Отчет о горном путешествии по Чимганским горам в мае 2015 года (н/к с элементами 2 к.с.)

Пишет Ольга_Медведева, 09.01.2016 17:44

Всем доброго дня!
Сразу хочу оговориться, что буков в посте будет много, ибо это отчет (немного с лирическими отступлениями). Сразу по возвращении решила, что обязательно его напишу и размещу здесь, ибо при подготовке столкнулась с тем, что информации по этому району очень мало, если не сказать, что её совсем нет. Поэтому постаралась, чтобы отчет был максимально информативным, вдруг кому-то будет полезным)).

I.a. Запланированная нитка маршрута

Челябинск – Москва – Ташкент - пос. Каранкультугай – пер. Акшуран (н/к, 1730) – пер. Арчалы (н/к, 1592) – пос. Чимган – пер. Гулькам (Песочный, н/к, 1832) – г. Малый Чимган (н/к, 2100 рад.) – стоянка водопровод – стоянка холодильник – пер. Комсомолец (1А, 2720) - г. Кичкина (н/к 2879) – траверс г. Большой Чимган (2А альп. кат. тр., 3309) – пер. Тахта (1А, 2800) – г. Джар (н/к, 2936) – хр. Мирзабай – долина р. Нурекота – пер. Чет-Кумбель (н/к, 1880) – г. Кумбель (н/к, 2306) –– ГЛЦ Бельдерсай.

I.b. Маршрут пройденный

пос. Каранкультугай – пер. Акшуран (н/к, 1730) – пер. Арчалы (н/к, 1592) – пос. Чимган – пер. Гулькам (Песочный, н/к, 1832) – г. Малый Чимган (н/к, 2100 рад.) – стоянка водопровод – стоянка холодильник – пер. Комсомолец (1А, 2720) - г. Кичкина (н/к 2879) – траверс г. Большой Чимган (2А альп. кат. тр., 3309) – пер. Тахта (1А, 2800) – верховья р. Нурекота – пер. Чет-Кумбель (н/к, 1880) – г. Кумбель (н/к, 2306) –– ГЛЦ Бельдерсай.

Максимальная высота – 3309 м (в. Большой Чимган)

Максимальная высота ночевки – 2800 м (пер. Тахта)

Идея пойти в поход на майские праздники в Узбекистан возникла достаточно давно, а поводом послужило как ни странно желание увидеть поля тюльпанов и маков, которые обильно цветут в этом районе и зачастую цветение как раз совпадает с выбранным нами временем. Ну и конечно, хотелось провести майские праздники максимально с пользой, посмотрев и разведав новый для себя район, а на выезде познакомившись с культурой и традициями Средней Азии. Правда окончательное решение принималось долго и тщательно обдумывалось: информации о районе было достаточно мало, с трудом находились карты и тем более описания прохождения перевалов в это время года и чтоб они были не 20-30 летней давности.
Группа состояла из опытных участников, для планируемой нитки маршрута у всех был достаточный опыт, кроме того, все участники группы имели опыт походов в межсезонье, что очень важно для данного района в выбранное время.
При подготовке маршрута было очень тяжело найти информацию по данному району в том числе в интернете, т.к. район в спортивном плане в настоящее время малопосещаемый. Маршруты, содержащиеся в старых отчетах, имевшихся в клубе и найденных в интернете, часто проходили по приграничным территориям, запрещённым в настоящее время для посещения гражданскими лицам, в том числе иностранцами и мало чем нам могли помочь. Приходилось брать информацию с сайтов, которые занимаются коммерческими группами и походами по данному району, хотя их описания все же по большей части относятся к летне-осеннему периоду, когда уже практически нет, или совсем нет снега.
Основным спортивным отчетом, которым воспользовались и который сильно помог в плане представления о реальном положении дел и в том числе снежной обстановке в районе в интересующий период, был отчет похода н.к. с элементами 1 к.с. группы туристов из г. Москва под руководством Хазовой О.С. (май 2013г. адрес электронной почты - olya-8312@yandex.ru). Кроме того, очень сильно помог с описаниями, а также возможной корректировкой нитки маршрута Поляков Николай, проживающий в г.Ташкент (zevs159753@list.ru) – альпинист, профессиональный путешественник и просто хороший человек. За предоставленную информацию, помощь и гостеприимство Коле и его жене Насте отдельная огромная благодарность, ибо он действительно давал подробные описания подходов, троп, выходов, без которых ориентирование на местности было бы сильно затруднено, ввиду отсутствия у нас хороших карт района. Ещё хочется выразить огромную благодарность Сергею Шеховцову (а/к Буревестник, Ташкент shiha_ha_ha@mail.ru ), он также помогал картами, описаниями, но самое главное благодаря нему, у нас была точная информация (в том числе с телефоном и временем работы) о магазине, где в Ташкенте можно было купить газ (не перезаправленные баллоны, а новые). Кроме того, охотно делился информацией по маршруту Дмитрий из Ташкента (pagetour@ya.ru)
С собой у нас было несколько копий оформленного маршрутного листа на случай возникновения вопросов со стороны представителей местной власти. Как таковой службы спасения, где можно было бы зарегистрироваться группе и оставить копию маршрутного листа в Узбекистане нет. При этом, во многих местах на маршруте была сотовая связь.
Прилетели в Ташкент мы ранним утром 02.05.15г. (около 4-х утра). Встречал нас Коля, т.к. с ним мы договорились о заброске в горы. До выезда в горы необходимо было в Ташкенте решить вопрос с покупкой газа и регистрацией, а также докупить часть недостающих продуктов. Поэтому в ожидании открытия магазина Коля повез нас в центр Ташкента. Утренний, нежаркий, свежий он порадовал нас красотой главной площади, мемориалам воинам, погибшим во 2-ой мировой войне и милиционерами, прячущимися под каждым кустом вблизи президентского дворца, неся свою службу и внимательно наблюдавшими за нашими «подозрительными» раннеутренними передвижениями.

В 09 час. мы в магазине, покупаем газ. По состоянию на май 2015г. новые, неперезаправленные баллоны в Ташкенте можно было купить только цанговые, газ корейский. Магазин "Хёдоди" (Haedodi Korean Market) (тел. +998 71 215-71-05) находится около Госпитального базара (он же - Мирабадский рынок), точный адрес не известен, в корейских магазинчиках на улице Мирабадской (известна как "обжорный ряд"). Эта улица с юго-западной стороны рынка. Магазины находятся напротив базара, так что надо будет перейти на другую сторону улицы. Вдоль дороги в северо-западном направлении там тянутся мелкие магазинчики и закусочные. Созванивались заранее и узнавали есть ли требуемое количество баллонов, т.к. по факту может не оказаться. Если кто смелый и не боится пользоваться баллонами, перезаправляемыми по несколько раз, то фирмы, которые предлагают варианты треккинга в Чимганских горах или участие в альп.мероприятиях могут вам по предварительной заявке газ продать. НО мы такой вариант не рассматривали в принципе, т.к. был негативный опыт взрыва горелки, работавшей на таком баллоне, хорошо, что никто и ничто тогда не пострадало. Покупаем необходимое количество газа и двигаемся уже теперь в сторону гор (район ТТЗ), но пока ещё решать вопросы, связанные с регистрацией.
При планировании поездки вопрос регистрации в Узбекистане стоял очень остро, ибо она обязательна и последствия её отсутствия могли быть для нас достаточно плачевны (начиная от штрафов и заканчивая депортацией с запретом посещения страны вновь). Если вы посещаете Узбекистан исключительно с целью посмотреть города, окунуться в неспешный колорит Азии, понять, почувствовать культуру, обычаи и традиции и останавливаетесь в гостиницах, то гостиница обязана осуществить такую регистрацию на время пребывания в ней. В том же случае, если ваше пребывание не предполагает «цивилизованный» отдых, и большую часть времени пребывания вы предполагаете провести в горах, проживая в палатке, и не пользуетесь при этом услугами гидов и турфирм, то тут как раз и возникает проблема, связанная с регистрацией.
Вопросами регистрации я занималась долго и плотно, ведя переписку с различными турфирмами, как теми, которые просто предлагают туры по Узбекистану так и теми, которые предлагают различные варианты треккинга в горах или даже альпинистские сборы. Оказалось, что 90% турфирм могут оказать платные услуги по регистрации только в том случае, если вы приобретаете ещё и их услуги по сопровождению в горах. Вариант же спортивного похода с самостоятельным пребыванием в горах и приобретением только услуг по регистрации, не рассматривался ими ни за какие деньги. В итоге, такие услуги были согласны оказать только ClimberCA, я вела переписку с Дмитрием (pagetour@ya.ru). Нам предложили 2 варианта:
1. дорогой и быстрый. Регистрация в отеле. Стоимость этой услуги 15 долларов с человека в сутки. Паспорта при этом не забираются.
2. долгий более доступный. Регистрация по частному адресу. 40 долларов с человека единоразово. Паспорта будут лежать в ОВИРе не менее 3-х рабочих дней (обычно паспорта отдают через 5 дней). Обязательно присутствие при сдаче паспортов. Эта процедура займет около 1 часа.
Однако, их услугами мы итоге не воспользовались. Нас зарегистрировал Николай как своих гостей по своему домашнему адресу и всем троим это обошлось в 50$ плюс сам сбор за регистрацию 5Х3=15$. Поскольку это было очень схоже со 2-м вариантом, предложенным ClimberCA, то потребовалось наше непосредственное присутствие в ОВИРе и непосредственное участие (заполнение документов, стояние в очереди), дабы ускорить процесс. Стоит отметить, что в Узбекистан приезжает довольно много людей из России, многие приезжают в гости посетить своих родственников, оставшихся в стране ещё со времен Советского Союза. Поэтому желающих сделать такую регистрацию в день прилета (со многими мы даже летели в одном самолете), оказалось достаточно. Правда надо быть готовым и к дополнительным расходам, связанным с регистрацией и оформлением документов. Помимо указанного официального сбора за регистрацию у нас ещё были расходы на заполнение тех или и иных документов, которые мы хоть и могли оформить и заполнить сами, но учитывая восточный менталитет и желание ускорить процесс и избежать непонятных проволочек (необоснованных придирок к заполнению) при сдаче документов, предпочли дать возможность заработать тем, кто этим занимается. Сумма была достаточно символическая и составила всего 20000 сом за всех троих (по курсу на май месяц это около 200 рублей если я правильно помню).
Надо отдать должное тому обстоятельству, что прилетели мы в субботу и именно в субботу ОВИР работал, а выходной у них – в понедельник (имейте ввиду данное обстоятельство при планировании маршрута). Учитывая, что процесс регистрации занимает несколько дней (как минимум 3 рабочих дня), жизненно необходимо было сдать документы до выхода в горы. В случае, если бы суббота был у них выходным днем, то для нас это бы все усложняло, в том числе, возможно пришлось бы менять некие моменты путешествия и возможно лишиться запасных дней, что естественно, нежелательно, особенно учитывая погодные условия в данном районе в это время года.
Со сдачей документов на регистрацию мы управились часа за полтора. Теперь оставалось только обмен валютных ценностей на местные деньги, хорошенько подкрепиться (ибо было уже почти 12 дня, и голод давал о себе знать, учитывая, что последний раз нас кормили ещё в самолете поздним вечером), докупить продукты и выехать в горы.
Обмен валют в Узбекистане не в банке – это уголовно-наказуемое деяние, причем как мы поняли, довольно суровое. Однако, банковский официальный курс практически в 2 раза отличается в меньшую сторону от курса «базарного». Как правило, валюту (а также и российские рубли) можно обменять на базарах, а иногда и в мелких магазинчиках. Весь вопрос только в том, чтобы в момент совершения «незаконной валютной операции» вас не поймали местные милиционеры с поличным. Поэтому, найдя на базаре того, кто согласен обменять ваши скромные валютные сбережения на огромное количество узбекских сомов, все же осмотритесь по сторонам и убедитесь, что в зоне вашей видимости нет представителей власти. Сомневаться в подлинности полученных вами сомов, скорее всего не стоит, деньги вам, скорее всего, дадут настоящие. Нам с обменом тоже помог Коля.
Дальше завтрак, базар и, наконец, стартуем в сторону гор!

В плане трансфера Чимганские горы весьма доступны и удобны. Планируя маршрут, мы рассматривали в том числе возможные бюджетные варианты заезда на электричке, которая ходит в Ходжикент, либо на маршрутном такси (сведения о том, что до Газалкента довольно часто ходят маршрутки были в интернете). По сути, Чимганские горы расположены довольно близко к Ташкенту – всего в 80 км. и видны на горизонте уже при выезде из города. Расстояние небольшое и везде есть асфальт, кроме того, в том направлении расположено довольно много населенных пунктов и есть два ГЛЦ – Чимган и Бельдырсай., поэтому заезд возможен практически любым транспортом, включая такси, которое можно арендовать даже без предварительной договоренности непосредственно в Ташкенте.
Однако, учитывая наше желание максимально ознакомиться с местными достопримечательностями и до начала маршрута посетить воспетый известным поэтом Д.Сухаревым пос.Бурч-Мулла, мы решили воспользоваться услугами такси о чем заранее и договорились с Колей. В итоге, всем троим вся наша поездка, начиная с аэропорта, включая все катания по Ташкенту, на базар и т.д., заезд в Бурч-Муллу и доставку к начальной точке маршрута пос. Кумышкан, обошлась в 110$. Итого, уже ближе к вечеру (точное время не помню, часов около 17-18) мы были в ущелье Каранкульсая. Длительных переходов в этот день не планировалось. Т.к уже практически полтора суток мы были на ногах без сна и отдыха, нашей задачей было просто подняться в верх по течению Каранкульсая, найти хорошее место и встать на ночевку.

От пос. Каранкультугай орографически правым берегом вверх шла дорога, сначала она была даже асфальтированная и небольшую часть пути – километра 3 – 3,5 мы даже проехали на машине. В этой части возможности поставить лагерь нет, т.к. склоны ущелья крутые, но самое главное вода находится глубоко внизу ущелья и ходить за ней весьма и весьма сложно, а может даже и невозможно. Дальше уже пешком под рюкзаками минут 20-30 по грунтовой дороге. Лагерь фактически ставили близко к дороге, т.к. это единственные более-менее ровные места. Подходы к палаткам со стороны дороги пришлось заваливать сухими деревьями, т.к. в любое время суток в тех местах ходит много скотины.

03.05.15г. - день второй
Р. Каранкульссай – Верховье р. Каранкульсай – пер.Акшуран (н/к, 1730) – пер. Арчалы (н/к, 1592) – траверс гребня
Задачи раннего подъема в этот день у нас не стояло. Необходимо было выспасться и полностью восстановить силы после долгой дороги, дабы процесс акклиматизации шел ровно и мягко. Встали около 8 по местному времени.
Отдельно опишу процесс приготовления чая к завтраку, ибо в данном походе мы ставили эксперимент по использованию «альтернативных горелок». В процессе подготовки выяснился такой факт, что в Узбекистане не так просто купить просто газ и газ хороший тем более (в особенности, чтобы баллоны не были перезаправлены), при этом привезти газ с собой, учитывая, что летели мы самолетом, мы не могли. Отправить газ с проводниками поездом, чтобы его просто встретить в Ташкенте мы также не могли, т.к. и поездом перевозить газ официально запрещено. Вариант найти примус Шмель и использовать в походе его, нам не очень нравился, т.к. это устройство практически постоянно требует ремонта. Использовать дорогие мультитопливные горелки, которые работают на бензине, тоже было не лучшим вариантом, т.к. качество бензина, который мы могли купить в стране, оставляло желать лучшего, в связи с чем, работа горелок тоже ставилась под сомнение. И вот Паша, активно размышляя на эту тему, где-то в интернете нашел отчет по использованию сухого топлива. Условия, конечно, не совпадали с теми, которые предполагались у нас (парень использовал её где-то в пешем походе по тайге), но мы решили поэкспериментировать, тем более, что в процессе сборов вопрос с покупкой газа все же решился и мы знали, что у нас есть основной вариант – обычная газовая горелка, не раз бывавшая в горах и хорошо себя зарекомендовавшая.
Итак, для использования сухого горючего необходимо было какое-то устройство, горелка… и Паша его придумал и смастерил. Первые эксперименты ставил у себя на балконе и пытался условия приблизить к высокогорным, замерял сколько надо времени, чтобы закипел литр воды, сколько топлива при этом тратится. Кроме того, для сконструированной им горелки было необходимо что-то, на что можно было бы ставить котелок. И это тоже Паша придумал и смастерил. Вообщем, получилось вполне себе рабочее и пригодное устройство, многократно в домашних условиях прошедшее испытания и показавшее способность работы. Не было только ясности, как оно поведет себя на высоте. Между собой мы его любя назвали – «бульбулятор».
И вот первый завтрак и первое испытание бульбулятора в горах. С кипячением утреннего чая бульбулятор справился на отлично! И в целом весь поход чай мы готовили с его использованием, и даже тогда когда ночевали на 2700 и 2800 и не было воды, а приходилось топить снег. Бульбулятор с достоинством прошел все испытания и не подвел нас ни разу. Технических подробностей я в этом отчете касаться не буду, но если кому-то будет интересно – пишите на почту, спрошу у Паши, может он поделится своими техническими секретами, которые, к сожалению, пока остались не запатентованными))).
Итак, завтрак съеден, чай выпит, рюкзаки собраны… пора в путь.
Вышли на маршрут мы в районе 10 часов. Солнышко уже было высоко и довольно хорошо припекало. Шли по грунтовой дороге сначала орографически правым берегом Каранкульсая. Через какое-то время дорога перешла на орографически левый берег, затем перешла в тропу. И в какой-то момент тропа стала настолько не ярко выраженной, что нам даже приходилось искать её по окрестностям и делать предварительную разведку на привале. Вообще и по карте, и по описаниям, по обеим берегам в приличной удаленности от Каранкульсая на перевал Акшуран ведут хорошие тропы. Кстати, эти тропы хорошо просматриваются и в программе Googleearth, но мы либо в принципе не вышли ни на одну из них, либо в какой-то момент с неё сбились, т.к. в тех местах очень много пастбищ и мы, видимо, неверно сориентировались и ушли по тропе, которая ведет на очередное пастбище. В итоге, пройдя пастбище мы заново с трудом отыскивали тропу, а их там бесчисленное множество, т.к. там, где хотя бы пару- тройку раз пройдет скотина – уже и тропа, но конечно она в скорости заканчивается тупиком. В итоге в конце уже мы увидели как раз ту хорошую тропу, которая выходит на перевал орографически левым берегом и продирались к ней через кусты и высокую траву, причем по довольно крутым склонам.
Правда надо отдать должное – такой вариант подъема не мог не иметь своих плюсов и очевидных их было - два! Первое – мы увидели тюльпаны, т.е. мечты стали сбываться с первого же дня в походе! Второе – мы умотали Пашу…
Дело в том, что ещё при подготовке маршрута и после информации, полученной от Коли, у нас с ним вышел концептуальный спор о том, чего и сколько проходить в первый день и где вставать на ночевку. Один из факторов, которые на это влиял, было отсутствие воды (это в принципе актуально для всего маршрута и у нас всегда был с собой достаточный запас воды, чтобы приготовить завтрак и ужин). Паша не без оснований настаивал, что в первый день нам просто жизненно необходимо пройти 2 перевала (Акшуран и Арчалы) и ночевать за поселком Чимган, под перевалом Гулькам (песочный). Такой вариант позволял немного «разгрузить» 2-ой день, т.к. по планам он был одним из самых насыщенных дней по набору и сбросу высоты и уж точно самым большим по планируемому к прохождению расстоянию. Я же понимала, что для первого дня в горах, да ещё с полным весом такой вариант, мягко говоря, перебор и, исходя из полученных от Николая рекомендаций настаивала на ночевке не доходя перевала Арчалы. Но аргументами мы не могли убедить друг друга и решили, что горы нас и рассудят, мол будем ориентироваться по месту, времени и силам. В итоге, горы действительно все расставили по своим местам, вышел вообще 3-ий вариант, который не рассматривал никто. Ночевали мы на гребне, недалеко от сотовой вышки, на удачу там оказался ручей с водой (который мы нашли правда только утром) и был самый шикарный вид на светящийся ночной Ташкент.
Но вернемся к описанию. Итак, мы вышли на тропу и где-то около 13 час. вышли на перевал (время примерное, к сожалению хронометриста у нас в группе не было и никто не вел точный дневник времени). На перевале при необходимости есть где поставить палатку и заночевать, к тому же если подняться немного в сторону пика Кунгурбука, то там есть вода. Кроме того, на перевале стоят пастухи и открывается шикарный вид на г.Большой Чимган. Отдыхаем, обедаем, я даже успеваю немного пойожится дабы «разгрузить» внезапно и сильно нагруженные мышцы. Т.к. время позволяет, решаем спускаться вниз и идти на перевал Арчалы.

Спуск начинаем около 3-х часов. Параллельно с нами спускается группа иностранцев, которых ведут 3-е ташкентских ребят, причем им точно надо успеть к вечеру в пос.Чимган, т.к. у них с собой нет никакого снаряжения для ночевки, а в Чимгане у них забронирована гостиница. Несмотря на то, что идут они почти без груза, скорость их явно невелика. Мы оставляем их далеко позади и продолжаем движение.
Фактически спуск с перевала идет по хорошей грунтовой дороге и идет вдоль отрога, идущего с перевала Акшуран, в окончании которого расположен интересующий нас перевал Арчалы. Спустились мы довольно быстро, за одну ходку и когда дорога привела нас на очередное пастбище, стали уходить направо также по грунтовой дороге. Дорога идет вдоль сухого русла ручья орографически левым берегом, и, похоже, выходит непосредственно на перевал Арчалы. Но мы, пройдя немного по дороге, ушли левее на хорошую тропу и поднимались на перевал по ней. Видимо она короче дороги, но сам подъем достаточно крутой. В начале 5-го мы были на перевале.
С перевала продолжили движение по хорошей грунтовой дороге, которая, по сути, траверсировала гребень. Сам гребень и путь хорошо просматриваемы. При этом, учитывая, что склоны, отходящих от гребня отрогов были довольно круты и непонятны, а как уже указывали выше, хорошей подробной карты у нас не было, мы приняли решение так и идти по гребню, т.к. он вел нас в нужном направлении – в сторону пос. Чимган. Кроме того, это была хорошая накатанная, грунтовая дорога и вероятность того, что она могла вывести на трассу, проходящую через Чимган, была довольно высокая.
Вообще время было уже вечернее и была большая вероятность, что до Чимгана по светлу мы не дойдем. Тем более, что вставать у Чимгана можно только в ущелье Аксай, где проходит альпиниада, в других местах и стоять негде и воды нет, а это ещё удлиняло время. Местность для нас кроме того была незнакомая, что существенно усложняло ориентирование в темное время суток. Поэтому, дойдя практически до конца гребня, где уже начинался спуск к трассе, мы решили встать на ночевку. Лагерь ставили уже в сумерках.
Место было хорошее, ровное, имелся небольшой снежничек, которым можно было воспользоваться при недостатке нашей воды, которой как я уже писала – было с запасом. Встали прямо около грунтовой дороги. Совсем рядом за небольшой горкой была сотовая вышка, путь к которой был огорожен забором (снежничек, кстати, тоже был за этим забором). Вечером стоянка нас просто порадовала своими видами – восходящая из-за Большого Чимгана полная луна и ночной светящийся Ташкент – были настоящим подарком нам после фактически первого акклиматизационного дня, в итоге получившегося довольно плотным. А ещё, т.к. на гребне имеется несколько стоянок пастухов, мы всю ночь слушали как мимо нас с топотом проносились лошади. Вот интересно, а когда лошади спят, если они всю ночь носятся по горам?..
Утром, найдя дыру в заборе мы обследовали близлежащую к этому забору территорию и нашли там родник.
Дальше все стандартно – сборы, завтрак, чай от бульбулятора – выход.

04.05.2015г. – день третий.
Пос. Чимган - пер. Гулькам (Песочный (н/к, 1832)) – в. М. Чимган (н/к, 2100 - радиально) – слияние Гулькамсая и Куйлюксая стоянка Водопровод

За одну полноценную ходку по той же самой грунтовой дороге мы спустились к трассе, которая проходит через поселок Чимган. Вышли прямо напротив ущелья Аксай. По дороге прошли через поселок, попутно купив у пасечника баночку меда и по окончании поселка свернули направо на грунтовую дорогу, которая вела в сторону перевалу Гулькам (Песочный). Ярким ориентиром будет помойка, которую вы непременно пройдете, если свернете в нужном месте. Вообще ошибиться там трудно, перевальное седло и тропа, ведущая на него, хорошо просматриваются с дороги, а от перевала Гулькам идет самый простой маршрут восхождения на вер.М. Чимган, и она тоже очень характерная.
Свернув с дороги, делаем небольшой привал, отдохнуть, собраться с духом и вперед на Гулькам! На перевал поднимаемся за 2 ходки. Правда, мои мужчины серьезно здесь убежали от меня вперед, я иду медленно, но верно, стараясь держать темп, комфортный для довольно крутого подъема. Видимо, все же сказывается акклиматизация.
На перевале чуть выше под арчой прячем рюкзаки, берем шоколад, воду, самое ценное (деньги, документы) и идем на наше первое восхождение – в. М. Чимган!
Путь подъема (хорошая ярко выраженная тропа) идет прямо по гребню Расстояние до вершины небольшое, но набор высоты приличный – около 300 м. И тут меня что-то подкосило совсем. Иду без рюкзака, но постоянно останавливаюсь отдышаться. Признаться в какой-то момент так было тяжко, что уже задумывалась остаться на подъеме, не идти наверх, тем более, что и здесь красиво – поля тюльпанов слева и справа! Но как-то собрала волю в кулак и не торопясь продолжила подъем. Ещё немного и гребень стал выполаживаться, стало немного полегче. Около 13 час. я последняя поднялась на в. М.Чимган (н/к 2100).
Надо отметить, что виды с неё открываются просто шикарные! Здесь как на ладони видно всё Чарвакское водохранилище, все расположенные вокруг него поселения, ну и конечно же горы… до самого горизонта в какую сторону ни посмотри, гребень за гребнем, сколько хватает глаз.
На вершине пробыли довольно долго, получали удовольствие, любовались, фоткались, поглощали шоколад. На обратном пути на снежничках, ещё оставшихся рядом с тропой на гребне, набираем снега в бутылки с остатками воды и спускаемся к рюкзакам.
Дальше задача спуститься к Гулькаму, в березовую рощу и там приготовить обед. Но на перевале нас задерживают 3-е девушек из России (С.-Петербург и Н.Новгород), о которых не могу не написать, т.к. это пример безрассудства, граничащий с безбашенностью (безумству храбрых – поем мы песню)). От туризма и альпинизма они все очень далеки, приехали в Узбекистан просто посмотреть страну, но решили на пару дней сходить в горы. Снаряжения своего нет, где-то в гостинице им что-то дали на прокат спальники, газовую плитку и они рванули в горы. Первую ночь ночевали в ущелье Аксай, там, где проходит альпиниада, место людное, слава богу могут помочь. А вот на 2 день они собирались пройти через пер. Гулькам (Песочный), спуститься в Березовую рощу, там переночевать и дальше уйти вниз по течению Гулькамсая. Вот тут уже все по-взрослому, самостоятельно, вероятность, что встретятся на маршруте люди, конечно, есть, но это все же очень отчаянно. К тому же все трое молодые девчонки, которые ни разу не были в больших горах… Удивительные вообщем люди бывают. Мы со своей стороны поддержали их шоколадкой и ещё чем-то сладким, т.к. они сокрушались, что все сладкое у них уже закончилось, а именно его то сейчас и хочется, и стали спускаться вниз с перевала.
Тропа на спуск идет довольно хорошая, заблудиться сложно. Местами она расходится на несколько маленьких троп, которые все равно в итоге сходятся в одну. Спускались мы с перевала минут 30 и на первой же стоянке, где была вода, встали на обед.
Как был хорош чай с имбирем и медом в этот раз сложно передать словами!!! (Мёд, кстати, мы купили в этот же день у пасечника, стоявшего на трассе на краю пос. Чимган). После него у меня всю горняшку как рукой сняло и больше уже я не вспоминала за время этого похода, что такое слабость и бессилие.
Но обед - обедом, а нам ещё сегодня необходимо выйти на стоянку Водопровод и в плане ориентирования это была самая сложная задача за весь поход. Ещё при подготовке, разглядывая маршрут в программе Googleearth, мы видели, что поднимаясь вверх от слияния Гулькамсая и Куйлюксая нам нужно обязательно найти тропу. Без неё наши шансы найти нужную стоянку сводились практически к нулю, т.к. отрогов у Б. Чимгана очень много и все они довольно круто спускаются в глубь ущелий, кроме того местами хорошо просматривались скальные сбросы, выйдя на которые необходимо было бы искать пути обходов, т.к. специального снаряжения у нас с собой не было, запланированный маршрут этого не требовал. Бродить по ним без тропы – бесполезная трата сил и времени. На консультации Коля нам довольно четко проговорил, в каком месте надо искать начало тропы, мы этот момент даже записали на диктофон, что нам очень помогло в итоге при ориентировании.
Итак, от места приготовления обеда мы минут за 10 дошли до слияния Гулькамсая и Куйлюксая. Здесь мы повернули по хорошей тропе вверх по течению Куйлюксая. Тропа идет орографически левым берегом. Пройдя метров 100-150, мы вышли на «оборудованную» стоянку. Там есть места под палатки и из камней выложен стол. Кроме того, камнями выложена часть тропы, ведущая к переправе через Куйлюксай, сразу после которой начинается довольно крутой подъем на гребень – это как раз та самая тропа, которая ведет к стоянке Водопровод. Следует обратить внимание, что тропа в начале подъема на гребень не ярко выраженная, но если правильно определить стоянку и тропу, ведущую к Куйлюксаю, то будьте уверены, что двигаетесь в правильном направлении.
Переправа через Куйлюксай для нас не составила никакого труда – воды в сае было мало. Бодрые и полные сил мы стали с набором высоты траверсировать бесконечные отроги Б.Чимгана.
До Водопровода мы сделали ходки четыре. Просто шли в своё удовольствие и любовались окрестными видами. Тропа в основном ярко выраженная, но местами на склонах рядом проходят ещё множество так называемых «бараньих». Но в целом заблудиться – сложно. Часов около 6 мы вышли к стоянке водопровод, тропа прямо на неё и выходит, мимо – не пройти. Стоянка очень приятная в живописном месте. Место под палатки располагается среди высоких арчёвых деревьев, есть костровище. Воду правда нам пришлось поискать. Знали, что ручей здесь есть, да и название говорящее само за себя. Но пришлось все же приложить усилия. Я, вышла к нему спускаясь по сухому руслу и внимательно прислушиваясь к звукам, а мужчины мои видимо просто интуитивно прочесывали местность. Вообщем, источник находится ниже стоянки, по идее к нему есть и тропа, правда она не ярко выраженная.
Этот вечер у нас был не менее приятным, чем все предыдущие, а в каком-то смысле даже и более. У нас был костер!!! Рядом со стоянкой мы насобирали сушняка и этого оказалось достаточно, чтобы был просто источник огня, который создает незабываемую атмосферу ночных посиделок у костра с гитарой.

05.05.15г. – день четвертый
Стоянка Водопровод – верховья Куйлюксая – стоянка Холодильник – переход через северо-восточный гребень Б. Чимгана – пер. Комсомолец (1А, 2720)

Надо отметить, что в этом походе мы по-настоящему «отдыхали». Несмотря на то, что ложились спать довольно рано, почему-то ранний подъем у нас никак не складывался. Обычно просыпались мы часов в 8 и час-полтора уходило на сборы. Выйдя вчера вечером на стоянку Водопровод, мы окончательно «вписались» в график маршрута. План сегодняшнего дня не предполагал очень длинных расстояний, но предполагал достаточно приличный набор высоты, поэтому расслабляться, конечно, не следовало.
С одной стороны стоянку закрывают склоны самого Б. Чимгана, причем как я поняла, где-то на этих склонах начинаются одни из самых сложных маршрутов на гору. Стенки с этой стороны смотрятся довольно сурово, но зато с ориентированием не возникает никаких проблем. Тропа от стоянки, пересекая сухое русло, начинает довольно круто подниматься на склоны очередного отрога. Местами правда его склоны тоже смотрятся довольно сурово, т.к. на них довольно много скальных жандармов, но тропа хорошо просматриваема. Забравшись на гребень отрога, мы, как и вчера, с небольшим набором высоты (а местами и без него) траверсируем отроги Чимгана. Правда как и вчера часто от хорошей нахоженной тропы отходит множество «бараньих», и в одном месте мы все же немного сбились с тропы, ушли ниже по склону. Склон был довольно крутой и несмотря на наличие бараньей тропы все же приходилось быть максимально внимательными, чтобы не улететь вниз по травяному склону. В одном месте даже вылезли на некое подобие скального выхода, который лично я преодолевала лицом к скале, двумя руками за неё держась. А Денис вообще предпочел более безопасный на его взгляд выход – обойти это место верхом, правда тоже не без труда, так как крутизна склона была приличная.
Один переход и мы останавливаемся у ручья. Фото с навигатором зафиксировало время и высоту - , 11:38 (по Челябинскому времени) и высота – 1848м., т.е. набирать высоты нам ещё почти целый километр!
Что характерно, здесь уже местами начинают попадаться снежнички, но при этом тюльпаны тоже не сдаются! Но здесь они уже несколько другие, более мелкие. Вообще удивляюсь, как они порой умудряются расти среди сплошного камня!
Дальше – снова по тропе. Даже не знаю, что и описывать – отрог за отрогом – вверх, вверх, вверх. Причем тропа идет всегда довольно высоко и вниз ущелья не спускается. Все же здесь очень необычный рельеф, я такого не видела нигде в других местах. Я бы даже сказала, что он очень уникальный своей изрезанностью и крутизной склонов. Поднимаясь на очередной отрог, ты никогда не можешь быть уверен, что тут то тебе откроются все перспективы… Как правило в этот момент перед тобой вырастает следующий, а потом ещё следующий отрог и так до бесконечности.
Практически незаметно для себя мы прошли грот (тоже вроде как местная достопримечательность). Потом, уже читая отчеты «местных» туристов, поняла, что и мы там были, но будучи увлечены стремлением к более значимой цели, не все здешние прелести разглядели.
В какой-то момент, вылазя на гребень очередного отрога мы наконец отчетливо стали видеть нашу конечную цель – пер. Комсомолец. Около 4-х часов по Челябинскому времени мы были на стоянке Холодильник. Здесь нас ждал быстрый спартанский обед. Горячий чай достался только женщинам))). Своим горячим чаем мужчины пожертвовали в пользу экономии времени на его кипячение. Перекусываем и продолжаем движение по тропе, она идет орографически левым бортом ущелья. Снега стало уже довольно много, и конечно он уже прилично раскис на солнышке, а там где он успел растаять – идти не очень приятно по причине раскисшей от стаявшего снега земли.
Один переход от Холодильника и мы окончательно выходим на снег. Перевальный взлет уже довольно близко. Здесь Денис одевает кошки, а я бахилы. Снег, прилично раскисший после солнечного дня, и серьезной необходимости идти в кошках нет. Но Денису так было комфортнее. Подъем на перевал занял у нас 2 перехода. Поднимались серпантином, ориентируясь на вер. Кичкина. Подъем несложный, иди себе – дыши. Лавинной опасности снежные склоны не представляли. На перевали мы были до темноты. Даже успели поймать лучики заходящего солнца в ярко красных красках заката.
Вообще, перевал комфортен для стоянок. Говорят летом там даже стоят чабаны. Но в это время там было ещё очень много снега и выбор где ставить палатку у нас был невелик. Мы нашли небольшой пятачок сухой земли на перемычке ближе к в.Кичкина. Рядом был небольшой камень, где можно было соорудить очаг для бульбулятора. Виды конечно были тоже чудесные – в одну сторону краешек Чарвакского водохранилища, а в другую – таинственное и загадочное плато Пулатхан.
Воды на перевале нет и здесь нам уже пришлось топить снег и для еды и для питья. Напиваемся вдосталь чая, ужинаем, топим воду на завтрак и скорее спать. Завтра у нас ключевой день – траверс Б.Чимгана – надо встать пораньше.

06.05.15г. – день пятый.
пер. Комсомолец - г. Кичкина (н/к 2879) – траверс г. Б. Чимган (2А альп. кат. Тр., 3309) – пер. Тахта (1А, 2800)

Чувствуя всю ответственность сегодняшнего дня, все же встаем пораньше, но как-то все равно с солнышком. По подмороженному насту выйти уже не получается, да собственно говоря ночью было довольно тепло, вряд ли снег в такой ситуации сильно подмерз. Денис снова решает одеть кошки, я предпочитаю идти в бахилах (хотя кошки кладу наверх, Паша же вообще решает, что оптимально для него – идти в ботинках.
Выходим около 9-ти по Челябинскому времени.
Наша задача подняться на гребень, минуя в. Кичкина и дальше уже идти по гребню до самой вершины. В. Кичкина мы обошли с орографически левой стороны гребня по снегу. Склоны в этом месте довольно крутые, хотя особой опасности не представляют. Обойдя вершину, мы вылезли уже на сам гребень и дальше приблизительно один переход, шли по гребню. Местами скальные или каменные выходы мы обходили в основном с орографически правой стороны гребня. Снег в основном был не очень глубокий, серьезной большой тропежки не было. Только местами, где переход с камней на снег, бывало, что проваливались глубже. Пройдя таким образом где-то половину гребня, то есть как раз перейдя на Центральный гребень Б.Чимгана, мы решили, что оптимальным для нас будет двигаться чуть ниже самого гребня с орогрфически правой его стороны. Крутизна склонов там была приличная, но не критичная для передвижения. Лавинной опасности не было, зато можно было равномерно двигаться по снегу, без поисков пути, тем более, что как я уже писала глубина снега была «рабочая». Особенно помогало если каждый шаг «бить», т.е. не мягко опускать ногу в след, а как бы прихлопывая. Это создавало некую плотность и след вообще держал отлично.
Фактически, двигаясь сначала по гребню от пер.Комсомолец, а затем по Центральному гребню до выхода на Северный гребень, который непосредственно ведет на вершину, мы прошли 3 перехода. На северном гребне снег был поглубже, но зато там было уже натоптана неплохая тропа, т.к. именно в это время в ущелье Аксай проходит традиционная майская альпиниада, в рамках которой естественно народ ходит на Б.Чимган различной сложности маршрутами.
К триангулятору мы вышли около 13 час. дня. По словам Коли, это место и считается вер. Б.Чимгана, хотя фактически вершиной не является. Но по факту все маршруты оканчиваются именно здесь.
У триангулятора мы перекусываем (все же время обеда наступило!), но делаем это спешно, т.к. погода первый раз за все время нашего пребывания в горах начинает серьезно портиться и для нас подъем на вершину это только пол дела и при том – самые легкие! Нам предстоит ещё найти путь по Ю.ребру и спуститься на перевал Тахта, предварительно все же забравшись на высокий жандарм, где установлен крест – место, которое, по словам Коли, и является фактической вершиной г. Б.Чимган.
Итак, перекусив, пофотографировавшись, мы продолжаем путь, пока ещё подъема по северному гребню. Расстояние до жандарма небольшое, но снег здесь довольно глубокий, к тому же, прилично подраскисший к обеду, плюс мы идем с рюкзаками, поэтому двигаемся пока не очень быстро. При выходе на саму вершину есть даже элементы очень несложного лазания. Площадка на вершине не такая просторная, как у триангулятора, в 3-ем развернуться довольно сложно. Здесь мы уже долго не задерживаемся – фото и быстрей вниз, искать пути спуска.
Удивительно, но именно эта часть оказалось для нас самой сложной, не очевидной и изматывающей.
Ещё при подготовке мы долго изучали рельеф на Googleearth, консультировались у Коли. Все было ясно и понятно – маршрут не составляет сложностей и ходится везде ногами. Наличие же большого количества снега сильно усложняло передвижение в плане безопасности. Кроме того, если маршрут подъема с того момента как мы вышли на гребень просматривался достаточно хорошо и был очевиден, то здесь очевидным было только направление спуска, а передвигаться приходилось небольшими участками, которые предварительно разведывались непосредственным прохождением ногами, дабы не выскочить сильные сбросы или жандармы, которые пройти ногами без веревок уже будет нельзя. И тут конечно Паша был просто герой. Именно ему приходилось наматывать бесконечные километры разведочных выходов. И он по-честному, без устали бегал, искал, ходил, тропил… Честно говоря, мы настолько были сконцентрированы на безопасном и быстром спуске, что с этой части маршрута нет ни одной фотографии и сейчас, уже по прошествии времени не так то просто вспоминать мелкие подробности спуска, которые бы смогли помочь будущим путешественникам.
Из того, что четко врезалось в память – это самое начало спуска от жандарма с крестом (фактической вершины). Здесь мы окончание гребня до начала его спуска пытались сначала обойти орографически левой стороной по снежным полям. Но в какой-то момент их крутизна показалась нам небезопасной для движения и мы вернулись практически на сам гребень у вершины, перешли на его орографически правую сторону и так с правой стороны гребня мы и спускались пока не вышли уже на логичный понятный гребень, с которого было ясно видно пер.Тахта, где у нас была запланирована очередная ночевка, и где с правой стороны гребня уже не было снега, и ясно просматривалась хорошая, набитая тропа. Южный гребень очень рельефный, часто на его верху попадаются скалы и скорее всего без снега они легко обходятся по осыпям, но именно снег, многое скрывая, усложнял наши передвижения.
Единственное, что на фото хорошо видно скальный пояс, который расположен в верхней части Ю.ребра. Вот его мы и обходили офорграфически правой стороной по снегу. Местами там кстати было довольно круто, мы даже шли лицом к склону. Но в целом технических сложностей такое прохождение не составляло. Только как уже было написано выше неочевидность того, куда непосредственно двигаться. Последний участок спуска по гребню, где уже закончились скалы, я спускалась медленно и верно по тропе. Однако мужчины мои решили, что им будет веселее, интереснее и быстрее глиссировать по снегу. Конечно, это сказалось на том, что на перевале я была минут на 30-40 позже их (а в этой части спуск мы начали около 16 час.), но зато как было приятно – уже был готов «дом» (ребята поставили палатку) и был почти готов горячий чай, а это именно то, чего мне катастрофически не хватило в обед и на самом спуске.
В итоге спуск мы начали часов в 14 и к 17 часам парни уже были на месте ночевки – пер. Тахта.
Этот день нам принес чувство глубокого удовлетворения от того, что было сделано, т.к. реализовалась главная цель нашего путешествия – траверс Чимгана мы прошли. Теперь ничто не могло омрачить нашей радости, даже вдруг испортившаяся погода, которая надо сказать не была идеальна, но при этом позволяла нам без катаклизмов двигаться к намеченной цели.
В ужин мы с наслаждением отпивались горячим чаем, видами правда не любовались, говорила о себе усталость и мы ужинали в палатке. Спать легли рано. А за ужином единогласно решили внести изменения в маршрут. На завтра мы планировали довольно длинный переход, который, по сути, был просто дополнительным «крюком» и изначально планировался, чтоб все время находится в движении. Но жизнь внесла свои коррективы. Предыдущие 4 дня были настолько насыщены и по длительности переходов и по перепадам высоты, что все единогласно решили сделать дневку, ну или хотя бы полудневку, сократив часть маршрута. Место ночевки нам легко позволяло вклиниться в финальную его часть.
Кстати, перевал Тахта – прекрасное место для ночевки. В это время года восточные его склоны были полностью покрыты снегом, на западных же снег практически стаял. На самом седле – мест под палатку предостаточно. Воды, правда, не было и мы топили снег. Ну, и судя по всему, на перевале летом стоят чабаны со стадами (следы такого пребывания встречались нам и выше перевала на Ю. гребне, когда мы спускались с вершины).

07.05.15г. - День 6
пер. Тахта (1А, 2800) – верховья р. Нурекота

Время подъема в этот день мы не устанавливали, решили спать, что называется, «до победного». Точно не помню, но, кажется, часам к 9 уже точно все были на ногах. С утра была прекрасная погода, светило солнышко и я даже решила немного попринимать солнечные ванны, благо дома предусмотрительно взяла с собой купальный костюм. Загорать на чистом белом снегу было одно удовольствие. Правда, растянуть его на долго невозможно, страшно обуглиться.)). Надо сказать, что солнечные ванны принимала не только я, Паша, сам прячась от солнца (поскольку белый и мгновенно сгорает), заряжал сотовый при помощи портативной солнечной батареи. Кроме того, наличие солнечной ясной погоды, позволило нам наконец-то разглядеть окрестности. Отсюда тоже очень хорошо было видно загадочное и таинственное плато Пулатхан, просматривалась и в. Кумбель, последняя из запланированных нами вершин для восхождения, на которой располагается метеостанция.
Здесь, пока мы отдыхали и восстанавливали силы, у нас вышел курьезный случай с представителями местных пернатых хищников. В какой-то момент мы заметили, что над нами начал кружить один из таких представителей. Кружил красиво, с достоинством, но через какое-то время улетел. Но, как оказалось, не навсегда. Через некоторое время они прилетели 2-ем и с интересом кружили, разглядывая нас с высоты. Мы, конечно, начали шутить, что, мол, видит, нас 3-е, решил, что в одиночку ему над нами делать нечего, позвал товарища. Но как оказалось и им с товарищем кружить двоим над нами троими видимо было как-то некомфортно и они улетели… чтобы пригласить третьего! В итоге, через какое-то время они вернулись, но теперь уже втроем!. Баланс был достигнут! Полетав так над нами, они улетели и больше уже не возвращались ни вместе, ни по одиночке.
Отчет о горном путешествии по Чимганским горам в мае 2015 года (н/к с элементами 2 к.с., Горный туризм)Отчет о горном путешествии по Чимганским горам в мае 2015 года (н/к с элементами 2 к.с., Горный туризм)Отчет о горном путешествии по Чимганским горам в мае 2015 года (н/к с элементами 2 к.с., Горный туризм)
Наш отдых был хорошим. Полудневка удалась и уже часам к 11 стало понятно, что нам нет смысла ещё одну ночь ночевать здесь и за пол оставшихся дня можно не спеша спуститься вниз и встать где-нибудь в верховьях Нурекоты, дабы сократить переходы, планируемые на следующий день. Решение было принято единогласно. Уверенности в его правильности, придавало то, что часам к 11 небо потихоньку стало затягивать тонким слоем перистых облаков, что предвещало возможную смену погоды в сторону ухудшения.
С перевала мы вышли около 13 час. Прямо с перевального седла вниз идет небольшой овражек, в котором в это время ещё лежал снег. Спуск мы начали орографически правее этого овражка. Чуть ниже под снегом в овраге появился ручей, который видимо после схода снега просто исчезает. С правой же стороны от овражка идет тропа. По этой самой тропе за один не большой переход мы дошли до слияния этого ручья с саем, который возможно уже и является верховьями Нурекоты. А возможно у него нет названия как такового. На карте Нурекота уже обозначена ниже по течению, при этом со склонов Б.Чимгана стекает несколько саев, которые сливаясь, потом и образуют Нурекоту. Надо сказать, что сай был довольно крупный, но в месте, где мы вышли на него, он практически полностью находился под плотным слоем снега. А нам нужно было переправиться на орографически правый берег. Сделали разведку, плотность снега была довольно высокая и позволяла переправиться по снежным мостам. Двигаясь по одному, с максимальной скоростью мы благополучно переправились на нужный берег.
Дальше какое-то время мы продолжали движение вдоль сая, орографисеки правым берегом. Здесь была довольно хорошая тропа. Чуть ниже по течению был небольшой прижим, который мы обошли, поднявшись просто выше по склону. Примерно через один переход, тропа стала забирать вверх на гребень. Как я уже писала, данный участок маршрута у нас вышел довольно спонтанно и подробных описаний мы предварительно не читали и не изучали. Между тем, особенности рельефа здесь были все те же, и мы старались ориентироваться на тропы, которые шли в нужном нам направлении. Эта была одной из таких. Уверенности нам ещё придавал тот факт, что буквально недавно по ней проезжал человек на лошади, следы были очень свежими и это косвенно говорило о том, что если эта тропа нас и не выведет к нужному месту, то уж по крайней мере никаких неожиданностей, связанных с невозможностью передвижения, быть не должно.
Подъем на гребень был не очень затяжным. Дальше тропа спускалась вниз, к очередному саю без названия, переправа через который не составила затруднений. От сая тропа вновь стала подниматься вверх, на очередной гребень. Здесь подъем был подлиннее, чем предыдущий. На верху, на гребне похоже в сезон тоже стоят пастухи. Здесь на гребне мы отдохнули. А отсюда тропа уже траверсировала вдоль гребня, иногда с понижением высоты. Пройдя один переход, мы, находясь на склонах Б.Чимгана, фактически вышли к Нурекоте, нам необходимо было найти только спуск. В какой-то момент тропа перешла в дорогу и мы, подкупившись этим обстоятельством, ушли на неё, тем более, что следы на ней периодически все ещё просматривались. Но тут как раз зашли в тупик. Но, несмотря на то, что дорога в какой-то момент просто кончилась, нас порадовало, что мы там обнаружили. Не поверите! Это была железнодорожная вагонетка! Что она делала посреди гор, где нет железнодорожных путей, и как она вообще тут оказалась, история конечно умалчивает. Но как артефакт - была интересна!
Потеряв тропу и дорогу, мы немного поразведывали местность в поисках тропы, но в итоге решили уже теперь просто пройти лесом/кустарником по травяному склону в нужном нам направлении, тем более, что реально оставалось только спуститься со склонов отрога Б.Чимгана к Нурекоте. Что мы и сделали. Спуск занял минут 15, может 20. Местами склон был довольно крутым, но сложностей не составлял, особенно если спускаться серпантином. Спустившись к саю, мы просто начали движение орографически левым берегом, вниз по течению в поисках приятного места для стоянки.
Стоянку организовали на слиянии Нурекоты и безымянного сая, вдоль которого идет тропа на пер. Чет-Кумбель. Место довольно ровное мест под палатки достаточно. Единственное, что доставляло небольшие неудобства, было то, что местами вдали от сая на ровных площадках застоялась вода, слегка заболотившая стоянку.
В этот вечер у нас тоже был костер! По окрестностям мы, как и на водопроводе, пособирали сушняка и провели у огня приятный и теплый вечер. Правда долго посидеть у костра не удалось, нас спугнул начавшийся мелкий дождик и приближавшаяся гроза. Гроза действительно была, но прошла как-то очень быстро, да и сильного дождя в итоге не было. Это был первый случай реальной, хоть и крайней непродолжительной непогоды за все наше пребывание на Чимгане.

08.05.2015г. – день шестой
верховья р. Нурекота – пер. Чет-Кумбель (н/к, 1880) – г. Кумбель (н/к, 2306 радиально) – верховья р. Бельдырсай
Утро выдалось солнечным и приятным. Близость ручья с заводями в виде маленьких ванн провоцировала на принятие водных процедур, поэтому утро началось с купания в ручье. Несмотря на период активного таяния снегов в районе Чимгана в это время, вода оказалась приятнее и теплее, чем ожидалось. А полученный заряд бодрости и свежести прибавил положительных эмоций. Купаться, правда, решилась только я, мужчины мои принимали водные процедуры в облегченном варианте.
Неспешные сборы и выход около 10 час. Переправляемся через Нурекоту. Переправа неопасная и не трудная, единственное, что осторожности и внимательности никто не отменял в таких местах. Я, начав утро с приятных водных процедур, ими его и продолжила… только теперь уже во всей одежде и с рюкзаком)).
Тропа начинается именно в месте слияния 2-х ручьев. В этом же месте на орографически правом берегу стояло что-то похожее на памятник, правда подробностей я сейчас уже не вспомню, но как ориентир он может здорово помочь будущим путешественникам. Тропа на перевал идет орографически правым берегом ручья, который при этом начинается ниже самого перевала. Тропа хорошая. Один небольшой переход минут 30 и мы на перевале отдыхаем в тени раскидистой арчи.
Далее, тропа с перевала траверсирует склоны г. Кумбель обходя её вершину. Тропа также хорошая и, несмотря на множество присутствующих здесь «бараньих» троп, ориентирование не составляет труда. По дороге мы прошли несколько кошей, если места, где расположились пастухи так можно назвать. Дело в том, что на Чимгане нет привычных для Азии строений из камня, в которых пастухи живут в горах. Здесь в месте, где они сейчас стоят, сооружается что-то из подручных средств, а иногда даже такого толком нет, видели как пастухи ночуют под открытым небом, а в случае непогоды просто заворачиваются в полиэтилен.
Часам к 12 мы выходим в верховья Бельдырсая на склонах г. Кумбель с её западной стороны и начинаем искать место для ночевки. Надо сказать, что склоны здесь практически везде довольно крутые и вставать особо негде. Но, учитывая, что палатка у нас всего одна, мы находим небольшую площадочку недалеко от горнолыжной трассы Бельдырсая и в доступной близости от воды. Ищем место куда можно спрятать рюкзаки, готовим чай, перекусываем и обсуждаем дальнейшие планы. Желание подняться на в.Кумбель, где расположена метеостанция есть у всех, а вот способ подъема, как оказалось в реальных условиях, мог быть разным. Дело в том, что в Бельдырсае и летом работают кресельные подъемники, на которых можно доехать почти до самой вершины. Дикие и задорные возгласы местных, которые приезжают сюда прокатиться и полюбоваться красивыми видами на окрестные горы, подстегнули лично мой интерес. Безусловно, можно сказать, что это не спортивно (хотя расстояние, которое пришлось пройти вниз, спускаясь к началу подъемника больше, чем то, которое бы мы прошли поднимаясь от места ночевки на гору пешком), но на мой взгляд оно того стоило, ибо лично я испытала чистейший детским восторг от катания на канатной дороге. Так не спеша, за чаем и сыром, я вдохновила мужчин на неспортивный, но приятный вариант подъема. Около 2-х часов начинаем спуск к началу подъемника. Надо сказать, что в этом предварительном спуске был один очень важный для нас момент – мы разведали путь спуска, который нам очень пригодился на следующий день, но все по порядку.
Спрятали рюкзаки недалеко от дороги под арчой и спустились к началу подъемника. Очереди особо нет, но постоянно прибывают отдыхающие. Стоимость подъемника 10 000 сум с человека (около 100 руб.). Оплачиваем, садимся… и разве что только не кричим от удовольствия как те, кто совсем не может сдержать эмоции.
Доезжаем до конца кресельной канатной дороги и дальше уже пешком. Выше там есть ещё канатная дорога, но она уже не кресельная и летом не работает. От места конца кресельной канатной дороги на вершину фактически идет дорога, т.к. там располагается действующая метеостанция. Местами она, правда, прячется под снегом, но это не влияет на ориентирование, т.к. путь подъема очевиден и дорога просто идет серпантином, обходя наиболее крутые склоны.
Поднимаемся довольно быстро. На это влияет 2 фактора – мы налегке, да и погода начинает портится. Дует холодный пронизывающий ветер, солнца уже нет, все затянуто темными, тяжелыми тучами и, вот – вот, начнется дождь. А ещё здесь на вершине мы наблюдали довольно редкое природное явление – испарение снега. Выглядело это настолько же потрясающе, насколько было необычным.
Метеостанция выглядит довольно удручающе, видно, что «жизнь в ней» поддерживают, но в самом необходимом минимуме. Из сотрудников метеостанции мы встретили только одного молодого парня. Он был довольно приветливым и в принципе ответил на все наши вопросы из серии а это что и как это работает. Отсюда с вершины маршрут практически всего нашего путешествия по Чимганским горам просматривался как на ладони. Жаль только полюбоваться основательно им нам не удалось, погода диктовала свои условия… и мы быстро начали спускаться вниз.
Уже в районе окончания канатно-кресельной дороги мы смогли немного расслабиться, ветер уже был не такой ледяной, да и осадки как-то не начинались.
Около 4-х часов мы были на месте, где спрятали свои рюкзаки. Поставили палатку, наладили нехитрый быт и созвонились с Колей. Все было хорошо, наши паспорта он благополучно забрал из ОВИРа, договорились о месте встречи на завтра. А ещё Коля предлагал нам рвануть прямо сейчас к нему, мол, баня после гор – это самое лучшее, о чем может мечтать турист. Но мы, все же, отказались: лагерь уже стоял, место было более чем приятное, да и хотелось последний вечер понаслаждаться горами. А ночью, когда разбушевалась стихия, мы много шутили на счет того, что надо было соглашаться))).
А пока для ужина было рановато, все необходимое – сделано, и я решила пойожиться, а мужчины готовились выйти красивыми в цивилизацию – тратили газ на кипячение воды и брились))).
Ещё один удивительный факт мы заметили в этот вечер. Вообще скворцы в этом месте лепетали без умолку. Самое интересное, что в арчовниках их было совершенно не видно, но трындычали они явно на множество голосов. Мы в шутку удивлялись: «О чём можно так много разговаривать?». НО! Когда я начинала петь, все птичьи бесчисленные голоса смолкали, устанавливалась полная тишина и снова петь они начинали только тогда, когда долго никто не пел. Не уверена, что им было интересно мое пенье, но факт умения взаимовыгодно сосуществовать был бесспорен. Лишний раз убедилась в совершенстве того, что создано природой.
Ну а дальше началась самая беспокойная ночь за все время нашего похода. Во истину, небеса в эту ночь решили вылить все, что они копили за все эти шесть дней, давая нам спокойно идти к намеченной цели. Были сильнейшая гроза и сильнейший дождь. Он практически не смолкал 7 часов подряд. И, похоже, в эту ночь просто текли реки. Однако, выбранное нами место в этом смысле оказалось более чем удачным. Единственное, что омрачало наш быт это то, что швы палатки были не так уж и хороши (местами от времени они уже были не столь герметичны) и поэтому наша ночевка была не такой сухой, как хотелось бы. Поначалу, правда, мы надеялись, что все будет как прошлую ночь, дождь быстро пройдет и дальше все будет тихо и спокойно и поэтому пытались спасать спальники и вещи от намокания. Но когда стало понятно, что это все затянулось явно надолго, плюнули на все и пытались спать, насколько это было возможно с таким мощным звуковым дождевым сопровождением.

09.05.2015г. день седьмой.
Верховья р. Бельдырсай – ГЛЦ Бельдырсай – Ташкент – Самарканд

А утром, когда очередной раз вроде как стал стихать дождь мы вдруг услышали, как застрекотали скворцы! Это был лучший будильник, и это означало, что у нас есть погодное окно, чтобы быстро собраться и уйти вниз. Быстрый подъем, не менее быстрые сборы и вот мы уже идем по разведанной вчера тропе, сначала в сторону горнолыжной трассы Бельдырсай, а потом уже и вниз. Вот именно сейчас нам очень пригодилось то, что мы вчера шли к началу подъемника, т.к. после такого продолжительного дождя, горы просто парили, туман был густой и плотный и видимости не было никакой! С момента, как мы вышли к горнолыжной трассе, идти по тропе стало практически невозможно, т.к. именно в этом месте почва была глинистая, и по нескольку дополнительных килограмм на ботинках нам было обеспечено. И все это дополнительное удовольствие на ботинках не добавляло нам устойчивости. Поэтому выбирали путь в основном по траве, там глина прилипала не так активно и скольжение было не таким интенсивным.
Тут нас ждал ещё один курьезный случай. Настроение, конечно же, у нас было приподнятое, маршрут прошли красивый, погода была хорошей, за прошедшую ночь мы вообщем-то никак не пострадали, впереди нас ждали гостеприимные Ташкент и Самарканд! Радуясь всему этому и предвкушая новые впечатления, мы, весело болтая, «балансировали» на глине. Вспоминали классику советской мультипликации – «Ёжика в тумане» и чувствовали в тумане себя героями этого мультфильма. Паша сразу же выбрал роль медвежонка. А вот белую лошадь нам и выбирать не пришлось, она просто предстала перед нами в тумане! Восторгу нашему не было предела!
Спустились мы приблизительно за час. Долго пришлось отмываться от глины, было ощущение, что она проникла везде! Пока отмывались, Денис вышел на площадку у начала подъемника, там уже тусовались таксисты, которые привезли первых желающих прокатиться на канатной дороге, и договорился, что в течение получала за нами приедет машина из Газалкента. По ощущениям, машина приехала даже раньше, т.к. мы едва успели более-менее себя привести в порядок. Бюджет поездки тоже порадовал до автостанции ТТЗ в Ташкенте нас довезли за 80 000 сум (около 800 руб.).
Ну вот собственно на этом, горная часть нашего путешествия закончилась. Дальше у нас ещё было много приятных моментов – встреча с Колей, поездка с глухонемым водителем в Самарканд и обратно, спелая сочная клубника, сауна на базе Артуч в Самарканде, незаконные валютные операции как в фильмах про гангстеров ))), Шохи-Зинда, Регистан, Мавзолей Амира Тимура, Ташкент и Алайский базар, песни у Коли в ожидании ночного рейса и полет домой. Описывать можно долго. Самое главное, ощущение, которое оставила эта поездка. Почему-то для меня это было как дыхание – естественный процесс, в котором ты позволяешь случиться всему, что предлагает тебе жизнь, но при этом и действуешь именно так, как необходимо. Путешествие действительно было очень кайфовым! И помимо всех уже сделанных выше благодарностей за помощь в его организации, я, прежде всего, хочу поблагодарить тех, без которых оно в принципе состояться не могло. Паша и Денис! Огромное вам спасибо за то, что вы поддержали мою авантюру, замешанную на желании путешествовать, познавать новое и насладиться цветением горных тюльпанов! Спасибо также и за то, что каждый из вас был именно тем вкладом в нашу группу, который необходим, каждый создавал именно ту атмосферу, в которую хочется возвращаться снова и снова!

Карта с маршрутом. Какая уж была, другой нет - не обессудьте!

Ну и в самом конце И в конце ещё немного полезной информации в целом о пребывании в Узбекистане.
Камеры хранения в аэропорту Ташкента – нет. Это неудобно, если вы рассчитываете оставить там свои рюкзаки и просто погулять по городу в ожидании, к примеру, ночного рейса, по факту оставить их просто негде.
Не стесняйтесь торговаться! Но делайте это как бы играючи, не давя на продавца, будучи готовым легко отказаться от того, за что торгуетесь, но, в тоже время, показывая заинтересованность в приобретении и готовность сдвигаться. На самом деле, я бы даже сказала, что это искусство и когда вы по-настоящему это делаете, практически любой истинный азиат оценит это по-достоинству, показав и свою готовность сбавить цену, ну а если и цену не сбавит, то обязательно подарит вам какой-нибудь подарок.
Алайский рынок по понедельникам крайне немноголюден и если вы рассчитываете на нем купить все необходимые сувениры именно в понедельник, то далеко не все у вас может сложиться, т.к. многие лавки попросту закрыты.
В Узбекистане довольно легко и недорого передвигаться на такси. Голосуешь – договариваешься и едешь! С таксистами точно также легко можно торговаться, правда будет лучше, если предварительно вы все же немного будете ориентироваться в ценах при поездке на то или иное расстояние.
Еда. В Узбекистане с этим никогда не было проблем. Все дешево и очень вкусно. При этом, даже в самой на первый взгляд неказистой чайхане. Единственная сложность была в этот раз для нас с Денисом. Мы оба вегетарианцы (не путать с веганами))). И пока мы пребывали в гостеприимной стране, кроме салата с лепешками нам есть было практически нечего. Хотя один раз в Самарканде в 2-х этажной чайхане, расположенной неподалеку от Регистана, мы довольно быстро таки уговорили обслуживающий персонал сварить нам просто картошечки))).

И ещё совсем немного фото из красивейшего и древнейшего Самарканда. Была там 4 раза. но в этот город хочется возвращаться вновь и вновь!

А это привет Коле!!!!
Ещё раз огромная тебе благодарность!