История одного перевала…
В этом рассказе не будет представлена большая история известного перевала с множеством групп, которые его прошли. Не будет рассказана история группы первопроходцев, шедших с достаточно древним снаряжением и проходившем перевал на грани гибели. Даже прохождение этого перевала группой, руководитель которой является автором этого рассказа, не важна. И хотя «бывалые» туристы могут сказать, что в описанных ниже событиях нет ничего особенного, на автора представленные события произвели большое впечатление. Следует отметить, что, так как рассказ пишется сразу после похода, то некоторые названия перевалов могут отличаться.
Группа туристов турклуба МАИ в 2017 году совершала поход 4-ой категории сложности в районе Ак-Шийрак (Ц. Тянь-Шань). Состояла группа из 6-ти человек, из которых 30% (т.е. 2-е) имели опыт только горной 2-ки. Шел 3-ий день похода, акклиматизация. Данный процесс шел очень тяжело: высоты перевалов были больше 4500 метров, и «пила» у группы пока не получалась. Группа шла медленно и каждые 100 метров набора давались с трудом. Кроме того, накапливалось небольшое отставание от графика. Данные обстоятельства приводятся не для показа «геройства» группы, а для описания ситуации, в которой руководитель принимал решения.
Акклиматизационное кольцо состояло из 2-х дней (еды и топлива взяли на 3) с прохождением 3-х перевалов: Экспедиционный (1Б), Кара-сай С. (2А), Лагерный (2А). 9 августа группа стартовала от подножия ледника Экспедиционный (Веерообразный Лев.) с высоты 4100 метров и задачей пройти в этот день 2 перевала. Но до 13 часов дня группа не успела пройти перевал Экспедиционный и устроила обед (перекус) под перевальным взлетом. Из-за небольшой ошибки на местности группа взяла первопроходом другой перевал 1Б категории сложности – Экспедиционный Ложн. (1Б, 4700). Данный факт нужен в рассказе только для того, чтобы не ввести в заблуждение других туристов, ходивших пер Экспедиционный и не видевших с седловины представленной ниже панорамы. Следует отметить, что и наша группа любовалась этим зрелищем недолго, так как налетела пурга.
Впервые за поход, а для 2-х участников и впервые в жизни, группа надела системы и связалась. Ледник Петрова был закрытым с множеством трещин и мокрым снегом. Продвижение группы замедлилось еще сильнее и стало понятно, что сегодня ей не стоит идти перевал Кара-Сай Сев. (2А, 4650), а стоит заночевать на высоте 4500, наконец-то начав делать акклиматизационную «пилу». Вместе с надеждами пройти сегодня перевал Кара-Сай рухнули и надежды сделать нормальное акклиматизационное кольцо за 2 дня. Перед руководителем стоял выбор: либо идти назад через перевалы 1Б к заброске, или потратив запасной день и вылезти на перевалы 2А категории сложности. Был выбран 2-ой вариант дабы «посмотреть» на техническое состояние группы до прохождения перевалов 2Б категории сложности. Но руководителю очень не хотелось иди перевал Кара-Сай Сев, провешивая 2 или больше веревок на подъем по достаточно крутому (30-40 градусов) льду. (кошки мы пока не надевали)
Если посмотреть отчеты, то перевал Кара-Сай Сев. ходили чуть ли не в каждом году, когда в районе были группы. В основном это походы 3-ей категории сложности (красная линия). Группы «посильнее» проходят перевал Апендикс (2Б), если идут поход 4-ой категории сложности (зеленая линия). Но руководителю не хотелось подниматься на перевал Кара-Сай, а перевал Апедникс не выходил на ледник Петрова. Тогда ему пришло в голову не лезть по ледовой стене, а пройти траверсом южнее, после чего спуститься на ледник Кара-Сай и уже потом, дойдя до седловины перевала Кара-Сай, спуститься на ледник Петрова. Сделать данное прохождение радиально было неправильным, так как некоторые участники не имели опыта работы с перилами в горах и хождения в кошках, и радиальным восхождением не решалась задача акклиматизационного кольца. С виду предполагался не сложный подъем в связках и кошках близкий к 2А. По карте спуск тоже не представлял никакой сложности. В общем, намечался первопроход.
10 августа 2017 года за 20 минут группа подошла к замерзшему кулуару. Еще через 10 минут кулуар был пройден всеми участниками, сделавшим снежные ступени, и в 9 часов группа отдыхала между двумя бергами. Оставалось подняться на перевал.
И вот, руководитель, лидируя в связке, выходит на перевал (тут может играть какая-нибудь героическая музыка), видит широкую снежную седловину, небольшой скальный гребень севернее седловины, а там отчетливо виден тур … Группа на перевале, а в туре ржавая консервная банка, а в ней перевальная записка. Вот она.
Тяжело передать словами, когда первое, что ты видишь: «Эстонский республиканский совет по туризму и экскурсиям», а датирована она 13 августа 1977 года, то есть она пролежала в этом туре 40 лет. И если бы не некоторые обстоятельства, пролежала бы еще дольше. К слову с перевала Кара-Сай Сев., с которого мы позже спустились на ледник Петрова, мы сняли записку 17-ти дневной давности (24 июля 2017 года).
И вот мы добрались до основной темы рассказа. Попытке ответить на вопрос: «Почему записка пролежала так долго буквально в 500 метрах от двух часто посещаемых перевалов?». Было бы понятно если бы ее не нашли, потому что она была хорошо спрятана, но ни у кого из участников похода такой мысли и не возникло. Может перевал был слишком сложным и нелогичным, но подъем на перевальный взлет за час, без провешивания веревок вряд ли может сравниться с 100 метрами перил. Перевал был разве что немного опаснее, так как слева имелись выходы ледопада, но он может быть пройден по другому маршруту (в лоб) с провешиванием около 50 метров перил. Мне видится проблема, что часто поход перестает быть неким исследованием гор, а становится спортивным мероприятием, которое требует выполнения конкретного количества упражнений (в нашем случае прохождений перевалов и вершин) при этом особое внимание обращается на то, за какой срок выполнены эти упражнения. Поэтому потратить лишний час на исследование окружающего пространства – это отстать от других и стать хуже. Все реже в отчетах видишь указания реального размера ледников, описаний рек. При выпуске похода от нас требуют описания и фотографии с описанием техники прохождения препятствия. Многие руководители стараются им следовать, то есть если на перевал необходимо провесить 100 метров перил, то провесят, и даже не посмотрят более простой путь прохождения, ведь тогда не будет пройдено спортивное препятствие и спортивный маршрут. Будет пройден маршрут проще, что сделает поход менее ценным, наверное :). Кроме того, отхождение от заявленного маршрута может вызвать «гнев МКК», которая после сложного и нервного выпуска маршрута (обычно от МКК чувствуется не желание помочь, а желание урезать маршрут и приходится его отстаивать) кажется подобным концу карьеры. Рвение МКК тоже можно понять, оно стремиться уменьшить аварийность, а прохождение неизвестного перевала никак этому не способствует. С другой стороны я часто слышал в свой адрес «а нельзя было бы пройти данный маршрут быстрее» и это звучало как упрек.
Горы намного удивительнее, прекраснее и разнообразнее, чем на картинках. Группа, идущая сложный маршрут каждый день испытывает множество эмоций и тягот, причем почти все они не имеют отражения в отчетах. Эти эмоции и есть то самое, зачем мы идем в горы. Очень хотелось бы пожелать все руководителям и участникам, что бы спортивные амбиции и планы не мешали получать уникальное удовольствие от гор, чувство борьбы, преодоления, видеть величество природы над человеком и все еще оставаться в душе исследователями и первооткрывателями.
На мой взгляд эта седловина является не отдельным перевалом, а второй, южной, седловиной перевала Карасай Сев. с отдельным вариантом его прохождения. В таком случае можно было бы подумать о снижении его категории до 1Б (С указанием что это только при прохождении южной седловины. Там, кстати, не лавиноопасно ли?). Но для этого нужно сделать отчет. Отчеты Каллеярва и Виноградова об упомянутых в записке походах я пока не нашел.
Я правильно понимаю, что вы шли по фиолетовой линии, то есть поднялись на эту седловину с ледника Петрова, страверсировали на основную седловину Карасая Сев. и спустились обратно на Петрова, а насквозь не ходили? А название Экспедиционный Ложный (не совсем правильное с точки зрения традиций присвоения названия с добавкой Ложный) нашли в этой записке (скан очень плохо читается, я не разобрал там название)? Или название Экспедиционный Ложный вообще относится к пройденной группой перед этим седловине на красной линии, между Экспедиционным и Экспедиционным Восточным? Она, кстати, действительно, является отдельным перевалом или все же вариантом Экспедиционного Восточного? Тогда какое название в записке Каллеярва?
В принципе по многим перевалам Ак-Шийрака категории устарели и их пора понижать, но район сейчас ходят нечасто (лично я знаю о 2 походах в этом году, как я понимаю, вы записку И.Б. сняли с Карасая Сев.?), отчеты пишут еще реже, поэтому процесс затягивается. Так что, чем больше свежих отчетов, тем актуальнее классификатор.
Что же касается первопроходов в целом и вообще исследовательской работы в походах, то и МКК и судьи на чемпионатах всячески приветствуют их. Только первопроходы должны быть заявлены своевременно. Ну, или хотя бы МКК должна быть на месте предупреждена о планируемом вынужденном первопроходе или вообще изменении маршрута (современные средства связи вполне это позволяют и такие случай бывают регулярно). Ну, и группа должна иметь право на первопроход данной категории. Что же касается всяких локальных разведок, то тут все еще проще. Если она полезна для похода, оправдана и не превышает прав группы - флаг в руки, МКК, судьи и следующие группы будут благодарны (если будет отчет, конечно!).
Про указание в отчете изменений местности я вообще даже не говорю. Это делать крайне желательно, само собой разумеется.
Но тут надо понимать, что даже в период наибольшего расцвета спортивного туризма (конец 70-х-80-е) первопрохождениями занималась лишь небольшая часть групп. Большинство и тогда и сейчас предпочитает идти по описанным маршрутам. И их нельзя за это упрекать - так, конечно, надежнее.
КОРОЧЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНО НАПИШИТЕ ОТЧЕТ об этом походе!!!! Буду его ждать!
Какая нитка маршрута получилась? И есть ли по результатам похода координаты каких-нибудь известных перевалов, отсутствующие в классификаторе? Я был бы благодарен, если бы получил их прямо сейчас. В личку или на почту.
Все верно, перевал Экспедиционный Вост. Ложный именно там (Между Экспедиционном и Экспедиционном Вост.) Насчет Кара-Сай, то согласен что это скорее не отдельный перевал, так как между ними нет вершины, но это пусть МКК решает, я этот пост писал сразу после похода. В Записке написано Кара-Сай.
Сняли записку Болотина И.В.
Отчет обязательно напишу.
общие, характер склонов одинаковый, расстояние меньше 500 м. С просто Экспедиционным Ложный хоть отрог с юго-востока цирки разделяет, хоть он и сходит на нет быстро и восстанавливается ниже. И характер юго-восточного склона разный.
Когда будет отчет готов - надо будет уточнять.
Всегда с большим удовлетворением отмечал в отчётах о турпоходах наличие дневника помимо технического описания, хотя он и не предусмотрен методикой составления отчётов. Именно из дневников становилось известными интересные подробности пройденного пути, рассказы о находках, встречах на маршруте, эмоции участников путешествия, наконец. Всё это создавало полную картину того, что пришлось испытать команде, неважно от того, какой категории был маршрут.
Все мы когда-то начинали с "единички А", а потом продолжали подниматься выше по более сложным ступеням. Вот этот процесс восхождения зачастую более зрелищен, чем достигнутый результат! Поэтому на Риске и находят живой отклик рассказы, где сухие цифры дополняются живоописаниями и переживаниями, в которых заключается соль побуждений, толкающих нас на то, что обыватели называют сумасшедшими авантюрами.
На слова "что часто поход перестает быть неким исследованием гор, а становится спортивным мероприятием" есть ответ, заключающийся в том, что спортивный поход регламентируется правилами, утверждёнными Федерацией спортивного туризма России совместно с Федеральным агентством по физкультуре и спорту, которые пока никто не отменял и не отменит в просматриваемом светлом будущем. Полагаю, что эту тему не стоит развивать, ибо мы снова скатимся в бесконечную дискуссию о "симбиозе" маршрутов и дистанций - реального и зального туризма. Тем не менее, позицию ТС я разделяю.
Искусство "смотреть по сторонам" тоже, к сожалению, не определяется действиями МКК. И естественно, ожидать, что МКК на "ура" примет версию "промазал - первопроход", думаю, не стоит. Маршрут выбирает и строит руководитель. И перевалы, в т.ч. первопроходы, выбирает он, а не МКК за него. И заявлять первопроходы вроде как никто не запрещал.
А записки... Да, некоторые лежат десятилетиями. И что? Тут по тесту как-то так звучит, что и в этом МКК виновата. Конечно, заявляем "тройку" или "четверку" по минимуму. И какой руководитель в этом случае напишет, что здесь 2А вместо 2Б или 1Б вместо 2А? Ему же 3-ку-4-ку хочется. Так что пост этот, скорее, о человеческой глупости (руководителя). А горы действительно намного интереснее, разнообразнее и прекраснее, чем на картинках.
МКК мне много раз помогало хорошим советом и поддержкой. В горы я хожу не ради 2Б или 2А на листочке, а ради гор и маршрута и если с перевала 2Б есть безопасный спуск пешком, то я постараюсь им воспользоваться. И при этом не всегда соглашусь что от того что я спустился пешком перевал стал проще. Категория сложности (по моему скромному мнению) должна определять и определяет набор опыта/умений группы для его прохождения. Т.е. если условная группа, прошедшая 3 перевала 1Б на Кавказе попадет данный район, то перевалы 2А представят им сложность, а перевалы 2Б должны быть либо очень сложными/опасными или непроходимыми. И дело не в количестве веревок. Поправьте если я неправ.
Про то, что МКК в первую очередь должна руководствоваться безопасностью я написал. Да, и согласен, хотел написать впечатления, а восприняли как отчет (там 90% можно было и не писать). Согласен, что незаявленный первопроход вещь очень опасная, как и отклонение от маршрута. Но возражу что отойти от ровной нитки 500 метров по леднику до седловины (без перевального взлета) - является отклонением от маршрута. Я все время находился на тех ледниках, на которых должен. Меня именно удивило, что никто не подумал отойти от маршрута например, при прохождении перевала Аппендикс (2Б), для обзора ледника Петрова и снятия записки. С ледника Кара-Сай перевал Кара-Сай Сев. (2А) очень прост, так как не имеет перевального взлета.
П.С. Руководитель не пытается прикрыть свой промах. Первопроход в рассказе только 1Б и тот неточный, так как отчет еще не защищен. Просто описал свои мысли и эмоции.
Однако, из авторского поста я выделяю мысль о том, что погоня за голами, очками и секундами - то, что является так называемой спортивностью, задвигает на второй план, а то и дальше одну из основных составляющих туризма - познание нового, которое в некотором роде сочетается со спортом и школой выживания вне цивилизации. ТС прав в том, что дело не только в количестве верёвок.
Никакими ограничениями не запрещено дополнение техотчётов дневниковыми записями. Вопрос в другом, не всегда в составе группы найдётся тот, кто сможет изложить впечатления на бумаге. А если и напишет, то может постесняться в силу тех или иных причин их опубликовать.
Это я к тому, что вопрос познания нового - это тоже в первую очередь вопрос руководителя - и немного МКК. Я, к примеру, всегда старался отговорить руководителей в 1-2-ке идти 5-7-10 перевалов н/к-1А-1Б. Объясняя, что в простых походах перевал - далеко не самая главная часть похода.
Ну а чем более высокие категории - тем больше процесс познания нового смещается как раз в техническую часть, что в общем-то тоже неплохо. А остальное - опять же вопрос руководителя. Приведу свой пример, так как с себя рассказывать проще всего. В 2000-м в Фанах мы заявляли 4 3Б - Чапдара через сфинкс (5А, плечо Чапдары 3Б*), плечо Энергии (п/п по ю.стене, 3Б), траверс Чимтарги (3Б-3Б*), Олимпийский (3Б). Это не считая всего остального (2Б-3А). И в конце планировали выход на Маргузоры через З. Сарымат. Понятно, что последняя эта часть с технической точки зрения ничего не представляет, а с познавательной - это правда, очень красиво. И оно того стоило. Ну, Чимтаргу мы не пошли, т.к. к тому моменту "съели" имеющийся запас времени на остаток похода. Но из двух вариантов концовки - Олимпийский с хорошим лазаньем поп стене или погулять на маргузоры - выиграло последнее. Можно, конечно, сказать, что "веревок" мы к этому моменту "наелись" по полной. Но и другой факт - пройди мы все 3Б - спортивный результат был бы выше.
К чему это? Не думаю, что идти траверс Гармо - Коммунизма, или там траверс Ленина по новому пути - это задачи из категории погони за очками. Туда гнаться за очками - там и останешься. Это же касается, собственно, и более простых препятствий.
Для меня познание нового в походах именно спортивных лежало всегда как раз в области первопрохождений. Поэтому первопрохождения старался включать во все походы (в т.ч. прохождение перевалов, на которые отсутствовала информация, только крестик на карте, или название в классификаторе). Вряд ли меня на эти вещи толкала МКК или какие-то спортивные амбиции. Хотя победы в Чемпионатах, не скрою, доставляли конкретное удовольствие - в т.ч. как оценка сделанного.
Мне кажется, как-то так. А кто хочет гоняться за чисто спортивным результатом - пусть идет в турмногоборье - те же "корочки", но быстрее проще и спортивнее, чем колупаться в настоящем спортивном туризме.
"Шел 3-ий день похода, акклиматизация" - это с учетом заезда? Насколько я представляю те края, чтобы попасть к слиянию языков Экспедиционного и Веерообразного, нужно прийти со стороны р. Каинды. Т.е. ехать через Барскаун на сырты, а потом через Карасай с объездом Ак-Шийрака с юга, а потом - уже пешком вверх по Каинды. Правильно?
Или заезжали/заходили со стороны лед. Петрова или лед. Карасай?
Все верно. Заезжали по д.р. Канаиды, да и аклимуха была бы нормальная если бы еще 1 день добавить. А он пропал из-за неудобного трансфера. А прохождение 2-х перевалов 2А за 2 дня на мой взгляд не сложная задача. Немного отмечу что это именно кольцо, т.е. мы поднялись за 2 дня на 4500, оставили вещи и пошли собственно кольцо. 3-ий день как раз без учета заезда и радиальной прогулки на 4000.