Автор - Макс Акульшин, Санкт-Петербург

Из архивов УВК: Туюк-Су для чайников, весна 2005 (Альпинизм, альпинизм, восхождения, альпсборы, уральский высокогорный клуб, ермачек юрий)

Сенсей опубликовал тут на сайте уральского клуба свою статью про весеннние сборы, которая безусловно мудра и лаконична, но всё-таки не отражает всей глубины тех событий, которые нам довелось пережить, поэтому я решил написать свой вариант мемуаров. О том, как это было на самом деле.

Дети на высоте. Брошюра UIAA c рекомендациями родителям и врачам. (Альпинизм, высота, горная болезнь)

Недавно я обнаружила на просторах интернета брошюру UIAA, в которой специальная комиссия дает рекомендации тем, кто намерен подниматься на высоту с детьми. В свете недавней жаркой дискуссии о поступке родителей, отправившихся в трекинг вокруг Аннапурны с грудным младенцем, мне кажется, полезно будет ознакомиться с этим документом.

Предисловие переводчика

Ниже представлен перевод статьи Шеннона Дэвиса и Джулии Эллисон, которую они назвали «Берегите себя! Инструкция по самоспасению». Особенность статьи: подробные пошаговые дествия с учётом мелочей, в которых, как известно, кроется дьявол.
Начинается инструкция с пошагового описания вязания узлов и заканчивается приёмом переноса верёвки из своего страховочного устройства в жёстко закреплённое состояние на станции. Инструкцию по вязанию любимых узлов читателей Риска можно было бы не публиковать, но из песни, то есть из статьи, слов не выкинешь.

Берегите себя! Инструкция по самоспасению

Вы страхуете напарника, лидирующего на шестой верёвке маршрута категории 5.8 в Каскадных горах, до конца которого осталось две простые верёвки. Это ваш удачный день, силы и психической энергии у вас выше крыши. Вас больше всего беспокоит, сохранится ли холодным напиток в рюкзаке до момента празднования на вершине, как вдруг вы слышите пронзительный крик. После мгновения неподвижности вас рвануло в направлении станции. «Ты в порядке», – что есть силы кричите вверх своему напарнику, но в ответ ничего не слышите кроме порывов ветра. Только сейчас вы заметили приближающийся грозовой фронт.

Итак, что теперь?

Базовые навыки самоспасения с пошаговой инструкцией (Альпинизм, самоспасение в двойке, подъём по верёвке, перенос страховки, пропускание узла)

Дюльфер по-австрийски. (Альпинизм, спуск по веревке, страховка, тактика)
Продолжая «чёс» австрийского альпинистского журнала «bergundsteigen», представляю перевод статьи Петера Платнера и Вальтера Вюртля из третьего номера за этот год, посвященной организации спусков при альпинистских восхождениях. Хотя некоторые предлагаемые авторами приемы могут кому-то показаться на первый взгляд и не вполне рациональными, опыт столь матерых гидов-инструкторов, «съевших на восхождениях не одну собаку», весьма интересен для ознакомления.

Висячий ледник

Пишет AVK, 25.12.2012 20:30

Предыдущая публикация о К2
В настоящей главе Стив Свенсон описывает события лета 2008 года, когда в течение нескольких дней на горе погибли 11 человек.
А также эта глава задает читателям вопрос об ответственности каждого восходителя на горе за то, что там происходит.
На Риске была статья о тех событиях. В комментариях подробно описываются несчастные случаи и представлены качественные фотографии.
К весне 2012 года на 306 взошедших приходится 81 смерть.

Часть 2

Немногие обращали внимание, насколько изменился рельеф K2 (речь идет об изменениях с первых восхождений до 2008 года – прим. переводчика). Даже в ранних рассказах колоссальные сераки над кулуаром «Бутылочное горлышко» казались висячей угрозой. В 1939 году Висснер (Wiessner) и Пасанг Лама, пытаясь избежать опасной зоны, лезли по скальной стене на левой стороне вершинной пирамиды. В 1954 году Лачеделли и Компаньони боролись с обледенелыми скалами немного левее кулуара. Но снежный склон «Бутылочного горлышка» был легче, и следующие восходители по маршруту Абруццкого использовали этот путь, несмотря на риски.

Висячий ледник (Альпинизм, к2, бутылочное горлышко, трагедии 2008 года)

Маршрут Абруццкого

Журнал Alpinist весной опубликовал масштабную хронику восхождений на К2 от начала и до наших дней: The Mountaineers Mountain. Автор статьи - Стив Свенсон.
Две главы, посвященные самым трагическим страницам истории К2 в сезонах 1986, коим Стив был свидетелем, и 2008 годов, мы перевели и публикуем (в двух частях).
Также в материал включен рассказ Пшемо Пясецкого о прохождении маршрута Magic Line.
Перевод: Александр Калашников. Редактор: Елена Дмитренко.

Часть 1.

Что такое разумное стремление? Есть вершина, на которой жажда удовлетворения амбиций может настолько выйти за рамки разумного, что скатится к навязчивой идее; когда зацикленность на результате гонит человека за черту, после которой разумная осторожность должна была бы повернуть его назад, - если предположить, что в данной ситуации выживание становится столь же важным, как и достижение конечной цели.
Том Холзель и Одри Солкелд, «Тайна Мэллори и Ирвина», 2000

Опаленные солнцем. (Альпинизм, трагедии 1986 года, magic line, к2)

Американско-канадско-британская экспедиция на Эверест 1988 г. была самой маленькой командой, которая когда-либо восходила по новому экстремальному маршруту на высочайшую гору мира – всего четверо альпинистов, без высотных шерпов и кислорода. Эксперты говорили, что они сошли с ума, но они не обратили внимания на экспертов и пролезли ряд ужасающих стен, кулуаров и нависающих участков льда. В финальной попытке Стивен Венеблес достиг вершины в одиночку, без кислорода, в 15:40.

С.Венеблес, Р.Андерсон, Э.Уэбстер и П.Тир

Эверест. Восточная (Кангчунгская) стена. 1988 год. (Альпинизм, стив венеблес, кангчунская стена)

Не умничания ради, а в качестве разгона:-))

Эверест, грубо говоря, имеет три грани (стены). Южную (Юго-Западную), Северную и Восточную (Кангчунгскую).

Эверест.  Восточная (Кангчунгская) стена. 1983 год. (Альпинизм, канчунгская стена)

Джомолунгма как территория свободы. Николай Захаров (Альпинизм, горы, экспедиции, красноярцы, эверест, петр кузнецов, наша история, валерий коханов, григорий семиколенов)
Все фото в публикации предоставил Николай Захаров

Получила сегодня от Николая Захарова такое актуальное в канун встречи эверестовцев письмо.
Пишет, что о восхождении красноярской команды на Эверест в 1996-м году мало что известно. Так что он решил восполнить образовавшийся пробел.

Про последнее танго в Самарканде и про то, как мы покупали ноутбук (Путешествия)

Фотография к рассказу никакого отношения не имеет. Но уж больно глаза красивые...

В этом году исполнилось бы 50 лет Екатерине Николаевне Ивановой - первой русской женщине, взошедшей на Эверест.
Иркутское землячество 16 октября проводит в Москве вечер памяти выдающейся альпинистки.
По старым видеоматериалам друзья подготовили фильм о ней...

Альпбаза «Варзоб». Второй сезон. (Альпинизм, магнитогорск, утс)
Весь июль на альпинистской базе «Варзоб» вместе с таджикским развевался российский флаг. Представители шести уральских городов в составе альпинистского клуба города Магнитогорска успешно провели учебно – тренировочный сбор. Совместно с дирекцией базы продолжилась утверждённая программа по восстановлению учебно – методической работы и спортивных традиций бывшего советского альпинистского лагеря «Варзоб».

Тень Победы. Памяти Серёги. (Альпинизм, сергей лавров, хан-тенгри, пик победы)

…Там снег, там столько снега,
Что если б я там не был сам,
Я б не поверил, что бывает столько снега,
Что земля не видит неба,
И звёзды не видать с вершин…
Из песни группы «Високосный год»

Сегодня ровно 2 года, как мы стояли на вершине Победы, сегодня ровно 10 месяцев, как погиб наш Серёга Лавров. Статья была написана в 2010, под влиянием тех эмоций и того мироощущения. Сейчас все по-другому. Но, это не важно. Серёги больше нет. Он был одним из лучших людей, которых я знала, жаль, что так недолго.

Женское соло (Альпинизм, даша, альпинизм)

«… Пьешь на кухне коньяк и ненавидишь того, кто превратил тебя в чудовище, неспособное становиться для других «Кем-то большим»

Я убиваю любовь. Я делаю это каждый раз, когда это чувство пробует пробраться ко мне в душу. Режу прямо по живому, с хладнокровием и опытностью хирурга, вырезающего опухоль. Да, будет больно, нестерпимо больно, но время вылечит и наступит выздоровление.

Любить нельзя. Это вредно для души. Вредно потому что, рано или поздно любовь уничтожат. Убьют, походя, даже не осознавая, что убивают. И никому не будет дела до того, что творится в этой самой душе. Но время сделает своё дело. Раны заживут, но останутся рубцы и боль, которая время от времени будет напоминать о себе тоской и безысходностью.

В свете обсуждений на Риске и перед началом зимнего сезона, хотела бы предложить полезную, на мой взгляд, статью по теме НС с лавинами.

Это одна из глав учебного пособия для горно-спасательных служб Австрии, написанного старшим врачем службы, практикующим врачем скорой помощи - Dr. Elsensohn

По поручению old-vix (у бати есть серьёзные причины временно отсутствовать на нашем сайте) печатаю письмо, полученное им по личной почте от Сергея Бездитко для РИСКа...

от СЕРГЕЯ БЕЗДИТЬКО... (Альпинизм, конгур, сергей бездитко)

"БЕС В РЕБРО, КАК СПОСОБ САМОИСЦЕЛЕНИЯ"

За три года после перенесения в горах китайского Памира инсульта головного мозга я был в нескольких десятках больниц, где у меня сложилось твёрдое убеждение - в наше постперестроечное время, чтобы болеть, надо соблюдать одним из двух условий: или обладать железным здоровьем, или иметь тугой кошелёк с денежкой.

Врачи ведут себя как инопланетяне, желающие знать, что будет с пациентом, если с ним проделать какую-либо очередную операцию?
И если больной при случае выживает, они констатируют: "М-да, повезло! Есть Бог на небе!..."

Мы несколько раз собирали походную раскладку в Китае. В Кашгаре, в Синине, дважды в Лхасе, в Дари, Дэгэ и Батанге. Поднакопился опыт, и теперь мы хотим поделиться наблюдениями.

Меня всегда восхищает неленивость людей художественно (да и не только) описывать свои путешествия.Предлагаю Вашему вниманию статью Николая Гутника о кыргызо-российско-латышской экспедиции на Нанга-Парбат в мае-июле 2011 года.Хронологию экспы (аж в 15ти частях :)) также можно прочитать на сайте первоисточника.

Ягнобская стена

Этого события ждали долго. Распался Союз, прошли таджикские мятежные годы, а территория и строения альплагеря Варзоб уцелели. Крепко потрёпанные боевиками, все сооружения стоят. Новый директор и его заместитель сумели выстоять и к нашему приезду навести порядок. Широко известный в прошлом на всю страну альплагерь, по количеству восхождений 5-6 категории сложности, был одним из самых спортивных. Команда инструкторов успешно участвовала на Чемпионатах СССР и Средней Азии по альпинизму. Бессменный директор Э.С.Абдулаев вложил всю душу и силы в развитие альплагеря. Учебно-методическую и спортивную жизнь организовывали удивительные люди - начальники учебной части Э.Г.Согрина, О.Капитанов, В.Глушко, В.Мартюшева, А.Харитонов. Но помнят старожилы-инструктора и самое ценное в Варзобе – тот неповторимый инструкторский климат, создаваемый Олегом Капитановым и Алексеем Русяевым на веранде. Не остывающая память о тех дружески-тёплых вечерах с чаем, дыней и арбузом, с приближением первой смены заставляла всё бросать и ехать инструкторами в Варзоб, на Родину новых альпинистов – студентов из Ленинграда, Магнитогорска и других городов Союза.