Пик Визбора, 5960, Китайский Тянь-Шань.

Пишет А. Джулий, 17.05.2016 15:33

Пик Визбора, 5960, Китайский Тянь-Шань. (Туризм)
Роясь тут в сети по отчетам/рассказам невольно обнаружил, что часть походов под моим руководством хотя бы в виде отчета/фотоочета в сети отсутствует - а жалко. Поэтому, читая воспоминания/фотоотчеты о старых походах, решил тоже немного добавить своего из ранее пройденного. Пока представляю поход 2006-го года. По первым Китайским экспедициям планы были определены - то есть, ехали мы туда за одной целью - пик Военных топографов по южному ребру. Но цель-целью, а желание проделать это все в рамках хорошей шестерки также доминировало в технологии подготовки планов - мы все же туристы... На фото - Визбора Зап. 5853 с запада. И весь подъемный гребень с перевалом Чонтерен Ю.

Так выглядит пик Визбора почти с вершины Военных топографов - маленькая "пимпочка" в южном гребне В. Победы. Но реально - вполне самостоятельная вершина.

Почему? Топографов с юга мы увидели впервые в 2002-м году, и это ребро просто взорвало мозг - мне его хотелось пролезть прямо сразу, но... В первой экспедиции это было невозможно - тут каждый шаг был первопрохождением и нужно было осмотреться. А во второй (в 2004-м) - да, мы не могли такую "конфетку" не включить в план. Но съесть ее не получилось. По той же причине - район практически неизвестен. А в 2004-м на этап акклиматизации заложили п. Кашкар, 6435 - первопрохождение длинного северного гребня (в общей сложности - траверс 6-ти вершин выше 5000). И плюс любимая Тянь-Шаньская погода. В результате тот сезон Кашкаром и закончился. И задача автоматически перекочевала на следующий сезон, состоявшийся в 2006-м году.

Пик Визбора, 5960, Китайский Тянь-Шань. (Туризм)
Военных топографов, южное ребро.

И теперь мы заложили более гуманную (но и более низкую) акклиматизацию - никем не пройденный п. 5960 м. А поскольку 2006-й год объявлен был годом Визбора (честно говоря, до сих пор не знаю - почему), мы и запланировали назвать вершину в его честь. Ну а так как высота маленькая (для последующей задачи - лезть почти на 7000 по совсем не простому рельефу), то естественно планировали как минимум пару ночевок на высоте, близкой к высоте вершины. Ну и ходить вверх и вниз по пути подъема - не по-туристски, а значит - траверс. Для начала траверса выбрали простую седловину в южном отроге В. Победы, в нескольких километрах южнее нашей вершины (мы эту седловину прошли в 2007-м году, назвали перевал Чонтерен Ю., 1Б), далее длинный снежно-скальный гребень, практически горизонтальный, а затем - резкий взлет к вершине 5853 - п. Визбора Зап. И далее уже почти высотный траверс в тени п. Победы на Визбора Гл. и вниз. Ну и конечно, начинать сходу траверсом 5960 тоже как-то не очень, поэтому в начале заложили выход перевалом Кичиктерен на восток (перевал тоже был пройден во второй экспедиции, в 2004-м). И с него попытались влезть на ближайшую вершинку что-то в районе 5150-5200, но попали в грозу и сколько-то метров не долезли (сколько - не знаю, т.к. ничего не видели и в какой-то момент развернулись. А когда стало видно, следов уже не было.

Начало траверса массива Визбора.

А затем - главная задача - пик Военных топографов. С него мы планировали спуститься на север и затем пройти несколько уже пройденных перевалов (Хрищатого и Тугбельчи), после чего закончить маршрут. Увы... Один из участников слегка приболел на 6000, и пришлось нам с Топографов отползать обратно, но об этом не в этой части...

Было ли реально пройти весь маршрут так, как мы и планировали? Не знаю... Когда-то давно, делая походы с большим количеством "веревок" (т.е. технической работы, связанной с организацией "перил") я для себя обнаружил, что примерно после 4-го километра веревок все так надоедает, что всякое желание провешивать очередную веревку практически отсутствует... А в этом нашем походе, техническая часть которого закончилась после спуска с Военных топографов, мы в общей сложности провесили порядка 10 км...

И так - грузы на месте, базу расконсервировали. Гитара вполне живая, газа два баллона - вполне хватит. Наша базовая палатка стоит, продукты - раскиданы и поделены, радости жизни на период отдыха расползлись по сусекам, можно выходить. (Так и хочется добавить - нас провожает стая журавлей, радостно каркая).

Пик Визбора, 5960, Китайский Тянь-Шань. (Туризм)
Базовая палатка и наша кухня.

Радости жизни. Или как скоротать вечерок...

Кухня...

Стратегические запасы...

Добавка...

Азия... Куда без чая и арбузов?

Для души...

А это - мы...

Краткая справка по п. Визбора: расположен в южном отроге Восточной Победы, протяженность которого порядка 10 км, разделяющего ледник Чонтерен на западную и восточную ветви. Отрог этот от В. Победы километра 4 (до п. Визбора Гл., 5960 м) идет практически на юг, затем поворачивает на запад параллельно хр. Кокшаалтао, до п. Визбора Зап., 5853 м, и далее опять практически на юг спускается к леднику. Таким образом, массив Визбора - это еще и шикарная обзорная точка южной стороны п. Победы. Технически траверс классифицирован 4Б к.тр. У первопроходцев (т.е. нас) занял 10 дней. Комбинированный. Пройден с юго-запада на юго-восток. Это такая красивая подкова получилась.

Пик Визбора, 5960, Китайский Тянь-Шань. (Туризм)
Начало - снежно-осыпной перевальный взлет, а дальше снежный гребень с карнизами, переходящий в скальный забор, который издали выглядел совсем безобидным. Затем снежно-ледовый взлет западной вершины, на которую мы вылезли в метель. Зато на следующий день любовались обалденными видами...

Участок Западная-Главная

Спуск...

Пик Визбора, 5960, Китайский Тянь-Шань. (Туризм)
Нижняя часть спускового гребня.

От западной до главной, и незначительная часть спуска - довольно простой гребень с карнизами, потом ледовые сбросы (5 веревок), далее совершенно обалденный гребень с карнизами, еще 7 веревок по льду через карниз, потом немного скал (в основном, связки, где-то - небольшие дюльфера) - и простая осыпная седловина, с которой сбегаем в нашу базу, отдыхать и готовиться к топографам...

В целом определяющие участки - это скальный "забор", на который мы потратили почти полтора дня и спусковой конгломерат сбросов, двухсторонних карнизов и др. прелестей. На "заборе" каких-то сверхтрудностей нет, все лезется, скачешь вверх/вниз, рухлядь, страховка в основном за выступы, но есть и участки лазания, короткие, максимум, пожалуй, до 20 м, но лезть надо без рюкзака. Ну а основные "прелести" - на спуске, так что если этот траверс идти в обратном направлении, будет хорошая 5А.

Ну вот, теперь немного фотографий:

Пик Визбора, 5960, Китайский Тянь-Шань. (Туризм)
Снежная часть гребня от перевала на подходе к скальному "забору". Красной линией - обход большого скального жандарма.

Скальный "забор"

На пути к Визбора Зап.

Пик Визбора, 5960, Китайский Тянь-Шань. (Туризм)

Пик Победы. Бивак сразу за вершиной Визбора Зап., 5853 м. Раннее утро, ветер... И солнце...

Траверс Визбора Зап. - Визбора Гл. 5960.

На вершине...

Начало спуска...

Главная вершина с подвершинного плато.

С предвершинного плато. Пик Кашкар - наши "приключения" в 2004-м году. И пик Визбора Зап. И много еще, никем не пройденного...

Ледовый сброс...

Вид вниз на гребень с двухсторонними карнизами...

Перед выходом на узкий гребень. Вид вверх, ледовый сброс уже не видно...

Пик Визбора, 5960, Китайский Тянь-Шань. (Туризм)
Провал на гребне с двухсторонними карнизами, и обход провала...

Обход провала, выход на "пимпочку" 5000 м (обрывается карнизами во все стороны).

Спуск с "пимпочки" через карниз и по льду...

Скальная часть спуска...

Визбора Гл., 5960. Вид с нижней части южного ребра п. Военных топографов.

Визбора Гл., 5960. Вид на маршрут спуска с нижней части южного ребра п. Военных топографов.