Якорные крючья. Аспекты использования. Послесловие.
В статье Дениса Прокофьева об аспектах использования якорных крючьев много спорных утверждений. Так как Денису мои замечания к его статье не понравились, и он депортировал меня в «игнор» не снизойдя до объяснений, приходиться писать отдельную статью.
Некоторые высказывания Дениса не корректны и являются подтасовкой фактов и цифр. Так, в начале статьи он сравнивает надежность обычных скальных крючьев и якорей. При этом, по справедливому замечанию Сергея Надточего (terrorist) для якорей берет результаты испытаний «механической прочности якорей», а не «несущей способности якоря, как "элемента страховки"», т.е. не рассматривается надежность якоря, забитого в трещину скалы.
Но Денис сравнивает результаты испытаний прочности самих якорей с несущей способностью забитых в скалу обычных крючьев. При этом для доказательности своей правоты эти данные значительно занижает:
«В случае классических крючьев ситуация выглядит не намного лучше. Крюк типа «лепесток», забитый в вертикальную щель, держит ни много ни мало 400 кг, а в горизонтальную порядка 800 кг. То же относится и к крючьям типа «швеллер».»
Вот несколько другие цифры (Захаров П.П., Степенко Т.В.-М.: "Физкультура и спорт", 1989 г) : ) :
По данным комиссии УИАА, хорошо забитый твердый крюк может выдержать рывок до 2000 кг.
Несущая способность мягких крючьев в значительной мере обусловлена трением о стенки трещины. При увеличении нагрузки крюк изгибается. Сила рывка при этом работает на вырыв и крюк легко выскакивает. По данным комиссии Госкомспорта СССР
Место забивки крюка «Мягкие» крючья «Твердые» крючья
в вертикальной трещине 300-1000 кг 500-1500 кг
в горизонтальной трещине 600-1500 кг 1000-2000 кг
При этом здесь указывается не механическая прочность крюка (она значительно выше цифр в приведенной таблице), а несущая способность забитого в трещину крюка, зависящая не только от прочности крюка, но и от ряда других факторов (прочности породы, вектора нагрузки, правильности подбора крюка по длине и толщине и пр.).
Мягко говоря, подтасовка понятий и подмена результатов – налицо. Надежность хорошо забитого скального крюка и надежность хорошо забитого якоря – сопоставимы. Так же как ненадежность плохо забитого скального крюка и ненадежность плохо забитого якоря.
Ну а если рассматривать надежность якоря в косой или горизонтальной трещине, то она стремительно катиться в пропасть вслед за сорвавшимся на такой «точке» альпинистом. Здесь уместна цитата из статьи Дениса: «Страховка такого типа может привести к проблемам при срыве, ведь срыв даже с фактором, далеко отличающимся от фактора 2, может привести к потере точки страховки, она просто не выдержит нагрузки, вылетит из щели. А если у вас встретился участок с таким рельефом длиной 20 метров или 50 метров, то полет может продолжаться до станции.» В отличии от забитых в те же щели по прежнему надежных обычных скальных крючьев.
Ну и вопрос экологии. Не учтен еще один аспект: сохранение скал для будущих поколений. Якоря убивают скалы. После нескольких забивок в одно место трещина разбивается даже в граните, а в известняке и подавно.
В Англии применение даже обычных крючьев запрещено: только закладки. В Чехии на песчаниках и обычные закладки запрещены: только узелковые. А мы гробим скалы якорями: у нас скал много, не жалко! Там, где к природе относятся бережно- там СООБЩЕСТВО КЛАЙМЕРОВ запрещает то, что вредит скалам. А где живут по принципу "После нас - хоть потоп!"- там можно все.
В «Тирольской декларации о хорошем стиле» статья 7 п.7 сказано «Мы минимизируем повреждение скал, используя самую щадящую для скал технику страховки.» ФАР - член УИАА, и мы обязаны выполнять принятую конференцией УИАА декларацию.
PS: Доберусь на днях к Морчеке, сделаю фото разбитых якорями щелей.
PS2: Я не святой, я грешник как и все. И тоже использую якоря. Но стараюсь это делать только тогда, когда других вариантов нет.
PS3: Якоря - не "панацея от всех болезней". И они вылетают при срывах. Как и закладки, френды, скальные крючья...
Простите, что не про якоря.
А еще, как я себе вижу, молодое поколение могло бы немного больше прислушиваться к старшим, тем более к мнению практикующих и сегодня.
Опять же если говорить о Тирольской декларации, то европейцы понимают ее как-то странно. У них в горах почти нет болтов, зато полно ржавых крючьев, которые никто не выбивает (видимо, чтобы не портить скалу) и они там планомерно гниют. А когда сгнивают совсем, то кто-то не выдерживает и бьет еще один крюк рядом. Вообщем выглядить это ИМХО не красиво и странно. Уж лучше чуть подраздолбанные якорями щели.
P.S. И, кстати, просто поставленный или только слегка подбитый якорь (особенно пружинный, как красноярские от Камикадзе) очень плохо держит срыв. Его выворачивает.
ЗЫ: Кстати V-образные и швелера ИМХОи портят скалу сильно больше якорей.
ЗЗЫ: Все зависит от щели. Я несколько не агитирую просто их ставить как скайхук (хотя в том же Крыму есть каверны куда он так с лазанья и ставится и прекрасно все держит), но ведь и говорить, что хорошо посавленный якорь - это только тот, который забит по самую голову с характерным звуком, мне кажется не верно. Он все таки вперуваю очередь работает за счет давления но точку, а не за счет трения о края трещины.
Я бы с Вами, Алексей, согласился, да есть две причины не делать этого:
1. Личный опыт использования якорей (использую их с момента появления)
2. Наблюдение за многолетней деградацией трещин от использования якорей в Крыму.
"Често сказать уже давно не видел, чтобы кто-то носил на маршрут крючья отличные от якорей"
Это Вы об эсэнговскихх альпинистах? Да, здесь Вы правы: якоря у нас рулят! Но буржуйские альпинисты глупы и не прогрессивны: крюконоги не используют, фифы не используют, до сих пор на маршруты берут скальные крючья в ассортименте, а якоря у них вовсе на наши не похожи ни формой, ни материалом. Почему?
2) Деградация трещин от якорей в Крыму имеет место быть. И в большинство из этих трещин поставить какой либо другой крюк обычно затруднительно. Если говорить про Крым, туда обычно вместо якоря можно примостить микростоппер, только вот выбирая на что падать, я бы выбрал бы якорь.
3) Да, я про СНГшных альпинистов. То что наши зарубежные коллеги используют кучу скальных крючьев вместо более универсальных якорей, а также используют толстые топорки от BD, происходит скорее от незнания и отсутствия положительного опыта использования, чем от большого ума.
из пластины клиньев до гнутых из листа,и их воздействие на скалу будет разным. И опять же зависит от материала. ВТ1 портит много меньше, ВТ4 - значительно больше. И еще зависит от способа выбивания: выдергой по оси- меньше, расшатыванием в щели - больше.
2. Мы об экологии, а не о средствах страховки.
3. "зарубежные коллеги используют кучу скальных крючьев вместо более универсальных якорей, а также используют толстые топорки от BD, происходит скорее от незнания и отсутствия положительного опыта использования, чем от большого ума." Навеяло: "Если вы гражданские такие умные, то почему до сих пор строем не ходите?"))) Это я как бывший военный. Т.е. Вы считаете, что фифы (скальные и ледовые), якоря и пр. им незнакомы? Для этого нужно быть глухим и слепым: общение и обмен опытом идут постоянно. Через Гогена, например, Бабанова, и др. Вот ледобуры, например, они мгновенно подхватили, улучшили, выпускают и с радостью используют.
— Но если я забью якорь в скалу, она же испортится!
— А если ты не забьешь его, тогда испортимся мы!
Мне кажется весь этот разговор, особенно когда начинается обсуждение отдельных форм и материалов отдает определенным лукавством. Тогда надо было так и писать: пользуйте мягкие крючья и выдергу. Зачем акцентировать на якорях.
3. Если они европейцы такие экологичные, по почему район Тре Чиме Гранде или Пелиштейна выглядит как музей невыбитых ржавых крючьев под открытым небом? На Тре Чиме есть практически рельсы забитые в стену, есть места где 3 крюка забиты в одну щель на расстоянии 15 см: первый гнилой и порванный, второй так сяк, а третий новый. Видимо у ребят не было выдерги, и чтобы не портить скалу они решили просто засандалить новый жесткий V-образный гривель, который мягкую породу Доломитовых альп не портит, а только украшает.
В обсуждаемой статье с якорями сравниваются мягкие крючья а не твёрдые.
КМК, это некорректно. Ибо, физика работы мягких и твердых крючьев - различна.
Сравнивать же надо - однообразное.
Якоря ведь делаются не мягкими а твердыми? Значит и сравнивать их свойства надо с твёрдыми крючьями.
Экология и сохранность скал - дело нужное.
Сохранность жизни людей в горах - не менее нужное.
Если пользователи инструментов будут лучше понимать физические механизмы их работы - будет лучше всем. И людям и природе.
Наверное в мире Российского и Международного альпинизма уже все сделано и решено, если перешли на экологию использования крючьев... Мусор убран, тела спущены, правила все соблюдают.. можно перейти и на запрет крючьев.
Можете закидать меня грязными тряпками, но в споре нужно аргументировать фактами, цифрами и расчетами. У Дениса они есть. Критикуешь-предлагай, предлашаешь-делай, сделал- отвечай...
Всем добра!
На Вас тряпок не напасешься!))) "в споре нужно аргументировать фактами, цифрами и расчетами. У Дениса они есть. " О том и речь, что цифры как бы не совсем корректные!
А вообще, Вы много правильных слов сказали. Особенно понравилось "Критикуешь-предлагай, предлашаешь-делай, сделал- отвечай..." Это по-нашему. Прям лозунг времен СССР! Надо бы запомнить, и при случае использовать в споре с оппонентами: развелось критиканов, однако!
Работа выдергой значительно упрощает вытаскивание якорей и сохраняет скалу.
"1. Мы провели исследование лабораторное, вот результаты в обработанном виде и выводы. Ознакомьтесь.
2. Имеются следующие аспекты использования якорей."
Знайте и применяйте это все, и проживете длинную и счастливую жизнь. При срыве вы не выдернете все точки и не умрете (это от меня)
Что Вы хотели сказать?
1. Денис поставил меня в игнор-лист.
2.Он не прав.
3. Якорные крючья разрушают скалу, и Денис не прав.
Все, не считая начала п.3 неприятный и грубый троллинг.
После таких "ответов" и "реакций" опытного альпиниста на ИНФОРМАЦИОННУЮ статью, которых почти нет сейчас на ресурсе, нет желания вообще ничего писать на риске.
Вот такое у меня впечатление от Вашего поста.
Будем все исследования крючьев оставлять для себя, вот и все.
Да, обычные крючья держат нагрузку, одна проблема - они вылетают гораздо проще. Не разрушая скалу, а разрушая здоровье и жизнь. На сложных маршрутах, в нормальных горах никто практически не использует никаких крьчьев, кроме якорных, потому что это безопасно. Хотите жить, бейте якорные крючья и выкидывайте все остальные. Не на захоженных маршрутах Крыма. А в нормальных горах, на сложных маршрутах, если не хотите там остаться навсегда. У меня все.
Грубо, но все так и есть.
Что хотел сказать Денис в своей статье? Возможно, Вы правильно обозначили основные его цели (хотя главную не назвали – реклама ваших якорей и Школы ИТО). Возможно. Но вот по поводу меня Вы глубоко заблудились, ибо я хотел сказать:
1. Денис (как, впрочем, и Вы, девушка) вводит сообщество в заблуждение, утверждая, что якоря выдерживают при срыве нагрузку значительно большую, чем обычные крючья. Что бы убедиться в этом, надо все- таки напрячься и прочитать мою статью. Те, кто её прочитал - убедились и согласились. Обычный крюк из твердой стали держит столько же, сколько и якорный.
2. Среди обозначенных Денисом аспектов не освещен один: якорные крючья разрушают скалу. Разрушают.
3. Указанное в п1 и п2 говорит либо о преднамеренности обмана, либо о низкой квалификации в области обеспечения безопасности. Выбирайте.
Вы говорите о моей плохой реакции на якобы ИНФОРМАЦИОННУЮ СТАТЬЮ. Так и есть. Ибо информация недостоверная.
Троллингом я называю статью Дениса, и Ваш комментарий. Преднамеренно вводя молодых членов сообщества в заблуждение, вы (т.е. Денис и Вы) троллите тех, кто в теме. Ведь Денисом и Вами движет вовсе не желание спасти сообщество от массового суицида путем использования обычных крючьев вместо якорей. Вон, буржуины, якоря не пользуют, и ничего, живы до сих пор. И особо не страдают от отсутствия якорей.
Особенно мне понравилось Ваше: «При срыве вы не выдернете все точки и не умрете!», Красиво и впечатляюще звучит. И что, много уже убилось по этой причине (вырыв всех точек)? Есть статистика? И по якорям есть? Или опять только голословные, но красивые утверждения?
И еще, тоже неплохо сказано: «Да, обычные крючья держат нагрузку, одна проблема- они вылетают гораздо проще. Не разрушая скалу, а разрушая здоровье и жизнь!» Красиво, и патетично! Только непонятно: если крючья нагрузку держат, то почему вылетают? Должны или держать, или вылетать. И если Вы согласились, что они нагрузку держат, значит – не вылетают. А раз не вылетают, то и здоровье с жизнью не разрушают. Как то так. Что-то одно.
«Хотите жить - бейте якорные крючья и выкидывайте все остальное!» И как только предыдущие поколения без якорей осваивали Фаны, Ворзоб, Каравшин, Аксу? Наверно, жить не хотели, не дождались появления якорей. И, что удивительно, выжили! А бедные иностранцы до сих пор рискуют своими жизнями без якорей! И что удивительно: ходят сложнейшие стены, паршивцы!
«Не на захоженных маршрутах Крыма»- т.е Вы даете «добро» на прохождение маршрутов в Крыму без якорей! Спасибо! Хоть здесь разрешили!
Фу…и у меня все!
...Хотите жить, бейте якорные крючья и выкидывайте все остальные...
ivantem, Сегодня в 18:41
...у хорошо знакомых мне ребят был вырыв двух сблокированных якорей в 2013-м в Крыму на известняке. Два якоря забитые вплотную в угловую щель - якорь полностью примыкал плоскостью к одной из сторон угла, скололи под нагрузкой противоположный край щели и вылетели, вместе с альпинистами, ...
Без комментариев!
http://4sport.ua/news?id=28186
Я бью якоря с 2007 года. Хожу не очень мало. От обычных крючьев отказался полностью.
По совету Игоря таскали парочку коробов на Аксу по маршруту Могилы. Не нашел куда забить.
Потребности в них не чувствую. Большая часть альпинистов с кем пересекаюсь на чемпионатах и на больших стенах из крючьев обходится якорями.
Случай вырыва мне известен один.
Не показатель?
По якорям таких исследований не велось. Да, якорь можно использовать как закладку (да и как скайхук). Но это не значит, что слабо забитый якорь всегда будет держать нагрузку. Если он сработает при срыве как закладка- выдержит. А если щель с параллельными стенками, то нет. Пока не будет настоящих исследований несущей способности якорей, я бы не рекомендовал молодежи пользоваться твоим советом.
Исходя из своей практики я уверен в более высокой надёжности якорей и мне не требуется каких то дополнительных исследований по этому поводу. Недостаток якорей только в том что он плохо работает в горизонтальной щели и сдесь он уступит по надёжности скальному крюку.
Это говорит лишь о том, что начинающие не умеют подобрать крюк к трещине и правильно забить его. Бесспорно: якорями пользоваться проще (выбор не более чем из трех размеров)- новичкам это освоить проще и быстрее. Но кроме горизонтальных трещин якоря в отличии от обычных крючьев плохо работают и в наклонных трещинах, в нависающих трещинах. Поэтому призыв Марины Поповой ходить только с якорями опасен несчастными случаями.
И ещё вспомнил высказывание Шабалина и Кузнецова после первопрохода северной стены Эвереста, где на скальных участках 90% всех точек было на якорях, они говорили что без якорей восхождение могло не состояться, так как другие виды снаряжения не могли обеспечить надёжную страховку на том виде рельефа (сланец черепичного строения)
А вообще Миша я не хочу с тобой спорить, если ты хочешь широко применять скальные крючья, пожалуйста, но я предпочитаю более надёжный вариант - якоря.
1.Массовое использование якорей сильно увеличило безопасность прохождения технически сложных стенных маршрутов, многие их которых до использования якорей были непроходимыми.
2.Использование якорей уменьшает в принципе время прохождения (работа с точками) и повышает саму возможность прохождения сложных участков.
Если участники успешно проходят сложнейшие участки, грамотно организуя страховку, и НЕ берут на маршрут швелера, v-крючья, узелки и морковки - зачем им знать как всем этим пользоваться? Из уважения? Старую Школу всегда уважают, в этом нет сомнений.
А место где был забит швеллер всегда разбито. И потом каждая команда бьет крюк в одно и то же место. Сколько невытащенных в Крыму было до недавних пор.. лезешь, видишь старый крюк, и сразу уважаешь его.
Анастасия. Это миф, не подтвержденный цифрами. Не спрашиваю о статистике: её по якорям нет вообще. Назовите хотя бы маршруты, которые "до использования якорей были непроходимыми."
Вон -Сильвия Видаль проходит самые сложные в мире ИТО маршруты с А4-А5 (наши никто таких маршрутов не ходил), и не использует ни одного якоря!
По п.2 - не спорил и не спорю, с якорями быстрее (не надо думать и подбирать крюк к трещине).
Я все пытаюсь донести одну мысль, которые все отказываются слышать.
Надежнее всего анкера. Обеспечивают безопасность при срыве 100%. И бить их с перфоратора легко. И процветала такая технология в 70-90 годы (вспомните маршрут "Компрессор" на Cerro Torre, но также ходили и на Транго, и др.). Но сегодня (слава Богу) сообщество осудило такой стиль и если где он и применяется, то так, чтобы никто не видел, стеснительно (как в туалет сходить).
Мировое сообщество давно ввело для себя по ряду видов снаряжения САМООГРАНИЧЕНИЕ. Фифы ледовые, фифы скальные, шлямбурные крючья, скайхуки по дырочкам и др признаны в сообществе "неэтичным оружием". И якоря в их числе. Именно поэтому во всем мире обходятся без них.
Но у нас как и во всем- свой путь. Нам можно все. И обосновать для своей совести мы можем все. Как ответил антигерой в фильме "Волга Волга":
"– Что же вы идёте против течения?
– Неправильная формулировка: это не я против течения-это течение против меня!"
Вот на днях слушала рассказы про австралийские скалы, так там болты исключительно там где больше ничего человек сделать не может. И никаких пробитых станций, об этом даже и речи нет. И ещё есть такие маршруты, где вроде всё пробито (не по-скалолазному), но есть пара мест куда хорошо свои точки класть, так и тащи всю снарягу ради нескольких точек наверху маршрута. Как автор маршрута сделал, значит всё, только так.
Тоже интересно. Сколько людей - столько и мнений.
Просто два слова по существу вопроса.
Якорь по своему конструктиву, по вектору сил, возникающих при установке и рывке в среднем всегда будет менее разрушающим и более надежным.
Форма его такая что усилие рывка приводит к более глубокому заклиниванию.
Так же как якоря на судах- никто ж их не забивает:)
Они за счет правильной формы и соответствующего вектора сил цепляются за грунт.
Разв это не очевидно?
Отказываться от более надежной страховки в пользу менее надежной- опять же, никто не запретит.
Возможно, когда нибудь чистым стилем будет восхождение вверх ногами.
В нормальном положении то любой залезет...:))
Ув. Михаил, когда уже же ваши многочисленные, как вы их называете, "человековосхождения" уже реально начнут показывать "класс"? Где громкие восхождения? 5-ки, 6-ки? Первопроходы? Зачетные восхождения на Морчеку после ваших курсов в конце концов? Кто и где эти реальные "инструктора школы" и ее "выпускники" способные показать это?
И да - это троллинг, и да это не про крючья, но как мне кажется, что все это как то взаимосвязанно..
А тему поста забыли в горячке. У Михаила акцент на сохранность рельефа, а не на сравнительную безопасность якорей. Пока нет достоверной статистики на этот счет, говорить не о чем.
(извини что на Вы, форум все таки :) )
http://camp-russia.ru/item/1/143
Ultimate Reality Piton
http://camp-russia.ru/item/1/142
Iron Hawk
Black Diamond Pecker # разные...
Сейчас на Транго встретили буржуйские якоря в форме пингвинчиков. У них нижнее отверстие мелкое и хорошо идет только со стропой, верхнее вообще никакое и нет упора для выбивания ни снизу ни сверху. Они изначально одноразовые! Фото нашел в сети, но на нем уже какой-то улучшенный вариант.
Также, давайте не будем вводить в заблуждение наивных читателей, тем что НЕ якорные крючья у иностранцев легко выбиваются. http://www.camp.it/prodotti2.aspx?CAT=29&B=&CDV=06
Либо не просто, либо вообще не выбиваются. А если приложить усилие с цепью, то дырка останется намного больше, чем от аккуратного якоря. Тем более, теперь, когда есть якоря с отгибом (швеллерные якоря). Они замечательно заменяют вертикальные швеллерные крючья.
Помимо этого на Грейт Транго мы ужаснулись объемам оставляемого буржуями (и некоторыми россиянами, а возможно и украинцами) мусора и снаряжения. В районе бивуаков полиэтиленовые пакеты в щелях лежат, как новые. Только пустые жестянки немного заржавели.
Больше всего говнища на американском ребре - постоянно банки из-под консервов, веревки, бутылки и пр. и т.п.
Товарищи авторы маршрута Bushido тупо провешали от своего последнего лагеря на стене 4-5 веревок под начало вершинного бастиона и смело бросили все это гнить на маршруте.
Вообще, по моим прикидкам на стене болтается в разных местах около километра веревок. И если некоторые просто не смогли продернуть, то большая часть сознательна оставлена закрепленной висеть.
Тирольскую декларацию видимо чтут в Тиролии и апологеты на Риске... А на бигволах всем, кажется абсолютно пофигу...
Ваня - красавчик !
"Ваши" крючья- три правых. Они предназначены для "глухих" трещин. т.к. их клюв заточен клином ( в отличии от наших якорей, которые многие из производящих якоря их вообще не точат, оставляя носик прямоугольным).
Так что "Федот, да не тот!"
Есть у меня также и набор всякоразных мягких и твердых крючьев (кованных в основном), .V-образные, U- образные, Z- образные упругие от разных хороших фирм. Бьешь- и душа радуется: "Надега!".
А по поводу мусора в Пакистане и Индии - есть проблема. Думаю, его оставляют потому, что после экспедиции денег на носильщиков для выноса мусора не остается.
Денис якоря школы ито затачивает.
Речь не про базлаг, а про стену! Какие Носильщики?
Между прочим за каждого мембера фирма платит из денег альпинистов в Пакистане государству - экологический взнос. Наши Носильщики жгли мусор. И мы активно чистили горы, везде, где могли.
Iron Hawk от Кассина в два раза меньше среднего крюка от Школы ИТО:
Iron Hawk вес 31 г, длина 70 мм, L клюва 25 мм
Ср. крюк школы ИТО вес 80 г, длина 125 мм, L клюва 55 мм.
У Iron Hawk клин начинается от места перехода клювика в ножку (т.е. на всю длину якоря), у крюка Дениса только кончик клином, но главное - материалы: Iron Hawk мягче. Так что не тот Федот...
Однако, встреченные нами на Транго засаженные наглухо "пингвины" были сделаны из твердой стали. Один я был вынужден таки выковырять, потому что место для страховки и ИТО было единственным, стропичка в "пингвине" сгнила, карабин в таком положении в нижнее отверстие не проходил.
Позднее этот якорь я забил на спуске. Поэтому утверждаю, что размерами он был вполне себе приличный, а сталь твердая.
Доводилось так же виковиривать чужие БД якоря. Убивается при этом скала вокруг якоря ни чуть не меньше, чем от наших.
Вы, Михаил, совершенно зря идеализируете иностранных горовосходителей и "чморите" российских ;-)
Мне казалось, что максимализм обычно присущ более юным особам. По себе знаю ))))
==============
Разбираю фото и видео с маршрута. Нашел фото полочки CAMP-1 украинцев на маршруте Могилы-Хвостенко. Вуаля...
А максимализм- это в воспитательных целях: вдруг кто поймет, что так дальше нельзя и попытается стать лучше, а горы сделать чище.
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5794
Вполне себе использует якоря зимой 2017 на Баффиновой Земле, MantraMandala, A3+
Но трудно не согласиться, что качественные испытаний на рельефе(как проводились для классических крючьев) за уже долгое время их использования неизвестны(мне). Я видел их испытания Женей Дмитренко, он кидал скат с F=2 на полностью забитый крюк. Понятно, из-за трудоемкости это были единичные испытания и какую нагрузку держал крюк, неясно.
Мне кажется, сторонникам/производителям якорей давно пора совместными усилиями провести такие испытания, тем более методика известна ещё с советских альплагерьских времен.
Случай вырыва стации на якорях был примерно два десятка лет назад, подробностей не было в те годы
Френд теперь в красном углу, вместо иконы.
А мы, пользуясь опытом этого поучительного случая, больше НИКОГДА не дюльферяем, как раньше на одном якоре и не делаем станцию на своем меньше чем на трех точках. И одну обязательно стараемся использовать из другого железа.
Например, два якоря + закладка или френд или два закладных + 1 якорь...
Мы неконструктивно "толчем воду в ступе". Я после гор, видимо, немного нуждался в общении. Судя по всему, эта потребность удовлетворена.
Тем более, что автор поста замечает только удобные ему комментарии, а неудобные вопросы попросту игнорирует. Что ж...
Многолетняя практика использования якорей ведущими альпинистами создала иллюзию их супернадежности. Эта же иллюзия поддерживается и лабораторными испытаниями, где по сути, тестируется не несущая способность якоря в скале, а прочность самого крюка.
С другой стороны, искажаются (занижаются) данные по несущей способности обычных крючьев.
Эти тенденции приводят к неправильной оценке надежности страховки, периодически- к НС. Знаю примеры вырыва якорей даже при небольших нагрузках (на ИТО).
Выводы:
1. Для реальной оценки несущей способности якорей требуются испытания по типу проводившихся ранее для обычных крючьев.
2. Якоря, как и обычные скальные крючья, могут "держать", но могут и не держать срыв. И эти их возможности необходимо также исследовать.
Благодарю всех, принявших участие в дискуссии и прошу извинения у всех, кого ненароком обидел: не со зла, а только правды ради.
Остается открытым вопрос, кто же проведет адекватные испытания на скалах?
В СССР такие исследования вел один из отделов ВИСТИ. Теперь ВИСТИ тоже существует (Всероссийский проектно технологический и экспериментально конструкторский институт по спортивным и туристским изделиям ранее: Всесоюзный проектно технологический и экспериментально конструкторский институт по спортивным и туристским изделиям)
Из специалистов- альпинистов остался Борис Лазаревич Кошевник (Питер) он раньше занимался в т.ч. и этим.
Думаю, комиссия по снаряжению должна инициировать эти вопросы и от имени ФАР выступить заказчиком этих исследований.