Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год

Пишет lorinson, 03.03.2016 16:13

В августе 1965 года группа туристов города Томска–7 в количестве 11 человек при участии двух московских туристов, совершила горный поход пятой категории трудности по Памиру, протяженностью около 310км.
Районом путешествия – Памир, был выбран клубом «Янтарь» еще в 1964году после маршрута на Камчатку. Тогда же и началась подготовка к этому походу. Наибольший интерес со спортивной и эстетической точек зрения, представляет Западный Памир, рельеф которого характеризуется мощными, заснеженными хребтами, местами поднимающимися до 7000 метров, и глубокими узкими долинами. Здесь нас привлекал, прежде всего, ледник Федченко и «узел Гармо», где расположена высочайшая вершина Советского Союза - пик Коммунизма 7482м. С этой областью связана одна из самых таинственных загадок Памира, которую удалось разгадать в 1932г Москвину.
Наша группа получила задание альпинистов г. Томска сфотографировать восточные склоны массива пика Коммунизма со стороны ледника Бивачного.

Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)

В нашем распоряжении было 35 дней. Маршрут мы строили с таким расчетом, чтобы пройти как можно больше интересных мест и иметь минимальный вес рюкзаков. В заключение похода планировалась поездка по городам Средней Азии, знакомства с памятниками культуры и жизнью этого района.
Состав группы сложился в течение нескольких лет, во время совместных походов по Восточным Саянам 1962г, Центральному Тянь-Шаню 1963г http://www.risk.ru/blog/207249 и Камчатке 1964г. Поэтому, несмотря на большой количественный состав – 13 человек, группа была довольно схожена и достаточно опытна.
Наиболее удобным пунктом начала части маршрута является долина реки Ванч. По первоначальному варианту маршрута мы предполагали через перевал Кашал-Аяк выйти на ледник Федченко, спуститься по нему до ледника Бивачного, перевалить через ледник Вавилова и через Пулковский перевал снова выйти в долину реки Ванч. По этому пути в 1940 году прошла группа одесских альпинистов во главе с Блещуновым, а в 1961 группа московских туристов.
Другой вариант маршрута, который был впоследствии принят, оказался более удобным. Забросив часть продуктов в верховья реки Ванч, на базу геологов в поселок Дальний (Равак), мы переваливаем через Ванчский хребет и выходим на реку Язгулем. Потом вверх, через Язгулемский перевал выходим на ледник Федченко. Далее по леднику вниз до перевала Абдукагор-2. Обновив запас продуктов в поселке Равак, через перевал Кашал-Аяк выходим снова на ледник Федченко в районе метеостанции. Радиальный выход вверх по леднику Бивачному для осмотра и фотографирования массива пика Коммунизма. После этого спускаемся вниз по лед. Федченко до его окончания, через перевал Терсагар добираемся до поселка Дараут – Курган. Преимущество этого маршрута в том, что появляется возможность прохождения Язгулемского перевала, который редко посещается туристами и представляет известный интерес благодаря своей высоте и относительной труднодоступности. С Язгулемского перевала открывается грандиозная панорама верховьев лед. Федченко с вершинами: пик Парижской Коммуны 6537м, пик Бакинских Комиссаров 6834м и пик Революции 6974м. Недостатком данного маршрута является его огромная протяженность при наличии пяти перевалов высотой от 4000 до 5300м, но компенсируется тем, что «прошивает» хребет Академии Наук, захватывает почти весь грандиозный ледник Федченко и благодатные западные долины – Ванч и Язгулем, оставляя в стороне лишь один интересный район - верховья ледника Гармо.
Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
1 августа. Столица солнечного Таджикистана встретила жарой, пылью и транспортными неурядицами. До Ванча лучше всего добираться по воздуху, но здесь все зависит от погоды. Проще всего стоять на дороге и ловить попутную машину.
Немного осмотрели город. Неприятное впечатление оставил базар, где вопрос и чистоте и сан. условиях выглядел бы просто смешным.
Кто-то нам посоветовал найти машину у «Дома колхозника». Так мы и сделали. Шофер попался очень веселый и жизнерадостный. Договорились выехать на следующий день.
2 августа. День рождения Лиды. Преподнесли букетик цветов и гребенку, с напрасной надеждой увидеть ее хоть раз причесанной. Церемония поздравления шла в ресторане аэровокзала. В 12 часов, как и договаривались, поспешили к нашему жизнерадостному извозчику, только он не спешит. Коротаем время у цистерны с квасом. В 9 часов вечера выехали.
Ехать было одно удовольствие, мы совершенно не чувствовали тряски горной дороги, потому что кузов был доверху набит металлическими вещами, которые вживались во все части нашего тела, надолго оставив ненужные вмятины в наших фигурах. К концу пути – через сутки с гаком – многие выразили сожаление, что человек имеет только одну «пятую» точку.
В Ванч прибыли в 11 часов вечера 3 августа. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
4августа. Подъем, последний обед в чайхане. Машинами, идущими к геологам, к вечеру добираемся в ущелье Гуджавас. Расположились под яблоней. Параллельно с приготовлением ужина ведется организационная работа. Счастливая случайность или ирония судьбы, но я буду дежурить с Иринкой.
Слава освобожден от дежурства, как главный истопник. Отлучение от кухни его очень расстроило, что даже яблоки обозвал кормовыми. Масса проявила сочувствие и разрешила ему дежурить с Людой, после чего Слава спокойно ел яблоки. Зато Стаса, как руководителя, отстранили от котла – в отличие от Славы, он стойко перенес это горе. И сейчас Стас и Люда готовят прощальный совместный ужин. На Камчатке они дежурили вместе.
Спали на улице, я около «хилячков», не ставивших палатку.
5 августа. Первое наше дежурство. Завтрак прошел нормально, понемногу вхожу в контакт с напарницей. Чувства довольно напряженные – как ни как, а все-таки новичок. Запасаемся яблоками.
Собрались к выходу. Все в триконях. Началось повальное намазываение кремом. Что ж, не помажешь, не поедешь. Слепо подражаю.
Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Первые переходы кажутся очень тяжелыми. На реке Гуджавас делаем большой привал. Утолили жажду, помылись и снова в путь! На обед греем только чай – дров уже нет, собираем мелкий кустарник. К вечеру, довольно уставшие, подошли почти к концу ущелья, но предполагаемой остановки геологов, не обнаружили. Разбили лагерь. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Стас пошел искать геологов. А мы занимаемся приготовлением ужина. Слава безуспешно пытается согреть воду на примусе.
Вернулся Стас, он нашел геологов, узнал у них направление на перевал, и принес дрова. После ужина все забрались в палатки с мыслью хорошо выспаться – ведь завтра перевал!
Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
В восточной части Ванчского хребта есть четыре долины, по которым можно подняться и перевалить хребет. Наш выбор пал на перевал Гуджаваси, расположенный в самой западной из 4-х долин. В верховьях долины Гуджаваса расположено три цирка. В западном цирке имеются остатки стоянки геологов, где и сейчас они иногда работают.
6 августа. Дежурят Ваня и Саня. Попытки Славы замерять температуру, остались безуспешными. И он предложил вместо зарядки делать лишний переход – прямо как у китайцев – мы, мол, приехали на Памир работать, а не отдыхать. Но и это не прошло.
Выходим. Недалекий перевал оказался довольно далеко, а сведения, что через перевал ходят ишаки, кажутся довольно странными. Знали бы мы тогда, что настоящий перевал совсем рядом!
Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Сказывается высота. Повышенный пульс, Леня поддерживает витаминками. Только в 16.30 вышли на снежную часть перевала. Еще 2.5 часа потребовалось, чтобы первому - Петровичу – взобраться на перевал Ванчского хребта. Да, довольно трудно. Все очень устали, а впереди долгий каменистый путь. Взятие перевала взбодрило и придало сил.
Собственно перевал Гуджаваси расположен в самом восточном цирке. Но можно перевалить и из центрального цирка, как сделали мы. Сначала подъем идет по морене, затем выходит на пологое фирновое поле, откуда уже хорошо видна в гребне заснеженная седловина, восточнее которой заметна скальная стенка высотой 150-200метров. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Подъем постепенно становится круче, поднимаемся ближе к восточному склону цирка. Последние 250 метров идем по крутому снежному склону с помощью веревочных перил. С перевала хорошо виден на севере Дарвазский хребет, в котором резко выделяется пик Арнавад 6083м. На юге открывается панорама Язгулемского хребта. Спуск на юг начинается по крутому снежному кулуару, далее по снежнику и осыпи средней крупности.
На перевале
На спуске воспользовались снежной частью склона, и часть спуска проехали на «пятой» точке. От усталости и резкого перепада высот - болит голова. Ведь перевал был порядка 4800метров высотой, а спустились не менее 1.5 километров.
Кое-как разбили лагерь, пожевали заработанный шоколад и завалились спать.
7 августа. Выспались, выкупались в озере, которое находилось на моренной части ледника. В час дня выход. Проходим ледник, далее высокие травянистые заросли, но уже просматривается тропинка. Идем все время по берегу реки. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
К вечеру подошли к труднопроходимому месту. Стас уходит на разведку один и долго не возвращается. Разбиваем лагерь, здесь много дров, устраиваем хороший костер. Вверху на склоне Боб нашел дикие яблони, о чем он дружески поведал Славе и Вене, спустившись с перекладиной для костра. Не поняв злой шутки, энергичные ребята полезли вверх. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
После ужина долго сидели у костра, был вечер воспоминаний. Долго и много говорили о камчатке, Долину Гейзеров, водопад… И здесь Лёня достал из рюкзака баночку с кижичем – специально хранил целый год. Собачья выдержка!
8 августа. Дежурят Лида и Веня. Все кроме дам, делают зарядку. Бодрое настроение, слышатся песенки. Сегодня вышли рано, и сразу же перешли по ледяному мосту на правый берег реки и попали на каверзный прижим. Долина реки Гуджавасай в среднем и нижнем течении имеет крутые, скалистые склоны. Тропа выводит к бывшей переправе. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Ваня переходит вброд, и мы наводим переправу по веревке. Рискованно, но зато эффектно, последним прыгает Боб. Эта первая переправа потребовала более двух часов. И первые потери – оба термометра, которые разбились о камни. Буквально через 30 минут новая переправа вброд. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Тропа продолжает петлять и водит нас то вверх, то вниз, и в третий раз приводит нас к переправе. Организуем навесную переправу на левый берег, и выходим на обширную травянистую площадку при впадении реки Гуджавасай в Язгулем. Здесь когда-то работали геологи, так как на поляне разбросаны целые кучи кристаллов горного хрусталя, по всей вероятности, бракованного. Устраиваем обед. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
После обеда роемся в свалках горного хрусталя и набиваем свои рюкзаки прекрасными, но тяжелыми камнями.
После следует длинный бросок по довольно ровной местности долины Язгулема, проходим заброшенный кишлак, и возле речки разбиваем лагерь. Попутно ознакомились с кишлаком. Здесь многие выбросили, переставшие быть прекрасными, друзы хрусталя. Два часа ходьбы уговорили всех жадных юных минерологов, что камень, есть просто камень.
В разгар благоустройства лагеря, появился «Петрович в рамке». С громоподобным, рычащим возгласом «Маманя!», появляется он на склоне с громадной дверью от заброшенный избушки. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Вечером спорим, стоит ли ставить палатки. Дальновидные, поставили одну, и утром действительно моросил дождь, но зато ночь была «зоряна, ясная».
9 августа. Утром моросит. Быстро съедаем завтрак, и в путь. Выше долина Язгулема становится уже, пологий травянистый склон сменяется крутым и сыпучим. Тропа поднимается высоко над рекой, вьется среди скальных выступов и карнизов. Из-под ног часто осыпается и ползет земля.
Очень долго тащимся по крутому склону, и выходим в зеленую долинку на развилку Рокзоу и Мазар-дары, в месте их слияния в Язгулем. Стас идет на разведку, остальные - битые два часа, читают «Нарочно не придумаешь». Читки «Крокодила» - одна из форм организации отдыха. Ведь долность массовика-затейника Сане надо оправдывать.
Но вот, снова «ишачка»…
Вечером подходим к мертвому лесу. Из-за недостатка влаги, деревья погибли стоя, и представляют очень впечатляющую картину. Как они напоминают мертвые леса Камчатки! Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Отметим, что Язгулемская долина гораздо зеленее Ванчской. Зелень здесь подступает прямо к ледяным склонам, но плодовые деревья не приживаются. И люди покидают Язгулемскую долину. Уже не первое покинутое жилье встречаем мы на своем пути. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Проходя Мазар-дару, увидели три знаменитых каньона, очень оригинальных и красивых. Особенно впечатляет третий, где заклиненный большой камень, представляет большой мост над рекой, протекающей далеко внизу, и слышится только глухой, но мощный шум бушующей Мазар-дары, стиснутой вертикальными бортами. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм) Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Итак, последний вечер с дровами, с костром. Готовим хороший ужин, отдыхаем и долго поем песни. Впереди грозный Язгулемский ледопад.
Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
10 августа. Накрапывает дождик.
Язгулемский ледник открывается в виде нагромождения грязного льда, местами покрытого поверхностной мореной. Мазар-дара с шумом вырывается из-подо льда, уже имея вид грозного потока.
Целый день тащимся то по камням, то по грязи, под которой скрыта толща льда. Переход этот очень долгий, неприятный и грязный, на каждом шагу попадаются трещины, правда, не очень большие, но требующие к себе достойного внимания. Только к вечеру добираемся до чистого льда, и разбиваем лагерь. Все по палаткам, ждем от дежурных ужин.
11 августа. Солнечное утро, соответственно и бодрое настроение. Поднимаемся вверх по леднику. Примерно через час ходьбы, начальство изрекло: «Надеть всем кошки!» И все мы моментально убедились, что не зря несли с собой кошки. Характер поверхности ледника меняется в месте впадения в него слева ледника Захаренко. Здесь речные русла на поверхности становятся более глубокими, поперечные трещины достигают в длину многих десятков километров. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Передвигаемся здесь в триконях, с помощью рубки ступеней на наиболее крутых участках. Через 3-4 км выше впадения ледника Захаренко, Язгулемский ледник меняет направление на северо-восточное. От поворота открывается вид на ледопад и правый боковой приток, который спускается в виде карово-висячего ледника, и соединяется с телом основного ледника. Ледник выше поворота проходим ближе к правому склону, ибо левый склон ущелья представляет собой заснеженную стену пика 6250, возвышающуюся над ледником более чем на 2000метров. По этой стене постоянно, с интервалами 15-25 минут, сходят грозные лавины, сотрясающие все тело ледника. Весь левый край ледника засыпан мощными снежно-лавинными конусами. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Вечером добрались до ледопада, который расположен выше конца языка в 12км. Общий перепад ледопада по высоте 800-900м и крутизна до 50 градусов. Запутанный хаос ледяных сераков, глубоких трещин, зыбких мостиков полностью перекрывает ущелье. Перед ледопадом и остановились на ночевку.
12 августа. Дежурил со Стасом, как штрафник. Впервые пытались сварить завтрак на примусе между палатками. Но как говорится, первый блин всегда комом. Суп сварили быстро, ну а чай просто перевернулся, облив ботинки и одеяла. День начался явно с невезения, но это было только начало.
В 9 часов все выходим, надев кошки. Подъем на ледопад начинается со стенки, которую взяли быстро и углубились в центр, обходя и перепрыгивая разные по размерам и глубине, трещины и ледяные глыбы. Очень много времени теряем на разведку, потому как путь просматривается плохо. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
И часто в конце, предполагаемого прохода, появляются непреодолимые трещины или стенки. Петляя в этом лабиринте сверкающего голубого льда, прекрасного, но и обманчивого, сами того не подозревая, мы оказались у правого склона ущелья. Который в отличие от левого, представляет сплошные ледяные стенки, с лавиноопасными участками. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм) Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Под одной из глыб поджарили колбасу с крошками, попили натаянной воды, и снова стали прыгать в этом лабиринте трещин, пока окончательно не забрели в тупик. Стас и Ваня ушли на разведку. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Был 5-й час дня. Картина была мирнее мирного. Вся группа тихо сидела и травила анекдоты. Подошел Боб, к чуть поодаль сидящих от остальных, Лиде и Лёни, и поставил рядом свой рюкзак. Здесь же валялись рюкзаки Стаса и Вани. Веселый хохот травителей анекдотов, соблазнил Лиду с Борисом пересесть поближе. А Лёня, посмотрев на скалу, под которой сидел, выразил сомнение насчет ее прочности: «Мне мама не велела сидеть под сомнительными стенками» - и отошел. Не прошло и минуты, как эта ледяная глыба обрушилась именно на это место, засыпав сразу 4 рюкзака. Лед под нашими ногами качался, все ходило ходуном, глыбы наползали друг на друга. Боб стоит на одном месте, балансируя широко расставленными руками, бледный и сосредоточенный. Все это длится считанные секунды, мгновение – и тишина. И только здесь мы увидели, что обвалилась, перестала существовать, открыв проход, целая ледяная стена, метров 50 в длину. Борис все еще балансирует на месте. Оказывается, на него наползала глыба, уже придавила обе ноги, но к счастью остановилась. Минута растерянности прошла. Стало страшно за Стаса и Ивана. Обменялись окриками, успокоились. И хотя два рюкзака еще видно из под глыбы, но достать их колеблемся. Прямо над ними нависла вторая глыба, с нее уже не таясь ручейками, стекает вода – вот-вот настанет ее очередь. Минута, глыба падает, рюкзаков нет. Подбегают Стас и Иваном. За дело, откапывать рюкзаки. В них две палатки, 4 пуховика, все документы и деньги! Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Для здоровячков хорошая работка. Летят обломки льда, летят обломки ледорубов. Но два рюкзака вытащили. Страшно уставшие, попили горячего чаю, и разместившись в двух палатках, проспали до утра. Всю ночь где-то рядом гудели лавины, и трескался лед. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
13 августа. Под впечатлением событий предыдущего дня, дежурная Люда, которая вчера совершала изумительные по красоте прыжки в длину, уже в 5 утра начала всех выгонять из палатки. Часа два потребовалось на откоп еще двух рюкзаков. Ценой больших усилий они вернулись к своим владельцам. Лёсик даже прослезился, а Ваня великодушно выдал по шоколадке. В боях за личные и общественные вещи, пять ледорубов сложили свои храбрые головы. У многих от физического перенапряжения болела голова. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
После завтрака, ринулись вверх. Надо скорее пройти ледопад. Довольно рискованно, но быстро вышли из опасной зоны. Как на ладони, лежал перед нами Язгулемский ледопад. Теперь было ясно – идти надо по левому склону, хотя и он таит в себе опасность камнепада. Даже не верится, что мы прошли этот опасный участок, и все обошлось благополучно. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Стас просматривает кинопленку, попорчена ли она водой. Кладет ее на лед. И не заметил, как она тихо поехала в трещину. Стас изъявил желание спуститься за ней в трещину. Пленка была спасена. Но никто не думал, что ему предстоит побывать в трещине еще раз, отнюдь не на добровольных началах.
Вечер. Заслуженный отдых, тем более надвигается снегопад. Готовим ужин между палатками, устранив ошибки предыдущих дежурств, т е кастрюли начали привязывать. А завтра нас ждет вторая ступень ледопада, менее опасная, но зато совершенно неизвестная. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
14 августа. Палатки и все вещи занесло снегом. Слава возится с примусом. Теперь у нас только один примус, второй погиб при обвале. После завтрака, в связках не спеша двинулись на штурм второй ступени ледопада. Продвигаемся медленно, но уверенно. Идти по глубокому снегу очень тяжело, к тому же сказывается высота – 5000м. Но зато к вечеру прошли полностью ледопад. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Выше ледопада подъем к Язгулемскому перевалу проходит по снежному склону, постепенно переходящему в обширное снежное поле. Перевал имеет высоту 5291м, и выражен неявно. Перевальная точка находится в 3-х км севернее четырехглавого пика Парижской Коммуны. Восточнее расположен пик 26 Бакинских комиссаров. Самая высокая точка этого района пик Революции 6974м, с перевальной точки не производит внушительного впечатления, так как она удалена значительно дальше. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм) Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Позади Язгулемский перевал, с его страшным, на всю жизнь, запомнившимся нам ледопадом. На его прохождение потребовалось 5 дней. В окружении снежных вершин, словно взятых с картин Рокуэлла Кента, на большом снежном поле располагаемся лагерем. Потрясающие пейзажи, преодолённые трудности, придают нам бодрое настроение – все довольны жизнью. А особенно украшает ее очень хороший ужин, из омлета с колбасой и какао.Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
15 августа. Поднялись пораньше и группами двинулись к верховьям ледника Федченко. Идем по снежному насту, который пока еще хорошо держит. Быстрому передвижению в этом районе способствует отсутствие трещин. С перевала путь проходит на восток в обход небольшой скальной гряды. После обхода направление движения становится северное. Снег становится глубже, на солнце он намокает и уже представляет значительное препятствие при передвижении. Вскоре появляются закрытые трещины, которые проходим в связках. Но вот и обед, около двух часов отдыхаем. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Наст было подтаявший, снова становится жестким. За день прошли по леднику Федченко около 20км, и заночевали у поворота на перевал Абду-Кагор-2. Верховье ледника Федченко незабываемо! Со всех сторон в него вливаются целые каскады более мелких ледников, а сам ледник поражает своими громадными размерами и экзотическим видом своих вершин. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
16 августа. Утром очень холодно, но пока не взойдет солнце, грейся сам. Наверное поэтому наш Лёсик замотался в пуховое одеяло и выдает такие па, которым позавидовал бы сам Исымбаев.
По своему характеру перевал Абду-Кагор-2 очень похож на Язгулемский. Перевальную точку определить трудно. Незаметно подъем по пологому снежному склону сменяется горизонтальным участком и начинается спуск.Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
В 11 часов мы на перевале Абду-Кагор-2 (5079м). Праздник – Боб выдает всем по шоколадке, поем традиционную перевальную песню. А на перевале оставляем бидон из-под масла с запиской и шоколадкой.
Вниз пошли довольно быстро, иногда проваливаемся по колено в рыхлый мокрый снег. С ходу проходим небольшой ледопад и останавливаемся на камнях на обед. На противоположной стороне ущелья видим домик. Сушимся, загораем, снимаем маски – наконец-то можно смотреть на мир открытыми глазами. Обедаем уже почти остатками. Мечтаем уже сегодня добраться в Дальний. Нас как будто кто подслушал. Подходит погонщик и предлагает подбросить нас до так называемого первого участка. Переходим в лагерь добытчиков. Угощают чаем. Ведем торг за караван. Просят 15 рублей за ишака, но потом сходимся на 15 рублях за всё. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Быстро вьючим рюкзаки и в путь, который оказался длинным и тяжелым даже без рюкзаков. По пути вдоль ледника и реки Абдукагор, любуемся водопадом, стекающим с высокой скалы. Очень красив, но заснять его не могли – были уже глубокие сумерки. Впотьмах добрались до 1-го участка партии добытчиков хрусталя. Готовим ужин в настоящей кухне. На столе белый хлеб.
17 августа. Прежде всего, обильный завтрак. На попутном тракторе следуем в Дальний. Проезжаем ледник Медвежий. Огромные, ослепительные белые бугры в сочетании с каменистым налетом, придают ему неповторимую красоту застывшего моря. А воспоминания о поселке Дальнем, уничтоженным им в 1963 году, заставляет относиться к нему с уважением. У подножия ледника останавливаемся, дальше трактор не повезет. Пешком и на попутке добираемся до озер, расположенных в 3-х километрах от поселка. Хорошим, добрым словом можно вспомнить шофера, предложившего нам отдохнуть на этих озерах. Это каменные чаши, отделанные природой в скалах, расположенные каскадом друг над другом, всего семь таких чаш с голубой холодной водой. И только два из них имеют сравнительно большие размеры и пригодны для плавания. Скалы и зелень закрывают их от людских глаз. Увидеть их можно только взобравшись по довольно скользкому и отвесному склону. Итак, лагерь Али-Бабы к нашим услугам! Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Сбрасываем рюкзаки и направляемся в поселок за продуктами, ранее заброшенными сюда Стасом и Лёней. Поселок – несколько юрт и больших палаток.Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Нагрузившись продуктами, по пыльной дороге идем мы как разбойники из арабской сказки в свою пещеру. Сегодня у Сёмы день рождения. Только к вечеру добрались до лагеря, где все уже было готово для торжественного вечера. Съели плов, поздравили Сёму и с удовольствием легли спать под открытым небом. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
18 августа. Дневка. Одно это слово говорит все! Приводим себя в порядок, отъедаемся, проводим соревнования по плаванию, ныряем, не забывая позировать перед объективами. Не жизнь, а просто сказка. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Вечером к нам в гости приехали вертолетчики. А потом костер и песни. Сидели допоздна. Завтра начинается вторая часть нашего памирского маршрута.
19 августа. Выспавшись, начали собираться. Простившись с гостеприимным местом, бодро зашагали к леднику Географического общества. Это типичный долинный ледник, расположенный в верховьях долины реки Ванч. В левой части языка ледника имеется огромный грот, из которого вырывается Ванч. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
На пути нам встретились гляциологи, которые соблазняли наших путешественниц изменить маршрут и отправиться на озеро Кара-Куль. Пошутили и полезли на камни. И снова «ишачка» по леднику. С вертолета нам бросили записку – «Желаем доброго пути!». Спасибо! Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Где-то на середине ледника делаем ночевку. Дежурные Люда и Слава пытаются приготовить ужин. Зная, что скоро дело делается, да не скоро каша варится, мы все заснули. Ночью, часа в два нас разбудили – каша готова, а чай вот-вот закипит. Проглотив кашу из принципа – выедай свою норму, снова захрапели. Спали ли ночь дежурные – загадка. Слава уверял, что чай кипел, он дождался этого редкого явления, хотя многие скептики явно не верили: папоротник цветет – это правда, а вот чай кипит это…
20 августа. Утром долго чесались, Лёня даже психанул и ушел вперед один, за что был награжден внеочередным дежурством.
В истоках ледника Географического общества расположены два больших пика - пик Гармо 6595 и пик Коммунистической Академии 6440. К востоку от массива пика Коммунистической Академии расположен ледопад, ведущий к перевалу Кашал-Аяк. Ледопад спускается с высоты 4100, с перепадом в 600 метров. На ледопаде имеется большой контрфорс, иногда его называют «хицан», который разделяет ледопад на две ветви. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Весь день шлепали по леднику, надо обязательно сегодня дойти до ледопада перевала Кашал-Аяки, выйти на «улицу Горького». Так назван москвичами пологий, почти не имеющий трещин, безопасный участок льда под «хицаном» Уже впотьмах разбили лагерь. Дул холодный противный ветер, ужинали в палатках.
21 августа. Наученные Язгулемским ледопадом, вышли очень рано и довольно успешно и быстро преодолели ледопад.
Перевал не очень трудный, но и не из легких. Поднимались по широкой правой ветви ледопада, ближе к склонам массива пика Коммунистической Академии. Здесь ледяные уступы более сглажены и меньше трещин. Постепенно растет крутизна подъема и расчлененность ледопада. Ледяные сераки разделяются глубокими и широкими трещинами, но при наличии кошек, ледопад проходится довольно быстро. Далее снежный склон переходит в пологое фирновое поле, которое приводит к перевальной точке, расположенной на высоте 4330м.
И вот в 16часов мы на перевале!
Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Отсюда совсем рядом увидели метеостанцию, стоящую на высокой скале у левого края ледника Федченко. Ободренные взятием очередного – четвертого! – перевала, да к тому же еще кошачьего, притягиваемые теплом и уютом домика, бодро зашагали, забыв про всякую предосторожность. И были сурово наказаны! Совершенно неожиданно провалился Стас. С рюкзаком, ледорубом исчез в трещине, Люда успела только «погладить» его за кинокамеру. Быстро собрался Лёня, чтобы спуститься к Стасу, но он подал голос – спустите веревку. Вытащили рюкзак, а потом появился и сам Стас. Хотя глубина трещины была большая – 20 метров, но тем не менее Стас отделался легкими царапинами. Ледоруб и очки остались на память трещине. Все подходили и ощупывали живого Стаса. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
С одной связкой, которую повел Лёня, быстро добрались до метеостанции. Там было оживленно – прибывшие караванщики, геологи, туристы из МЭИ. Расположились на улице, но зато ужин готовили на газовой плите.
22 августа. Утром долго ждали очереди приготовить завтрак. Собрались только к 11 часам. Погода испортилась. Вышли в снегопад, но он быстро кончился и снова приветливо засветило солнце, освещая караванную дорогу по которой мы шли. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Ледник в этом месте похож на санный путь с темными бороздами каменных морен. Идти довольно легко – ведь на метеостанцию продукты забрасывают на лошадях.Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Возле популярного и впечатляющего «гриба» сделали обед. Дальше начали появляться трещины, приходится петлять. Мимоходом запасались дровами – деревянными ящиками ни весть кем брошенные. До избушки в этот день не дошли, а остановились у озера, рядом с проторенной тропой. Было уже поздно, и идти дальше не имело смысла. К тому же предстоит разведка подходов к пику Коммунизма со стороны ледника Бивачного по договоренности с нашими томскими альпинистами.
23 августа. Саня и Петрович с девушками в избушке караванщиков разбивают лагерь, там есть дрова. Остальные пошли на ледник Бивачный, заснять подходы и контрфорсы пика Коммунизма. Запаслись дровами – большие корневища, неизвестно как попавшие на ледник. При подходе к леднику Бивачному, издали, виден его противоположный левый борт. На нем тесными рядами расположились многочисленные коричнево-бурые столбы – «монахи», образовавшиеся в результате эрозии коренных пород.Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Сто метров по леднику и мы перед красивейшим озером. С одной стороны оно окружено жандармами, с другой – ее сторожит каменный лес, очень характерный для Бивачного. Вспугнули диких уток.Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
После часа ходьбы подошли к леднику Калинина, довольно внушительных размеров, с беспорядочным нагромождением моренного материала, вынесенного ледником. После ледника можно идти понизу – на границе ледника с материковой частью или поверху. Мы пошли поверху.
Ледник полностью оправдывает свое название – Бивачный. Встречаются живописные полянки, посыпанные желтым песочком, с горными цветами, с гладко отполированными камнями, столы и стулья к вашим услугам. Не воспользоваться одной из таких полян просто невозможно.
Идя поверху, уперлись в стенку – пришлось спускаться на ледник с озером и айсбергами. Дальше пошли по границе ледника. К вечеру только дошли до места слияния ледников Коммунизма и Бивачного. Нашли отличную полянку и разбили лагерь. К тому же погода испортилась, сильный холодный ветер загнал нас в палатки. Веня согрел кисель, что было очень кстати. Ночью разыгралась непогода. Снегопад с ветром пытался сорвать палатки, но все обошлось благополучно, выспались мы на славу. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
24 августа. Утро стояло ясное и солнечное. Поспешили заснять все, что было видно. А виды открывались редчайшие - целая галерея пиков, да еще каких! Пик Молотова, Орджоникидзе, Патриот, гребни пика Коммунизма. А вот сам пик нам увидеть не удалось – он был закрыт пиком Орджоникидзе. Подходить ближе, не было времени, надо потратить еще день. Но и то, что увидели незабываемо. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
В 11 часов вышли в обратный путь. До озера прошли довольно быстро, где и сделали обеденный перерыв. После по тропе дошли до избушки. После обильных порций манной каши и кофе, искусно приготовленных Сёмой, завалились спать. Но не спалось, долго лежали, тихо переговариваясь, глядя в безоблачное небо с яркими крупными звездами.
25 августа. Вышли очень рано, прошли вертолетную площадку. Все время идем по тропе, идущей по левому берегу ледника Федченко. Идти легко. Вскоре видна шаровидная конечность пологого, правого от ледника, выступа хребта. Здесь кончается ледник. Под этим выступом берет начало, из-под ледника, бурная и мутная Сель-Дара. Мы не обходим язык ледника, а срезаем участок пути, взяв азимут через ледник на конечность правого хребта. Переправа через Сель-Дару без лошадей невозможна, караванщики за переправу берут очень дорого. Поэтому есть смысл обойти реку через ледник. Сойдя с ледника, идем по плоской долине на Балянд-киик, протекающего у противоположного берега долины. Здесь есть навесная переправа – люлька. С помощью нее переправились через реку, которая омывает утес. Нашли дрова, встали на ночлег.Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
26 августа. Два часа тащимся по каменистому дну долины реки. Идти по круглым камням очень неудобно. Немилосердно жарит солнце, где-то совсем рядом Алтын-Мазар – фактически конец маршрута. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
В армии начался разброд. От группы самовольно откалываются Саня, Веня, Слава, Сёма. Они идут напрямик, переходя все речки вброд. Мы же пошли искать люльку. Шли довольно долго, но все равно Саук-Дару пришлось переходить вброд, правда держась за стальной канат. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Пообедали, еда была вся в песке – здесь дуют сильные ветра, поднимая целые клубы песка. Стас наградил штрафников дежурством, но все только улыбаются – что ж в населёнке можно и подежурить.
В 5 часов пришли на метеостанцию Алтын-Мазар. Встретили нас тут не очень приветливо, так как начальник метеостанции поругался с томскими альпинистами. На метеостанции «валяла дурака» группа ленинградских альпинистов, неудачно штурмовавшие пик Коржаневской.
Готовим ужин из остатков продуктов. Послушали песни ленинградцев, да пожалели Лёшу – его укусила местная сучка довольно расхлябанного поведения.
27 августа. Очень рано приготовили завтрак Саня и Слава. Но после позднего обильного ужина, нашлось мало желающих, есть гороховый суп «низкого качества», искренне наплевав в нежную душу дежурных. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Выход. Перед нами последний перевал Терсагар 3700м. Крутой подъем, «ишачка» около часа и мы получаем по последней шоколадке за перевал.
На перевале много эдельвейсов. Мучительно идти пешком не нужные, последние 50 километров. Только и мечтаем о машине.Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Вечером были у колхозного участка, и доехали до Дараут – Кургана с пьяным шофером. Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)
Селение небольшое, но живописно расположенное. В 30-х годах это был последний оплот басмачей.
Маршрутная часть закончена. Впереди нас ждут богатые базары, памятники старины, экзотика Ферганы, Самарканда, Бухары. 13 шейхов поправят свое здоровье в этом солнечном, незабываемом крае, прежде чем отправиться в свою сибирскую берлогу.
До будущих встреч Памир!
Уникальные кинокадры с похода

Руководитель похода - Петрин Станислав.
Участники: Ялин Иван, Малышев Борис, Куракин Алексей, Зуев Леонид, Кострыгин Вениамин, Соколов Вячеслав, Нескромный Владимир, Погорелый Евгений, Федоров Александр, Волохонович Ирина, Камлюк Людмила, Малыш Лидия.

Полный технический отчет похода будет выложен в ближайшее время в библиотеку tlib.ru

Из архивов клуба "Янтарь" (Томская область):
Ледник Федченко на лыжах впервые. Дневник 1970 года.

Впервые в истории полярных экспедиций, команда лыжников достигла Северного полюса.