Новые ледовые «галстуки» в Дугобе

Пишет alexvit, 19.10.2015 09:27

Новые ледовые «галстуки» в Дугобе (Альпинизм)

Красная нитка - новый маршрут "По галстуку Северной стены" на п. Узбекистан.
Летом 2015 года, в рамках проекта «Одинокие вершины Дугобы» в районе пройдено три новых маршрута. Два из них – очень интересные ледовые линии на знаковые вершины – 4Б на Акташ и 5Б на Узбекистан. Как-то даже странно, что они не были до сих пор никем пройдены.

Описание маршрута на п. Узбекистан 5100. 5Б По ледовому галстуку Северной стены.

R0-R1 40°. Подход под бергшрунд (4725) по снежному склону.
Новые ледовые «галстуки» в Дугобе (Альпинизм)
Под бергом, запасаемся водой.

R1-R2 10м 90°. Ледовая стенка
R2-R3 350м 65° Движение к горловине между скальными контрфорсами
R3-R4 35м 85° VI. Направо-вверх, по залитым льдом скалам, страховка затруднена. Желательно иметь короткие ледобуры. Встречаются трещины под френды, якоря и закладки.
Новые ледовые «галстуки» в Дугобе (Альпинизм)
На ключе очень порадовался, что взял на маршрут технические инструменты Cassin X-dream. Кошки - Cassin C14

Без коротких буров было бы очень грустно. Даже они часто не крутились до конца. Чтобы было не так страшно, использовал амортизаторы рывка Cassin X-draw. К счастью, ни один амортизатор проверить не удалось

R4-5 70° 150м. Снежно-ледовый склон между двумя скальными контрфорсами, направление к левой части ледовой стенки.
R5-R6 50м 75°. По ледовому желобу, между разрушенными скалами слева и крутой ледовой стенкой справа.
R7-R8 50м 75°. По снежно-ледовому кулуару налево-вверх, в направлении спускового гребня.
R8-R9 50м 55°. По снежно-ледовому гребню и по склону правее него (возможны карнизы), в направлении скальной башни.
R9-R10 35м 70° IV+. Не доходя метров 10 до скальной башни, уйти траверсом влево по снежно-ледовому склону и выйти по левой части скальной башни на понижение в основном гребне массива между скальной башней и вершиной.
R10-R11 50м 50° III. По разрушенным скалам и ледовой перемычке выйти на вершину.

Новые ледовые «галстуки» в Дугобе (Альпинизм)
Фото с вершины. Дальше был ночной спуск по незнакомой 4Б. Хорошо, что заранее ее очень внимательно просмотрели.

Между прочим, эти маршруты – хороший повод сломать стереотип, будто сезон заканчивается в августе. Соваться на эти галстуки до середины августа не стоит, но климат в Дугобе оставляет достаточно времени для прохождения осенью. Вот, в качестве доказательства, несколько фотографий из района, снятых в первой половине ОКТЯБРЯ.
Ночевки под п. Сельского числа 8 октября. В далеке - массив Калькуша и п. Новичок - горки выше 4000.

А вот так может выглядеть скальный маршрут в начале октября - п. Главный Замок

Говорят, как правило, числа до 10 погода стоит отличная, и снег не ложится до 3000 – соответственно, и дальше его, наверняка, немного.
Ну и еще, в добавок к новым учебным маршрутам, пройденным в мае на Западную стену Малого Замка, мы сходили первопроход в ущелье Калькуш. Мне кажется, кстати, что маршруты в этом ущелье незаслуженно обходят стороной. Конечно, там всего четыре 3Б (было три – почему-то там ничего другого не находится), плюс 1Б на Новичок и 2Б на Калькуш можно оттуда ходить, но заброска лишь немногим дальше, чем на пуп Сельского, а ущелье очень красивое.
Солнечная поляна - место ночевок в ущелье Калькуш

По вечерам из ущелья открываются такие вот виды на долину

Слева - первопроход 3Б на пик Конструкторов

На мой взгляд, это должно быть интересно тем, кто в районе не в первый раз. Да, еще кому-то может оказаться интересен первопроход – траверс Конструкторов – Калькуш, или Калькуш – Конструкторов. Вряд ли там, на гребне, найдется что-то сложное, но виды оттуда должны быть просто изумительные… целый день… или даже не один день.

Замечательный маршрут! Опубликуйте, пожалуйста, фотографию с маршрутом на Акташ

"Обе линии - по северным стенам, между маршрутов 70-80 годов. Понятно, что тогда лед не очень жаловали, но ведь сколько лет прошло!"

Когда стали ходить такой лёд, как лагерь, Дугоба уже умерла.

Маршрут на Узбекистан красивый!

Кстати,
Первые зимние восхождения в Дугобе ходила Узб. сборная в декабре 86г. Гл.Замок -3А, Хамза- 4Б, Двузубка по "столбу" - 5Б. Было очень холодно, до -30.

Акташ
Извиняюсь, совсем забыл прикрепить это фото. Вот оно.

Лех, чуток не в тему. Если будешь делать фотки в гайд, поработай над цветами, а то на рельефе плохо читается. Я в свое время ставил буквам оконтуривание, чтобы лучше было видно

V 2010 g. osen'yu hodili uzbekii na Aktash, Kornienko Andrey i Urlaev Denis delali pervoprohod ochen' pohojiy na vash. ne uveren, mojet Say podskajet?

Рустам, они ходили не единожды хоженый другими вариант - чуть правее "лапы" 4Б, до гребня.

Pervoprohod na uzbek interesniy. Foti klassnie, spasibo. vspomnil molodost'.

Точно, я уже и забыл, ташкентцы Корниенко Андрей и Урлаев Денис ходили что-то подобное на Актташ.
Не могу найти их фотки.

Да ходили на пик Акташ, фото попробую вставить

акташ
Мы тогда немного не долезли до вершины, стемнело. (Сглупили немного)). Маршрут где то 4Б, может его ходили много раз. Сейчас с опытом и снаряжём намного лучше, пролезли бы то же самое и спустились к палаткам до вечера, обозначили как 4А.