Белуха зимняя, отпустившая

Пишет Antonnsk, 20.01.2020 11:22

Единственный способ определить границы возможного -- выйти за эти границы, в невозможное.
Артур Кларк

Белуха зимняя, отпустившая (Горный туризм, катуньский хребет, зима, поход, непогода)

Данная история произошла 10 лет назад.
В нашем турклубе случился молодёжный наплыв к лету 2009го года и в четвёрках и паре пятёрок было по 14 человек. Но некоторым оказалось мало и ранней осенью образовалась группа молодёжи, захотевшая острых ощущений на Катуньском хретбе ближайшей же зимой. Спойлер: группа их получила. Поход получился айс, точнее не получился, но даже от воспоминаний холодно и сегодня.

Осторожно: под катом Белуха своенравная из дневников непройденного похода января 2010го.
Кстати, некоторые фотографии сделаны на плёночный фотоаппарат!

Отважные участники.

Василий, руководитель, ходит в горы уже лет 20, в этом районе был дважды зимой 99го и 2000го

Илья, усилитель команды

Евгений

Лёня

Паша

Марина

Антон (т.е. я)

Собирались в спешке, времени на подготовку было немного. По середине планирования отвалился руководитель и эту роль взял на себя Василий. И под новый год мы доделываем снегоступы и прочее снаряжение. А после нового года, т.е. за пару дней до выезда, неожиданно отваливается завхоз. В спешке пересматриваем продукты, но времени для нормальной оптимизации уже нету, берём всё с запасом. Из-за этого рюкзаки на старте вышли тяжеленные, под 40кг на брата.

Пройденный маршрут:
пос.Тюнгур -- р.Кучерла -- ГМС Каратюрек-пер.Каратюрек(1а, 3000м) -- спас.станция Аккем -- пер.Делоне(2б,~3300) -- Берельсое седло -- Берельская перемычка (~4100) -- Берельское седло -- пер.Делоне(2б, ~3300) -- р.Аккем -- пер.Кузуяк(н/к) -- пос.Тюнгур.

На маршрут мы вышли 5 января. Местный водитель на УАЗике добросил нас до верха урочища Елань и мы побежали.

Первая ходка на тропе

Обед около петроглифов

Красивый лесок на Кучерле

После обеда дошли до русла Чох-Чоха.
Я тут был не так давно, пару лет назад, поэтому взял роль навигатора и завёл народ не туда. Но вскоре тропа была найдена и мы успели набрать ещё метров 300 до темноты.
Это начало подъёма на перевал Каратюрек, хоть и единичка А, но та ещё проверка на прочность.

-- Нет ничего сложнее единичек А, -- сквозь одышку сказал Вася во время затяжного подъёма
-- Есть! Н/к-шки, -- возразил Лёня

Ночь выдалась тёплая, -18 градусов.

6 января
Всё также продолжили в бодром темпе, но лесной тягун с тяжелым рюкзаком замедлял нас. Обедали уже выше зоны леса. Разыгрался ветер и мы решили пойти на ГМС Каратюрек на экскурсию. Приняли нас радужно, рождество всё-таки. Тем временем метеорологи нам дали неутешительный прогноз погоды на сегодняшнюю ночь и предложили остаться. Мы конечно согласились.

ГМС Каратюрек в метель

Гостеприимные хозяева на станции

Особенно запомнился туалет над пропастью, который по некоторым источника считается самым экстремальным туалетом в мире

Кстати на станции стояла новогодняя ёлка, красивая и наряженная. Один из работников сбегал за ней до зоны леса. По воспоминаниям там где-то 250-300 метров набора.

7 января
Тепло, -12, но ветер но ветер 15 метров в секунду, порывы до 20ти. А мы всё равно пошли, нам поход идти надо.

Чайник - бывалому:
- Скажи, как переводится "Каратюрек"?
- Черный Тюрек.
- А что такое "Тюрек"?
- Как придет, поймешь...

Источник: Своенравная Белуха

Гребень Каратюрек

Как выглядели бы Маркс, Энгельс и Ленин на гребне Каратюрек

Пройдя три ходки видимость пропала совсем и в 11.00 мы установили лагерь, построили стенку, туалет.

Донести и поставить кирпич на стенку уже было подвигом из-за порывов ветра

Лицо любого туриста в таких условиях

В 13.00 немного разъяснилось и мы, собрав палатку, сломав стенку и туалет, продолжили двигаться по гребню. Ветер при этом не стихал, а температура не повышалась. После 14.00, однако, ветер стих, по крайней мере не сбивал с ног и темп немного увеличился. По сумеркам на гребне поставили лагерь.

Если бы фото передавало ветер

8 января
Погода: ветер, -28. Две ходки шли до седловины... Как выяснилось это был ложный Каратюрек.

Вид с Каратюрека "ложного" на Белуху. Настоящий Каратюрек чуть правее Белухи

Только после обеда дошли до самого перевала, потеплело: -20. Сфотографировавшись, побежали вниз.

На аккемской стороне тень и практически не дует. Через две ходки надели снегоступы, позже несколько раз снимали и надевали. Снежный наст "ухал" на каждом шагу, где-то вдали скатывались доски.

Спуск в Аккемскую сторону, уже в сумерках

Уже поночи спустились к Аккему. В ГМС "Аккем" сказали что температура около -31, хотя по ощущениям -15-20, наверное потому что тихо. В восьмом часу вечера были на бочках у Володи. За ужином было решено отказаться от маршрута в пользу вершины, "четвёрка" уже есть у каждого, а на Белухе зимой никто из нас ещё не был.

Внутри бочки

До бочек мы шли 4 дня, через пару лет в нормальную погоду с лёгкими рюкзаками мы прошли этот путь за 2,5.

9 Января
Выходим в районе обеда, после полуднёвки, температура -20, солнце, на небе ни облачка, хоть загорай.

Озеро АкКем и пик Броня

Володя, который живёт на бочках

Озеро и река Аккем покрыты голым льдом, идём их в кошках. Прошли до начала ледника Аккем, забрались на него и устроили тут лагерь в 16.40. Вечером поднялся ветер, -33.

Аккемский ледник

10 января
К обеду доходим до Томских стоянок. Видимо ветром открыло дверь, поэтому внутри домик полон снега, выгребаем его лопатой и трапезничаем внутри. Через 9 лет, в 2019ом этот домик сгорит, и вместо него построят новый, а пока хоть и старенький, он хорошо выполняет свою миссию.

Дверь в домик

Предпровес Делоне вечером

В тот же день доходим под перевал Делоне и провешиваем 2 верёвки чтобы завтра с высокого старта выйти. Вечером -32. Некоторые участники начинают нехорошо покашливать.

11 января
Первую половину дня лезли на перевал. Хоть и было не холодно, -23, но дуло в попу так, что задирало пуховик и остужало очень эффективно. Очень мерзкое чувство когда пуховку запрокидывает поверх головы, а вернуть на место не получается.

Проход перевала Делоне с ветром в попу

Устраиваем обед немного приспустившись с перевала.

-- Я вам никогда не прощу то, что вы заставили меня носить эту кухню в этом рюкзаке, -- эпично проворчал Женя когда обнаружил что двухлитровый термос пролился у него в рюкзаке.

Прошли чуть меньше ходки -- поднялся сильный ветер, видимость всё меньше и меньше. Вниз на Менсу спуститься не удаётся, т.к. не видно рельефа. Возвращаемся на ровное место и ставим лагерь. Вечером во время дежурства пролили пол бутылки бензина.

12 января
Погода: -25, ветер порывами. Спускаемся вниз по крутяку, в связках. После спуска начался подъём на Берельское седло. Прошли с утра 2,5 ходки, поднимается сильный ветер, сбивает с ног. Решили останавливаться, ждать. Поставили палатку в конце склона, сверху построили огромную стенку.

Ночью вся полость между стенкой и палаткой была забита снегом

Пообедали... Сидим, играем в крокодила и ассоциации. Ветер не стихает. Вася вырыл огромную кухню, которую через 10 минут закопало обратно. Погода в течении дня не улучшилась. Остались ночевать на этом месте. Ночь была кошмарная. Ветер бил порывами по палатке. Посередине ночи вылазили откапываться - занесло палатку до самого верха.

13 января
Утром погода отличная: ясно, -30. Открываются такие виды, такой рассвет...Выходим в 8.45. На солнце -17, купаемся в лучах.

Однако пройдя 2 ходки ветер опять поднимается и опять "задувает во все щели снежная крупа".

Обратите внимание на "обувь": снегоступ с кошкой, потом бахил, внутри двух или трёхслойный ботинок. По 3 кило на ногу выходит.

Отобедали в мульде, не доходя ходки до берельской перемычки (что между Белухой и пиком Берельский).

В 14.10 были на берельской перемычке. Илья, Лёня и Женя ушли вешать верёвки. Оставшиеся строят стенку. Действовать тяжело, высота уже 4000м. Провесив 2 верёвки парни вернулись. К вечеру ветер не стихает.

Лагерь под ребром, тут мы проведём три ночи

14 января
В 8.30 нас разбудил Лёня с печальной новостью - погоды нет... Кушаем пересоленную подгоревшую кашу, чая нет. На утро ушло аномальное количество бензина, т.к. (выяснилось позже) в ниппель у горына попали кристаллики льда и он травил. Пургуем - "ассоциации" и "крокодил" по циклу, иногда "контакт". Погода -26, ветер, сбивающий с ног, видимости нет. Выйти из палатки по нужде - упражнение со звёздочкой. Выйдя на улицу попадаешь в такое, что хочется в ад. Руки белеют прямо на глазах. Вечером готовим в палатке. Во время приготовления +15, но всё мокро.

Вася вышел до ветру и сразу назад

Канченджанга -- очень подходящая для таких условий палатка. Она пропускает воду, но прекрасно справляется с ветром. Единственное что было удивительно -- это то, что за ночь она "становилась" уже. Ну то есть её ветром как бы сжимало и выпрямиться во весь рост в спальнике под утро было уже совсем не возможно. Каждое утро приходилось её "расправлять" обратно. Хорошо что дуги такую нагрузку выдерживали и не ломались.

15 января
Погда не изменилась. Надо идти снимать верёвки, а выйти из палатки практически не возможно... Но Лёня и Илья всё же уходят снимать верёвки. Остальные сидят в анабиозе в палатке. Мечтам о тёплой ванной нет предела.

И вот такой тупнях весь день

Вася пытается снизу наблюдать за Илюхой и Лёней. Но видимость не позволяет. В 13.30 вернулись. У Лёни белые щёки, оттирали. Никуда свалить не удалось в этот день... Ночью была гроза да так, что по дугам "бегала" молния.

16 января
Валим вниз, только не видно куда идти, следы замело.

Выход в 9.30. В 12.00 упёрлись в какой-то обрыв. Видимости нет совсем, ни на секунду. Иногда даже солнечный диск проглядывает сквозь "молоко", но от этого не легче. Нашли более ли менее хорошее место и поставили палатку. Подсчитали, что если кушать по пол нормы, то еды и бензина хватит ещё на 4 дня. Температура -27. Ночевали тут же. Спальники -- тряпочки с ледяными комочками внутри, пуховки такие же. Вечером в честь дня рождения Марины едим тортик и пьём коньяк по кругу.

17 января
Утром видимость нулевая, температура -32. Вася, Илья, Антон и Лёня пошли в разведку. Результатов никаких. Даже возникает боязнь в такой разведке потеряться насовсем. После разведки в 10.50 всё же пошли всё вместе. Сунулись на юг -- вывалились на какие-то сбросы, перебор. Через час вернулись примерно на место ночёвки, поставили лагерь. В палатке посмотрели фотографию с подъёма. Это помогло при ориентировании. Узнали сбросы, поняли в какую сторону идти. Пошли, прошли характерную трещину, видную на фотографии. Прошли с ходку и в 17.00 встали лагерем. Ночь была страшная - мы не знали точно где стоим, всю ночь были слышны сходы лавин. Утепляемся как можем.

18 января
Утром рассвет можно было видеть! Это было настоящее счастье.

Бежим домой изо всех сил. Спускаемся с Берельского седла и в сторону Делоне.

На леднике Менсу, видимость позволяет даже видеть склоны перевала Высоцкого

В 15.00 забрались на пер.Делоне. Спускаемся вниз -- хочется успеть в томский домик... В 18.45 были в домике. За день прошли три ночёвки по пути туда. Температура -40. Вечером доедаем всю нашу еду и всю еду в домике. Палатку Канченджанга ставим прямо на нары внутри домика, но всё равно холодно.

19 января
В палатке -1, на улице -27. Шли вниз практически без остановок, так теплее. На обратном пути заходим в часовню, наверное прав был Е.Летов: "Не бывает атеистов в окопе под огнём." В 14.40 были на бочках. Володя вышел нас встречать со словами: "О, живые!". Метель страшная была и тут тоже.

По плану сегодня мы уже должны быть в Новосибирске, но нам ранее не удалось заставить работать спутниковый телефон, поэтому никто не знал что мы хм..хм задерживаемся. Но в этот день что-то случилось и Турайя завелась и мы предупредили наших что всё в порядке.

Потом была ночь после которой Марина напишет: "Дальше была самая отвратительная ночь в моей жизни". А через год Володя, житель бочки и хранитель часовни, скажет: "Я тогда чуть не умер утром, не приходите больше ко мне!".

20 января
Подъём был определённо сложен. Весь день топали, тропы нет, от неё остался только желоб. Погода - солнце, тихо, хорошо. Где же ты была раньше?

Последний взгляд на Белуху с Аккемской тропы

Уже в темноте встали лагерем в лесу. За ужином все откровенно тупят, пытались жарить блинчики на пиле - не вышло, кощунственно сожгли тесто. Температура -38, но у нас костёр и сухие спальники. Самая тёплая ночь в походе.

21 января
Весь день шли Аккемскую тропу, на остатках сухарей поднялись на Кузуяк, уже в сумерках. Тут появилась сотовая связь и мы заказали себе транспорт. На спуске нас встретила "буханка", в Тюнгуре нас уже ждал автомобиль до Новосибирска.

В качестве итогов.
Поход не пройден, Белуха не покорена. Однако получен отрицательный опыт, он самый ценный как известно. Попав в серьёзную непогоду группа 4 дня пыталась пробиться сквозь снежную пелену, при этом половиня продукты и топливо. Зимой это особенно печально. Удалось не сникнуть, сказался большой опыт и бьющая фонтаном жизненная энергия руководителя. Конечно были и небольшие обморожения, но всех успешно вылечили. Некоторые участники возвращались сюда не один раз, также зимой. Конечно этот опыт помог нам таки https://www.risk.ru/blog/213557 через несколько лет.

P.S. Да, запиши мы GPS трек, может быть и удалось бы выбраться раньше из этой пелены. Но, во-первых, это путь который мы шли три дня в "ту" сторону и записывание трека вряд ли было бы возможно на таком долгом промежутке. Во-вторых, даже при наличии трека не всегда можно идти в отсутствии видимости, т.к. нет возможности полноценно оценить снежную обстановку, которая, очевидно, изменилась. Хотя в следующую попытку я конечно записывал особо важные фрагменты этого пути.