ЛАТОК-1. ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПОПЫТКИ

Пишет Костя Маркевич, 15.12.2018 23:46

ЛАТОК-1. ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПОПЫТКИ (Альпинизм, Latok-1, маркевич, коваль, Парфенов, sivera, сивера, пакистан, каракорум, чоктой)

ПРЕДЫСТОРИЯ

В январе 2017 года я, Дима Скотников и Саша Парфенов пролезли интересный первопроход по северной стене пика Сабах в Ашатском ущелье на Памиро-Алае. В это время вместе с нами в районе находилась питерская команда под руководством Виктора Коваля, которая пыталась сделать новый маршрут на соседнюю вершину.
Спустились мы в Ош. Вечер. Сидим, едим плов. Делимся эмоциями от нашего первопрохода. Плавно разговор перетекает про планы на лето. «Куда бы летом можно было поехать, на такой серьезный объект?» - спрашиваю я. «В Пакистане есть нехоженная стена Латок 1, куда пытаются залезть уже почти сорок лет и все никак не могут» - не задумываясь отвечает Коваль.
Разговор забылся. Идея с поездкой в Пакистан висит в воздухе.
Наступает лето, мы едем в Пакистан, но выбираем другой объект – Nameles Tower, куда делаем новый маршрут. Возвращаясь в Асколе, встречаем Валерия Шамало, который вместе с Антоном Кашевником и Александром Гуковым планируют на северное ребро пика Латок 1.
Следим за их приключениями. Ребята за 12 дней долезают примерно до 6700, с трудом спускаются вниз. Кашевник и Шамало с обморожениями, причем последний с очень серьезными, приведшими к ампутациям.
В очередной раз гора отбила попытку восходителей.
Решено, следующим летом мы тоже попробуем свои силы на Латок 1.
С осени начинаем готовить экспедицию, собираем информацию, анализируем.
Северная стена Латок 1 — отвесная, обледенелая, с перепадом высоты почти в два с половиной километра. Как известно, с севера на эту вершину за последние четыре десятка лет разными командами предпринималось несколько десятков попыток восхождений, в том числе многими легендарными альпинистами, среди которых можно отметить таких как Джефф Лоу, Войцех Куртык, Алекс Хубер. В числе прочих было и три российские (питерские) экспедиции, включая экспедицию Гукова-Шамало-Кашевника летом 2017 года. Подавляющее большинство из этих экспедиций пытались пройти красивое и логичное северное ребро, так называемый неоконченный маршрут Джеффа Лоу 1978 года. И ни одна из них так и не добилась успеха. Кто-то отступал из-за непогоды, кто-то из-за лавинной опасности, кто-то из-за камнепадов.
Изучаем фотографии, смотрим историю попыток, готовим снаряжение.
С энтузиазмом наш проект поддержала компания «Сивера». Зиму совместно с ними конструируем кое-какую экипировку, спальник для платформы, другие важные и нужные вещи.
Пытаюсь переписываться с Гуковым на предмет объединения усилий, но разговор не складывается: будем все организовывать сами.
Продумываем все до мелочей, от снаряжения и до раскладки продуктов на гору.
Весной Дима Скотников понимает, что поехать не может, нас остается двое: я и Саша Парфенов из Новосибирска.
У каждого из нас хороший опыт технических маршрутов, в том числе зимой, в том числе в удаленных и труднодоступных районах. Но вдвоем идти на такую гору нельзя, ищем напарника. Предлагаем Вите Ковалю, у которого кроме опыта технических восхождений (не зря все время пересекались в правильных местах, то в Каравшине, то в Ала-Арче), есть хороший высотный опыт, с десяток семитысячников, восьмитысячник и опыт участия в зимней экспедиции на Нанга-Парбат. Витя, недолго думая, соглашается.
В Пакистан мы летим из разных уголков страны, поэтому встречаемся в Стамбуле. Перелет в Исламабад. Оттуда – переезд в Скарду, далее – на джипах в Асколе, к началу треккинга.
Четыре дня идем под проливным дождем. В последний день выходит солнце, и мы видим нашу заветную гору. Грандиозная отвесная стена, каких никто из нас раньше и не видел.
Латок 1 из базового лагеря
Наш лагерь

Обосновываем лагерь на морене ледника Чоктой. Пока все покрыто снегом. За две недели до нашего приезда здесь стояла корейская экспедиция. Корейцы также пытались подняться на Латок 1, но были сбиты лавиной в нижней части маршрута и с тяжелыми травмами эвакуированы вертолетом.
Решаем особо не спешить, спокойно акклиматизироваться и наблюдать гору.
Делаем два акклиматизационных выхода на соседнюю вершинку высотой около 5950. После первого выхода к нам присоединяется двойка Гуков – Глазунов, которые в дни нашего отдыха так же добрались до нашего базового лагеря.
Общаемся, делимся планами. Страшно представить, что для ребят так закончится эта экспедиция…
Первый акклиматизационный выход на 5500
Во время второго акклиматизационного выхода
В лагере на 5950 во время второго акклиматизационного выхода

ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ВОСХОЖДЕНИЯ ПО СЕВЕРНОЙ СТЕНЕ

Завершив акклиматизацию, насколько это было возможно, мы начали собираться на восхождение. Мы планировали лезть маршрут по самому центру стены. Линия выглядела очень логично и красиво. Мы взяли с собой платформу, солидный комплект “железа” и еды на четырнадцать дней. Ночью стартуем. Подход под стену занял около трех часов с набором высоты в пол километра по опасным снежно-ледовым склонам. Масштабы стены впечатляют! То, что еще с ледника казалось небольшим снежным мостиком, который можно запросто перешагнуть, оказалось сераком, высотой под тридцать метров, а сам бергшрунд нависающей ледовой стеной высотой более пятидесяти метров.
Стена на рассвете.

Дело в том, что проход под стену лежит под нависающим ледником, с которого постоянно, по несколько раз в день, сходят ледовые обвалы. Безопасно подойти под стену можно только ночью и только один раз. С безопасного расстояния в бинокль стена выглядела отлично! Никаких следов камней и лавин! Но здесь нас ждал сюрприз. К тому моменту, как мы подошли под нависающую ледовую стену, солнце осветило верх горы и сверху начал лететь лед и камни, сначала мелкие, затем побольше. Очень скоро мы оказались под сильнейшим водопадом, а с высоты двух километров летели камни всех размеров с такой скоростью, что часто мы их только слышали. Примерно триста метров от стены простреливались практически непрерывно. Весь день мы провели в разрушенном бергшрунде под прикрытием нависающей ледовой стены, а по кулуару, где мы планировали лезть за день сошли сотни тонн воды и камней… Но наше укрытие было безопасным, и мы, даже, могли немного передвигаться вдоль стены между двумя сераками. Через некоторое время мы повесили платформу и весь оставшийся день просидели в ней. Обсудили ситуацию, предложение лезть по ночам было отвергнуто, и поздним вечером, когда камнепады прекратились, мы спустились вниз. Стало очевидным, что пролезть стену в этих условиях нереально…
В берге под стеной

ВТОРАЯ ПОПЫТКА ВОСХОЖДЕНИЯ ПО СЕВЕРНОМУ РЕБРУ (ЛОУ)

Гуков и Глазунов стартовали почти сразу по нашему возвращению в лагерь. На следующий день мы посовещались и приняли решение выйти на северное ребро следом за ними, и далее сделать вариант правее ребра по стене (у нас была платформа и мы планировали более технический вариант).
Собираемся на ребро

Следующей ночью мы стартовали. Начали лезть по снежному склону левее ребра, по одной из промоин. Лезли по одновременной схеме, быстро, несмотря на довольно внушительный вес рюкзаков и баула. Часам к десяти стало жарко, по склону потекли ручьи, начали сходить лавины и лететь камни… Мы ушли направо под прикрытие скал. Вовремя.
Начало маршрута

К двенадцати часам дня мы долезли до прижима, за которым вправо уходил кулуар, выводящий на ребро. Мы вылезли на скалы и находились чуть выше основного склона. Место выглядело опасным, и мы остановились осмотреться. Нужно было чуть приспуститься и лезть вдоль этого прижима около сотни метров по очередной промоине, где, очевидно, должны были собираться все лавины, сходившие сверху. Обсудив ситуацию, решили повесить платформу и дождаться утра. Не прошло и десяти минут, как мы убедились в правильности своего решения: сверху прилетала огромная мокрая лавина, как раз на всю ширину кулуара, разбилась о скалу, обдала нас брызгами и улетела вниз… Целый день по стартовому кулуару сходили лавины и летели камни. Как же повезло парням, что они стартовали по этому кулуару в пасмурный день!
На фото одна из лавин, которые сходили затем в течение всего оставшегося дня.
Первый лагерь

Ранним утром по холодку мы проскочили это место и полезли дальше… На второй день нас ждал еще один снежно-ледовый кулуар с нескольким крутыми микстовыми участками и крутым камином, по которому тек ручей! То тут, то там с гребня прилетали камни, падал лед, мы уворачивались, но продолжали двигаться вверх, делая станции под прикрытием скал… К вечеру мы долезли кулуар до конца и провесили сложную скальную веревку, выводящую на ребро.
Утро второго дня. Проходим прижим
Скальная стенка перед выходом на гребень

Утром третьего дня мы перелезли на другую сторону ребра, и наконец, на нас перестали лететь бесконечные камнепады и лавины. Следующие два дня лезли по снежно - ледовым полям, изрезанным глубокими кулуарами-промоинами, периодически пересекая их. К слову, через пару дней после их прохождения, одно из таких полей «уехало» вниз. Повезло.
Снежно - ледовые поля 5500
Собираем платформу в третьем лагере
На 5900
В четвертом лагере на высоте около 6000 метров. На заднем плане пик Огре

На пятый день восхождения мы вылезли на самую кромку гребня. Сам гребень - это нагромождение каменных блоков, карнизов и огромных снежных “грибов”. Очень неочевидный в плане ориентирования, довольно сложный для прохождения и весьма крутой. В добавок ко всему стояла непогода и видимость была не больше веревки. За день нам удалось пролезть от силы метров двести пятьдесят.
На гребне. Около 6050
Снежные грибы…

К вечеру погода наладилась, выше стали просматриваться более простые кулуары, настроение наше улучшилось! Мы повесили платформу и переночевали. Утром полезли дальше. Нам не хотелось снова выходить на гребень и лазить по снежным грибам, и мы стали забирать правее, на стену.
Погода стояла в целом хорошая, но независимо от наличия облачности, было очень тепло. Таяние усиливалось каждый день, невзирая на набираемую нами высоту. Ночью вода не замерзала. Периодически случались камнепады, кулуары слева и справа от нашего маршрута пробивались и лавинами и камнепадами по несколько раз в день.
На шестой день, ближе к вечеру мы подошли к основанию скального бастиона на высоте около 6250 метров. Со стены периодически прилетали камни, один из них разбил мне каску…
Утро шестого дня
Пик Огре
Слева в кадре вершина, на которую ходили акклиматизироваться

Седьмой день восхождения. С утра мы пролезли одну веревку стены. Было очень тепло, по стене текли ручьи, и летели камни, несмотря на сильную облачность. Нас очень беспокоил спуск в таких условиях. По рассказам Гукова, в прошлом году они спускались вниз по льду на самовывертах, которые использовали почти по всей стене. В условиях такого сильного таяния спуск по льду стал крайне опасен. Много льда растаяло, там где на фото были ледовые речки или склоны, открылись скалы. А там, где лед остался, по нему текла вода, и ледобур можно было вынимать рукой. В таких условиях эффективная страховка была только на скалах, и у нас могло не хватить снаряжения для спуска на ледник, находящийся на высоте 4800 метров.
По совокупности вышеописанных причин, а именно объективной опасности маршрута и риска не спуститься из-за отсутствия снаряжения в необходимом для того состояния маршрута количестве, на седьмой день нашего восхождения мы приняли решение повернуть назад. Мы посбивали сосульки с ближайшего скального нависания, повесили платформу и стали ждать ночи, чтобы начать спуск.
Утро седьмого дня
С этого места мы начали спуск

СПУСК

Итак нам предстоял спуск с высоты 6250 до 4800. Мы планировали начать спуск ночью, по “холодку”. Но в двенадцать часов ночи по стене по-прежнему текли ручьи и летели камни, стартовали только в шесть утра, когда стало потише. Опаснее спуска у меня в моей практике не было, стена простреливалась камнями и лавинами в любом направлении. Нас чудом не поубивало камнями, от которых мы уворачивались как могли… Все станции нужно было делать на скалах под нависаниями. Пару раз нам все же не удалось найти безопасных мест на выполаживающихся снежных полях, и оба раза мы попали под камнепады на этих станциях. На нижних веревках на станциях приходилось закрывать голову сверху рюкзаком, чтобы хоть как-то избежать попадания камней... Мы израсходовали практически все наше скальное снаряжение для организации спусковых станций.
В какой-то момент скальная часть стены закончилась и под нами оказался пятидесятиградусный снежный склон, уходящий на пол километра вниз. Первые метров двести склона простреливались камнями, склон был весь черный и в дырках от их попадания.
Камни летели здесь каждые несколько минут. Обсудили ситуацию. Выход был только один – раздельный спуск на три такта каждым из участников. Никакой страховки. Никаких станций. Любая лишняя секунда и тебя убьет! Выбрасываем вниз баул с платформой, он летит по склону, а потом залетает в ледовый желоб уходящий до самого бергшрунда… Сдергиваем крайнюю веревку и каждый сам по себе на три такта и что есть мочи спускается вниз. Наверх не смотрим. Метров через двести опасная часть склона заканчивается, собираемся вместе, делаем станцию, дальше организовываем стандартные дюльфера.
За секунду до...

Последняя веревка через бергшрунд, я спускаюсь на склон, снимаю рюкзак, достаю фотоаппарат, чтобы сфотографировать парней, которые стоят на предыдущей станции. Вниз к леднику уходит простой пешеходный склон…
И тут сверху прилетает лавина, сбивает меня с ног и несет вниз за собой. В какой-то момент мне почти удается выбраться из потока, но тут прилетает новая волна, и я еду дальше. Потом ощущение полета, потом удар. Как оказалось, это была еще одна ледовая стенка, высотой метров десять - пятнадцать. Сверху ее видно не было… После этого полета я оставил попытки выбраться и только балансировал, пытаясь остаться на поверхности… Еще через несколько секунд все закончилось. Я оказался на лавинном выносе на леднике, проехав в общей сложности в лавине около трехсот метров. Я отбежал еще метров на сто, на безопасное расстояние и лег на снег. Болел бок, как оказалось потом, это был перелом ребра.
Через некоторое время спустились Витя с Сашей. Их спуск оказался не менее эпическим, чем мой.
Спустившись до того места, откуда меня унесло лавиной, Витя успел выщелкнуться от перильной веревки и крикнуть Сане «веревка свободна», но тут сверху прилетела еще одна лавина, и Витя едва сумел убежать от нее в сторону. Сдюльферял Саша, парни сдернули веревку и побежали вниз. Добежали до снежно-ледовой стенки. Ситуация такая: внизу стенка, сверху в любую секунду может прилететь лавина, бежать от которой некуда. Льда нет, глубокий снег страховку не организовать. Саша с изумлением рассказывал потом, как Витя сдернул с рюкзака его каремат, обмотал веревкой, прикопал в снегу, и с криком «держи коврик», уехал вниз. Коврик пополз, но держал надежно! Следом за Витей на коврике съехал и Саша. Уже в самой нижней части склона их стала догонять очередная лавина, они бежали как могли, но лавина, хоть и не быстро, но приближалась к ним. За секунду отвязавшись от веревок, парни сумели добежать до безопасного места на леднике.
Спустя восемь дней с момента выхода из лагеря мы вновь стояли на леднике Чоктой у подножия пика Латок 1 и все сильнее осознавали, какой опасности нам удалось избежать…
В лагере после спуска
Линия нашего восхождения и спуска (белым)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Благодарим компанию “Сивера” за поддержку нашего проекта и уникальное снаряжение, изготовленное специально для этого восхождения!

Маркевич Константин
Коваль Виктор
Парфенов Александр

Ох и них... рена себе... В рубашке родились. А недавно, один пиарщик-альпинист, "альпинистее всех в мире", на Риске, на мое замечание, что безопасный спуск с Латка имеет минимальные шансы, кричал, разрывая рубаху на груди, что это не так. Повезло Вам крепко.

Спасибо за рассказ и обалденные фото!
Сильная попытка!
Просто год по погоде нестандартный...
Может быть не прав, но наверное надо идти вчетвером, чтобы еще хотя бы несколько кг крючьев тащить...

Советские альпинисты, мастера спорта наверно бы повернули назад, если увидели такую опасность и остались живы и либо нашли другой путь или отказались. А вы все же рискнули. Это страшно читать.

Почитайте «Мы растворяемся в стихии» Хрищатого и «Категорию трудности» Шатаева. Советские альпинисты творили невозможное, если ещё учесть, какое у них было снаряжение и экипировка. :)

Советские альпинисты слишком относительное понятие, образца 60 годов или 80 например.
В 86 году у команды Попова на Аксу были френды, закладки, короткие буры, крюконоги, фифы и платформы. Да и ходили тогда командами в 6-8 человек.
У Советских альпинистов были альплагеря, путевки, гарантированный отпуск для инструкторов на 3 месяца летом, уважение в обществе, и мудрые люди в руководстве альпинизмом на высшем уровне. Также вертолеты, - полетные часы на которых никто не считал а у некоторых даже военная авиация в виде стратегических бомбардировщиков, с которых сбрасывали грузы на специальных платформах.

А самое главное за ними было великое государство, и система в которой росли благодаря а не вопреки. Поэтому оставьте уже эту тему

Мне не нужно читать, у меня наставники Владимир Сухарев, Михаил Ситник. Так я видел как они поворачивали назад при опасностях, не лезли на лавиноопасные и камнеопасные склоны. А эту статью я почитал - риск необоснованный идти по такой теплой погоде, уворачиваясь от камней и лавин.

А что тебя так напрягают советские альпинисты, какие горы за тобой что бы что-то оценивать. Возьми "Классификатор..... и там прочтешь, куда ходили советские альпинисты. Не лягай прошлое, прилетит ответка.

Охренеть. Читал и с холодным потом вспоминал свои куда более скромные моменты опасности в горах. Благодарю за повествование, очень интересно и захватывающе. Да, мне тоже страшно читать, особенно когда вспоминаю звук камня у уха, такой, как будто на толстой леске крутишь груз или как "шмель" в каску залетел, только камни с футбольный мяч летают в 20 см от тебя и это не во сне.

Откровенно, респект.
Спасибо за рассказ и за последующую за этим восхождением помощь в спасении Гукова.

Спасибо за рассказ. Это какой то КОСМ-О-С! Фото обалденные- и когда успевали в такой обстановке. Ну у Вас "яйца" мужики...А ГОРА .... Здоровья Вам и успехов!

Костя, при всем моем уважении, когда это мы переписывались с тобой на предмет обьединения усилий? Ну вот зачем ты это?

Ничего себе "Северная стена"!

Кратко, лаконично, эпично. Фотографии — как всегда, завораживают. Спасибо Горе, что отпустила вас живыми.

Очень остро! Игроки в русскую рулетку курят в стороне...

В 2017 году мы спускались, используя проушины, а не самовыкрут.

Спасибо за ценное замечание) но когда лед тает на глазах, и по нему течет вода, то станцию для спуска не сделать ни на самовыкрутах, ни на проушинах

Приятно было почитать
Спасибо

Забыл добавить, что это пожалуй лучший материал на риске за последние полгода где-то. Яркий он какой-то, очень честный.

Да, жаль что опубликовано уже после вручения приза "Хрустальный пик 2018".
Будем надеяться, что удастся номинировать в 2019.
Весьма достойные и восхождение и описание его.
Да и, участники - своими последующими действиями показали что всё - неслучайно!

Кто-то за вас молился...и может, не один (одна)!

всего в меру было и упертости и мудрости и везения.
Хороши зрелый альпинизм

Читал, перечитывал эту эпопею с лета, главная проблема, как выжить на этой стене? Не знаю как бы я поступил в молодости, но сейчас даже на диване и то мурашки по спине, страшно очень, хотя повидал много чего.

А на снимке такое впечатление что над маршрутом почти отвесная стена. Удивительно, как там столько снега успевает накопиться, чтобы такая жесть была ?

Впрочем, раз сверху такое летит - значит успевает. А крутизна склона на снимках может сыграть шутку с пространственным воображением зрителя...

Единственным безопасным маршрутом на северной стене Латока 1, на мой взгляд, является маршрут Джеффа Лоу. Либо вариант славенов после 6300м в холодную погоду без снегопадов. Не надо пытаться прокладывать его ни справа от ребра, ни слева. Надо придерживаться ребра в правой его части как можно ближе. Да это не удобно, приходится траверсировать постоянно, но там есть серии ледовых проходов, и нет таких ужасов летящих со стены. Нижний кулуар, если начинать слева от ребра, по которому сходили лавины в первый день, надо идти слева, там скальный большой выступ сверху, который хорошо прикрывает. Спускаться тоже надо придерживаясь ребра, а не уходить по белой линии вниз.
Возможно, конечно, что 2 дополнительных жарких дня сыграли свою роль, но жара стояла уже довольно долго.
Во всяком случае, ни мы с Серегой, ни, судя по всему, славены позже после снегопадов таких страстей не наблюдали.

Саша, к сожалению, вынужден с тобой не согласиться. Ты несколько заблуждаешься в своих оценках.
Якобы защищенная "большим скальным выступом" левая часть кулуара пробивалась лавинами массой в несколько тысяч тон раза три за время, пока мы сидели в платформе, выжидая ночи. Если бы хоть одна из таких лавин сошла ранее, то ваше восхождение закончилось бы в первый день. Мы наблюдали за вашим стартом и осознанно вышли на правую стенку кулуара, залезли на нее, и только поэтому оказались в безопасности.
И снежное поле, по которому вы лезли весь второй день, также уехало вниз. Это называется везение.
Про отсутствие других вариантов:
На комбинированных маршрутах условия могут отличаться не только год от года, но даже день ото дня. Если ты знаком с историями других попыток, то знаешь, что, например, Колтунов лез где-то 5 дней по ледовым кулуарам левее ребра, и в тот год это было нормально, а в этом году неприемлемо. А лет 10 назад кто-то из иностранных клаймеров (с ходу не вспомнить кто) залез прямо по стене справа от ребра на перемычку между Латоком 1 и Латоком 2, но на вершину не пошел. В тот год стена была во льду и видимо, безопасна.
А спускались мы ровно в том же месте, где и вы в 2017, а несколькими годами ранее - команда Колтунова. Просто условия были разные, и там где у вас был лед, у нас была скала

Витя, мы ведь тоже с Сережей не первый раз в горах били и ты это прекрасно знаешь. Пока вы сидели в берге под стеной, мы за день до восхождения сидели под маршрутом у кулуарного выноса , и смотрели откуда по нему идут лавины. На следующий день они шли примерно там же. С легеря этого не видно, как бы вы за ними не наблюдали, точно так же, как вы не видели, что ваша первоначальная стена пробивается камнями.
По выходу на правую сторону мы не шли по полям ( не особо понимаю о каких полях идет речь), а придерживались гребня траверсируя через лавинные кулуары от одного гребешка к другому.
Про другие варианты повторю свое мнение, они все в той или иной степени простреливаются либо камнями, либо лавинами в зависимости от погоды. И вы это почувствовали на себе в обеих ваших попытках. 10 лет назад многое было по другому, вполне возможно, что кто-то и лез по правой стене.
В прошлом году мы тоже спускались как и вы по линии падения воды, так быстрее, но нижнюю часть мы всю шли ночью, хотя сыкатно все равно было. Но это не значит, что так нужно опять спускаться, тем более, когда так херачет со стены.
Почитаешь ваши ужасные три статьи и складывается впечатление, что мы с Серегой не понимали, куда мы лезем подвергая себя черезмерному риску. Ты лучше меня знаешь, что альпинизмом заниматься не на диване дрочить, всегда есть риск, но его нужно и можно минимизировать выбирая правильно нитку маршрута и время восхождения. Хотя везение, как мы все прекрасно знаем, тоже играет большую роль.

год на год, месяц на месяц не приходится.
Иногда в процессе восхождения все меняется.
Нужна решимость не только выйти, но и не выйти на маршрут

Спасибо за очень интересный рассказ! Зачитался не мог оторваться.
И хорошо, что вернулись! Молодцы!
Интересно, кто-нибудь взойдёт наконец на этот недосягаемый Латок 1 и когда? :)

Так словенцы и британец взошли немного позже, просто по менее технически сложному маршруту, как я понял.

Блин, упустил этот момент! )

Нууу, словенцы конечно молодцы, но там тоже есть свои нюансы и компромисс с маршрутом. По моему скромному мнению, жирную и убедительную точку пока ещё не удалось поставить. К сожалению.

Кстати ещё хочу отметить качество фоток в рассказе. Очень хороши. Не представляю как на маршруте такой сложности удалось сделать такие отличные фотки. Спасибо, вообщем! :)

Спасибо за рассказ!За красивые фотографии!Героические поступки на высоком уровне!!!

Кос, главное, что живые!
Спасибо за изложение и фото!
Дерзости и удачи в следующих проектах!

Ваше фото в лагере после спуска я бы подписал "Спаслись!"

Спасибо за четкий, спокойный, не пафосный и откровенный рассказ о Вашей Горе....
Полное погружение....
Вы - "классики" российского альпинизма!!!

Вы СуперМужики! Отличное восхождение, великолепные фотографии, очень грамотный, захватывающий, честный рассказ! Эх, не перевелись ещё настоящие Альпинисты, здорово! Виктору двойной респект за работу со спасателями. Просто вера в людей после этого крепнет! И удачи вам, удачи, удачи! Дожить до глубокой старости и делиться потом с внуками историями из жизни.

Сивера - отличная компания, на мой вкус!

Обсуждалась ли возможность объединения или взаимодействия двух групп? Понятно, что разные типы бивуака, но всё же?

Мы обсуждали наши планы во время совместного акклиматизационного выхода. Но поскольку изначально мы планировали лезть разные маршруты (от нашего предполагаемого маршруты до ребра Лоу примерно километр), то взаимодействие возможно было только условное в масштабах стены. В ночь, когда мы спустились после первой попытки, парни стартовали. Связь между нами была через спутниковый коммуникатор

Очень сильно!!! Воистину у вас не стальные, а титановые тестикулы, мужики!!!
И главное - это умение трезво оценить ситуацию - это бесценно!!!

Интересно, на каком по счету "Гукове", надоест их оттуда снимать?

Если вертолётчиков действительно обидели с вознаграждением за спасение - то уже следующих будут спасать без энтузиазма. Возможно, устроят "итальянскую забастовку"