О выборе волокуш для зимнего похода

Пишет Тимур Ахметов, 01.02.2016 03:47

Я уже писал о выборе лыж и прочего снаряжения для лыжного туризма, в этой статье я хочу поделиться своими мыслями об использовании волокуш в зимнем походе.
О выборе волокуш для зимнего похода (зима, зимний туризм, лыжный туризм, снаряжение)

Зимний поход увеличивает как количество вещей для комфортного путешествия, так и их объём и вес, кэп. Если летний пуховый спальник занимает собой примерно литр, то для зимнего нужны все 6. Если летом троих человек цанговый газовый баллон обеспечит кипятком на 3 дня, то зимой, при растопке снега и льда, такой баллон улетает за день. В рюкзак кладутся запасные тёплые перчатки, носки, одежда и обувь для бивуака. Толщина коврика зимой возрастает в двое-трое. Всё снаряжение для продолжительного зимнего похода, конечно, уместится в рюкзак под 100 литров. Но можно разделить часть вещей между рюкзаком и волокушей, а то и все вещи уместить в экспедиционных санях, как было в нашем лыжном путешествии по Чукотке.

У волокуши достаточно плюсов, чтобы начать использовать их. Во-первых: сани позволят увезти гораздо больше груза, чем получится утащить на себе (это и объёма касается). Если вы, к тому же счастливый обладатель походного пса, то можно и его приучить помогать тянуть лямку. Наши волокуши весили примерно по 40 килограмм на поход продолжительностью 2 недели. Мы не испытывали трудностей с их транспортировкой, чувствовалось, что получится тянуть сани и гораздо тяжелее весом. За день удавалось проходить минимум 25 километров, при этом у нас был 2-х часовой обед, а вечером мы не ощущали себя вконец вымотанными.

Во-вторых: при движении с волокушей, если использовать специальную обвязку, не потеет под рюкзаком спина, и это не только комфортно с гигиенической точки зрения. Мокрая одежда высасывает из вас тепло, которого зимой итак не хватает.

В-третьих: волокушу можно использовать на бивуаке для перевозки грузов: дров, льда для воды, снежных блоков для стенки. А так же для эвакуации пострадавшего.

В-четвёртых: на волокуше удобно сидеть, а на длинной и лежать, во время отдыха. Глядя на иностранные экспедиционные сани, приходишь к выводу, что их можно использовать и для ночёвки в критичной ситуации, настолько они вместительные.

Ну и вообще, слово volokusha вызывает улыбку.

Но перед тем, как отправиться в поход с волокушей, необходимо понять характер местности. Волокуши идеальны для зимнего путешествия в открытой тундре, по застывшим водным пространствам — морю или озеру. То есть при движении по насту, плотному снегу, или даже по льду.
Если рыхлого снега не много, в нашем путешествии случалось, что нога с лыжей уходила в снег примерно на 30 см, волокуша тоже хорошо ехала и не зарывалась. Последнему путешественнику по накатанной в мягком снегу колее, шлось так же комфортно, как и по плотному насту.

Предвижу, что в совсем уж рыхлом снегу по колено, где нужна тропёжка, тяжёлая волокуша будет зарываться в снег и мешать продвижению. При походе в таких условиях нужно будет распределить часть вещей между рюкзаком и волокушей, чтобы облегчить последнюю, или вообще отказаться от волокуши.

Когда мы пересекали пойм рек, передвигаться с волокушей становилось сложнее: она начинала цепляться за деревья, которые растут в таких места. Приходилось лавировать между кустами или продираться через них ломая тонкие ветви и впечатления о туристах, как воспитанных людях. Не знаю, ходят ли по лесам с буреломами туристы-лыжники, но при планировании маршрута с волокушей по лесу, нужно учитывать, что волокуша может затруднять продвижение.

С волокушей будет неудобно при наличии на маршруте длинных траверсов гор, движении вдоль рек с крутыми берегами, в общем везде, где придётся ходить вдоль склона.

Важный момент, о котором следует упомянуть: лыжи должны быть с насечкой, или камусами, ведь теперь приходится не только скользить вперёд, но и тянуть груз сзади. Если идти с рюкзаком, неудобство на лыжах без насечки возникнет только при движении в крутую горку, в остальном же приходится просто переставляете ноги.

Передвижение с санями выглядит немного по-другому: волокуша удерживает, поэтому для движения вперёд, лыжа не должна проскальзывать назад. Иначе говоря, необходимо упираться лыжей в снег, чтобы отталкиваться и тянуть волокушу. Действие этого фактора я испытал в первый день похода. Пришлось разгружать волокушу: отдать часть снаряжения друзьям, а на спину нацепить рюкзак. Чтобы не оказаться в моей ситуации нужно правильно подобрать размер лыж.

При передвижении с волокушей необходимо располагать центр тяжести вашего груза как можно ниже. Чем выше будет ваша поклажа, тем больше вероятность того, что волокуша на застругах, глубоком снегу, кривой колее, будет переворачиваться. Идеально, если высота груза будет не больше ширины волокуши.

Из этого правила, одного из главных правил, кстати, вытекает следствие: чем больше у вас груза, тем длиннее должна быть волокуша, чтобы снизить высоту поклажи. Вот тут-то, на мой взгляд, и кроется очевидный признак того, почему у нас в стране мало ходят с волокушами, а всё больше с рюкзаками. А не выпускают у нас в России нормальные экспедиционные санки, как оказалось! Модификаций коротких, так называемых рыбацких волокуш, длинной до метра огромное количество, я даже не представляю с какой целью инженеры родили с десяток их разновидностей. На 1-3 дня туда вполне уместятся ваши походные вещи, и такая короткая волокуша у меня имеется.

Более-менее приближённых к экспедициям саней на Российском рынке всего два наименования: волокуши Арктика, фирмы Крис групп, размером 120x40x20 см (на фото слева), и волокуши СО-5, фирмы Нор-Пласт, размером 157x55x14 см (в центре). И если первые узкие и всё же коротковатые, то вторые, блин, низкие!!!

Ну что такое-то? В стране, которая славится своими морозами, неевропейскую часть которой весь мир именует не иначе чем Сайбирия, где развит лыжный многонедельный туризм, нет нормальных экспедиционных саней! Забейте в гугл: expedition snow pulk, и вы увидите всё разнообразие волокуш, которые предлагают иностранцы за, к сожалению, уже просто нереальный ценник.
Волокуша Арктика
Волокуша СО-5

Есть ещё один вариант волокуш для туризма: волокуши из тезы, но я их вообще не рассматриваю. Читал, что качество изготовления партий совершенно разное, нарекания вызывают места крепления тягового ремня, объём у них совсем не большой, а больше всего мне не нравится процесс набивки таких волокуш снаряжением. Единственным вариантом использования таких волокуш я вижу перевозку мягкого бивуачного снаряжения: спального мешка, палатки или ковриков и, таким образом, уменьшение объёма рюкзака за спиной. Но для этого у меня есть короткая пластиковая волокуша, которая, к тому же, прослужит гораздо дольше.

Волокушу Арктика можно использовать для зимних походов продолжительностью около недели, если идти без рюкзака. Эта волокуша, исходя из её полезных размеров, заменит примерно 100-литровый рюкзак. Напомню, что зимой добавляется не только вес, но и объём за счёт более тёплого снаряжения. Была бы волокуша шире на 10-15 сантиметров она вмещала бы гораздо больше вещей.
Помогать в походе с волокушей может ваш пёс!

Для своего похода я выбрал волокушу СО-5, поскольку наш поход состоял из 2-х частей продолжительностью по 2 недели, и мне нужно было уместить снаряжение примерно на 14 дней. Единственный минус этой волокуши — это низкий нос (ну и борта, соответственно), впрочем эта особенность мешала мне только в нескольких случаях.

Первый из них: местность с сильными застругами. Низкий нос не заезжал на особо большие заструги, или любое другое препятствие: волокуша просто в него утыкалась. В лучшем случае, приходилось возвратиться обратно и за постромки поднять нос волокуши на заструг. В худшем случае, волокуша уходила под заструг, они часто имели вид застывших волн, и приходилось либо пытаться отталкивать волокушу назад, чтобы нос выехал из под снежной плиты, или убирать плиту, освободив нос. Проделывать это в лыжах было совсем неудобно, и от разу к разу я начинал беситься.

Но, за 4 недели похода мы попали в долину с такими большими застругами лишь один раз и провозились в ней около 3-х часов. В остальное время волокуша заезжала на заструги как миленькая, либо просто можно было корректировать движение незначительно отклоняясь от прямолинейного.

В ещё худшем случае, если я преодолевал препятствие и уже съезжал с него, а волокуша вдруг утыкалась, я падал из-за рывка тяговых ремней. Такое, хоть и совсем нечасто, но случалось, поэтому считаю важным рассказать.

Из-за низкого носа, который у СО-5, вдобавок, имеет форму закруглённой секиры, волокуша при съезде с препятствия иногда упиралась носом. Чтобы этого не произошло, достаточно было дёрнуть постромки, и придать волокуше ускорение до того, как она беспомощно замрёт, уткнувшись в снег. Такие места встречались нечасто, и в течении путешествия я научился определять, когда мне надо будет ускорить мои санки, как и те моменты, когда надо будет им помочь заехать на препятствие.

К своей радости, и не без сочувствия, отмечу, что напарники с короткими рыбацкими волокушами, гружёнными высоко, намучились гораздо больше с их переворачиванием, чем я с проблемами, связанными с низким носом.

Вторая особеннность при использовании волокуш СО-5, у которых, вдобавок к низкой высоте, так же и слишком пологий переход к носу: плохозакреплённый груз съезжает вперёд при ситуациях, описанных выше. То есть, при ударе, часть груза по инерции перемещалась вперёд. Мой груз был уложен в чехле, поэтому, в конце-концов, это колбаса смещала центр тяжести волокуши к носу и волокуша стала чаще клевать им, или набирать снег перед собой, а пару раз часть чехла с грузом вываливалась через нос. После того, как я перетряхнул снаряжение и посильнее затянул строповочные резинки, я избавился от этой проблемы.

Высокий борт, особенно если снабдить волокушу чехлом, позволяет не заморачиваться с упаковкой вещей, сделать этот процесс более удобным, а так же сократить время сборов. К тому же, груз на длинной волокуше в чехле выглядит более аккуратно и презентабельно на фотографиях.

В общем, если бы производитель увеличил высоту волокуши хотя бы до 25 сантиметров, мы избавились от проблем, доставляющих весьма серьёзные неудобства, и получили бы идеальный для зимних экспедиций и лыжных походов снаряд.
Стадо диких оленей на горизонте

Рекомендую прочитать статью о подготовке волокуш и общие мысли о выборе лыж и прочего снаряжения для зимних походов.

Посмотреть, как показали себя волокуши в зимнем лыжном походе по Чукотке, так же можно у меня на сайте.

Всем этим проблемам с волокушами - лет по 40 минимум. Может, даже больше, только я не помню. Их основная причина - никто не производит снаряжение под многодневные лыжные походы. Потому что в стране ими занимаются единицы - не окупится. Так что обычно это просто пластиковые санки, которые приходится дорабатывать.
Груз не должен быть высоким - начнет опрокидываться. А если по какой-то причине ему приходится быть высоким - можно накрыть его сверху другими санками.
Обычно волокуша не заменяет рюкзак, а дополняет его, поэтому в нее кладут тяжелые вещи и они вверх не торчат. Кстати, туда часто кладут продукты и поэтому распаковывать санки каждый день не приходится. По той же причине упряжь должна быть совместима с рюкзаком с поясом.
Один большой грузовой мешок или несколько маленьких - это холивар. Лично мне больше нравились всегда большие. Шнуровать этот мешок, чтобы не ездил по волокуше - обязательно! Молния на нем - зло! Потому что замерзает и ломается.
Ширину санок надо выбирать так, чтобы они хорошо шли по лыжне. То же относится к форме нижней поверхности. Но с этим тоже всегда были проблемы.
В принципе, волокуши можно делать самому из стеклопластика, например. Тогда форма будет, какая захотите. Ну, и всегда есть вариант мягких волокуш из тезы. Хотя Вы правы - они изнашиваются быстрее.
Ну, и еще всегда надо было учитывать, что пластиковые санки - вещь одноразовая. Поход кончается - можно сжечь. Рисковать, беря их повторно - стремно. Они ломаются. Ультрафиолет, видимо, сказывается.

Пластиковые волокуши подходят для тундровых маршрутов, для горной местности - из тезы, т.к пластиковые "ванны" на каждом бугре переворачиваются. Бродить по лесу с волокушей - вообще бессмысленное занятие. Всё же и так понятно. Автору спасибо.

Почему? Мы ходили и по горам с пластиковыми. Смотря какой рельеф, какие горы. На остром рельефе - вообще плохо. По тайге - да, наверное, если только по просекам. И то плохо - в кустах они тоже вязнут.

Главная саночная школа - это Денали (Мак-Кинли)

Привыкнуть быть тягловым устройством и найти идиллию с санями - просто не возможно
Можно только успокоиться - что без саней было бы еще хуже

Если склон в бок - значит санки уходят туда и (или) переворачиваются
Если уклон вперед - значит санки тебя догонят и обгонят
В этих случаях помогает связка (задний ловит веревкой твои сани в натяг)

Тут на опыте и становится понятным - что весь груз нельзя класть в сани - иначе это будет классическая греко-римская борьба.
Вы 100% времени посвятите только вытаскиванию и переворачиванию саней.
Будете постоянно менять способ сцепки себя и саней - то за беседку сзади, то за пояс с переди.
В результате разделите "идеально" груз - мягкое и легкое на себя в рюкзак, а тяжелое в сани, примерно 1\3 и 2\3 по пути в верх и 1\2 и 1\2 на спуске с горы вниз.

В нашей стране главные потребители санок - ледянок - дети и рыбаки.
Есть еще различные "корыта" для снегоходов
Какие то универсальные модели могли бы подойти и для туризма
Хотя трудно представить у ребенка санки длиною 1,5 метра. Это уже каяк
Тут несколько решений:
- или на отечественных выставках "Рыбалка-охота" брать производителя в оборот на производство санок,
- делать у них же спец заказ,
- закупать за валюту через интернет площадки

Мы на спусках отрабатывали прием "буксировка человека санками" :-) И даже "буксировка человека рюкзаком"!

подходящие для походов пластиковые сани-волокуши делают в Финляндии.
мы их дорабатывали бортами из кордуры и петлями для экспандерных резинок.
многочисленные походы по Хибинам, Кольскому п-ову, Забайкалью вполне оправдывают их использование. нужно только привыкнуть.
да, сани - это дополнение к рюкзаку, а не его замена.

Спасибо всем за комментарии. Я ещё раз хочу заострить внимание на том, что весь наш 500 километровый маршрут был пройден с санями. И я говорю о том, что в определённых условиях можно абсолютно обойтись без рюкзака.