По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год.

Пишет lorinson, 20.02.2016 00:30

«Хан-Тенгри - могучая и строгая пирамида, где на семитысячной высоте розовые и белые мраморы соперничают своим блеском и чистотой с залитыми солнцем снегами. Ночью эти ледяные гребни, и мраморные стены холодно поблескивают под луной. Глаз не в силах оторваться от простых и изящных контуров пика, царственно возвышающегося над мощным и огромным ледником. Он виден отовсюду, издалека. Над сухими степями, над зелеными предгорьями встают бесконечными грядами горы. Тянь-Шань – далекие тени иного мира»
В августе 1963 года группа томских туристов в количестве 8 человек, при участии двух московских туристов, совершила поход по Центральному Тянь-Шаню в районе пика Хан-Тенгри со стороны практически не обследованного ледника Северный Иныльчек. Это был первый спортивный горный поход клуба «Янтарь» под руководством Стаса Петрина. Впервые через 30 лет после группы Гусева, был пройден перевал Пролетарской печати. Группе удалось обойти труднопроходимое высокогорное озеро Мерцбахера, преодолев часть пути по плавающим льдинам. Обратимся к дневникам тех лет.По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)

Тянь-Шань… Эти горы манят многих туристов и альпинистов. Ледники, труднодоступные вершины, белыми тенями, уходящие в небо… Нередко после вечерней пурги Вы неожиданно оказываетесь в мире резких красок, оттенков, которые постоянно сменяясь, окрашивают горы полотнами Рериха. Несмотря на то, что Тянь-Шань давно привлекает внимание исследователей, по–настоящему он стал изучаться лишь в последние полвека, а Центральный Тянь-Шань в районе Хан-Тенгри и до настоящего времени еще недостаточно изучен. Туристы лишь в последние годы начали чаще появляться на берегах озера Мерцбахера. Труднодоступный хребет Сары-Джас позволяет попасть в долину Иныльчек лишь через перевал Тюз (или пер. Майбулак, пройденный московской группой в 1963г), либо по долине Иныльчек. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Озеро Мерцбахера труднопроходимо. Оно как Гигантский страж запирает вход в долину к северным склонам Хан-Тенгри. Лишь немногим альпинистам удалось обойти озеро по прибрежным скалам, пользуясь специальным снаряжением. Попытки проникнуть в долину ледника Северный Иныльчек через хребет Сары-Джас, затрудняются труднопроходимым ледником Мушкетова. Лишь группа Гусева в 30-х годах (Дм. Затуловский «Среди снегов и скал» 1957г) прошла через перевал Пролетарской печати. Собственно, он не был перевалом. Группа просто перелезла через хребет Сары-Джас. Посещение ледника Северный Иныльчек, фактически являющегося белым пятном на карте, было для нашей группы весьма привлекательной задачей. Свою мечту мы и решили осуществить, пройдя по маршруту: Баянкол, ледник Зап. Баянкол, перевал 4500, ледник Семенова, перевал Штюрмера 4400, ледник Мушкетова, перевал Пролетарской печати 5100, ледник Северный Иныльчек, озеро Мерцбахера, ледник Южный Иныльчек, перевал Тюз 4050, р. Сары-Джас.По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Маршрут был рассчитан на 20-22 дня без учета подходов. Из-за скудности сведений, а также из-за того, что эти сведения окутаны туманом романтической неопределенности, подготовке группы и снаряжению было уделено большое внимание, в результате чего рюкзаки у ребят весили от 40 до 45 кг. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Состав группы: томичи Петрин Станислав – руководитель и кинооператор; Ялин Иван – завхоз; Малышев Борис – комиссар; Кострыгин Вениамин – фото-кореспондент, Зуев Леонид – шерп-ремонтник; Федоров Александр – антрополог; Соколов Вячеслав – физорг; Малыш Лидия – информатор; и москвичи Волохонович Ирина – медсестра; Камлюк Людмила – шеф-повар.По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Исходным пунктом нашего маршрута можно считать Джар-Кулак. За первый день можно пройти около 15км до цирка Баянкол. Тропа хорошо видна, идет по склону Меридионального хребта, вдоль правого берега реки Сары-Каньсу. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
В лучах заходящего солнца долина Баянкол представляет замечательное и внушительное зрелище. Она довольно узка. Выступающие отроги пика Баянкол еще больше усугубляют это впечатление. Кажется, что обозначенной на карте очень длинной долины нет. Перед вами стенка с пиком, которого даже почти не видно, тогда как ледники с живописными, трещинами, моренами, бурными потоками, подавляют воображение. И при всем при этом над хаосом снега, льда, скал и каменных завалов вертикально в небо устремлена гигантская Мраморная стена с золотыми прожилками розового мрамора. Все представляется совсем близким, тогда как фактически расстояния до вершин более десяти километров.
Из дневника:
16 августа. Занимаемся подгонкой снаряжения и его контрольной укладкой, шьем, чиним до темноты. Завтра рано выходить. После ужина Стас, Ваня и девчата идут к геологам для выяснения обстановки и долго там беседуют о маршруте, остальные лечат спиртом Саньку, который простыл и чихает, как старая овца.
17 августа. Дежурные встали в 5 часов, а к 7 часам мы уложили рюкзаки. Первый переход начали резво. Через 15 минут были уже у геологов, - бодро вскинули головы из-под мешков сухарей. На сороковой минуте стихийно все остановились и начали обмениваться первыми впечатлениями о влиянии высоты на организм и об увеличении силы тяжести. Стас этак вскользь замечает, что следовало бы идти еще минут 10, но никто не понял. Каждый изучает выпуклости своего рюкзака. Они почему-то каждый раз на первом переходе оказываются не там, где ты их ожидал. Второй переход оказался легче. Идем по ущелью Сары-Каньсу. Часто встречаются каменные завалы. Тропа сошла к реке. Остановились. Начали плескаться, загорать. Появились в руках у Вани витамины. Ох и хороши! Идем далее по тропе, наблюдая мелькающие ноги. Ущелье красивое, голое и дикое. Внизу шумит река. Нам советуют ее переходить утром, а то унесет рюкзаки и «хилых» женщин. У каменной осыпи нашли хорошую песчаную площадку, ставим лагерь на ледорубах. За ужином Ваня объявил, что за экономию сухарей лучшим дежурным будут вручены призы. Расползлись по палаткам рано. Палатка «Дансинг-Холл» поет на отбой «Трубача», а здоровячки – «Груню».

Второй день маршрута начинается с преодоления несколько уменьшившихся за ночь ручьев. Для этого использовали доски, оставшиеся после казахских альпинистов, и камни. Далее шли через конечную ледниковую морену ледника Центральный Баянкол, запирающую вход в долину Зап. Баянкол. Мы шли правой ложбиной с явно перевальной точкой. Подъем внезапно кончается обрывом. Вся долина и перевал 4500 не просматриваются, зато склоны пика Семенова, восточная часть долины с подступами к Китайскому перевалу вырисовываются четко. Под нами глубокая котловина, в которую надо спускаться по пологому каменистому подножию пика Джар-Кулак. Тропы фактически нет, идти надо осторожно.
По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)

18 августа.После зарядки пытаемся набросать мост из камней для переправы. Поочередно переправляемся через несколько ручьев и поднимаемся по крутому каменистому склону на морену. Заметно поднялись над цирком. Под нами огромный котлован. Наши «здоровячки» толкают вниз огромные камни и любуются их падением и грохотом камнепада. Идем по склону. У многих на рюкзаках навьючены дрова, нарубленные ледорубом. У некоторых – длинные доски, как крылья аэроплана, покачиваются над рюкзаками. В 12-30 останавливаемся на обед у ледника. Вскипятить чай оказалось непросто. После дождя дрова горят плохо. Они вообще здесь плохо горят. Делаем разведку и забрасываем при этом доски. Они для нас в качестве ориентира. Полезли вверх, резко поднимаясь над ледником по сыпухе. Под начавшейся пургой выходим к площадке. Здесь растет трава, место ровное и есть чистый ручей. Петрович нашел записку ленинградской группы (рук. Благово В.В.). Они прошли здесь 7.08.63года. Шли на С. Иныльчек у пика Семенова. Интересно, что у них получится? Дежурные колдуют над ужином, а мы делаем очередной шмон и готовимся ко сну.По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)

На третий день мы прошли лишь 4-5км. Путь весьма затруднен – непрерывные каменистые осыпи. Местами приходится идти в ложбине между ледником и склоном.

19 августа. Поднялись рано. Оставляем записку в туре, собираем лагерь. Перед выходом фотографируемся на фоне гор. Солнце слепит глаза. Пытаемся разобраться каким путем прошли москвичи с перевала 4400 в верховья ледника Семенова и сошли на ледник Зап. Баянкол. Явного перевала отсюда не видно. Не виден и наш перевал 4500. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Выходим, и сразу же начинается медленный подъем по крупным каменистым осыпям. Венька ушел вперед. Ищет место выхода на ледник у стыка осыпи и ледника. Всем надоели осыпи и этот бесконечный подъем по жаре. Хочется поскорее выйти на ледник. А он такой гладкий и белый. И совсем уже недалеко перевальная точка, а идти и идти долго. С ледника капает вода, образуя бахрому сосулек. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Перекусили. Выслали вперед на ледник одну связку. Петрович идет осторожно, прощупывая каждый шаг ледорубом. Трещины неширокие, но под толстым слоем сырого снега их не видно. Перешли на кромку ледника, она не покрыта снегом, идти легко, но соблюдать надо осторожность. Когда до перевала остался лишь один крутой взлет, перед нами показалось ледниковое озеро в глубоком котловане с крутыми стенками. Справа – мелкая осыпь до 50-60 градусов. Слева – ледник с глубокими и широкими трещинами, закрытыми снегом. Когда первая связка двинулась в обход слева, Боря, шедший первым, чуть не оступился в трещину и долго барахтался в снегу по пояс. Идти туда нельзя. Стас быстро налегке прошел по осыпи, и оказался на перевале 4200, к которому мы хотели выйти от Джар-Кулака. Там оказалась хорошая площадка под скалою, защищенная от камнепадов. Решили остановиться на ночь. Петрович и Стас идут в разведку на перевал, остальные начинают привычную работу по очистке площадки от камней и установке палаток.

Разведка перевала 4500 показала, что расстояние до него можно пройти за час, трещины узкие, подъем пологий, сначала по седлу пер. 4200, затем буквой S на перевал 4500. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)

20 августа. Спали неважно. У некоторых ребят болит голова – очевидно, сказывается горная болезнь. Кодеин здорово помогает. Выходим рано, спеша успеть взять перевал до того, как солнце растопит снег. Идти легко по выбитой тропе. Через час вся группа на вершине перевала. Звучат поздравления. Ваня вручает призы за взятие перевала. Щелкают затворы, причем Боря и Петрович, предпочитают сниматься вверх ногами. С перевала виден ледник Семенова и уже знакомый до мелочей цирк Баянкол с его Мраморной стеной.По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Ледник Семенова с места выхода с перевала 4500
Спускаемся с перевала вдоль правого склона, так как по центру крутой сброс. Вскоре решили выйти на ледник и по крепкому насту быстро пройти этот язык ледника до слияния его с лед. Семенова. Связываемся веревкой и первая связка , проверяя каждый шаг, выходит на снежное поле. Остальные идут без связок по следам первых.
По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Солнце все сильнее пригревает. К 10 часам уже невозможно идти – каждый шаг дается с трудом, снег размок и не держит. Передняя тройка то и дело сменяется. Ужасно устали. Уже совсем недалек чистый лед. Привалились, питаемся витаминами. Стас и Венька идут к чистому льду, проверяя путь ледорубом. По льду идти совсем легко. Трещины неширокие и легко обходятся. Края трещин заросли сосульками. Сбиваем их и слушаем, как долго звенят льдинки в глубинах ледника.
Спуск с ледопада на левый берег к мысу отрога хребта пришлось разведывать. Он оказался несложным. Вскоре выходим к самому леднику Семенова. Просматриваем ледник со склона и делаем разведку в нескольких направлениях. Здесь мы обнаружили замечательную ледниковую трещину, довольно широкую с изогнутыми стенами, обточенными водой и с сосульками огромных размеров. Настоящая ледяная симфония изумрудного цвета. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
После обеденного перекуса с морсом, вместо чая, выбираемся на ледник, и начинаем пересекать его серую ноздреватую поверхность. Снега нет совсем. У ледникового озера остановились. Высота метром 7-10. Кидаем камни – огромные столбы воды вырываются из пробиваемых камнями прорубей. Саня и Леша спускаются по пологому склону к самой воде, но ретируются, попав одной ногой в воду. Подходим ко второму продольному потоку. Нашли переход по снежному мостику. Без затруднений доходим до левого берега ледника и располагаемся на отдых. Ужасно уморились. За поворотом должен быть перевал Штюрмера (4400). Этот последний участок преодолели с трудом, т.к. попадаются широкие открытые трещины. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
На востоке увидели пологий подъем по леднику Семенова к перевалу на леднике Баянкол. Вот и перевал Штюрмера. Как и говорили москвичи, подниматься надо с правой стороны – полого. С самого же перевала крутой ледовый сброс. Подъем на перевал пологий, но сегодня нам его не преодолеть. После долгой разведки решили остановиться прямо на леднике на маленькой площадке из камней. Нас так и тянет поработать на расчистке площадки, хотя вполне можно остановиться прямо на льду. Видим следы московской группы. У каждой трещины котлован, будто бы здесь кто-то долго барахтался, хотя трещины очень узкие. Началась пурга. Боря и Леша – дежурные, четыре часа под мокрым снегом варят манку на дровах. Боря даже лег на лед, используя себя как поддувало. Все покрыто толстым слоем снега. Стас крутится босиком возле кашеваров, чтобы не упустить ценный кинокадр.

21 августа. Настроение у всех бодрое. Мы так давно ждали этого дня. Сегодня мы будем на леднике Мушкетова. Что мы увидим с перевала? Группа выглядит очень живописно. Появились марли на головах и защитные мази на носу. У Бори весь рот обметало. Подъем к перевалу некрутой, но снег глубокий и почти не держит. Пришлось выслать разведчиков, которые пробивали тропу и отмечали трещины. Когда в разведчиках оказались Веня, Саня и Леша – все зачертыхались. Они почти не проваливаются, а следом идущие то и дело вытаскивают ноги из снега. Это занятие не из приятных, если за спиной рюкзак за 35кг весом. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Цирк Баянкол
По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Вскоре все оказываемся на перевале и располагаемся на каменистом склоне. Все ликуют. Перед нами исключительно красивый белоснежный ледник, усыпанный серыми кратерами. Ледник просматривается во всю длину. Перевала Пролетарской печати не видно. Напротив, здесь очень высокий хребет с крутыми лавиноопасными склонами, в верховьях ледник очень изрезан. Трещины зияют своими изодранными краями. Идти можно только по береговой ледовой полке справа. Достаем из тура записку москвичей и пишем свою. Сколько она здесь пролежит? Может быть до следующего года? Ведь сюда уже идти поздно и вряд ли кто пойдет. Поэтому как следует, защищаем нашу записку и глюкозу для наших последователей. Надеемся, что тур не будет разрушен. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Идем береговой кромкой. Над нами крутой обрыв. В одном месте пришлось облазить выступ скалы через характерное седло. Этот выступ похож на какую-то нахохлившуюся птицу. Мы оказываемся в царстве скал, нависающих прямо над головою. Место очень живописное, но сверху летят камни. Через некоторое время выходим к осыпи, омываемой ручьем. Осыпь плывет. Перейти ее невозможно, а кончается она обрывом, куда то и дело сходят каменные лавинки. Боря и Ваня лезут налегке куда-то вверх, затем исчезают за скалами. Ждем, долго кричим. Наконец они возвращаются и говорят, что дальше путь совсем прост, но идти по осыпи совершенно немыслимо. Придется искать обход. Но сегодня уже темно. Находим площадку на скальном выступе, расчищаем ее и разбиваем лагерь. Стас и Люда долго возятся с ужином, используя последние дрова. В конце концов они плюют на дрова и на мокрый снег, летящий с неба, и пускают в ход сухой спирт. Расход топлива очень большой. Палатки стоят одна к другой входами. Между ними ставим кастрюлю с кашей, ужинаем и ложимся спать после исполнения отходных гимнов.
Верховья долины Баянкол (лед. Зап. Баянкол)

22 августа. Необходимо спускаться к леднику. Внизу хороший проход по береговой осыпи. Вчера все замучились, поэтому устраиваем дневку с условием перебазирования лагеря к вечеру. Дневка, да еще в таком замечательном месте с панорамой ледника Мушкетова и хребта Сары-Джас. Что может быть лучше? Все валяются, долго спят, загорают, производят починку шмоток и снаряжения. В конце концов безделье всем надоедает. Собираемся. Приноровившись, преодолеваем осыпь. Далее спуск нетруден. Идем вдоль ледника. Высота его до 10 метров. Сверху летят оттаявшие камни. Вскоре перед нами возникает ледяная перемычка, о которой говорили Ваня и Боря. Находим обход у самого склона, рубим ступени. На солнце ярко вспыхивают брызги льда. Так же спускаемся. Опасный участок пройден. Располагаемся лагерем, т. к. надвигается непогода. Готовим ужин. Стас и Лида идут в разведку. Вскоре Лида возвращается. Пурга кончилась. Из рассеивающейся белесой пелены белыми тенями встают горы. Заходящее солнце окрашивает их в яркие розовые оттенки. Теневые склоны гор кажутся фиолетовыми. Вспыхивают первые звезды в темном фиолетовом небе. Стас возвращается и сообщает приятную весть – вниз по леднику идти легко вдоль склона или под ледниковой полкой. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Просматриваются в бинокль два понижения хребта, один из которых перевал Пролетарской печати. Можно не делать разведку двумя группами и идти сразу на более дальнее понижение, т. к. оно больше напоминает перевал. Это всех обрадовало, особенно Саню, так как ему выпадал жребий оставаться завтра в лагере с девчатами до возвращения разведки. (Это его так обидело: Что я, слабак?» Сел на рюкзак и весь белый свет ему стал не мил. И когда Славик робко попросил у него трикони, то он довольно резко ответил, что пусть лучше они лежат.).

23 августа. Ночью был сильный камнепад. Даже до нас один резвый камушек докатился. А утром - туман, буран. В двух шагах ничего не видно. Разведку конечно отложили. Все лежали, ка сурки, активно ленились, прислушиваясь к шуршанию снегопада. Завтрак Веня с Ириной подали в палатку. Шили, чинили, латали, песенки пели, в карты играли. «Груни» весь день проспали и лишь изредка, продирая глаза, высовывали свои опухшие физиономии, чтобы убедиться в безысходности положения. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)

24 августа. Утром встали рано. Похлебали рожки с рыбой. Пока варилось какао, собрали рюкзаки. Мы уже собрались, а какао не закипает, выпиваем так. Решили перейти ледник, задача посильная, как видно в бинокль. Спускаемся к леднику. Осыпь обледенела и идти приходится с еще большим напряжением, чем когда она ползет. Кое-кто порезал руки. Прошли по карнизику скалы около трещины, уходящей под ледник. Страховались веревкой. Вскоре нашли место для выхода на ледник. Ледник напоминает море в шторм 10 баллов, покрыт свежим снегом. Все время высылаем разведку на целый переход. Идем, петляя, обходя озера, трещины, вырубая ступени, местами спускаясь на пятой точке, а временами проходя по очень узкому хребетику между соседними цирками. В разведку уходят Стас и Саня. К 12-30 переходим через последнее препятствие – береговой продольный ледниковый поток и выходим к ледопаду бокового ледника, в верховьях которого находится предполагаемый перевал Пролетарской печати. Решили пообедать. Погода чудесная. Раздеваемся, загораем. Едим сыр с сухарями и горной водичкой. Стас, Венька и Боря после перекуса отправились на разведку. Проход найти удалось вдали от береговых обрывов, с которых летят камни. Идти приходится, лавируя между малыми и большими трещинами, держась правого берега ледника. Поднимаемся на обширное снежное плато, которое увалами идет к седлу. Не доходя до подножия перевала, останавливаемся на ночлег в 5 часов, растягиваем палатки прямо на леднике с помощью кошек. Наводим уют. К 8 часам под вой пурги засыпаем.По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)

25 августа. Дежурят Петрович и Боря. Вот уж кому не везет. Ночью был ужасный холод. Утром буран. Дежурные встали в 6 часов. Едва развели огонь с подветренной стороны, используя для защиты пленку, лопату, вторую кастрюлю. Ругаются на снег, ветер и кастрюлю. Поочередно дуют и танцуют дикие твисты на льду для согревания души. Два часа стоит кастрюля и не думает закипать. Приходится подкладывать сразу помногу топлива. На чай не хватает ни времени, ни терпения. Съедаем рожки с печенкой и готовим разведку на перевал. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
В разведку идут Стас, Ваня и Боря. Берут все необходимое: веревку, ледорубы, немного сыру. Стас первые 30 минут шагает интенсивно. Понятно, нетерпение узнать, что там впереди и за ним тоже. Минут через 40 входим в ритм. Пройдя километра два, оказываемся у подножия перевала. Слева – отвесная скала, справа – ступеньками метров по 15-20 вверх поднимаются ледовые сбросы – пройти нельзя. Еще дальше вправо – крутой лавинный склон. Подъем у сбросов по кулуару медленно набирает крутизну. Меняемся через 20-25 шагов. Иногда снег по пояс. Идем на руках и ногах. Второй взлет взяли за 40 минут. По твердому снегу идти легко, но этих участков мало. Еще взлет метров 50-70 и мы идем вправо к снежной арке «Чертовы ворота». Под характерным карнизом – сбросом переходим на правый склон. Выходим на пологий участок. Снег глубокий. Седловина совсем близко, за взлетом 40-60м. Снег здесь на редкость рыхлый. Каждый шаг дается с трудом. Сказывается высота – около 5000м. 30минут вползаем последний взлет. На площадке « Приют трех» отдыхаем, едим сыр и идем на перевал. Каких-то 10 метров. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
И… О, ЧУДО! Перед нами гигантский хребет Тенгри –Таг, с его обнаженными скальными выступами, резкими очертаниями, крутыми, узкими языками ледников. Никакого сравнения с тем, что видели раньше. Прикидываем возможность спуска и решаем возвращаться. Спускаемся на пятой точке очень резво. Всего за полтора часа добираемся в лагерь. Объясняем обстановку. Все ликуют, горят нетерпением взять перевал.

26 августа. Встали в 8 часов. Из-за склонов гор еще не показалось солнце. Холодно. Мокрые ботинки смерзлись. Плотно завтракаем, отогреваем ботинки и выходим. На солнце все мокрые вещи быстро высыхают. Обильный ночной снегопад замел все вчерашние следы. Создаем штормовую группу, которая прокладывает тропу. Работаем по 5 минут с перерывами после того, как первый снова становится первым. Идем хорошо, работая руками, ногами, животом. Иногда из снега торчит только голова. Первому идти очень трудно. Все молча пыхтят, лишь изредка стрекочет кинокамера. Мучает жажда. Мерзнут ноги. У арки останавливаемся надолго, подкрепляемся витаминами. Славик разрезает гетры. Идти ему стало сразу намного легче, - столько намерзло снегу на них. Как он заявил, если бы он не снял гетры, то не вылез бы на последний взлет. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Опять рыхлый снег. Но пологий участок проходим легче. В два часа оказались у последнего взлета. До вершины осталось всего 15-20 метров, когда налетела буря, загремел гром, повалил снег в необычно раннее время. Думали, что быстро пройдет. Но вот уже все в сборе у самого перевала, начинаем мерзнуть, а пурга не кончается. В три часа разбиваем палатку на «Приюте трех». Стас стал закапываться, пытаясь отрыть пещеру. Остальные поставили палатку и все в нее забились. Тесновато, но зато начинаем согреваться. Стасова пещера оказалась мала. Пришлось ставить еще одну палатку под непрерывным снегопадом. Сегодня спускаться невозможно.
По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)

27 августа. С вечера запаслись сосульками. Ночью то и дело раздавался хруст – донимала жажда. Подъем в 8-20. Мороз градусов 25. Ботинки, как камень. Промокшую штормовку невозможно разогнуть. Пришлось одеваться во все сухое и кеды, а остальные шмотки навьючить на рюкзак – быстрее просохнут. Закусываем. Даже в такой мороз, на такой высоте аппетит отличный. Только Лида отказывается от сыра. Мотивируя тем, что она начала поправляться. Палатки смерзлись. Их приходится сбивать ногами и с трудом запихивать в рюкзаки усилиями нескольких человек. Ноги начинают мерзнуть, когда мы выходим на перевал. Все невольно любуются открывшейся панорамой.
Вид с перевала на ледник Мушкетова
Под ногами площадка шириной метров 10-15. Дальше снежный слон с торосами и очень крутой. Траверсируем склон вправо до тех пор, пока кончаются сбросы и трещины. Жаль, что негде сложить тура. Впереди Ваня и Саня. Они в триконях пробивают тропу. В любой момент можно съехать раньше, чем сам этого захочешь. Спускаем Санькин рюкзак. Вот это скорость! На середине склона рюкзак отделился от ботинок и банок. Затем съезжаем Ваня, оперируя ледорубом. Через 30-40 секунд он уже внизу и махает руками и ногами. Все ясно. Восторг! Съезжает Боря с рюкзаком. Снег забивает все щели и очки. Спускается Саня, и сразу начинает поиски составных частей рюкзака. Рюкзак цел и невредим. На старте Славик. Он снял рюкзак и желает спускаться отдельно от него. Ишь, хитрый какой. Пустил рюкзак. О, фейерверк страстей! Кастрюля отделилась первой и стала спускаться отдельно от рюкзака. Полетела, сверкая на солнце, сгущенка, дорогая сердцу завхоза. Затем засверкали пачки рафинада. Ваня мастерски зарубил ледорубом рюкзак. Боря рюкзаком поймал две банки сгущенки. Славик же развернулся лицом к склону и начал медленно спускаться, всякий раз зарубаясь ледорубом. В результате такого спуска недосчитались 2-х кг сахару, который упал в трещину, и его замело снегом. Лида спускается без ледоруба, художественно, с переворотами. Что-то мелькало в снежном вихре, затем из него бодренько вскочила Лида, повизгивая от удовольствия. Съезжают все остальные. Стало совсем тепло. Взваливаем рюкзаки и идем по снежному полю, забирая вправо. Влево – пуска нет. Прямо – тоже, крутой ледопад. Спускаемся по веревке с грудными обвязками. Стенка метров 10-15 высотой, приходится связываться двумя веревками, так как до стенки крутая осыпь, на которой закрепиться страхующему не удалось. Спуск отнимает массу времени, поэтому часть группы пошла, выбирать место для ночлега. Где ледник кончается и идет ровным плато, перебираемся на левый берег ледника. Привычная работа ледорубом. И вот уже готова площадка, защищенная от камнепадов. Разбиваем лагерь и впервые за день готовим горячий ужин.

По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
28 августа.Утром устраиваем большой чес. Сушим все снаряжение, занимаемся починкой. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)Выделяется съемочная группа из 5 человек. Снимаем фильм о снежном человеке (Саня – кинозвезда), сценарий придумываем на ходу съемок, применяясь к местности. Делаем снежного человека. Доделывать его пришлось недолго, т.к. он в первоисточнике был готов к съемкам и много времени работал над образом. Даже походка у Сани была выработана где-то в зоопарке, не иначе. В 12-30 все заканчиваем. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
По настоянию Стаса переходим ледник, не понимая, зачем это делается. Чертыхаемся. Только пройдя вниз по леднику, оценили, что сделали правильно, иначе пришлось бы возвращаться, так как ледник оканчивается ледопадом, а склон - обрывом. Ярко светит солнце. Текут бесконечные ручьи. Поверхностная морена делается подвижной и опасной для передвижения. Выходим на скальный пологий спуск. Где-то внизу разглядели еще один ледник, стекающий из другого ущелья. Спуск до самого ледника Сев. Иныльчек прост. У входа из узкого ущелья огромный камень, на котором мы выкладываем тур и выцарапываем на всю стену, что здесь – де мол прошли 10 человек. И вот перед нами ледник Северный Иныльчек. Смотрим направо – озеро. Ура! Озеро Мерцбахера видно где-то далеко-далеко. Отсюда кажется, что оно проходимо. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Смотрим налево – ледник и пик Хан-Тенгри, облачная пелена около которого постепенно рассеивается. Ура!! Так могут орать только ошалелые туристы. Мы готовы целовать редкие кустики растений, травы. Мы толкаем огромные валуны вниз, наблюдая клубы пыли и грохот камнепада. Ребят просто не узнать. Еще 10 минут назад лица у всех были напряженные, сказывалась усталость прежних дней. Теперь все сияют, сыплются шутки, смех. Молодость и задор – вот что покорило перевал. Защелкали фотоаппараты и кинокамера, красавец Хан-Тенгри в его одеянии из снежных флагов, навсегда останется с нами. Славик один сидит на рюкзаке и напевает одну из своих бесконечных песен и, конечно, мечтает покорить Хан-Тенгри с северной стороны.
Делаем большой переход. Сразу почувствовали, что вдоль ледника пройти непросто. На ледник выбираться, смысла нет – не пройдешь. Погода начала портиться. На площадке, защищенной от камнепадов, устраиваем лагерь. В палатке надежно скрываемся от бурана. Поем песни, а снаружи дежурные воркуют у кастрюли. В 9 вечера засыпаем крепким сном.

Верховья ледника Сев. Иныльчек
29 августа.Просыпаемся от строгого вопроса Славика « Венька, где Лавруха?» После подъемных гимнов выползаем на солнышко. Умываемся мылом «диплом» - специальное мыло для мужчин-одиночек. Сушимся и выходим. Идем по морене. В одном месте делаем привал у большого ледяного грота. На привалах оставляем туры. Проходим снежную лавину. Здесь начинается озеро и кончается этот трудный переход вдоль ледника по морене. Теперь все проще. У огромного ручья останавливаемся на обед. Водичка – не водичка, а девичьи слезы. Только вкус другой. Исполнилась заветная мечта Славика – Ваня разрешил съесть сгущенку. Сухари не экономим. У всех работает фантазия на то, кто что сейчас бы съел.
От ручья лезем вверх по склону на большую зеленую площадку, расположенную высоко над озером. Травянистый склон весь исхожен дикими баранами и козлами. Сверху хорошо просматривается путь вдоль озера. Озеро разделено на две части. Верхняя - без айсбергов, нижняя – забитая сплошными белыми льдинами. Очевидно, озеро сброшено метров на 15. Да, тяжело бы пришлось нам обходить его, если бы оно было полным, т. к. тогда береговые склоны отвесной стенкой уходили бы в воду. Спускаемся с площадки, используя ледорубы и пятые точки. Идем дальше мимо гигантских айсбергов, осевших на дно озера. Очертания их причудливы. Ирина заметила, что это не озеро, а зверинец какой-то. Переходим на осыпи у бокового ледничка. Осыпи из крупных камней, но не велики по размерам. Стремимся к боковому большому леднику, который стекает прямо в озеро, преграждая путь ледопадом. Так и идем, пока путь не преграждает скала. Уже темнеет, а заночевать здесь нельзя – рядом озеро, сверху могут сыпаться камни. Либо возвращаться, либо, пользуясь отсутствием, пурги пробиться за скалу. Стас, Веня и Саня пытаются ее облезть налегке. Слышны только сильные всплески камней, летящих в воду – дорогу расчищают. При каждом всплеске внутренне вздрагиваем, - каждый из парней может вызвать подобный всплеск. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Вот они возвратились. Участок проходим, но страховку организовать невозможно. Ребята предупреждают, что идти надо плотно, помогая друг другу, тщательно выверяя каждый камень – они сыпятся. С каждой группой идет один проводник. Девчата идут налегке. Участок небольшой, преодолели за 40 минут. Уже темно. Беремся за ледорубы и начинаем привычную работу по выравниванию площадки. «Не ночлег, а дом отдыха – на берегу озера, да еще и с луной» - говорит Славик в завершение. Луна делает окружающие горы и озеро с лунной дорожкой какой-то сказкой. Лида воркует над ужином. Ирина – над Славиком, у которого заболел живот (какова сгущенка?!) Лезем в палатки и наводим уют. Все чаще ребята заглядывают в зеркальце. Лицо не узнать. Все загорелые, облупившиеся не в первый раз. С лица кожа снимается ошмётками. Все небритые, как черти.
Ужинаем в палатке, поем песни, пытаемся заснуть. Завтра предстоит настоящее испытание. Уже при подходах сюда было видно, что последние 2 км почти непроходимы, не говоря уже о самом последнем выступе скалы – сплошной каменной стенке.
По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)

30 августа. Погода отличная. В 7 часов уходят в разведку Стас и Саня. В 8 часов поднимаются все остальные к завтраку. Располагаем все шмотки для сушки, загораем. Боря даже искупался в озере, правда, тут же выскочил, как ошпаренный. В 9 часов возвращаются разведчики. Оказывается, ледник удается обойти, поднявшись к его ровной части. А далее ребята предлагают двигаться прямо по плавающим льдинам, говоря, что это гораздо легче, чем по скалам и вполне безопасно. Такое предложение всех настораживает и манит необычностью. О полной проходимости озера ничего сказать нельзя. Важно то, что в любом месте со льдов можно выйти на осыпь. В 11 часов заканчиваем сборы и выходим. Поднимаемся на ледник и идем зигзагами по приметам, известным только разведчикам. Переходим на льдины и ловко скачем по ним плотной группой. Пока льдины скованны утренним ледком, идти совсем хорошо. Движений, прыжков, обходов много, а продвигаемся медленно. Скоплений на льдинах не допускаем, но идем довольно плотно.По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Первой искупалась Ирина, быстро ее вытащили, затем Боря - по пояс. Стас принял шугу за лед и оступился тоже по пояс, замочив кинопленку. Снова Ирина, на этот раз она осталась без очков. Поразил всех Славик. Он несколько раз примерялся прыгнуть на одну не очень устойчивую льдину и отходил. Все его подбадривают, передние стали на страховку. Наконец, Славик разбежался и прыгнул, лег на льдину и прирос к ней. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Временами нам приходится идти по маленьким айсбергам, на которых приходится рубить ступени для спуска на льдины. Вскоре решаем пообедать. Перед нами полынья, за которой отвесная стенка ледника Иныльчек. До берега ледника метров 200-300, а обхода нет ни по озеру, ни по скалам. Приходится уклоняться от берега к центру озера и уходить в царство огромных стоящих вплотную айсбергов. Здесь уже не опасно провалиться в воду, но пролезть между айсбергами очень трудно. Гигантскими лапами нависают над нами тающие головы огромных льдин. Среди этих торосов мы затерялись как в лесу. Время позднее, а мы все лезем и лезем. Разведку ведем в трех направлениях. Вот уже до стенки метров 150-200. Но каких метров! Санька возвращается из разведки и сообщает, что проход найден. Через 50 минут все у стенки. Кричим «Ура!» Поем песни, а перед нами еще огромное препятствие.
В стенке лишь местами видны трещины, по которым почти немыслимо подняться. Но найти подъем легче, чем спуск. Славик, Саня и Боря лезут по ребру, вырубая ступени. Акробатический труд на лезвии ножа, но все благополучно достигают поверхности. Остальные ищут проход полегче. И вскоре находят его, прорубив всего несколько ступеней. Собираемся на леднике.По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
До поляны Мерцбахера дойти совсем близко, но темнеет, а ледник здорово изрезан длинными трещинами. Располагаемся лагерем на небольшой площадке прямо на поверхностной морене ледника. Все готовятся к праздничному ужину. Ведь позади такой сложный маршрут, пройденный нами фактически впервые в истории туризма (ранее были пройдены отдельные участки маршрута другими группами, в основном альпинистами). У всех воодушевленные лица. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Ледорубы так и мелькают, выравнивая площадку для палаток. Одновременно варят, жарят и стол накрывают. В центре стола 10 свечей. Быстро рассаживаемся на надувных матрасиках. Звучит небольшая вступительная речь. Все начинают пить, жевать, орать лозунги. И даже огромная луна подмигивала нам. Вот появляются и сюрпризы – Стас вытаскивает банку абрикосового компота. Ваня – по две плитки шоколада. Раздается дружное «Ура!» Долго звучат песни. Небо полно звезд, и среди них одна движется – спутник. Кто в нем? Собака, человек, женщина? Уснули в 2 часа.

31 августа.Поднялись поздно. Теперь спешить некуда – идем по графику. Долго собираемся, шутим. Веня уронил один ботинок в трещину. Лезть за ним бессмысленно и опасно – бросает и второй туда же. Боря записывает впечатления каждого о вчерашнем празднике для Томского радио и радио «Патет-Лао». По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Выходим в 2 часа дня. Сразу же уходим вправо к хребту Сары-Джас и идем, лавируя между глубоких трещин. У Славика отрывается подошва ботинок и приходится ее подвязывать веревками. То же самое и у многих других – сказались осыпи. Ледник покрыт толстой поверхностной мореной. Идти не трудно, но утомляет однообразие всех этих каменных увалов. Иногда взор радует какой-нибудь огромный ледниковый гриб с нависающей с него каменной шляпкой, или ледяной обрыв преграждает путь. Второй привал делаем у озера. С крутого его берега высотой 10-15 метров то и дело с огромным всплеском летят камни.
Через 10 минут выходим. Наконец, Леша громовым голосом извещает, что вышли на тропу. Как давно мы ее ждали. По тропе даже лошади ходят. Ну, а мы поскакали, как молодые ягнята. Идти очень легко. При таком темпе завтра можно выйти к перевалу Тюз. На склонах хребта попадаются заросли арчи, ивы. Много эдельвейсов. Часам к 6 выходим на очень ровную площадку и останавливаемся на ночлег. Долго сидим у потухшего костра и поем.

1сентября. Утро солнечное, пурга, кажется, навсегда оставила нас. Вдруг слышим цокот копыт. К нам выходит отряд гляциологов из Фрунзе. Идут на ледник Звездочка. Поговорили, перекурили, и в путь. Идти стало труднее, тропа нередко пропадает. Вот и конец ледника. Спускаемся к левой речке, вытекающей из-под ледника. Перекусив, идем дальше через долину, затем прямо по азимуту на перевал Тюз. Он хорошо виден. Переходим речку вброд. За речкой карабкаемся на обрывистый берег и оказываемся на поляне у лагерей «Чон-Таш» - «желтый камень». По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)
Высота его 8-10 метров. На камне записаны фамилии погибших при штурме Победы альпинистов. Останавливаемся на ночевку. У нас снова есть дрова и можно сделать костер. Вечером при свете луны, выплывшей из-за плеча Нансена, вспоминаем прошлые походы и поём.

По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)

2 сентября. Выходим рано. Выбросили лавинную лопату. Подходят гидрологи – идут на ледник Иныльчек. Предложили нам улететь на вертолете, - какое там? Все хотят собственными ногами перетопать Тюз. От лагеря начинаем подъем вверх. Идем по густой траве мимо какой-то древней избушки. Вышли к глубокому ущелью Майбулак. К перевалу путь на той стороне. Решаем подниматься этим берегом до удобного перехода. Далее поднимаемся по травянистому склону. Подъем долгий. Идем медленно, хотя каждый рвется к перевалу. Как-то не доходит, что он имеет относительную высоту 1км. Конная тропа серпантином уходит вверх. Как это лошади здесь могут пройти? Лезем по тропе, делая привалы чуть ли не на каждом повороте серпантина, а перевала все нет и нет. Он даже не угадывается вверху. Но вот последний взлет, последняя прямая – и мы на седле. Оно такое пологое и широкое, что с ним ни в какое сравнение не идет «перелаз» Пролетарской печати. Находим много дров. Готовим обед и через час начинаем спуск. Спускаемся по скальным стенкам в долину ручья – левого притока р. Тюз. Налетела вдруг непогода, идет мокрый снег, холодно. Быстро бежим вдоль ручья, не разбирая тропы, по болотам. Лишь бы дойти до реки Тюз. Доходим до слияния ручья с р. Тюз, разбиваем лагерь и сразу лезем в палатки.
3 сентября. Вышли в 9ч. Почти не замочив ног, перешли Тюз. Идем быстро, 4 км в час. За 4 перехода вышли к повороту долины. Дальше горы низкие. Останавливаемся на обед невдалеке от стоянки чабанов. Приятная новость – отсюда уже можно уехать на машине. Поход фактически окончен. Разбиваем лагерь. Завтра должна прийти машина, на которой можно будет уехать.

Описанию не поддается переезд до Пржевальска. Долина реки Сары-Джас сужается уже от селения Кен-Су. Коричневые скалы-замки нависают над ее водами. Местами дорога, резко петляя, идет под огромной скалой, выбегая затем на осыпь, под которой шумит река. У селения От-Тук дорога уходит в горы, постепенно поднимаясь к исключительно интересному перевалу более 4000м (пер. Чон-Ашу) с изумительным спуском серпантином в очень маленький цирк. По узкой дикой долине с массой пастбищ, выезжаем к небольшому перевальчику. Масса Тянь-Шаньских елей. Дальше дорога совсем хорошая. Исключительно живописная долина, гораздо более красивая побережья оз. Иссык-Куль, с киргизской экзотикой, кончается огромной равниной – недалеко в степи г. Пржевальск и озеро Иссык-Куль. По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)

Полный технический отчет похода http://tlib.ru/doc.aspx?id=39976&page=1

Из архивов клуба "Янтарь" (Томская область):
Ледник Федченко на лыжах впервые. Дневник 1970 года.

Впервые в истории полярных экспедиций, команда лыжников достигла Северного полюса.