бегущая по каменному ложу и образующая многочисленные ванны. Крутые склоны, поросшие зеленью и перемежающиеся скальными выступами с гротами. Многочисленные водоскаты с прижимами, впрочем, легко проходимыми. И практически полное отсутствие следов человека. В этом, кстати, есть некоторый минус — по мере подъёма всё чаще вспоминались рассказы о внезапных встречах в глубинах урупских лесов. И всё больше верилось в медведей.
Время поджимало и прошёл я недалеко, собираясь вернуться через несколько дней. Но, человек предполагает, а погода располагает. Зарядили дожди и ущелье стало непроходимым даже во время двух-трёх дневной паузы в осадках.

Водопад Ильичёва (Туризм)После дождя

На следующий год встреча с ущельем опечалила. Скальный каньон в его начале был взорван камнедобытчиками. Пришлось прогуляться вглубь — примерно на треть протяжённости реки. Прогулка не разочаровала (если бы не медведи). Повторятся с восторгами не буду, перехожу к главному. Примерно через полтора километра подъёма обнаружилась скальная ступень с невысоким, но полноценным водопадом. Для тех, кто спросит, и что тут такого, отмечу, что расположение имеет значение. Для Архыза, какой-нибудь щели на побережье или даже для соседнего Псебая — ничего особенного. Там этих водопадов… А для, скажем Ростовской области или, как в нашем случае, долины Урупа между Преградной и рудником — достаточно уникальный объект. Хотя водопад, он и в Африке водопад.

Водопад Ильичёва (Туризм)Водопад Ильичёва

Что дальше? Изучил карты (не только «Яшу» с ОСМ), пообщался с краеведами и сотрудниками ГОКа. Водопад не то, чтобы совсем не известен, но на картах отсутствует, названия не имеет, да и известность на уровне — сам не был, но знаю охотника, который его видел. Условно, можно считать открытием.
И на правах первооткрывателя нанёс на карты под именем «водопад Ильичёва»(1, 2, 3). В память об Юрии Георгиевиче.
Отмечу, что благодаря простоте правки карт, ономатетов в наше время развелось, аки мух. И, зачастую, их стараниями на картах оказывается не используемый местным населением топоним, а что Бог на душу положит. Постарался им не уподобиться…

Водопад Ильичёва (Туризм)Грот «Треугольник»

Да, для горников каньон Косачихи, да и сам район неинтересны — лесистое среднегорье. А как часть пешеходного маршрута — так и ничего себе.

Юрий Георгиевич Ильичёв — ведущий гляциолог Северокавказского управления гидрометеорологии, кандидат географических наук, почётный гидрометеоролог России, автор ряда выдающихся работ по оледенению Северного Кавказа в жизни успешно совместил любовь к горам и работу. Мастер спорта СССР (1975 год), организатор многочисленных школ туристской подготовки, Заслуженный путешественник России.