Фотоотчет о походе 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню
Хочется поделиться избранными фотографиями из похода с восхождением на пики Мраморная Стена, Хан-Тенгри, и Победы, пройденного группой горного клуба МГУ в июле-августе этого года.
Пройденный маршрут:
Р. Сарыджаз – р. Кашкатор – пер. 3900 + п. 4115 (1А, п/п) – р. Сарыджаз – лед. Семенова – пер. Комарова (1Б) – лед. Мушкетова – пер. Мушкетова (2А) – лед. Семенова – пер. Опасный (3А) – лед. Краснова – лед. С. Иныльчек – БЛ «Север» - восхождение на п. Мраморная Стена (6150, 4Б альп.) – БЛ «Север» – траверс п. Хан-Тенгри (6995, подъем по м-ту Кузьмина с севера по восточному гребню, 5Б альп., спуск на юг через западное седло по «классике») – лед. Семеновского – лед. Ю. Иныльчек – БЛ «Юг» – восхождение на п. Победы через п. Важи Пшавела (7439, 5Б альп.) – БЛ «Юг».
Общий километраж – около 180 км, продолжительность - 37 дней.
Участники:
Женя Альберт
Юра Вишневский
Андрей Дымов
Денис Осин
Маша Осина
Ира Рачинская
Вася Ягодин
1. Акклиматизация
Для акклиматизации мы прошли несложный трек из верховий Сарыджаза до Северного Иныльчека.
Левобережные террасы в верховьях р. Сарыджаз
Вверх по лед. Мушкетова
В ледопаде на лед. Мушкетова
Пики Семенова, Одиннадцати, и Баянкол на закате. Вид с седловины пер. Мушкетова.
Пик Игнатьева и пер. Одесса (3А).
На спуске с пер. Мушкетова на лед. Семенова.
Подъем по гребню в. 5340 на пер. Опасный.
На спуске с пер. Опасный. Озеро в правом рантклюфте лед. Краснова.
Ледопад на лед. Краснова - основная техническая сложность при прохождении пер. Опасный.
2. Восхождение на п. Мраморная Стена (6150 м)
Путь проходит по стандартному альпинистскому маршруту 4Б к.с. Основная техническая сложность – подъем на верхнее плато лед. Мраморной Стены по снежнно-ледовым и скальным склонам (в обход узкого ледопада по центру кадра на фото ниже).
Подъем на верхнее плато.
Восхождение омрачилось двумя большими снегопадами на подъеме и спуске, которые стоили нам двух запасных дней. Зато в день восхождения на вершину погода порадовала.
Утром после первого снегопада.
Мосты в ледопаде.
Гребень, ведущий из штурмового лагеря на пер. Плато (5750 м) на вершину.
На вершине.
Вид на п. Хан-Тенгри с подъема на п. Мраморная Стена.
Спуск по верхнему плато лед. Мраморной Стены.
Вниз по С. Иныльчеку.
3. Траверс п. Хан-Тенгри.
Нашей следующей целью было восхождение на п. Хан-Тенгри по неклассическому маршруту. Выбранный нами маршруту Кузьмина (правильнее Кузьмина-Тамма) – настоящая высотно-техническая 5Б, держит в напряжении до самого конца: непростое лазание встречается вплоть до 6850, а последнюю веревку мы вешали уже на вершинном куполе, где-то на 6900+. Наше прохождение сильно осложнилось в связи с высоким уровнем снега. По сложности маршрут сравним с классикой с севера, может чуть сложнее, только провешенных перил там нет и приходится пахать самим.
Путь проходит сначала по крутому снежно-ледовому ребру с 2 участками скал, выводящему на восточное плечо на высоте 6000. Затем короткий простой участок по снежному гребню до 6300, после чего маршрут уходит на северную стену Хан-Тенгри и снова выводит на восточный гребень на высоте около 6500. Это – ключ. Отсюда и до вершинного купола идет скально-ледовый гребень, местами также весьма техничный.
Об истории прохождения этого маршрута группами Е. Тамма и К. Кузьмина можно почитать тут и тут
Нижняя часть маршрута Кузьмина - крутой лавиноопасный склон с перепадом около 900 м. Днем снег на склоне раскисает, так что проходить его пришлось ночью.
Скалы в верхней части ребра, выводящего на пато 6000.
Первая ночевка на маршруте - снежная подушка на высоте около 4900.
Прохождение заснеженных скал – то еще удовольствие: трещины залиты льдом, зацепок не видно, вместо скалолазания – сплошные копательно-долбительные работы...
Выход с первого скального пояса на снежно-ледовое ребро.
Прохождение второго скального пояса. Этот день восхождения ознаменовался пургой с сильным ветром (по прогнозу – до 90 км/ч, хотя кажется было, все-таки, поменьше).
Выход на плато 6000.
Восточный гребень Хан-Тенгри - верхняя часть маршрута Кузьмина.
Вид на хр. Сарыджаз с северной стены Хан-Тенгри.
Вершина!
Девочки на фоне Победы.
Панорама хр. Сарыджаз с подъема на Хан-Тенгри. Слева направо п. Семенова, Одиннадцати, Баянкол, Казахстан, Карлытау, Мраморная Стена.
Классика.
БЛ "Юг".
4. Восхождение на п. Победы (7439 м)
Изначально мы планировали восхождение по маршруту Абалакова, но погода внесла в эти планы свои коррективы: из-за высокого уровня снега пришлось переориентироваться на классику через п. Важи Пшавела.
Ледопад на подъеме на пер. Дикий.
Пик Неру на рассвете.
Он же на следующий день.
Вид на хр. Тенгри-Таг (п. Петровского) с гребня п. Важи Пшавела.
Пики Чапаева, Хан-Тенгри и Шатры. Вид с гребня п. Важи Пшавела.
Горы в облаках.
Дзен.
Пик Победы, вид с западного гребня.
"Верблюд".
Скала "Обелиск" у начала вершинного взлета.
Прохождение "ножа", высота около 7300.
Почти на вершине (фото сделано чуть ниже основного гребня, фото на карнизе решили не делать :)). Сзади за облаками Китай.
Китайский Тянь-Шань (вид на юг с западного гребня п. Победы).
После восхождения.
Хан-Тенгри и п. Чапаева, вид с Ю. Иныльчека.
Я что-то в маршрутах такого уровня только чисто мужские составы припоминаю.
А пик Ленина тоже в походе или отдельно?
Потрясающий поход. Безусловно, один из самых сильных за последние годы.
При всем уважении к совершенному, но и справедливости ради.
Насколько мне известно, еще в 90-х норматив СБ выполнила Татьяна Ненартович (но, вроде-бы, не оформляла).
Саше Ефимову большой привет! Мы с ним ходили в параллельных группах на Заилийском в конце 90-х и, кажется, где-то еще. Потом я к нему приезжал в Норд-Венто и, увидев на стене фото Победы, в шутку сказал, что "есть к чему стремиться". Саша тогда заметил, что "это вряд ли, тут уметь кое-что надо, а вот Ленина - вполне возможно..."
Саше Ефимову привет передам. Мы живём с ним в одном доме, правда, в разных корпусах. Пройти 100 метров для меня, как два пальца об асфальт, а вот он до меня уже дойти не сможет. Кстати, я должен ему вернуть его дневник о том страшном 81-ом, когда погибла связка Волков - Свердлов - Дунаевский, вот тогда и передам привет. Никита Степанов.
Единственно, с чем могу согласиться, - некоторый запас, пожалуй, и правда был.
2. В 2017 году, после публикации отчета о походе группы тов. Осина по Памиру я позволил себе шуточный комментарий: "Заходишь на Риск и тут тоже "здесь был Вася".
3. В 2019 году я позволил себе оммаж на свой же комментарий 2017 года, чем судя по минусам заслужил неодобрение" почтенной" публики.
4. Комментарий был отсылкой к 2017 году и предназначался конкретному человеку.
5. Василий, если это вас задело - приношу искренние извинения вам и всем участникам похода. Не все шутки смешны, признаю.
6. Администрация риска, настоятельно прошу вас ответить на вопрос как можно окончательно удалить свой аккаунт с данного сайта.
7. Больше минусов, помоечники, больше минусов!))))
Ровно 30 лет назад в 89 г. группа Сергея Стрыгина прошла почти тот же маршрут: траверс Мраморной Стены, Хан по классике с севера на юг и Победа с Важи.
Ровно 2 года назад 31.08.17 Сергея не стало.
Очень серьезный поход и восхождения!!!
ЗдОрово!
Это уже настоящий альпинизм, тот с которого всё начиналось...
Красивые фото!
Хотелось бы равняться на вас... ))
Фотки супер, но ждём отчёт!
При нормальном уровне снега верхняя часть гребня идется по снежно-ледовому склону левее скал и при современном снаряжении сложности не представляет. В наших обстоятельствах склон был лавиноопасен, так что пришлось идти по скалам. В таком варианте гребень, действительно, оказывается сложнее "ключа" по северной стене. Лично мне особенно доставила последняя веревка перед выходом на вершинный купол: внутренний угол, переходящий в камин с каменной пробкой где-то на 6850, там и жумарить-то было, мягко говоря, нелегко, а когда лез даже перчатки снять пришлось (к счастью, ненадолго).
Девчонки, вам отдельное поздравление!!!
На самом деле женщины в группе не мешают, если они адекватны и правильно распределены роли (хожу с группами, где пара девчонок есть обязательно, в т.ч. на в. 7000 и 7600).
... хочется сказать "опять появилась"
Интересно, а между Степановым/Стрыгиным в 89 г., Юдиным в 90, и Рыкаловым/Романенковым спустя 25 лет ходил кто-нибудь на Победу в рамках тур. походов? Как-то выпал период из истории.
Основной, это хорошая акклиматизация. После туристского похода она как правило лучше, чем после обычной радиалки на Хан, пусть даже с ночевкой на 6400. Нам, например, на Победе после других гор и перевалов было физически легко.
Второй фактор - это относительно многочисленная и сплоченная команда. Где все готовы работать, придти на помощь и подстраховать. Снова приведу пример из нашего похода 2017 года. На вершине у нас один из участников потерял зрение. В малой группе это вылилось бы в ЧП. Мы же, страхуя и направляя его сверху и снизу, спокойно спустились до Важи, где здоровье поправилось.
А если серьезнее, видимо, ты разгадал происхождение бытующей среди альпинистов (правда не тех, кто за день бегает с Москвина на Коммунизма и обратно) легенды о том, что туристы функционально подготовлены лучше, чем они. Действительно, прилетев в МАЛ на вертолете и идя на следующий день куда-нибудь на пик Четырех, им было трудно соревноваться с нами, пришедшими туда через несколько перевалов.
Поэтому, рискуя нарваться на дальнейшие шутки, в продолжение дискуссии порассуждаю еще немного :)
Может я ошибаюсь, но примерно половина трагических случаев на горе сводится к тому, что у человека отказало сердце, застряли в непогоду, начался отек или кто-то не проснулся. Еще четверть - падения, срывы и другие подобные ошибки, вероятность которых возрастает вследствие не очень хорошего самочувствия. С хорошей акклиматизацией риск всего этого будет заметно меньше.
Но для хоть какого-нибудь "похода" нужна команда. А в МАЛ можно прилететь пакетником одному или вдвоем и уже на месте найти попутчиков. "Поход" совсем не обязателен, но тогда нужно куда-то еще высоко подниматься или, например, ночевать на вершине Хана. Но район тяжелый и снежный, погода нестабильная, силы ограничены, а на Победу хочется. Поэтому многие надеются на погодное окно и идут без запаса. Сильные и здоровые заходят. Те, кто слабее идут за сильными, надеясь пройти следом. Но как начинается крутая непогода, то без единой команды, в сборной, каждый начинает выживать самостоятельно. И если есть взаимопомощь, то нет центральной координации действий. Каждый сам принимает решение, когда развернуться и бывает переоценивает силы.
С Коммунизма все понятней и проще, там почувствовал себя плохо и вниз свалил. Есть возможность быстро сбросить высоту и погода обычно позволяет. При этом, многие альпинисты на Москвина сейчас тоже заходят пешком для лучшей акклиматизации. А в этом году и из-за отсутствия вертолета :)
Огромное спасибо ребятам за поддержку!
Хорошая команда, это залог успеха!
Денис, Браво, за поход!
1991 г. Группа ташкентских туристов под руководством Рахимова Г. Н. (в составе 9 человек?) в составе: Гариффулин Р.Н., Фадеев Г.?., Ким Юрий ?., ?? Шефкет ?., взошли с ледника Южный Иныльчек на Хан-Тенгри по классике, а затем сходили на Победу через Дикий и Важа Пшавелы.
1993 г. Группа московских туристов под руководством Ефимова А.М. в составе: Ненартович Т.Л., Шибинский С.В. Тунев Н.В. взошла на Победу через Дикий и Важа Пшавелы. Спуск по пути подъема.
1995 г. московские туристы Алексей Киреенко и Илья Михалев взошли на пик Победы через Дикий и Важа Пшавела самостоятельно.
1991 г. Группа ташкентских туристов под руководством Рахимова Г. Н. (9 человек?) в составе: Гариффулин Р.Н., Фадеев Г.?., Ким Юрий ?., ?? Шефкет ?., взошли с ледника Южный Иныльчек на Хан-Тенгри по классике, а затем сходили на Победу через Дикий и Важа Пшавелы.