Фотоотчет о походе 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню

Пишет Osin, 31.08.2019 08:14

Хочется поделиться избранными фотографиями из похода с восхождением на пики Мраморная Стена, Хан-Тенгри, и Победы, пройденного группой горного клуба МГУ в июле-августе этого года.

Пройденный маршрут:

Р. Сарыджаз – р. Кашкатор – пер. 3900 + п. 4115 (1А, п/п) – р. Сарыджаз – лед. Семенова – пер. Комарова (1Б) – лед. Мушкетова – пер. Мушкетова (2А) – лед. Семенова – пер. Опасный (3А) – лед. Краснова – лед. С. Иныльчек – БЛ «Север» - восхождение на п. Мраморная Стена (6150, 4Б альп.) – БЛ «Север» – траверс п. Хан-Тенгри (6995, подъем по м-ту Кузьмина с севера по восточному гребню, 5Б альп., спуск на юг через западное седло по «классике») – лед. Семеновского – лед. Ю. Иныльчек – БЛ «Юг» – восхождение на п. Победы через п. Важи Пшавела (7439, 5Б альп.) – БЛ «Юг».

Общий километраж – около 180 км, продолжительность - 37 дней.

Участники:

Ира Рачинская

Вася Ягодин

1. Акклиматизация

Для акклиматизации мы прошли несложный трек из верховий Сарыджаза до Северного Иныльчека.

Фотоотчет о походе 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Горный туризм)
Левобережные террасы в верховьях р. Сарыджаз

Вверх по лед. Мушкетова

В ледопаде на лед. Мушкетова

Фотоотчет о походе 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Горный туризм)
Пики Семенова, Одиннадцати, и Баянкол на закате. Вид с седловины пер. Мушкетова.

Пик Игнатьева и пер. Одесса (3А).

На спуске с пер. Мушкетова на лед. Семенова.

Фотоотчет о походе 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Горный туризм)
Подъем по гребню в. 5340 на пер. Опасный.

На спуске с пер. Опасный. Озеро в правом рантклюфте лед. Краснова.

Ледопад на лед. Краснова - основная техническая сложность при прохождении пер. Опасный.

2. Восхождение на п. Мраморная Стена (6150 м)

Путь проходит по стандартному альпинистскому маршруту 4Б к.с. Основная техническая сложность – подъем на верхнее плато лед. Мраморной Стены по снежнно-ледовым и скальным склонам (в обход узкого ледопада по центру кадра на фото ниже).

Подъем на верхнее плато.

Восхождение омрачилось двумя большими снегопадами на подъеме и спуске, которые стоили нам двух запасных дней. Зато в день восхождения на вершину погода порадовала.

Утром после первого снегопада.

Мосты в ледопаде.

Гребень, ведущий из штурмового лагеря на пер. Плато (5750 м) на вершину.

На вершине.

Фотоотчет о походе 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Горный туризм)
Вид на п. Хан-Тенгри с подъема на п. Мраморная Стена.

Спуск по верхнему плато лед. Мраморной Стены.

Вниз по С. Иныльчеку.

3. Траверс п. Хан-Тенгри.

Нашей следующей целью было восхождение на п. Хан-Тенгри по неклассическому маршруту. Выбранный нами маршруту Кузьмина (правильнее Кузьмина-Тамма) – настоящая высотно-техническая 5Б, держит в напряжении до самого конца: непростое лазание встречается вплоть до 6850, а последнюю веревку мы вешали уже на вершинном куполе, где-то на 6900+. Наше прохождение сильно осложнилось в связи с высоким уровнем снега. По сложности маршрут сравним с классикой с севера, может чуть сложнее, только провешенных перил там нет и приходится пахать самим.

Путь проходит сначала по крутому снежно-ледовому ребру с 2 участками скал, выводящему на восточное плечо на высоте 6000. Затем короткий простой участок по снежному гребню до 6300, после чего маршрут уходит на северную стену Хан-Тенгри и снова выводит на восточный гребень на высоте около 6500. Это – ключ. Отсюда и до вершинного купола идет скально-ледовый гребень, местами также весьма техничный.

Об истории прохождения этого маршрута группами Е. Тамма и К. Кузьмина можно почитать тут и тут

Фотоотчет о походе 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Горный туризм)
Нижняя часть маршрута Кузьмина - крутой лавиноопасный склон с перепадом около 900 м. Днем снег на склоне раскисает, так что проходить его пришлось ночью.

Скалы в верхней части ребра, выводящего на пато 6000.

Первая ночевка на маршруте - снежная подушка на высоте около 4900.

Фотоотчет о походе 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Горный туризм)
Прохождение заснеженных скал – то еще удовольствие: трещины залиты льдом, зацепок не видно, вместо скалолазания – сплошные копательно-долбительные работы...

Выход с первого скального пояса на снежно-ледовое ребро.

Прохождение второго скального пояса. Этот день восхождения ознаменовался пургой с сильным ветром (по прогнозу – до 90 км/ч, хотя кажется было, все-таки, поменьше).

Выход на плато 6000.

Восточный гребень Хан-Тенгри - верхняя часть маршрута Кузьмина.

Вид на хр. Сарыджаз с северной стены Хан-Тенгри.

Вершина!

Девочки на фоне Победы.

Панорама хр. Сарыджаз с подъема на Хан-Тенгри. Слева направо п. Семенова, Одиннадцати, Баянкол, Казахстан, Карлытау, Мраморная Стена.

Классика.

БЛ "Юг".

4. Восхождение на п. Победы (7439 м)

Фотоотчет о походе 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Горный туризм)

Изначально мы планировали восхождение по маршруту Абалакова, но погода внесла в эти планы свои коррективы: из-за высокого уровня снега пришлось переориентироваться на классику через п. Важи Пшавела.

Ледопад на подъеме на пер. Дикий.

Пик Неру на рассвете.

Фотоотчет о походе 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Горный туризм)
Он же на следующий день.

Вид на хр. Тенгри-Таг (п. Петровского) с гребня п. Важи Пшавела.

Пики Чапаева, Хан-Тенгри и Шатры. Вид с гребня п. Важи Пшавела.

Горы в облаках.

Дзен.

Пик Победы, вид с западного гребня.

"Верблюд".

Скала "Обелиск" у начала вершинного взлета.

Прохождение "ножа", высота около 7300.

Фотоотчет о походе 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Горный туризм)
Почти на вершине (фото сделано чуть ниже основного гребня, фото на карнизе решили не делать :)). Сзади за облаками Китай.

Китайский Тянь-Шань (вид на юг с западного гребня п. Победы).

После восхождения.

Фотоотчет о походе 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Горный туризм)
Хан-Тенгри и п. Чапаева, вид с Ю. Иныльчека.

Мощь и красота!

Крутой поход, такие горы, да не по накатанным путям! И фотографии - отличные.

Мощно! Три такие вершины в одном походе! и без пафоса

Отличный поход.Поздравления.Хотели также пройти в 90-м,но из-за того,что нам не доставили заброску с продуктами на сев.Иныльчек, пришлось голодом идти через озера Мерцбахера на юг.Правда на Победу сходили по Абалакова,но никому бы не советовал данный маршрут.

Классный маршрут, такой красивый!

Денис, поздравляю! Очень круто, и маршрут и команда;-)

Спасибо, Антон!

Наличие двух девушек особенно впечатляет. А до этого были такие походы?
Я что-то в маршрутах такого уровня только чисто мужские составы припоминаю.

В сложные высотные походы девушки ходили. Например, 2 года назад Маша и Ира в команде Дениса Осина (Гармо, Корженевской и траверс Коммунизма), в 2015 в команде Алексея Келина (траверс Коммунизма) - 3 девушки. В 2005 году в команде Андрея Лебедева (траверс Музтаг-Аты) - Марина Таракановская, она же в 2004 в команде Георгия Сальникова (Корженевской, Коммунизма). В 2004 в команде Петра Рыкалова (Корженевской и Коммунизма) - Надежда Обухова и Анна Переверзева.

Спасибо, значит, я просто не в курсе. Солидный список. Особенно если вспомнить периодически всплывающие рассуждения, что девушка в сложном походе только обуза. :)

Добавлю в список девушек прошедших сложные высотные шестерки - Таню Коннову (г.Томск), в ее активе походы : траверсы ТуркВО и Ленина (2007г), траверс Баянкол -Мраморная стена и восх. п. Хан-Тенгри ( 2009г.) Татьяна также имеет в активе восхождение на достаточно редкую Тибетскую вершину - 7728 м Гурла –Мандхата.

Очень красиво, спасибо!

Это ж та же компания, что два года назад по Памиру ходила? Молодцы. Чемпионы.

Спасибо. Да, компания практически та же.

да уж, альпинизм попроще будет, крутые ребята!

Молодцы! Со стороны складывается впечатление, что все у вас прошло спокойно и с запасом. Придумали, спланировали, реализовали. Очень сильный маршрут и сильная команда!

Нет, Сереж, это не совсем так. Это был один из самых тяжелых моих походов. Очень много снега было в этом году в районе, и на Хане нам это вылезло боком: весь восточный гребень пришлось вешать по скалам, а между скалами - тропежка "по уши". Отдельные личности и в лавине покатались, правда на страховке и без последствий, а уж "по мелочи" там на нас сыпало регулярно. От плато 6000 до вершины шли 3,5 дня с ночевками на 6300, 6500, и 6750 - практически как Кузьмин :) После траверса двое - Юра и Андрей - сошли с маршрута из-за проблем со здоровьем (спина и почки). Правда, проблемы быстро рассосались без последствий после спуска, но решение сойти было, пожалуй, правильным: соваться на Победу в неидеальной форме было бы опрометчиво. На Победе тоже было непросто, пурговали на гребне и Машу там неожиданно скосило в день перед восхождением. В общем, фотоотчет не вполне отражает напряженность мероприятия. Главное наше достижение, я считаю, это то, что все вернулись домой живыми и глобально здоровыми, а спортивные успехи идут к этому приятным дополнением :)

Единственно, с чем могу согласиться, - некоторый запас, пожалуй, и правда был.

А разве "шестёрки" бывают лёгкими, особенно в таких районах? Это только здесь в фото отчётах всё красиво, ясно-солнечно, романтично смотрится :) А в реальности такой поход - это, наверняка, жестокое пахалово в любую погоду на протяжении всего маршрута....

"Здесь был Вася!" - 2)))

1. Зимой 2017 года я познакомился с Василием Ягодиным (и еще с несколькими хорошими людьми) на зимних сборах. Попали в одно отделение. Немного походили, немного подурачились, немного попели, немного попили.) Далее было еще трое или четверо осознанных совместных сборов, хотя до уровня тов. Ягодина, я, конечно же, не дотягиваю.
2. В 2017 году, после публикации отчета о походе группы тов. Осина по Памиру я позволил себе шуточный комментарий: "Заходишь на Риск и тут тоже "здесь был Вася".
3. В 2019 году я позволил себе оммаж на свой же комментарий 2017 года, чем судя по минусам заслужил неодобрение" почтенной" публики.
4. Комментарий был отсылкой к 2017 году и предназначался конкретному человеку.
5. Василий, если это вас задело - приношу искренние извинения вам и всем участникам похода. Не все шутки смешны, признаю.
6. Администрация риска, настоятельно прошу вас ответить на вопрос как можно окончательно удалить свой аккаунт с данного сайта.
7. Больше минусов, помоечники, больше минусов!))))

это не я)) удачный коммент, окончательно испорченному отделению привет!

Супер! Аж дух захватывает. Молодцы!

Нереально крутой маршрут! Тысяча респектов!

Поздравляю! Три горы и поход сильны ребята.

Да ... Вот он , крутой горный туризм , во всей своей красе ! Особенно восторгает наличие аж двух девушек в таком суровом походе ! Снаряга и одежда понравилась ! Подогнана как на спецназе ! Бренды надежные . Хотя тут уж не удивительно , годами поди отбиралось самое самое . Спасибо за пост !

Отличный маршрут!
Ровно 30 лет назад в 89 г. группа Сергея Стрыгина прошла почти тот же маршрут: траверс Мраморной Стены, Хан по классике с севера на юг и Победа с Важи.
Ровно 2 года назад 31.08.17 Сергея не стало.

Круто, просто очень круто. Жаль, нет номинации "походы" в "Золотом ледорубе".

Самые искренние поздравления!
Очень серьезный поход и восхождения!!!
ЗдОрово!
Это уже настоящий альпинизм, тот с которого всё начиналось...
Красивые фото!

Настоящий горный туризм: где туризм, где альпинизм--уже не разберёшь, да и не нужно.
Хотелось бы равняться на вас... ))
Фотки супер, но ждём отчёт!

Это пожалуй лучший осуществлённый проект за последние несколько лет. Вызывает восхищение и туристская и альпинистская составляющая. А перед девушками - снимаю шляпу! ( сам не раз ходил на семитысячники и знаю, что это такое. А тут сложные восхождения после трудных переходов))))

Круто! Может и супертраверс рано или поздно будет именно в походе повторен/превзойден?!

Этот траверс - сам по себе уже поход.

Интересно, а легально можно ли его повторить? Ведь практически весь супертраверс теперь на территории Китая.

Слов нет - очень воодушевляет ! Особенно подъем по пути Кузьмина-Тамма. Наверно верхняя часть гребня еще сложнее ? Интересно посмотреть на фото участников после похода крупным планом )

Анатолий, спасибо!

При нормальном уровне снега верхняя часть гребня идется по снежно-ледовому склону левее скал и при современном снаряжении сложности не представляет. В наших обстоятельствах склон был лавиноопасен, так что пришлось идти по скалам. В таком варианте гребень, действительно, оказывается сложнее "ключа" по северной стене. Лично мне особенно доставила последняя веревка перед выходом на вершинный купол: внутренний угол, переходящий в камин с каменной пробкой где-то на 6850, там и жумарить-то было, мягко говоря, нелегко, а когда лез даже перчатки снять пришлось (к счастью, ненадолго).

Круто!!!
Девчонки, вам отдельное поздравление!!!

Отлично!

Привет соседям по БЛ! Вы крутые!!!

Спасибо. А вы кто?

Мы почти не общались, так перекинулись парой слов: кто, откуда и куда) Наша палатка рядом с вашими стояла.

Ух!!!Мощь!!

Зачет!
На самом деле женщины в группе не мешают, если они адекватны и правильно распределены роли (хожу с группами, где пара девчонок есть обязательно, в т.ч. на в. 7000 и 7600).

Не могу скрыть восхищения. Дальнейших Вам успехов и чтобы все приходили назад

Спасибо! Последнее - самое главное.

Денис, спасибо! Руки все не доходили посмотреть, но вот добрался. Мечтал пройти через Хан по Кузьмина когда-то - и счастлив, что эти мечты воплощаются в жизнь. В общем, восторг!

Да, Кузьмина - это, пожалуй, один из самых красивых маршрутов, который я когда-либо ходил.

Наконец-то появилась группа, которая сходив сложную шестерку с Победой, вместо рассказа, как чудом удалось спастись от неминуемой гибели, просто предъявляет отчет о маршруте соответствующей категории сложности!

... хочется сказать "опять появилась"

Интересно, а между Степановым/Стрыгиным в 89 г., Юдиным в 90, и Рыкаловым/Романенковым спустя 25 лет ходил кто-нибудь на Победу в рамках тур. походов? Как-то выпал период из истории.

Я не знаю других удачных тур. походов с Победой, кроме перечисленных. Но, скорее всего, они были. В конце 80-х - начале 90-х это был, конечно прорыв, но по современным меркам ничего такого уж сложного в восхождении на Победу нет. Чтобы не "спасаться от неминуемой гибели" нужна всего лишь нормальная физ. подготовка, хорошая акклиматизация перед восхождением, запас времени, ну и еще чтобы с погодой хоть немного повезло :) Траверс Хан-Тенгри, на мой взгляд, гораздо интереснее и сложнее.

В 89 мы то же просто прошли маршрут заявленной категории, и не считали это каким-то прорывом. Не даром через год Витя, по-видимому, попытался сходить туда зимой в одиночку, тогда даже это, совершенно, не казалось нереальным. А вот потом описания Победы стали, в основном, описаниями спасов и спасений.

Вот выдержки из летописи восхождений туристов на семитысячники Никиты Степанова:
1991 г. Группа ташкентских туристов под руководством Рахимова Г. Н. (в составе 9 человек?) в составе: Гариффулин Р.Н., Фадеев Г.?., Ким Юрий ?., ?? Шефкет ?., взошли с ледника Южный Иныльчек на Хан-Тенгри по классике, а затем сходили на Победу через Дикий и Важа Пшавелы.
1993 г. Группа московских туристов под руководством Ефимова А.М. в составе: Ненартович Т.Л., Шибинский С.В. Тунев Н.В. взошла на Победу через Дикий и Важа Пшавелы. Спуск по пути подъема.
1995 г. московские туристы Алексей Киреенко и Илья Михалев взошли на пик Победы через Дикий и Важа Пшавела самостоятельно.

Ну, Илья-то точно не в походе ходил (что не умаляет, конечно, но вопрос-то был о походах именно). А 91 и 93 гг. это походы или чистые восхождения?

Отличный отчет. Жаль трека нет.

Вполне естественно, что горные туристы гораздо лучше акклиматизированы для восхождений на семитысячники. Это обусловлено следующими факторами: 1.Если посмотреть на высотный график любого горного похода - это и есть знаменитая "пила" классической высотной акклиматизации. 2.Поход совершается со значительной весовой нагрузкой (это-не налегке сходить на вершину!). 3. Восхождения на 7К, как правило, оставляют на конец маршрута, т.е. группа имеет уже почти месячную высотную акклиматизацию! 4. Спортивные туристкие группы таких высоких категорий трудности отличаются многолетней схоженностью и почти исключают нахождение в их составе случайных участников...

Мечта! Возьмите меня в следующий раз...

Будем иметь в виду :)

Денис, фотка в Китай - это ледник Темирсу. А левее у тебя нет? Или панорамы? Уж очень хочется "свои" места посмотреть с Победы. Чуть левее будет п. Кашкар 6435, который мы ходили в 2004-м, а еще левее - Визбора и др. Может есть? А вообще, если фотки похода закинешь на память через файлообменник - буду благодарен, и буду с удовольствием пересматривать иногда. Адрес мой у тебя должен быть.

Вот левее, надо?

Нет, к сожалению. Сылку на фото альбом пришлю.

Да, вполне... На нижней внизу - китайский м-т на Победу, скальный гребень они обходили по южному лавиноопасному склону, где и попадали в лавины, и где в 90 (91)? погибли японцы. Ну а фактически в центре - пик Кашкар, 6435 м. Слева от него - еще один маленький нехоженный 6-к - 6050 м. А за ним еще есть Кашкар Юж., где-то 6250 м, тоже не пройденный. Одну-две из этих седловин справа, все они с лед. Чонтерен на лед. Темирсу, мы хотели пройти в разные годы, но не сложилось...

Это самый крутой поход и отчет, который я видел за последние годы! Молодцы!

Супер поход!!! Жаль фото в таком низком разрешении, виды потрясающие!!!

Очень красиво!!!Молодцы!

Молодцы ребята!28 лет назад мы там были (ташкентская группа, маршрут 6 к.с.) . С большим интересом читаю. Круто! Новых походов и вершин!

28 лет назад - воде как 91-й? Попытался отчет у на на т-либе найти - нету. Можно узнать подробности какие-то по походу? Можно в личку (electrolt<соб>yandex.ru)

1989 г. Группа ташкентских туристов под руководством Рахимова Георгия Наримановича в составе: Гариффулин Рамиль Нуруллаевич, Карпов Борис Геннадьевич, Фадеев Геннадий ?, прошли из Ляхша на поляну Сулоева, затем на ледник Москвина и оттуда поднялись на пик Корженевской по маршруту Цетлина.
1991 г. Группа ташкентских туристов под руководством Рахимова Г. Н. (9 человек?) в составе: Гариффулин Р.Н., Фадеев Г.?., Ким Юрий ?., ?? Шефкет ?., взошли с ледника Южный Иныльчек на Хан-Тенгри по классике, а затем сходили на Победу через Дикий и Важа Пшавелы.

Класный поход, привет от Томской команды.