В горах наши сердца...

Пишет А. Джулий, 10.01.2021 14:58

В горах наши сердца... (Горный туризм)Китай...

Улетаю… На каком-то иностранном самолете, вроде айрбас-320 или 322… По работе, Москва – Благовещенск… Уже который раз… Свист турбин, поехали… Сегодня что-то болтает ветром на взлете, самолет периодически порывами дергает в сторону, будто пытается скинуть нас с полосы…

А когда-то летали только на отечественных самолетах… Ан, Як, Ту, Ил… И ничуть не хуже, даже наоборот… Зачем нам эти иностранцы здесь, кто их сюда пустил? Гнать бы их в шею…

В горах наши сердца... (Горный туризм)На борту Як-40.

А как раскручивается винт вертолета? Сначала раскручиваются турбины, потом медленно пошел винт и вот уже сверкающий ореол над машиной с характерным звуком рассекаемого лопастями воздуха… Разве это можно передать словами? В горах маленькие вертолеты я не застал – довелось кататься только на Ми-8 и старших его модификациях. Ми-8 – это что-то вроде бурмашины в зубном кресле в те годы – зубо-дробильный агрегат. Вибрация та еще, двадцать минут полета из Джиргаталя на ГМС ледник Федченко, и выходишь с легкой трясучкой, как-то так. За штурвалом – дядя Женя Малахов. Его старт с ГМС порожняком – это нечто – площадка на краю ригеля, дядя Женя поднимает вертолет и «падает» на ледник, завалив машину набок чуть не под девяносто градусов… Дядя Женя – бывший военный летчик. Ребята на ГМС говорят, что он всегда так развлекается, если нет пассажиров. Разогнать машину на высоте – это долго, разреженный воздух, а тут – рухнул вниз на пару сотен метров – и вот она, скорость, можно идти домой… Дядя Женя погиб через несколько лет, разбился на спасработах на своем Ми-8.

В горах наши сердца... (Горный туризм)Покушать привезли...

В горах наши сердца... (Горный туризм)Когда борт уходит, наступает тишина...

В горах наши сердца... (Горный туризм)

А потом появился Ми-8-МТВ. Модификаций, конечно, больше было, не в этом дело. Это уже совсем другой вертолет, хоть и обводы те же. И никакой вибрации. Он не летит – плывет по воздуху… Вот так все меняется…

На работу собираться легко, это да. Джентельменский набор с обязательной электрокофеваркой (раньше – кипятильник на 0,5 кВт), в ней при необходимости можно и яйца варить (куриные). И т.д. В горы – сложнее… Сначала – одежда. Я всегда делил на четыре части: ноги, руки, голова, тело… Ну, примерно. Так как ноги – это все равно две части – ступни и остальное. И что сейчас?

Ступни: носки трекинговые тонкие 2-4 пары, толстые 2-3 пары, обувь основная ботинки (зависит от района) теперь только буржуйские, наши еще не научились или не хотят, кроссовки или босоножки (мое предпочтение – трекинговые босоножки, чаще брал Асоло). Можно то и то, но тяжелее. Ну и фонарики из мембраны… И штаны-самосбросы из мембраны… И куртка из мембраны… И т.д. И почти неизменный атрибут высотных походов – снегоступы… И кошки, конечно. Ну а если собираешься лезть серьезные скалы – надо предусмотреть скальные тапки у лидеров.

А раньше…

В горах наши сердца... (Горный туризм)Это где-то конец 70-х - начало 80-х

А как думаете, сколько весит «пустой» рюкзак? То есть только с личным снаряжением, без общественного и без раскладки? Если вы в одних плавках (или без). Ну-ка, посмотрим…

Одежда для ног/снаряжение:

- носки тонкие – 3-4 пары, пусть по 50 гр. – 0,2 кг

- носки толстые – 2-3 пары, пусть по 100 гр. – 0,3 кг

- ботинки вибрам, пластик, высотные – 2,0 кг

- фонарики мембрана – 0,2 кг

- Кошки, например, G-14, с чехлом – 1,3 кг

- кроссовки (босоножки), пусть Asolo – 0,8 кг

- снегоступы, например, TSL-227, с чехлом – 2,0 кг

- шорты – 0,3 кг

- легкие трекинговые брюки – 0,4 кг

- термобелье трусы, 2-3 шт., пускай по 0,1 кг – 0,3 кг

- термобелье штаны 1-2 шт., пускай по 0,2 кг – 0,4 кг

- Самосбросы гортекс или аналог, пусть 0,6 кг – 0,6 кг

- беседка альп., пускай Petzl – 1,2 кг

- спусковое устройство, пусть «восьмерка» – 0,2 кг

- самостраховка, два уса – 0,4 кг

- ручка UralAlp – 0,3 кг

- карабины личные, 4-6 шт. – 0,4 кг

- ледобур личный, 1 шт. – 0,1 кг

- ледоруб – 0,9 кг

- палки телескопические, хорошего качества – 0,6 кг

- крюконоги Шабалина (редко на каждого) – 0,6 кг

- клифы (редко на каждого) – 0,2 кг

- скальные тапки (редко на каждого) – 0,6 кг

- грудная обвязка (если нужна) – 0,4 кг

- каска Petzl – 0,6 кг

- рюкзак с самостраховкой – 2,0 кг

- коврик – 0,6 кг

- спальник – 1,2 кг

- КЛМН – 0,4 кг

- фотоаппарат – 0,4 кг

- прочее (туалетная бумага, зубная щетка/паста,

бритвенные принадлежности, крем от солнца и т.п.) – 0,4 кг

Одежда для рук. Тут осталось совсем мало:

- перчатки полар, 1-2 пары, пусть по 100 гр. – 0,2 кг

- рукавицы полар, с накладкой для лазания, 1 пара – 0,1 кг

- верхонки мембрана, с вкладышами из полара – 0,3 кг

Одежда для тела:

- термобелье тонкое, олимпийка, рубашка 2-3 шт. – 0,3 кг

- куртка полар, толстая , 1 шт. – 0,6 кг

- куртка гортекс, 1 шт. – 0,8 кг

- пуховка «Баск», облегченная – 0,6 кг

- жилетка пуховая, «Баск» – 0,3 кг

Одежда для головы:

- шапочка полар, 1-2 шт. – 0,3 кг

- повязка полар, 1-2 шт. – 0,2 кг

- панама (косынка) от солнца – 0,1 кг

- маска марлевая от солнца – 0,1 кг

- очки солнцезащитные – 0,1 кг

Итого: – 24,3 кг

В горах наши сердца... (Горный туризм)Середина 80-х

Это, конечно, для походов высших категорий. Что-то не нужно. Чем проще поход, тем больше отсюда выбросится. Но… Не мало, все-равно, останется… Частью можно пожертвовать, в ущерб комфорту. Попробуйте составить минимальный список… Да, и вес тут «от балды», т.е. по памяти, весьма примерно. Потом опять же подставляете свой вес… Но вряд ли получите меньше 20 кг. Просто из них часть надета, иногда – большая.

А раньше были «серебрянки», брезентовые штормовки, групповые спальники, одежда из «болоньи»… И ботинки-вибрам промокаемые. При этом еще и протирались легко. Поэтому в ремнаборе были предусмотрены приспособления для ремонта обуви – шило, «цыганская» иголка, толстые капроновые нитки, куски кожи, дерматина или толстого брезента… И в какой-то момент вы тащили мокрые палатки с мокрыми спальниками, в мокрых носках и ботинках… И отдыхали… Душой… По-настоящему. А все остальное – это для воспоминаний.

…«Рюкзак набит, сверкают ледорубы, билет в кармане, ждет нас тепловоз»… Строчки из гимна горной секции турклуба «Романтик» Одесского политеха. Да, так и было. Мы уходили в холод, чтобы согреться душой… Это я сейчас написал КЛМН… А тогда, в «Романтике» 70-х – начала 80-х, посуда была тоже групповой. Одна миска на двоих. Правда, кружки-ложки – на каждого. И дежурный (или дежурные, если дежурили по двое) вместе с канами или автоклавами мыл и всю посуду. Уже в 82-м стали индивидуальными КЛМН. И сам хочешь – мой, хочешь – держи грязной.

В горах наши сердца... (Горный туризм)90-е

А как общественное снаряжение? В плане добавить к «пустому» рюкзаку? Тоже список, близкий к максимальному, это на 4-6 человек:

- автоклав свердловский, 3 л – 0,6 кг

- чайник 2 л – 0,2 кг

- половник – 0,1 кг

- горелка MSR, бензиновая, 2 шт., по 0,6 – 1,2 кг

- экран защитный или кремнийорганическая ткань – 0,4 кг

- палатка, шатер Николаева – 2,5 кг

- айс-фи-фи, 1 пара – 0,6 кг

- веревка основная, 9-11 мм, 3 шт. по 50 м – 6,5 кг

- веревка вспомогательная, 8 мм (1/2), 50 м – 1,6 кг

- расходный репшнур, петли, пусть 20 м – 0,4 кг

- ледобуры групповые, по 0,1 кг, 15 шт. – 1,5 кг

- крючья ск., комплект – 1,2 кг

- закладки в ассортименте – 1,0 кг

- карабины групповые, 15 шт. – 1,5 кг

- оттяжки, петли страховочные, комплект – 0,5 кг

- молоток скальный, 2 шт. – 1,2 кг

- лесенки 1 пара – 0,3 кг

- лопата лавинная, 2 шт. – 1,2 кг

- кинокамера с пленками, аккумуляторами – 1,2 кг

Что-то, может, и забыл … Итого: – 23,8 кг

Всего-то, но это на 4-5 человек. То есть, плюс 5-6 кг. Чуть-чуть за 30…

В горах наши сердца... (Горный туризм)90-е... Да... Троих уже нет...

А еще еда и топливо. Тут, конечно, нюансы… Но… Но грубо можно считать, что еда с топливом – 1 кг на человека в день. Ну хорошо, 0,8… Ну ладно, 0,6. Но это уже далеко не уйдешь… На 30 дней – от 18 кг до 30. То есть, от 48 кг до 60-ти. Ну, 60 кг – это уже… Это да, это только челночить. А если не 30 дней, а 40? На 30 дней мы тащили как-то на Памире, до первой заброски. Хорошо, не 60. Но и не 48. В среднем на мужика было у нас 54 кг. И у единственной девушки – 35. Всего-то 12 км по леднику надо было пройти. Есть такой старый анекдот – двое после аварии лежат в больнице на растяжках. Один другого спрашивает – что у тебя случилось? Тот – да ехал слишком быстро, слетел с дороги, и вот… А ты? Этот: да мимо меня какой-то ненормальный промчался, я думал, что на месте стою и вышел… Так и у нас – мы думали, что идем нормальным темпом. Пока мимо нас не просвистела группа из Челябинска. Только тогда и заметили разницу. Через 12 км рюкзаки полегчали до 42-х, это, считай, норма. Как в песне «Когда за спиной 42 килограмма, не очень-то посмотришь по сторонам. Но когда снаряга на себе а веревки в работе – это уже не больше 35-ти.

В горах наши сердца... (Горный туризм)Ну вот, 80-й год. Абалаки, ледорубы - это исключение, пользовались альпенштоками. С собой везли только наконечники, а в горах подбирали подходящий "дрын"... Надо сказать, что для глиссирования по снегу или переправ в брод - вещь более чем удобная...

А что же раньше? Абалаковский рюкзак, больше похожий на надувной шарик, требовал особого подхода в упаковке. Начну с того, что ковриков под спину каких-то приличных еще не было, поэтому под спину клали спальник. Кто спальник не нес – клали что-то другое. Спальник-одеяло складывался пополам (т.е. застегивалась молния), а потом на три части, и этот пакет засовывался под спину. Потом принцип прост – тяжелое – вниз, легкое – выше. При этом следить за тем, чтобы какие-нибудь консервы или крюк не вылезли и не уперлись в какую-нибудь часть спины. Да, поясных ремней не было тоже, все висело на плечах… Нынешние же рюкзаки – анатомические, в общем-то, не шире плеч. Абалаковский же рюкзак был из плотного брезента, и заметно шире плеч. Было в этом рациональное зерно – если с таким рюкзаком падаешь в сужающуюся трещину, можно заклинится рюкзаком, самому не получив никаких травм. Как это работает, замечательно описано в книге Владимира Николаевича Шатаева «Категория трудности», на которой все мы выросли. Там, спасаясь от камнепада, он прыгнул в трещину (рантклюфт, по-моему), и его там заклинило. При этом заклинило рюкзаком, да еще рюкзак защитил от летящих камней. С современным рюкзаком раньше заклинит тело, если это в трещине. То есть от травм он никак не спасет. Но от камней, кусков льда прикрыться тоже можно. Даже удобнее, так как современный рюкзак высокий. Современный рюкзак – одна из немногих вещей, которые стали тяжелее – что-то в районе 2 кг для рюкзака на 100 л. Даже абалаковский весил меньше (не помню, сколько), а мягкие самоделки уже с поясным ремнем, которые шили сами в 80-х-90-х, весили 900-1100 гр.

Но ходили… Снегоступы, конечно, можно и попроще, весом всего грамм 300. Титановые или дюралевые трубочки и кусок капрона. Но с одной завязочкой сзади у нас не пошло – слетали. В итоге стали делать что-то похожее на крепление старых кошек на ремнях. Единственный недостаток – идти надо в раскоряку, так как они широкие… Снегоступы мы до 2001 года не использовали. Не то, чтобы не нужны никогда были, но здоровья, видать, было слишком много. Да и снег по ночам подмерзал, и приличное время поутру можно было идти, не проваливаясь. Но первый «звоночек» у нас случился еще в 1993-м – снег по ночам не смерзался… Встаешь утром, выходишь, делаешь шаг и раз – по колено… Или глубже. Но в 2001-м случился аншлаг. Снег – и сразу пахота. Утром, днем ли, вечером… Но последней каплей была тропежка по С. Иныльчеку выше МАЛа под Ханом, на подходах к перевалу Пржевальского – первому нашему переходу в Китай. Если обычно получается формовать ступени, чтобы идти по тяжелому снегу хотя бы по колено, здесь все было иначе… Раздавался радостный «хлюп» и ты проваливаешься до льда. Хорошо хоть, глубина была 1 м. Это днем, конечно. Утром так все же не проваливаешься. Утром более-менее проскочили. После чего решили, что следующие мероприятия на высоте – со снегоступами. Правда первый опыт в 2002-м году был не самый удачный – по свежему снегу пару дней шли со скоростью 2 км/день – самодельные снегоступы разваливались…

«Мне звезда упала на ладошку, Я ее спросил: откуда ты?»

В горах наши сердца... (Горный туризм)Полнолуние бывает очень красиво. И светло.

Наверно одно из первых впечатлений в горах у меня было – это звезды. Не знаю, как передать словами, когда лежишь в хорошую погоду и смотришь… Млечный путь – как нарисованный, и эта россыпь, кажется, освещает все вокруг, особенно когда нет Луны. Правда новолуние в горах – зачастую непогода, поэтому такое зрелище бывает не часто. Лежишь и ловишь свои желания… Надо же успеть, пока не погасла. Наверно, эти старые строки лучше всего передают это: «Ночи платье бальное звездами выткано… Сонные, огромные, звезды смотрят вниз». Редко это бывает. Но – запоминается… Иногда внизу, в тепле, когда можно полночи спокойно лежать на улице и наблюдать, не замерзая. Иногда на высоте… Там ночью всегда холодно, не больно-то на улице полежишь. На траверсе п. Гармо, уже выше седловины перевала Дарвазский Кругозор, мы «застряли» на жестком льду, и в результате ночевали где-то около 6000 на 30-градусном льду, предварительно вырубив в нем лоханку для ночлега. Мы лежали под звездным небом, в спальниках и системах, на самостраховках. Внизу светились огоньки поселка в долине Обихингоу, и туда казалось бесконечно далеко, а звезды – вот они, совсем рядом. Да, это был последний день хорошей погоды. Наверно, никакая фотография, даже очень качественная, это зрелище не передаст. Масштаб не тот. Потом уже, намного позже, я понял – это же звезды из моего детства. Там, где я родился, никогда не было уличного освещения и воздух был бесконечно чистый и прозрачный, и мы детьми любили, лежа на сене, смотреть на звезды. Как позже, в горах. Ну и интересно было… Дело все в том, что я любил астрономию в школе, а про звезды и звездное небо перечитал не один раз всю беллетристику на эту тему – Азимова, Шкловского и др. И в силу этого увлечения достаточно хорошо ориентировался на звездном небе… Да, смешно. Сейчас – только две медведицы…

В горах наши сердца... (Горный туризм)Продолжение, наверно, будет...

89


Комментарии:
7

Да, тоже в командировки сначала летал почти всегда на наших Ту, Ил, Як, а позже пошли сплошные Боинги и Аэробусы... Любимым самолётом был и остаётся наш ИЛ-96, на котором летал несколько раз на Сахалин. И на вертолётах тоже только на наших Ми-8 разных модификаций летал. Самая надёжная машина в мире.

В школе тоже любил астрономию. Больше астрономии любил только химию :)

А в походы мне всегда было без особой разницы в чём и с чем ходить. Главное - ХОДИТЬ! Конечно, если были возможности, то покупал обувь, одежду, снарягу качественную, дорогую. А когда не было такой возможности, ходил в том, что было. И в те горы, в какие были возможности, хоть в маленькие, хоть в средние, хоть в высокие. Если есть время, желание и средства, то далеко и надолго, а если нет, то близко, хоть на один день.

В горные походы сейчас и последние несколько лет хожу с рюкзаком "Егерь 100", вес 2,6 кг.

Да, без гор никак. Вот и 4 января, пока нет многодневных походов, собрал группу и на один день поехали в родные Жигули рельефить. Собрали несколько гребней, склонов, оврагов, набрав более 1200 м высоты. А что, тоже горы, пусть и самые маленькие ;)


4

Офигенная статья! Спасибо огромное!


0

Спасибо, интересно! Хотелось бы продолжения.

Непонятно только про рюкзак: "Современный рюкзак – одна из немногих вещей, которые стали тяжелее – что-то в районе 2 кг для рюкзака на 100 л." - это, видимо, самошитый?

Вес Татонки-Бизон 4,3 кг. Цитата: "Рюкзак туристический Tatonka Рюкзак туристический Tatonka "Bison 120", 120 л темно-зеленый — купить в интернет-магазине OZON с быстрой доставкой " https://www.ozon.ru/context/detail/id/28045455/#section-description--offset-80

У меня российский рюкзак Фараон 100л - 4,2 кг.


4

Значит, шагнули уже дальше... 4,2 - это уже слишком много. Из приличных, о которых я пишу, были Питерские, у Баска, последний мой -немецкий, он как раз 2 кг. Тяжелее я уже не покупал.


1

Дико извиняюсь, как неправильно говорят: промахнулся случайно и заминусил. Теперь не исправляется никак.


0

Да, полёт на МИ-8 из за тряски и шума (разговаривать невозможно!) был ещё тем квестом! Довелось как то с селевиками больше трёх часов полетать на нём (прямо в салоне стоял дополнительный бак с горючим!)...так я потом дома ещё три дня "летал".


4

По поводу веса рюкзака (пустого). Ради любопытства не поленился достать с антресоли и взвесить свой российский Nova Tour Vitim 90, с которым хожу последние 10 лет. Вес - 1,3 кг. Может быть поистерся? ;o)


1

Nova Tour Юкон 115 л, с дюралевыми пластинами-вставками в спине - 3 кг. Вставки - 0,4 кг. Гламурненький такой, всякого малополезного обвеса накрючено. Покрой - труба, а надо трапецией широким основанием наверх - укладывать проще/легче. Дно промокает/пачкается, нужно из "тезы". Фурнитура дохлая, заменил сразу. Сам рюкзак светло-серый, два раза на попутке - стал бомжеватой окраски. Ходил 2 сезона, бросил, вытащил старые выкройки и заготовки, сшил сам. Анатомический, под себя. Черный, с "галошей", 105 л 1,9 кг.


0

Спасибо!


0

Рюкзак Red Fox Light 100 - 1,75 кг. пользуюсь более 8 лет


1

Мне супруга сшила из хорошего авизента рюкзак для горных пятёрок, литров под 100, с клапаном и пристежными карманами. Весил 700 граммов. А в абалаковский рюкзак для придания ему хорошей формы вставляли палочку под наплечные ремни, в общем при сноровке вид рюкзака получался вполне сносным и весил 1,5 кг.


0

Мой мягкий рюкзак 120л, где коврик под спину - 1,3кг. Для гор и лыжки. Вот пора менять уже. Присматриваю что-то в ekipirovka.ru Пообщались по телефону, вроде сошьют на заказ, что мне надо ( с карманом под гитару).


1

Фундаментально. В легкоходной команде нашего клуба - руководом задан макс. вес личного для памирского похода - 9,3кг. Это с кошками и личным альпинистким -ИСС , железо и пр. Без общественного и еды.

Как вам такое, (илон маск) Толя?


1

"Это я сейчас написал КЛМН… А тогда, в «Романтике» 70-х – начала 80-х, посуда была тоже групповой. Одна миска на двоих. Правда, кружки-ложки – на каждого. И дежурный (или дежурные, если дежурили по двое) вместе с канами или автоклавами мыл и всю посуду. Уже в 82-м стали индивидуальными КЛМН. И сам хочешь – мой, хочешь – держи грязной." - про одну миску на двоих (в отличие от спальников) никогда не слышал. У всех сейчас миски титан или пластик.

А дежурные и сейчас иногда моют всю посуду. Вопрос договоренности. А посуду свою часто чаем предварительно споласкивают-заодно и калории не пропадают.


1

А мы часто, когда в горных походах группа человека 3-4, вообще чашек не берём. Просто вокруг котла садимся и все из него едим. Если группа больше, то чашки приходится брать, так как вокруг котла бОльшим количеством сидеть уже не удобно :) И котёл часто берём только один. Поели, помыли, поставили в нем же чай.

Кстати, на счёт современных рамочных рюкзаков. Некоторые мои участники из этих рюкзаком вынимают метал. каркас (он у большинства извлекаемый), кладут вместо рамы внутрь тубусом пенки и так рюкзаки получаются гораздо легче.


1

Спасибо Анатолий!

Тяжелоносы...неаа...альпинизм лучше... -:))) с этой точки зрения...


4

**Тяжелоносы...**

В ебгипецкой транскрипции - "долготяжелоносеры" ;)))
...Но это с исключительно уважительным посылом к собратьям :)))

Спасибо за тёплый рассказ, Анатолий!


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru