У многих начинающих альпинистов по ряду причин сложилось превратное (ложное, искаженное) представление о том, как надо готовиться к горовосхождениям. Чаще всего это вызвано неправильным представлением об альпинизме, навязанным сообществу начинающих горовосходителей в последние годы рекламой. Поэтому для многих альпинизм – это восхождения по простым маршрутам с гидами, в коммерческих группах и экспедициях, на Эльбрус, Казбек, пик Ленина и т.д. до Эвереста, где в первую очередь важны хорошая физподготовка, правильная акклиматизация и умение подниматься на сложных участках по закрепленным веревкам (перилам). Еще - минимальные навыки использования снаряжения. На этом и строится подготовка этих альпинистов к этим восхождениям.
Подготовка альпиниста к восхождениям. (Альпинизм, учебный альпинизм, горная школа)
Мы в понятие «Альпинизм» вкладываем другой смысл. Для нас альпинизм - это прохождение сложных маршрутов, преодоление на пути к вершине препятствий, созданных природой в горах: скал, снежных и ледовых склонов, разнообразного горного рельефа разной крутизны и пр. И ценнее те вершины и маршруты на них, на которых эти препятствия сложнее. Поэтому для нас одинаково интересны и отвесы Крымского южнобережья или Западного Саяна, и крутые стены Каравшина или Аксу, сложные ледовые маршруты Джитыогуза, Безенги или Алаарчи, Северная стена Хантенгри или Южная Коммунизма, сложные маршруты на семи- и восьмитысячники по неклассическим (испорченным коммерческими экспедициями) маршрутам.

Панорамы вершин Центрального Тянь-Шаня и Памира (тянь-шань, вершины, коммунизма, победы, ленина, хан-тенгри, корженевской)
Подписал названия вершин на нескольких своих панорамах гор Центрального Тянь-Шаня и Памира.
На фотографиях всем известные семитысячники с разных сторон и другие, гораздо реже посещаемые, но не менее красивые вершины.
Если забраться повыше, далеко видать. Иногда на много десятков километров. И горные гиганты уже как на ладони :)

Тридцать лет назад. Армения. (Альпинизм, ленинкан, землетрясение, спасатели)
7 декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту по местному времени в Армении произошло землетрясение. И альпинисты со всего СССР добровольно, по своей инициативе, пришли на помощь.

Своенравная Белуха (Горный туризм, алтай, зимний туризм, новосибирск, турклуб нгу)

История о четырех совершенно разных опупеях на Белухе, с подчеркнутым упором на изысканный экстрим зимнего Алтая.

Сегодня у меня день рождения! Мне новому сегодня исполнился год, и не важно что месяц назад неожиданно стукнул тридцатник. У всех наверное есть такие события, которые делят жизнь на до и после, хотелось бы рассказать о своем! Зачем? Для того, чтобы одна предотвращенная ошибка – помогла избежать для кого то хотя-бы части ответственности что пришлось понести за ту историю. Сделать выводы и предотвратить возможные последствия для других, рассказать как важно не терять веру в себя и работать над собой, чего бы вам это ни стоило.День рождения! (Альпинизм, саяны, альпинизм, крым, лавина, травма, реабилитация)

Большие походы в условиях голода. Учение о яйцах с ракушками, и что делать, когда еды совсем мало. (Горный туризм, тянь-шань, памир, новосибирск, турклуб нгу, голодание, яйца с ракушками)

Как известно, турист - это любитель вкусно пожрать на природе. Соответственно, турист спортивный - любитель вкусно пожрать на природе в особо изысканном месте. Когда всего в достатке, задача упрощается. Но если еды мало, начинаются проблемы: как полопаешь, так и потопаешь. Как достигается сия высокая цель спортивного туризма в экстремальных условиях нехватки еды, под катом рассказ с примерами из реальных жизненных историй.

Наверно, я должен начать с предупреждений об опасности. Много написано о том, что зимой ходить опаснее, чем летом, а в одиночку – принципиально опаснее, чем группой – и это воистину так. Экспедиция, которая здесь описана, явно не достойна буквального повторения – так много было в ней напряжения и дискомфорта и так мало радости и красоты. И всё же рассказать о ней имеет смысл... Изначальная задумка, состоящая в полном траверсе массива Эльбруса со спуском в Ирикчат, к сожалению, не реализована. Стартовый вес был 39 кг, считая сам рюкзак, всю одежду и ботинки. Слишком много. Перегруз прошёл красной нитью через все тактические решения и в конечном счёте заставил свернуть с маршрута... На картах красным обозначен пройденный трек, пурпурным – разнообразные домашние заготовки. Интервал чёрной сетки 4 км, синей – 1 км. Треки и точки, а также карты и спутниковые снимки района в форматах OziExplorer, состряпанные при подготовке к экспедиции, можно скачать здесь.

Из цикла « Периодически меня спрашивают»

ХОЖДЕНИЕ ПО МУМБНЯМ. Голодная шестерка вокруг пика Россия, 2017 год, Памир. (Горный туризм, таджикистан, новосибирск, турклуб нгу)

Хождение по мукам, хождение по мумбням, кто о чем... Развитие темы, с фотографиями и лирическими отступлениями, внутри поста. Нитка маршрута вышла такая:

к. Вань-Вань - р. Дараипоймазар - пер. Пулковский Траверс (3А, 4700, п/п) - лед. Мумбни - лед. Гармо - лед. Вавилова - пер. Вавилова (3Б, 5600, новый вариант спуска) - лед. Крутой - пер. Южный Цирк России (3А, 5400, п/п) - лед. МГУ - пер. Россия (3Б, 6200) - лед. Беляева - лед. Гармо - пер. Аводара (2А, 4950) - лед. Дорофеева - лед. Гандо - пер. Летавета (3А, 5000) - лед. Сугран - р. Сугран - пер. Белькандоу (н/к, 3400) - к. Кандоу

Зимняя Арча.Все на лёд! (Альпинизм, ала-арча, обзор района, настоящий лёд)

В преддверии зимы позволю себе обозреть лучший ледовый район на просторах СНГ, чтобы желающим, попробовать настоящего льда, было проще заниматься планостроительством.
В Арче ледовые маршруты на любой вкус и физуху. При грамотной тактике можно наколбасить больше интересных Гор, чем летом!

Тридцать лет назад, на Памире, с восхождения высшей категории сложности на пик Клары Цеткин (6641 м) из пяти участников группы вернулся в базовый лагерь только один. За это время выросло поколение альпинистов, большинство которых ничего не знает об этой трагической и неординарной истории. Но мы-то помним…

ПЕРЕКУР НА КОММУНИЗМЕ В 1984 ГОДУ. (Горный туризм)
Сразу хочу предупредить, что это не рассказ о походе, а статья для журнала «Спортивная медицина: наука и практика» и на Риск она попала совершенно случайно. «Правильным» туристам и альпинистам читать не рекомендуется, или хотя бы прикрывать ладонью глаза. Подобное чтиво обычно обозначается значком +60, и если не подтвердите свой возраст, то ваш компьютер будет заблокирован.

О влиянии курения на организм высотника, мы стали задумываться ещё в конце 70-х. В результате долгих дискуссий пришли к убеждению, что оно, безусловно, полезно. Вкратце теория выглядела так: у курильщиков альвеолы постепенно забиваются смолами и, чтобы обеспечить прожиточный минимум кислорода организму, его лёгкие должны разрастаться и их объём увеличиваться. Перед маршрутом нужно бросить курить, пропариться с десяток раз в бане, чтобы выбить из себя все шлаки, и вперёд с песней с ого-го какими лёгкими.

Краткий отчет о восхождении на зимние Хан-Тенгри и Победу. Экспа 2017 или от 13 до 13 (Альпинизм, пик победы, зимнее восхождение, redfox, redfoxasia, ак-сай тревел)

УЧЕНИЕ О ПРОСВЕТЛЯЮЩЕЙ ЛОПАТЕ (Альпинизм, альпинизм, обучение, безопасность, светлые мысли)
Китайская альпинистическая притча

Однажды к заслуженному Мастеру спорта Китая и инструктору 1 категории, обладателю жетона «Спасотряд» и организатору многих альпмероприятий Ван-Хунь-Луню пришли трое его детей, которые пошли по стопам отца в горы, и каждый захотел необычного...