БЕЛУХА 1914-2014

Пишет babur, 09.07.2015 08:59

И фиг с ним что провинция, что далеко, и что Кавказ милей и ближе. Помнится Борис Андреевич Студенин, гуру и пр., топая в тумане траверс 20 лет- Делоне, как тибетскую мантру повторял – «и как же здорово что я, полистав справочник альпиниста (4500 максимум, тепло и сухо), сдуру сунул в рюкзак двойные вибрамы». Ну да, мы уже третий день вслепую шаримся по плато, в тумане и снегопаде, а с Аккема по связи говорят что они загорают и пекут блины. Блины были уже перебором.

Итак – 100 лет истории восхождений в районе массива Белухи, Алтай, Катунский хребет.

на фото выше: Массив Белухи с юга
на фото выше: Массив Белухи с севера

1) 1914 26 июля

1)1914 Борис и Михаил Троновы 1914 год, 26 июля. Первовосхождение братьев Троновых на высшую вершину Алтая Белуху Восточную (4506). Вершина достигнута после трех неудачных попыток. в. Белуха Восточная (4506), с юга, через седло Белухи и южное плечо главной вершины, (2Б).
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
Про это восхождение, как и про предыдущие попытки, с восхождением группы профессора В.В.Сапожникова в июле 1898г
http://az.lib.ru/editors/s/sapozhnikow_w_w/text_0020.shtml на седло Белухи с л.Катунский, описано в разных вариантах и во многих источниках. Отмечу лишь что с братьев Троновых пошла традиция групповых срывов при спуске на седло. Благо крутизна склона и перепад верхнего края немаленького бергшрунда позволял вполне благополучно перелетать через трещину с выполаживающим выкатом на седло, и за 100 лет эта удачная конфигурация не менялась. А летали тут и летом и зимой, и в 30е, и в 60е, и позже. Традиция… Один мой хороший приятель, после тесного знакомства на этом склоне с кошками напарника, срочно обзавелся пышными усами. Так и носит их, не снимая, уже лет 40.
на фото выше: вид с Сев. вершины Зап.Белухи
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
на фото выше: Вид на Вост.Белуху с седловины Троновых (пер.Белухинский, пройден с зап. на вост. в начале 80х, если правильно помню - прибалтами)

2) 1933 г.

На вершине были 13 августа 1933г, в 17 часов. Маршрут В.Абалакова. п\п с пер.Делоне – п.Делоне – в.Белуха лето Пройден траверс с л.Аккем на л.Геблера, от ГМС Аккем до ГМС Катунь. В. М. Абалаков (рук), В.П. Чередова, М.Я. Дадиомов, Е.А. Казакова, сибиряки и уральцы, новички в горах — А.Торбеев, Смирнов, Сазонов, В.Ольшевская, Н.Андреева. Четыре барышни – первые женщины на Белухе. И будь ты в будушем хоть трижды гуру, но когда тебе 27 то девушек много не бывает, а авантюрой подобное он назовет уже когда ему будет за… все мы человеки, и ничто человеческое нам не чуждо. Кстати до 1982г ЗМС по альпинизму было человек 50, из них будущих ЗМС трое в этой группе, в том числе В.Абалаков (№3, 1941г), его жена В.Чередова и Е.Казакова – все в будущем входили в команду В.Абалакова. Младший брат Евгений Абалаков (1907-1948), первым взошедший на п.Коммунизма это звание не получал, ну да Виталий все же был штатным работником, а Евгений всего лишь скульптором. http://www.altay-secrets.ru/arhivy/na-versinah-altaa
« Инструкторская группа похода, организованного Обществом пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), прибыла из Москвы. В нее входила супружеская пара опытных альпинистов – В. Абалаков, возглавлявший поход и В. Чередова, а так же М. Дадиомов и Е. Казакова. Через 20 лет Е. Казакова, вспоминая те годы, отметила свой совершенно незначительный альпинистский опыт к началу похода . Сибирская группа участников похода состояла из Смирнова, Сазонова, В. Ольшевской, Н. Андреевой и кинооператора А. Торбеева.* Ольшевская была студенткой Новосибирского транспортного института, Андреева швеей, о Смирнове и Сазонове никаких сведений нет. Из всей пятерки (сообщение о шестом участнике-новичке вероятно ошибочно) некоторое представление о том, что их ожидает, имел только Торбеев, который в 1931* году участвовал в неудачной попытке восхождения на Белуху. Остальные пребывали в блаженном неведении. Первые уроки альпинизма они получили уже в процессе похода. Восхождение осложнялось плохой погодой (отсутствие видимости, буран, гроза), а так же тем, что восходители не имели ни примусов, ни спиртовых горелок. Поэтому питаться они могли только всухомятку, а жажду утоляли растопленным в руках или на солнце снегом.
Опорными пунктами маршрута были 2 метеостанции, созданные в 1932 году в истоках Аккема и Катуни, на которых расположились вспомогательные группы. Восхождение изобиловало приключениями и заняло 5 дней, отчасти из-за плохой погоды. Во время прохождения гребня Делоне под Торбеевым рухнул снежный карниз, Оператор повис над километровым обрывом, судорожно прижимая к себе кинокамеру. На спуске Дадиомов http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6170 поспешил, сорвал связку, и тройка доехала до Седла «своим ходом», к счастью без травм. Отдохнув два дня на ГМС Катунь, инструкторы поднялись от метеостанции по правобережному склону Катунской долины к леднику Черному, прошли вдоль ледника к слиянию трех его потоков и, поднявшись по скалам на Катунский хребет, перевалили на его северную сторону (перГерда?). По одному из притоков ледника Мюшту-айры на кошках спустились на основной ледник и, преодолев многочисленные морены, прошли к Кочурлинскому озеру. От берега озера по первому правому притоку группа поднялась на хребет и крутым ледником спустилась в сторону Аккемской долины.»

на фото выше: Пик Делоне, Восточная и Зап. Белухи с северо-востока

на фото выше: Пик Делоне и Зап.Белуха со стороны п.Караоюк
на фото выше: Вост.Белуха с пика Делоне. Справа ниже Южная и Северная вершины Западной Белухи

на фото выше: Пик Делоне со стороны Вост.Белухи

на фото выше: Пик Делоне со стороны Вост.Белухи. Справа на Делоне идет ребро Хакимуллина

Первую попытку подняться по этому маршруту приписывают англичанину Самуэлю Тернеру, (в марте 1903?), который пишет что поднялся до высоты 4300?м и отступил увидев что дальнейший путь идет по большим карнизам над л.Менсу. Летом 1926г, впечатленные картиной обрыва этих карнизов, где-то от вершины п.Делоне отступили Б.Н.Делоне http://www.mountain.ru/mkk/pers/delone.shtml (1890-1980, будущий академик и ЗМС по альпинизму), Н.Н.Падуров и студент-москвич Н.В.Зельгейм (один из рьяных сторонников путешествий соло, тело обнаружено летом 1931г на седле Эльбруса, на котором он до этого бывал уже не раз. Именуя себя известнейшим путешественником Зельгейм писал: “Главное в моих бродяжничествах – созерцательно-эстетическая и спортивно-целевая сторона; не скрою роли самолюбия и честолюбия. Конечно, мне весьма приятно, что ряд мною уважаемых личностей признают мои достижения заслуживающими внимания. Многим импонирует, что я борюсь в одиночку. Да потому что я не годен для общежития, никому неинтересен и по ряду причин, в том числе и материальных, не могу объединиться… Я, мягко выражаясь, “патологический”. Давным-давно на все махнул рукой, раньше частенько подумывал о “самоустранении”, ехал на Кавказ, не рассчитывая определенно на возврат…”). Все трое - работники Ленинградской разведочно-геологической партии АН СССР, рук.Н.Н.Падуров. (Как сам писал об этой экспедиции уже в то время доктор наук и один из немногих дореволюционных альпинистов России Б.Н.Делоне: : «В 1925 году при маршрутной съёмке геолог Нехорошев наткнулся на одно интересное месторождение на северных склонах Белухи. Для проверки его данных в 1926 году был послан другой геолог. Он-то и пригласил меня как альпиниста помочь ему, а я пригласил моего друга-альпиниста Н.В. Зельгейма (сына покойного уже тогда основателя дореволюционной русской кооперации в сёлах Павлово и Варсма, дело которого очень ценил В.И. Ленин).
Этот Н.В.Зельгейм был любопытным человеком, любителем природы и альпинистом-одиночкой, что тогда очень осуждалось. Так, например, осенью следующего 1927 г . я получил от него открытку, в которой он сообщал, что один поднялся на вершину Казбека и там переночевал. Затем один поднялся на самую высокую вершину Цейской подковы Уилпату, и было так красиво, что он провел там две ночи, а потом спустился по Караугомскому ледопаду в Дигорию, перешёл через Штулувцек на Дых-су и при ночевке на перевале Дыхнысеуш (так в рукописи) был лавиной со Шхары «побит о камни сажень пять», но остался жив.»
( Опять же Делоне характеризуют одним из немногих дореволционных альпинистов. А тот же С.М.Киров в 10-11гг сходил и на Эльбрус и на Казбек)
Интересно, что эта экспедиция Падурова пересеклась на Алтае с такими известными личностями как Григорий Чорос-Гуркин и Николай Рерих. Чорос-Гуркин непосредственно участвовал в экспедиции Падурова, был ее проводником и художником. В фондах Национального музея Республики Алтай хранится несколько десятков его этюдов и рисунков этого периода. На одном из листов карандашом нарисована линия горы Белухи и сделана запись: «Восход на Белуху в 1926 году. Б. Н. Делонэ, Падуров Н.Н., Зельгейм».
Николай Рерих с другими участниками центрально-азиатской экспедиции в 1926 году посетил Алтай на пути в Монголию и Тибет. Член экспедиции и друг семьи Рерихов Зинаида Фосдик записала в своем дневнике: «Вечером нас посетили геолог Падуров, профессор математики и студент университета, которые только что приехали в деревню [Верхний Уймон]. Первый очень симпатичный, из геологического комитета Ленинграда. Они жили месяц на Аккеме, занимались научными исследованиями, нашли радиоактивность. Взбирались на Белуху, рассказывали об удивительной красоте этой местности».
Фотографии Падурова, зарисовки Гуркина, рассказы этих увлеченных Алтаем людей... а экскурсоводы столько говорят о "мистичности" появления Белухи на картинах Н.Рериха, который сам Белуху не видел.
Возвращаясь к карнизам пика Делоне – уже «участник сибирского похода В.Абалакова кинооператор Торбеев, вызвав обвал карниза, повис на веревках (он шел средним в связке), свободно раскачиваясь над километровым обрывом к леднику Менсу». А «поспешивший Дадиомов соскользнул и сорвал всю связку, подобно братьям Троновым, прокатился до седловины, удачно перелетев подгорную трещину, и отделался незначительными царапинами».
Второе прохождение этого маршрута – 1937г.
Следует учесть, что зимой и в межсезонье зап.склоны и гребень Делоне зачастую подпадают под ураганные ветра – А Кириков в отчете по 6А, май 2003г. пишет что при спуске по гребню на пер.Делоне порывом ветра напарнику подбило ноги так, что он касался склона только ледорубом. Вообще на Алтае погода, как на Победе, определяет многое. Тот же пер.Делоне случалось сегодня до самого верха проходить без крючьев и перил, с фанерками-снегоступами, а через день спускались с полной навеской, по бутылочному зимнему (летом!) льду до самого бергшрунда. Поэтому и ходят Абалаковский маршрут когда и за день от томских до томских, а когда и, как Абалаков, - с тремя ночевками на гребне. Хотя там от Делоне до Белухи и ночевать вроде негде, сплошь карнизы да ножи.
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
на фото выше: Самое удобное место для ночевки на сев плече пика Делоне.

на фото выше: Вид на Вост.Белуху с п.Делоне

на фото выше: Последний взлет на Вост.Белуху справа п.Делоне

на фото выше: Вид с Восточной Белухи на Сев.Бугор и 20 лет Октября

(Пишут, что «В рамках подготовки к восхождению на Белуху Самуэль Тернер впервые взошел (есть фото в его книге) на вершину Ак-Оюк (3614 м). Он дал ей название Willer"s Peak. Но это название не прижилось. Судя по надписи на приводимой здесь фотографии, высоту Ак-Оюка Тернер определил в 17800 футов (около 5425 м), что далеко от истинного значения.» Хотя если судить по фото, то мне ближе утверждение что «В марте 1903 года английский альпинист Самуэль Тернер попытался взойти на Белуху с Аккемского ледника через гребень, сейчас носящий имя Делоне, но отступил с высоты около 4200 м. Тогда же он покорил вершину, сейчас известную как Броня (3260 м).»)
Поскольку с Ак-Оюка вид открывается такой
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
То подпись в английской книжке неправильная. сомневаюсь что англичанин был и на Ак-Оюке (оценить его в 5400!?). Мало соответствует фото и Броне.

1936 год

По результатам альпиниады 1935г - первое удачное зимнее восхождение???: «В феврале студенты того же новосибирского транспортного института (будущий НИИЖТ) в составе Е. П.Алексеев (командир перехода), С. Нагибин, В. Ханыгин, Л. Шлямин, П. Евдокимов, И. Бородулин из г. Новосибирска предприняли 22-дневный лыжный поход по маршруту Бийск — Иня — г. Белуха – Б. Берель — Семипалатинск. Участники этого похода первыми достигли Восточной вершины Белухи в зимнее время.» Замечу только что руководитель перехода Евгений Алексеев – участник альпиниады 1935г http://altai.adl-22.ru/node/1679 , первовосхождения на З.Белуху в 1936г, нескольких первопрохождений в массиве Белухи в 36-37гг, восстанавливал альпинизм в Новосибирске после войны, председатель альпсекции Новосибирска в 50-е годы.
хотя как мне кажется на вершине они не побывали http://www.vtourisme.com/turizm-na-altae/istoriya-turizma/44-na-lyzhakh-k-belukhe-1936
Так что скорее всего первое зимнее восхождение на Белуху выглядит так: 1973г, февраль, практически по маршруту Троновых, но чуть южнее, В.Пивоваров, Е.Великанов, Н.Плетнев, В.Говор, В.Повелко, его друг из Н-кузнецка Асосков, и приятель Великанова из Казани.
Несколько ранее томичи (Меньшиков из ИЯФа ) в юбилей В.И. Ленина взошли, тогда же и Г.Андреев с командой.(апрель-май 1970г)

3) 1936

1936г, 27 июля п\п на Западную Белуху: Летом 1936 г. в верховьях Катунской долины остановились 10 альпинистов во главе с начальником погранзаставы Печерским. Они поднялись на седловину Белухи и начали подъем на западную вершину по крутому фирновому гребню. Дальше альпинисты перешли на крутой ледяной склон, по которому, двигаясь с рубкой ступеней, на крюковой страховке, достигли вершинного гребня. Высшая точка представляла собой снежный конус, метров на 30-50 превышающий уровень гребня. Под запиской о первовосхождении на западную вершину подписались Печерский (А.Ф.Гетье?), Е.Тимашев, А.Н.Изергин(а), М.Билевич, В.М.Белов, Е.П.Алексеев, С.П.Лебедев, Г.Корзун, Герус. Александр Гетье (сын личного доктора семьи Ленина) в 1933г участвовал в первовосхождении на п.Коммунизма (дошел до высоты 6900 где и провел 4 дня с сердечным приступом), а в 1935-1936гг руководил альплагерем по подготовке новичков на л.Катунский, расстрелян в 1938г. (в разных данных о первовосходителях на З.Белуху присутствут\отсутствут Гетье, Корзун, Печерский) http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6032 http://www.alpklubspb.ru/persona/gote.htm
Вообще если по 1935г информации много, то по 1936 все обрывочно, хотя в пошивках газеты Советская Сибирь что-то должно быть "из первых рук".
Кстати (или не кстати) – в 30-е годы, судя по отчету Е.Алексеева, главной вершиной Западной Белухи считали то, что ныне называется северный Бугор (он же пик Томск, северный бастион…) Ну да по последним измерениям он таки оказался выше южной вершины. История в стиле пика Победы. Думаю правильней было ввести названия Южная и Северная вершины Западной Белухи, заодно это должно исключить споры о том кто на Зап.Белухе все же побывал, а кто нет.
на фото выше: Южная и Северная вершины Западной Белухи, вид с седла

на фото выше: Вид на Зап.Белуху с Восточной

на фото выше: Вид с седла Зап.Белухи на гребень до пика сев.бугор. Справа Вост.Белуха и уголок от Делоне

4) 1937

1937 авг, Алексеев Е.П., Мездриков Б.Б., Белов В.М., Новосибирск, а\л ТЭУ -траверс Западной вершины с запада на восток через западное плато, подьем с л Черный, спуск через седло Белухи. http://tlib.ru/doc.aspx?id=32088&page=4

на фото выше: Зап.Белуха со стороны пика Мюшту-Айры

на фото выше: Движение с седловины л.Черный к Зап.Белухе на фоне п.Мюшту-Айры

5) 1937

1937 авг Алексеев Е.П., Мездриков Б.Б., Белов В.М., Новосибирск -траверс Восточной вершины с востока на запад с подходом по Большому Берельскому леднику, с подьемом на седловину, ныне носящую название пер.Большое Берельское Седло(ББС). http://tlib.ru/doc.aspx?id=32088&page=12
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
на фото выше: Восточный склон ББС, 2 фото с разницей 70 лет

БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
на фото выше: Массив Белухи с ю-в, с л.Большой Берельский. Слева – южная и северная вершины Зап.Белухи, облако скрыло Раздельную, правее облака – вост плато Вост.Белухи, ниже наложен пик Берельский. Справа п.Делоне с ребром Хакимуллина

При подъёме группа взошла на пик, которому дала название Берельский (с л.Б.Берельский до вост плато Вост.Белухи поднимались в полном тумане, разглядев в разрывах километровый! сброс на север и помня шикарные виды с Берели прорисовали прохождение Катунского хребта через п.Сухова-п.Берельский- В.Белуха); а не через п.Сухова-перТКТ-Раздельная-В.Белуха. С той поры так и пошло, включая проведенную «по водоразделу» границу с Казахстаном.

на фото выше: В центре Вост.Белуха, левее седловина Троновых (Белухинский) и гребень петухов на Раздельную. Правее Белухи вост плато, в правом нижнем углу п.Берельский и видно ребро М-та Алексеева 1937г. Следы натоптаны по м-ту «по подушкам»
Массы ледового обвала этой шапки хватило чтобы в феврале 1997г «с концами» накрыть группу В.Кичина, Кемерово. Встали на ночевку «как обычно на старом месте», никого не откопали. А 20 июля 2005 года, когда на расположенный на склоне горы лагерь горовосходителей из Минска обрушилась огромная масса снега и льда (белорусские туристы в это время готовили завтрак) четыре человека погибли, пять туристов были травмированы. Одного нашли только в 2007г, один так и числится п\б. И такие случаи на склонах пер.Берельский не редкость.

БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
на фото выше: Вост.плато В.Белухи. Вид с Вост.Белухи. Слева п.Делоне с ребром Хакимуллина, в центре л.Менсу, справа гребень 50 лет-Корея-Сапожникова-Сухова
на фото выше: прохождение карниза при выходе с восточного плато Вост.Белухи на вершину. 1983г

С начала 80х наиболее популярным становится маршрут восхождения на Вост Белуху с л Аккемский, через пер.Делоне, седловину ББС, в обход пика Берельский.
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
на фото выше: Вид с пер.Делоне на ю–вост. Слева направо – Корея, Сапожникова, Сухова, ББС
на фото выше: Пер.ББС – первая слева седловина

Уже после 2000х пройдены западные варианты ББС – вверх по ледопаду, и спуск? из-под пер.ТКТ
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
на фото выше: Вост.Белуха с правого истока л.Б.Берельский – выход под пер.ТКТ

на фото выше: Белухи с юга. Слева даже виден 20 лет октября с м-том по зап.гребню. Справа, на фоне п.Караок виден кулуар ББС

6) 1937

1937 Б.Б.Мездриков, Е.П.Алексеев, В.М.Белов, Е.Петровская http://tlib.ru/doc.aspx?id=32088&page=24 траверс западной части массива Белухи с ледника Черный на Аккемский ледник через западное плато. Группа прошла вдоль всего западного плато и взошла на гребень и вершину, замыкающие плато с запада. Вершине дали наименование Пик ХХ-летия Октября (высота 4167 м). и спустившись на Аккемский ледник по восточному контрфорсу 20 лет. Этот и другие маршруты на\через п.20 лет октября несколько ниже.

7) 1937

1937 спуск группы альплагеря Катунь с З.Белухи на прав исток центр ветви л Геблера (на подьем с выходом на Зап.плато пройдено в 1985г Е. Говор+5 как седло Крыленко)
М-т на седло Крыленко 1985г. верхний цирк в снежной обстановке под боем карниза

Как мне кажется – это первое восхождение на южную вершину Зап.Белухи, как и первый траверс северная – южная, поскольку при прохождении траверса с л.Черный южную вершину, судя по отчету, не задели.

«Кроме того, были совершены первовосхождения на пик Берельский и Черную сопку (3500 м), возвышающуюся над языком Катунского ледника. В 1937 г. инструкторы и участники лагеря ТЭУ ВЦСПС совершили траверс вершины, спустившись на юг, на среднюю ветвь Катунского ледника.»

1938 год. Последнее довоенное восхождение на Белуху совершила группа из Спортивного общества «Спринт», после чего этот район не видел туристов до 1952г.
В этом же году группа московских альпинистов совершила восхождение на вершины Катунского хребта Борис (3375 м), Ярлу (3320 м) и Кара-Оюк (3825 м).

8) 1953

1953 траверс массива Белухи, вост и западной, с востока на запад (с л.Менсу через п.Берельский со спуском по стене м-ду ледопадом и п 20 лет на л.Мюшту-Айры) Е. Казакова (руководитель группы), А. Данилович, Н. Хакимуллин, А. Пепин и В. Курочкин.

9) 1953

1953 Делоне по ю-вост ребру с л.Менсу Н. Хакимуллин (руководитель), В. Худяков, К. Клецко 4А
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
Пик Берельский, В.Белуха и пик Делоне с гребнем Хакимуллина.

В рамках экспедиции Е.Казаковой http://www.vtourisme.com/turizm-na-altae/istoriya-turizma/187-kazakova-e-a-k-vershinam-katunskogo-khrebta
были пройдены и следующие маршруты: - Траверс п 50 лет КПСС с вост на зап. п\в 1953г. А. Данилович (руководитель), П. Андриашин, Г. Волынец и В. Курочкин траверс занял 36 ходовых часов и был оценен составом экспедиции IV-Б ск-лед
- п. Сапожникова с пер.Высоцкого 1953г п\в П. Андриашин (руководитель группы), В. Худяков, В. Усталов и К. Клецко http://www.russianclimb.com/russian/kletsko.html ???
- траверс пика Героическая Корея с зап на вост п\в 7 авг 1953г А. Пепина (руководитель), В. Просвирина и В. Усталова. 4а, лед на подьеме, скалы на траверсе.
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
Записка случайно найдена группой Талапина через 50 лет. История весьма занимательная http://www.romantic-ustu.ru/Otchety_uploaded/olegmi/katunski_talapin_06.pdf
в камнях тура на какой-то из вершин Зап.Белухи записки альпиниад 30х годов так и не найдены))

10) 1963

1963г по ц.кф. 20лет октября Г. Андреев, В. Меньшиков, В. Ольшанский, Е.Кузнецов
«Ю.И. Коновалова: Главное восхождение было очень серьезным, даже по нынешним временам: выход по северо-восточному ребру на пик 20-летия Октября, далее Западная Белуха - Восточная Белуха – пик Делоне и спуск на перевал Делоне (сейчас 5Б)". Аккемская подкова: 20 лет – западная – восточная – Делоне, 15дней, из них 9 подьем на 20 лет . Снаряжение тех лет разительно отличалось от современного, да и того была явная нехватка. На всех ребят была одна пуховка. В общем, поморозившись и насрывавшись вдоволь, ребята маршрут все-таки прошли, затратив на это дело 15 дней. Так был создан костяк томской команды.»

11) 1963

1963г означенный в классификаторе как м-т Хижняка с пер.ТКТ по ю гребню, по «петухам» Хижняк В.Г., Иванов А.А., Скрябин Г.М., Спиридонов Л., Лобанов С., Денисов В., Гусев Б., Молодежников А., Зеков В. Выложенный на сайте ФАР отчет описывает не подьем с пер ТКТ через петухи, а маршруту 1937г, от седловины п.Берельский (обрывы с карнизами вправо, предвершинное плато и преодоление карниза за 200м до вершины – так что адназначна!).
При том как в те годы рисовали отчеты томичи, не исключаю что Хижняк может быть ходил и по петухам тоже, но в данном отчете нарисовано другое.
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
1 – с пер.ТКТ по петухам 3Б 2 – по ю-в склону 3Б 3 – по подушкам 3А 4 – м-т 1937г 3Б

на фото выше: «петухи» 1981г
Опять вернемся к классификатору: Не очень понятно, кстати, каким образом О.Муравьев в 1986г, поднявшись с севера на перемычку между 50 лет и Кореей и уйдя ВЛЕВО, на 50 лет, обозвал это дело – по СВ склону.

1970г. В отчете Л.Спиридонова по траверсу 50 лет – Урусвати упоминается о зимнем восхождении Томичей на Вост.Белуху с л.Аккем. Второе зимнее после Е.Алексеева 1936г?
Еще про ранние зимние на Белуху - от Николая Плетнева: "Академгородок конечно далеко от Н-ска, но и в нем были энтузиасты зимних восхождений на Белуху. В 72 г. Великанов был участником разведки восхождения с Геблера. Руководитель Володя Пивоваров. Месяц март. О чем есть рассказ Валеры Хвостенко http://www.stolby.ru/mat/hvostenko/belukha/II.asp . 23 февраля 73г. мы взошли через восточный ледопад-плато-петухи. Участником был Валерка Говор. В марте 74г. мы с Великашей делали п. Разоружения(Кара-оюк) и Рериха. С этого времени я лет 10 наслаждался зимней Белухой и ее окрестностями. В 78г. траверс Делоне-В.Белуха-п. Берельский-пер.Делоне с Юдиным и С. Прозаренко. Новый год встретили в пещерке на перемычке Делоне-Белуха. На Томских встретили новокузнечан (Федулкина)."

12) 1970

1970, май Делоне по левому сев-зап. ребру. 4А, Г. Андреев +?
(левый (сев) контрфорс п.Делоне - п.Делоне - В.Белуха 4а)
(Здесь и далее о томских экспедициях в кавычках выдержки из рассказа Ю.Коновалова) « Мой тогдашний шеф, соратник, учитель и друг Г.Андреев, человек, которому Все-мало. Если рассказывать о всех его многочисленных достоинствах и увлечениях, то получится отдельная книга. Мысль о восхождении на Белуху с севера у него засела еще в первой Томской экспедиции 1963года, откуда начался отсчет официального томского альпинизма.
И только в семидесятом году в апреле-мае был перед летними выступлениями проведен короткий разведывательный сбор в районе Белухи. Был пройден северный, ближайший к Аккемскому перевалу (ныне пер.Делоне), гребешок с выходом на основной восточный гребень и по нему на Белуху. Маршрут, кстати или некстати еще не классифицирован (ориентировочно-4а).»

13) 1972

1972г 28 июля- 11авг. Андреев, Н. Дьяченко, Ю. Коновалов, А. Овчинников северо-западная стена п.Делоне (пузо на Делоне), 5Б
«В 1972 году на первенстве ЦС "Буревестник" разыгрывался приз Льва Мышляева - выдающегося альпиниста, перед этим погибшего. Томская команда прошла северную стену "Делоне" и выиграла этот приз. "6"-ку нам за это не дали, хотя на Кавказе есть иные маршруты, гораздо слабее этой стены, да и в тот 1972 год 2-ое и 3-е места заняли кавказские 6-ки, ставшие в предыдущих 70 и 71 гг чемпионами Союза. Провинция.»
на фото выше: Нитка 1 – м-т Г.Андреева 1972г, №3 – м-т Кирикова, 6А, 2003г

1972г 23 июля- 2 августа « Вторая команда (Л. Спиридонов, Н. Родионов, Ю. Корзунин, Ю. Устиновщиков, А. Пугачев, С. Авраамов) прошла полный траверс аккемской подковы от пика 50-летия КПСС через Белуху до пика Рериха ? (Урусвати?) 5Б, заняв 3-е место на ЦС "Буревестник". Они слава богу, все живы, кроме Лёхи Спиридонова, и трое из них, Пугачёв, Родионов и Аврамов живут в нашем “ридном” г. Томске. Скажу лишь одно, на прохождение этого траверса было затрачено 10 дней.» http://climb.tomsk.ru/viewforum.php?f=31&sid=91831c7d84b2a999468450188d4cbd66
на фото выше: Пик 50 лет и Корея, пер.Делоне, вид с Ак-Ока. Справа по краю идет контрфорс Андреева 1970г 4А

Добавлю от себя что полностью этот траверс до сих пор вроде бы не повторен, хотя попытки были и неоднократные. Примечательно что на Западную Белуху группа зашла проработав с седла влоб скальное ребро на сев.Бугор (пик Томск). В 1963г вдоль этого ребра аварийно валила группа Г.Андреева, тут же зимой 78 ссыпалась группа В.Федулкина, Новокузнецк.
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
на фото выше: Вид с Восточной на Западную: Южный и Сев.Бугор (пик Томск). Вроде как по последним данным Северная выше Южной))

14) 1972

1972г ленинград т\к Вектор по ледопаду с л Троновых на л.Черный. вариант ледопад – Зап.Белуха – Вост Белуха прошла в 1981г группа туристов из Вильнюса, рук. А.Юцявичус
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
Слева ледопад Мюшту-айры (Вектор), справа ледопад Париж. Между ними черный угол пика Вектор с единственной на Алтае 6Б (хоть и для зимы)

В 1978 году в феврале при попытке первопрохода по ближнему к стене ребру п. Делоне погибает связка из двух председателей клуба "Аида" - действующего В. Аксиненко и предыдущего А. Шепелева. Непогода и отсутствие опыта. Зимой и весной проводились спасательные работы. Ребят сняли, экспедиция в том году не состоялась.
на фото выше: Ближний гребень – ребро Андреева 1970г, за ним ребро «председательского» маршрута на п.Делоне

15) 1981г

«Осенью 1981г (2 сентября) , совершая восхождение по ребру "Председателей" (ближний к стене контрфорс Делоне) гибнет вторая связка геологов: С. Суржанский и Р. Агишев, причем Суржанского так и не нашли. В те годы, надо сказать, шестерки еще не делились на "а" и "б", а вообще шестую категорию ввели в конце шестидесятых годов, хотя опять-таки эта градация по трудностям относительна. Во всем цивилизованном мире, кроме нас никто не пользуется. Маршрут называется по имени первопроходцев. Первые печальные ласточки Саша Шепелев и Витя Аксиненко, погибшие в феврале 1978 на Белухе, Рома Агишев и Серёга Суржанский спустя три года прошедшие их маршрут- ребро Делоне, левее нашей стены и улетевшие с карнизом на пути к Белухе. Геша Волков и Дюша Петрушин остались живы, Дюша спрыгнул в другую от карниза сторону на север. Юра Утешев, который принимал участие в поисках и транспортировке в те годы под Белухой. Совсем недавно погиб в Гималаях. Толя Шлехт тоже забрали Гималаи. Гена Волков, который уцелел на маршруте председателей ( я в сердцах так его назвал в 81г), спустя 9 лет погиб внизу в автокатастрофе вместе Петей Заречневым и братом Вити Аксиненко Валерой. Мы восстанавливали после пожара дачу «Психов», мы сами себя так называли, и мужики после работы поехали в Зырянку порыбачить. Порыбачили.»

16) 1981г

1981 2 сентября С.Бабурченков Новосибирск п 20 лет октября по зап гребню

17) 1983г

Первое восхождение группой В. Граковича по центру Аккемской стены Белухи, правее лапы, через седло, категории сложности 4Б. В.Гракович, В.Солобоев, В.Якубовский, Н.Гурский, МАЛ. 1983 год, а не как в классификаторе 1982. Думал поначалу что это у меня с память глюки, но мужики подтвердили что у меня еще не все так плохо))
на фото выше: Средняя часть «лапы» вариант Е.Говора 1985г
на фото выше: Подход под ледовые сбросы 1985г
на фото выше: Выход к седлу по полям
на фото выше: после прохождения с стены Белухи: слева направо инструктора МАЛ Валя Гракович, Валера Якубовский, Сергей Бабурченков, Вадим Вейко, Игорь Мешков, Валера Векслер, Володя Трубников. Снимал Володя Солобоев

17а) 1984г, 2-5 авг. Локтионов В.М., Кочетов В.С., Вейко В.П., Солобоев В.Е. крест Белухи с подьемом по лапе центр контрфорса, левее м-та Граковича, МАЛ.
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)

Лето 1985г - массовый "Звездный поход" с восхождением на В.Белуху по м-ту Троновых - 504 участника (кто до вершины, а кто только до седла), организатор Валерий Говор и Новосибирский Клуб Туристов.

1986г 14 июля Белов А.М., Афанасьев А.Е., Десятов Ю.Р., Рыбалко Л.М. (Саяногорск-Иркутск) м-т по Аккемской стене на перемычку Делоне, начало слева от бутылки, ледово-скальный, в верхней части вправо, на фирновые поля. 5А, забито 10 скальных и 95 ледовых. Это по их отчету, а не как обычно рисуют – по бутылке и влево, на поля, как в 2000г прошла группа Жигарева О.Л., Новосибирск.
на фото выше: М-т Белова 1986г

18) 1985

1985г 3 сентября Афанасьев А.Е. на Вост Белуху по Аккемской стене по диретиссиме соло
выход на маршрут в 4 ночи, по бутылке, спуск по м-ту Граковича с возвращением на томские стоянки к 10 часам утра.
"соучастница" восхождения Галина Афанасьева погибла на Актру в 1998г. http://www.vtourisme.com/turizm-na-altae/istoriya-turizma/43-pamyatnik-galine-afanasevoj-na-aktru
на фото выше: М-т Афанасьева 1985г

В зависимости от состояния склонов сложность и опасность аккемской стены год от года может резко отличаться, соответственно и народ уже находил множество вариантов. В том числе и такие:
на фото выше: м-т Московских, 1986г

19) 1986

1986г Афанасьев А.Е. на Зап.Плато по Аккемской стене, сн-лед грудка правее диретиссимы на зап.Белуху (соло? группой?)
по этой же грудке, но уже зимой, в феврале 1992г поднялась группа из Новосибирского Академгородка, рук.Жираковский +6, уйдя дальше на траверс Зап.Белуха-Вост.Белуха-Делоне февраль
Жираковский Владимир - рук., Горелик Виталий, Давыдов Дмитрий, Дробышев Игорь, Кулигин Сергей, Сень Алексей, Файзуллин Марат

1993 год. Первопрохождение по восточной стене пика XX-летия Октября на Ак-Кеме (Стас Крылов, Юрий Петров, Евгений Попов, Игорь Пегель). ???
Опять же, если я все правильно понял, в 1996 году в рамках ЧР этот контрфорс прошла двойка Тумялис-Плотников (вроде бы с одной ночевкой). И в классификаторе маршрут стоит как 5Б.???

20) 1996г

1996г 21 авг Плотников И.А., Тумялис В.В., Алтайский крайспорткомитет, по Акккемской стене на Зап.Белуха с сев по диретиссиме С стены, 5А, 1 место ЧР ледово-снежный класс, 8 баллов (нитка №5)
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)

1996г 21 авг Слободчиков И.В., Зятьков Н.А. , Аккемская стена, на седловину м-ду Делоне и В.Белухой по линии падения воды 5А. 3-е место ЧР, ледово-снежный класс, 5 баллов
Вначале левее пути Белова, в верней части без выхода на поля взяли косой еще чуть левее, на стыке «книжки». Подьем на седловину за один день. Одновременно москвичи, Муралев А.Н. с 21 по 23 авг. . 26-28 авг 1996г Плотников И.А.-Тумялис В.В. Алтайкрайспорткомитет – третье прохождение м-та. (Нитка №2)
Тут же отчет Слободчиков-Зятьков с25 по 26 авг 96г По кулуару левее Кирикова 2003г,

БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
затем перед сложными скалами резко вправо выход на м-т Андреева-Кирикова, затем по скалам опять вверх-влево (дамская титька этак на 3й номер), затем выход на сн поле и делее на вершину Делоне В некоторых отчетах этот маршрут с титькой на фотографиях пишут как Москва, 96г). И тут же они же 28 авг 1996г на Делоне чуть левее, по левой скуле ц. контрфорса (вариант председательского м-та?)

2000 год. Игорь Левкин (Барнаул) и Иван Усанов (Горно-Алтайск) на парапланах спустились с Восточной вершины Белухи и попали в Книгу рекордов Гиннеса России.
2002г зима в.ХХ-летия Октября (Ц) (4160), СВ стене /вариант маршрута А.Афанасьева,2002/, 6Аз
2003г. 05.05-11.05. П.Делоне по СЗ стене. А. Кириков (Томск), А. Проскурин (Новокузнецк). 6А
(фото повторно) Нитка 1 – м-т Г.Андреева 1972г, №3 – м-т Кирикова, 6А, 2003г

2003г 10 авг. Дмитрий Щитов, Новосибирск, спустился на лыжах по аккемской стене. http://www.youtube.com/watch?v=Ey4G2Rk4DSw Если правильно помню - в тот год ему 45 стукнуло))
Перед этим, в 1996г, он же совершил спуск с Вост.Белухи через ББС. http://www.rasc.ru/resorts/russia-siberia01.shtml http://altabaza.ru/filmospuskenagornihlijahsgorybeluhi/
https://www.youtube.com/watch?v=CzeHklTbigc#t=83 - спуск по части бутылки

21) 2006г март

пик Вектор В. Иванов, М. Бриц, А. Авдиенко, И. Слободчиков Новосибирск, 6Б

маршруты на 20 лет Октября

пик 20 лет Октября. Он же Кочурла-Баши, она же Корона Алтая (или, как вариант, западный зуб короны – пик 20 лет Октября, а восточный зуб короны – Корона Алтая. Хотя как посмотреть – полукружий короны тут два, одно на Аккемскую сторону, одно на Кучерлинскую).
Первовосхождение совершено с 31 августа по 4 сентября 1937г (отсюда и название 20 лет) новосибирцами, инструкторами лагеря ТЭУ (базировавшегося в истоках Катуни у л.Геблера) – Е.П.Алексеев, Б.Б.Мездриков, В.М.Белов, Е.Петровская http://tlib.ru/doc.aspx?id=32088&page=24 Они же дали и название. Дело было после закрытия лагеря, и группа решила пройти от метеостанции у л.Геблера (была такая до войны, начало работы обеих октябрь 1932) до ГМС Аккем. Начало подьема на плато по найденному и пройденному ими же чуть ранее при восхождении на Зап.Белуху кулуару с л.Черный, далее взошли на западную, визуально более высокую вершину короны,
спуск по вост ребру на л.Аккемский. На спуске при прохождении верхнего бастиона у них улетел рюкзак по ходу вправо а затем они и сошли с гребня в ту же сторону сначала по скалам а затем с выходом на снег. Западная вершина 20 лет в какие-то годы полностью укрыта снегом, иногда, пишут, к с-в проглядывают камешки, я лично камней там не видел. Первовосходители сложили тур вначале спуска по ю-в гребню – интересно снял ли кто-нибудь их записку? Кстати – Е.Алексеев руководил первым зимним восхождением на в.Белуху в феврале 1936г.

1953г Несколько особняком стоит второе восхождение – лето 1953г, Е. Казакова, А. Данилович, Н. Хакимуллин, А. Пепин и В. Курочкин. Их Экспедиция имела базы на оз.Аккем и на л.Менсу, но после прохождения в заключении работы экспедиции траверса в.Белуха – з.Белуха – 20 лет Октября ими было принято решение спуститься не на Аккем, а провесить 1200м (по их описанию) по скалам ограды Зап.Плато на л.Мюшту-айры, да еще вначале веревку по нависающей фирновой шапке. Видимо тоже не от хорошей жизни – конец маршрута как-никак. http://geolmarshrut.ru/biblioteka/catalog.php?ELEMENT_ID=919 Записку Казаковой 1953г с зап.Белухи снял Г.Андреев в 1963м, они же собрали кучу записок 1937г с вост.Белухи, не снятые в 1953г Казаковой.
ниже фото чтобы оценить м-т спуска
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
1963г, м-т Г.Андреева. Почему-то экспедиция томичей (подьем по центральному с-в ребру с28 июля по 4 авг, с Делоне спустились 11 авг) 1963 года, Г.Г.Андреев, В.Ф.Меньшиков, В.П.Ольшанский, Е.С.Кузнецов, поднявшаяся на 20 лет третьими), заброску по этому ребру не делала. По описанию заброску или вспомогательную группу с заброской они ожидали встретить в районе Зап.Белухи. Времени они потратили на подьем на 20 лет больше запланированного, остались без продуктов и топлива (от слова совсем), и не увидев встречающих, не имея сил на траверс по неприятному снежному гребню, начали аварийно, со срывами, ночевками, валить на седло белухи прямо с перемычки между главной зап.Белухой и северной предвершиной (он же п.Томск, он же Северный бастион), вдоль скальныхгрядок. Уже при выходе на выполаживаживание похороное настроение отменяется – увидели спускающихся на седло с вост вершины (тоже по Троновски – с перелетом через бергшрунд) группу В.Хижняка (в отчете - Г.Шварцмана), которые о том что они должны были делать заброску ничего не знали – пришли только от того что группы Генриха Андреева долго не было http://climb.tomsk.ru/viewtopic.php?f=31&t=271&sd=d Не зпервыми на подьем претендовали новокузнечане, зимой 1978г , группа В.Федулкина. Которые точно так же и в том же месте в жуткую непогоду аварийно валили от Зап.Белухи на седло. Только у них в срыв ушла вроде бы вся группа, и отделаться только легкими обморожениями и штопкой рваных ран на голове им не удалось – были переломы, были медленно умирающие в выкопанной на седле пещере. Примуса не работали – снег топили над горящим в алюминиевой миске бензине. Историю эту нигде в интернете не видел, а за давность лет помню только что после нескольких дней такого сидения самый уцелевший (кто бы напомнил фамилию, как-то на Л – Лебежев, Лемешев… - геройской силы воли мужик) в одиночку спустился до ГМС Аккем, через пер.ТКТ и Делоне, с проваливаниями в трещины и ночевками в выкопанных норах. Вызванный вертолет тогда впервые работал на седле Белухи. (В эту же непогоду нас просто сдуло с траверса пер.Каратюрек – ГМС Каратюрек: никакие маски и попытки прикрыться рукавичками не спасали от обморожений. Пройдя едва ли половину свалили к Кучерле. За 2 недели от Тюнгура и до Тюнгура помню только нескончаемый резкий ветер с секущим снегом). http://www.stolby.ru/mat/hvostenko/belukha/III.asp http://www.stolby.ru/mat/hvostenko/belukha/III.asp «В январе к Володе(Пивоварову) приехали на консультацию новокузнецкие туристы. Добры молодцы, косая сажень в плечах. Они пришли с той же идеей. Но мы-то планировали свой поход на лето, а они собирались открыть новый перевал уже в феврале. Володю несколько расстроили такие конкуренты. Парни производили хорошее впечатление, но опыта для зимней авантюры у них было маловато. Володя посоветовал им перенести поход на лето. И даже предлагал кооперацию. Но парни верили в себя и пошли как наметили.
Поход их закончился трагически. Они вышли на плато и с него на штурм Западной вершины. Соблазнились кажущейся ее близостью и простотой пути. Катастрофы в горах развиваются лавинообразно. При подъеме сорвался и травмировался руководитель. На плато спустить его не удалось, так как разыгралась непогода. Ребята вырыли пещеру. Запас продуктов, снаряжение, палатка остались внизу. Пурга не стихала, нужен был врач. Раций в те времена туристы, как правило, не имели. Один из ребят, а всего их было пятеро, вышел за помощью. Парень проявил настоящий героизм. В одиночку добрался до метеостанции и вызвал спасотряд. На спуске он потерял кошку, срывался, но преодолел все. Когда спасатели, наконец, вышли к пещере, в живых не застали никого. Эхо этой истории неожиданно докатилось к нам через двадцать лет, в 1997. Но это сюжет для отдельного рассказа.»

В 1996г 14 авг группой В Слободчикова Андреевское ребро было пройдено за день, а весь траверс за 4 дня, с 14 по 16 авг (второе прохождение).

1972г с л.Аккем по лев контрфорсу. Тарабрин Ю., Холманских Г., Корзунин Ю., Родионов Н.
А вот ребро новокузнечан в отчете Л.Спиридонова по траверсу 1972г 50 лет – Урусвати упоминается опять же как первопрохождение группой Тарабрина с заброской для траверса и восхождением на 20 лет Октября. Думаю что это первое прохождение на подьем.
Еще раз про траверс 50 лет КПСС – Корея- Сапожникова-Сухова-обе Белухи-20 лет-Урусвати, пройденного томичами в 1972г, - Спиридонов Л.К., Родионов Н.К., Корзунин Ю.К., Устиновщиков Ю.И., Пугачев Н.Л., Авраамов С.В.. И пусть чистого первопрохода у них был лишь кусочек 20 лет-Урусвати (кое-где встречается что оканчивали на п.Рериха, но судя по отчету не дошли даже до Урусвати, их вершина Раздельная где-то в районе нынешнего пер.Славутич). Причем от 20 лет до это упомянутой Раздельной шли 3 дня из 11 дней траверса! – жандармы всяческих разнообразных видов. В сентябре 1981г спускаясь с зап.плато этот кусочек должны были пройти ленинградцы, рук. Б.Самодельников. Хорошо помню их невостребованную заброску на метеостанции – аккуратненькие маленькие капроновые и перкалевые мешочки. Ни спасатели на склонах, ни мы, поднявшись на плато по зап. гребню 20 лет, никаких следов не обнаружили.

1981г Зап гребень. http://my.mail.ru/mail/kle-sergey/video/11/95.html
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
Подьем по зап. Гребню сильно меняется в зависимости от погоды. В 81году мы его шли после «новогоднего» снегопада и при плохой видимости, поэтому держались острия, позже, по чистому льду, народ начал уходить левее, пока не получился у ребят и такой вариант http://www.progressor.ru:8083/outdoor/rayony/altay/Korona.html
Нынче по гребню народ ходит и стаями, и чисто семейно)) Одно из подробнейших описаний сего действа http://turizm.lib.ru/l/luchko_m_i/beluha1.shtml Добавлю лишь к этому отчету что Женя Великанов первый раз пытался взойти на Белуху зимой 1972г, через год, опять же зимой в аккурат на 23 февраля - взошёл. Так что он на Белухе частый гость.

1983г

1983г, июль, 5 ходовых дней, Алтайский (Гноевский) И.П., Мащенко С.Ф., Братцев С.Е., Варавин П.В., Шеболков В.В., Ростов – пройдена единственная до 1999г шестерка на Алтае. До сих пор это самая безопасная шестерка на Алтае в летнее время. Эйнштейна? Но низ простреливается
Первое зимнее прохождение этого же м-та в ноябре 2004 года группой из Кузбасса, рук. А. Кувакин

1984г

1984г, 23-25 июля, Мешков И.Н., Вейко В.П., Солобоев В.Е., Трубников В.И. – красивый снежно-ледовый м-т по с-в контрфорсу на 20 лет. Только не при всякой снежной обстановке ходится. Да и карнизы 10 метров!...

1996г

1996г, 28 авг, связка ПлотниковИ.А. и Тумялис В.В., Горно-Алтайск, прошла за 11 часов ребро м-ду м-тами Алтайского и Андреева. 5Б.
Говорят что это и есть повторение м-та Крылова 1993г: 1993 год. Первопрохождение по восточной стене пика XX-летия Октября на Ак-Кеме (Стас Крылов, Юрий Петров, Евгений Попов, Игорь Пегель).

2002г

2002гфевраль Афанасьев А.Е., Колесов П.О., Салин А.В., Слободчиков И.В., Ханджапов Б.А., Шерстнев И.В., алтайская команда, 15 дней.
В феврале 2006г маршрут повторили двойкой Кириков А.В. и Олейник А.А., причем если вначале подьема Афанасьев шел левее гребня, выйдя на него лишь в середине маршрута, то Кириков прошел по гребню и в нижней части, тоже 15 дней.

21) 2003

2003г, 24-29.10 Правая часть Аккемской стены на зап. Плато п\п. СВ. бастион З. Белухи (скальная трапеция левее ребра новокузнечан), первопрохождение, 5Б (не кл.) А. Кириков, А. Олейник, А. Проскурин (Новокузнецк). http://turism.tomsk.ru/db/web.page?pid=3566
По возможности, планировалось прохождение нового маршрута - варианта маршрута Афанасьева 2002 года
(центральная часть восточной стены массива Корона Алтая, это бронзовый маршрут зимнего чемпионата 2002 года,
на его прохождение первовосходители, команда из 6-ти человек, затратили 15 дней,
при восхождении использовались подвесные палатки-платформы).
Как резервный, более простой вариант, рассматривался маршрут И. Алтайского 1983 г. по правой части восточной стены.

Вертолеты на Белухе.

Не считая семи посадок самолетов у альплагеря Катунь в 1935г, первое использование вертолетов было на Аккемском леднике, экспедицией томских гляциологов, рук. В.С.Ревякин, в 1968г. http://www.prirodasibiri.ru/?id_page=19&id_razd=70
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)
В 1978г вертолеты были использованы во время спасработ по группе новокузнечан на седле Белухи

В 21 веке вертолеты не только делают заброски на Зап.плато, но и забират оттуда кучу ящиков с ледовыми кернами.

БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)

Отдельное спасибо Вадиму Ляпину lcarta@mail.ru за карту, которой нам так не хватало лет …-дцать назад. Он велел передать что у него их нынче много))
Сергей Бабурченков

Мощный труд!

сдуру можно еще и не то наворотить)) главное успел выложить до того момента, как флажок на часах упадет, и на табло появится цифра 101.
жду правок

Поставьте cut после первого фото, пожалуйста. Пост сразу станет лучше видно на главной странице!
Спасибо огромное вам за публикацию. Действительно, мощный труд!

век живи, век учись)) спасибо - так действительно лучше

Не упомянули спуск на лыжах с Белухи по "бутылке" Дмитрия Щитова в 2003м. На мой взгляд событие вполне на уровне упоминаемых

точно. Дима выпал. все ждал что у кого-нибудь фотка получше всплывет, а под конец засуетился)) поправил

gv1
маршрут Д.Щитова http://www.ap.altairegion.ru/254-03/gv.html

Разродился наконец-то)

Спасибо! Очень полезная информация! На почту ответил.

Спасибо автору, такой труд. За пару минут не освоешь, нужно сесть и серьезно читать, однозначно в избранное. Такое количества фото и информации не в каждом клубе найдешь.
Спасибо.

Обалдеть!
Такая исследовательская работа!
Спасибо!
Захотелось увидеть всё это, в своё время не получилось...

молодец ударно потрудился.Спасибо.

Грандиозный обзор!
Смотришь на некоторые фото - дыхание и пульс учащаются
Ряд знакомых фамилий

Напрашивается премия от сообщества Риска :)))
Спасибо!

Мощный труд. На книжку тянет. Спасибо автору!

Монументально

14) перевал Вектор это все-таки не ледопад Менсу

а обосновать? я сам в 80е межевался между ледопадом менсу и нынешним парижем, пока в отчете за 81й год не заметил карандашную строчку одного из членов судейской коллегии с конкретной датой и ссылкой на группу. так как там разница в 9 лет - я поверил той карандашной строчке

Ледопад Менсу
п. 9, 1953 г., на фото указан ледник Менсу. Вниз, в сторону захода с р. Аргут - логично будет - ледопад Менсу

У этого ледника видел второе название - может в этом вопрос и проблема с названием?

Туристские восхождения и траверсы Белух, 20лет, Делоне не отражены по принципиальным соображениям?
Например, Аккемская стена, рук. Плетнев, кажется, июнь 1986 или что-то в этом духе.
Зимний проход Аккемская стена - Зап. Плато - З. Белуха - В. Белуха - Делоне, рук. Жираковский, февраль 1992.

с Колей только что в личке общались - он на стенку в 89г ходил втроем, маршрут не п\п. ценнее на мой взгляд их с Пивоваровым зимний 73г, подковкой с ТКТ, через Белуху, спуск по ребру 1937г. Все же, отдавая дань что Алексеев все же был в 30е-50е годы гуру в новосибирске, и в 35м на Белухе был, но все же политика, да и лезть на гору после тыщи верст на лыжах...
и как в 78м они взойдя на гору на томских встретили новокузнечан - но детале по Федулкину он не помнит.
про этот Жираковского не в курсе - что по деталям? где залазили?
И вообще - кто первый на стену зимой?
а дележка по чиновничьим ц\у... есть гора, и человек на этой горе. все остальное преходяще. Вон Ерохин погиб когда ему 35 было. Так его фамилия до сих пор на слуху, а кто помнит фамилии тех чиновников (кроме самих чиновников), кто его многоходовой аппаратной подставой с Эверестовской гонки смахнул?
кстати, если кто заметил - то один из самых первых (если не единственный самый старый из сохранившихся) отчетов по Белухе находится не в ФАР, а на Садово-Кудринской, доступ в тлибе.

По поводу жирафов кого- тут отмечен маршрут афанасьева 86 г,маршрут жираковского кого чуть правее.сама стена пройдена за день больше 40 веревок

маршрут 73г скорректирован - р.Катунь - седло- вост.Белуха - седло- ткт- пер.Делоне- Аккем

Так же, февраль 1990 : - плато Менсу-траверс Вост.Белуха + Зап.Белуха + зап.плато Белухи + пик ХХ лет Октября - : Б. Сорин, С. Стрыгин, В. Николаев, ?

(Б. Сорин. Траверс массива Белухи в лыжном походе. Спортивный туризм. 1995.- N 2.- с. 9)

про 92г добавил. надо бы с именем отчеством)) ? и фоток. и скока чел

Аккемская стена - З. Плато - З. Белуха - Ц. Плато - В. Белуха - Делоне, февраль 1992, 7 чел.
Жираковский Владимир - рук.
Горелик Виталий
Давыдов Дмитрий
Дробышев Игорь
Кулигин Сергей
Сень Алексей
Файзуллин Марат

Спаси Бо. Очень интересно и популярно описано.

вбрасываю на обсуждение кусок из переписки с Н.Плетневым
Серега, у меня никогда не было доступа к библиотекам, хотя история конечно волновала. (Как то на малом Актру встретили Тронова, если бы внизу- поговорили бы )Единственно что в 72 знал от Пивоварова, что томичи (Меньшиков из ИЯФа ) в юбилей В.И. Ленина ходили и это считалось зимой.
судя по всему апрель-май 70г - это то, о чем упоминается как зимнее восх 1970г?

Отличная работа! Благодарю за большой труд.
Некоторые соображения выскажу ниже, может быть, сочтете нужным поправить текст.
1. Первовосхождение на З.Белуху 36 г. - руководитель А.Ф. Гетье. После того как его репрессировали в 37-м, руководство было записано старшему по воинскому званию в группе пограничнику Печерскому. Кстати Гетье, человек очень неординарный: чемпион Москвы по боксу, участник первой попытки восхождения на п. Коммунизма в 1932 и штурмовой группы успешной экспедиции 1933 г.
2. Фото Тернера , на мой взгляд, сделано с вершины Ак-Оюка. Там вершинное плато, снято с какой-то из точек плато. Во всяком случае, высота точки съемки и ракурс свидетельствуют о том, что это снимок с вершины или близко к ней. Но вопрос риторический.
3. В Вашем пункте "10)" высказывание Ю.И. Коновалова приписывается Е.С. Кузнецову, неплохо бы поправить, поскольку Евгению Сергеевичу несвойственна резкость высказываний Юрия Ивановича.
4. Маршрут 1996 г. Тумялиса и Плотникова на самом деле повторял маршрут томской группы под руководством С. Крылова 1993 г. В классификаторе записаны вторые, поскольку томичи на классификацию не подавались, но раз у нас история - то лучше упомянуть.
5. "Бутылку" в 86-м Андю ходил соло 4 часа вверх и 2 часа вниз; "женщину" - в группе.

Спасибо!!!
1.Гетье в списке под картой поставил в скобках. в тексте пока межевался-задумывался - он оказался в списке тех, кто то не во всех версиях первовосходителей числился. Причем из пропадавших расстрелян он один (думаю из-за папы француза, и папиной близости к "первым" революционерам и Ленинской семье. Что интересно - во всех описаниях подготовки работы лагеря, восхождений на восточную - Гетье фигурирует постоянно. Как раз перед этим перечитал про Ерохина, и поэтому подумалось что не такая ли история - типа вписывали Гетье как большого босса . Как там было на самом деле - копать первоисточники)) Печерский вообще до зап.Белухи нигде в начальниках не числится, не выпячивается. Так что править пока рука не поднимается.
2. Фото стопудово не с Ак-Оюка(был там сам раз пять). Скорее всего с ракурса Брони. Конечно таскать тогдашний фотоящик со стеклянными пластинками... не айс, но и подпись что с Ак-Оюка подрывает доверие к реальным по тем временам достижениям. (да и давать высоту Акоюкв5400 будучи на вершине и при этом Белуху в 4500!!)
3 - поправил

4. это про 20 лет? Крылов в тексте значится, но с вопросами, - не знал что за нитка. буду править
5. текст внес, но про 2 часа вниз.... но ссылку друзья уже подкинули http://www.vtourisme.com/turizm-na-altae/istoriya-turizma/199-afanasev-andrej-dva-moikh-solo

1. А. Гетье был опытным спортсменом и альпинистом. Кроме двух экспедиций на пик Сталина в 32 и 33-м имел много восхождений на Кавказе в т.ч. Гестола, Тетнульд, обе вершины Эльбруса. На Белухинской альпиниаде 35 г. возглавлял группу инструкторов. Что удивительного в том, что он руководил группой первовосходителей на З. Белуху в следующем году, тем более в 47-летнем возрасте будучи самым старшим? Расстрелян он не из-за отца, т.к. Гетье старший умер своей смертью в апреле 38-го в 75-летнем возрасте и похоронен на Новодевичьем кладбище. Да он из обрусевших французов, да лечил Крупскую и ему доверял Ленин, да был врачом Кремлевской больницы, но умер естественной смертью от старости. Сын же был арестован 14.12.37 и расстрелян уже 08.01.38, т.е. все следствие и суд - три недели. Полагаю основная причина в том, что он с 14 года воевал на фронте офицером военного времени, а в Гражданскую был в Добровольческой армии. С бывшими белыми офицерами в 37-м был разговор короткий. Обычная практика того времени - вычеркивание из истории всех "врагов народа". Однако, независимо от этого история Белухи ведь не должна быть ангажированной?

Вот еще по Гетье:
"Оживленно было в 1936 году и под Белухой. В конце июля сюда прибыла группа альпинистов второго сибирского учебно-тренировочного похода. Для подхода к Белухе по Алтаю использовался "классический маршрут" через Катанду. В задачу группы входила подготовка инструкторов альпинизма из сибиряков и восхождение на западную вершину Белухи, которая оставалась непокоренной.
Руководил восхождением Александр Федорович Гетье, в прошлом абсолютный чемпион России по боксу. Увлекшись альпинизмом, он и в этом виде спорта достиг немалых успехов: в 1933 году участвовал вместе с Е. Абалаковым, Д. Гущиным и Н. Горбуновым в первом штурме пика Коммунизма, и только тяжелый приступ горной болезни (из-за перенапряжения: он нес тяжелую метеорологическую аппаратуру для установки на вершине) не позволил ему подняться на высочайший пик."
К горным вершинам. Сборник
Сост. Добкин И. Мартынов В.
Зап. - Сиб. книжное изд. Новосибирск, 1976 г. Тир. 15.000 экз.

он выходил на маршрут - она держала его веревку,
он ходил головоломные соло - она ждала его под стеной,
все ждали когда же он свернет себе шею в горах - горы забрали её

Объемная работа. Интересно и познавательно. Спасибо.
Пара вопросов и комментариев.
1. Не совсем понял что такое "ребро новокузнечан"? Это 4А по В. кф. на зап. плато?
2. Доводилось слышать, что левее "трапеции" есть ещё одна нитка - "баварский маршрут",
но ни нитки, ни кто и когда ходил мне не ведомо.
3. Может стоило бы упомянуть (о вроде бы) первом прохождении маршрута И.Алтайского в зимний период в ноябре 2004 года группой из Кузбасса под рук. А. Кувакина.
4. Чуток некорректно маршрут на Делоне называть маршрутом Кирикова. Руководителя ведь в двойке не обозначают. Поэтому двойка Кириков-Проскурин.

1. именно этот контрфорс, который по идее должен называться "томским". Или новосибирским. Или ребро Мездрикова. Но после его прохождения (опять томичом) В.Пивоваровым летом 1978г с л.Аккем на л.Черный в память о февральской трагедии он назвал это как пер. памяти новокузнецких туристов. название прилипло к кф. 4А. (чиновники - все в туризме тогда вязали к перевалам - хоть плечо Хана, хоть плечо Комунизма - тогда так изворачивались. думаю что сейчас маршруты типа выходов на Зап.Плато Белухи надо "отвязывать" от перевального прошлого, и переходить на: подьем по маршруту такому-то, спуск по такому-то).
2. баварский. название прилипло с легкой руки питерца Вадима Вейко. Попав на Алтай во время МАЛ Алтай, прикипел к Алтаю и уже и после прекращения работы системы МАЛов продолжает возвращаться к Белухе. В 1990г он притащил на Аккем своих друзей http://www.alpklubspb.ru/ass/a233.htm . Двойка (ребята и не связывались, хотя шли рядом) баварцев прошли маршрут на Зап.Плато, на который сам Вадим и В.Трубников облизывались еще в середине 80х, водя клиентов МАЛа. (если интересно - то глянь в мой другой пост, по Скалистому, в комменты. Вейко молодец - и в 75 с веревкой не расстается). Как на мой взгляд то маршрут тот же, 10м вправо-влево роли мало играют, а разрыв в карнизах с плато только в районе этой грудки.
3. Поставлю.
4. Саш - как скажешь))) Я старался на значимых м-тах приводить все фамилии и инициалы(что удавалась выцепить). Хотя приживется что-нибудь короткое. Так наверное и надо. Вон как Глеб - сказал по "верблюду" - так и прижилось)) палка доллару - так палка к доллару))

"... (опять томичом) В.Пивоваровым ..."
Пивоваров В.Г. - красноярец, томичом никогда не был.

встречный вопрос - что за нитка 1? в ФАРе м-т москвичей не такой вроде???

Видимо имеется ввиду нитка 2 на фото стены Делоне?
Это ошибочно нарисованная линия маршрута Слободчикова-Зятькова 96г.,
"которая по факту" была с грудью 3-го размера ))).

image1

ледник Геблера в 2000г

Труд отменный, сохраню. Но так и не увидел что на сей момент. Как ходить-то?

Кстати, Сергей. В порядке толстого намека. Было бы весьма полезно, наверно, сделать и обзор ЧП в массиве Белухи. Конечно, не всех - это, наверное, нереально. Слишком много народу там ходило и ходит. Но хотя бы наиболее показательных. Подозреваю, что информации у тебя набралось изрядно. Даже в процессе написания этой статьи, если даже раньше не было. Можно без подробностей, просто, что и где случилось. Другой вопрос, что для публикации его надо выбрать другой сайт, здесь нельзя, конечно.

смотря как подать - думаю и сюда можно было бы. но этот труд наверное только Якубовский потянет. он там лет семь комендантом Белухи оттрубил. если не 10. во всяком случае я Валеру заставал на Аккеме с 80 по 86й. да и позже он от белухинской темы не отрывался.

Всеобъемлющий обзор - наверное, действительно, только Якубовский. Он и потом, в 97 командовал операцией, когда нас вытаскивали. Но всеобъемлющий и не обязателен. А ты, думаю, знаешь достаточно много о ЧП на Белухе.
Но я не представляю себе формы подачи такой информации, которая не вызвала бы здесь срач.

столетняя атака на Белуху.

много полезной информации.

Клево! Спасибо! Прочитал с удовольствием!

Спасибо! Очень интересно и увлекательно написано))))

Почти докторская, браво!!!

Спасибо, большое. Навеяло...............

Сергей, привет! На твой обзор навёл Иосиф Добкин (аж из Израэля). Труд капитальный. Я послал ссылку Валерию Меньщикову - он принял недавно от В.Н.Шатаева альманах "Лёд и Пламень". Свяжись с ним (через меня - meshkov@jinr.ru). А в 1984, когда я был начспасом в МАЛе, спровоцировал пару японев на первопроход по контрфорсу Дэлоне с ледника. Потом переживал - не "порхнут" ли. Прошли, однако. Если покопаюсь, может и найду детали.
Игорь

Ёёооо!!! Николаич!!! Сколько лет-сколько зим!!! Накидаю фоток в личку - давно руки не доходили)). А Григорич значит тишком, не отметившись заходил)) ностальжи, блин... Частенько его вспоминаю - с большим-огромным спасибом!!)) Сейчас, самому побившись лбом, все открывается с новых и новых граней. Хорошее было время... Ностальжи...

В комментариях к другой моей заметке, о Скалистом, есть еще фото о маловских временах. Да и тема о Матче (в комментах) тебе тоже близка, может что подскажешь...
Про японцев на контфорсе Делоне заклинило - нифига не помню, но интересно

Окончание истории гр.Федулкина (1978г) от В.Хвостенко
В 1997 году, по случаю юбилея, Володя Пивоваров задумал поездку по местам боевой молодости. Собирался посетить Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Без никакого героизма - 60 лет, возраст солидный. Просто повидаться с друзьями. Разумеется, в письмах я стал подначивать Володю с Наташей на поход в Ергаки. Ребята отнекивались, сомневались в своих кондициях. Уговорил. Приехали большой семьёй: Володя, Наташа; сын Валя, жена его Лена, с ними их маленькая дочка; дочь Пивоваровых Аня с мужем и двумя сыновьями - итого девять гостей. Я подтянул парочку друзей: молодого Антона Болдырева и отца его Володю, взял младшего сына Алексея - и мы большой толпой двинули в Ергаки. Всё было чудесно: изумительная природа, масса приключений, восхождения для могущих.

На Тонкого Брата подъём довольно сложен, начинается десятиметровой скальной стенкой с мелкими карманами. Под стенкой сменили сапоги на скальные туфли и полезли. Залезли. Уже на спуске услышали крики на горе. Перекрикивались двое. Удивило, как могли нас миновать, ведь мы шли самым простым путём. На земле ребята стали переобуваться, но я сказал: "Подождите. Не нравится мне это". Крикнул: "Что случилось?" Ответила женщина. Смысл диалога: где путь на вершину? Велел ждать: "Сейчас подойду". Подошёл. И понял, что на вершину ей не надо. На ногах рваные кеды, и из них выглядывают пальцы. Лихая тётка. Лезли с подругой, не зная пути. Подруга в какой-то момент струсила. А моя визави отважно продолжила восхождение. Легко убедил спускаться. Спустил, как новичка на Столбах, показывая карманчики для ног. Внизу все вздохнули с облегчением. Пошли в долину.
Женщина радостно благодарила и пригласила в гости, на блины с черникой. "У нас лагерь неподалёку". Лагерь новокузнечан. Тут Володя ударился в воспоминания и помянул героя, который привёл спасателей. Женщина, до этого слушавшая молча, вдруг тихо сказала: "Он был моим парнем". И поведала страшную историю.

После гибели друзей он замкнулся в себе, вернуть его к прежней жизни не удавалось. Предпочитал быть один. Стал уходить надолго в тайгу с ружьём. Однажды не вернулся с Поднебесных Зубьев. Хватились не сразу, было у него в обычае исчезать. Потом долго искали, нашли. На курумнике нога провалилась в щель между камнями, вытащить не смог. Сколько промучился - неизвестно. Ружьё у него было, застрелился.

Мы примолкли, сражённые рассказом. Я живо представил себе его последний путь. Смертную тоску, борьбу с собой, выстрел. Сильно на меня этот рассказ подействовал. От блинов отказались, вернулись в лагерь. А женщина ушла к себе, навсегда оставшись в моей памяти.

Последний из группы ушел так же страшно. Попытался уйти от общей доли, но судьба достала через годы.
кисмет
Покоя твоей душе, парень.
помин стакан

из поста, чтобы не искать, скопировал начало этой истории
Первыми на подьем претендовали новокузнечане, зимой 1978г , группа В.Федулкина. Которые точно так же и в том же месте в жуткую непогоду аварийно валили от Зап.Белухи на седло. Только у них в срыв ушла вроде бы вся группа, и отделаться только легкими обморожениями и штопкой рваных ран на голове им не удалось – были переломы, были медленно умирающие в выкопанной на седле пещере. Примуса не работали – снег топили над горящим в алюминиевой миске бензине. Историю эту нигде в интернете не видел, а за давность лет помню только что после нескольких дней такого сидения самый уцелевший (кто бы напомнил фамилию, как-то на Л – Лебежев, Лемешев… - геройской силы воли мужик) в одиночку спустился до ГМС Аккем, через пер.ТКТ и Делоне, с проваливаниями в трещины и ночевками в выкопанных норах. Вызванный вертолет тогда впервые работал на седле Белухи. (В эту же непогоду нас просто сдуло с траверса пер.Каратюрек – ГМС Каратюрек: никакие маски и попытки прикрыться рукавичками не спасали от обморожений. Пройдя едва ли половину свалили к Кучерле. За 2 недели от Тюнгура и до Тюнгура помню только нескончаемый резкий ветер с секущим снегом). http://www.stolby.ru/mat/hvostenko/belukha/III.asp http://www.stolby.ru/mat/hvostenko/belukha/III.asp «В январе к Володе(Пивоварову) приехали на консультацию новокузнецкие туристы. Добры молодцы, косая сажень в плечах. Они пришли с той же идеей. Но мы-то планировали свой поход на лето, а они собирались открыть новый перевал уже в феврале. Володю несколько расстроили такие конкуренты. Парни производили хорошее впечатление, но опыта для зимней авантюры у них было маловато. Володя посоветовал им перенести поход на лето. И даже предлагал кооперацию. Но парни верили в себя и пошли как наметили.

Мда... Не знал подробностей той истории. Я даже не представляю, как он дошел! До чего же нам все-таки повезло в 97, что у нас все выжили! Еще раз поклон спасателям Горно-Алтайска (по фамилии, увы, помню только Ивана Усанова) и вертолетчику (Алексей Подопригора, кажется?).

Мы только гости в горах. Выживает тот, кто чувствует, когда пора откланяться

Н да . Спасибо Сергей . Огромная работа . И эта история ... Сюжет круче романов Дюма . Холод по спине ..

Люди, а не наведет ли кто на толковый отчет по маршрутам 4 к/тр на Белуху? Которые- Абалакова и Граковича? Разночтений много что-то, как в определении категорий так и в линиях маршрута. Толковой схемы района где есть все тоже найти не могу. Если вдруг у кого есть-поделитесь пожалуйста.