Памяти Николая Денисовича Бондарева

Пишет Ян Вал, 21.12.2021 00:23

Николаю Денисовичу Бондареву — выдающемуся советскому учёному-атомщику, путешественнику, исследователю, Мастеру спорта СССР и организатору туристской деятельности сегодня было бы восемьдесят пять.

Памяти Николая Денисовича Бондарева (Горный туризм)Николай Денисович Бондарев

Николай Денисович родился 21 декабря 1936 года в селе Александровском Ставропольского края. В 1962 году закончил МИФИ и распределился в ИАЭ им. Курчатова. Здесь он прошёл трудовой путь от инженера до заместителя директора по проблемам безопасности института.

Туризмом Николай Денисович начал заниматься в 1958 году, ещё во время учёбы в институте.И занимался с таким энтузиазмом, что уже в следующем году возглавил институтскую турсекцию. Ею он руководил до завершения учёбы. В 1962 году Николай Денисович заканчивает школу инструкторов на Домбае и входит в состав МКК Московского клуба туристов.

Активная туристская деятельность Николая Денисовича продолжается и после распределения. В ИАЭ он организует турклуб «Малахит» в составе одноимённого спортивного общества института. В стенах турклуба собираются молодые учёные — убеждённые горники. Многими из них в дальнейшем сделают себе имя и в науке и в туризме.

Следует отметить, что туристическая деятельность изначально понималась Николаем Денисовичем, как нечто большее, чем переход из точки А в точку Б. Экспедиции, организовываемые «Малахитом», вели обширную исследовательскую деятельность в области географии, истории, краеведения, осуществляли агитационно-просветительскую работу с местным населением.

Памяти Николая Денисовича Бондарева (Горный туризм)1966 год. Экспедиция на Камчатку. На склоне Ключевской сопки

В конце шестидесятых годов клуб организовал ряд масштабных агитационно-туристских экспедиций на Дальний Восток — Камчатку, Сахалин, Курильские острова.
Из отчёта об экспедиции 1967 года на Курильские острова:
«Цели, который мы ставили перед собой:
Выступление перед молодёжью отдалённых уголков Курил. Живая пропаганда достижений советской науки в области мирного использования атомной энергии, рассказ о жизни и деятельности И.В. Курчатова, ознакомление с жизнью молодёжи Москвы, пропаганда современных молодёжных песен бардов и менестрелей, пропаганда туризма — активного отдыха советского человека.
Знакомство с природой Дальнего Востока, жизнью и трудом его жителей, описание туристских маршрутов, съёмка кинофильма с целью дальнейшей популяризации этого края путём выступлений в печати, по радио, телевидению и в клубе туристов.»

Организовывал и возглавлял экспедиции Николай Денисович.

Следует отметить, что работа экспедиций с населением была далеко не столь формальной, как в обществе «Знание» на излёте Советского Союза, и тем более не как у современных «просветителей», сводящих все возможности современности к формату «говорящих голов».
Для каждой намеченной встречи готовилась индивидуальная программа, рассчитываемая на уровень аудитории и включающая не только лекционный материал, но и обсуждение услышанного, демонстрацию кинофильмов, художественные номера.

Памяти Николая Денисовича Бондарева (Горный туризм)Работа агитацонно-туристической экспедиции. Николай Бондарев в центре, справа — Ада Якушева

Кстати, происходящее внесло немалый вклад в популяризацию бардовской песни. Участие в них принимали Ада Якушева, Александр Дулов, Сергей Смирнов, Сергей Чесноков — и их произведения зазвучали и полюбились в самых удалённых уголках нашей родины.
Труды Николая Денисовича по организации агитационно-туристских экспедиций отмечены знаком ЦСТЭ «За активную работу по развитию туризма и экскурсий».
Закончу рассказ об этой стороне деятельности Н.Д. ещё одной цитатой из отчёта об экспедиции на Сахалин, наглядно показывающей значение экспедиций для развития самодеятельного туризма:
«Факт приезда на Сахалин не ради денег, а ради интереса, ради путешествия, часто заставлял сахалинцев по новому, с большим интересом взглянуть на свою землю, появлялся интерес к путешествию. Мы рассказывали о своих походах, показывали фильм о путешествии на Курилы. С работниками клуба туристов делились опытом туристской работы у себя в институте и Москве, принимали участие в слёте сахалинской молодёжи — участников походом по местам боевой и трудовой славы Советского народа.»

Начиная с 1961 года Николай Денисович организует экспедиции по изучению туристских возможностей Западного Кавказа.

Из воспоминаний Юрия Георгиевича Ильичёва, долгие годы дружившего с Николаем Денисовичем:«Туристское освоение высокогорья в районе Архыза, Лабы, Марухи мы начали в шестидесятые годы. Информации было очень мало. Да, были исследования Воронцова-Вельяминова, Куреллы, Холодовского, но информации о них п рактически не было. А то, что было, передавалось «из уст в уста». Тот же Евгений Евгениевич никогда не отказывал в консультации, но получать информацию о районе похода, так сказать, непосредственно в начале маршрута, не очень хорошо. И огромная заслуга Николая Денисовича — создание и массовое издание туристских путеводителей и схем района. Конечно, их тоже не хватало, но в клубных библиотеках они имелись. И это позволило совершать походы по Западному Кавказу огромной массе советских туристов. Книги Бондарева не потеряли актуальность и поныне. Более того, знакомясь с некоторыми современными отчётами, я настоятельно рекомендую их авторам изучать Бондарева!».

Человеком, увлекшим Николая Денисовича изучением Западного Кавказа, был Евгений Евгеньевич Холодовский. Экспедиция туристов МИФИ под руководством Бондарева в 1961 году завершила начатое Холодовским и Куреллой описание Кизгычских перевалов. В том же походе было открыто озеро, лежащее на высоком водораздельном гребне между истоками Кизгыча. Оно было названо именем Евгения Миронова, погибшего весной этого года на перевале Бугойчат. Евгений Евгеньевич Холодовский собрался в следующем сезоне посетить это уникальное озеро. Но на пути к нему при переправе через речку Кызгич-Баш произошла трагедия. Холодовский и его спутница Лидия Григорьевна Шамесова погибли. Николай Денисович провожал Евгения Евгеньевича в его последнюю экспедицию. На прощание тот подарил ему на вокзале своию книгу «По горам Абхазии» с надписью: «Представителю молодого поколения туристов Бондареву Н.Д. от уже старого туриста Е.Е.Холодовского. 28 июня 1962 г.».

Другим человеком, «заразившим» Николая Денисовича Архызом, был заведующий Архызского участка заповедника Николай Михайлович Дурицкий. Вспоминает Александра Николаевна Дурицкая: «В нашем «заповедном» доме постоянно жили группы туристов, в основном столичные ученые-ядерщики. Я по малолетству тогда не понимала, почему именно они так любили Архыз? Потом уже отец объяснил мне, что здесь они «сбрасывают» с себя дозы облучения, восстанавливают гемоглобин. Вместе с мастером спорта, ученым-физиком, заместителем директора института имени Курчатова Николаем Бондаревым отец разработал путеводители по заповедному Кавказу. Они ввели в обиход определение категории горных походов по технической сложности. Кстати, именно по инициативе Бондарева, действительного члена Русского географического общества, перевал у слияния истоков реки Бурной назван именем Дурицкого.»

В 1967 году Николай Денисович представил в Московский городской клуб подробное описание Архызского высокогорья.
«Опыт Н.Д. Бондарева представляет собой результат обследования Архызского высокогорья, проводимого в течении нескольких лет. Даны подробные описания собственно высокогорья и подходов к нему со стороны Архыза. Очень богат фотоматериал. Большую ценность представляет подробнейшая схема. Библиотека клуба не обладает материалами по Архызу, подобными этому отчёту. Отчёт станет незаменимым пособием для групп, готовящих маршруты, захватывающие этот район.» — писал об отчёте Владимир Васильевич Арсенин.
Но, при всех достоинствах описания, оно существовало в нескольких экземплярах, для знакомства с которыми приходилось ехать в Москву. По воспоминаниям Юрия Георгиевича, проблема решалась пересъёмкой материалов обычным фотоаппаратом. Но даже с таким «хаком» информация распространялась крайне медленно.

Прорыв произошёл в следующем году. В серии «Родные просторы», выпускавшейся издательством «Физкультура и спорт», вышел, без преувеличения сказать, фундаментальный труд Владимира Васильевича Арсенина, Николая Денисовича Бондарева и Эдуарда Дмитриевича Сергиевского «Горные путешествия по Западному Кавказу». Путеводитель охватывал всё высокогорье Западного Кавказа от Эльбруса до Архыза. Так же он включал краткий словарь географических названий, составленный Леонидом Винфридовичем Вегенером. В 1978 году вышло в свет второе, дополненное издание.

В 1972 году совместно с Леонидом Винфридовичем, исследовавшим Архыз с середины пятидесятых годов, была подготовлена крупномасштабная карта-схема «Архыз и Бзыбь», распространённая МКТ по другим турклубам. А в ставропольском книжном издательстве вышел туристский альбом-путеводитель «Архыз» за авторством Л. Вегенера, Н. Бондарева и В. Савельевой.

Памяти Николая Денисовича Бондарева (Горный туризм)Обложка альбома «Архыз». Сейчас это издание — библиографическая редкость

В эти и последующие годы Николаем Денисовичем сделано более пятидесяти публикаций в журналах «Турист», «Вокруг света», альманахе «Ветер странствий», газетах «Советский спорт», «Советская Абхазия», «Камчатская правда», в журналах Венгрии, Польши, Болгарии, Румынии.

Подытоживает многолетний труд Николая Денисовича по исследованию Западного Кавказа его книга (по сути, монография) «Архыз и Большая Лаба», изданная Игорем Владимировичем Балабановым в 2002 году.

«Особое место в ряду современных исследователей Абхазии занимает Николай Денисович Бондарев, автор путеводителей по горам.» (Эдуард Анатольевич Чернопятов, путешественник, писатель, исследователь горной Абхазии).

А исследовательская работа Николая Денисовича охватывает новые районы Западного Кавказа — высокогорье Абхазии. Итогом этой работы становится книга «В горах Абхазии», увидевшая свет в той же серии в 1981 году. Увы, следующая задумка Николая Денисовича — путеводитель «Горы у моря» при его жизни так и не осуществилась. Эдуард Анатольевич Чернопятов: «Коллектив из четырех авторов (Н.Д.Бондарев, Ю.Н.Воронов, В.Тихомиров, Э.А.Чернопятов) при участии З.И.Адзинба в конце 80-х гг. приступил к написанию путеводителя «Горы у моря». Составителем книги был Н.Д.Бондарев. Рассматривался район от Сочи и его западных границ до реки Ингур. Книга не вышла в свет по политическим причинам.» И только в наше время мы можем ознакомиться с электронной версией книги, составленной и опубликованной Эдуардом Анатольевичем в 2014 году.

Памяти Николая Денисовича Бондарева (Горный туризм)Фотография из архива Юрия Георгиевича Ильичёва

С Абхазией Николая Денисовича связывают не только горные тропы. После гибели СССР он приложил немало усилий для спасения от голодной смерти сотрудников Сухумского физико-технического института. Близкий друг президента Абхазии Сергея Багапша, он организовывал доставку продовольствия в осажденные боевиками русские селения по воздуху. Абхазия знает его и чтит, как героя. Николаю Денисовичу присвоено звание «Почётный гражданин города Сухуми».

Памяти Николая Денисовича Бондарева (Горный туризм)10 августа 1976 года. На спуске с перевала Спортивной дружбы. Николай Денисович слева

В начале восьмидесятых Николай Денисович Бондарев вместе с Алексеем Александровичем Алексеевым начал колоссальный труд над составлением истории самодеятельного туризма. Увы, он не дожил до его завершения — книга «Спортивный туризм в СССР и России» вышла выпущена ФСТР в 2015 году.

Рассказ о Николае Денисовиче был бы неполон без упоминания о его весьма плодотворной деятельности в организации туризма.
С 1961 года Николай Денисович входил в МКК Московского клуба туристов.
В 1970-1980 годах он входил в состав горной комиссии ЦМКК Федерации туризма СССР.

В конце пятидесятых годов он принял участие в колоссальной работе по изменению существующих туристических правил. Напомним, что в их первоначальном варианте при определении сложности похода учитывались продолжительность, длительность и автономность, но не учитывались препятствия. Турист должен быть универсалом — для достижения высоких званий (КМС, МС) требовалось руководство походами в трёх видах туризма. Это сказывалось на массовости туризма не лучшим образом.
Далее расскажет сам Николай Денисович:«На Кавказе маршрутов II–III категории в согласии с правилами быть не могло, потому что главным критерием сложности была удаленность от населенных пунктов и высота. Но на Кавказе до населенного пункта от самой сложной вершины можно за два дня добраться, высоты 3–3,5 тысячи метров. Хочешь пройти поход III категории — езжай на Памир, а это значительно дороже и времени надо больше!
И вот я помню роль турсекции МИФИ, когда Женя Миронов еще был ее председателем, в переосмыслении этого положения. После Миронова этим занимались Эдик Сергиевский, Коля Парфенов, Володя Арсенин. Я бывал на этих схватках и помню, как выступали против Владлен Шимановский, Дмитрий Фоменко, Владимир Переводчиков.
Мы стали делать протяженные походы по Кавказу и доказали их высокую категорийность. До нас, в основном, были маршруты через простые перевалы. Там люди шли колоннами. А в сторону чуть-чуть, на более сложных маршрутах,практически никто не ходил, потому что усложнение маршрута не приводило к увеличению категории, хотя, конечно, московская МКК давала послабления. Но Миронов, Парфенов, Сергиевский доказали своими выступлениями и фотографиями, что сложность маршрута не в удалении от населенных пунктов, а в преодолении технических сложностей, и именно этим туризм горный отличается от пешеходного. После этого не только на Центральном, но и на Западном Кавказе стали возможны походы всех категорий. Потом мне еще пришлось добиваться, чтобы на Западном Кавказе были и пешеходные маршруты, несмотря на малую удаленность от жилья. Ведь на Кавказе и помимо высокогорья есть много интересного и сложного, и не учитывать это при категорировании маршрутов — значит лишать туристов стимула ходить по этим местам».
[Здесь и далее цитируется по книге А.А. Алексеева «Спортивный туризм в СССР и России»]

Современные туристы зачастую жалуются на многочисленные ограничения, придумываемые чиновниками от спорта. В утешение им можно сказать — бывало и хуже.
Николай Денисович не застал печальный конец ОПТЭ (в 1938 году самодеятельный туризм был ликвидирован вместе с большинством организаторов), но с запретами позднего советского времени ему пришлось столкнуться.

В 1959 году начались гонения на туризм, завершившиеся так называемым «Первым запретом самодеятельного туризма». 17 марта 1961 года Секретариат ВЦСПС принял постановление, упраздняющее Федерации и секции туризма при добровольных советах Союза спортивных обществ и организаций и запрещающее профсоюзным организациям и спортивным обществам организовывать и проводить дальние туристские походы в малонаселенные районы.
Потом была компания протеста. Очень мощная. И Николай Денисович принял в ней самое деятельное участие: «У нас тогда были хорошие вожди: Воротников Платон Евгеньевич, Николай Алексеевич Плевако, Владимир Дмитриевич Тихомиров, Ирина Ивановна Вайнштейн. Каким-то образом там оказался и я. Организовали штаб и Тихомиров предложил, чтобы каждый турист, каждая группа послали членам политбюро письма-жалобы. Летом 62 года был слет ЛИПАНа. На слете висела фанерка, на фанерке — бумага с надписью: «Письмо ЦК КПСС от туристов — коммунистов ЛИПАНА». И все желающие могли подписаться. В ВУЗах пошли вечера в защиту туризма. Помню, в МИФИ был большой хороший вечер. Там метра три на входе был склеенный ватман с лозунгом «Что ты сделал для спасения туризма?!». Из Казани пришла информация, там был такой юрист, Лев, не помню фамилию. Они попытались пройти на первомайской демонстрации как туристы. Им не разрешили. Они тогда попрятали плакаты и как только вышли к трибунам, эти плакаты развернули. Самый распространенный плакат был «В коммунизм через туризм». Акция удалась, хотя этого Льва некоторое время, как юриста таскали по начальству. Масса писем парализовала работу администрации ЦК КПСС. Они же каждое письмо должны были зарегистрировать, взять на контроль. ЦК накинулось на МГК КПСС: «Сделайте что-нибудь, чтобы вал писем прекратился!» Тогда секретарем в МГК КПСС был Пастухов. Нас, актив московской секции, собрали, и собрали всех, ответственных за туризм из крупных ДСО. Военные были широко представлены. И Пастухов начал нас давить, что это, провокация, что вы создали общественные организации, с ними очень не просто общаться. ЦК требует навести порядок, сделать так, чтобы туристы не писали. В конце концов, туризм мы отстояли, но пока без разрядов. Многие, в том числе В. Д. Тихомиров, с этим не согласились: «Мы спортсмены и должны быть в единых рамках спорта!» — и продолжали борьбу».

В итоге 19 марта 1965 года постановлением президиума ЦС ССОО СССР в ЕВСК были восстановлены разрядные требования по туризму.

В начале семидесятых годов горные походы в межсезонье становятся массовыми. А в этом немалая заслуга Николая Денисовича.
Весной 1969 года группа Московского клуба туристов под его руководством одной из первых совершает поход из Архыза в Сухуми через Главный Кавказский хребет. Поход оказался гораздо труднее, нежели предполагалось, из-за большой заснеженности и туманов. Но, несмотря на все сложности, был собран ценный материал об условиях проведения походов в весеннее время на Западном Кавказе. На следующий год рекомендации были опубликованы в альманахе «Ветер странствий» (статья «Май, черемуха и лавины»). Дальше майские потоки туристов в высокогорье Кавказа нарастали лавинообразно. В отдельные годы (например, в 1977 году) на майские дни в горах находилось до 1000 самодеятельных групп горных туристов. Но не всё было так просто… Снова слово Николаю Денисовичу: «В начале семидесятых годов туристы осваивали «межсезонье». Новизна видов и ощущений стали стимулом быстрого нарастания потоков туристов в наиболее интересных для этого времени районах. В ряде мест Кавказа, на Карпатах в это время туристов было больше, чем в обычное летнее время. Многие туристы, особенно с периферии выходили на весенние маршруты с летними представлениями и нередко попадали в чрезвычайные ситуации. Нужно было принимать меры, но чиновники отказывались искать выход совместно с Федерацией туризма и с 1975 года встали на путь запретительства. На протесты туристских организаций Управление ЦСТЭ, занимавшееся в том числе и самодеятельным туризмом не отвечало или ссылалось на Гидрометеоцентр СССР, который с осени якобы уже предупреждал о лавинной опасности «в большинстве горных районов» в начале мая. Но поскольку туристы работали практически везде, мы скоро получили реальные документы гидрометеослужбы и убедились, что Управление, как говорится «передергивает карты». С 1969 года я одним из первых стал осваивать весенний Кавказ, и в определенной степени был в Федерации ответственным за межсезонье. Мы понимали, что нужно объявлять войну запретам. До сих пор благодарен главному редактору журнала «Турист», мастеру спорта Б.В. Москвину, решившемуся напечатать мою резко критическую статью. На него накинулись, как это он посмел критику ЦСТЭ в лице Г. Стукова помещать: «Публикация данной статьи принесет ощутимый вред всей проводимой работе по обеспечению безопасности туристов, увеличив количество несчастных случаев в горных и других районах, закрытых соответствующими советскими и другими органами...» Нужно было переходить в наступление: обращаться в правительство, выступать в центральной и местной прессе. Штаб работал в Московском клубе туристов. Возглавлял его председатель ЦМКК В. Д. Тихомиров. В таких ситуациях он никогда не выступал в роли просителя, а аргументировано и спокойно показывая, что необходимо сделать и каковы будут последствия при бездействии. Его ходы нередко приводили чиновников в растерянность. Первым делом решили подготовить записку с набором фактов и выводами по закрытию районов для путешествий, которая стала бы основой для обращений в ЦСТЭ, ЦК КПСС, в печать. Для подготовки документа Президиум Федерации назначил опытных бойцов: В. Тихомиров, Н. Бондарев, П. Воротников. Собрались у меня дома. Володя Тихомиров привез заготовки. Каждый абзац обсуждался, Володя формулировал текст в окончательном варианте. К полуночи записка была готова. Ее представили председателю ЦСТЭ А. Х. Абукову. Доклад оказался настолько убедительным, что запреты были сняты.»

27 ноября 2009 года Николай Денисович ушёл к Небесным вершинам…
Эдуард Анатольевич Чернопятов: «Это был мой большой старший друг. Он научил меня описывать то, что вижу. Благодаря Николаю Денисовичу мне удалось довольно глубоко изучить Западный Кавказ и Абхазию. И только благодаря этому выдающемуся исследователю я стал публиковаться. Когда приходишь в самое отдаленное селение Абхазии или Карачая и в разговоре упоминаешь имя Николая Денисовича, становишься уважаемым гостем. Столь высок его авторитет на Кавказе. Я помню, как позвонил Владимир Васильевич Арсенин и сообщил страшную весть. И знаете, я до сих пор не могу с этим свыкнуться. Спасибо тем, кто разделяет наше горе.»

Виктор Ильич Марьев: «О том, что он был турист, турист исследователь, об этом знают многие. Но он был человеком, как бы это сказать, с активной жизненной позицией. В 92 году в августе, начался грузино–абхазский конфликт. К нему приехал из Сухума друг, Юрий Воронов, которому пришлось покинуть Абхазию. В Москве Николай Денисович как мог помогал и содействовал всячески друзьям из Абхазии.
В Абхазии он был своим. Есть фотоснимок, на котором он в Псху у самолёта с абхазскими друзьями.
Последние годы работы, был занят проблемами утилизации реакторов АПЛ. Выезжал в Мурманск, бывал на конференции в Штатах, если судить по фотографиям.
Редкие звонки в конце девяностых, как-то помню на 23 февраля, случилось позвонить, поздравить — а мы, говорит вот собрание офицеров организовали.
Небезразличный был человек. К сожалению почти не осталось людей, которые с ним пересекались на тропе. А его описания по Архызу, прошло около полувека со времени написания, а многие места в Архызе можно посетить, по его описаниям. Озеро Миронова, яркий тому пример. В Архызе в районе Караджаш — Орленок, есть пик Бондарева, название от Константина Лисовецкого, но вот пока используется. От Эдика Чернопятова слышал, что здесь они перевал Торнау прошли-описали. Сам Эдик тоже собирался написать воспоминания о совместной работе над путеводителем.
И первые массово изданные путеводители по Западному Кавказу и Архызу, соавтор Николай Бондарев.
В одном из первых выпусков Ветра странствий, его статья об Архызе, где возможно впервые встречается, Архыз — долина красивой девушки, Ариу, арю Кыз.
Думаю, многие, кому пришлось ходить в семидесятые и позже, вспомнят об этом человеке, туристе, учёном, гражданине Отечества.»

Памяти Николая Денисовича Бондарева (Горный туризм)Памятная табличка

1 августа 2010 года в Софийском ущелье была установлена мемориальная табличка памяти Николая Бондарева. Инициаторами установки стали Виктор Ильич Марьев, Николай Николаевич Кондратьев и Евгений Иванович Перепелицын, текст подготовила Александра Николаевна Дурицкая, изготовили табличку студенты кафедры художественного литья ДГТУ под руководством Николая Леонидовича Кутового.

А пиком Бондарева теперь называется одна из вершин Софийского хребта.

При написании статьи использовались отчёты об экспедициях Николая Денисовича, книга «Спортивный туризм в СССР и России» Алексея Александровича Алексеева, материалы из архива Юрия Георгиевича Ильичёва.
К сожалению, не удалось установить авторство фотографий. Если узнаете свою — всенепременно откликнитесь!
Большое спасибо Виктору Ильичу Марьеву и Эдуарду Анатольевичу Чернопятову за помощь в подготовке материала!