Тот страшный 81-ый

Пишет Никита Степанов, 10.09.2020 00:10

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

Долго рука не поднималась написать о том трагичном для московских горных туристов 81-ом, но когда-то нужно это сделать. В тот год разыгрывался первый чемпионат СССР по туризму. Очень хотелось завоевать первое место, и поскольку это была уже вторая шестёрка руководства, я заявил рекордный по тем временам маршрут.

Собрал очень сильную команду из десяти здоровых молодых курящих мужиков. Четверо были из моей маёвской группы, и к нам присоединилось шестеро горников из МГУ. Были ещё желающие, но группа не резиновая – и так перебор.

После долгих согласований и утверждений, в маршрутной книжке ЦМКК утвердила следующее: а/л "Высотник" - лед. РГО - лед. Красноармейский - пер. Розмирович (2Б, 5100 м.) - Наука Западный (3А, 5350 м.) - пер. Сюрприз (3А*, 5200 м.) - лед. РГО - пер. Дарвазский Кругозор (3Б п.п., 5400 м.) со спуском по Дарвазской стене - пер. Гандо (3Б, 5350 м.) - пер. Москва (3Б п.п., 5800 м. - седло между пиками Бородино и Абалакова) и в случае невозможности сквозного прохождения, траверс пика Абалакова (5Б альп., 6650 м.) - ПФП - ребро Буревестник - поляна Сулоева - поляна Москвина - пик Хохлова по маршруту Николая Чёрного + траверс до 7350 пика Коммунизма с выходом на панорамную точку для фотосъёмки (5Б альп., 7495 м.) - ребро Абалакова - лед. Бивачный - лед. Федченко - ГМС Федченко - пер. Кашал-Аяк (2Б, 4330 м.) - а/л "Высотник. С массой запасных вариантов, заранее предполагая. что не всё нам удастся пройти. В частности, на особо стрёмных участках: вместо Дарвазского кругозора перевалы Дарвазский или Шокальскогои ребро Бородкина, вместо маршрута Чёрного. Ну а что из этого получилось, описано ниже.

Старался писать сухим языком дневника, в котором отражались только точки маршрута, хронорметраж и высоты по показанию нашего альтиметра, но не избежал лирических отступлений в значимых событиях.

Моя команда:

Боня – Виталик Гусев

Алик – Олег Волобуев

Фома – Сергей Фомичёв

31.07. Всякими замысловатыми маршрутами мы накануне добрались до альплагеря "Высотник" (2670 м.). С утра долго перепаковывались и собирались, и вышли только в половине одиннадцатого. Через шесть часов подъёма, прорвавшись через рвань у борта, в четверть седьмого поднялись на "зелёнку" (3270 м.), расположенную выше слияния Красноармейского с РГО. Пять лет назад нам на это потребовалось два дня. Но мы уже были крутые парни. Запрятали заброску. Ночуем. Денёк сегодня выдался не слабый, учитывая, что он первый и шли с полным весом, как очумелые ишаки. Мужики потребовали сделать вбрасывание шайбы (армейской фляги со спиртом), чтобы отметить начало маршрута. Кто бы возражал – святое дело!

01.08. Вышли в половине десятого. Поднялись по правой морене Красноармейского. Через час спустились на ледник и пошли по нему вверх.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

В два часа дня по ровному льду поднялись до начала подъема к перевалу Кавголовский (3910 м.).

В шесть вечера вылезли на плато под перевалом Розмирович и заночевали. Высота 4320 м.

02.08. Вышли в половине девятого. Погода облачная, пасмурно. Идём в связках по увалам ледника. Снег очень твердый.

Подошли под перевал Розмирович. Над ним – чистое небо, а на юге – облака.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

В половине первого поднялись на перевал Розмирович (2Б, 5040 м.). Сняли записку украинцев от 1978 года. В 13-10 встали на ночевку под перевалом Наука Западный. Высота 4 870 м. Все завалились спать.

Проснулся от бешеного сердцебиения. Попытался встать, но ни одной конечностью пошевелить не смог. Работал только мозг. Временами сердце пропускало удар, и в эти моменты я замирал от ощущения, будто падаю в воздушную яму на самолёте. Вдруг вспомнился рассказ Станислава Лема, в котором от имени ребёнка идёт повествование о том, как их поселили на атолле в Тихом океане вместе с родителями вернувшимися из межзвёздного полёта. Однажды ночью он услышал разговор родителей о том, что на какой-то планете они подхватили заразу, которая может угрожать человечеству, и если через две недели не изобретут вакцину, то атолл уничтожат ядерным взрывом. Заснуть он уже не мог и всё думал о том, что жить осталось всего четырнадцать дней. К нему вошла мама и поинтересовалась почему он не спит. Ребёнок ответил, что он он так редко видит родителей и соскучился по ним, что сейчас ему очень хорошо на атолле и, что ему очень не хочется умирать. Мама поняла, что он слышал их разговор.

Почему-то слова ребёнка о нежелании умирать гвоздём застряли в моём мозгу. Мне тоже не хотелось умирать, ведь всего 10 дней назад мне стукнуло 26, а сам я себе отмерил 33 – возраст Христа, когда прыгну с какой-нибудь скалы, чтобы навсегда остаться молодым. Женился недавно и вскоре должен был стать отцом, диссертацию начал писать… Все эти мысли топорщились в моей голове и не давали покоя. И что я успел сделать в жизни? Ещё даже на «снежного барса» не находил – всего один семитысячник.

Что же со мной? Наверное, сердечная недостаточность. Немудрено, ведь всего на третий день прошли пятитысячный перевал и ночуем на 4870. А рядом похрапывали мужики. Пришлось их будить. Смерили температуру + 38,4. Медик подтвердил мои опасения, и легче, понятное дело, от этого не стало. Сказал ему, чтобы кипятил иглы и готовился делать уколы. Лежу и жду. И как не было стыдно, но мочиться под себя не хотелось, пришлось просить мужиков вытащить меня пописать - я даже штаны себе приспустить не мог. Заодно поинтересовался у них не отвалился ли мой писун и попросил передать ему пламенный привет если он всё ещё на месте. После этой процедуры меня положили обратно. Временами пил валокордин, но он не помогал.

Справка. При огромном весе нашей аптечки - около 5 кг. и полном ассортименте всяческих инъекций вплоть до наркотиков, в ней было всего две иглы: одна для подкожных инъекций, другая для прямых уколов в сердце. А Медик стал медиком, потому что у него родители врачи и доставали всю эту наркоту и прочие снадобья.

Наконец Медик прокипятил иглу. Попытка набрать жидкость в шприц оказалась безуспешной - игла оказалась засоренной. Сердце начало пропускать по два удара подряд - это когда падаешь в очень глубокую воздушную яму. Чувствуя, что коньки уже сваливаются с моих ног, сказал Медику чтобы не кипятил внутрисердечную, один вид которой вызывал во мне ужас, а просто обжег на примусе, протёр спиртом, и засадил поглубже, лучше в вену, иначе сдохну. После укола, а он ввёл мне компот из валокордина с кордиамином, и только потом я узнал, что эти препараты оказывают прямо противоположное действие на сердце, легче не стало, но жить по прежнему хотелось. Тогда я и произнёс фразу, которая потом стала крылатой среди туристов, о чём я узнал спустя много лет: «Курить не хочу, пить не хочу, баб тем более - тащите вниз, мужики!».

Меня положили в спальник и запеленали полиэтиленом, обмотали верёвками и в девять вечера на усах поволокли через центр ледопада ледника Розмирович, используя моё тело в качестве якоря, когда кто-нибудь из них проваливался в трещину. Им то хорошо: в темноте они даже не видели что это за ледовое месиво, а я каждую неровность своей жопой и спиной ощущал. В два часа ночи меня притаранили на ровный ледник, сбросив больше полукилометра по высоте. Поставили лагерь и завалились спать.

03.08. Утром почувствовал себя лучше, правда, не покидало ощущение, что по мне вчера проехался бульдозер. Спина, наверное, была одним сплошным синяком. Сердце билось ровнее, и я уже мог самостоятельно стоять и ходить. Мужики, глядя на ледопад, посмеивались – мол, если бы спускали днём, когда видны трещины, то вряд ли бы протащили.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

В одиннадцать пошли вниз. На ГМС Федченко пришли в половине третьего. Я самостоятельно притащил туда свою тушку, правда, без рюкзака.

Ребята на станции оказались очень гостеприимными. Решили остаться у них ночевать. На стол мы вбросили очередную шайбу и разговоры сразу оживились, хотя в клубах табачного дыма трудно было разглядеть оратора. Меня от табачного дыма воротило, на спирт смотреть не мог, а про потенцию вообще молчу. Приходилось временами выскакивать наружу, чтобы меня не вывернуло наружу внутри. Состояние не стояния меня в тот день не покидало, но я активно занимался самовнушением.

04.08. С утра взял себя в руки, сделал волевое усилие, и закурил. Не вырвало, и душа запела. Выходит, здоровье возвращается. Собираемся. Погода великолепная, даже уходить не хочется, но нужно возвращаться на "зелёнку" – спирт то вчера весь выпили.

Утренние сборы. Я уже закурил.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)Снято вверх по леднику Федченко от ГМС.

Снято вниз по леднику Федченко от ГМС

В половине десятого тронулись в путь, поднялись на перевал Кашал-Аяк (2А, 4300 м.) и сразу же начали спускаться по правому борту. Я шёл максимально разгруженный. Вначале по скалам, затем глиссером по снегу, по кулуару и по траве спустились на ледник РГО. К пяти вечера пришли в наш обжитой лагерь на зелёнку.

Вид на перевал Кашал-Аяк с ледника РГО.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

05.08. Днёвка. Погода звенит. Загораем, купаемся. Устроили мужской стриптиз.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)51.Виталик Гусев стриптизёрствует

Жарим блины из толчёных и перетёртых белых сухарей.

Играем в карты.

Роспись пули - дело ответственное!

Когда надоели карты, сыграли в военно-полевую игру «Зарница».

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

Моё состояние значительно улучшилось. Сейчас бы доярочку какую-нибудь для проверки функциональности организма, но где же её возьмёшь в горах? К вечеру ребром встал вопрос - что делать дальше? Я же был руководителем, и без меня группа должна была бы сойти с маршрута. Решил, что буду пить, курить и идти вверх - будь, что будет. Не губить же мужикам сезон!

06.08. Как-то невзначай роль лидера на себя взял Ганс. Забегая вперёд, могу сказать, что он прекрасно выполнил эту задачу. Пока мой организм полностью не восстановился, на мою долю были оставлены лишь кардинальные вопросы, со всем прочим он справлялся сам.

Погода опять звенит. В пол десятого с "зелёнки" тронулись в путь. Пересекли РГО и начали ковыряться в ледопаде его западной ветви, пока не заплутали совсем. Пришлось вернуться обратно на ровную центральную полосу и по ней дойти почти до левого кармана западного притока. Пересекли разрывы и вышли на довольно спокойную левую часть Западной ветви. Лавирование, трещины. Постепенно движемся влево к скальному отрогу.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

Не доходя до отрога, связка ёкнулась в трещину. Сначала Хитрый, а сверху на него Алик. Хорошо, что Алик не располосовал Эмиля кошками.

В шесть вечера остановились на ночёвку над нижним ледопадом. Высота 4000 м. Вроде бы меня не кошмарит, и это хорошо.

07.08. В половине десятого выходим в связках. Светит солнце, но чувствуется, что погода портится. По небу плывут редкие облака. Распутываем лабиринт трещин.

По пути пришлось сделать две навесных переправы. На первой из них рядом рухнул лед. Алика спустили в трещину и он, раскачавшись маятником, перебрался на противоположный край.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)79.

Алик вылез наверх, закрутил ледобур, и все остальные переползали по навесной переправе.

Это отняло много времени, и только в седьмом часу мы поднялись на верх второго ледопада, где и заночевали. Высота 4400 м.

08.08. Вышли в половине десятого. Поднялись по сильно изорванному леднику на плато и по нему подошли под верхний ледопад. По желобу между ледопадами дошли до начала подъема на перевал Мираж, ведущий на ледник Комсомолец. Высота 4800 м. Ледопад обошли слева по пологому (примерно 30 град.) снежному склону и вышли на верхнее плато. Высота 5030 м. В четверть седьмого поднялись на седловину, ведущую к перевалу Дарвазский кругозор, и встали на ночевку. До перевала еще метров 400 по длине. Высота 5320 м.

09.08. В половине девятого вышли. По снежным полям подошли под бергшрунд, перелезли через него и по 450склону (40 м.) через час поднялись на перевал Дарвазский кругозор (3-ЗЮ, 5500 м.). Глянув вниз, поняли, что это картина Репина «Приплыли».

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

Тем не менее, решили попробовать. Первым пошёл Эмиль.

Я взял рулон туалетной бумаги для страховки своих штанов (памперсов тогда ещё не было), и пошёл следом.

Спустились на три веревки. Но ниже было хуже. Спуск оказался слишком сложным и без всякой возможности организовать хоть какую-то страховку. Когда почувствовал спазмы ниже спины, понял, что жопа предупреждает - пора уёжывать, пока не ёкнулись. В принципе лететь было недалеко, чуть больше километра, и успокаивало только, что больно будет первые метров 100. Решили вернуться обратно на ночёвку. В четверть четвёртого спустились на место утреннего старта, и вновь поставили палатки.

Вот так выглядит это перевал с севера (Дарвазская стена). Фото Жоры Сальникова. В двойке, наверное, ещё можно было бы как-то проскрестись, оставив кучу крючьев, но вдесятером? И не моя вина, что полезли в эту дырь – просто фотографий реальных не нашёл в то время. Все были издалека и снизу. На них он смотрелся вполне нормально. Правильно сделали, что свалили с него обратно.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

10.08. Как всегда вышли в половине десятого. Спустились с седловины и по простому снежному склону (примерно 300) через двадцать минут поднялись на перевал Дарвазский (3Б, 5350 м). Надели сбрую и начали спуск по перилам на ледовом склоне. Прямо вниз повесили 280 м перил. Затем пошли с одновременной страховкой. Потом повесили налево в кулуар еще 120 м. перил. Затем опять с одновременной страховкой в два часа спустились на ледник. Высота 4670 м. Дальше вниз по леднику левым краем без связок. В девять вечера пришли к заброске на Ванч-Даре. Высота 3450 м. Денёк получился напряжённый - почти два километра сброса высоты.

11.08. Дневка. Разбираем заброску, отъедаемся.

12.08. Долго собирались, распихивая прибавившийся груз. Вышли только в полдень. Идём по тропе, петляющей по покровной морене ледника. Миновали ледник Шокальского и вышли на полосу белого льда и продолжали идти по ней до конца. Затем свернули в левый карман Гармо, в котором тоже тропа. Поднялись до ледника Вавилова, пересекли его, и в четыре остановились на ночевку на правом сурке. Высота 3820 м.

13.08. Вышли с правого сурка ледника Вавилова в десять. По несложному рельефу поднялись на верхнее плато ледника Липского в шесть. Встали на ночёвку. Погода наладилась, а днём были тучи. Высота 4600 м.

14.08. Погода отличная. Вышли в восемь. По плато подошли под перевальный взлёт и начали подъём по кулуару. Снег очень глубокий и с трещинами. В два дня поднялись под перевал Гандо (3Б, 5400 м.), с которого в нашу сторону свисал карниз. С седловины за нами наблюдали люди в касках. По громкой связи выяснили, что это группа харьковчан под руководством Юры Голубова. Мы уже делали с ним взаимопересекающиеся маршруты в 78 и 80 годах для подстраховки. Но чтобы вот так одновременно вылезти на троечный перевал с разных сторон, да ещё не сговариваясь на каком - такое с нами случилось впервые!

Они сбросили нам верёвку для подъёма. Хитрый полез проверять, но из под такого козырька вылезти было тяжеловато, и харьковчане стали прорубать его. Эмилю пришлось спрятаться от летящих на него комьев снега.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

После этого я поднялся на жумаре без рюкзака. Следом стали подниматься и остальные, а рюкзаки вытягивали.

Алик решил повыёживаться и полез с рюкзаком. Насколько ему было тяжело, мы узнали уже на перевале, услышав его многоэтажное жужжание.

За всей этой вознёй со скепсисом наблюдал Боня.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

В 15-00 все наши поднялись на перевал Гандо и началось братание с харьковчанами.

Жаль, что нам всем ещё спускаться, а то можно было бы и шайбу вбросить, и о футболе поспорить.

Юра Голубов связал несколько верёвок и по ним стала спускаться его группа. В какой-то момент верёвка подрезала карниз,, который на них и ёкнулся. Малость побило жену Юрки - Светку Голубову. Когда их команда спустилась до конца верёвок, Ганс с Хитрым сбросили их вниз. В четыре часа мы пошли в связках с одновременной страховкой траверсом гребня на север. В пять спустились на плато между двумя отрогами и встали на ночёвку. Высота 5350 м.

15.08. В без четверти одиннадцать вышли. На очередном перекуре проверяю свой пульс - всё-таки идти на 6,5 тысяч, хоть и есть две ночёвки на 5350. Пульс нормальный - 160. Но каждый километровый порог характеризуется своими особыми ощущениями. Вспомнил, как в 78-ом я пускал слюни на ночёвке 6000 под перевалом Омара Хайяма. Сейчас наверху, наверное, будет то же самое.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

По несложным склонам в два дня подошли под перевал и встали в ледовой яме на перекус в 30 метрах ниже него, так как на гребне страшный ветер в харю. Сходили на гребень, и один взгляд вниз расставил все точки над И. Похуже чем Дарвазская стена – и лететь дальше и мучаться дольше. Решили воспользоваться запасным вариантом и пойти траверсом пика Абалакова. Кажется, я полностью восстановился, но время покажет.

В три дня надели пуховые костюмы, и пошли без связок. Гребень вызывал мандраж – я такого ещё не видел! Высотный снег, как пух, который не оставляет шансов на битьё нормальных ступеней. Склон крутой и карнизы свисают направо. Идём траверсом на четыре такта (не путайте с тремя тактами), забиваем ноги и руки как можно глубже в склон, а ледоруб болтается на темляке. Связки здесь бесполезны, так как в случае срыва одного, он утянет за собой и остальных. Страховку организовать невозможно - ледоруб не удержит, а до льда не докопаться. С дрожью в теле и на сванской страховке мы прошли этот траверс. Повезло, что он оказался не длинным – всего метров 200-ти. В четыре часа надели кошки и полезли выше. Повесили 120 метров перил на 45-ти градусном льду. В шесть вечера вылезли на первую подушку и встали на ночёвку. Высота 5800 м. Всю ночь шёл снег. Кажется, я полностью восстановился: покурил, выпить захотелось, ну а с остальным придётся подождать…

16.08. С утра сильный ветер заметает снег в палатки, но светит солнце. В половине двенадцатого собрались и пошли на гребень.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

Я рубил ступени метров 50. Сделали попытку влезть на Пик Абалакова, но погода настолько испортилась, что повернули вниз. В четыре часа начали ставить лагерь на второй подушке. Сильный ветер и все время идет снег. Что нас ждёт на пике Абалакова? Лавины? Как спускаться?

17.08. Утром собрались и пошли вверх.

Подъём по снежному склону на пик Абалакова.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)115.Подъём по снежному склону

Я на пике Абалакова. Сзади пик Москва. Ледоруб уже хромированный и с приваренным клювиком с загибом вниз. Жаль, что не встретились иносранцы – я бы им впарил его за пару Кофлаков.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

На пике Абалакова (6446 м.) перекусили и начали вешать перила на снежном склоне на ледорубах. Всего повесили около десяти верёвок. Первым спускался Боня. Он забил свой ледоруб вверху последней верёвки и спустился метров на 30-ть дальше без страховки, так как склон был несложным и достаточно пологим (около 15 градусов). Я шёл следом за ним, и свой ледоруб забил на нижнем конце последней верёвки. Спустился к Боне, сели на рюкзаки, закурили и стали дожидаться Мишу Вьюнова, спускавшегося следом.

Миша отстегнулся от нижней точки перил и пошёл к нам. Что-то было в его движениях и походке не то, что заставляло меня следить за каждым его шагом. В какой-то момент, я почувствовал, что сейчас он зацепится кошкой за свою широкую пуховую штанину. Не дожидаясь его падения, я крикнул ему: «Зарубайся!». И почти сразу же, как в замедленном кино - зацеп, падение и Мишка покатился по склону. На мои отчаянные крики: «Зарубайся!», он не реагировал. То ли от переутомления, то ли его сковал страх - об этом уже никто никогда не узнает. Когда он, наконец, развернулся ногами вниз и начал зарубаться, было уже поздно. Через мгновение он скрылся за краем обрыва…

Мы с Хитрым, который был с верёвкой и к тому времени тоже подошёл к нам, рванули вправо траверсом, чтобы обойти сброс. Как я перепрыгнул бергшрунд под сбросом, Ганс до сих пор не может понять – утверждает, что он был шириной метров 5-6. Когда подбежал к Мишке, сразу же открыл веко, но зрачок не реагировал. Живот был твёрдым и холодным. Он уже остывал. Шансов не было. Поверить в случившееся было трудно, ведь мы уже шестой сезон ходили вместе и не по одному походу в год. В каких только переделках не побывали, а тут вдруг раз - и всё…

До сих пор меня мучает мысль о том, что если бы я сразу бросился ему наперерез, то мог бы успеть его схватить, и всё было бы по-другому… Но, что я мог сделать без ледоруба? А может это мне просто кажется - проверить уже нельзя.

Не успел прийти в себя, как сверху раздались крики. Понял, что падает ещё кто-то. Через мгновения с того же обрыва порхнула связка Алика и Новга. Они падали сгруппировавшись, и приземлились как парашютисты, с отвалом вбок. Быстро встали на ноги и я понял, что с ними всё в порядке.

Забегая вперёд, скажу, что у Алика был только подбит очками глаз, у Новга сломана ключица, а у Миши разрывы всех внутренних органов и травмы несовместимые с жизнью. Видно он падал плашмя и не боролся до конца за свою жизнь.

А ситуация со вторым падением развивалась так: следующим к Боне спустился Ганс. Последним шёл Алик с нижней страховкой, а Новг страховал его через ледоруб. Они торопились, потому что поняли - что-то случилось. Алик спускался по следам. Он наступил чуть сильнее в след. Снег утрамбовался дополнительно, он не успел выдернуть ногу и потерял равновесие. После этого он только успел увидеть, как Новг, до этого аккуратно выбиравший веревку, упал на ледоруб и намертво прижал весь пучок. Сделав пару кувырков, Алик перевернулся на живот и стал зарубаться. Через какое-то время он остановился, поднялся и крикнул: «Серега, порядок!», и почти в тот же миг мимо просвистел Сергей. Он сорвал Алика и они полетели вместе. Ганс с Боней растянули поперёк склона верёвку, пытаясь их поймать, но у Ганса вырвало ледоруб и задержать связку им не удалось.

Увидев группу альпинистов на ПФП, я дал красную ракету, но группа не отреагировала. Затем немного спустились и заночевали на плато под пиком Абалакова. Мишу на месте падения закопали в снег.

18.08. Весь день транспортировали Мишу вниз. В семь вечера пришли на пик Парашютистов и захоронили Мишу в снегу, метрах в 300 от ночевки. Сильный ветер. Построили ветрозащитную стенку.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

19.08. Ночью был страшнейший ветер. Несмотря на стенку, создавалось впечатление, что ветер поднимает нас в воздух и дует под палаткой. К утру погнуло и поломало стойки. В таких условиях думать о дальнейшей транспортировке не приходилось. Решили уносить ноги, но перед этим я взял с мужиков клятву, что мы обязательно вернёмся, когда установится погода. Долго собирались при таком ветре. Весь день спускались по ребру «Буревестника» и только в темноте спустились на Фортамбек. С поляны Сулоева стали запускать сигнальные ракеты, освещая нам путь. В двенадцать ночи добрели до поляны. Там познакомились с Олегом Астаховым – начальником биологической станции.

Маршрут нашего траверса пика Абалакова (красный пунктир). Стрелкой обозначен перевал Москва, треугольниками - места ночёвок, кружочком - место падения Миши. Снимок сделан в 1984 году с перевала Турамыс.

20.08. Дневка. Погода плохая. Прилетел вертолет и забрал Серегу Новгородова. Потом он рассказывал, что сопровождающая врачиха сразу повела его в больницу, чтобы сделать рентген плеча, на боли в котором он жаловался. Пока проявлялся снимок, он успел сбегать за портвешком, удобно развалился на лавочке перед больницей, закурил и стал потягивать из бутылки в ожидании приговора. Когда вышедшая врачиха сообщила ему о переломе ключицы, он упал в обморок. А мы, как нищеброды, отдыхали в это время на поляне Сулоева.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

У Алика, после обильного питья накануне, морду разнесло до неузнаваемости.

21.08. Опять дневка, так как погода не ахти. Шатаемся по поляне как неприкаянные.

22.08 В12-00 Вышли с поляны Сулоева. пересекли ледник. Погода ничего, хотя есть облака. В час дня полезли по ребру Буревестник. В половине восьмого пришли на жандарм Верблюд и встали на ночёвку.

Ребро Буревестник с поляны Сулоева

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

23.08. Журавлёв изучает предстоящий путь по ребру.

Я на Верблюде на фоне пика Корженевской.

В десять утра начали подъём с Верблюда по ребру.

Подъём от Верблюда по ребру Буревестник. Внизу наши палатки.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

Лавина с Памирского Фирнового Плато. Обвалился ледник Трамплинный.

В половине третьего поднялись на пик Парашютистов. Выкопали Мишу из снега. Положили его в спальник, завернули в полиэтилен, обмотали верёвками и потащили к Парашютистам. На скалах вешали навесные переправы, чтобы не ободрать его о камни. В половине десятого вернулись обратно, оставив Мишу на полпути до Верблюда.

24.08. В четыре вечера вшестером спустили Мишу до Верблюда. К пяти подошла группа харьковчан. В шесть продолжили спуск. Устраивая промежуточную станцию, обвязал куском основной верёвки здоровенный трёхметровый зуб. Решил проверить его на прочность. Снизу дёрнул за петлю. Зуб пошёл на меня. Спасибо Коле Калинину. Он мгновенно среагировал и за грудную обвязку выдернул меня из под падающего камня. А через несколько лет он разбился, занимаясь промальпом. Работал на пятиэтажке на одинарной верёвке. Она перетёрлась об острый край крыши…

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

В девять вечера перетащили Мишу через скалы Верблюда и вернулись опять на жандарм.

Гена Гулый - руководитель помогавшей нам группы харьковчан.

25.08. Перепеленали Мишу

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

и в одиннадцать утра с рюкзаками начали спуск по льду.

В час дня спустились на Никитинские ночевки. В два вместе с харьковчанами понесли на руках его вниз. Несли сразу шестеро и по очереди менялись. В половине пятого спустили Мишу на ледник Фортамбек. Там были две жерди и носилки. Привязали к ним Мишу и понесли по леднику.

В семь вечера пришли на поляну Сулоева и положили Мишу в ледник, сделанный Олегом Астаховым. Тут же узнали о трагедии в группе Коли Волкова. Вместе с ним на траверсе пика Хохлова погибли Володя Свердлов и Миша Дунаевский. Часть группы уже была на поляне Сулоева. Вот так печально закончился тот сезон. Хотелось бы повернуть время вспять, но, увы…

26.08.

Прилетел санрейс и забрал тело Мишы Вьюнова, троих наших, четверых из группы Волкова, одного харьковчанина и троих из МБЛ.

27.08.

Вертолет вывез всех и сделал облет ледника Вальтера. Никаких следов группы Волкова не нашли. Следом я с Лёней Директором и Мишей Серебрянским (участники группы Волкова) улетели в Джиргиталь. Ходил к прокурору и на почту. На почте денег не было, и я остался в Джиргитале, а ребята улетели в Душанбе.

28.08.

Взял деньги. На самолет не пробиться – у кассы толпа. Пришлось договариваться с летчиками. Улетел в Душанбе часов в двенадцать.

29.08. В морге обили гроб оцинкованным железом. С лёхой Журавлёвым отвезли его в аэропорт, оформили документы. Пытались купить билеты в Ташкент, но их, конечно, не было. Узнав, что мы с грузом 200, сразу что-то придумали. Вылет завтра. Ночуем на лавочке.

30.08. С этим горестным известием сами идти не решились. Через справочное бюро нашли родственников и сообщили о трагедии. Они собрались, и к нашему приходу Софья Гавриловна – его мама, уже была готова. Мы у бывали у неё в 76 и 78 годах, когда перед походами заезжали в гости, а сейчас в её глазах не было ни гнева, ни укора, только один вопрос - неужели Мишаня не вернётся? Она беззвучно плакала. Вы не представляете, что такое привезти матери её мёртвого сына. Долго мы выдержать это не смогли и вышли на улицу.

Сидели на лавочке у подъезда, и молча курили. Вдруг со второго этажа нам махнул рукой узбек и пригласил на плов. Оказывается, у них принято провожать всем двором. Приходили соседи, интересовались как всё произошло. А на следующий день были похороны и поминки.

P.S.

После этого НС мне запретили на два года руководить походами, и я подался в вольные стрелки…

В 1982 мы сделали Мише памятник, который был переправлен в Ташкент, и установлен на Боткинском кладбище.

В 1982 экспедиция ЦСТЭ установила титановый крест, табличку погибшим: Николаю Волкову, Владимиру Свердлову, Мише Дунаевскому и барельеф Николая Волкова на поляне Москвина.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

В 1984 году, перед подъёмом на пик Коммунизма, мы прибили мемориальную табличку на камне Сулоева. Нас было шестеро из похода 81-года https://risk.ru/blog/212027

В 2017 году, будучи в гостях у Алишера, который нашёл и показал мне давно потерянную могилу, я поправил её с помощью местных работников.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)Все фотографии приведены в достойное качество Ларисой Кудояровой https://risk.ru/blog/218489

Спасибо за рассказ!

Фото 121 не вставилось (видимо со схемой и пунктиром).

Насколько я понимаю траверс Абалакова туристы не повторяли. Хотя такой путь с юга на ПФП выглядит очень логично. Альтернативные варианты (Крошка и траверс Куйбышева) имеют свои недостатки.

Вставил. Да, действительно траверс.

Мы сами себе выбираем маршруты...

Очень откровенное описание, спасибо. Всем, кто собирается в горы, особенно в высокие категории, надо прочитать этот пост. Каждый должен понимать, на что идёт, чего там ждать и с чем может столкнуться... Высокие достижения могут потребовать и немалых жертв. Но всем читателям надо понимать и то, что происходило это совсем в другую эпоху. Эпоху романтиков, стремлений "выше, дальше, быстрее...". Конечно, всем в тот год хотелось занять первое место на ПЕРВОМ чемпионате СССР по ГТ. И, наверняка, все заявившиеся команды планировали максимально сложные и насыщенные маршруты. А это огромные затраты физических и моральных сил. Как следствие, накапливающаяся усталость, иногда приводящая к последствиям... Жаль, когда люди гибнут в горах. Но, так случается... Но, без таких людей, отважных, готовых рисковать жизнью ради прохождения сложнейших маршрутов, не было бы пройдено ни одной сложной нитки, ни одного сложного перевала, ни одного описания, отчёта о них. А ведь многих и до сих пор тянет на сложность, на высоту. И это их выбор.

Даже представить боюсь, как в то время ходили подобные маршруты. "Гвозди бы делать из этих людей, не было б крепче на свете гвоздей".

Прекрасный рассказ про ужасные события...
Даже добавить к вашему комментарию нечего!

Действительно, почти документальный (без сантиментов), хронологический рассказ... Но впечатление, как будто придавило камнем.

Спасибо. Правильно, что решился написать, Никита. Это тяжёлая но очень необходимая дань ...дань светлой памяти ушедших друзей...

Да... Никита, а заброску на Ванч-Дару вам кто-то делал? Вы же вроде сразу через Ванч заехали...

Любимый перевал Кашал-Аяк, который довелось ходить 6 раз. Правда ходил только двумя вариантами, на третий так и не пошел. Там правым бортом, по ледопаду почти всегда хорошая 2Б, ну а по ул. Горького и далее через ригель левого борта - 2А.

На фото с ГМС на лед. Федченко - это вверх, к лед. Розмирович, Академии наук, Наливкина. Вниз он другой. Сходу фотку у себя не нашел, но где-то есть.

Да, Дарвазские ледопады... Это, как бы, отдельное препятствие. Прохождение их любой перевал в верховьях делает 3Б. А без них там 2Б-3А. Ну, кроме Дарвазского кругозора. Еще одна попытка была в 88-м, группой Саши Майорова из Одессы. Они тогда приспустились на две веревки и тоже вылезли обратно... Мы же в 92-м, зная про эти попытки, сразу запланировали прохождение Дарвазского кругозора траверсом через п. Гармо до перевала Крыленко-Блещунова...

Заброску на Ванч-Дару скорее всего делала группа Харьковчан Юры Голубова, но сейчас это не узнать - его больше нет.

А фотка вниз по Федченко почему-то не вставилась - наверное в сон рубило, ведь был первый час ночи. Сейчас попробую исправить.

Эпопея! Вот такая она, правда! Поражает молодость участников. Перевал Дарвазский кругозор это нечто, альпинисты туда не полезут, хоть убей. Это очень жесткая 5Б. Абалакова на 200м ниже - 6446м. Вопросы - а/л "Высотник", это где? Любой высотный лагерь, где принимали иностранце был "Высотник", хоть на Москвина, хоть на Сулоева, Ачикташе или под Революцией. Каков стартовый вес рюкзаков? Сколько брали спирта? На чем готовили? Был знаком с Дунаевским. А почему Вьюнов похоронен в Ташкенте?

Отвечаю по пунктам:

1. У нас только Фома был на 10 лет меня старше, Миша Вьюнов на год, остальные либо ровесники, либо моложе, чтобы было кого за пивом посылать.

2. Высоту пика Абалакова поправлю.

3. А/л "Высотник" находился на левом орографически берегу реки, вытекающей из ледника РГО, в месте впадения её в реку Абдукагор, и с этого места она называется Ванчем. Иносранцев, насколько я знаю, там отродясь не было - они ведь не моль, которая всюду заводится. Да они бы только на подходах сдохли. Да и семитысячников там нет - только 6К.

4. Вес рюкзаков на старте сорок с гаком.

5. Спирта брали немного. В общей сложности литров двадцать.

6. Готовили на этилированном бензине, на банальных примусах "Шмель".

7. У Миши Дунаевского бывал пару раз дома. Когда закусываешь спирт виноградом с его веранды, такой получается букет...

8. Миша Вьюнов родом из Ташкента. Второй разряд закрывал в Чимгане - у меня даже его альпкнижка сохранилась. Там жила его мать. В Москве он только учился. А сейчас они лежат в одной могиле.

20:10=2 литра на брата. На 25 дней= 80 г на чел в день,умножаем на 2,5= стакан водки в день. К концу похода можно втянуться..

Спасибо Никита за рассказ!

Тяжелый год...

Маршруты у вас конечно запредельные!

Спасибо за повествование, Никита. Конечно правильно сделал, что поделился. Меня, например, зацепило в хорошем смысле, что выложил портреты парней. Редко такое бывает. Опять всю команду собрал - и ушедших, и здравствующих. У каждого, кто прочитал, свое, думаю, торкнуло. Как все быстро прошло. Всем здоровья!

Надо же, а я и не знал, что проводились чемпионаты по туризму. Я всегда думал, что ориентированные на спорт , идут в альпинизм, а романтики и путешественники - в туризм.

Судя по собственной характеристике в Вашем профиле и по комментарию, Вы как раз из той породы, которая туристов на дух не воспринимала, и считала, что у альпинистов в жилах течёт голубая кровь? Посмею рассеять Ваши заблуждения или не эрудированность в этом вопросе. С 1981 года проводятся чемпионаты по туризму. И многие НОРМАЛЬНЫЕ альпинисты уже давно признали, что туристы их во многих аспектах превосходят.

Вы их на дух не замечали, когда зимой в 90-ом по вашим следам шла группа туристов, взошедшая на следующий день. Которая даже машину вам помогала разгружать. Что, вычеркнули из памяти? Недостойные туристы? А может просто грузчики зимой под пиком Ленина?

Похоже у вас сложился какой то комплекс неполноценности по отношению к альпинистам.( если вас кто то когда то обидел, извините) Это ваши проблемы. Я лишь поинтересовался. Друзей туристов и спелеологов много, все адекватные.

"туристы их во многих аспектах превосходят" — но все эти аспекты кулинарные и гитарно-костровые.

Тяжелая история, больно читать.

Ты неправ в том, что пошли без акклиматизации.

Пятью годами позже мы из за цейтнота поперлись без аклимухи через Абдукакор. Я с товарищем там едва не сдохли на следующий день.Пока команда ходила на разведки, мы от палатки передвигались исключительно на четвереньках или ползком.

На следующий день понемногу оклемались.

А вот другому стало хуже и он шел без рюкзака, потом вели его под руки.Ну а еще на следующий день был уже без сознания.

Собрали носилки из подручных материалов и 3 дня тащили его до ГМС, оттуда в Джиргиталь забрал вертолет.

Результат- отек мозга, инсульт.

Молодой, крепкий, спортивный парень стал инвалидом.

Ну а мы потусовались немного на ГМС, поставили и укрепили им новый, привезенный на вертолете взамен снесенного вниз ветром сортир, и ушли вниз через Кашал-Аяк.

Всем здоровья и безопасности в горах.

Я с самых первых походов очень хорошо переносил высоту, потому что много курил, и никак не мог подумать, что горняшка выберет меня.

Никита, горняшка могла выбрать кого угодно,это не предскажешь.

Ну да ты сам все знаешь, не мне объяснять.

У нас она выбрала спортивного, отлично подготовленного парня.

А дымящим как паровоз и бухающим хоть бы что:)

Руковод вообще в тот день, когда мы у палатке отлеживались едва живые, провалился в трещину с водой, и минут пять там плавал, и это на высоте 5000 метров:)

и хоть бы хрен...

Значит, нашли таки могилу Миши на Боткинском... знаю это кладбище, и как там непросто найти.Доводилось и мне сообщать матери о гибели единственного сына...ужаснее этого у меня в жизни ничего не было, хотя я его даже не знал, был на спасах, бросали жребий...и мне выпало сообщать. Врагу не пожелаешь. Никита, перевал, который ты называешь Москва, вроде числится как Бородино 3Б*. Это один и тот же? В 88г. и я видел его с пер.Турамыс...спуск на Фортамбек с него выглядел, ну очень!Потом уже в Джиргитале (КСС) узнал, что за неделю до нас на этом спуске сорвалась группа из Подмосковья, рук. не помню.Вроде все были живы, но здорово побились. А мы ещё сильно удивились, увидев на месте давно срубленного троса через Муксу висевшую старую, юзаную, но 12мм. верёвку...оказывается, её спасатели оставили! Мы ей, конечно, воспользовались... В Сети нет ничего про эту аварию.

Да, Алишер Хурсандов по моей просьбе нашёл её перед моим приездом в Ташкент.

Перевал Бородино находится между пиками Бородино и Москва. Его впервые прошла в 88-ом году группа свердловчан (ныне ебуржцев) по руководством Коли Устиновского. Вернее не прошла, а слетела с него с различной степенью травматизма. Никаких групп из Подмосковья там не было. Если есть желание побольше узнать о прохождении могу дать его почту и телефон. Это прохождение упомянуто на ТССР в разделе Горный туризм - перечень классифицированных горных перевалов.

Перевал Москва находится между пиками Бородино и Абалакова, то есть восточнее.

Никита, есть подробности того, как Бородино прошли? Что там случилось?

Лет 15 назад я сам косился на траверс Абалакова. В смысле попробовать сделать там туристский перевал. Бородино - категорически не годится, это вообще не перевал. Достаточно один раз увидеть, как его обвалами с Москвы пробивает (а с ребра Буревестника это видно, как на ладони) - и сразу становится все ясно.

Я знал, что знакомый альпинист - Володя Самсонов, сотрудник нашего института - ходил на Абалакова по стене. Стал его расспрашивать, что там, и как они с вершины спускались. Тут он и сказал: дескать, видел своими глазами снизу с Сулоева, как "ссыпались" оттуда гурьбой какие-то туристы. Я до того пытался собирать информацию - так информации вообще никакой не было! Спрашиваю: точно ли туристы, откуда знаешь? Кто такие, откуда шли? Говорит: дескать, откуда они - не знаю, но совершенно точно туристы, и шли с той стороны, с южной.

Стало быть, перевал точно проходили, но абсолютно никакой информации нет, и найти концы нельзя. Полная безнадега!

Через десяток лет в результате случайного знакомства узнал всю историю от самого автора первопрохождения. Все в конце концов выясняется, но как же трудно порой...

Жора значит это та команда новосибирских альпинистов, которая шла по ПФП к пику Парашютистов, и не отреагировала на пущенные мной красные ракеты? Действительно, всё в конце концов выясняется. Жаль, что не познакомился с Самсоновым тогда, а не заочно в 2018-ом, когда писал пост о Владимире Безносове.

Когда я расспрашивал Самсонова, мне уже было известно об аварийном прохождении свердловчанами Бородино. Возможно, поэтому я четко связал его слова не с этим, а с другим прохождением - траверса Абалакова. Еще мне кажется, он говорил (а может, я его так понял), что туристы спускались на плато по следам альпинистов. Год он называл какой-то совсем не тот - чуть ли не 1984. Может, сам уже точно не помнил. Про сигнальные ракеты он ничего не говорил. И вообще-то я понял, что он снизу туристов видел, уже после того, как сам спустился. Там на Сулоева были какие-то сборы, на стену Абалакова ходило несколько команд, и наверху было кому оказаться.

Понятно, на 100% я не уверен, сам уже не отчетливо помню давнишний разговор. Если что, могу и уточнить при встрече, что именно он видел.

Жора там все перевалы такие, тот же Адмиралтейский не лучше. Как у нас в группе говорили - собираясь на такой перевал, лучше сразу мемориальную табличку заказать. Это перевалы которые можно пройти только на спуск и только при большом везении. Помню существовала легенда, что для спуска по одному из этих перевалов группа затащила 800 метров веревки, и бросила их на склоне. Все это собственно как раз и последствия Чемпионатов...типа спорт, Быстрее, Выше, Дурнее...

Там еще перевал Сергея Титкова есть. Тоже пройден один раз, Киев, Паливода О., 1991 год, 9 дней. Он между п.Москва и 30-летия Сов.государства. Только на спуск на Фортамбек у них ушло 3 дня. По Бородино информация была в ЦМКК с осени 88-го, когда Коля материалы по этому прохождению прислал. Мне он тоже рассказывал все где-то в начале 90-х. Может, когда-нибудь напишет про это. Главное, что все живы тогда остались.

Никита, насколько я понимаю, Жора говорит про пер.Бородино, а не ваш спуск. Т.е. Самсонов видел группу Коли Устиновского, это 88-й год. Вашу группу увидеть с Сулоева - ну разве что в хорошую оптику.

"Помню существовала легенда, что для спуска по одному из этих перевалов группа затащила 800 метров веревки, и бросила их на склоне."

Легенды легендами, но я тоже несколько лет назад думал применить такой метод для первопроходов перевалов 3Б на Кавказе :) брать сразу бабину метров на 500 и на спуск бросать на ледопаде "перевала", типа "Тютю Ужасный" или на скальной стене Нахарской щели. И быстро дюльферять малой группой. А чтобы не оставлять верёвки на склонах и не возиться с самосбросами (при такой длине перил самосброс абсолютно не реален), одну связку из пары-тройки человек оставлять наверху и пускать по простому маршруту в обход. Такой метод думал применять только на стенных участках, где минимум перегибов и мест для запутывания, защемления верёвки. Разумеется, не в полноценных многодневных линейных походах, а для "н/к с элементами 6 к.с.", типа такого: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5299 Но отказался от реального применения, решив, что это как-то смешно :)) Какая только фигня не приходила в голову за все годы, чтобы проходить технические и опасные участки попроще, побыстрее... :)

Как раз на спуск такие нельзя, разве что рассчитывать на очень большое везение.

Если идешь сложную или опасную сторону на подъем, то обычно имеешь возможность рассмотреть все с подходов, чем все это развлечение грозит. А когда на спуск - он чаще всего не просматривается сверху на всем протяжении, причем самая жопа притаилась в засаде, и ее как раз не видно, пока в ней не очутился.

Если в процессе подъема что-то пошло не так, быстро сдюльферять по пути подъема можно почти всегда. При спуске не так. Там типично бывает: спустился до середины, и дальше задница. Вперед нельзя: опасно. И назад нельзя: вернуться вверх уже не получается. И на месте оставаться тоже нельзя, потому что, например, ухудшается обстановка.

Когда по молодости дорастаешь до реально сложных походов (особенно, если быстро до них дорастаешь), то возникает опасное кажущееся ощущение, что теперь можешь все, что угодно. Если этому кажущемуся ощущению поддаться, то можно начать планировать такие маршруты, которые на самом деле не реальны. Куда на самом деле не нужно соваться. В какой-то момент гора подставит подножку. Если повезет, то упадешь не очень больно. Накосячишь, поймешь, как не надо было делать, и будешь предусмотрительнее. Кому-то не везет, и попадает в серьезную аварию. К счастью, обычно все-таки везет. Но потом многие, поняв, что можно не на словах, а на самом деле убиться, вообще завязывают ходить в горы. А для кого-то горы уже физиологическая потребность, но с опытом (в том числе горьким, своим и чужим) уже стараются планировать сложные, но адекватные, проходимые вещи. Хотя и в этом случае не получается никакой гарантированной безопасности. Но тот, у кого крепкая память - угадывает чаще...

Сколько еще нехороших старых историй, о которых никто не знает, потому что участники держат все в себе. Тяжело делиться рассказами о неприятных косяках, тем более авариях. Но вообще-то, наверное, надо - это опыт...

Спасибо, Никита! Предельно честный рассказ. Горы далекие, горы прекрасные, горы жестокие... Они забирают молодых и сильных... Но мы всегда будем помнить тех, кто был с нами там и остался навсегда. " Друзья уходят, словно невзначай, друзья уходят в прошлое, как в замять, и мы смеёмся с новыми друзьями, а старых вспоминаем по ночам."

Спасибо, Света! Передавай привет Нине Колмаковой.

Да, в 81 году число погибших туристов увеличилось вдвое. В 82г. были негласно запрещены маршруты 6к.с. Официально они были исключены из маршрутов, учитываемых для оформления разрядов и званий. На это решение во многом повлияла ещё одна авария 81г. В Фанах, при прохождении пер.Седло Адиджи 3А. погибла вся группа (7чел.) из Запорожья, т/к ЗМИ. Они шли "пятёрку" тоже на Чемпионат СССР. Найти удалось тело только одного. У погибших были влиятельные родственники, дошедшие до ЦК КПСС и Ген.сека. Вот подробности http://www.tk3mu.org/history.php?a=in&b=21 Причины гибели группы так и не были выяснены.

В результате на 5 лет были запрещены туристские шестерки, и вообще перевалы 3Б, а также любые заходы на вершины. Но как-то ходить сложные походы и делать новые перевалы людям было надо. Выход оставался один: любой перевал, более сложный, чем 2Б, нарекался 3А. Обычно это и было 3А, но иногда могло оказаться все, что угодно.

Поэтому, планируя прохождение какой-нибудь старой 3А, смотри внимательно, когда этот перевал был первопройден. Если в период между 1981 и 1987, то имей в виду: можно нарваться на такую 3А, которая окажется сложнее многих 3Б.

Жора - поднял свои (плохо сохранившиеся) записи - в 1985г чемпионат СССР уже был (но в пятерках), а в 1986г то, что с 3Б все еще называлось 5у.

про ваще запрет 3Б на 5 лет - чет не помню такого, если только на год?

Это ещё немного. В 81-ом погибло по моим данным 13 человек, а в 89-ом 43 человека.

prussik В 82г. были негласно запрещены маршруты 6к.с. Официально они были исключены из маршрутов, учитываемых для оформления разрядов и званий.

формулировка какая то... из разряда "страшного СССР". 6кс в горах как название было отменено. Ранее зачтенные шестерки для оформления разрядов и званий учитывались в одной графе с пятерками - как оно и до этого было. И еще несколько лет маршруты, включающие 3Б назывались 5усложненная - 5у

"брать сразу бабину метров на 500"

Шли мы с отрядм знаков на Местиатау. Выше хижины с вечера группа туристов натоптала следы на снежном взлете и повесили перила.

я обратил внимание, что какая-то длинная веревка. С Володей Родиным не поленились, спустились к началу перил и перемерили своей 40-вкой. Оказалось 200м.

На обратном пути встретились с этой группой и поинтересовались зачем такая длинная, причем тогдашние веревки при малейшей влажности становились дубовыми. Недаром тогда была команда:"согнуть веревку в кольца".

Ответ был такой: мы идем четверку и с какого-то перевала спортивный спуск 200 м.

так что подобная идея в туристическом обществе витала давно)))

Ну эт какое то совсем уж дебильное воплощение:)

Верёвку 200 м в четвёрку?! ЗАЧЕМ?! Ну ладно, допустим, если на таких достаточно ровных ледовых перевалах 2Б, как Урал или Каярта Ледовый можно сразу на весь склон прокинуть, а если перевал с перегибами, множеством разрывов ледника или скальный? У них эта верёвка одна на всю группу была? А как с ней в связках идти по ледникам, всех толпой в одну связку? :) Короче, маразм... Я просто отдельный 3Б какой-нить, подходящий для такой техники думал пройти. И то, чисто теоретически.

Я так и понял эту идею.

Хотя даже в таком теоретическом плане много вопросов. Хорошо сработанная 4-ка с тремя веревками справится лучше.

Дубовую веревку надо использовать для подъема на сложный перевал. Распрямить, поставить ее вертикально, и по ней спокойно и безопасно подняться на стену.

будто не знаете, что было то и использовали.

Выбор появился позднее.

А так да, способ подъема неплохой.

Никита, в этом году к 70-летнему Юбилею Харьковского спортивного туризма выходит очередной, 4-й выпуск альманаха "Годы и тропы". Там будет напечатана моя сравнительно-обзорная статья, посвященная Памирским походам команд т/к "Горизонт" Харьковского ИРЭ 1981 и 1987 годов, ставивших целью первопрохождение пер.Калинина (в 81-м) и уже пер.Памяти Николая Калинина (3Б*, 5600) в 87-м. А также первопрохождение пер.Гармо (3Б, 5870). Там будет пара Ваших фотографий 81 года. За Вашим же авторством. В частности фотография попытки спуска с пер.Дарвазский кругозор (3Б*, 5713).

Никита, спасибо за рассказ. В нашем возрасте остаются воспоминания о горах и ушедших друзьях. Ни у меня, ни у других "узбеков" к тебе вопросов нет. И совершенно неважно как ты назывался - турист, альпинист. Главное то, что ты вёл себя достойно. Поэтому у тебя вегда собирается "проходной узбекский двор". Долгих лет тебе и здоровья

Если думаете, что буду возражать, таки нет. Берите любые! Буду благодарен, если пришлёте экземпляр - оплачу заранее. Если интересует группа Юры Голубова, то может быть чем-то смогу помочь, в смысле фотографий и некоторых подробностей.

Уж сколько лет прошло... Не сосчитаю...

Детали стерлись в памяти наверно...

Но если о Памире вспоминаю,

То постоянно вижу эту стену...

Взметнулись в небо вертикально ребра.

Венчают их - ледовые карнизы.

Памирское плато - ступенькой к звездам.

Но выше всех стоит пик Коммунизма.

Как бы его теперь не называли,

Все имена былые отвергая,

Но сердце помнит эти вертикали,

Которые с друзьями отшагали...

Не все назад вернулись из похода,

С тех страшных стен, что подпирают тучи.

Опасна тут, безжалостна природа...

Лишь только камень, снег, да холод жгучий...

Вертушка, описав петлю над цирком,

На Москвина привычно приземлилась...

Поляна, лагерь, всем известный слишком,

В среде у альпинистов и туристов...

Вот камень наш со скромным обелиском...

Чернеет крест, вонзаясь в свод небесный...

Плита... Три имени, так бесконечно близких...

Вся связка: "Волков, Свердлов, Дунаевский..."

Из эдельвейсов небольшой букетик

В углу плиты я бережно пристроил

И глядя вверх, на вертикали эти,

Я вспомнил трудный траверс на Хохлова...

Чемпионат Союза по туризму...

За наш маршрут все "золото" пророчат...

Ведь мы прорвемся прямо к Коммунизму,

А в "нашем мире" это каждый хочет.

Наклонные поля... В обход вершины...

По капле в теле копится усталость.

Весь день в движеньи... Тяжкая рутина...

Три связки... Траверс... Всем тогда досталось...

Открылся лед и есть куда там падать...

Остановились, старый план откинув...

Чуть ниже пропасть, как предверье ада...

Решили... Надо топать на вершину...

Слой снега лед собой прикрыл так скупо.

При развороте Волков вдруг сорвался.

Вниз заскользил, цепляясь ледорубом

А Дунаевский крикнул: "Зарубайся..."

И Волков ведь почти остановился...

Ещё б чуток... но их ждало другое...

Веревкой дернул, Свердлов покатился...

Ещё рывок... и сорвались все трое...

И время словно вдруг остановилось

Хоть все случилось прямо за секунды

За перегибом склона связка скрылась...

Быть может зацепились за бергшрунды?

Мы к перегибу в поисках ответа...

С несбыточной надеждой на спасенье...

Обледенелых скал вниз сотни метров

И ни каких на них следов паденья.

Они остались там, на этих склонах...

Стена им стала братскою могилой.

Под звуки скорбных траурных мелодий

В своих карнизах их похоронила...

Уж сколько лет прошло... не сосчитаю...

Детали стерлись в памяти наверно...

Но если о ребятах вспоминаю,

То постоянно вижу эту стену...

Юрий, а откуда Вы всё знаете так досконально? Ведь Вас же не было в той группе. Я всех там знал наперечёт. Кто-то поделился воспоминаниями?

С 1979 года я был председателем Душанбинского городского клуба

туристов. В 1981 году перед выходом в ту трагическую шестерку

Дунаевский познакомил меня с Волковым и мы даже обсуждали с ним

возможность переправы через Муксу. В этот год я ждал первенца,

мою дочь Татьяну, и в горы не ходил. Дунаевский предложил мне создать

секцию водного туризма при Спартаке и в мае я провел единичку по

Сыр-дарье, а до осени они должны были набрать третью категорию

для участия в слете Спартака в Чон Кемине. В августе мне позвонил

инструктор КСС Ганин и сообщив о трагедии и предупредил чтобы я был

готов к вылету на спасработы. Сам он в тот же день улетел на облет

места трагедии. После облета дали отбой спасработам. В 1982 году

Федерация туризма Таджикистана провела Вечер памяти посвященный

гибели Дунаевского, Волкова и Свердлова. Главным организатором

Вечера... был друг Дунаевского - "снежный барс" Владимир Сергеевич

Машков. От москвичей был Леня Директор /остальных не помню/. На

поляну Москвина я впервые попал только в 1989 году в моей пятерке

Ещё один раз я общался с Директором когда он приезжал в Душанбе

уже в двухтысячных годах и мы конечно обсуждали тот случай. Но все

сложилось в стихи после твоего поста на ОК.

Так что получается глазами Лени Директора.

Никита! А ты знаешь что в 1990 мы с тобой в одно время были на

Москвина. Ты в составе экспедиции, а я - гидом в группе чехов,

мечтавших взойти на Коммунизма. Для связи с КСС в Душанбе я часто

пользовался вашей радиостанцией. Но у меня заболел руководитель

чехов и пришлось срочно отправить его вертушкой в Джиргиталь.

Когда же шла переброска альпинистов и туристов под пик Ленина,

Машков предложил и мне лететь. Но у меня был контракт и мне пришлось

отказаться. Потом в Джиргитале мы с Душанбинским Костей Леоновым,

который вел вертолетные заброски, мы обсуждали трагедию "Сковородки".

Здорово!

Сильно...

тяжелая правда, но её знать и помнить - НАДО.
Никита - молодец что поделился, это обязательно нужно знать и понимать всем молодым, желающим всё и всех покорить и считающих себя бессмертными.
а на критиканов - наплюй слюной, с высоты своих семитысячников

из всей истории до конца не понимаю зачем красную ракету давать? Очень сильная команда из десяти здоровых молодых курящих и пьющих мужиков. Ввосьмером вполне можно спустить погибшего. Или такие строгие правила были в случае ЧП давать обязательно ракету? Так то подумать, че ракету давать, народ срывать с их маршрутов.

Ну,раз не понимаете, значит, вы не в теме! Что, большой опыт участия в спасработах на высотах 6000+?

Да, спустили бы, что в итоге и сделали. Даже без помощи харьковчан. Но в те времена красная ракета - это предупреждение, что в группе произошло НС или ЧП, и что соседние группы должны быть готовы выйти на спасы. К сожалению вам бройлерам этого не понять, а в те времена такой сигнал означал одно: бросай всё и беги туда, откуда она пущена, если не было радиосвязи. И я никого не срывал с маршрута, ведь мужики шли по плато к пику Парашютистов - то есть наверняка спускались. Да и давал я её без особой надежды, что они полезут к нам, а с целью предупредить находящихся внизу, что на спуске с пика Абалакова произошло ЧП. Ведь наш маршрут контролировался и в Москве и в КСС Таджикистана, а других дураков, кроме нас в это время появиться не могло, а альпмероприятия контролировались их руководством. Учите матчасть, уважаемый.

Кстати, у Вас и с арифметикой проблемы: 10 - 1 = 9. Что, двойка в первых классах школы по этому предмету была?

В то время взаимопомощь между группами была на высоте.

В 1983 у нас один участник слегка упал, без переломов, но с ушибами и сотрясением. В верхней части ледопада на притоке ледника Вавилова под склонами пика Патриот. Сам не мог идти. Двое наших побежали оттуда через Пулковский перевал в долину Ванча, чтобы найти телефон и вызвать вертолет. По пути, где Ванчдара впадает в ледник Гармо, они случайно встретили группу харьковчан, рассказали о случившемся и пошли дальше на Пулковский перевал.

Харьковчане на следующий день прошли ледник Гармо, поднялись к нам наверх и встретили где-то в середине ледопада. Причем принесли с собой несколько подобранных внизу досок, чтобы сделать носилки. Мы там в ледопаде вчетвером кое-как мучились с пострадавшим, и харьковчане нам тогда очень помогли. Все вместе мы донесли парня до Сурков, харьковчане пошли по своему маршруту, а мы остались ждать вертушки.

Потом через много лет в Ергаках сами участвовали в транспортировке больного из другой группы. Так там все туристы мужского пола (которые много носить могут) из двух соседних долин собрались на месте ЧП.

Мужики! нет необходимости лезть в бутылку... по-моему я вполне корректно задал вопрос, поскольку рассматривать пространство отдельно от времени уже давно не актуально, то и говорить об опыте на 6К бессмысленно, тк в то время я не жил... собственно, поэтому и спрашиваю...

8 человек, тк один, как вы сами написали, был со сломанной ключицей... я что спрашиваю, насколько строго регламентированы были действия в такой ситуации? ведь сами посудите, допустим вы сидите в баз. лаге. тут красная ракета... что делать?подымать сразу спас отряд на помощь? а если группа в целом вполне в состоянии сама спуститься, то зачем срывать спас отряд? ну или это все равно обязательно нужно, давать сигнал чп...

У меня такие вопросы не на пустом месте... с опытом они и приходят... для себя как-то определился, что тур. группа максимально, особенно в автономке, должна сама справляться... а не выходить к людям, вызывать мчс и всей толпой лезть назад, неделю в глухомань за двухсотым...

1. Вы очень плохо знаете русский язык. По русскому двойка?

2. По арифметике тоже двойка? 10 - 1 = 9. Если судьба нам даст пересечься, то с удовольствием плюну Вам в физиономию за этот комментарий. Но личика то не кажете. Опасаетесь, что исполню при всём честном народе? То, что сломана ключица - это не повод отлынивать от спасов, и он тащил труп наравне со всеми. У меня есть два примера, когда люди шли при двух сломанных костях ниже колена. Один шёл неделю - мой старший брат, другой четыре дня.

А то, что у Вас такие вопросы на пустом месте, свидетельствует о том, что Вы ещё салажёнок, но пытаетесь при этом повыёживаться.

И то, что вы не полезете за своим двухсотым как нельзя лучше характеризует вас с точки зрения совести. Слышь, Малой, покажи своё личико. Не стесняйся, Гюльчатай!

минуснул, потому, что Maloy не лезет в пузырь, а хочет прояснить для себя мотивы поведения.

нынешнему поколению трудно понять, как может пол лагеря бегать, теряя дни смены, чтобы спустить турика с поломатой ногой. да, может и не совсем комплиментарно их обзывали, но, если бы не бегали, себя бы не уважали

Ну ты и хамло.

в 1989 транспортировали со Стали бойца, слетевшего со скалы с подозрением на компрессионный. 8 человек (по числу ручек акьи) выдерживали 15-20 минут, потом смена носильщиков. 3 смены за полдня уматывались вхлам, хотя несли по тропе.
так что, ваши вопросы про достаточность 8 человек - мягко говоря некорректны и некомпетентны. На спасах слишком много спасателей - не бывает.

Так по тропе как раз и тяжелей всего нести. По затратам сравнимо с подъемом пострадавшего по стене, хотя тяжелее все-равно... В 83-м попали в спасы на зап.Кавказе - там двое "тяжелых" было... Ну, так получилось, что от Псышской поляны до дороги тащили носилки вдвоем. Плюс 5 девчонок моей группы, которые после очередного отдыха нас поднимали - сами мы встать не могли. Там что-то 7 км примерно... Ну, ничего тяжелее в моей практике больше не было... Ночью вернулись на поляну, а рано утром пошли наверх, за вторым. Его уже подготовили (ребята-спасатели сделали шины и волокуши), так что мы только впряглись, но вчетвером до тропы спустили очень шустро. Как сами не поломались - не знаю, там крупнокаменистый склон, поросший рододендроном. Но ноги до колена у всех были в синяках.

Здравствуйте !

. - для Maloy

В те годы, совсем уж и не так далёкие, со связью было сложно,
(не перестаю удивляться, - как быстро прогрессирует техника!)
оговаривалась световая сигнализация.

Скажем ночью: - три вспышки фонариком, или зажжёнными спичками, промежуток и опять три вспышки, - сигнал бедствия.

(как-то на спуске с Гадыла не успевали за светло, - холодная ночёвка, "Виталка" (рация) сдохла, инструктор предупредил, чтобы прикуривали прикрывшись.)

Ну, уж если красная ракета, - сразу предпринимались действия. Срочно сообщить на КСП района по радио, нет связи, - нарочным, и под координацией КСП действовали независимо от времени суток, потому к сигнализации относились серьёзною.

В восьмидесятом, на вершине Фишт, продемонстрировал действие самодельной лёгкой карманной ракетницы (выстрел производился ударом донышка о камень), запустил зелёную, и получил замечание от нач. Адыгейской КСС - Алексея Носкова:

- Коля, любая ракета в горах - сигнал о неординарной ситуации !
(если не оговаривалось: - "зелёная - всё нормально", ведь могло как быть: - есть только зелёные)

- Николай

Эх, сколько было сделано таких ракетниц и для КСС и для друзей! А ракет и на Новый год хватало, скалы во дворе начинались.

"тут красная ракета... что делать?"

если увидел ракету, значит нужна помощь. и без вопросов бросать все и бежать на помощь.

если был ложный вызов, то все разборки внизу. потом.

за 20 лет активного занятия горами только один раз несли мужика, а на тропе он встал с носилок и пошел сам. и я не уверен, что он сделал это умышленно. стесс, шок и т.п.,

Студента с МИФИ, уже синего (воспаление лёгких, с отёком), сначала несли на носилках; от реки Мурквам, по левому берегу р.Местиачала. Через время на него подействовали уколы. Он порозовел и смог пойти своими ногами. Конечно, без рюкзака.

А правильно ли я понимаю? При отёке в лёгких, лучше идти-двигаться, насколько позволяет сердце. Потому что, при физической нагрузке дыхание -- интенсивнее; что подсушивает лёгкие (альвеолы). А если "отдыхать" (не подсушивать альвеолы), то они заливаются "отёком"; газообмен прекращается и наступает удушье.

Тут военные то определиться не могут - бросать ли своих 200х, что уж о туристах то говорить?
"Солдатская сага

— Нет... Нет, ребятки. Вы не спецназ... вы дети!

Тут уж мы взвились — хороши дети! И давай ему перечислять на пальцах все, что роднит нас со спецназом. Славик долго слушал. Делал удивленные глаза, непонимающе чесал затылок, согласно кивал головой и в заключение подвел итог:

Все, что вы перечислили — бредятина! Единственное, что вас действительно немного роднит со спецчастями, так это то, что вы действительно зачастую действуете малыми маневренными группами в отрыве от основных сил.

Мы с умным видом важно кивнули. И тут он продолжил:

— Но лучше бы вы сидели по домам! — и, не дав нам и рта раскрыть, добавил: — Одной вашей мобильности достаточно, чтобы заранее на всех крест поставить!

— А чем наша мобильность плоха?
— Тем, что вы тащите своих убитых и раненых.
— Ну, так не бросать же?!
— Не бросать... Но быть готовым — и добить и оставить...
И тон у Славика при этом был таков, что мы поняли — спор окончен."

Сурово! Как это - и плавать умей, и топить учись!

Вы цитируете сказку. Но сказка ложь, да в ней намек. К сожалению не редко при эвакуации 200х гибнут спасатели. Нет вопроса, бросать или нет, есть разумный подход, желательно без эмоций.

Не знаю, почему так, но с поврежденной ногой труднее всего идти вниз...

Виктор Владимирович, а посмотрите на динамику шага при ходьбе наверх и при ходьбе вниз. В первом случае нагрузка на ногу мягче. Тем более, что при ходьбе наверх сподручнее опереться руками на одну или две клюки.

Случай у А.Джулия напомнил мне совсем свежие события.

Ходили мы на Памир 2015 году. Прошли мы уже почти весь поход и вышли на поляну Москвина, встали лагерем за озером. На завтра планировалась дневка перед восхождением на Корженеву. Сходили в местную холодную баню, пива немного выпили. Вечером начали варить плов и видим, что снизу приближаются фонари. Говорят, что сверху несут пострадавшего и надо помочь. Парень поднимался вроде один по ребру Бородкина, упал и надо его донести до лагеря.

Темень, звезды и движение фонарей. До пострадавшего дошли Сергей, Миша и Григорий. Я немного не дошел и ждал на морене. Сергей Шлапак чуть не улетел в трещину. Парень около 30 лет из Москвы, зовут Илья. Лежит в большой нодье весь в одежде, под головой рюкзак. Шевелится и что-то говорит. (Пожилые гиды сообщили, что надо понести до базы и завтра д.б. вертолет). У самого пожилого гида (им оказался С. Пензов) была рация, по которой он связывался с несущими по леднику, точнее, ледопаду с трещинами!!!

До лагеря где-то около 900м и тропа исчезла – крупная свежая сыпуха и крутая. Несем, постоянно меняясь. Впереди наши Миша и Гриша, парни крепкие и они практически не менялись. Командовал Михаил!!! Несли в основном мы и гиды. Остальные или подсвечивали или поддерживали. Я менялся наверное около 5 раз. По какому-то низкому месту попали в глинистую жижу и грязь. Обе ноги мокрые и противно скользят. Примерно к полуночи подошли к краю озера на поляне Москвина, где нас поджидал трактор, на который положили нодью с Ильей. Потом все пошли в столовую. Сели за длинный стол под большой вывеской Памир-Пикс, всем по чашке вкусной и горячей еды (типа шурпо).

Эти спасработы длились примерно 6-8 часов и участвовало больше 20 человек !!

Толя, нодья -это тип костра, для переноски используется - акья.

Миша, согласен - акья. Оно как-то созвучно, не проверил в инете (

Никита, спасибо за опубликованный пост! Рассказы об отдельных участках этого похода раньше от тебя неоднократно слышал и хорошо представлял себе маршрут и события. Сейчас они дополнились фотографиями участников группы и гор. После твоих рассказов, видя спустя столько лет ни куда не ушедшие переживания, уяснил себе главное – можно сколько угодно ходить интересные и спортивные походы, отдыхая в горах, но если случилось ЧП, и ты потерял кого-то из друзей-участников, дальнейшая жизнь навсегда поменяется.

Никита! Мне, кажется, понятно, почему этот рассказ появился только сейчас, спустя много лет после происшедшего. Нет и привычного стиля повествования, впрочем, ты предупредил об этом заранее. Но твой рассказ - это выплеск сгустка боли и душевной тяжести, которые намертво застряли в тебе и которые ты носишь много лет. Трудно остаться равнодушным, поскольку, даже довольно скупо описанные вышеизложенные события, вызывают сильную реакцию. Хотелось бы верить, что сообществу единомышленников, разделивших с тобой неутихающую боль утраты и сомнений, удастся облегчить этот груз.
И еще, лишний раз убедилась, что под кажущейся "бронированной кожей" Степанова находится чувствительная и очень ранимая душа. Народ не обманешь! Как тут не вспомнить про "проходной узбекский двор"?

Знакомые виды. Начал читать и удивился скорости набора высоты. Мы от переправы через Абдукагор подошли под Науку З. через Кашал-Аяк только на 6-ой день с заносом заброски вверх по Абдукагору. Правда, у нас и опыта высотного не было. Читал и думал - как же у вас никого не колбасит? железные люди! Но потом всё встало на свои места.

Большое спасибо за пост!

Ещё не приходилось никого терять в походах. Боюсь даже представлять какого это.

...тяжело терять друзей, помнить мы их будем всегда, пока живы. К сожалению список ушедших больше, чем список здравствующих. Кстати, спустя 42 года увидел знакомые лица. В 78 году с Новгородовым, Хитрым и Гансом мы выходили в Ляхш от Фортамбека через пер.Курай-шапак(если память не изменяет), вдоль Мук-Су в долину Суграна и через Бель-Кондоу в Ляхш.

Представьтесь мне в личку, желательно с телефоном. С Гансом общаюсь регулярно - он в Австралии, с Новгом изредка - он в Америке, Хитрого давно уже нет...

Никита здравствуй.

Прочитал, действительно страшный трагичный 81ый. Никита ты правильно сделал написав об этом походе. Очень тяжело терять друзей,очень.