Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма

Пишет SRomanenkov, 31.08.2021 22:49

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Прошло чуть больше двух недель, как мы вернулись из Сванетии, где отдыхали в формате треккингового альпинизма. Треккингового – потому что просто подходами путь до местных вершин, иногда идущий через пешеходные перевалы и занимающий больше одного дня, назвать сложно. Да и сами схоженые нами вершины, за исключением Ушбы, вполне доступны пешком с минимальной технической работой.
За выезд командой из 5ти человек сходили на перевал Гульба, вершины Лайла, Западный Чатын и Южную Ушбу по маршруту Мышляева. Отдых удался: с погодой почти повезло, а отличная компания дополнялась грузинским гостеприимством, прекрасными пейзажами Сванетии и сложным маршрутом на любимую вершину. Ниже смотрите фотоотчет о поездке.

В мае мне позвонил Костя с предложением сходить на Ушбу. Я с радостью согласился, ведь только недавно отгулял 5 недель на лыжах по Путоранам и большой летний поход в этом году не планировал. Здесь же возможность заняться альпинизмом. Изначально мероприятие представлялось как приезд, подъем на вершину и отъезд домой. Быстро и интересно. На деле же оказалось, что к сложному маршруту даже на не очень высокую гору хорошо бы акклиматизироваться, заложить дни на отдых и непогоду. Как не считай, а меньше 3х недель не получается.

Команда собралась смешанная альпинистско-туристская, сплоченная общей идеей отдохнуть в горах. Костя и Лёха рассказывали остальным, как работать с двойной веревкой и правильно вщелкивать оттяжки, а я, Ваня и Дима научили рябят не напрягаться даже на сложном маршруте, любуясь закатом со стопочкой приятного напитка.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Прямых перелетов из России в Грузию сейчас нет. Мы летели с пересадкой в Минске, что после весенних событий и последовавшего закрытия авиаграниц для Белавиа выглядело абсурдно. Сначала рейс из Москвы в Минск, а затем в обход территории Украины практически обратно. Есть еще варианты с перелетом через Турцию или Ереван, но они дороже. У привитых граждан с въездом в Грузию проблем нет. Всем остальным необходимо иметь на руках свежий ПЦР тест и строго на третий день по прибытию сдать еще один. Мы с Костей в мае-июне серьезно переболели короной, поэтому вместе с примкнувшим к нам Димой, успевшим уколоться только первой частью вакцины, развлекались с тестами. На наше счастье ПЦР можно сдать прямо в местийской больнице.

В аэропорту Тбилиси нас встретил водитель на микроавтобусе и повез в Сванетию. Дорога занимает в среднем 6-8 часов. Мы же немного подзадержались, заезжая в Кутаиси за газом.

Местом для нашей “базы” выбрали гостевой дом “Дали” в селении Бечо. Сразу договорились, что платим за еду и ночлег только в те дни, которые проводим внизу. По итогам, гостеприимные хозяева и условия оставили самые лучшие впечатления. Нашими соседями стали ребята из МИФИ и Нижнего Новгорода.

На следующий день отправились на однодневный акклиматизационный выход под юго-восточные склоны Ушбы. Приятным сюрпризом стала асфальтовая дорога вверх до села Мазери. Три года назад, когда мы проходили мимо в детском походике, сюда вела только ухабистая грунтовка. Выше села в сторону ледника Гуль поднимается хорошо набитая и промаркированная тропа. Нижняя ее часть совпадает с одним из самых популярных треккинговых маршрутов Сванетии – из Мазери в Местию через озера Корульди.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()В жару коровы предпочитают снег траве

Восточные склоны Южной Ушбы представляет собой груду камней с редкими монолитными стенками. Популярный маршрут Габриэля, который мы рассматривали, как запасной вариант, отсюда смотрится сильно сыпучим и соваться туда желания не появилось.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()На заднем плане Южная Ушба

Маршрут Коккина 4А через перемычку на Северную вершину, который Дима ходил 7 лет назад сильно изменился. Там, где относительно недавно были снежно-ледовые склоны, вытаяли протяженные скальные пояса.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Дошли до памятного камня в кармане морены и поднялись на перевал Гульба и вершинку 3506 м. Откуда попытались опознать знакомые вершины Северного Кавказа, открывшиеся на горизонте.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Перевал Гульба и вершинка 3506 со с Ушбинского плато

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Холодное разливное пиво в Мазери - то, что нужно после прогулки

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Следующим пунктом нашей акклиматизационной программы стала высшая точка Сванетского хребта – вершина Лайла (4009 м). В этот выход, как и на Гульбу, мы пошли вместе с Димой Перегудовым и Кириллом Гоголинским из МИФИ.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Сванетский хребет и вершина Лайла

Для выхода на ледник Лайла, по которому поднимаются на вершину, необходимо пройти через перевал Чижди. Восхождение на Лайлу популярно у коммерческих групп из-за простоты и доступности маршрута. Через перевал идет хорошо набитая тропа, а на половине подъема со стороны ущелья Ингури расположена горная хижина-приют. Несмотря на значительные перепады высот, сходить на гору и вернуться назад в Бечо можно за два ходовых дня, что мы и сделали.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Ушба за облаками

Выход начался очень спортивно с преодоления скально-осыпного кулуара, в который мы попали практически сразу после выгрузки из машины в селе Лезгара. Дело в том, что по кулуару на OSM карте отмечена тропа, тогда как дорога, пологим серпантином набирающая высоту по склону соседнего отрога, не обозначена. В итоге, местами переходя на лазание с рюкзаками за спиной, спустя час и 300 метров набора, вскарабкались на ту же дорогу. Позже, сходив на вершину, решили, что этот кулуар – ключевой участок на всем маршруте :)

Избежав в дальнейшем приключений, перевалили через седловину Чижди и к 16 часам спустились в штурмовой лагерь, расположенный на травянистой террасе чуть выше ледника Лайла. Места здесь отличные: ровные площадки и чистая вода.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Небольшое озерцо около стоянок

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Путь в сторону вершины Лайла

На восхождение вышли с рассветом. Маршрут подъема идет к леднику и дальше по нему в обход отрогов Лайлы Северной в направлении главной вершины. На пути встречается несколько зон трещин, но все они легко читаются и обходятся. Необходимо только связаться.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Верхний участок подъема

С вершины открылись замечательные виды в сторону ГКХ, где выделялись Эльбрус, Ушба и вершины Безенгийской стены. Погода нас баловала, позволяя никуда не спешить и вскипятить чаек прямо у вершинного тура.

В лагерь спустились за пару часов. Пообедав, собрали палатки и двинулись в обратный путь через перевал Чижди. На спуске оценили наличии треккинговых палок, которые взяли из дома в последний момент. Сбросить 1800 метров высоты за несколько переходов для коленей не шутка :)

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Следующий акклиматизационный выход запланировали на Ушбинское плато и вершину Чатын Западный. Как альтернативу рассматривали подъем на Тетнульд, но решили, что для будущего траверса Ушбы, который мы на тот момент планировали, подъем на плато и просмотр гребневого маршрута 4А на северную вершину будет полезней.

Маршрут начинается от моста через реку Долра. Выше идет дорожная колея, которая позже переходит в набитую тропу. Каждый день туда-обратно по ней проходят десятки туристов, приезжающие полюбоваться огромным водопадом, падающим с бараньих лбов под ледником Ушба.

Спустя три километра тропа переходит на левый берег Долры и начинает круто набирать вверх. У моста расположен домик пограничников. Для прохода необходимо заранее оформить пропуск. Сделать это свободно могут все желающие на заставе в Местии или в Мазери. Данные заранее присылать не нужно, их просто перепишут в тетрадку и выдадут пропуск.

Выше тропа раздваивается. Один из ее рукавов ведет под водопад, другой, нужный нам, слева по дуге обходит бараньи лбы и поднимается к площадкам и памятному камню под ледником Ушба. По пути встретили много гуляющих туристов, среди которых был харьковчанин Владимир Петрик, участник маевского похода 1989 года по Тянь-Шаню с восхождением на Хан-Тенгри и Победу под руководством Сергея Фомичева и Никиты Степанова.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Выше путь идет по каменистой правобережной морене ледника и маркирован туриками. На всем протяжении подъема любовались стенами Южной Ушбы, высматривая глазами линию маршрута Мышляева. Хорошо видно, что в настоящее время маршруты по “столбу” на южную вершину одни из самых безопасных. Вокруг столба все разрушено.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Массив Ушбы и нитка маршрута Мышляева

На ночь остановились в стандартном месте на повороте ледника. Площадки были заняты палатками наших друзей-нижегородцев, ушедшими вниз отдыхать, и мы встали рядышком на снежнике.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Тень от жандарма на гребне Северной вершины

Путь на Ушбинское плато технической сложности не представляет, но требует внимательности. Обходя разрывы ледопада и зоны трещин, не стоит слишком близко прижиматься к склонам Шхельды, с которой могут лететь камни. В некоторых местах имеет смысл забирать чуть правее, заходя в простой ледопад. Путь среди трещин ищется легко. Подъем от ночевок до Ушбинского перевала занимает порядка 4х переходов.

На скальном острове в районе седловины Ушбинского перевала есть подготовленные площадки под палатки. Но мы прошли выше на плато в направлении Малой Ушбы. Под защитой ее скального гребешка удалось найти тихой безветренное место, а на ближайшей седловине перевала Чалаат появилась сотовая связь.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Вершины Ушбинского плато

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Лагерь под Малой Ушбой

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Рассвет на плато

Со связью в Сванетии все отлично. Она, как и интернет, есть везде в прямой видимости населенных пунктов. Таким образом, у нас она была на Лайле, Чатыне и Ушбе. Телефон не ловил только на Ушбинском леднике, где вышки закрыты огромным отрогом вершины Мазери.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Корона Шхельды

Западный Чатын можно по праву назвать самой простой и видовой вершиной доступной с Ушбинского плато. Конкуренцию ей может составить только пик Щуровского. Ушба смотрится оттуда здорово, но некогда пешеходный ледово-снежный гребень сейчас растаял, обнажились неприятные разрушенные скалы.

Западный гребень Чатына все еще “держится”. В текущем состоянии для подъема по нему достаточно кошек, связок и нескольких ледобуров.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Выйдя из лагеря под Малой Ушбой с рассветом, чуть больше чем через час были на Западной вершине Чатына. Большую трещину с ледосбросом, разрезающую склон и гребень пополам, обошли справа по ходу. Выше пришлось перейти на лазание с инструментом на передних зубьях, но опыт позволял двигаться одновременно. Для спокойствия закрутили несколько промежуточных буров.

С вершины открылись шикарные виды на стены Северной Ушбы, Эльбрус и Безенгийские пятитысячники. А погода и солнце позволяли вдоволь налюбоваться пейзажами.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Безенгийские гиганты от Коштантау (слева) до Тетнульди (справа)

Изначально хотели попробовать пройти до главного Чатына. Но от этой идеи отказались. Гребень, соединяющий вершины, не выглядит технически сложным. Но на участке 250-300 метров есть и дюльфер, и небольшие карнизы, и разрушенные скалы. Решили, что идти дальше – удовольствие сомнительное, а главная цель в виде полученной акклиматизации уже достигнута.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Впечатляющие стены Северной Ушбы

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Перед Эльбрусом вершина пика Щуровского

Спуск на плато занял порядка часа. Собрали лагерь и двинулись вниз в мечтах о холодном пиве и блюдах грузинской кухни. По пути спрятали в скалах Ушбинского перевала небольшую продуктовую заброску, чтобы не тащить лишний вес на траверс Ушбы.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Спуск с плато в Мазери дался проще, чем аналогичный по перепаду спуск с Лайлы и занял порядка 5ти часов.

В экспедиционных туристских походах я не очень люблю дневки. Они расслабляют и сбивают с ритма. Но здесь другое дело. Ребята сказали, что без дня отдыха на гору идти не положено. Чтобы как-то себя занять, поехали в Местию, где посетили дом-музей Михаила Хергиани и музей истории и этнографии.

Маршрут подъема на Ушбу долго не выбирали. Я и Дима уже были на Северной вершине, а маршрут Мышляева, основная часть которого идет по столбу Южной Ушбы, относительно безопасный, логичный и практически весь проходится лазанием.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Массив Ушбы с ледника

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Нитка маршрута Мышляева по столбу Южной Ушбы

Уже знакомой тропой поднялись к ночевкам на повороте Ушбинского ледника, припрятали треккинговые палочки и с рассветом вышли по леднику в направлении перевала Мазери.

В ледопад восточной ветви ледника Ушба решили не соваться, опасаясь потерять время, и обошли его по мягкому снегу практически без трещин большой дугой под склонами вершины Мазери.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Красным показан путь в обход ледопада и маршрут Мышляева на Южную Ушбу, фиолетовым - путь выхода на Ушбинское плато

Под столб Южной Ушбы ведет скально-осыпной гребень, оканчивающийся так называемой Грузинской полкой с местами под палатки. Этот гребень сильно разрушен. Его скальные взлеты перемежаются осыпями. Но все, что вокруг, выглядит еще камнеопасней.

Фактически путь до Грузинской полки аналогичен самостоятельному маршруту 3-4 к.с., протяженностью в 7-8 веревок. Многие восходители, судя по описаниям, не в восторге от этого участка. Нас он не сильно удивил. Быть может оттого, что знали чего ждать, а может потому, что в походах регулярно ходим по подобным местам с рюкзаками :)

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Перед выходом к нижней площадке под палатку по крутенькой стенке, оканчивающейся живописным и узким гребешком, ключевая пятерочная веревка подхода.

Нижняя площадка на Грузинской полке самая комфортная. Камни со столба сюда не долетают, уходя вправо и влево от гребня. Выше в 50-70 метрах еще две площадки меньшего размера. Они могут простреливаться камнями. Между нижней и верхними площадкам висит старая перильная веревка, за которую можно придержаться руками. А в случае мокрых скал, желательно организовать полноценную страховку и ходить в гости в обвязке. Под стеной столба обычно есть небольшие снежники, а после обильных снегопадов справа наверху появляется талый ручей.

Так как мы ходили двумя палатками на 3+2 человека, то ночевать сверху выпало Лёхе и Косте. Но как раз в момент нашего выхода на “полку” в районе 15 часов сверху полетели камни. Некоторые из них, ужасно свистя, приземлялись совсем рядом с местом под палатку. Ребята сразу сказали, что наверх ночевать не пойдут. Только чуть позже мы увидели, что камнепад был вызван связкой из Санкт-Петербурга, начавших спуск со столба по линии маршрута Характерник.

С одной стороны стало понятно, что позже можно разбить лагерь и на верхней площадке, а с другой – нужно расслабиться и обработку столба перенести на утро следующего дня.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Быт на Грузинской полке

Ребята спустились со стены ближе к ночи и поставили свою палатку на верхних площадках.

Маршрут Льва Мышляева по столбу Южной Ушбы идет влево вверх по огромному внутреннему углу - камину. Всего от Грузинской полки до выполаживания 8 веревок. При благоприятных условиях, без натечки и мокрых скал, все более-менее лезется.

Сильная и малочисленная команда, наверное, может идти столб сразу, без обработки. Мы же еще заранее решили не спешить и провесить все имеющиеся веревки.

После периода снегопадов скалы в углу были сырыми, поэтому мы изначально не заморачивались на каком-то стиле. Где нужно - придерживались за точки, на отдельных участках вщелкивали лесенки под крюконоги. По пути встречалось много “родного” железа, начиная от кованых крючьев и морковок и заканчивая деревянными клиньями времен первопроходцев.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Линия подъема по столбу и места станций. Фиолетовым показана спрямленная веревка

Ключевыми стали верхние 2-3 веревки. Причем не столько из-за сложного лазания, а потому, что лидер работал буквально под водопадом. Струи воды со скальных карнизов текли за шиворот и заливали глаза. Мы с Ваней, завесив нижнюю половину столба, уступили место Диме и страхующему его Косте. Дима героически доработал свой участок, вернувшись к палаткам насквозь промокшим. Хорошо, что из согревающих напитков у нас был не только горячий чай :)

Утром собрали лагерь, и вышли вверх по провешенным накануне перилам. Пару нижних питчей еще накануне спрямили и заменили одной веревкой. На верху, где накануне сильно поливало, сейчас только немного капало, а все вокруг было залито натечкой. Веревки очищали ото льда.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Довесив оставшиеся 30 метров перил, около 10 утра вышли на выполаживание в большое скальное корыто. Путь по нему вправо вверх, к площадкам под вершинной башней столба, проходит по скальным плитам с участками льда. Рельеф очень неприятный, вокруг все живое. От камней спасает только то, что линия подъема идет по диагонали и все улетает мимо ребят внизу.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Показана линия подъема через корыто к площадкам под вершиной столба

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Путь выхода к площадкам

Площадка под вершиной столба большая и плоская, но не самая удобная. Шаг влево, шаг вправо – обрыв. На столб ведет еще пара веревок шестерочного лазания, которые Ваня пролез без ИТО.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Путь на вершину столба через небольшое нависание

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Пока ребята работали выше, а Лёха кипятил чай, я ушел вниз по перилам за своим рюкзаком, который оставил на станции перед провеской веревки. На косом траверсе по скалам слетела кошка с видавшего виды ранта ботинка. Да так неудачно, что веревочная петелька соскочила с ноги и кошка улетела в пропасть.

Сразу подумалось, что это фиаско. На южную вершину можно идти и в одной кошке, а вот прохождение перемычки и “пешеходного” гребня Северной Ушбы в одной кошке – это явная заявка на приключения, которых в горах стараемся избегать. От траверса пришлось отказаться.

Столб заканчивается гребнем с широкими полками. На его вершине сразу три площадки под палатки и есть достаточно места, чтобы развалившись на камушках с комфортом полюбоваться закатом.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Выход на вершину столба

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Лагерь с видом на долину Ингури и Сванетский хребет

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Вершины Западного Кавказа на закате

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Любуемся красками

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Донгузорун и закатное небо

Утром радиально вышли в направлении Южной вершины. Костя решил остаться в лагере. У такого решения, наверное, несколько причин, начиная с самочувствия после недавней пневмонии, но меня он крепко выручил, отдав свои кошки.

Линия подъема сперва идет по узкому левому по ходу гребню, а затем, траверсом снежно-ледового склона уходит направо вверх в кулуар.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Линия подъема к вершине от лагеря. Фиолетовым показан путь спуска.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Микстовое лазание по кулуару не сложное, но требует аккуратности. Для страховки хорошо шло как скальное снаряжение, так ледобуры. Лидер поднимался с двумя ледовыми инструментами.

Через 3 веревки кулуар выполаживается и переходит в скальный гребешок, по которому провесили еще 3-4 веревки до вершинного бастиона.

Отсюда возможны два пути вверх. Первый – по внутреннему углу маршрута Характерник до центрального кулуара и далее по нему до гребня, второй – отрекламированный в своем описании командой Курочкина-Маркевича-Скотникова, траверс вокруг бастиона по полке с последующим выходом по пятерочным скалам на его вершину.

Мы решили пойти по полке. О чем не пожалели. Это один из самых красивых участков маршрута. Узкая полочка с монолитным рельефом, местами мокрая и залитая льдом, постепенно сходит на нет. Внизу стена, вверху стена и ты корячишься посередине. Интересно не только лидеру, но и следующим за ним участникам. Особенно замыкающему.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Полка в обход вершинного бастиона

От конца полки через небольшое нависание вправо-вверх за пару веревок вышли на вершинный гребень к площадке под палатку.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Выше по гребню можно идти пешком одновременно. Через 150 метров поднялись к еще одной площадке и характерной черной острой скале слева – точке начала дюльферов с бастиона. Оставили рюкзаки и налегке вышли наверх.

До вершины оставалось еще около 300 метров гребня. После обеда погода традиционно испортилась, на вершину село облако. Гребень хоть и пешеходный, но местами очень стремный.

Справа и слева обрывы, а ты уставший ползешь по узкому гребню, сложенному из живых камней. Требуется предельная концентрация, чтобы не наделать ошибок.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Живой предвершинный гребень (снято на спуске)

К вершинному туру вышли в 16:45. Поздно, но судя по описаниям, для этого маршрута такое время норма. Сфотографировались с флагами, сняли записку ребят из Питера и начали спуск.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Вернулись к вещам и начали дюльферять от скального зуба с петлей. Первая веревка уходит по сбросам и карнизам в кулуар, следующие две пересекают его и по внутреннему углу выводят на выполаживающиеся плиты ниже.

Еще перед спуском начался сильный снегопад. Крупные хлопья вылетают из тумана – красота. Но на улице было тепло. На скалах снег тут же таял, превращаясь в ручьи и струи ледяной воды, затекающей в рукава. Пытаясь согреться, раз в пять минут старался выжимать перчатки.

До наступления темноты успели спуститься к началу кулуара, выводящего на снежно ледовый склон. Ориентирование осложнялось полным отсутствием видимости. Включаешь фонарь и в 5ти метрах перед собой видишь стену густого тумана.

Продолжили спуск на ощупь, стараясь высматривать старые спусковые петли. Несколько раз смотрел отснятые кадры в фотоаппарате, пытаясь опознать окружающий рельеф. Психологически было страшно промахнуться и уйти на отвесную стену внизу.

Но вот под ногами широкое снежно-ледовое поле. Пересек его по диагонали и посоветовал ребятам больше не дергать веревки. Наутро снимем их спокойно посветлу.

Отсюда до палаток 200-300 метров. Но утром мы прошли их от гребня по узкой полочке вдоль скальной стены. Найти эту полку ночью в плотном тумане задача не тривиальная. Ухожу гулять на веревке в предполагаемом направлении. Все возможные проходы упираются в отвесные скалы, пробую забрать выше и - удача! Опознаю “нашу” полку по выровненной площадке под палатку.

Вернулся с радостной новостью к ребятам, которые уже морально готовились к холодной ночевке. Плотной группой двинулись по полке в направлении гребня к началу оставленной на подъеме перильной веревке. Шквалистый ветер не давал расслабиться. Пристегиваясь, по одному уходили вниз с отвеса в черную бездну.

К палаткам вернулись только в час ночи. Получилось, что путь, днем занимающий 1-2 часа, ночью в тумане занял у нас все 5. Костя встретил нас горячим чаем. Дима же снова предложил греться спиртом и салом.

На следующий день встали поздно и, посмотрев прогноз погоды, решили спуск со столба отложить на завтра. За час сняли веревки и до вечера расслаблялись.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Ночью пришла гроза и молния бомбанула почти в палатку. Благо железо отложили подальше. Яркий огненный шар сменился белой вспышкой, по телу прошло электричество и все успокоилось. Следующих разрядов не последовало.

Утром начали спуск со столба. Обещавший погоду прогноз, не оправдался. Небо налилось свинцовыми красками.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Донгузорун надел шапку

Как только спустились на площадку под вершину бастиона, начался снегопад. Спуск запланировали по линии маршрута Характерник. Она более прямая, чем угол Мышляева и здесь меньше шансов на то, что застрянут веревки.

Основная сложность ориентирования на спуске – это поиск пути в обход больших карнизов столба. Мы поняли, что промахнулись и ушли левее по ходу, только на второй веревке дюльфера от площадки, когда увидели справа за углом нужные нам станции. К этому моменту снегопад усилился, по стене полились струи воды, с карнизов начало поливать как под душем. По мокрой скользкой стене уйти маятником не представлялось возможным. Пришлось выжумаривать по отвесу обратно на полку.

На подъеме произошла неприятная история. Жумар срезал оплетку с динамической веревки, оголив 20 сантиметров сердечника. Повезло, что рядом параллельно висела вторая, к этому моменту свободная, перильная веревка, на которую удалось оперативно перещелкнуться.

С площадки начали спуск по правильной линии. Снегопад и не думал прекращаться. Вода заливалась под одежду. Стоя, а чаще вися, на станциях, мокрый до нитки, я откровенно дрожал, стуча зубами. Выручал только Лёха, шедший вторым. Сначала обматерит все вокруг, вызвав ответную реакцию, а с ней приток эмоций и тепла. Затем угостит заначкой сыра или сухофруктов. На том и держался :)
Затем произошло чудо. За 15 минут снегопад прекратился, и выглянуло солнце. Вершина нас отпустила.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

К моменту спуска на Грузинскую полку оказалось, что шесть из шести веревок перебиты или перетерты. Не понятно, то ли это новые стандарты качества от производителей, то ли мы такие талантливые.

Утром за несколько часов спустились до ледника, позавтракав у большого снежного поля на гребне. На леднике ребята взяли меня без кошки под опеку, встегнув средним в связку тройку.

Забрали со стоянок прикопанные палочки и через три перехода были в Мазери. Получилось, что гора и погода, легко пустив нас наверх, на спуске устроила настоящие приключения.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()

Для тех, кто после прочтения рассказа посчитает нас экстремалами, а горы опасными, расскажу самую страшную историю поездки, к горам не имеющею ни какого отношения :) После возвращения с акклиматизационного выхода к леднику Гуль, легли спасть в гостевом доме в Бечо. В 2 часа ночи вышел по нужде в туалет и видимо поскользнулся на мокром кафеле. Следующее, что помню, очнулся в луже крови и осколках раковины на полу. Смыл душем кровь, собрал осколки в кучку и пошел спать. Наутро был запланирован выход на Лайлу. На затылке рваная рана длиной сантиметров пять, которая еще дней 10 мешала спать на спине. Но главное, вероятный сотряс. Позвонил проконсультироваться Насте, она сказала, что если не тошнит, то можно не спеша гулять и смотреть на состояние. Главное головой не трясти. Я и не тряс, и все обошлось :)

В заключение хочется сказать, что Ушба, независимо от сложности выбранного маршрута, это большая гора. Она может пустить на вершину или нет.

Фотоальбом о выезде в Сванетию с элементами треккингового альпинизма ()Башня Ушбы из села Мазери

Что касается нового для меня формата, то такой альпинизм это интересно и местами спортивно. Но когда живешь и ходишь наверх из цивилизации, не удается избавиться от ощущения технически сложного треккинга. Скучаешь по автономности больших походов и экспедиций.