Greаt Wall of China. А вы когда-нибудь лазили с девчонками на 6б?
Вы когда-нибудь ходили на 6б с двумя девушками в труднодоступном, малопосещаемом районе с нелегальным переходом границы, так вот…
Все началось с погрузки в многострадальный, везущий за неадекватные деньги и, как оказалось, постоянно ломающийся уазик. Но грех жаловаться, трудовая тачка взяла на борт наши полтонны экспедиционного груза, всех нас - 7 человек и водителя. Да сохранит аллах его здоровье. Тронулись из Бишкека с утра. Дорога обещала быть легкой, по описаниям наших предшественников 2 дня на машине с комфортной ночевкой в городе Нарын. 600 км, почти все по асфальту за исключением последних ста километров. Где дорога должна переходить из грунтовой в сложную, потом в плохую, потом в доступную только матерым внедорожникам. Собственно за этим на уазик и понадобился.
Глохла наша машина каждые километров 40, меняли мы ей и бензонасос и фильтр и в карбюратор залезли. Но сага не об этом. За два дня не доехали. Остановились в степи, район уже наш как на ладони - красота. Решили форсирование реки оставить на утро, на свежую голову. Высота тем временем приблизилась к 3500, что не играло на руку груженому уазику. Наутро, наш водитель Женя, проигнорировав все увещевания бывалых водителей, переехал вброд речку шириной примерно метров в 150 и довез нас до места где, судя по следам, размещались предыдущие экспедиции. Попрощавшись, быстро поехал форсировать речку в обратном направлении, пытаясь успеть до надвигавшегося стеной дождя. Отделались легким испугом, откапывали уаз в болоте всего только один раз, справились за час отлично. Но рассказать я, конечно, хочу не об этом совсем.
Огляделись, до гор еще очень далеко. Ходить отсюда на подход не очень приятно. Решаем перенести базовый лагерь поближе «вооооот к тому камню». Оказалось до него два часа хода. Последующие два дня развлекались переноской грузов к месту лагеря. Очень полезно для акклиматизации. Идешь, гуляешь на высоте 3700 с небольшим рюкзаком килограмм 25-30. Тем более погода, по традиции, на заброске стоит хорошая. Как выдерживают это девчонки, я не знаю?
Место базового лагеря просто отличное: огромный камень закрывает лагерь от холодного ветра с долины, вода рядом, ребята с Москвы даже туалет построили в пару лет назад с видом на горы.
До гор рукой подать.
Начинаем акклиматизационные выходы. А, да, совсем забыл вам представить участников экспедиции: команда «Кызыл-Аскер»: Хвостенко Олег, Терехин Василий, Парфенов Саня. И наша команда: Попова Марина, Бабушкина Олеся, Прокофьев Денис, Сысоев Вова. Ну, команда Олега, (конечно, капитан Олег) сразу убежала ночевать на 4300, мы же ограничились 6-ти часовой прогулкой по местным холмам с подъемом на 4300 и медитацией на этой высоте. Все-таки сказывались два дня работы под рюкзаком.
Ура, долгожданный день отдыха. Но с Васей так просто не отдохнешь – шило у него что ли в одном месте, уже собираемся на следующий выход - пик Экстази 4800. Бредем целый день сначала по закрытому леднику потом по гребням ночевка на вершине. В этом году это можно считать уже классика. По нагрузке прогулка на пик Амангельды легкая забава. Как девчонки это выдерживают?
Ночуем в новеньких палатках RedFoxsolo все отлично, правда командой в 4 человека тесновато.
Ночью, как водится, непогода: снег, с утра туман, спуск не видно. Но решаем идти вниз. В результате в тумане, где-то промазываем, из-под ног уходит большая-мокрая, обнажая лед. Делать нечего, самый безопасный спуск - по чистому льду, шаг вправо-влево склон не выдерживает даже меня. В результате порядка 10 дюльферов, и мы уже на другом леднике. Отличное колечко получилось. Начинали-то мы с другой стороны горы.
В лагере нас ждет арбуз, пиво и вечер под аккомпанемент новенькой Вовкиной гитары чисто китайского производства.
Отоспавшись, начинаем готовиться на гору уже по-серьезному, девчонки оттачивают шлямбурную технику на ближайших камнях, проверяем платформу, снаряжение, в таких горах мелочей не бывает – полная автономка, это мы поняли, когда у нас сломался наш«спутник».
Но долго ли, коротко, а выходить надо. Заряжаемся на 10-12 дней. Лагерь придется бросить. Что будет там за перевалом? Мы не знаем.
- «Сань ты уверен, что два энергетических батончика на день это нормально?»
- «Да конечно - это же пауэрбар, тем более у нас все рассчитано».
Эти слова я вспоминал следующие 20 км, которые мы брели по закрытому леднику с уже традиционным грузом в 30 кг - это у девочек, постепенно подымаясь на высоту 4700.
-«Дэн, давай отдохнем, водички попьем»?
-«Да, Марин, сейчас….»
- «Дэн а вот эта стенка потянет на 6а?»
- «Потянет, Олеся, но нам дальше».
Стемнело, как только мы перевалили в Китай. Тут же, соблюдая законы дырявой кармы, началась гроза со снегом. Мыслей останавливаться уже не возникало. В свете фонаря только следы снегоступов ушедших вперед ребят, Олега и компании. По связи они уже дошли до морены и ждут нас, ставят палатку. На коду Вова проваливается в трещину.
Дошли.
Утро, погода звенит. Парни убегают смотреть на стену. Через полчаса ее закрывает снежным зарядом.
- «Стену видели»?
- «Нет, но погуляли».
Мы решаем отдохнуть и осмотреться.
Стена Кызыл-Аскера полностью залеплена снегом и льдом скалы почти невидно.
Маршрут, который нам казался идеальным на фото, выглядел сплошным нагромождением ледяных фигур и снежных карнизов.
Погода в районе крайне неустойчивая, вспоминаю слова, прочитанные в одной из статей.
- «Олег, что скажешь?»
- «Нуууу…., у нас то маршрут поровнее, почти вертикальная скала без буераков, не так как у вас».
-«Огребемся»?
- «Нуууу…. Вы подумайте, конечно».
Решаем выбрать маршрут по силам, ведь в команде две девчонки. Хотя Марину пришлось довольно долго уговаривать. Она у нас боец.
Еще полдня отдыха и заброска под нашу стену.
- «Я не могу маршрут рассмотреть до конца».
- Олесь ты сними рюкзак, тогда каска не будет мешать смотреть тебе на стену».
- «Тогда я могу упасть».
Короче, стена Great Walls of China: вертикальная - как мы любим, много сложного рельефа, карнизы, нависания. По описанию перепад около 800 метров, хотя точно никто не замерял. Абсолютная высота около 5200 м. Нам подходит. Собирая информацию о районе, я наткнулся на описание этой стены. Странно, 5 попыток и все безуспешные. Потом выяснилось, что команда Дашкевича тоже пыталась пройти стену – неудачно. Голландцы взошли на вершину справа по ледово-снежному склону, ныли, что сложно и опасно. Но стена чистая, ни одного маршрута. Ясно, делаем попытку прохождения первого маршрута по восточной стене GWC. В бинокль намечаем линию. Система щелей защищена огромным внутренним углом- карнизом. Летит справа, слева на маршрут не попадает.
- «За сколько пролезем»?
- «Дня три - четыре минимум».
Ночевок нет. Платформа, без вариантов.
-«Кто-нибудь верх видит? Там вроде ледовая речка перед крышей».
Видно плохо, высоко. Ладно, долезем, там разберемся.
Наутро стартанули. Решили, что каждый будет работать первым в свой день. Под вечер возможна смена. Такие уж у нас правила в команде. Лидирует Олеся, сразу попадаем на нависания, но рельеф хороший, промытый водой гранит, в основном лезем на камалотах. У второго рюкзак. Весь основной вес ложится на третьего и четвертого. У меня баул 100 литров практически под завязку набит нашим скарбом, У марины еще один рюкзак и платформа. Светит солнце – хорошо, но пуховку снимать не хочется. Через пару часов, где то наверху, что-то тает на солнце и из щелей начинает просто фонтанировать вода, вот это номер. Станция, на которой я вишу под водой баул тоже, носки ботинок скрываются в потоке. Марина внизу пока прячется под карнизом за водяной завесой, но уже понимает, что ей подниматься придётся через водопад. С трудом откачиваю баул на перильной веревке в сторону.
После двух часов солнце уходит со стены, лед продолжает сыпать с крыши непрерывно. В нас он не попадает, мы защищены карнизами.
В этот день отработали пять веревок с листа, поднялись и поставили платформу на верхнем конце последней веревки. Олеся молодец, смотрит усталыми глазами. Я понимаю – налазилась на сегодня. Как только у них хватает сил на все это?
Все в платформе можно расслабиться, попить, поесть, натопить воды на утро. Платформа – чемпионка, мы уже с ней второй год ходим. У нее на фюзеляже уже будет четвертая шестерка. В активе Стальной ангел и первое место в снежно-ледовом классе. В общем, делали для себя, собирается в баул, ставится на вису минут за пятнадцать, довольно просторная и удобная.
Висим в основании огромной плиты из черного гранита. Плиту рассекает тонюсенькая косая трещина под крючья, края трещины слегка разваливаются.
Дальше путь замыкается карнизами и подводящими к ним нависаниями. Есть где поразвлечься и первому и второму,и всей команде с грузом. Ну, что ж. завтра лезть Марине. Думаю, как подготовил народ, так и будет, но пробиться должны.
Вова:
- «Дэн ты видел куда лезть? Сплошные нависания».
- «Ну да».
Марина:
- «Как спускаться-то будем? До стены не достать».
- «Говорю не бывает гор с сплошным нависанием. В Целом градус должен быть не больше 90».
Договариваемся, что будем забивать шлямбур каждые 60 м или чаще, чтобы было куда стремиться на дюльферах.
Дальше стало понятно, почему затыкались попытки предыдущих восходителей. Рельеф обеднел страховка в основном на якорях. Если лезть лазанием, то участки от 7а. станции висячие, в общем все атрибуты 6Б по-русски. Выручали якоря с отгибом, которые делали сами в красноярских мастерских.
Конец дня - взгляд Марины, меняемся. Еще два часа работаю, дохожу до конца внутреннего угла.
Заканчиваю работу под водопадом. Становится понятно, что если я его не пройду сегодня и не выкину веревки за угол, утром веревки превратятся в кусок льда, станут не пригодны для подъема. Станция. На куртке уже хрустит лед. Ребята уже повешали платформу в сухом месте. Веревки висят в 3м от стены.
Ну, вот еще 300 метров.
Отлично идет сало. Это я про еду, подняли наверно килограмм на высоту 5000 м.
Завтра работает Вова. У него сложная часть с ориентированием. Дальше маршрут уже не видно было в бинокль. Далеко придется лезть наобум по рельефу, который просматривается.
С ориентированием вышло как обычно. 60м пролазим по явно выраженным углам и трещинам. Потом пол дня Вова лезет, но падает. Рельеф обеднел настолько, что хоть бей скайхучную дорогу в небо. Часам к четырем дня становится ясно, что пути к вершине в этом направлении нет. Вешаем платформу, снимаем часть веревок. Завтра пробиваться наверх придется мне.
Третья ночь в платформе как всегда самая тяжелая, сознание еще не до конца перестроилось к этой нескучной жизни на весу и страстно хочет вниз. Но гору добивать нужно.
С утра лазание начали по залитому льдом камину, который снизу мы приняли за ледовуюречьку. «Он точно выводит наверх» - говорю я себе, работая инструментами. Метров через 30 камин превращается в офвид. Смотрю вниз - один бур, несколько якорей. Лед трухлявый, пузырчатый, инструмент не держится.
«Лезть по залитому офвиду не получится»,-думаю я. И перехожу в еле заметную трещинку под якоря. Якоря бьются плохо, заходит только кончик. Незаметно перешел на скайхуки. Небольшой траверс и «пошла родимая». Разгребаю из-под снегольда щелку, уводящую правее.
«Ну, господи помоги» - думал уже не пробьемся. Заканчиваю веревку. Дальше опять камин залитый льдом. Два удара инструментами, бур. Дальше лед не позволяет работать молотками и страховки организовать не получится. Щель залита льдом и шире, чем самый большой кам.
Придется лазанием. Вспоминая родные Столбы, полез. Метров через 12 удалось поставить четверку. Дыхание, пульс зашкаливает. Еще веревочку? Уже виден перегиб залитый льдом карниз. Какие летние горы? Какие скальные туфли? Кто выдумал этот миф?
Выручают родные эксцентрики, которые держат в обледенелых щелях.
Вот еще. Из расширения щели на меня вываливается такой внушительный булыжник. Принимаю на колени, держу руками.
Взгляд вниз. Ниже на станции Марина, Вова, еще ниже Олеся на перилах. Понятно, что такой здоровый я через них не переброшу, держать долго тоже не смогу. Придется положить его на место. Пускай подождет другого часа.
Еще немного, переваливаю через перегиб – крыша. Подходят ребята. Еще 140 метров льда и мы на гребне.
Как вы думаете, о чем думают альпинисты, стоя на вершине?
Вы вот о чем думаете?
Как тут красиво. Мы герои.
Нет, альпинисты думают как отсюда быстро и безопасно спуститься. :о)
С погодой повезло, нам открывается замечательный вид на Кызыл-Аскер и окружающие горы. Пейзаж потрясающ. Много вокруг нехоженых стен, есть горы, куда не ступала нога человека. Рай для альпиниста, который не превратиться в Мекку еще долгое время.
Фото на вершине.
Спуск вниз. Порванная Вовкой веревка – жалко. Еще одна ночевка в платформе на спуске. Перипетии косых дюльферов по нависаниям.
Стоим на леднике.
Все.
А что до девчонок, так они отработали на все сто. Повезло мне с командой. :о)))
Фото: из архивов команды
Спонсоры проекта:
Компания RedFox - экипировка команды одеждой.
Академия зимних видов спорта Краноярск - финансирование проекта.
Школа ИТО - якорные крючья, фифы.
Компания Рокпилларс - подвесная платформа
(Марина-Олеся - это сарказм, ничего личного)
Похоже, действительно одинаково. Если неправильно нарисовал, Миша Дэви поправит.
Как точно то))
А участники вправе писать категорию, исходя из своего опыта и своих впечатлений о маршруте.
:-)))))