Могила Лоренца Саладина.

Пишет Алекс Огнёв, 31.03.2025 21:07

Лоренц Саладин (28 октября 1896 г. - 17 сентября 1936 г.) был швейцарским альпинистом, журналистом, фотографом, состоял в коммунистической партии своей страны, что открыло дорогу к вершинам СССР. В Кыргызстане был в районе Каравшина, оставил не мало отличных фото. На гребне Хана его именем был назван пик. О нем писали книги, Аннемари Шварценбах и Роберт Штайнер.

Ленц летом 1936 г, вместе с Харлампиевым, Дадимовым, Гутманом, и братьями Абалаковыми, решили подняться на 7546-метровую Музтаг-Ата в Китае. Но разрешений от китайских властей не получили. Сменив план, решили идти на Хан-Тенгри, но здесь короткий сезон восхождений. Из-за бюрократии, штурм сместился на сентябрь, это было неподходящее время года для такой сложной задачи, и отсутствие подготовки привело к драме. Они достигли вершины 5 сентября, но при спуске во время снежной бури Гутман упал и был тяжело ранен, а альпинисты получили сильные обморожения, и особенно Саладин. Он вскрывал черные части тела перочинным ножом и промывал их керосином, и умер от заражения крови. Абалаков пишет; добрались до нижнего лагеря. Ночь была теплая. Встали с рассветом. Ленц просит то об одном, то о другом…Лицо его заострилось, взгляд мутный. Когда двинулись дальше, Евгений заметил, что с руки Ленца соскочила варежка, и он вернулся ее подобрать. Сказал Ленцу, что, если ему тепло, лучше снять и вторую варежку. Ленц ответил по-русски: «Не понимаю…», а через несколько минут, уткнулся головой в луку седла. Евгений поднял его голову – Лоренц был мертв…Ленца похоронили на Инылчеке на слиянии двух горных рек, у колоннады высоких елей под мраморной скалой Евгений написал карандашом на надгробном камне:

«Саладин Ленц. Умер 17/IX—36 г.» Высечь надпись уже не смог…

В 2008г его могилу нашел Соломатин П.И., я общался с ним, к сожалению, он не смог указать приблизительное место могилы, шел он пешком от МайдаАдыра, и до АтЖайлоо, между ними была могила, он сделал фото самой могилы без привязки к местности. Почему Абалаков спустя годы не установил памятник или табличку для меня еще было не ясно, думал что могила была долгое время вне пути альпинистов. Так как шли через Туз, это значительно выше по ущелью. По спутниковым снимкам определил примерный район поиска, базируясь на том что есть, начиная от прижима выше МайдаАдыра и началом взлета дороги над рекой Энильчек, получилось береговая полоса 3 км, внутри этой полосы установил 2 точки, потенциально близкое по описанию, колоннады, ели, правда с 2 реками засада, их нет в помине на всем протяжении, но есть протоки, будем считать их реками.

Так уж совпало, что уже первая точка принесла успех, вот могила, придавленная валунами и большой камень с синими разводами, сравнили фото с Соломатиным, полная идентичность. Локация зафиксирована, осталось установить табличку, не стал ее делать сразу, не был уверен в успехе поиска.

В своей книге “В сердце небесных гор”, Михаил Погребецкий пишет: 12 сентября он получил от пограничников сообщение, группа Абалакова терпит беду на Хан-Тенгри. Срочно собравшись, команда Погребецкого выдвинулась на Хан. Группа разделилась на 2 группы, одна прошла через Куйлю и Сарыжаз, с выходом на Энильчек, вторая группа, через перевал Туз, перешли в Энильчек. Следов Абалакова не нашли. Отправились дальше, вверх по Энильчеку. Проехав вверх по долине не более трехсот метров, увидели впереди небольшую конную группу, медленно движущуюся вниз от языка ледника. Впереди едет невысокий, крепкий человек в штормовом костюме. Левой рукой он держит повод коня с седоком. Страшное впечатление производит этот седок. Голова и руки его безжизненно свисают, ноги привязаны к стременам; корпус неестественно наклонен вперед, обмотан спальным мешком и обвязан веревкой. Первым в группе едет Евгений Абалаков; за ним — привязанный к седлу мертвый человек — швейцарский альпинист Лоренц Саладин; сзади с забинтованными кистями рук и замотанными ногами в тряпки — Виталий Абалаков, Михаил Дадиомов и Леонид Гутман, у которого голова и руки в окровавленных бинтах. В конце печальной процессии идут коногоны-киргизы. Остальные в критическом состоянии, кроме Евгения Абалакова. У Дадиомова и Гутмана началась гангрена. Им начали оказывать медицинскую помощь. Захожу в палатку к Дадиомову и Гутману. Состояние у обоих тяжелое. Оба сразу говорят об отправке тела погибшего Саладина в Москву. – Мы обязательно повезем с собой Лоренца в Москву, – говорит Дадиомов, – и вы должны нам в этом помочь. Он работник Коминтерна. Прекрасный товарищ. Самоотверженный человек… Мы не можем оставить его здесь. Нам никогда этого не простят. Конечно, ни о какой перевозке тела в Москву не может быть и речи. Дни стоят жаркие, скалы раскалены солнцем. Тело усопшего уже покрылось трупными пятнами, а впереди еще долгий путь. Но больных нужно успокоить. Обещаю им сделать все необходимое и в тот же вечер договариваюсь с Женей Абалаковым — единственным, кто остался здоровым в команде, о немедленном захоронении Саладина. На левой береговой террасе мы роем могилу и спускаем в нее тело мужественного швейцарского альпиниста. Лоренц Саладин остается здесь навеки под мраморным валуном, поставленным на могиле. Отсюда близко к прекрасной пирамиде — Повелителю неба, победа над которым стоила ему жизни.

Виталий Абалаков в своей книге ничего не написал про Погребецкого, а по его книге сложилась мнение что из последних сил была сделана надпись карандашом на могиле, не говоря о самом захоронении.

Через год, в 1937г, Абалаков арестован за связь с немецкими шпионами. Абалаков вышел через 2 года, ему повезло что выжил. Теперь понятно почему могила была заброшена. Забрать и перезахоронить, можно только официально, что в условиях предыдущего уголовного дела, чревато. Поставить табличку, тоже риск, вычислить кто это сделал, было бы несложно, погранзона все-таки. А при оттепели про него забыли, тем более могила по прошествию лет оказалась вне дорог альпинистов…

Табличка Лоренцу Саладину, установлена. Координаты: 42.114483°, 79.318767°.

66


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru