На днях на сайте ФСТР выложили "Перечень классифицированных перевалов..." (http://www.tssr.ru/www/phportal/docs/mountain/pereval/). Там новая редакция разделов по Центральному Тянь-Шаню, Матче и Такали. Работали мы над ним почти 5 лет и за это время к нам в руки попало много материалов. К сожалению, иногда мы не могли внести эти материалы в "Перечень...". Это происходило, если:

«Хан-Тенгри - могучая и строгая пирамида, где на семитысячной высоте розовые и белые мраморы соперничают своим блеском и чистотой с залитыми солнцем снегами. Ночью эти ледяные гребни, и мраморные стены холодно поблескивают под луной. Глаз не в силах оторваться от простых и изящных контуров пика, царственно возвышающегося над мощным и огромным ледником. Он виден отовсюду, издалека. Над сухими степями, над зелеными предгорьями встают бесконечными грядами горы. Тянь-Шань – далекие тени иного мира»
В августе 1963 года группа томских туристов в количестве 8 человек, при участии двух московских туристов, совершила поход по Центральному Тянь-Шаню в районе пика Хан-Тенгри со стороны практически не обследованного ледника Северный Иныльчек. Это был первый спортивный горный поход клуба «Янтарь» под руководством Стаса Петрина. Впервые через 30 лет после группы Гусева, был пройден перевал Пролетарской печати. Группе удалось обойти труднопроходимое высокогорное озеро Мерцбахера, преодолев часть пути по плавающим льдинам. Обратимся к дневникам тех лет.По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)

"Золотой" траверс пиков Коммунизма-Корженевской командой Узбекистана. 1975г. Часть 1-я. (Альпинизм, траверс п. Коммунизма-Корженевской 1975г., альпинисты Узбекистана, Эльчибеков В.А.)
В одной из групп на фейсбуке об альпинизме Узбекистана мне сегодня встретилась ссылка, приведенная Раджаповым Рустамом, - интереснейший, на мой взгляд, материал о "золотой поре" узбекского альпинизма, команде "эльчибековцев", - в статье журналистки Илоны Ильясовой с сайта газеты nuz.uz, написанной со слов и с фотографиями участника того легендарного траверса. Мастер спорта и автор множества отличных горных фотографий, Константин Минайченко проживает сейчас в Америке. Встретился с Илоной, и она передала мне для публикации здесь, на Риске, расширенную версию той статьи, с дополнительными фото, не вошедшими в первоначальную статью. Пока публикую - первую часть.
Фото Константина Минайченко
Записала Илона Ильясова

Когда мы в 89 ходили по Музколу – постоянно смотрели на юг, на восточную часть Северо-Аличурского хребта. Информации у нас по нему тогда не было. Вообще.

Иначе это не назовешь: особый талант - находить красивые горы и ходить на них красивые сложные линии.
Феноменальное умение находить горы. Фаулер и Рамсден - на Диком Западе (...Непала, Альпинизм, куда поехать в октябре, Gave Ding, Far West Nepal, Mick Fowler, Paul Ramsden)
Наконец, пришла весьма наглядная информация по восхождению британской связки Фаулер – Рамсден в cеверо-западном Непале на пик Gave Ding (6571м): северная стена, альпийский стиль, пять дней движения вверх и два дня спуска, 1600 м категории ED+, сложный микст на большей части маршрута.

Рассказ Александра Яковенко о восхождении на пик Победы команды Федерации альпинизма России, проходившее при поддержке ОАО Рособоронэкспорт

И фиг с ним что провинция, что далеко, и что Кавказ милей и ближе. Помнится Борис Андреевич Студенин, гуру и пр., топая в тумане траверс 20 лет- Делоне, как тибетскую мантру повторял – «и как же здорово что я, полистав справочник альпиниста (4500 максимум, тепло и сухо), сдуру сунул в рюкзак двойные вибрамы». Ну да, мы уже третий день вслепую шаримся по плато, в тумане и снегопаде, а с Аккема по связи говорят что они загорают и пекут блины. Блины были уже перебором.

Итак – 100 лет истории восхождений в районе массива Белухи, Алтай, Катунский хребет.
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)

Нудное это дело, писать отчеты о первопроходах.
Мне обычно около года надо, чтобы набраться мотивации.

Пока что картинки. В классификационную комиссию наши маршруты только осенью попадут.

Пик 5010 - предлагается название Сибирский и кт.тр. 2А.
Хорош для акклиматизации и просмотра душевных видов на Кара-Су, Пирамидальный и прочие прелести.
Каравшин, 2014. Вдруг кому в 2015-м пригодится. (Альпинизм, пик Сибирский, темерев, первопрохождения)

Велопоход по Индийским Гималаям август-сентябрь 2014 (Путешествия, гималаи, индия, кашмир, ладакх, занскар, велотуризм, велопутешествие, отчет)
Всего 10 минут назад мне ехалось довольно легко, но асфальт внезапно закончился, и теперь каждая кочка сбивает дыхание, и от этого хочется остановиться и отдохнуть. Чувствуется явная нехватка кислорода. Разболелась голова. Но время поджимает уже скоро закат, а нам нужно проехать еще 3 километра и набрать последние 100 метров высоты. Впереди перевал Тагланг Ла 5328м. Самый высокий в нашем путешествии и на данный момент самый высокий в моей жизни...

Непобежденные вершины. (Альпинизм)
На альпресурсах принято писать о героических восхождениях и покоренных вершинах. Редко встретишь статью о неудачном восхождении. Я хочу рассказать именно о таких экспедициях. Может быть мой опыт кому и пригодится.

Для разработки нового "Перечня перевалов..." мы активно используем каталог ледников (старое советское издание). Там есть схемы ледников по долинам и их названия. Это помогает точнее привязать перевалы к местности. Так что тем, кто будет готовить маршруты, будет легче понять их местонахождение.

Не по классике на пик Ленина. Сольный первопроход пятой категории в тех же краях. (Альпинизм, тюлюпо, томск, дугоба, тюлюпо, томск, дугоба)
Вид на маршрут Скурлатова 1967 года из Ачик-Таша.

Чем бы таким себя развлечь неплохому альпинисту - технарю под пупом Ленина, чтобы не помереть со скуки за сорок дней топтания по классике? Вопрос непростой, потому что район Ленина, по моему опыту, совершенно уникален. Тут нет НИ ОДНОГО склона, который можно было бы на полных основаниях назвать стеной. Зато, здесь каждый сезон собираются тысячи человеков, которые желают заплатить деньги за право хвастаться побыванием на семитысячнике (так примерно я сформулировал отношение многих клиентов к альпинизму). А я могу погреть руки на этом костре тщеславий, и в междусменку сделать что-то такое, чтобы почувствовать, что альпинизм все еще существует. Такой настоящий альпинизм, в котором на вершину не ведет слоновья тропа, в котором остаешься наедине с горой и знаешь, что каждый мелкий косячок уменьшает твои шансы на выживание.

В поход я готовлю сушеную курицу.

Сушеная курица своими руками (Альпинизм, сушилка, мясо, сублиматы)

Весною 2014г. компания AIRPANO с воздуха произвела съемку hi-res панорам гор Северного Кавказа от г. Казбек до г. Эльбус.