Петр Васильевич Зарубин – дневник вместо некролога

Пишет entv, 02.04.2017 06:48

Петр Васильевич Зарубин – дневник вместо некролога (Горный туризм)
19 марта в Москве умер Петр Васильевич Зарубин. Турист, альпинист, полярник, физик-лазерщик.
С конца прошлого года я занимался поиском некоторых материалов о его походах. И уже после его смерти уважаемый В.Г.Ляпин нашел и прислал мне дневник одного из этих походов, чтобы выложить на tlib. Я решил заодно сообщить об этом здесь и стал искать для вводной статьи информацию о его биографии. Наш председатель МКК дядя Коля Рязанский прислал мне несколько файлов. Я их открыл… и тут кончилась обыденность и началась фантастика.
Итак, Петр Васильевич Зарубин родился в 1932 году в городе Париже. В семье советских разведчиков-нелегалов Елизаветы и Василия Зарубиных.

Петр Васильевич Зарубин – дневник вместо некролога (Горный туризм)
Елизавета и Василий Зарубины

До 1944 года семья работала во Франции, Дании, Германии, США (там уже легально). В США до сих пор выходят книги и фильмы о советской агентурной сети в атомном проекте и об их роли в ее организации и получении Советским Союзом американских технологий производства ядерной бомбы.
В общем, писать об этих людях можно много, долго и увлекательно – желающих подробностей переадресую, например, к этой статье. Или к этому роману. Но это будет уже не о том. Поэтому продолжим.
В 1944 году семья вернулась в Москву. В 1951 году Петр Зарубин поступил в Физтех и там занялся туризмом, а потом и альпинизмом. Кавказ, Тянь-Шань, Урал… В 55 и 56 годах Зарубин был в составе группы М.Е. Андреева, прошедшей второй и третий в истории походы по хребту Куйлю (первым был пеше-конный поход Немыцкого 1951 года, о котором я здесь уже писал, см. дневник похода Немыцкого). Зимой 1958 года его группа прошла, видимо, первый зимний поход по Центральному Кавказу, от Дигории до Баксана (для оценки необычности этого похода могу сказать, что наша попытка сделать такой поход в 98 году была, насколько мне известно, всего лишь четвертой!).
А летом того же года он уже руководил одной из первых экспедиций спортивного общества «Буревестник» (это было общество, объединявшее спортсменов ВУЗов, в основном - студентов) на хребет Кок-Шаал-тау (Внутренний Тянь-Шань). Туристской экспедицией с правом альпинистских первовосхождений. А ведь тогда добиться этого было не просто!
А в 1959 году он уехал зимовать в Антарктиду, на открытую в 1957 знаменитую станцию «Восток» на полюсе холода (это там была зарегистрирована самая низкая на Земле температура -89 градусов!). Почетный полярник.
После возвращения некоторое время руководил Всесоюзной Маршрутно-квалификационной Комиссией Совета по туризму ВЦСПС (то, что сейчас называется ЦМКК).
Руководил и был инструктором на многих туристских и альпинистских сборах.
Ну, и как почему-то часто бывало у сильных туристов и альпинистов – физик, лазерщик, доктор, профессор. Лауреат Госпремии и Премии Совмина.
А тот его дневник похода 1955 года, обработанный на пути в Антарктиду, за которым я долго охотился, лежит теперь трудами Tsvetik`а здесь. Там выложен отчет о походе и к нему прикреплен этот дневник. Я с детства увлекался книгами о путешествиях. Так вот больше всего этот дневник напоминает описание экспедиций эпохи великих географических открытий! Читается, как хорошая художественная книга.
По результатам того похода через год та же группа прошла там же существенно более сложный маршрут. Отчета о нем пока найти не удалось – никто не знает, где сейчас лежат и уцелели ли вообще остатки библиотеки отчетов «Буревестника». Так что если кто-то что-то об этом знает – буду весьма благодарен за информацию! Но кое-какие черновые материалы о нем мне обещают найти.
Кстати, почти всю свою библиотеку Петр Васильевич несколько лет назад подарил альпклубу МИРЭА. К сожалению, после того, как клуб был принудительно закрыт, библиотеку свалили на склад. А потом, видимо, просто списали. Может, и хорошо, что Петр Васильевич об этом не узнал.

Приношу благодарность А.А.Алексееву за основной источник информации - интервью, взятое им у Зарубина при подготовке книги "Спортивный туризм в СССР и России".

Спасибо. Очень интересно.

Спасибо большое! Фамилию Зарубин слышал много раз, когда готовился к горным походам на Тянь-Шане в 70-е годы. Но кто это такой, где он, что он, жив ли, не знал... Интересная биография... Однако и в книге "Ветераны спортивного туризма", и у Вас она практически обрывается 60-ми годами. О 70-х всего две строчки: "В конце 60-х ушел в высотный альпинизм. Спасал на пике Коммунизма Р.В. Хохлова. Выживал с командой на пике Красина в тот же ураган, в котором погибла команда Э.Шатаевой". Это 74-й, тоже очень интересно. А позже?...

Основной источник информации - литературная запись интервью А.А.Алексеева с ним. О 70-х там написано кратко. В 74 ходили перевал (первопроход) и пик Красина, в 77 - траверс пер.Красина - пик Дзержинского и экспедиция МГУ на пик Коммунизма. А о последующем периоде написано очень кратко. С 82 серьезных восхождений не ходил по возрасту. К середине 80-х группа распалась. Кто умер, кто болел. 8 лет ходил по Архызу (до 96 года). Прошел там несколько десятков простых перевалов и вершин.
К сожалению, его самого уже не расспросить. Надо сказать спасибо Алексееву и за это.
А мне очень интересным показался дневник. Из-за него я вначале и взялся писать этот пост. Вся остальная информация появилась в процессе.

Если ходил по Архызу до 96-го года, то надо расспросить у Дурицких, они могли общаться с Зарубиным в те годы... Надо будет расспросить. Покойный Коля Бондарев, самый главный по Архызу, наверняка мог о нем знать...

Расспросите, если можно. Если что-то интересное будет - дополним пост.

Открыв первую страницу дневника, я сразу понял, что его надо читать целиком.

Это попытка описания одного из моих путешествий (1955 г.) по горам Тянь-Шаня. Написано в основном на зимовке в Антарктиде на станции "Восток" в 1960 г. и на корабле во время плавания Ленинград-Антарктида и обратно. Не публиковалось.

Можно предположить, что о время зимовки П.В. описал и остальные свои путешествия.

Может быть. Но там, где лежат его уцелевшие материалы, есть только по 55 и 56. Мне бы и 58 очень пригодился и все остальное. Но увы.

А прожив такую насыщенную жизнь, обзавелся ли П.В. семьей?

Да, cын и дочь.

Насколько я знаю, до Андреева в Куйлю были:
1936 - Летавет
1937 - Летавет
1951 - Немыцкий
1953 - Рацек

Про Рацека только упоминание в дневнике Зарубина, что он руководил армейской экспедицией на пик Конституции. Какие-то еще сведения про эту экспедицию есть?

Нет, Летавет и, наверняка, Рацек - это были чисто альпинистские экспедиции. А из походов - только Немыцкий. А так-то и Сапожников был и Мерцбахер заходил, вроде бы. Но цели разные ставили.
Про экспедицию Рацека на Конституцию не знаю ничего. Поскольку, кроме маршрута первопроходцев, известны только стеновые маршруты 5Б Бошмана и Кудашкина, то либо по той же 5А с севера сходили, либо не получилось. Либо информации не осталось совсем. Что странно.

Вы, наверное, знаете эту статью: http://trekkingclub.kz/index.php?p=18
... Привожу на всякий случай, для тех, кто не знает... Первой спортивной группой на ЦТШ неофициально считается группа того же Немыцкого, 1927. Далее: Мысовский, Гусев, Михайлов - л. Ю. Иныльчек, оз. Мерцбахера, 1929. В том же году первая экспедиция Погребецкого к Хану. И т.д. Каждая экспедиция на ЦТШ до 56-го г. включительно упомянута или даже подробно описана в книге Затуловского: "В горах Памира и Центрального Тянь-Шаня", 1957.

Так там же всюду левый берег Сарыджаза, а не правый.