Летом 1977 г проводилась экспедиция на Юго-западный Памир (Горный Бадахшан, Шахдаринский хребет) совместно с альпинистами московского ДСО «Спартак», которыми руководил бывший одессит, мастер спорта международного класса Кавуненко Владимир Дмитриевич. Я попал в её состав.

Хан, Северная стена, 1987 г. (Альпинизм)

Известно: история повторяется, но каждый раз на новом уровне – развитие идет по спирали. Так случилось, что в 1937 году Виталий Михайлович Абалаков со своею командой осваивал в Туркестанском хребте новый район: Каравшин. Отвесные километровые стены тогда считались неприступными, и команда поднималась на вершины по гребневым маршрутам. Затем они переехали на Тянь-Шань для восхождения на Хан- Тенгри.

Раздвигая границы возможного... (Туризм)

Немного я его отредактировал... И добавил фотографий.

АЛЬПИНИСТСКОЕ СООБЩЕСТВО В СССР. РЕКВИЕМ. (Альпинизм)

Я неоднозначно отношусь к СССР. Кому- то было в СССР не плохо, кому-то очень плохо, а кто-то жил в недостроенном коммунизме лучше нынешних олигархов, пользуясь льготами, парткормушкой и спецпайками. В общем – как и сейчас люди живут: кто как устроился.

Немецкие карты Кавказа в 1942 году (горы, военная история)

Одним из самых устойчивых стереотипов в отношении различных аспектов
из истории Великой Отечественной войны -
в частности, конкретно касающихся боевых действий на Кавказе -
является суждение о неких немецких "особо точных" топографических картах Кавказа,
которые были якобы составлены будущими противниками ещё в довоенный период.

Необычные новинки и проверенные хиты туристического снаряжения (спорт-марафон, туристическое снаряжение, легкоходство)
В “Спорт-Марафон” одна за другой идут поставки новых коллекций снаряжения, одежды и обуви. Выбрали то, от чего сами в восторге: непрокалываемый "самонадувающийся" коврик, двухместная палатка весом 765 грамм, ботинки для пустыни и много-много других новинок и флагманов.

Психологически очень трудно проходить сложнейшие перевалы рядом с вершинами, до которых «рукой подать» и не зайти на вершину. Занимаясь туризмом как спортом, классифицируя походы по сложности, туристы изобретали всевозможные искусственные «перевалы», например, «перевал» между двумя вершинами Эльбруса, «перевал» через плато Правды рядом с пиком Коммунизма и, кажется, даже «перевал» через седловину между двумя вершинами Ушбы. Выход на такие перевалы включает большую и технически сложнейшую часть восхождения на гору. Однако туристам вершины запрещены. Запреты обходят, как могут: например, включают в маршрут «выход на панорамную точку для фотографирования», или просто совершают восхождения втихаря, подальше от посторонних глаз, многократно увеличивая тем самым опасность тяжелых последствий любой аварии. Эти слова принадлежат Юрию Слезину – МС СССР по альпинизму, доктору наук.

Он прав, до слов «Однако, туристам вершины запрещены». Напротив Конституция СССР провозглашала равенство прав всех граждан страны и запрещала ограничивать свободу передвижения в своей стране для любого её гражданина. Никакие партийные, общественные или спортивные организации не имели права нарушать основной закон государства!

Именно эти два мнения определяли коллизию отношений между альпинистами и горными туристами во второй половине прошлого века. Альпинисты обижались на то, что им приходилось иногда отвлекаться от своих дел и помогать туристам, попавшим в беду. Туристы обижались на нарушения их конституционных прав.

Начало обозначенного в заглавии периода времени соответствует первому восхождению туриста на семитысячник, а конец – прекращению существования СССР. Представленный обзор содержит в хронологическом порядке все, известные мне, факты восхождений. В связи с отсутствием официальной регистрации рассматриваемых восхождений могут встречаться неточности. Кроме этого некоторые ссылки могут быть не актуальны, поскольку материал начал собираться с 2015 г. Номер маршрута совпадает со списком взошедших по годам. Стиль изложения будет различаться друг от друга, поскольку старался придерживаться текстов, присланных первоисточниками. Эта летопись, я думаю, будет постоянно дополняться. Друзья, надеюсь на вашу помощь!

Единственный способ определить границы возможного -- выйти за эти границы, в невозможное.
Артур Кларк

Белуха зимняя, отпустившая (Горный туризм, катуньский хребет, зима, поход, непогода)

Данная история произошла 10 лет назад.
В нашем турклубе случился молодёжный наплыв к лету 2009го года и в четвёрках и паре пятёрок было по 14 человек. Но некоторым оказалось мало и ранней осенью образовалась группа молодёжи, захотевшая острых ощущений на Катуньском хретбе ближайшей же зимой. Спойлер: группа их получила. Поход получился айс, точнее не получился, но даже от воспоминаний холодно и сегодня.

Осторожно: под катом Белуха своенравная из дневников непройденного похода января 2010го.
Кстати, некоторые фотографии сделаны на плёночный фотоаппарат!

Впервые на Эльбрусе (Горный туризм)После «Хрущёвской оттепели» начавшейся в середине 50-х, в туризм потепление пришло с опозданием лет на двадцать. В те далёкие времена восхождения на вершины были прерогативой альпинистов и туристов туда не пускали. Но крамольные мысли уже бродили в наших молодых и горячих головах и заставляли рваться в бой. Поэтому московские горники послали альпинистов с их амбициями и «голубой кровью» куда-то на … Уже в 78-ом я сводил своих ребят на незаявленный пик Фиккера 6718 м. (https://www.risk.ru/blog/207554) и в городском турклубе об этом знали, и мне за это ничего не было. А весной 79-го у московских туристов спонтанно возникла идея сходить в майские праздники на Эльбрус. Для того, чтобы обойти все препоны в лице различных КСП и КСС, маршрут выбрали не по классике, а через перевал Ирик-Чат с траверсом Восточной вершины и восхождением на Западную. В чьей башке родилась эта идея с Эльбрусом,, сейчас вспомнить трудно, но для меня это был шанс осуществить свою несостоявшуюся мечту 1975 года (https://www.risk.ru/blog/217542). Набралось две команды: одна большая – человек 12, из городского турклуба, которой руководил Директор, и моя маленькая командочка из МАИ. Со мной согласились идти только трое из прошлогоднего похода: Таня, Штурман и Тёзка. Этого было явно не достаточно, поэтому пришлось искать хотя бы ещё трёх персонажей, для облегчения перетаскивания общественного груза, заболевшего или жмура в случае чего. Штурман привёл своего соседа по съёмной квартире Борю, который был очень разносторонним и эрудированным человеком. На его книжной полке красовались сразу четыре книги: «Учебник по пчеловодству», «Прикладная математика», «Авиамодельный спорт» и «В помощь молодым мамам», которые Боря регулярно перечитывал. Потом к нам подтянулись Толик и Лёша.

Хочется поделиться избранными фотографиями из похода с восхождением на пики Мраморная Стена, Хан-Тенгри, и Победы, пройденного группой горного клуба МГУ в июле-августе этого года.

Фотоотчет о походе 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Горный туризм)

X-Alps перевалил за экватор (Воздух, грязнов, Машак, россия, параплан, hike, fly)
И это мягко сказано. Когда я пишу эти сроки, многолетнему лидеру этой гонки Кристиану Мауреру (Швейцария) остается уже меньше 250 км до заветного плота в Монако.

29 мая 1953 года Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей стали первыми, кто поднялся на Эверест. С тех пор ситуация на самой высокой горе в мире кардинально изменилась. Коммерческие экспедиции на Эверест стали прибыльным бизнесом. Кроме опытных альпинистов, на вершину поднимаются туристы, использующие кислородную аппаратуру, помощь носильщиков и развитую инфраструктуру. Растёт количество попыток и восхождений на вершину, а вместе с ними растёт и количество несчастных случаев со смертельным исходом. Мы представляем статистику весеннего сезона этого года.
Статистика несчастных случаев со смертельным исходом в Гималаях (Альпинизм, эверест, весна 2019, гималаи)
Фото с e-news.su

В январе 2019го года наша команда из четырех человек успешно взошла на Аконкагуа, и я написал отчет.
Отчет о восхождении исключительно технический — выжимка полезной информации и ноль эмоций и впечатлений. Это то,что я бы хотел получить до восхождения, как организатор и гид - пермиты и где их получать, организация транспорта и мулов, закупка продуктов, план восхождения и прочие нюансы. Написал по порядку решения вопросов.

Восхождение на Аконкагуа, январь 2019 - описание маршрута, отчет восхождения (Альпинизм, южная америка, брошеван, 6960 м, аргентина)

"Рижский" траверс Безенгийской стены, 1995 год (Альпинизм, горы, безенгийская стена, дмитрий павлов, группа павлова)

К нам в руки попал отчёт группы Дмитрия Павлова о восхождении, которое в следующем году отметит своё 25-летие. Мы решили, что этот отчёт может быть вам интересен, тем более, что речь идёт об одной из культовых линий Безенги.