Джомолунгма как территория свободы. Николай Захаров

Пишет robinsya, 07.11.2012 18:57

Джомолунгма как территория свободы. Николай Захаров (Альпинизм, горы, экспедиции, красноярцы, эверест, петр кузнецов, наша история, валерий коханов, григорий семиколенов)
Все фото в публикации предоставил Николай Захаров

Получила сегодня от Николая Захарова такое актуальное в канун встречи эверестовцев письмо.
Пишет, что о восхождении красноярской команды на Эверест в 1996-м году мало что известно. Так что он решил восполнить образовавшийся пробел.

Джомолунгма как территория свободы

Николай Захаров

Название для рассказа о восхождении на Эверест кому-то, возможно, покажется спорным. Какая уж тут свобода, если по горе туда-сюда снуют многочисленные восходители, на перилах в узких местах выстраиваются гигантские очереди, а базовые лагеря гудят, как растревоженный улей! Так почему же все-таки? Все очень просто. Стоит только удалиться от классики на несколько сот метров и попытаться проложить свой маршрут, и ты –абсолютно свободен: своя стратегия, своя тактика, свой риск; полтора месяца живешь отдельной, подчиненной только своей мечте, жизнью. Даже огромный базовый лагерь с многочисленными экспедициями как бы перестает существовать для тебя, когда мысли о твоем собственном пути к цели овладевают всем твоим существом.
Маршрут команды

Так было в 96-м, когда наша команда из города Красноярска решилась на первопрохождение нового маршрута на самую высокую гору.Решение было непростое, т.к. большинство моих друзей склонялось к восхождению по классике с Севера. Готовились к восхождению полтора года. Осенью 1995 года решили сходить на место будущих событий. Уже с подхода к передовому базовому лагерю я не мог оторвать взгляд от крутого кулуара Северо-Восточной стены, возносящегося от ледника через скальный пояс и выводящий к лагерю 8300 на классику. Посмотрели слева, справа - сходили с Сашей Кузнецовым на Северное Седло – все нравится!В Катманду Элизабет Хоули сказала, что было три попытки прохождения этого кулуара; выше всех, где-то до высоты 7700, забрался Рассел Брасс. Встретился с ним, спросил, чего не залезли? Он ответил: «Из-за сумасшедшего ветра. Этот кулуар – гигантская аэродинамическая труба. Он дует со всех сторон одновременно!»
Маршрут с северного седла

Первый лагерь. 7000 м

Долго рисовал тактический план. Получалось, что на вершину заходим 20 мая. Работаем тремя четверками, лезем без помощи шерпов, обрабатываем за три выхода весь кулуар до выхода на гребень, 8250 метров. Потом стартуем. Все предельно просто. В теории. На практике все было гораздо сложнее и тяжелее…

Команда выходит и первого лагеря

На скальном поясе. 7200 м

Начали. После первого же выхода прошлитолько бергшрунд, т.к. несколько человек заболели.Перетасовал группы. Во второй выход поставили две палатки на высоте около 7050 метров. В третий выход лезли скальный пояс, очень разрушенный, с залитыми льдом трещинами. Второй лагерь встал уже в кулуаре на 7450 -7500. Я опасался лавин в кулуаре: на всякий случай готовились лезть по скалам слева параллельно кулуару. Напрасно. Ветер выдувал снег подчистую. А вот таких камнепадов мы не ожидали: к началу мая стало теплеть, повалило так, что пришлось в первом лагере менять порванные камнями палатки. Спали в касках. В план мы, конечно, не укладывались по времени. Решили лезть от 7450 в альпийском стиле. Прикинули вес рюкзаков – неподъемные! Тогда поделились пополам: шестеро выходят 14 мая и делают заброску до второго лагеря и выше, сколько смогут, а вторая шестерка стартует 15 мая и лезет до вершины.

7300 м

7450 м. Палатка.

Стартанули. Акклиматизация уже наступила, лезлось неплохо, правда вес рюкзаков (22 кг каждый) не позволял бежать. Итак, 15 –го – ночевка на 7050. Камни пробили обе палатки в нескольких местах. Головы целы. Было бы обидно… Второй день – ночуем на 7450. Погода хорошая. Ветер сильный, но терпимо. Семнадцатого, сняв палатки, лезем уже по кулуару; достигли практически восьми тысяч метров, заночевали. На следующий день, в верхней части кулуара, влезли в неожиданно глубокий снег. Надели маски. Очень тяжело было. Пришлось рюкзак первого, Саши Бекасова, разделить между остальными. Палатка не вошла, вытаскивали ее на веревке.

Бесконечный кулуар. 7600 м

7950 м. Третий лагерь.

Верхняя часть кулуара

Когда Саня и Петька под вечер достигли гребня, они сразу же ушли по склону до 8300, где виднелись палатки лагеря на классике. Оставшиеся четверо вытащили грузы, собрали веревки и решили ночевать здесь же, на высоте 8250 метров, т.к. начинало темнеть. Площадка была никакая, комфортабельности не получилось. Спали сидя. Кислород не использовали. У нас были какие-то бэушные, набитые только до 150-170 атмосфер, двух- и трехлитровые тяжеленные стальные баллоны, и мы боялись, что не хватит до вершины. Девятнадцатого перелезли через скальный барьер и дошли до 8300. Команда вновь объединилась. Завтра идем на вершину, погода вроде бы ничего, только сильнейший ветер. Спали без кислорода, экономили. Кулуар и рюкзаки вымотали всех до предела и утром собирались мы, естественно, долго.

20 мая 1996 г. Вершина.

В результате, вышли очень поздно, уже светло было. Но выбора не было – еще одна, четвертая ночь выше восьми тысяч и, - только вниз дорога. Выше нас лезли, если не ошибаюсь, англичане, но, не дойдя до северо-восточного гребня, повернули вниз. Шлось, как ни странно, хорошо, но медленно. Когда вылезли уже на гребень, это около 8500, начался снег. Видимость постепенно падала. Шли в таком же порядке, как стартанули из лагеря 8300: Петя Кузнецов, Валера Коханов, Гриша Семиколенов, потом я и, замыкая группу, Женя Бакалейников. У Саши Бекасова так мерзли ноги, что ему пришлось повернуть с высоты около 8500 метров. На второй ступени закрепили свою веревку, настолько истрепанные были старые.

Петр Кузнецов на вершине

Удивила смелость восходителей, которые не боятся их грузить. Между Первой и Второй ступенями, прислонившись к камню, сидел человек и, подумалось, менял кислородный баллон. Подошли с Гришей к нему. Гриша: «Вставай, замерзнешь, надо идти». И тронул того за плечо. Вдруг Гриша отшатнулся: «…не живой», и быстро умчался вверх Так и шли. Выше Второй ступени, уже на начале подъема по снежному склону, справа я увидел еще одного мертвого человека. Территория Свободы закончилась – казалось, что мы вышли на тропу войны - все внутри сжалось. Связи у меня с большой землей не было – сел аккумулятор. Видимость была уже практически нулевая. Первым на гору поднялся Петька, сам себя сфотографировал и начал спускаться. Валера, поднявшись на вершину и начав спуск, увидел поднимающегося очень медленно Гришу, вернулся вместе с ним к атрибутам Эвереста – флагам, кучке баллонов – друг друга сфотографировали.

Валера Коханов

Гриша Семиколенов

Мы с Петей встретились на скалах предвершинного гребня и, объединив наши возможности, связались с Серегой Антипиным: у Петьки была работающая рация, но не было, как всегда, голоса, а у меня был голос, но сел аккумулятор. Я и говорю Сергею, что мне недалеко осталось, пойду до вершины, но мудрый Антипин изрек: собирайтесь, мол, в кучу и все вместе дуйте до хаты, поздно уже, скоро стемнеет. Тогда я был, конечно, недоволен, а сейчас понимаю, что все было однозначно: он спас мне жизнь, да и не только мне: один я бы не нашел путь вниз, видимости не было, а когда стемнело, мы никак не могли найти начала спуска с гребня – все слилось в черном молоке ночи и тумана.

После горы

Кислород, насколько я помню, у всех к тому времени скоропостижно скончался. Нас спасло то, что мы держались вместе и старались не выпускать друг друга из виду. Все-таки спуск нашли, добрались до своих палаток уже глубокой ночью. Саша нас ждал, напоил чаем. В эту, четвертую на высоте выше 8000 метров, ночь, мы практически не спали: энергия была на исходе, даже в спальнике сильно мерзли ноги. Чтобы согреться, мы с Валерой беспрерывно жгли горелку, таяли лед и пили, чтобы согреться, горячую воду. Это было 20 мая, все в точности, как в тактическом плане.

Джомолунгма

Хочу поблагодарить всех моих друзей, с кем вместе мы принесли на Эверест с наших «Столбов» кусочек Территории Свободы, благодаря чему победили, сделали новый русский маршрут на высочайшую вершину Мира: участников экспедиции Антипина Сергея, Бакалейникова Евгения, Бекасова Александра, Ильина Игоря, Козыренко Евгения, Колесникова Константина, Коханова Валерия, Кузнецова Александра, Кузнецова Петра, Семиколенова Григория, Сметанина Николая; организатора экспедиции Баякина Сергея; кинооператоров Абрамовича Александра и Бондарева Сергея; врача Майорова Сергея и всех, кто поддерживал нас и переживал за нас.

Команда, друзья

Нас тут знают

Спасибо! И до встречи в горах!
Николай Захаров

Николай Николаевич, спасибо!
"Это было двадцатое апреля, все в точности, как в тактическом плане".. - это было 20 мая. У папы 19 день рождения, так что я хорошо дату помню. И по публикациям можно посмотреть, вот там май.

Юльк, это описка.
В подписи к фото правильная дата.
Я сейчас поправлю в тексте.

Ок!

Николай Николаевич!
Сердечный привет из Сургута!

Спасибо, Николай!

СПАСИБО.
Надо же, какие события были в те дни.
А картина В.И. "НАШЛИ!!!" словно рассказ о трагедии 10-11 мая 1996 г. Южное седло. Ураган.
А.Букреев спасает Сэнди Питман.
Остались С. Фишер, Р.Холл м другие.

Геннадий Анатольевич, не было того, что вы говорите. Мне Петр совсем другое рассказывал: как вы обещали ему МСМК оформить, если он подтвердит, что Коханов и Семиколеннов не были на и вершине. И как он вас послал...
Побойтесь Бога.

Показать комментарий

нет, на Кузнецова должна была подавать документы Московская область, где он был прописан. На Коханова и Семиколенова Красноярск и подал, и им присвоили. А Кузнецов (спасибо Старикову) остался без звания.

Да и не дорогая она Вам.

могу подтвердить, что Кузнецов ждал на вершине Коханова, Семиколенов взошел позже. Кузнецов никогда не врал, тем более друзьям. Для него все эти звания и цацки были глубоко второстепенны.

Мужество подняться на вершину и мужество повернуть назад, когда, казалось бы, все сложное - позади... Не потерять друзей и себя - это и есть Победа, Победа над собой! Спасибо за рассказ - еще одна страничка в летописи Эвереста!

Серьезнейшее восхождение даже по сегодняшним меркам! Коля, спасибо за рассказ!

Замечательный рассказ.
Замечательное восхождение.
И Замечательные люди.
И пустопорожнее всё про дрязги внизу.
Спасибо за раскрытие этого неизвестного многим Героического восхождения.

СПАСИБО!

Боевое восхождение! Главное и командная работа прослеживается и результат - все спустились вниз... СПАСИБО.

Я, Антипин, заявляю, что утверждения phph-1 «..Восхождения на Эверест В.Коханову и Г.Семиколенову скорее всего были “приписаны”…» и «shataev 25.10.2012 Стариков о красноярцах - вообще-то он прав….» являются омерзительной ложью.
В посте Н.Захарова приведены фотографии каждого из троих на вершине. Простой вопрос : как В.Коханов или Г.Семиколенов могли снять себя с расстояния нескольких метров не имея штатива?
Адептам отчетности надо бы понять, что восхождения совершаются не ради отчета, а совсем по другим мотивам. Если бы этих деятелей действительно интересовали доказательства – могли бы обратиться к участникам экспедиции.
Надеюсь, порядочные люди подумают, прежде, чем руку подать phph-1 и shataev.
В дискуссию с последними вступать не намерен, дабы не запачкаться.

Показать комментарий

Офонареть! Старикову: ну, увидели эти фото... Вам полегчало? К чему Вы все это?

Я, Кузнецов Александр, полностью согласен с мнением Сергея Антипина!
Распространение подобных слухов называется клеветой.
Такая вот обыкновенная человеческая подлость, в уважаемом альпинистском сообществе.
Удивительно и весьма неожиданно.
Расскажу о фотосъёмке на вершине Эвереста 20 мая 1996 года.
У Пети Кузнецова была с собой автофокусная компакт-камера, кажется "Пентакс".
Плёночная, естественно, цифровой техники ещё не было у нас в 1996 году.
На первых кадрах фотоплёнки пейзажи с гребня. Потом сразу вершина. На вершине Пётр достаточно долго был один.
С расстояния вытянутой руки сделал несколько автопортретов на фоне вершинной треноги.
Где-то резкость на лице, где то камера навела резкость на вершину.
Дальше на плёнке: вершина со всеми флагами, рюкзак с лежащей на нём кислородной маской.
Валерий Коханов поднялся на вершину когда Пётр Кузнецов уже пошёл вниз.
Метром ниже треноги Валера привязал флаг МЧС к ледорубу, подошедший Гриша Семиколенов сел возле флага- справа в кадре видны флаги на треноге.
На следующих кадрах уже Григорий фотографирует Валеру. Сначала крупный ракурс, потом общий план, Коханов, флаг МЧС и вершина.
У Валерия Коханова и Григория Семиколенова были с собой фотоаппараты "Смена-8М", экспозиция выставлялась вручную, резкость естественно тоже.
Валера хороший фотограф, на его кадрах всё достаточно хорошо видно. А у Григория из всей плёнки получилось кадров 5, вершина и сам он, крупным планом.
А потом уже какие то пятна летящего снега, видно непогода уже совсем накрыла.
Последние кадры на фотоплёнке Петра Кузнецова: Николай Захаров и Евгений Бакалейников под вершиной. Совсем немного им оставалось.
Далее фотосъёмки ни у кого уже нет. Собравшись все вместе, все вместе же и пошли вниз, к палатком на 8300.
Следующие фотоснимки уже сделаны в ABC, в кадре вся экспедиция, все 12 человек, плюс доктор, плюс кинооператор.
Все счастливы, все вместе, все живы. На вершине были трое, но ощущение победы было общее, одно на всех.
И ни в каком даже в самом фантастическом сне, невозможно было представить, что в 2012 году нам нужно будет доказывать сам факт восхождения на вершину.

Сергей Антипин сдаёт отчёт о восхождении. Катманду.Июнь,1996

Показать комментарий

"Думайте, что хотите, ...но думайте..."

Думаю, что было бы по-мужски - извиниться перед Кузнецовой и красноярцами... А если бы плохое фото было ОДНО?

Спасибо, Коля за рассказ! У Пети в описании эпизодов восхождения все выглядело гораздо прозаичнее, хотя можно было догадаться, что восхождение было очень непростым, если из всей великолепной компании, которых лично знаю, только трое дошли до вершины. Скромняга Петр. А то что москвичи многие с гнильцой, так это ни для кого не секрет. Спасибо и участникам обсуждения! Как будто всех увидел.

Да что же это такое!
Человеку в глаза говорят,что он клеветник, а он продолжает писать всякую чушь.
Какой отчёт по Эвересту в 1996 году?
Какой Москве? Кому? Зачем?
Непальские власти, Мисс Хоули- всё было оформлено в Катманду.
Скажите, пожалуйста, кто такой этот "phph-1", чтобы требовать с нас сейчас правильный отчёт отчёта?
Кто ты, дружок?
Если ты знаном с Николаем Захаровым, то почему ему не позвонил, не написал, не уточнил, не порадовался, бл-ть, за успех российского альпинизма?
А Вы, московские альпинисты-друзья Николая!
Почему же Вы позволяли и позволяете этим людям клеветать?!
И напоследок.
За тот красноярский первопроход на Эверест никому ничего не присвоили. Ничего.

Александр, в Москве на phph-1 давно все забили. Этот кадр был невменяем еще когда моя бабушка на второй разряд ходила, а она как известно мастер то выполнила. На него давно не стоит и никогда не стоило реагировать. Как сказала одна моя знакомая: ".. филиал газеты скандалы-интриги-расследования на дому!".

Клеветать не позволяем. Камера действительно была Pentax . Лично держал её в руках.

Саня , собака лает -караван идет.

Извините.Я изучаю русский язык.
Я писать по-английски.

Dear all,

I'm member of Rissho Univ. mountaineering club (in Tokyo Japan).
I climbed Mt.Qomolangma north ridge route in may 1996.(But, I could not climb summit and turned back 8600m.)
I watched Russian expedition team and them climbing. It was very wonderful , Exciting!!

In 20 May 1996 , our team reader Yamazaki and me arrived at camp6(8300m),
Night of the day, we met Russian team climers.
They stayed small tent that night.

I want to know their climber's name.
How is he? Are they alright ?

robinsya , Thank you for wonderful report !!

Уроды номенклатурные... хоть бы сегодня язык за зубами придерживали. Сидели бы по домам тихо, получали бы свою пенсию молча. Глядишь и уважения бы к вам больше было!!!

в любом споре лучше воздержаться от взаимных оскорблений...

Что имею сказать по делу:
я недаром в соседней теме про знак "Восходитель на Эверест" задала вопрос, какие доказательства организаторы знака будут принимать от восходителей как достаточные.
Считаю, что этот вопрос непременно нужно как-то отрегултровать и сделать понятным и четким.

Что имеем сейчас: одни считаются восходителями только на основании сертификатов минспорта НЕпала/Китая, никаких отчетов в ФАР они никогда не подавали. А других не желают считать восходителями, т.к. у них в поданном в ФАР отчете что-то было неладно... ПРи этом и сертификат имеется и в реестре Хоули они есть.
Члены экспедиции 1996 - не единственные объекты таких разборок, увы....

Давайте уже выработаем какой-то общий для всех подход: либо всем нужно сдавать безупречные отчеты в ФАР либо никому, а сданные ранее не играют роли. А важны только сертификаты/решение Лиз Хоули (и, в частности, удовлетворившее ее фото с вершины)/что-то еще (нужное подчеркнуть)
А то имеем двойной стандарт...
учитывая, что ФАР свой эверестовский знак рассчитывает и на иностранцев, и на членов коммерческих экспедиций (которым вообще отчеты в ФАР не положены), предлагаю принять, что решение ФАР о том, засчитать ли кому-то восхождение на 8000 - не имеет смысла. ОТчет может служить для участия в чемпионатах, например, но никак не для определения был или не был на вершине....

Показать комментарий

Вы носитесь с мутной фотографией, а Вас не волнует, что в постах Ваших проступает мутная душа? Вы потеряли нравственную ориентацию и , кажется, не понимаете даже, что с Вами это произошло.
Скажите честно. Вы завидовали тогда.

Ира, не спеши делать выводы о душе человека, о зависти и т.д. на основании его вполне адекватного коммента о нюансах своей работы...
просто данная группа сделала первопроход на границе двух эпох: когда требовались для признания восхождения отчеты по всей форме и когда отчеты вообще не нужны...
Ко всеобщему удовольствию исчерпывающие факты из данного поста поставят все точки над i для тех, кто сомневался...

Надо просто верить людям, а не "проверять карточки". И все было бы хорошо.

Да какая разница, что он там пишет??? Парни были на вершине. Все трое. Фото приложены. Не верить им нет причин.
Как бы он не старался, никогда его интриги не будут выше подвига красноярской команды 1996 года.

Мои искренние пожелания всего самого наилучшего всей красноярской команде и лично уважаемому Николаю Захарову.Коля,крепко жму руку и обнимаю,а на болтающих чушь уродов просто плюй с высоты.Ты сам знаешь цену этому маршруту и я горжусь тем,что вместе с тобой ходил на соседнюю с Эверестом вершину

Показать комментарий

Это ж надо - автор написал про оригинальную свою экспедицию ЧЕРЕЗ 16 лет !

А ничего удивительного. (для тех, кто знает, как наши звезды альпинизма не любят писать о своих восхождениях, и даже о первопроходах. Это сейчас, последние 5-7 лет привыкли, что это делать надо. Да и журналисты трясут. А в 1996 тырнета не было, спутниковых тел. не было, альпинистских сми не было, рассказы никто не писал.
А теперь, когда торкнуло, и вопрос всплыл - пришлось написать (да и Лена проявила инициативу).
Парадокс: молодежь с энтузиазмом пишет про подвиги на тройках, на Эльбрусе, etc. А зубры ни строчки не написали (за искл. официальных интервью и сообщений) про восх. на Зап. стену К2, про С. стену Эвереста.... Собирались-собирались (даже знаю кто), да так и не написали...а ведь там столько было интереснейших человеческих моментов

Народ... Какой ФАР? Какие отчеты??? Двадцать первый век уже давно на дворе!!! Если кто и покривит душой... объявит больше чем было... оно же все равно рано или поздно откроется!!! И давно пора уже не доказывать Шатаеву и Старикову прохождение маршрута, а просто объявлять о прохождении... А ежели кому ,,чешется,, пусть доказательно обоснует обратное!!! Так ведь весь мир живет, и как ни странно хорошо при этом!!!
P.S. Да, я зачитал в начале 80 книгу Шатаева до дыр.... Но уважение к былым достижениям и глупость бюрократов две разные вещи!!!

Кулуар Захарова на Эверест знают во всем мире. Через десять лет совковая система разрядов и отчетов благополучно умрет, а маршрут Захарова останется. Коля, спасибо за рассказ о Вашей экспедиции. До сего времени было очень мало информации о ней.

Очень надеюсь, что хэппиэнд наступит и в истории с Б.С. Коршуновым, и его восхождение на Эверест (классика с Севера), совершенное в 1999 г. (Борису было 64 года) почти без кислорода (по нечаянности) все-таки будет признано и на родине тоже.

А что там за история была?

Цитирую из моего интерьвью 2004 г с Борисом:
"Е.Л. Борис Степанович, а на Эверест-то Вы поднялись в 99 или нет?

Б.К. Не знаю!

Е.Л. ???
Б.К. Я наверху, там, докуда дошел, поднял несколько предметов, и принес их вниз. Это была мини-библия на иностранном языке, маленький медвежонок и вымпел. Когда Симоне увидел у меня этого медвежонка, он сказал, что знает, чей он. И тот человек сказал, что оставил его на вершине Эвереста. То же с библией. То же с вымпелом - Сергей Бершов сказал, что его оставили их ребята на вершине. Получается, что я до вершины дошел. Но не помню этого. Возможно, что-то случилось с памятью... В итальянском Rivista della Montagna была помещена большая статья обо мне и моем восхождении на Эверест.
Е.Л. Мисс Хоули признает теперь Ваше восхождение на Эверест в 1999 году?

Б.К.: Нет, когда мы последний раз (этой весной) разговаривали с мисс Хоули, она сказала, что ее вполне удовлетворяют те материалы, которые представил Симоне Моро, и она готова признать это восхождение, если я привезу ей в Катманду вещи, найденные мною на Эвересте, и подтверждающие то, что я был на вершине. Кстати, я взял их сейчас с собой.

Е.Л. сейчас мы все это сфотографируем..."

Сейчас в Himalayan Database Борис и его восхождение 1999 г. есть
Все фото вещиц с вершины и скан статьи в Montagna есть у меня на сайте.
Борис шел к вершине с баллоном, но кислород не поступал - что-то там не работало (это потом только стало ясно). Мозг почти не работал, поэтому и момент прибытия на вершину он не помнит.

И хотя дядя Боря прямо непревзойденный мастер по "историям", которые с ним все время случаются и добавляют гемора тем, кто с ним в одной экспедиции (например, в 2006 на Эвересте же его арестовали китайцы, т.к он вызвал подозрения, будучи в двух высотных ботинках на одну ногу :), я все же желаю ему восстановления справедливости...

Захарову. Николай- классное красноярское восхождение!!! Спасибо за рассказ.Лучше поздно чем никогда. С уважением Рустам Радж. Ташкент.

Николай Николаевич, спасибо за рассказ. Приятно, что в нашей скромной экспедиции Вы все-таки поднялись на Эверест. И уж доказательств этому хватает. Мне было очень комфортно идти к вершине в четверке, которой Вы руководили. Именно комфортно, т.к. под конец таких экспедиций все уже изрядно измотаны и физически и психически, и тот тон, который задает лидер на решающем штурме, во многом определяет успех. Ваня, помню сказал Вам на вечерней связи на 8300 - "ты молодого сохрани", а Вы ответили - "я всех сохраню". Почему-то запомнилось.... Хорошая была экспедиция.... Спасибо...
А ваш первопроход - это история этой Горы! И переписать ее уже никому не дано.

ЛЮДИ! Откуда у нас столько грязи, и как такую грязь терпят ГОРЫ! Так не должно быть!
Автору - спасибо за рассказ, приятно было читать. Мне никогда уже там не побывать, но через такие рассказы прикасаешься к великому и чувствуешь дыхание сильных людей!