Сегодня Вале Божукову исполнилось 90 лет. О всех его регалиях и подвигах я здесь писать не буду - вы всё это найдёте в интернете или на Риске. Достаточно упомянуть, что он "Снежный Барс № 3". Мне посчастливилось с ним сходить на два самых высоких семитысячника СССР: пик Коммунизма в 1988 году и пик Победы в 1989 году. Желаю Вале здоровья и оптимизма! А теперь только фотографии из моего личного архива:

ВАЛЕНТИНУ БОЖУКОВУ 90 ЛЕТ! (Альпинизм)12.08.1964 г. Первопрохождение Северного ребра Хан-Тенгри

Поиски Вити Николаева на пике Победы в феврале 1991 года. (Горный туризм)Пик Победы

В 91-ом московские горные туристы вознамерились сходить зимой на Хан-Тенгри и Победу. Даже как-то раз собирались в турклубе МАИ для обсуждения планов. Они ушли в начале февраля: Игорь Разуваев – руководитель, и участники: Витя Николаев, Лёша Братцев и Володя Лихтенберг. Мы с Лёней Гольцблатом тоже должны были идти, но в последний момент отказались, кажется, из-за удручающего материального положения. До сих пор ловлю себя на мысли, что, если бы мы пошли, всё могло бы быть по-другому. Но история не терпит сослагательных наклонений.

Ноябрь 1978 года. После удачно пройденной пятёрки в горном туризме с восхождением на Памирский шеститысячник, которой я руководил, опять потянуло на подвиги. Решили на ноябрьские праздники поехать в Крым, чтобы потренироваться в скалолазании, будучи абсолютными «чайниками» в этом деле. В принципе по скалам я лазал и в Карпатах, и в Подмосковье, но всё время с верхней страховкой, которую неизвестно кто вешал. Тогда же решили пройтись свободным лазаньем. Маршрут выбрали не из простых: в лоб по стене на Сокол от дороги.

Как принято сейчас говорить, меня много просили и, вот, я разродился на большую публику. Хотя ранее и публиковал данное чтиво в фейсбуке и инстаграме.

Корженева-Коммунизма 2021 (18+, Альпинизм)

Лето. Я снова на поляне Москвина, работаю горным гидом в компании Толи Мошникова. Помимо двух французских групп, к нам приехали турки. Турецкая коммунистическая партия праздновала в том году какой то юбилей и делегировала своих представителей-альпинистов для водружения красного знамени на вершину пика Коммунизма в честь столь знакового события.

У французов была весёлая компания. С ними работали братья Шустровы, прекрасно говорящие на языке Вольтера…..а вот кто пойдёт с турками решалось в напряжённой дискуссии.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Прошло чуть больше двух недель, как мы вернулись из Сванетии, где отдыхали в формате треккингового альпинизма. Треккингового – потому что просто подходами путь до местных вершин, иногда идущий через пешеходные перевалы и занимающий больше одного дня, назвать сложно. Да и сами схоженые нами вершины, за исключением Ушбы, вполне доступны пешком с минимальной технической работой.
За выезд командой из 5ти человек сходили на перевал Гульба, вершины Лайла, Западный Чатын и Южную Ушбу по маршруту Мышляева. Отдых удался: с погодой почти повезло, а отличная компания дополнялась грузинским гостеприимством, прекрасными пейзажами Сванетии и сложным маршрутом на любимую вершину. Ниже смотрите фотоотчет о поездке.

Пик Тандыкуль 1985г. (Альпинизм)Тандыкуль . Сборы Эльчибекова В. А. в 1985г.

В горах наши сердца... (Горный туризм)Китай...

Улетаю… На каком-то иностранном самолете, вроде айрбас-320 или 322… По работе, Москва – Благовещенск… Уже который раз… Свист турбин, поехали… Сегодня что-то болтает ветром на взлете, самолет периодически порывами дергает в сторону, будто пытается скинуть нас с полосы…

Горные долины с чашами озер, снега и льды, прохлада и долгий путь.

Горы акварелью (Горный туризм)

Конец октября. Жители Сибири только грезят хорошим первым снегом, а мы же (компания из 15 скитуристов и снегоступщиков + многоопытный руководитель) уже мчим в легендарные в узких кругах Баргузинские Альпы, хохоча, мол, первые фото с катки в соцсетях точно будут нашими в этом сезоне. Пеший, достаточно трудный, маршрут до зимовья осилен. Немного теории, составления маршрута, не забыли "побурханить" (см. байкальский фольклор) и долгожданный сон. В 10 утра группа, проведя биппер-чек (оные были не у всех, но куды деваться, не бросать же их топить печку), отправилась в путь, лежащий в самый известный в этом районе кулуар с говорящим названием Гигант.

Долгожданное открытие скитур-сезона или Как пропустить его половину. (Горные лыжи/Сноуборд)IMG_20201207_165026_773

Давно лежали бобины, снятые в том веке на 8-мм кинопленку . В том году оцифровал. Вот один из роликов, которые получились из них. Не судите за качество.
Поход по Памиру в 1991 году с группой МЭИ. Не всех уже вспомнил. Может быть, участники и остальные, кто есть в кадре - узнают себя? Было бы здорово.

Можно сказать, что эта съемка и спасла нам жизни. Одного из нас в этот поход не пустила жена. Как знала..

Лавина, 35 минут в снежном плену. (Туризм)Лавина

Вдруг склон подо мной проседает и раздается характерное уханье. Поднимаю голову, далеко вверху по склону зазмеилась трещина, снег под ней вздыбился серой волной. Полный текст.

Раздвигая границы возможного... (Туризм)

Немного я его отредактировал... И добавил фотографий.

КАЗАХСТАНСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ (Альпинизм)п Комсомола

В конце семидесятых годов волею судьбы мы с женою оказались на сверхсекретном тогда полигоне Сарышаган в Казахстане, в пустыне Бетпак-Дала на берегу озера Балхаш. Были конечно минусы в нашей жизни: за колючей проволокой в три ряда, летом +40, зимою -40. Обилие спирта, выдававшегося на протирку радиоэлектроники, но она (радиоэлектроника) протиралась «тонким слоем», а остальное выпивалось офицерским составом нашего объекта. Жизнь в пропахшем рыбой общежитии, громко именуемом офицерской гостиницей. Все офицеры в основном занимались рыбалкой: в Балхаше рыбы было немеряно, любой – лещи, подлещики, сомы, судаки, щуки. Вокруг в пустыне – скорпионы, гюрзы с кобрами и всякие фаланги. И ярко голубая вода в озере Балхаш из-за растворенного в ней медного купороса.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

Долго рука не поднималась написать о том трагичном для московских горных туристов 81-ом, но когда-то нужно это сделать. В тот год разыгрывался первый чемпионат СССР по туризму. Очень хотелось завоевать первое место, и поскольку это была уже вторая шестёрка руководства, я заявил рекордный по тем временам маршрут.