История одного перевала… (Туризм, тк маи, тянь-шань, Ак-шийрак.)
В этом рассказе не будет представлена большая история известного перевала с множеством групп, которые его прошли. Не будет рассказана история группы первопроходцев, шедших с достаточно древним снаряжением и проходившем перевал на грани гибели. Даже прохождение этого перевала группой, руководитель которой является автором этого рассказа, не важна. И хотя «бывалые» туристы могут сказать, что в описанных ниже событиях нет ничего особенного, на автора представленные события произвели большое впечатление. Следует отметить, что, так как рассказ пишется сразу после похода, то некоторые названия перевалов могут отличаться.

Путешествия В.В.Немыцкого (часть первая, Центральный Тянь-Шань, Горный туризм)
В обсуждении предыдущего поста Математика и горы В.Тихонов подсказал, где можно прочесть еще кое-что о путешествиях В.В.Немыцкого. Это юбилейный сборник к 25-летию советского альпинизма "К вершинам советской земли", 1949, Географгиз. Стараниями В.Томчика эта книга отсканирована и выложена.
Там есть статья Немыцкого о его экспедициях.
Итак, первая часть статьи.

Greаt Wall of China. А вы когда-нибудь лазили с девчонками на 6б? (Альпинизм, great walls of china, красноярск, кызыл-аскер)
Вы когда-нибудь ходили на 6б с двумя девушками в труднодоступном, малопосещаемом районе с нелегальным переходом границы, так вот…

В западной части хребта Терскей-Алтау, есть перевал Катюша-85 классифицирован как 3А. Помогите найти описание его прохождения, нигде в сети ничего не смог нарыть. Фото взято из Panoramio.

ЗАВЬЯЛОВ ЕВГЕНИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ (27.01.1944 г. - 29.04.2015 г., Горный туризм, пик победы)
Сегодня исполнился ровно год, как не стало Евгения Завьялова – первого, кто совершил сольное восхождение на пик Победы, и первого из туристов, выполнивших норматив «снежного барса» ещё в 1978 году (http://www.risk.ru/qa/204392).

В марте 2016 г. состоялась небольшая экспедиция в горы Нарынской области, Республики Кыргызстан, близ границы с Китаем. Событие далеко не мирового масштаба, скорее регионального, но, на мой взгляд, будет интересно людям со всего мира.

Предисловие.

С каждым годом мир вокруг нас становится как будто меньше. Авиалайнеры, интернет, спутники значительно сократили его размеры. Туда, куда раньше добирались год, сейчас можно добраться за день. На земном шаре осталось совсем мало мест, не изученных досконально пытливым человеком. После появления доступных любому желающему снимков земной поверхности из космоса, стал потихоньку уходить в прошлое дух первооткрывателей. Теперь, двигаясь по земной поверхности и обладая точной информацией, люди уже не удивляются новым горизонтам, они знают, что их ждет – исчез эффект новизны. Однако есть еще на нашей прекрасной планете места, куда еще не добрались вездесущие объективы спутников. В одно из этих мест в марте 2016 года и направилась микро-экспедиция из двух жаждущих приключений альпинистов-авантюристов.
Затерянный мир (Альпинизм)

Георгий Обиденый участник команды "Созвездие" расскажет Вам историю первых восхождений на Иикту, которая все предыдущие годы тщательно скрывалась.

В августе 1965 года группа туристов города Томска–7 в количестве 11 человек при участии двух московских туристов, совершила горный поход пятой категории трудности по Памиру, протяженностью около 310км.
Районом путешествия – Памир, был выбран клубом «Янтарь» еще в 1964году после маршрута на Камчатку. Тогда же и началась подготовка к этому походу. Наибольший интерес со спортивной и эстетической точек зрения, представляет Западный Памир, рельеф которого характеризуется мощными, заснеженными хребтами, местами поднимающимися до 7000 метров, и глубокими узкими долинами. Здесь нас привлекал, прежде всего, ледник Федченко и «узел Гармо», где расположена высочайшая вершина Советского Союза - пик Коммунизма 7482м. С этой областью связана одна из самых таинственных загадок Памира, которую удалось разгадать в 1932г Москвину.
Наша группа получила задание альпинистов г. Томска сфотографировать восточные склоны массива пика Коммунизма со стороны ледника Бивачного.

Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)

«Хан-Тенгри - могучая и строгая пирамида, где на семитысячной высоте розовые и белые мраморы соперничают своим блеском и чистотой с залитыми солнцем снегами. Ночью эти ледяные гребни, и мраморные стены холодно поблескивают под луной. Глаз не в силах оторваться от простых и изящных контуров пика, царственно возвышающегося над мощным и огромным ледником. Он виден отовсюду, издалека. Над сухими степями, над зелеными предгорьями встают бесконечными грядами горы. Тянь-Шань – далекие тени иного мира»
В августе 1963 года группа томских туристов в количестве 8 человек, при участии двух московских туристов, совершила поход по Центральному Тянь-Шаню в районе пика Хан-Тенгри со стороны практически не обследованного ледника Северный Иныльчек. Это был первый спортивный горный поход клуба «Янтарь» под руководством Стаса Петрина. Впервые через 30 лет после группы Гусева, был пройден перевал Пролетарской печати. Группе удалось обойти труднопроходимое высокогорное озеро Мерцбахера, преодолев часть пути по плавающим льдинам. Обратимся к дневникам тех лет.По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год. (Горный туризм)

Сейчас продолжается работа над новой редакцией "Перечня высокогорных перевалов". Выпущен раздел по Центральному Тянь-Шаню (сейчас должны выйти правки к нему). Готовы и, надеюсь, на днях выйдут разделы по горным узлам Матча и Такали. Идет работа над Кичик-Алаем. В процессе работы регулярно встречаются упоминания о походах групп из турклубов городов Ферганской долины. Ферганский клуб, Андижанский, "Кадомжаец" и т.д. Как я понимаю, в 70-80х это были сильные клубы, активно осваивавшие ближайшие горные районы - Памир, Памиро-Алай и Западный Тянь-Шань. Но отчетов этих групп найти не удается. Понятно, что после 90-х не могло остаться много материалов. Но вдруг хоть что-то найдется?

пик Молдо-Баши, Киргизия (Альпинизм)

Осенью 2009-го мы, измотанные топтанием снегов, возвращались в ещё тёплые долины Прииссыккулья. С нереализованными планами восхождения на нехоженную вершину, спрятанную высокими хребтами от азартных взоров путешествующих по горам Киргизии...

На Ушбинском леднике найдени останки альпиниста и захаронени посёлке Местии. Просим посмотрет внимательно, может кто узнает батинку или самодельные кошки

Я уже писал о выборе лыж и прочего снаряжения для лыжного туризма, в этой статье я хочу поделиться своими мыслями об использовании волокуш в зимнем походе.
О выборе волокуш для зимнего похода (зима, зимний туризм, лыжный туризм, снаряжение)

Когда мы в 89 ходили по Музколу – постоянно смотрели на юг, на восточную часть Северо-Аличурского хребта. Информации у нас по нему тогда не было. Вообще.

Перечень перевалов Кичик-Алая 2016 (Горный туризм, кичик-алай)
По просьбе представителя ТССР entv я, наконец то, составил этот перечень. Два года манкировал, боялся большой и кропотливой работы, кормил entv "завтраками", ну а теперь готово..
Стартовал 3 января, три дня отдыха с 7 по 9 января. 13 января финишировал.

Отчет о горном путешествии по Чимганским горам в мае 2015 года (н/к с элементами 2 к.с., Горный туризм)
Всем доброго дня!
Сразу хочу оговориться, что буков в посте будет много, ибо это отчет (немного с лирическими отступлениями). Сразу по возвращении решила, что обязательно его напишу и размещу здесь, ибо при подготовке столкнулась с тем, что информации по этому району очень мало, если не сказать, что её совсем нет. Поэтому постаралась, чтобы отчет был максимально информативным, вдруг кому-то будет полезным)).