Пишет Alexey WL, 14.01.2020 17:12

Зимой на п.Ленина 7134м (30 лет тому назад. Второе зимнее восхождение, январь-февраль 1990 года) Ч. 2 (Альпинизм, пик ленина)

На фотографии шатер о котором написал Валера. На ночевках 4200 стоял деревянный каркас от МАЛовской палатки, на него и натянули шатер. Слева Сеня Ястребов, пуховка не застегнута, молния сломана. Витя Набоков складывает перильную веревку в рюкзак. В зеленых Кофлачах, наверное Миша Можаев, он летом был на Канченджанге. На заднем плане Гора – маршрут чуть левее флагштока, 3000 м. перепада в кадре.
Руководил экспедицией Леонид Андреевич Трощиненко, участник двух советских гималайских экспедиций. В 1982 г. на Эвересте врачи запретили ему подниматься выше 6500 м. В 1989 г. на Канченджангу Трощиненко поехал высотным оператором. Народ в Ленинграде шутил: «Теперь ни кто не помешает Лене установить камеру на вершине и снять первых восходителей!»
На машинах забросились в Сары-Могол. Снег сияет, очки не снять, вечером, чтобы не замерзнуть Трощиненко придумал играть в волейбол.

На площадке Корень, Глушковский, Трощиненко и Боря Адамский (могу ошибиться). Валера, скажи, кто стоит справа в кадре?

Утром потащили экспедиционный груз на вертолетную площадку. В зеленой пуховке Мороз. Остальных под капюшонами не узнать. Когда готовились, Трощиненко велел всем шить длинные анораки с трубой на капюшоне и шнурком внизу. Добродушные участники сказали: «Если что-то пойдет не так, «клиент» заранее будет упакован в транспортировочный мешок».
Вертолетом забросились в МАЛ. На 4200 ходили на лыжах. Мало кто имел ски-туровские комплекты. У меня были Бескиды с креплениями из алюминиевого уголка. Непередаваемые ощущения, когда крепление разваливается на половине пути до ночевок, ты проваливаешься в снег по грудь, и понимаешь, что без лыж шагу пройти не возможно.
На маршруте работали тремя группами – одна работает, вторая на подходе, третья отдыхает.

Тяжелые экспедиционные будни. В Оше, в детском магазине, кто-то проницательный (думаю Влад) в коробке с надписью «Карусель-лото» обнаружил неведомую в СССР Рулетку. Трощиненко игроманию разрешил, при условии, что весь выигрыш будет сдаваться в кассу экспедиции. Время летело незаметно, ставок не помню. Кассиром в экспедиции был Георгий Щедрин. По вечерней связи ему на маршрут докладывали: «Гоша, касса проиграла еще 10 рублей…»
На фото: слева спиной Корень, профиль Валеры, Глушковский, Трощиненко, Мороз – непревзойденный крупье.

Использовали гималайскую тактику, у каждой группы два акклиматизационных выхода и выход на восхождение. Откопали две пещеры на 5300 м. и 6000 м.
На каком выходе приключилась история с примусом точно не помню, похоже наша группа шла на восхождение. Надо сказать, что пещеры были оборудованы по всем правилам – восемь человек располагались внутри достаточно комфортно, выход был направлен вниз(чтобы выходил угарный газ) и сделан с поворотом, (ветер не должен задувать). Вылезание из пещеры превращалось в отдельную экспедицию.
Вечером, когда все разлеглись на карематах, у входа в пещеру, с примусом дежурил Саша Салму. Скипятив первую порцию воды, он решил добавить в примус бензина. Потом он сказал, что одной рукой открутил насос у горячего примуса, а другой рукой в это время открывал канистру с бензином. Из накачанного бачка насос вылетел ракетой. Языки пламени в объеме пещеры помню до сих пор. Участники в растерянности, счет времени идет на секунды, кислород выгорает мгновенно, я схватился за ледоруб в надежде прорубить дыру в стене…
Единственное правильное решение принял Трощиненко. Схватив первую попавшуюся тряпку, он потушил примус и выкинул его из пещеры. С нами был болгарин Петко Тотев, «тряпкой» послужила его пуховка фирмы Petzl. Народ оценил мудрость и дальновидность капитана – своих вещей под рукой у Леонида Андреевича не оказалось. Тотеву выдали иголку с ниткой, он стал зашивать дыры на капроновой пуховке. Терориста-Салму к примусу больше не подпускали. По большому счету спасло то, что он не успел открыть канистру с бензином.

Фотографий с восхождения у меня нет. Было холодно и дул сильный ветер. Из Ленинграда мы привезли около километра крученой восьмерки. Трощиненко велел провесить маршрут выше пещеры 6000 м. Крутизна там не большая, перил обычно не вешают. Нам эти веревки очень пригодились. Первая штурмовая группа попала в ураганный ветер. Им пришлось провешивать верхнюю часть маршрута. На вершину в тот день поднялись Корень и Ястребов. Сеня Ястребов – железный человек, так и ходил в расстегнутой пуховке. В этой группе 6 человек поморозились серьезно, до ампутаций.

На следующий день погода была лучше. Валера про это написал. Наша группа сильно растянулась на склоне, темп у участников был разный. Когда я проходил верхний кулуар, Валера уже спускался с вершины. На предвершинном гребне встретил Глушковского, он сказал, что будет ждать у начала перил, и что бы я тут не задерживался. Поля перед вершиной оказались больше, чем казались снизу. Стало понятно, что это не лучшее место для прогулок под луной.
К перилам успел пристегнуться засветло, потом быстро стемнело. В темноте не видно что под ногами, постоянно падаешь и повисаешь на перильной веревке, крученая веревка сильно тянется, у пункта перестежки оказываешься на пару метров ниже ледобура, требуется время, чтобы понять, почему все перила идут вверх… Спуск показался бесконечным. К тому моменту, когда я ввалился в пещеру, Глушковский уже успел получить выговор за то, что оставил «студента» без присмотра.

Валера, спасибо что напомнил. Прошло уже 30 лет. В том феврале ни кто не мог подумать, что через пять месяцев для многих в Питере жизнь разделится на «до» и «после» 13 июля 1990 г.

P.S. Никите Степанову: Через 30 лет все мнения субъективны. Кто-то помнит героизм, а кто-то игру в рулетку.
Туристы были, я видел двоих. С нами на контакт они не шли умышленно. Кто помнит советские правила, тот поймет. У нас было официальное мероприятие, с выпускающим, начспасом, связью и т.п. Они свой поход нигде не регистрировали, ни какая МКК такой маршрут выпустить не могла. С точки зрения «Правил проведения мероприятий в горах» они были самоубийцами. По идее, наше начальство должно было их развернуть. Лагеря они ставили по своему плану. Мимо ночевок 4200 прошли в сторону склона, не подходя к нам. Помню, на маршруте у них была пещера где-то в стороне от нашей тропы, а по высоте – между нашими пещерами. Сеня Ястребов к ним подходил, рассказывал, что у них были валенки облитые эпоксидкой. Акклиматизации у них в планах не было, просто шли вперед. Если взошли и вернулись, значит повезло. Прогнозов погоды тогда практически не было. То что описал Валера, была хорошая погода. Накануне была хуже. Когда-то могла быть и лучше.
Как они могли взойти на вершину на следующий день, я не понимаю. Их пещера была была сильно ниже нашей.
Никита, хочется посмотреть Ваши фотографии, ссылка не работает.

Сегодня беседовал с одним из тех двух туристов - Лёшей Братцевым. Он обещал прислать то фото, где на барельефе Леонидом Андреевичем написано фломастером: 04.02.1990. Рядом лежит айсбайль Игоря Разуваева. Как только получу фотку - выложу в комментариях. Ещё он сказал, что они помогали вам перетаскивать 50-ти литровые газовые баллоны, которые сбрасывали с вертолёта и часто общался с Трощиненко. Про -50 он сказал, что это бред, и в этом я его поддерживаю. У Игоря Разуваева уже не спросишь - он умер 06.02.1991 при попытке взойти на Хан-Тенгри. Кстати он "снежный барс" № 569, а Лёша Братцев № 568.

А это уже из области Вашего незнания: "ни какая МКК такой маршрут выпустить не могла. С точки зрения «Правил проведения мероприятий в горах». Я, например, послал альпинистов с их амбициями, ещё в 84-ом году, когда вёл группу на Коммунизма, а в 88-ом ЦМКК мою команду выпустила на пики Четырёх, Корженевской и траверс Коммунизма. В 89-ом ещё хлестче - выпускают на траверс Мраморной Стены, Хана с запада на восток и Победы с Дикого до Чон-Терена. В 89-ом я и закрыл "снежного барса", а ещё через год, двое моих бойцов, сходив на Ленина, тоже закрылись.

Надеюсь, что в скором будущем сумею рассказать о том, как туристы шатались по семитысячникам, так как получил заказ от нового главного редактора "Альпинисты Северной столицы" - Юры Ицковича на публикацию "Летописи восхождений туристов на семитысячники с 1959 по 1991 год". Всего наилучшего!

Если вдруг пересечётесь с Лёшей Корнем, передавайте привет! Ведь мы с ним и в 90-ом могли пересекаться под Ленина, когда я был там на поисковых работах, но не были друг другу представлены, и в 2013, когда сидели за одним столом в столовой.

Здравствуйте Никита !
Ждём !
( "Летописи восхождений туристов на семитысячники с 1959 по 1991 год" )
- Коля

Узнаёте надписи оставленные Трощиненко? К весне они бы исчезли из-за погодных условий. . Фото Лёши Братцева. Так что не сомневайтесь - эти фото сделаны 05.02.1990. А внизу айсбайль Игоря Разуваева. Будут непонятки - обращайтесь. Рад помочь.

"Кто помнит советские правила, тот поймет. У нас было официальное мероприятие, с выпускающим, начспасом, связью и т.п. Они свой поход нигде не регистрировали, ни какая МКК такой маршрут выпустить не могла. С точки зрения «Правил проведения мероприятий в горах» они были самоубийцами. По идее, наше начальство должно было их развернуть" - вот от этого всего тошнит.
К счастью, не все питерские альпинисты думали, как автор этой статьи. Возьмем для примера восхождения двойки Шамало-Корабельников на Горняк и Хан-Тенгри - мое сердце замирает от восхищения, а проходили они по такому же принципу, как восхождение Разуваева и Братцева. Спасотрядом там и не пахло.
Для таких восхождений и уровень подготовки другой - "героизм" типа загоревшегося примуса, разломавшегося лыжного крепления и т.п. - там не допустим. Игорь Разуваев был очень аккуратным, вдумчивым человеком, у него была масса хитростей и приспособлений для комфортной жизни в суровой обстановке, он был к ней готов. Он мастерски делал снежные пещеры на полках маршрута Некрасова 5б на Ю. Ушбу в феврале 89 года. Он имел большой опыт работы в сильный ветер на сильном морозе, ночевок в иглу и пещерах.
Зачем вы принижаете человека, о котором ничего не знаете?

Никита, спасибо за добрые пожелания. Если Вы были в 90-м под Ленина, значит мы пересекались, я там месяц провел.
Спорить с Вами про «–50» я не готов. Нормальных термометров ни у кого не было, и на гору группы ходили в разные дни.
Сегодня нашел фотографию Игоря Разуваева, сразу понял, что я с ним встречался, мы спускались сверху а он вылез из пещеры… Если Леша Братцев напишет что-то про их восхождение, будет очень интересно. Выпускались они или не выпускались, и кто кого тогда «посылал» это уже не важно. Про их восхождение мало информации, непонятно даже сколько человек было в группе.

Конечно был. Нас сняли с Москвина, не дав сходить на Коммунизма, а потом Коля Крайнов не пускал на поисковые, хотя у нас уже была Корженева. Как же я на него матерился - эхо на Луковой отдавалось. Альпинисты ковыряются, а туристам - ОПАСНО! Ещё один яркий пример амбициозности и отстаивания своей "голубой крови". Хорошо, что у вас в Питере есть и нормальные альпинисты: Надеюсь компанию представлять не нужно? Может быть кроме одного: на верхнем снимке слева с бородкой - Женя Завьялов. Первый "снежный барс" среди туристов, сходивший в 78-ом соло на пик Победы по ребру Абалакова и снявший оттуда китайские вымпелы: https://www.risk.ru/blog/207947 Они дружили с ним и не стеснялись этого. Так в чём проблема? Что какие-то перворазрядники и второразрядники считают себя уникальными в горах?

В группе было четыре человека. Ещё был Павел Чечуев и Максим Чайко. Попрошу Лёшу написать подробно об этом походе, тем более, что Юре Ицковичу обещал предоставить наиболее достоверную информацию. В поход они естественно не выпускались.

Alext: Простите, я не собирался никого «принизить». Той зимой под Ленина конфликтов не было. Что Вас смущает сейчас?
В советском альпинизме были другие правила, я не высказывал к этим правилам своего отношения. Я вижу в этом причину, того, что Разуваев с нами практически не общался.
Про разгрузку 50-ти литровых баллонов и частые встречи с Трощиненко пусть рассказывают очевидцы. У нас таких баллонов не было. Как груз разгружали Валера написал в своем посте.

Извините, я просто разозлился на фразу "По идее, наше начальство должно было их развернуть". Я рад, что никаких конфликтов не было. Игорь был очень светлый человек. Если он не шел на контакт, то видимо опасался, что его прогонят с горы.

Позвонил мне только что среди ночи дорогой мой американец Вовка Лихтенберг и молвил:
- Глянь, как тебя на Риске-то склоняют. Вякнул бы чего...

Вякну, куда денусь... Так что давайте считать, что месмерический сеанс по вызову моего духа прошёл успешно... Только вот ночь сейчас на дворе. Сил нет читать, вдумываться и вспоминать - а совсем не ответить тоже невозможно. Огромная тема. И непростая для воспоминаний - даже теперь, через 30 лет... Я скажу сейчас только самую малость, но на все вопросы обязуюсь ответить, если кому будет интересно их задать...

Мы выдвинулись из Сары-Могола 17 января 1990 г. Происходило это так:

До базового лагеря тащили скарб в две ходки 6 дней. Именно эти дни и были относительно солнечными, а дальше - всё как у ленинградцев.) Впервые мы встретились с ними - только что прилетевшими на вертолёте - на последней нашей ночёвке перед б/л. Разбирайтесь - может, кого узнаете:

Насчёт газовых баллонов меня мой телефонный американский Вовка немного срезал. Сказал, что таскал их вместе со мной - а на пик Ленина он с нами не ходил. Видимо, баллоны приключились годом позже на Северном Иныльчеке. Похоже, перепутались у меня в памяти эти два события. Ребят, тридцать лет прошло! - давайте относиться к таким моментам снисходительно... Но газ в ленинградской палатке, мне кажется, был. Мы заходили туда пару раз в гости, и было там невозможно, нереально тепло. А ещё там была большая банка со смесью мёда, грецких орехов и топлёного масла...)

От ленинградцев мы не прятались - от слова "совсем". Но и сердечности особой в наших отношениях не возникло. Перила их использовали - пещеры копали свои. Об этом с самого начала договорились с Леонидом Трощиненко - и это нас абсолютно устраивало. Конечно, мы предпочли бы работать полностью автономно, но такой возможности нам не выпало...

Идею минус 50 градусов я бредом не называл, но усомнился, что при такой температуре можно активно работать без тепловых масок. Наш термометр разбило ветром ещё в базовом лагере, и он навечно застыл на минус 30-и. Что было дальше - я не знаю. Холодно было дико. И такой ветер, при котором показания термометра уже не так и важны...

"Валенки, обмазанные эпоксидкой" у нас были вырезаны из пенопласта и обмотаны несколькими слоями капрона, пропитанного эпоксидкой. "Русские Кофлаки" - одна из великолепных задумок Вити Николаева. Они были гораздо теплее современных Millet Everest Summit 8000 - только неудобные очень: сапожных академий мы же не кончали... Вы мне, наверно, не поверите. Я и сам с трудом верю - но это факт... Лежишь, бывало, под утро в спальнике - дубеешь. Спать невмочь. Особенно ноги страдают - прямо отдают богу свою незамысловатую душу. И думаешь, "Ну ничего, скоро подъём. Встану, надену ботинки - ноги и ОТОГРЕЮТСЯ"...)

Наверно, много тем забыл охватить. Извиняйте. Завтра всё прочту от корки до корки - может, ещё чего сказать захочется...

Спасибо всем вам за этот незапланированный сеанс жёсткой ностальгии.
Лёша Братцев.

Супер! через 30 лет…

На вашей фотографии в зеленых ботинках и комбезе Леша Корень. Место не узнаю, возможно это на речке выше МАЛа.

Что касается газа – мы использовали балоны 27 литров, их таскать легче.

Интересны подробности Вашей экспедиции, может есть фотографии с маршрута? Восхождения без кофлачей и гортекса!.. об этом уже стали забывать…

Алексей, пожалуйста, напишите про Ваше восхождение отдельный пост! Заранее спасибо!

Всем спасибо за воспоминания!
Просто погружаешься в ту атмосферу, в те незабвенные времена.
Зимние горы в те года это нечто...
Про отношения туристов и альпинистов в те времена, в принципе всё написано правильно.
Был некий снобизм со стороны альпинистов, но совсем легкий...
И были люди, нет не простые рядовые участники, а те, кто были по тем временам разными ответственными лицами на различных альпмероприятиях, которые, скажем так "недолюбливали" самостоятельных горовосходителей...
Такие были времена...
Всем еще раз спасибо, ждем дальнейших рассказов...

Мне кажется если и были некоторые непонятки альп..-тур... то это на высоте. Но в советское время это был МАЛ с иностранцами и тп, потом по инерции теже люди действовали по привычке также ко всем приоходящим или заходящим мимо.
А косые взгяды в больших экспедициях, их и сейчас в Гималаях полно. Кто чьей веревкой пользовался, кто в чужой туалет сходил... , а потенциальные спасработы кому хотят настроение испортят
Мне кажется не стоит это сейчас поминать, все ходили в одни горы.
Кто то смог сходить один в 1979году вообще герой, не только потому что сходил, а потому что вообще в тот район попал. Тогда с границей все было сложно.

Я думаю всё зависит от нравственных качеств человека. Кирилл Кузьмин не стеснялся приглашать в свои экспедиции туристов https://www.risk.ru/blog/212689. Валя Божуков вообще с маёвскими туристами ходил https://www.risk.ru/blog/206607, https://www.risk.ru/blog/212184 и не гнушался нами. Как видели в предыдущем моём комментарии и Балыбердин, и Шопин не гнушались туристом Завьяловым. Душевные качества человека - вот, что главное! А не имеющим их - бог судья...

Слово гнушаться как о странно читать.
Мне кажется все кто серьездно ходил в горы самодостаточные люди.
Мне кажется к туристам это даже больше относится чем к альпинистам.
Туризм как бы особняком стоял в высоких горах. Больше свободы...
И им всем в общем то по барабану чьто мнение, ты знаешь что ты это сделал.
Этого хватает.
Я слышал что кто то несколько лет назад ходил на Победу один. Это было в середине 80х.
Но зная пропусную систему не понимал как это можно сделать.
Это как Маркс и Энгельс снялись на одной фотографии в профиль.
Не может быть...

Были варианты...
Пропуска оформлялись достаточно просто, по заявке от Спорткомитета.
Или для участия в разных топографических, геологических и т.п. экспедициях от различных Институтов...
Мы в 84, спокойно через заставу Сары-Таш туда и обратно в рамках Чемп.ВС , провозили человека...
Так же в 82 на Тянь-шане, работая в экспедиции, ты мог спокойно со своим пропуском, в погранзоне перемещаться в любом направлении. Там же, без разрешения начальства решили погулять вниз по Сарыджазу в направлении Китая, вполне успешно, правда вертолет летал искал, но нам удалось незаметно все же вернуться в Иныльчек...
Система охраны границ в горах, тогда работала по-другому...

Но вы все равно были привязаны к какому то мероприятию в том районе.
Поэтому и было бы интересно понять, как вообще он смог пройти в тот район,
или там была группа туристов один из которых сходил на гору.
1979 это и снаряжение другое, и главное психология восходителя.
Тогда небыло такого тренда ходить, восхождение в одиночку.
Значит это внутреннее

Очень хорошо помню объявление на стене Горьковского облтурклуба/облМКК:
следующие районы - хр. Кокшаал-тау (р-н п. Данкова и р-н п. Победы) и вост. часть Заалайского хр. - закрыты для проведения любых самодеятельных туристических мероприятий.
Это было точно между 86 г. (когда я в первый раз пошел в горы) и примерно 88-89 гг. (когда наша секция впервые поехала на Ак-Шийрак и, соответственно, мы размышляли о каких-то сопредельных районах).
Поэтому я бы не рискнул сказать, что "Пропуска оформлялись достаточно просто"...

Аваз Матхаликов - врач Вашей экспедиции. Мой подопечный и друг. О нём почему-то ни слова. Врач отличный и восходитель не из слабых

Врачей было двое. Сергей (фамилию не вспомню) приехал с нами из Ленинграда и был в базовом лагере. Аваз ходил с группой на восхождение. С обморожениями ему пришлось разбираться.

Позже, в начале 90-х я бывал у него в гостях в Ташкенте... какой был плов!.. Aibolit, при случае передайте Авазхону Фазыловичу поклон.

Я многих не упомянул... ни я, ни Валера не претендовали написать историю экспедиции. Мы хотели поделиться картинками, которые остались в памяти. В экспедиции было 25 человек, писать по памяти список - неблагодарное дело.

На сколько я знаю, Аваз продолжает ездить в горы и ходит.
Вроде последнее время он бывает у Грекова на Иныльчеке...

Прекрасные воспоминания и повествование. В избранное!

Alexey WL Spasibo za pamiat

Хочу сказать большое спасибо авторам обоих текстов о той эпопее за взгляд на знакомые вещи с другой колокольни! Ещё несколько слов о нашей экспедиции - кратко и без лирики. Было нас четверо: Игорь Разуваев, Паша Чечуев, Максим Чайко и я. Мы сделали два акклиматизационных выхода. Штурмовой лагерь был примерно на 6100 - чуть выше ленинградского. На вершине мы были вдвоём с Игорем 5 февраля, как уже сказал Никита Степанов.

Ссылка на фотографии, приведённая Никитой, к сожалению, умерла, когда гугл убил свою пикасу. Там у меня лежало под тысячу старых горных слайдов из десятка экспедиций. Дома они все сохранились, но вывешивать их куда-то ещё особого желания не возникло, поскольку никому-то они не интересны. Ту экспедицию я выложил в виде архива сюда:
Кому надо - качайте - я буду рад...

Поправляя самого себя (не без подсказки американских советников)) скажу, что на вершинной фотографии лежит ледоруб Игоря Разуваева, а не айсбайль. У Игоря было два очень похожих кайла - одно с молотком, другое с лопаткой. Но на чисто ледовом маршруте молоток совсем уж некстати, и там однозначно был ледоруб.

Alexey WL: Палатка наша стояла в русле ледникового ручья, тогда, естественно, абсолютно сухого. Это ещё что - подмытые берега тамошних Амазонок обеспечивали нас иногда вот такими экзотическими укрытиями для палатки:

На маршруте мы снимали, но мало и плохо. Вот, например, нижний ледопад, ~4600:

А вот вид на Алайскую долину из штурмовой пещеры 6100:

В архиве подобных перлов много, но качество, как правило, ещё хуже...

Murat: Большое Вам спасибо за интерес к теме! Не знаю, возьмусь ли я за составление связного текста о том нашем мероприятии. Давно дело было - забылось всё. Да и мало кому будет интересно это читать. Я подумаю...

Алексей, примерно треть (а может и половину) рассказа Вы уже написали здесь в виде коментов :)
Я, разумеется, не в праве Вам ничего указывать. Но очень коротко выскажу свою точку зрения - почему я считаю такие рассказы очень важными:
С развитием интернета, мы стали знать намного больше о том, что происходит в горах. (Часто новости приходят в режиме real-time; что, кстати, не всегда хорошо.) И мы можем узнать очень много об истории горовосхождений в тех странах, где и в "до-интернетскую эру" с информацией было все в порядке (Британия, Франция, Германия, Штаты).
А вот про множество важных, интересных, трагических, поучительных восхождений/путешествий из собственной истории - никто не знает вообще. И если история отечественного альпинизма более-менее представлена в сети, то горный туризм - почти нет. Или только в форме официальных отчетов. А такие рассказы, как Ваш, могут и должны закрыть этот информационный пробел.
Ну и "чтобы два раза не вставать" - тут же скажу спасибо Никите Степанову за его огромную работу именно в этом поле.

"...И если история отечественного альпинизма более-менее представлена в сети..."
Как бы да, представлена, но масса вещей к сожалению до сих пор неизвестна многим новым, да и старым горовосходителям...
Мало кто пишет к сожалению, много кто уже не напишет...и никто не узнает, как всё было...
Никто специально почти не копается в инете...
Чем и хороши такие посты, которые пробуждают интерес к истории горовосхождений в СССР.
Поэтому если есть желание, время и возможности- пишите, пишите и пишите...
Не ошибусь, если скажу, что это нужно всем!

Был еще рассказ Игоря Разуваева об этом восхождении в газете, кажется "Вольный ветер". Игорь мне подарил номер с этим рассказом. Я позавчера перерыл архивы, но не нашел. Если найду, то выложу. Там были интересные подробности - типа идеи с леской, чтобы найти дорогу назад при плохой видимости.

Специально для "американских советников", которые, оказывается, внимательно следят за происходящим на Риске: Вова, будешь здесь, - был бы рад встретиться!
С уважением Л. Гольцблат

Я бы не стал делить историю восхождений на высоте на альпинистов и туристов.
Это просто история горовосхождений на теретории бывшего Союза.
Вершине Победа все рано кто на нее поднялся. Интересно то как ходили в те годы, как добирались, снаряжение которым пользовались, люди того времени.
Читая Буля не задумываешся кем он себя считал, интересны фоторафии, как все происходило, мысли восходителя. Что они брали с собой любимое вино, сигареты, сиигары.
Одна фраза "было тяжело дышать, сел закурил" о многом говорит в нашем правильном, здоровом, толерантном обществе.

Марат, это не я делю - это задолго было до меня поделено. Если посмотреть сборник "Побежденные вершины" - про что там писали? Ага - официальный альпинизм. Правда, "Ветер странствий" был про всё. С остальным (вино, сигары; "Расположились в палатках, закурили по сигарете" - это из Эрцога) - полностью солидарен :)

Ну написали когда то, но сейчас тут зачем повторяем.
Сейчас официоз заканчивается в МЧС,
отметился и все, ходил куда хочешь.
Не буду спорить о фразах, где - когда, смысл ясен.
Эрцог это тоже классика

Murat, Say: Спасибо вам большое! Ладно, давайте считать, что вы меня усовестили.) Я постараюсь что-нибудь накорябать... Но я ведь графоман известный, и этот отчёт не будет коротким и не появится скоро. И советников буду активно привлекать к обсуждению: на мою память надежды мало...

alext: Та газета у меня есть - я сейчас держу её в руках. "Вольный ветер", июль-август 1990 г. Цена 40 коп.) Жёлтенькая уже... Если не возражаете, я отсканирую статью, отOCRю текст и выложу как приложение к своему планируемому отчёту. Спасибо, что напомнили!

LGoltsblat: До Вовки твоё пожелание донесём, даже если не прочитает.)

И конечно же присоединяюсь к выражению благодарности Никите Степанову за его летописную деятельность...

Все ждут!
Кстати, у меня почему-то такие же слайды с зимней Музджилги-85, которые снимал близко. нормальные в цвете, остальные такие же белесые...
Надо попробовать снова пересканировать.
Может зимой на высоте что-то с ультрафиолетом не так?

У Степанова явно прослеживается "родовая травма" при слове альпинизм, с другой стороны столько апломба и якания давно не встречал. В совке было много людей, кто не желал вписываться в ту систему, например, Фантик. Фантика тогда знали вопреки всему, практически, все. Кто такой Степанов тогда не знал, полагаю, почти никто. Могу предположить, получи Степанов власть в совке , то гнобил бы тех горных туристов как собак бешенных.

сразу видно, что т.н. "шведский соло-альпинист" - традиционной анти-ориентации.
в трёх подряд постах - пришёл и насрал.

был здесь такой персонаж - ghost, тоже из швеции и тоже ничего не писал а только срал комментами.
вы там в швеции - все такие, говнюки?

Alex Kasyanov хотел поставить МИНУС, а поставил плюс, даже сразу не заметил, никак не научусь комп в нужном месте гладить...
Большенство кто неплохо ходит или ходил в горы, кроме специфического сообщества мало кто знает.
Так сказать в "узких кругах", но эти круги достаточно проффесианоальные.

СтарыйЧайник2, Ну мы же договорились - на этих не реагировать.

Боря, впервые вижу поставленный тобой минус! Можно я ему отвечу. или воздержаться?

Ну, правила сильны исключениями.
А Вам Никита, лучше "гаду" не отвечать. Понятно чем закончится.
Будет очень справедливо, но есть вероятность, что придётся начинать новую кампанию "по освобождению".

P.S. Может и чуть запоздало, но как-то упустил момент появления в замечательном посте "господина из Швеции".

я только один раз, для идентификации этого мерзавца, чтобы все знали его предисторию

Нет, мы же договорились. Договор дороже денег.

Извини за нотацию, Никита, но когда ты находишься, а ты находишься в одной тусовке с Божуковым, Насоновой, Бритаровым, Джулием, Изольдой Шагинян, надо себя соблюдать и не ронять в никчёмной и низкой полемике. Вопрос закрыт, надеюсь

Да, Боря, закрыт. Но видно годы меня не берут - хочется ответить оплеухой!

"... К ночи застольная беседа переросла в дискуссию с оттенком мордобоя..."
. Сергей Довлатов "Заповедник"
;) - Коля

Никита, я не постеснялся поставить минус, обязательствами не ограничен