В статье Дениса Прокофьева об аспектах использования якорных крючьев много спорных утверждений. Так как Денису мои замечания к его статье не понравились, и он депортировал меня в «игнор» не снизойдя до объяснений, приходиться писать отдельную статью.
Я не считаю себя новичком в горах. Но, то с чем я столкнулся несколько раз вызывает у меня по меньшей мере вопросы и с помощью профессионального сообщества я хочу, понять – что не так.
Тридцать лет назад, на Памире, с восхождения высшей категории сложности на пик Клары Цеткин (6641 м) из пяти участников группы вернулся в базовый лагерь только один. За это время выросло поколение альпинистов, большинство которых ничего не знает об этой трагической и неординарной истории. Но мы-то помним…
Всем привет. Я думаю, многие уже знают, что такое якорные крючья, и нет необходимости рассказывать, как они незаменимы в горах на сложном рельефе.
Если мы возьмем трещины примерно от 1 см и шире, то в ход у нас пойдут, прежде всего, френды, стопера, эксцентрики, которые являются основным арсеналом горовосходителей по сложным скальным стенам. Но если трещины становятся штириной 3мм - 1см, здесь в ход идет уже страховка на микростоперах, коперхедах и крючьях разного формата. Здесь страховка может стать весьма проблематичной. Почему?
Попытка Валентина Божукова стартовать с пика Победы на параплане. 27.08.1989 18-30
Предчувствуя скорый развал Союза Нерушимых, мы решили выжать из маршрута по максимуму, чтобы не было потом до соплей обидно, что не сможем туда уже попасть. Части рассказа об этом походе я уже публиковал почти шесть лет назад, но с тех пор все фотографии поросли эдельвейсами. Кроме того были ещё оцифрованы слайды, а в закромах я обнаружил свой дневник, считавшийся утерянным. Под несколькими слоями расписанных пуль, был обнаружен текст, который удалось перевести на русский язык, тем самым уточнив даты и события.
Теперь эту сентенцию о пройденном маршруте хочу предложить вашему вниманию. События описываются без купюр и приглаживания. Постараюсь быть лаконичным и не растекаться фразами в описаниях малозначимых событий, но об интересных моментах расскажу подробнее. Сразу упомяну, что, как и в 88-ом, мы опять шли на «дровах» с печками, полностью отказавшись от примусов и используя на высотной части сухой спирт, полиэтиленовые пакеты и рваные носки.
– На что книжка? Все равно забудешь. Да и не трудно забыть – слова мудреные, дикие. Озеро называется Манасаровар, а реки – Пенджаб, что значит пятиречье. Слова тебе эти трудны, а вот ты припомни: пиджак и мы на самоваре. Ну, не забудешь? (Вл. Гиляровский)
Есть на этом свете гора, почитаемая сразу в нескольких религиях – буддизме, боне, джайнизме и индуизме. Это Кайлас (Кайлаш), один из пиков Трансгималаев, находящийся в Тибете недалеко от стыка границ Непала и Индии. Говорят, на его вершину не ступала нога человека.
Если верить интернету, разрешение от китайцев на восхождение на Кайлас получили всего несколько человек в разное время, в том числе один из величайших альпинистов в истории – Райнхольд Месснер. В итоге все отказались идти на гору. Кто, как Месснер, по причине веры, кто – из-за протестов верующих.
Мне довелось видеть "живьем" другую такую гору (до Тибета вообще и до Кайлаcа в частности мечтаю добраться) – это Мачапучарре в Непале. На нее единожды совершили подъем – в 1957 году, но из уважения к религиозным чувствам местных жителей альпинисты не дошли до вершины пятидесяти метров, после чего восхождения запретили. Глядя на этот пик, я думал: а если представить, что появится альпинист, ничего не знающий об этом мире, не разбирающийся в религии, то есть просто чистый лист. И ему скажут, вот, мол, есть гора, на которую никто не поднимался. И он полезет на нее, не ведая, какое огромное значение она имеет для миллионов людей. Получится у него или нет?
Тогда я не знал, что такая ситуация, видимо, стала реальностью, и довольно давно. В ходе работы над переводом книги "Тайная война ЦРУ в Тибете" пришлось много искать в архивах ЦРУ, и всплыла интересная история…
Озеро Манасаровар и гора Кайлас. Фото найдено в сети
Читать далее здесь
Состоялся очередной открытый Конкурс на лучшие книги о горных, экстремальных и приключенческих видах спорта, который вот уже лет 15 ежегодно проходит в рамках международного кинофестиваля «Вертикаль».
Про моё отношение к восхождению на Эльбрус с юга
На Эльбрус я никогда не хотел. Одинокий свободный рейнджер не таскается проторенными тропами, тем более по скучному южному маршруту. Для меня маршрут с юга — та же сопка, только в 5 раз выше. Унылое плетение по склону на протяжении двенадцати часов (в обе стороны) меня никогда не прельщало. Тем более под аккомпанемент тошнотиков или головной боли, если вдруг случится. Лично по мне гораздо прикольнее технические маршруты на горы поменьше, где и голову включать надо, и ножками-ручками поработать.
У тура на пике Сталина. 01.09.1957 г.
В 1957 году 10 альпинистов из экспедиции ДСО «Буревестник» под руководством Кирилла Кузьмина совершили восхождение на пик Сталина (7495 м.) с ледника Беляева через пики Куйбышева и Душанбе.
Более подробно об этом можно прочесть в книге К.К. Кузьмин гидроэнергетик-альпинист. Некоторые места в дневнике мне показались забавными, и я решил их здесь опубликовать, выделив жирным шрифтом. Мои комментарии написаны курсивом.
19 марта в Москве умер Петр Васильевич Зарубин. Турист, альпинист, полярник, физик-лазерщик.
С конца прошлого года я занимался поиском некоторых материалов о его походах. И уже после его смерти уважаемый В.Г.Ляпин нашел и прислал мне дневник одного из этих походов, чтобы выложить на tlib. Я решил заодно сообщить об этом здесь и стал искать для вводной статьи информацию о его биографии. Наш председатель МКК дядя Коля Рязанский прислал мне несколько файлов. Я их открыл… и тут кончилась обыденность и началась фантастика.
Итак, Петр Васильевич Зарубин родился в 1932 году в городе Париже. В семье советских разведчиков-нелегалов Елизаветы и Василия Зарубиных.
Тут несколько дней назад обсуждалось его применение в горах. Я по личному опыту рассказал о нескольких известных мне случаях серьезных проблем с сердцем после его приема. По моим представлениям, ситуации были близки к остановке сердца, хотя во всех случаях пострадавший выжил. 2 случая произошли на моих глазах. Еще один - в группе, которой руководил мой товарищ. Еще об одном написал здесь же один весьма известный альпинист.
Горелки, будь то жидкотопливные или газовые, являются неотъемлемым атрибутом туристов, горников, альпинистов, спелеологов и всех тех, чьи маршруты лежат вне зоны леса. А в горах при отрицательных температурах, когда вся жидкость находится в замерзшем состоянии, горелка является единственным способом добыть воду, и одним из основных средств выживания. При наличии дров, в малой группе, горелки очень экономят время, что еще более актуально если это спортивный поход, а не матрасная вылазка на шашлыки. Лично для меня, костер является больше средством для привнесения уюта и романтики в вечерние посиделки после тяжелого ходового дня, а так же средством согреться в холодное время года, просушить одежду, но не основным способом приготовления пищи. Более того, в некоторых местах костры и вовсе разводить запрещено.
Основными видами топлива для горелок является бензин, газ и спирт. Соответственно и конструкция горелок на разных видах топлива различается существенно. Давайте рассмотрим плюсы и минусы тех или иных типов. И поближе взглянем на некоторые из них.
Связь с внешним миром в походе через спутниковый треккер
В этом году два раза ходил в поход с спутниковым треккером SPOT G3, брали его вместо спутникового телефона.
Перевал Калак-таш
Кто ездил по тракту из Оша в Мургаб или обратно, наверняка смотрел на восток. И обратил внимание на небольшой горный райончик между отходящими от тракта на восток дорогами на Рангкуль и Кызыл-Рабат. А некоторые даже в карту смотрели.
Схема ледника Сагран из статьи
Это завершение публикации статьи В.В.Немыцкого о его экспедициях из юбилейного сборника к 25-летию советского альпинизма "К вершинам советской земли", 1949, Географгиз. (начало см. в http://www.risk.ru/blog/209913, http://www.risk.ru/blog/209894 и http://www.risk.ru/blog/209936)
ПАМИР И ПАМИРО-АЛАЙ
Горы Памира и Памиро-Алая расположены главным образом на территории Таджикистана и лишь в самой северной части соприкасаются с Узбекской и Киргизской ССР. Эти горные системы удобно разделить на четыре группы: 1. Гиссаро-Зеравшанская и Туркестанский хребет. 2. Западный Памир (хребты Петра Первого, Дарвазский, Ванчский и Язгулемский). 3. Восточно-Памирские хребты. 4. Южный Памир (Рушанский, Шугнанский и Шахдаринский хребты). Все эти хребты лишь в сравнительно небольшой степени подверглись альпинистскому обследованию, да и вообще они еще мало изучены. Во всяком случае, никакого сравнения с Кавказом, да и с Заилийским Ала-тау! Остановлюсь кратко на моих путешествиях в Гиссаро-Зеравшанской системе; их было три: в 1932, 1934 и 1940гг.