Дюльфер по-австрийски.
Продолжая «чёс» австрийского альпинистского журнала «bergundsteigen», представляю перевод статьи Петера Платнера и Вальтера Вюртля из третьего номера за этот год, посвященной организации спусков при альпинистских восхождениях. Хотя некоторые предлагаемые авторами приемы могут кому-то показаться на первый взгляд и не вполне рациональными, опыт столь матерых гидов-инструкторов, «съевших на восхождениях не одну собаку», весьма интересен для ознакомления.
Источник: журнал Bergundsteigen 3/12
Peter Plattner, Walter Wurtl. “Abseilen”.
Перевод – VGr.
То, что восхождение заканчивается только дома на уютном диване, хорошо известно каждому опытному восходителю. Это особенно справедливо, если кратчайший путь к вышеупомянутому дивану идет по вертикальной стене, а не по тропе. Хотя спуск по веревке является одной из основных техник альпинизма и изучается уже в начальных курсах на скальных и ледовых занятиях, многие вообще отказываются от некоторых маршрутов, поскольку побаиваются необходимых на них дюльферов. Некоторые основания для опасений у них есть – по статистике австрийской комиссии, за последние 6 лет, при спусках по веревкам в горах Австрии образовалось 8 покойников!
В журнальной статье мы не планировали публиковать подробный материал о технике. Это оказалось даже удивительным. Сначала мы собирались написать маленькую статейку-резюме различных способов спуска. Да какие кардинальные различия вообще могут быть у этих способов?! Однако, заглянув в современные учебники и методички, мы весьма удивились и решили сделать наш материал более подробным и увлекательным.
При описании техники спуска, в разных учебниках существует полный разнобой. Иногда рекомендуются совершенно противоположные приемы и методы. И разделы «спуск по веревке» во всех учебниках представляются нам весьма неудачными. Там описываются безнадежно устаревшие способы, и рекомендуется снаряжение, которым уже никто не пользуется. В 90% учебники ограничиваются описаниями станций, спусковых устройств, техники страховки «нижним прусиком» и необходимостью узла на конце веревки. Очень подробно обсуждается: на какой же стороне должен находиться связывающий узел при сдергивании веревок. Все это очень мило и правильно, но гораздо большее значение имеет уверенная, быстрая и гибкая организация последовательных спусков. Этот вопрос почти не затрагивается, что весьма странно. Ладно, мы тоже начнем обсуждение с отдельных вопросов техники, стараясь, чтобы читатель не потерял основную идею статьи и постепенно понял главное в предпочитаемой нами тактике спусков.
1. Снаряжение.
Мы принципиальные противники использования на спусках специфического снаряжения. На восхождении надо ограничиваться только самым необходимым инвентарем. Нет ни смысла, ни радости тащить на себе ненужные вещи с единственным назначением. Далее мы упоминаем только снаряжение, используемое на спусках. Само собой, разумеется - каски на спуске нужны.
Спусковые устройства.
В качестве спусковых устройств в первую очередь находят применение различные версии шайбы Штихта для двойной веревки («корзинки» или «стаканчики»). При должном соответствии применяемой веревке (прежде всего – ее диаметру) эти страховочные устройства оптимально подходят и для спуска по веревке, причем важную роль играет при этом используемый карабин. Преимущества «стаканчика» для двойной веревки – разделение и отсутствие закручивания веревок, и возможность значительно изменять степень торможения – например, используя 2 карабина параллельно. То, что даже в новейших публикациях в качестве стандартного спускового устройства представлены восьмерки – уму непостижимо! Недостатки восьмерок – их необходимо специально брать с собой для спуска (?), веревка закручивается намного сильнее и, наконец, узел на конце веревки - недостаточно надежная защита от катастрофы на этом устройстве. При спуске по одинарной веревке обязательно надо использовать соответствующее устройство с достаточно высокой степенью торможения, которую можно легко контролировать. Спусков по единственной тонкой веревке, предназначенной для использования в качестве двойной или сдвоенной, как правило, надо избегать, поскольку для этого требуются хорошие навыки или специализированные устройства.
Экскурс – альпинистские полуавтоматы.
Что качается новейших полуавтоматических устройств («Smart Alpine» и «AlpineUp»), маммутовский «Smart Alpine» на практике действительно оказался хорош и как страховочное, и как спусковое устройство. Спуск плавный, управление – удобное, если не навешивать его слишком высоко (тогда потребуется больше сил для разблокирования устройства). То, что при использовании «смарта» на спуске по инструкции нужна дополнительная подстраховка прусиком, может быть и правильно с точки зрения безопасности, однако в действительности, он надежно блокируется при отпускании автоматически, вплоть до последних метров спуска. Учитывая, что мы в любом случае рекомендуем завязывать узел на конце веревки, «смарт» достаточно безопасен и без прусика. Напомним, что устройство должно соответствовать толщине веревок. «Смарт» выпускается в двух вариантах – для веревок 7,5…9,5 мм – одна версия для 8,9…10,5мм – другая. Эти версии отличаются по цвету – не перепутайте.
Что касается полуавтомата «AlpineUp», выпускаемого фирмой Climbing Technology, наш личный и субъективный опыт его использования таков: устройство вполне работоспособно, но менее удобно, чем вышеупомянутый «Смарт». Также, согласно инструкции, нуждается в подстраховке прусиком. Диапазон используемых веревок 7,7…9мм для «половинок», 8,9…10,5 – для одинарных.
В общем, упомянутые альпийские полуавтоматы вполне подходят для спусков. Степень торможения у них гораздо больше, чем у «стаканчиков» и восьмерок, что увеличивает резерв безопасности и комфорта, особенно на тонких веревках. Следовать или нет инструкциям производителя по дополнительной подстраховке устройства прусиком, решайте сами после некоторой практики.
Грудные обвязки.
Сейчас на альпинистских восхождениях уже редко встречаются люди, использующие беседки с дополнительной грудной обвязкой. Все же, «лифчик» можно рекомендовать не только при тяжелых рюкзаках, тощих задах и слабом брюшном прессе. На длительных спусках обвязки исключительно комфортны. Не зря они везде рекомендуется при спасательных операциях - их использование позволяет с меньшими усилиями долго висеть на веревке в прямом положении. Так что, при многочисленных спусках по веревке с рюкзаком, грудная обвязка – супервещь! (Можно сделать импровизированную грудную обвязку из строповой петли).
2. Страховка на спуске.
«При спуске по веревке нужна страховка в виде схватывающего узла (прусика) и/или узла на конце веревки», - это рекомендуется во всех учебниках. Практика и несчастные случаи показывают, что далеко не все придерживаются этих рекомендаций.
Узлы на концах веревок.
Завязывание узлов на концах веревок – стандартная процедура, требуемая во всех методиках. От нее нельзя отказываться, даже если видно, что концы веревок лежат на земле! При отсутствии концевого узла, схватывающий тоже может отказать, соскочив с конца веревок при быстром спуске. Многочисленные аварии, в которых спусковые веревки имели разную длину, тоже могли быть легко предотвращены завязыванием узлов на концах веревок. Наконец, эти узлы предотвращают полную катастрофу при потере контроля над спуском. Аналогично узлу на свободном конце страховочной веревки при лазании, узел на конце веревки при спуске сильно уменьшает риск аварии, в частности – при использовании «корзинок» или полуавтоматов. Однако на практике многие даже опытные альпинисты часто сознательно отказываются от этих узлов. Частый аргумент в пользу этой позиции – потеря времени на развязывание узла при сдергивании веревок. При использовании представленной ниже нашей методики спуска эта отговорка недействительна.
Схватывающие узлы.
Схватывающий узел, размещаемый ниже спускового устройства, остановит спуск, если отпустить устройство. Это, прежде всего, рекомендуется для спуска первого, так как ему часто надо освободить руки, чтобы распутать веревку, организовать станцию и т.д.
Что касается использования схватывающего узла спускающимися следом за первым членами группы - это зависит от ситуации. При сложных спусках использование схватывающих узлов однозначно рекомендуется, при более простых – подстраховка спускающегося может осуществляться натяжением спусковых веревок находящимся внизу на станции человеком. Все же этот способ требует полного внимания и отработки, чтобы избежать столкновения страхующего и спускающегося. DAV рекомендует всегда использовать схватывающие узлы при самостоятельном спуске. (Точнее, если спусковое устройство присоединяется не под надзором гида или инструктора). Для присоединения схватывающего узла рекомендуется использовать карабины с муфтами (хотя DAV допускает для этого и карабины с простой защелкой).
На практике, подстраховка схватывающим узлом используется не всегда. Причина этого в том, что лишь начинающие и малоопытные трудятся над одновременным обслуживанием спускового устройства и узла. Считающие себя экспертами, отказываются от подстраховки схватывающим узлом, надеясь на свой опыт. Лишь в Швейцарии самостраховку узлами прусика или «автоблоком» при спуске используют практически все.
При использовании схватывающего узла важно, чтобы его петля была достаточно коротка, и узел не попал в спусковое устройство. Так как узел необходимо перевязывать на каждой станции, лучше присоединять петлю узла к страховочной системе маленьким карабином с муфтой, поскольку присоединение узлом отнимает больше времени. Достойную замену узлу прусика представляют другие более комфортабельные и легче завязываемые схватывающие узлы. При спусках с клиентами или малоопытными людьми, руководителю часто очень трудно и долго следить за завязыванием ими схватывающего узла. Наряду с подстраховкой их спуска снизу, альтернативой здесь может быть использование вышеупомянутого полуавтомата «Smart Alpine», который легко обслуживается после короткого обучения и блокируется без нижнего схватывающего узла почти самостоятельно.
Фото 1. Самостраховка при спуске узлом прусика (слева) или узлом «Клемхейст» (в центре и справа).
Фото 2. Самостраховка петлей с узлом Бахмана (слева и в центре) или узлом Машара («автоблоком») – справа.
Различные схватывающие узлы, завязанные ниже спускового устройства, присоединенные к спусковой петле. Удобно присоединять узлы небольшим карабином с муфтой к страховочной петле беседки. Кроме классического узла прусика, для этой цели подходят узлы «клемхейст» или Бахманна из репшнура или стропы. Недостатком этих трех узлов является некоторая потеря времени при перевязывании на каждой спусковой станции. В этом плане узел Машара, также называемый узлом «автоблок» явно выигрывает.
Петля для присоединения спускового устройства.
Чтобы сделать спуск по веревке более комфортным, мы рекомендуем подготовить индивидуальные спусковые петли. Для этого берется длинная петля из стропы (120 см) и присоединяется к страховочной петле беседки полусхватывающим узлом («удавкой»). Затем примерно в 30 см от полусхватывающего на петле завязывается проводник. На другом конце петли узлом стремя или еще одним проводником присоединяется карабин с муфтой. В продаже имеются и специальные готовые петли, но поскольку они являются узкоспециализированным снаряжением, их использование на наш взгляд – лишняя роскошь.
Преимущество такой подготовленной петли в том, что спусковое устройство можно навесить повыше, что повышает комфортность работы с ним, а страховочный схватывающий присоединяется непосредственно к страховочной петле беседки и удобно передвигается. Кроме того, такая спусковая петля служит и самостраховкой при присоединении карабина на ее конце к станции.
Единственный недостаток – люди с длинными волосами должны держать голову подальше от спускового устройства. Затягивание волос в устройство очень болезненно! Для лысых авторов данной статьи этой опасности нет, но любителям длинных волос следует остерегаться. Разумной альтернативой для них может быть навешивание страховочного устройства на страховочную петлю беседки, а схватывающего узла – на ее бедренный обхват (обращайте при этом внимание на надежность пряжек на регулируемых беседках). Для самостраховки используется в этом случае отдельная петля. Этот способ вполне работоспособен, но менее элегантен и более подвержен ошибкам.
Веревки.
Спуск принципиально возможен как по одинарным веревкам, так и по сдвоенным. При спуске, как и при страховке, нужно обращать внимание на достаточность силы торможения, то есть соответствие используемых веревок и спускового устройства. При использовании более скользких новых, тонких и пропитанных веревок подстраховка схватывающим узлом настоятельно рекомендуется. Преимущество двух отдельных веревок очевидно – можно спускаться на всю длину веревки, в то время как при использовании единственной, спуск возможен лишь на половину ее длины. Однако, при сложных спусках использование только одной веревки иногда бывает оправдано, поскольку из-за отсутствия наверху связывающего узла меньше вероятность застревания веревки при ее сдергивании. Если для спуска используется одна веревка, сложенная пополам, полезно отметить ее середину. На многих бухтах такая маркировка наносится фабричным способом, но если ее нет, можно отметить середину и самостоятельно -специальным маркером. Только не забудьте, что если вы укоротите веревку, отрезав кусок с одного конца, середину придется перемаркировать!
3. Станции для спуска.
Спусковые станции организуются так же, как и страховочные. Для них используются либо 2 точки страховки, соединяемые репшнуром или петлей из стропы, либо единственная точка, надежность которой не вызывает никаких сомнений (явно выраженный скальный выступ, хорошо заклинившийся в расщелине камень, «песочные часы» в скале, живое дерево и т.п.). Соединять друг с другом две точки рекомендуется так, чтобы нагрузка распределялась на оба крюка.
Поскольку во время спуска веревка обычно не двигается относительно петли, можно продевать спусковые веревки и непосредственно в нее. Однако, если вы ожидаете такое трение, лучше оставить на станции карабин (можно и без муфты), металлическое кольцо или майлон-рапид. Веревка при этом сдернется легче и спусковая петля останется целее. Наука доказала, что такая жертва снаряжения очень благотворно сказывается на вашей карме :-). Особенно это целесообразно на популярных маршрутах.
Фото 3. Спусковые станции и продевание веревки.
Здесь действует то же основное правило, что и для страховочных станций: первоочередное внимание – надежности точек страховки! Они должны тщательно проверяться и в сомнительных случаях безжалостно заменяться.
A) Совершенно неправильно! Часто встречающаяся опаснейшая ошибка. При вырыве одной из точек, спусковые веревки слетают с блокировочной петли и падение неизбежно.
B) Правильная организация классической спусковой станции. Репшнур продевается через ушки крючьев (если их кромки острые, все же используйте карабины), связывается в петлю, вытягивается в направлении ожидаемой нагрузки и на петле завязывается узел проводника. При отказе одной из точек не возникает сильного рывка, приходящегося на оставшуюся. Спусковая веревка продевается непосредственно в узел проводника. Если используются две веревки, связывающий их узел должен лежать со стороны скалы – см. рис.
C) Превосходно! Оставляемый на станции карабин уменьшает трение при сдергивании, петля не портится, следующая группа радуется и также оставляет этот карабин для последующих групп (в отличие от забытых или потерянных, станционные карабины не могут считаться правомерными трофеями).
D) Надежная стандартная спусковая станция на спортивно-скалолазных маршрутах. Два шлямбура, соединенные цепью имеют дополнительное спусковое кольцо, так что веревка при сдергивании не зажимается. Если соединительная цепь отсутствует, спусковая веревка продевается через кольца обоих крюков.
На часто использующихся стационарных станциях часто висят гроздья старых петель, прочность которых трудно оценить. При малейших сомнениях такое старье лучше срезать и заменить на новый материал. Если есть выбор, для спусковых петель лучше использовать репшнур или веревку, поскольку стропы быстрее стареют на открытом воздухе.
Если в непосредственной близости от станции находятся острый скальный перегиб, который может затруднить сдергивание веревки, лучше поднять центральный пункт станции выше, или вынести за этот перегиб узел, связывающий спусковые веревки. Обращайте внимание и на положение этого узла. Он (и сдергивающая веревка) должны находиться ближе к скале, чтобы сдергиваемая веревка его не зажимала карабином или спусковой петлей – фото 4.
Кстати об узле для связывания спусковых веревок. В некоторых руководствах для этой цели рекомендуется узел проводника («дубовый») с длинными свободными концами, в других – узел «восьмерка», завязанная подобным способом. Их преимущество – меньшая вероятность застревания веревок при протаскивании узла через перегиб. «Дубовый» узел труднее развязать после снятия нагрузки, но это, одновременно, является и преимуществом – он надежнее затягивается, особенно при связывании толстых веревок. При длине свободных концов 40…50 см, «прокатывание» таких узлов при затягивании не представляет большой опасности.
Фото 4. Положение веревок при сдергивании.
Слева – правильное положение. Сдергивающая веревка (и связывающий узел) по отношению к карабину, находятся со стороны скалы.
В центре и справа – неправильная заправка веревки. При натяжении сдергивающей веревки, сдергиваемая прижимается к скале и застревает.
4. Последовательность спуска.
Существует бесчисленное множество тактических вариантов организации спусков и каждый имеет свои преимущества и недостатки. Два описанных ниже варианта имеют множество достоинств и на наш скромный взгляд, оптимально сочетают надежность и скорость. Эти варианты многократно проверены нами на практике как в качестве гидов, так и при своих «частных» восхождениях.
Первый вариант – спуск одной связки из 2-3 человек.
Преимущества:
· Проверка участников проводится однократно, сразу после нее можно отстегнуть карабины самостраховок от станции. Второй и последующие члены группы могут начинать спуск сразу после освобождения спусковых веревок. Их спуск происходит одинаковым способом.
· На станции вяжется только один узел – для связывания веревок. Веревки не двигаются относительно друг друга, так как фиксируются спусковыми устройствами,
· Второй и следующие за ним участники группы могут при необходимости спускаться без самостраховки схватывающим узлом, поскольку их страховка может осуществляться снизу натяжением спусковых веревок.
· Не нужно после спуска каждый раз вытягивать наверх верхнюю страховку, все спускаются сразу по двойной веревке.
· Метод универсален и пригоден для тонких сдвоенных полуверевок. Связывающий веревки узел можно завязать один раз и не перевязывать на каждой станции.
Недостаток:
· При неблагоприятном расположении спусковой станции этот вариант не очень комфортен для второго и следующих за ним спускающихся членов группы.
Схема 1. Схема организации спуска связки из двух или трех человек.
Распишем более подробно каждое па этого марлезонского балета:
Шаг 1.
· Все члены группы подготавливают свои спусковые петли и пристраховываются ими к проверенной и, при необходимости, усиленной спусковой станции.
· После присоединения спусковых веревок к станции (продевания и центрирования одинарной веревки или связывания узлом отдельных веревок), в полуметре от конца одной из веревок завязывается узел – восьмерка или простой проводник. Запоминаем цвет веревки, за которую мы будем тянуть при сдергивании, и говорим партнерам, например: - «сдергиваем за красную!»
Фото 5. Вяжем узел на конце веревки перед ее сбрасыванием.
· Затем сбрасываем веревки, собранные в бухту вниз. Чтобы забросить их как можно дальше, бухту лучше разделить на две части и сбрасывать их поочередно.
Фото 6. Сбрасывание веревок частями.
· Руководитель (или самый опытный в группе), спускающийся первым, завязывает на веревках схватывающий узел для самостраховки так, чтобы между станцией и узлом было достаточно слабины (это облегчает заправку веревок в спусковые устройства).
Фото 7. Завязываем схватывающий узел.
· Затем все члены группы присоединяют свои спусковые устройства к веревке.
Фото 8. Спусковые устройства всех членов связки присоединяются к веревкам.
· Производится взаимная проверка. Убедившись, что все в порядке, первый приспускается на веревке так, чтобы его схватывающий узел затянулся. При этом своим весом он блокирует спусковые устройства партнеров, находящихся выше него.
· Теперь все могут отстегнуть свои петли самостраховок от станции. Падение невозможно, поскольку все спусковые устройства оказываются заблокированными.
Шаг 2
Первый спускается по двойной веревке, страхуясь схватывающим узлом.
Фото 9. Первый начинает спуск.
Фото 10. Спуск первого с самостраховкой схватывающим узлом ниже спускового устройства.
Шаг 3.
Достигнув места следующей станции, первый проверяет ее надежность или оборудует новую станцию, присоединяет к ней свою петлю самостраховки, осторожно разгружает веревки и снимает с них спусковое устройство. Схватывающий узел для надежности пока не снимается, а остается присоединенным к человеку, либо перевешивается на станцию. В зависимости от ситуации, узел на конце сдергиваемой веревки можно развязать сейчас или позже.
Фото 11. Присоединяем петлю самостраховки к нижней станции.
Фото 12. Снимаем спусковое устройство с веревок, оставляя на них схватывающий узел.
Шаг 4
·После освобождения веревок первым, может немедленно начинать спуск следующий.
·Его страховка осуществляется находящимся на нижней станции партнером, который держит веревки в руках и, натягивая их, может остановить падение товарища в случае потери им контроля над спуском. В некоторых случаях (очень тонкие веревки, опасность камнепада…), разумным вариантом будет использование самостраховки схватывающим узлом всеми спускающимися.
Фото 13. Страховка спускающегося ведется с нижней станции.
Шаг 5
· Спустившись к станции, второй также страхуется к ней своей петлей. Если в связке три человека, то же делает и третий член группы.
· Если концевой узел на еще не развязан, нужно сделать это сейчас, и начать сдергивание веревок. Когда связывающий веревки узел подтянется к нижней станции, одну веревку продевают в спусковую петлю (или вщелкивают в оставляемый карабин) и, при необходимости, снова связывают веревки.
· Теперь, спускающийся опять первым, руководитель завязывает на сдвоенной веревке ниже станции свой схватывающий узел.
Фото 14. Сдергиваем веревку.
Шаг 6
Можно не ждать, пока, конец сдергиваемой веревки свалится сверху – достаточно подтянуть к станции середину сдвоенной веревки и продеть веревку в спусковую петлю. Собирается в кольца и сбрасывается вниз только сдергивающая веревка с узлом на ее конце. Теперь можно начинать следующий спуск…
Фото 15. Все готово к следующему спуску.
5. Спуск большой группой.
Если на спусковом маршруте работают несколько отдельных связок, им, во многих случаях, имеет смысл объединиться, чтобы спуститься вниз быстро и без осложнений. Если надо сделать лишь несколько спусков, так называемый "метод J+S" хорошо подходит для этого. В идеале необходимо, чтобы минимум одна связка использовала двойную веревку, но в зависимости от ситуации (длины используемых веревок, расстояние между спусковыми станциями…), метод применим и в других сценариях – хороший материал для размышления.
Необходимыми условиями являются владение всеми техникой спуска, наличие удобных станций, позволяющих разместиться на них большой группе. Очень важно иметь хороший голосовой контакт между станциями, так как перед сбрасыванием веревки надо убедиться что на нижней станции все находятся на самостраховке. По этой же причине, каждый спускающийся нагружает веревку до тех пор, пока не встанет на самостраховку!
Преимущества этого метода:
· Большие группы людей могут спускаться по веревке быстро и достаточно безопасно.
Недостатки:
· Для безупречного функционирования, необходима хорошая техническая подготовленность и согласованность действий.
· Спуск по одинарной веревке не так-то прост, особенно при использовании тонкой пропитанной веревки и/или на крутых местах. В этих случаях при использовании «корзинок», лучше присоединять их спаренными карабинами для увеличения степени торможения.
В нашем примере две связки: двойка с одинарной веревкой и тройка с двойной веревкой спускаются совместно. Из пяти человек двое – руководители (гиды) и трое – клиенты.
Схема 2. Взаимодействие двух связок на спуске.
Шаг 1:
· Все члены групп подготавливают свои индивидуальные спусковые петли и пристраховываются ими к общей проверенной и, при необходимости, усиленной спусковой станции.
· Одинарная веревка закрепляется на станции проводником-восьмеркой, на втором конце завязывается узел, и веревка сбрасывается вниз. Таким образом, спуск возможен на всю длину этой веревки.
Шаг 2:
· Один из руководителей первым спускается по одинарной веревке (с подстраховкой схватывающим узлом) к следующей спусковой станции, пристраховывается к ней, и закрепляет конец спусковой веревки на станции.
Шаг 3:
· Затем трое клиентов спускаются по этой же одинарной веревке, причем их страховка обеспечивается снизу - методом натяжения веревки. По очереди спускаясь на станцию, они прицепляют к ней свои самостраховки и отсоединяют спусковые устройства от веревки.
· После того, как все четверо на нижней станции встанут на самостраховку, их спусковую веревку можно отсоединить от верхней станции, завязать концевой узел, и сбросить вниз.
Шаг 4:
· Оставшийся наверху второй руководитель спускается по имеющейся у него двойной веревке описанным ранее способом.
· По команде снизу, убедившись, что там все стоят на самостраховках на станции (напоминаем о важности надежной коммуникации между станциями), он сбрасывает веревку первой группы, убедившись в наличии концевого узла, и начинает спускаться по своим сдвоенным веревкам.
· Сразу после сброса одинарной веревки, находящийся внизу руководитель может начинать спускаться к следующей станции, и процесс повторяется…
6. Действия в сложных ситуациях на спуске.
В ситуациях, если спусковая станция находится на низком уровне, дует сильный ветер, или вокруг множество живых камней, имеет смысл спустить неопытного напарника первым пассивно (парашютиком).
Если ему нельзя доверить организацию нижней станции, первым спускается руководитель, но в отличие от описанной выше методики, он не сбрасывает веревки, а укладывает их в свой рюкзак, начиная с конца (не забывая о концевых узлах). При спуске веревки постепенно вытягиваются из рюкзака.
269
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Но это вопросы скорее не к Вам, а к автору ;))).
Все описанное имеет смысл ТОЛЬКО при наличии надежных станций. Даже - супернадежных. Любое разрушение станции ведет к катастрофе. Что и подтверждается несчастными случаями. В реальных горах, где нет точек, которым можно на 100% доверять - такой способ неприемлем.
Автор сам себе противоречит: они противники лишнего снаряжения, а в следующей фразе рассказывает как надо спускаться на стакане? А что, через восьмерку нельзя страховать? Или пользоваться карабинным тормозом - всего-то два карабина для спуска нужно! Или узлом УИАА - вообще одного карабина достаточно.
Особенно умилило (или я не так понял?) рекомендация всем в группе на одну веревку встать на спусковые устройства и выщелкнуть самостраховки! А спускающийся, типа своим весом, на дает им поехать. Так и представил, как они стоят, бедные, друг возле друга на натянутой веревке! А спускающемуся разгружать веревку нельзя - упадут! А он забыл! Или оступился, потом встал и разгрузил. А сверху, ему на голову сыплются остальные!
Может перевод и хороший, но такую чушь переводить не стоит...
ага) и еще получается что вся группа висит на одинарной веревке (или полуверевке) - в месте соединения со спусковой станцией! советские/российские инструктора вот учат что больше одного участника только на двойной, а тут такое)
в общем правда спорный материал
Всё время радует в таких обсуждениях фразы «получается что вся группа висит на одинарной веревке». Вот действительно, столько раз видел именно эту фразу :D
А так — стакан куда лучше. Если вы всё ещё используете везде восьмёрку, то могу посоветовать выглянуть за окно — уже 2012 год заканчивается, корзинка считается стандартом ;)
Просто интересно - а если такой горе-восходитель, не дай бог, уронит спусковуху - все? Будете ему еду таскать на станцию? :)
*****
так это восьмерка.
В короткой юбке с намазанными губами и оторванным рукавом.:)
Главное, чтоб с ней жена не увидела:)
*****
да я не спорю только не пойму в чем фишка.
ненадежная фиксация ведь.
А когда веревка слетает с рог это не кайф:)
****
Вообще в восьмерках мне не нравится что сильно трется карабин.
Удивительно что производители еще не придумали 8ку с защитой карабина.
*****
В классической восьмерке рог нету.
Еще неплох по конструкции лепесток, в плане быстрой и надежной фиксации.
Пожалуй, получше рогатой восьмерки- с рогатки всетаки веревка может слететь.
Но фирмачи их не делают, к сожалению.
А тема быстрого спуска актуальна...
Когда куча не шибко опытного народу прется на спуск все происходит страшно медленно.
Для воссоздания грозди участников, прикреплённых автоблоками к дюльферной верёвке в районе верхней станции, пока спускается первый, зачастую нет места на рельефе.
Для камнеопасных маршрутов(на Кавказе такие все), отличный метод для пополнения списка погибших в горах. А для Саксонской Швейцари, то что надо. Пару дюльферов и "крайний" на скамейку гаштета пить пиво, приятно вспомнить...
Там где петли вешаются по ходу спуска, все-таки, правильнее первому или первым опробовать петлю с верхней страховкой, а последнему по двойной с автоблоком.
Спасибо ТС за пост, за перевод!
> "такую чушь переводить не стоит"
Ну, я этот креативчик перевел совсем НЕ для того, чтобы с 1.01.2013 все делали так и только так.
Попробовать понять ход мысли, обсудить и оценить рациональность чужой (по крайней мере - для меня) школы -
довольно интересно само по себе. Так что критика технических приемов приветствуется.
На мой взгляд, описанная тактика имеет преимущество при большом разрыве в квалификации членов группы, типа связки гид+2 клиента.
В этом случае, посадив остальных на спусковухи, гид со спокойной душой может ехать вниз и "вить следующее гнездо". Начудить на станции
(выстегнуть чужую самостраховку вместо своей или рухнуть на станцию с пресловутым фактором 2) у этих участничков просто нет возможности.
Опять же - если следовать правилу "последним спускается самый опытный", что могут натворить на нижней станции малоопытные? Сколько времени они будут ее искать, проверять точки и их блокировать?
> "В реальных горах, где нет точек, которым можно на 100% доверять - такой способ неприемлем"
А какая альтернатива? Построить свою станцию рядом со стационарной спусковой петлей, испытать ее спуском "живцов", а потом последнему свою станцию разобрать и спускаться с сомнительной "чужой" станции? НС с разрушением станции при спуске последнего у нас были.
Не лучше ли первоочередное внимание уделить надежности спусковой станции, попинать выступ, проверить и подбить крючья...?
>"лишнее снаряжение"
Да можно, конечно страховать восьмерками и узлом УИАА. Но вот по двойной веревке спускаться на них - увольте! Долго веревки распутывать будете перед сдергиванием.
>"рекомендация всем в группе на одну веревку встать на спусковые устройства и выщелкнуть самостраховки!"
- выщелкнуть самостраховки скорее это - не рекомендация, а разрешение. Смысл в том, что даже если кто-то выщелкнет незаметно для руководителя свою или чужую самостраховку, это не приведет к катастрофе.
По сути, после снятия малоупругих самостраховок из петель, все оказываются пристрахованными к станции через фрикционные амортизаторы (в виде спускалок).
> "они стоят, бедные, друг возле друга на натянутой веревке!"
- Стоять, развесив свои самостраховки по разным точкам станции, конечно комфортнее, но безопаснее ли? А при встегивании всех самостраховок в центральный пункт "висячей" станции разница невелика.
> "А спускающемуся разгружать веревку нельзя - упадут"
- Да, есть такой момент. Но ожидающему своей очереди на спуск, достаточно держаться за веревку ниже своей спусковухи, чтобы этого не произошло.
2AVK:
> "верёвку желательно закрепить на нижней станции".
- абсолютно справедливо! Преимущества в том, что первый закрепляет веревки на станции не непосредственно, а через схватывающий узел я не вижу. Для меня это так и осталось загадкой.
2proklovv
> "Для камнеопасных маршрутов(на Кавказе такие все), отличный метод для пополнения списка погибших в горах"
- в статье открытым текстом рекомендуется на камнеопасных маршрутах страховатся схватывающим узлом ВСЕМ спускающимся .
> "Для камнеопасных маршрутов(на Кавказе такие все), отличный метод для пополнения списка погибших в горах"
- в статье открытым текстом рекомендуется на камнеопасных маршрутах страховатся схватывающим узлом ВСЕМ спускающимся .
а говор то о другом... "Одинокая" веревка при натяжении сбросит свободные камни, там где врезалась в рельеф отличная мишень для падающих камней, при попадании будет перебита в секунду. И полетит клиент далеко-далеко... Ну че тут не понятно, это у них - гидов, можно крестом ноги ставить при ходьбе в кошках по льду и на одинарных веревках спускаться. А мы то ведь живем не в продвинутой стране!
http://www.risk.ru/users/robinsya/196866/
)))
То, что даже в новейших публикациях в качестве стандартного спускового устройства представлены восьмерки – уму непостижимо!
Совсем загнобили наши деревенские восьмерки )))) 21-й век им мешает восьмеркой пользоваться. Мимо пройти не смог. Никакой долгой полемики разводить не хочу, просто замечу, что идеального ничего не бывает и у разных устройств есть свои плюсы и минусы. Для тех, кому "уму непостижимо" просто тезисно пробегусь по плюсам восьмерки.
Мы частенько на рождественские в спелео ездили, на Урал, там мокрые глиняные шкуродеры. Тренировались ноябрь-декабрь (т.е. по снегу и морозу уже). Так вот, только восьмерки и ничего другого! В Крым наши с десантерами (каталками) ездили, но там условия другие, нет такой мокрой глиняной грязюки. Не знаю, как эти каталки с роликами в грязи работают. А вот восьмерка работает всегда, хоть обледенело, хоть мокро, хоть глина. Всегда. Легко блокируется с помощью усов, на перестежках нет проблем. Если надо ехать очень не спеша, а веревка мокрая или в глине - накинь пол или целый виток на ус и все. В пещерах никогда не использовали двойной веревки или верхней страховки. Нет никакого "гида", держащего конец веревки и контролирующего участников. Каждый все сам делает, в темноте. Пролез шкуродер "руками вперед" как глиста, высунулся вверху грота из дыры, сам встегнулся, сам поехал. Никто его вообще не видит, что он там делает и как. Мне ни в каком страшном сне не приснится использовать там ваши гламурные причиндалы. Модно, красиво, бывает даже гламурно но, спасибо, не надо. С восьмеркой все отработано и проверено. Работать в пещере каждый должен уметь сам и всегда должен уметь сменить направление движения, просто в любой момент: ехал вниз, остановился, переключился и полез вверх и наоборот, плюс перестежки (через узел, а не оттяжку перестегнуть). "Традиционным" (не модным и не гламурным) способом все получается всегда и сразу. А со схватом у самой обвязки или вообще на обхвате ноги и спусковуха еще на уровне головы или выше... пардон, при переключении жумар надо выше спусковухи встегивать а кроль (грудной зажим) туда, где по такой схеме схват находится. Фиг знает, насколько удобно будет. Не повеситься бы.
Короче, восьмерке тоже место под солнцем есть. А кому "уму непостижимо", тот просто кроме схемы "гид и два клиента" ничего в жизни не видел. Сочувствую )))) Так и передайте этим австрийским авторам: идите в сад!
ЗЫ: и восьмерку мы всегда "неправильно" встегиваем: через карабин. Потому как делать это приходится черти как вися или лежа в шкуродере перед выходом в грот и одной рукой. В такой ситуации снимать восьмерку, чтобы правильно ее заправить - безумие. Проблему с перетиранием карабина решает применение советского очень некрасивого, не модного и совсем не гламурного стального пятитонника (карабин Ринг).
Но только давайте мух от котлет отделим :-)
Спелеология отдельно, альпинизм тоже отдельно, тем более туризм горный. Вроде как много общего, типа веревки, спускаются по ним, но все по разному и железо немного разное, специфика всякая присутствует
Ну не потащу я на стену, стальной ринг, мне проще пару гламурных карабинов выкинуть, чем лишние 100 грамм нести :-)) да и как то нет необходимости в кроле на дюльферах, более того, не у всех альпинистов он есть. Хотя некоторые и пользуют
PS После пары стремных моментов, от восьмерки отказался году в 95, и не желею.
PPS Спелеолог с восьмеркой, это круто.
Сепаратисты, блин ))))
Ну да ладно. По нашей Костроме скажу: два с половиной, прости господи, альпиниста, и... все же в среднем пару сотен ежегодно ходячих туриста. Туристов мало, признаю. На массовое занятие на очень тянет. Но, про альпинистов в прямом смысле этого слова, как бы и говорить не приходится. Но, вы, конечно, можете кичиться этим ))) нас, мол, мало, настоящих, в красной книге мы )))) и от этих гоблинов мы отдельно, даже "тем более" отдельно ))))
А насчет "спелеолога с восьмеркой", вам закладку сделали - район назвали. Вы и выше товарищ не поняли. Просто не были в этом районе, вот и не поняли. В этом нет ничего плохого. Побываете поймете. Там нет продолжительных спусков-подъемов, сложность в другом. Веревки 40-ки всегда с запасом хватает. Восьмерки пригодны )))) стабильно работают. У вас были "моменты" с восьмеркой? А у меня нет. И девочек в пещеры водил, для которых это был как бы первый толковый поход (школьниц в том числе). Работа самостоятельная и... никаких "моментов". Даже у девочек. Это проклятие какое-то, да? Я там даже пару раз новый год справлял. И на этот собирались, да вот не собрались, с вами тут развлекаюсь, блин.
Для товарища ниже: про двойную веревку и корзинку/стакан вообще никто не говорил, как раз наоборот: всегда одна веревка и... никаких стаканов )))))
С НГ! пить уже пора!
Пока не был, но постараюсь. Очень хочется. Уверяю вас, смогу безаварийно и вполне штатно пройти с восьмеркой. Если готовы спонсировать эту мою "пробную" (ага) экспедицию, то готов заключить пари: мой ринг с восьмеркой против ваших спонсорских вложений ))))))
Так вроде ж статью про альпинизм обсуждаем, а не роль восьмерок в современной спелеологии? :)
Простой, надежный, универсальный девайс.
Я не спелеолог, поэтому задам вопрос: часто приходится дюльферять по двойной, потом распутывать веревки и сдергивать?
> и "уж тем более" от дюльфера горных туристов
А горные туристы тоже массово на корзинки мигрировали, хотя кто-то, конечно, и с восьмеркой ходит.
Если перед каждым сдергом мне надо еще и веревки распутывать, нафиг такую спусковуху. А кого-то не парит. И еще в комментариях часто тема обледеневших веревок всплывает - да, бывает такое. Только мне и с корзинкой в этом случае неплохо.
*****
карабин разделительный не?
По мне, так восьмерка в других случаях действительно удобна: когда надо встегнуться в непонятную веревку в здоровенных пуховых рукавицах. Восьмитысячники по классике, например, где пользуешься тем, что повесили и оставляешь как есть.
Так Вы сами написали в чем главное отличие. Я недавно в горно-туристском сообществе, но успел повидать людей которые за деньги хотят залезть вон на тот пупыть. А вот что-то людей которые за деньги хотят вон в ту нору залезть что-то я не видел. Отсюда и вывод: подготовка участника (теоретическая и практическая), что все до автоматизма доведено. В этом плане я согласен у спелеологов даже у совсем начинающих, все отработано от и до, сам это регулярно наблюдаю на местном скалодроме.
Кичится не чем, я уже давно не альпинист, а скалолаз, хотя по молодости и туристом был :-) так иногда хожу что то типа крыма :-)
Как бы имею друзей спелеков и в теме по срт, потому и высказался про восьмерку.
Просто статья немного не про пещеры, понятно что применить можно. Но ваш пример не корректен к данной статье.
Рад за ваших девочек, но поверьте лучше на чужих ошибках учится.
Ну и если где резко, не обижайтесь.
с НГ!!
Понятно, что желающие могут хоть на восьмерке ходить, хоть с енотом дрессированным - лишь бы железками пользоваться умели. Но утверждать, что восьмерка круче корзинки на двойной веревке - это как-то странно.
Причём статья лично мне интересна, напр., вариантами самостраховки. Дайнемовские ленты применять на схват видимо не резон ? Надо пробовать.
А какой тормоз применить... Да их море разливанное, нашли обо что копья ломать...
И по тактике спуска - ну существуют ситуации, когда это может пригодиться. Воображения не хватает ? Ну почему сразу нет ? Почему не запомнить, не "намотать на ус" - вдруг пригодится ?
Смешные...
Если отвлечься, то повторю обобщенную мысль одного уважаемого человека, «Снежного барса», который для получения международного звания гида не единожды ездил на курсы в Альпы. Звучало примерно так: «Техника альпинизма не стоит на месте, все время совершенствуется, но вам самое главное знать базу, основу, которая за десятилетия не изменилась. Главное выучите на ять базовые навыки, так как в ситуациях, где легко сделать роковую ошибку (спешка, темнота, холод и т.д.) вы так или иначе станете использовать самые простые решения.»
Белуха, "классика", пять веревок перил по ледовому склону. Естественно закреплены веревки с обеих сторон. Дюльферяет группа на восьмерках. Уже второй участник не доезжает до конца веревки из-за "барашков" и начинает судорожно пытаться их раскрутить. Кое-как получается. Дальше всем приходиться доставать прусики и вспоминать "спортивный спуск", благо уклон позволяет. Всем, кроме меня, т.к. я хожу с реверсой.
- Нужно следить под какую руку тебе встегиваться. В малой группе (2-4) можно рассчитаться "на первый-второй", в средней уже сложнее.
- Далеко не все могут уверенно работать под обе руки. Большинство только под правую.
По мне так проще пользоваться стаканом и нормальными веревками (не дубовыми), а уж в крайнем случае (если веревка обледенела так, что не запихнуть) вязать УИАА или карабинный тормоз.
****
ну и зачем такая спусковуха, в которую веревку не запихнуть?
А на УИАА при малейшей невнимательности шлебануца раз плюнуть.
Не той стороной встегнешь и готово- он моментом раскрутит муфту и откроет карабин.
И- "привет родителям" :))
Странно считать, что спуск по двойной в два раза безопаснее спуска по одинарной. Спуск по двойной всё равно не используется по сдвоенным дюльферам. всё равно только одна верёвка пристёгивается к станции как дюльфер, а вторая как сдёргивающая. Значит в случае перебивания дюльфера "клиэнт" останется на сдёргивающей и ессно сам продёрнет через станцию обрубок дюльфера. А значит мысль о том, что вторая верёвка может защитить от срыва - иллюзия, самообман.
А ещё более странно желание чему-то научиться у "гидов" которые не будучи способными разобраться в технике описанной в учебниках по альпинизму сами применяют на станциях петли завязанные проводником.:-\\\
Такой мысли в дискуссии, кажется, не было.
всё равно только одна верёвка пристёгивается к станции как дюльфер, а вторая как сдёргивающая.
Обычно веревка вообще не пристегивается к станции, с которой дюльферяют.
По двум веревкам дюльферяют не потому, что так безопасней (хотя с тонкими веревками все же безопасней), а потому, что их потом сдергивать надо. А после дюльфера на восьмерке их надо распутывать. После корзинки - не надо.
применяют на станциях петли завязанные проводником
Видимо, принцип разумной достаточности. Веревка с проводником все равно выдержит больше, чем все точки, вместе взятые или чем та нагрузка, которую создает альпинист на дюльфере. Причем с большим запасом.
Скорее принцип НЕ разумной достаточности или не умение вязать узлы.:-/
Веревка с проводником все равно выдержит больше, чем все точки, вместе взятые
Может, но только в том случае если точки организует полный чайник не умеющий забивать крючья "от всей души".
Если у Вас никогда не вылетала, причем довольно предсказуемым образом, одна из точек дюльферной станции- считайте, Вам везло с рельефом.
Мастера в данном контексте отличаются от чайников не "умением бить крючья от всей души" (невелика хитрость), а пониманием того, сколько держит данная точка при данном направлении нагрузки.
Впрочем, на маршрутах, куда гиды водят клиентов, такого не должно быть.
Просто это другая школа, «там», «у них», это считается нормальным.
И делать на основе этого факта долгоидущие выводы… вот вы, скажите, дейзичейном страхуетесь?
По двойной обычно спускается замыкающий. Если предыдущего спустили с верхней страховкой(что очень желательно), то конец сдёргивающей все-равно к нему пристёгнут.
Я к тому, что если первый гид а остальные первый раз в горах + есть связь и волшебник в голубом вертолете в 5 минутах лета, то все просто отлично. А если нет, то наверное лучше так делать не надо?
За перевод спасибо, интересный альтернативный взгляд на вещи.
Саму спусковуху не выстегнешь, а вместе карабином из беседки - легко. :) Но в целом да, это для того, чтобы гид был спокоен, что клиенты не накосячат.
Не то, чтобы не надо, это вообще капец! Это исключительно для гида с чайниками применимо. Эта "схема" почему-то вообще не предусматривает варианта, что участники сами умеют спусковухой пользоваться :) Я только на этом сайте узнал, что кто-то так делает, и только здесь на видео увидел лохов, которые тривиальную задачу спуска по веревке в абсолютно нормальных условиях выполнить не могут и летают вниз (на корзинке, хотя, это не важно). В жизни никогда такого не видал. Вщелкнуться спусковухами и короткими прусами гирляндой на веревки, и только потом первый по этим же веревкам вниз поехал. Капец. Сделай так на каких-нибудь соревнованиях по ТГТ - снимут прямо с дистанции и выгонят. И правильно поступят.
Секс и регулярная работа на ферме быстро снимут симптомы.:)
имхо неправильное направление . В принципе.
Хотя я так и не понял, чем эти люди занимаются
Да
Это ж не служба, зачем искать что то одно для всех.
Человек перевел для всех, сделал доброе дело, почитали, кому интеренсо попробовали...
Понравилось, стали применять, нет, так нет, своё что-нибудь придумали...
С наступающим всех НГ!
Краисвых и безопасных восхождений и походов!!!
Универсального самого лучшего способа на все случаи жизни не существует и не может существовать, но у каждого есть свой любимый и он, с пеной у рта, пытается доказать, что он и есть самый лучший.
В посте опубликован еще один и ... и просто надо знать о нем, пригодится в определенной ситуации.
Кстати, кто-то уже пользовался "Smart Alpine", судя по Youtube туда должна влазить легко и обледенелая веревка?
Совершенно с Вами согласен! В посте опубликован еще один и ... и просто надо знать о нем, пригодится в определенной ситуации.
Когда-то услышал формулировку, касающуюся оружия, инструмента и снаряжения: "УНИВЕРСАЛЬНОЕ - ВРАГ СПЕЦИАЛЬНОГО"...
А можно глупый вопрос к профи. Первой какую часть веревки бросать?
Бросать с разворота (если позволяет место) вначале хвост, затем, с едва заметным интервалом, начало верёвки. Тогда хвост будет вытягивать и разматывать не только себя, но и вторую полубухту.
Если бросить наоборот - гораздо больший шанс положить верёвку большой петлёй на рельеф.