Зимой на п.Ленина 7134м (30 лет тому назад. Второе зимнее восхождение, январь-февраль 1990 года)

Пишет Valeri 1, 12.01.2020 14:44

Зимой на п.Ленина 7134м (30 лет тому назад. Второе зимнее восхождение, январь-февраль 1990 года, Альпинизм)

После экспедиции, меня часто спрашивали – с чем можно сравнить зимний высотный альпинизм . Ну, если в двух словах, то представьте: Вы две недели болеете гриппом (сопли, кашель, горло, головная боль, озноб, слабость), а теперь в тапочках и футболке выходите на мороз и несете мешок картошки на плечах 5-6 часов…….
……………………………………………………………………………………………………………………….
Вертушку нещадно бросало. Слева мелькали склоны п. Ленина, внизу морена , на которую мы должны были сесть. Механик прокричал
- Садиться не будем. Опасно. Разгружайтесь.
Мы с Лёхой потащили к люку груз и стали сбрасывать вниз. Последний баул улетел.
-Прыгайте
-Куда?! (под нами метров 6-8)
-Да мне по фиг. Через минуту уходим на хрен!
Я шагнул к люку…и полетел в неизвестность. Выплюнул снег изо рта и огляделся. Рядом откапывался, ушедший по грудь в снег Лёха. Груз был разбросан на леднике на расстоянии метров 200 часть , как и мы, пробила фирн и ушло на метр под снег. Холодно и ветер . Отдышавшись потащили груз к морене, до которой было метров 80-100. Решили, что сначала всё стащим в кучу, а тем временем вертушка привезёт остальных ребят и тогда будем ставить палатку. Спустя 3 часа, умотавшись, поняли, что больше никто не прилетит и армейскую палатку придётся ставить вдвоём . Еле натянули на деревянный каркас шатёр, ветер рвал из рук и норовил оттяжками попасть по лицу. Ещё пара часов выматывающей работы на 4200 и можно залезть внутрь , упасть и спрятаться от ветра. Планировалось, что вертушка бросит на ледник груз и нашу первую группу 5 человек. Но лётчик сказал, что он не камикадзе и улетел в Ош. Под завывания ветра и хлопанья брезента, первая ночь оказалась на удивление комфортной ( умотались так, что едва залезли в спальники, как моментально вырубились)Так началась наша эпопея на зимнем п. Ленина в январе 1990 г Экспедицию организовал Лёня Трощиненко. Зимний высотный альпинизм только набирал обороты. С 1986 г сходили три семитысячника и только восхождение команды Ленинграда на п. Корженевской обошлось без жертв.. Нас набралось 20 человек (ленинградская команда) с разным опытом, снаряжением, но единым фанатичным желанием подвига.
……………………………………………………………………………………………………………………….
Ветер, бесконечный, выматывающий леденящий ветер. Он дует вниз по склону, от него невозможно спрятаться или укрыться. Нельзя даже отвернуться. Он достает тебя везде. Находит малейшую щелочку в одежде. Раздевает, выматывает. Можно привыкнуть ко всему: усталости, холоду, даже к боли можно притерпеться. Но ветер подавляет волю, забирает силы. Думаешь только, когда же он закончится, хотя бы небольшая передышка. Движение вверх превращается в бесконечную пытку. Не успеваешь отмахивать руки-ноги, всё бесполезно. Хочется сесть куда нибудь спрятать голову, сжаться в комок и не шевелиться. Вся морально волевая подготовка через час летит к чертям. Что заставляет идти вверх вообще не понятно, но ты продолжаешь карабкаться, проклиная всё на свете….Смысл всей жизни сводится к сотне шагов , которые ты должен сделать. Сейчас только это важно, только это имеет значение Потом ещё сто шагов и ещё .по склону, которому не видно конца…..
…………………………………………………………………………………………………………………………..
В пещере на 6000 разместилось 8 человек, тесновато, но жить можно. У входа закипал автоклав и все были в радостном предвкушении ужина. Фыркнув, примус погас.
- Вот чёрт чуть чуть не хватило.
- Ща долью ,
с этими словами Салма потянулся к маленькой канистре (в которой было около литра бензина). Открутил насос у примуса и стал заливать топливо…
-Эй..эээ, Трощиненко попытался остановить его, но …раздался громкий хлопок. Сразу стало нечем дышать – взрыв моментально выжег весь кислород в пещере. Лёня пнул ногой примус в дырку входа и упал туда сам. Я попытался протиснуть голову между ним и стенкой выхода – дышать, дышать, дышать, сзади колотили в спину другие страждущие . Хватил воздуха и откинулся назад. Пещера наполнилась кашлем руганью и хрипом. Кого то выворачивало наизнанку. Пара человек лежала ничком на полу
-Ну ты турок - прохрипел Лёха Корень. Вроде обошлось – все живы и даже ругаться нет ни сил ни желания. На Победе так «сгорели - задохнулись» трое чехов. Нам повезло. Салму ещё долго называли «террористом», незлобно подкалывая.
…………………………………………………………………………………………………………………………
За две недели экспедиции, мы впервые в полном составе собрались в базовом лагере. Время подводить итоги. Мы шли по маршруту Аркина. По плану должна была быть отрыта пещера на 6400 (упёрлись в лёд, двое участников поморозились ) и провешен (хоть частично) кулуар, ведущий на предвершинный гребень - не получилось……. Это из минусов. Из плюсов….
Итак, что мы имеем. Пещера на 6 человек (6000 метров) и провешенные перила до 6300. Времени на один выход – он же попытка восхождения. Перед нами километр до вершины. Летом - нормальный рабочий день туда и обратно. А сейчас -40 и ветер, который валит с ног, плюс видимость 300-400 метров (мы ещё ни разу не видели весь склон целиком) не говоря о вершине (вообще есть она или это миф) У нас уже есть несколько заболевших и пара помороженных участников. Трощиненко сказал проникновенную речь, суть которой сводилась к следующему
.- Вот это и есть настоящий высотный зимний альпинизм. Риск входит в правила игры. Ты должен быть готов и рассчитать силы, чтобы успеть вернуться за светло к концу перил или рискуешь остаться навсегда «гулять» по северному склону. Без перил, в темноте найти вход в пещеру нереально. Прогноз погоды сулит полную «жопу» (куда уж дальше, за 14 дней я помню только 1.5 дня относительного затишья) , но вариантов всё равно нет . Короче – «вперёд и в верх – мы будем на щите» (или как получится)) Выходим с б/л двумя группами с разрывом в день.
В пещере на 6000 снова аншлаг. Нас 9 человек, которые завтра попытаются дойти до вершины, а где то на склоне четвёрка, которая штурмовала сегодня, но ещё не спустилась. Стемнело.
- Надо выйти подсветить.
- Да там видимость метров 100, что увидишь? (Вылезать на мороз в пургу – никакого желания)
- Пошли.
Миша Можаев потянулся к выходу – в холодную мглу. Тепло моментально выдуло . Стоишь будто голый и и светишь фонарём куда то вверх. Минут через 20 наверху показались огоньки. Ещё через час в пещеру ввалилась группа Лёхи Корня.
-Были?
- Да. Не все. Очень дует. Замёрзли.
У входа пещеры ,сложившись пополам кашлял Русяев. Несгибаемый Руссо – лидер команды Горного ин-та наш тренер . Лёха приходил в себя мучительно долго . Он почти лишился голоса и хрипел что то невразумительное, никак не мог проглотить чай, которым мы пытались отпоить его . Он не дошёл до вершины совсем чуть-чуть, развернулись уже на предвершинном гребне (нехватка светлого времени и ветер сделали своё дело.) Что может делать высота даже с такими «железными» людьми. Завтра наша очередь , единственная попытка.
Из пещеры я вышел последним.. Вернее вторым, но предательски соскочившая кошка спутала планы. В рукавицах, на морозе её невозможно одеть. Пришлось залезать обратно , поправлять амуницию и догонять всех.
Передо мной была последняя стометровая веревка перил, на которой одновременно прицепились 5 человек. Неожиданно очень быстро я уткнулся в спину впереди идущего. Движение было тягостно медленным, сразу начал замерзать. Промучившись 20 мин, плюнул, выщелкнулся из перил и пошёл параллельно по склону , вбивая ледоруб. Неожиданно для себя очень быстро стал обгонять людей с перил. Поравнялся с широкой спиной Троща. Лёня оглянулся, хмыкнул что то типа – и то верно, выщелкнулся и пошёл рядом. Впереди метрах в ста маячила только двойка восходителей. Кулуар выводящий на гребень оказался неожиданно крут. По нему как по аэродинамической трубе летел в лицо ветер и снежная крошка. Рука на ледорубе окоченела и приходилось отмахивать через каждые 10 мин. Вылез из кулуара на предвершинный гребень и чуть не полетел вниз настолько сильные порывы ветра гуляли по гребню. Маску на лице разорвало и через минуту левая часть лица потеряла чувствительность. Ладно, потом разберёмся (После экспедиции я около месяца щеголял чёрной помороженной щекой) Наконец то «запятая» - 50 метровое пятно зелёного ,бутылочного льда. Как же лезть? Ледоруб еле цепляется за лёд. Но первая двойка как то же поднялась . Смотрю внимательно и вижу, что метрах в 10-12 вверху колышется вмёрзшая в лёд старая верёвка. Нужно «добежать» и зацепиться за неё В три такта начинаю «забег» . Любая ошибка может стать последней , стоит споткнуться и уедешь, как с горки километр вниз ( вообщем , до плато на 5400 одни уши доедут). Сердце бешено колотится, последний шаг и мёртвой хваткой цепляюсь за верёвку, прощёлкиваю самостраховку. В 10 метрах ниже, Трощ смотрит за моими телодвижениями. Потом машет рукой в сторону и отходит метров на 5 правее и начинает подъём по СТУПЕНЯМ! , вырубленных первой двойкой. Из за ветра и обмороженной щеки я не посмотрел в нужном направлении. Уф, а то как потом спускаться даже подумать забыл. Ну, вот и всё, как говорится – все пути идут вниз, - что делать? На вершине первая двойка- Можаев и Лёха Дорофеев – махнули рукой- мы вниз…..э, а поговорить?. Присаживаюсь у барельфа Ленина, рядом Трощ достал из пуховки фломастер и попытался написать прямо на барельефе – хватило только на дату – 04.02.1990 -замёрз. На вершине очень неуютно. На рюкзаке у Лёни градусник упёрся в отметку -50 (дальше не было шкалы), торжественные мысли из головы выдул ветер, мы просто кивнули друг другу – нормально, пару фото неубиваемым фотоаппаратом «смена» ,валим домой.

Потом был спуск в пещеру. Полёт метров 50 кувырком вдоль перил –расслабился, зацепился кошкой. Долгий путь до б/л. 11 часовая дорога в КАМАЗЕ (погоды нет, вертолёт не прилетел). Сумбурная пьянка в Оше. Короткая заметка в «Советском Спорте». И незабываемое блаженство на дастархане в чайхане, когда можно наконец то ни о чём не беспокоиться, в тепле и уюте, где вдоволь горячего чая и еды.
P.S.
Потом было и чёрное лето 1990 года, когда почти вся эта команда была сметена чудовищной лавиной ( погибло 43 человека из них 21 ленинградский альпинист) с плато 5400 («сковородка») . Потом были долгие , мучительные поиски в трещинах ледопада. Отчаяние и неоправдавшаяся надежда на чудо.
И стойкая неприязнь к этому холодному пику.

Спасибо за впечатляющий рассказ. То, что сделала ленинградская команда, - действительно подвиг.

Эпопея описана бесподобно! Лаконично! Ярко! Правдиво! Пробирает до мурашек по телу! Спасибо!

Супер!!!!
3 раза перечитал...
и еще раз перечитал https://www.risk.ru/blog/217237
Пиши еще!!!

Можно еще и этот эпичный рассказ перечитать http://www.mountain.ru/world_mounts/pamirs/2004/lenina_afanasiev/

Прочёл на одном дыхании. Эта история поразила до глубины души. И то что произошло с другом повествующего, и то как к автору относились люди когда он пытался добраться домой.

Позвольте вопрос, вы не знаете есть ли возможность выйти на автора статьи?
Очень хочется задать ему пару вопросов.

я думаю что его аккаунт на mountain ru уже совсем не актуален.

Можно. Могу, кажется, дать телефон или электронку. Только нужно получить у него на это разрешение. Представьтесь, пожалуйста, но только в личку.

К сожалению, не знаком с автором. Я вообще тут человек почти случайный (бывший спелеолог), но эта история меня точно также поразила. вот уже 15 лет прошло, а до сих пор ёкает.

Да, всё так - ветер, постоянный, продувающий насквозь, космический холод, мёртвые горы и мёртвое солнце. Всё поимел на Муз-Джилге зимой. Вернее, гора нас поимела по полной. До сих пор не пойму, как выбрались оттуда без жертв. Низко склоняю голову перед Памятью о Лёне Трощиненко и о погибшей команде Ленинграда, которая в 1986 зимой на Москвина стала мне родной

Отличный рассказ. Хорошо пишете слово.
Очень жаль было читать концовку рассказа, про чёрное лето 1990го. Соболезную.

Хорошо написано! Внимательно прочитал,

Вы почему-то не упомянули о группе туристов, которые шли за вами следом, буквально дыша в затылок. Группа московских туристов под руководством Разуваева И.Ю. в составе: Братцев А.В., Чечуев П.?., Чайко Максим ?, в январе месяце пришла на ледник Ленина из Алайской долины на лыжах. Выбрали маршрут Якова Аркина «в лоб». Поднимались вслед за группой Трощиненко (Ленинград). На пик Ленина 05.02. поднялись Разуваев и Братцев, вслед за группой Трощиненко, поднявшейся 04.02. «Обувка» туристов оказалась надёжнее чем «кофлаки» альпинистов – они не отморозили себе ни одного пальца. https://picasaweb.google.com/115989487630183866078 На сайте турклуба МАИ в разделе фотоочерки и галереи. И ни о каких ужастях - типа - 50, и речи не было. Вы с ними пересекались и, если не изменяет память, пили вместе в одной чайхане. Могу уточнить у Лёши Братцева. У Игоря уже не спросишь.
Увидите Лёшу Корня и Леонова передавайте от меня привет.

Мы поднялись на вершину 04.02.90. Свернули лагерь и уехали 07.02. На леднике и на поляне в то время туристов ещё не было. Они пришли несколько позже. В Оше тоже не пересеклись. Ребятам повезло с погодой, да и наши верёвки слегка помогли. Мы потом с удивлением смотрели на фотографии где видна вся гора и ясное небо. У нас из 19 дней, только два была приемлемая погода.

Valeri 1, прекрасный рассказ, на одном дыхании. В избранное!