Еще один "новый" район Памира!

Пишет entv, 28.11.2016 10:37

Еще один "новый" район Памира! (Горный туризм)
Перевал Калак-таш
Кто ездил по тракту из Оша в Мургаб или обратно, наверняка смотрел на восток. И обратил внимание на небольшой горный райончик между отходящими от тракта на восток дорогами на Рангкуль и Кызыл-Рабат. А некоторые даже в карту смотрели.

Но все было грустно. До 2011 года была неурегулирована линия границы СССР, а затем - Таджикистана с Китаем, из-за чего режим посещения района был крайне жестким.
А ведь, кроме самих гор, в этом районе находится еще и вошедшая в легенды пещера Мата-таш (см.,например). И много других интересных пещер. Да и заезд в район - проще некуда.
Мы, когда на Новый Год 2016 год катались (или копались?:-) на джипах по Памиру и Тянь-Шаню, решили заодно заехать ненадолго туда посмотреть. Но с севера и юга зимой глубоко заезжать побоялись. А на востоке уперлись в новую линию таджико-китайской границы (см., например, здесь. ) На местности она, похоже, идет по долине Нагаракум, затем через перевал Бельутек и по долине Каратурук-Джилга. Точнее выяснить пока не удалось.
Однако завершение демаркации границы привело к смягчению режима посещения района (хотя, видимо, все равно нужно дополнительно оформляться в погранотряде в Мургабе). А строительство международной трассы Мургаб - КПП Кульма-Карасу по южному краю района еще облегчило заезд.
Так что даже стало обидно, что туда не ходят. И тут неожиданно ко мне в руки попал отчет А.В.Курсакова из Балашихи 1992 года. Нет, все-таки там туристы бывали!
Очень своеобразный поход! Комбинированный горно-спелео - редкое сочетание! Рельеф района - скально-осыпной. Горная пустыня. Воду надо искать в родниках, а иногда - нести с собой. Зато по долинам есть тропы и могут быть юрты пастухов.
Высоты - до 5000м. Зато долины почти на 4000. Перевалы по нынешним меркам - в основном от 1А до 2Б. Посмотреть отчет подробно можно на tlib.ru.
Изучение отчета показало, что до этой группы там было еще несколько детских походов, проведенных СЮТур-ом г.Балашихи в 87-89 годах. Правда, пока о них ничего узнать не удалось. А поскольку детские походы в совсем неизвестные районы не приветствовались, видимо, до этого там и еще кто-то ходил.
Так что вот желающим еще район для первопрохождений. Великих достижений там совершить не удастся, но район необычный и интересный.
Кстати, в готовящуюся новую редакцию "Перечня перевалов.." этот район постараемся включить отдельным подразделом хребта Музкол.