ХОЖДЕНИЕ ПО МУМБНЯМ. Голодная шестерка вокруг пика Россия, 2017 год, Памир.

Пишет Георгий Сальников, 07.01.2018 10:26

ХОЖДЕНИЕ ПО МУМБНЯМ. Голодная шестерка вокруг пика Россия, 2017 год, Памир. (Горный туризм, таджикистан, новосибирск, турклуб нгу)

Хождение по мукам, хождение по мумбням, кто о чем... Развитие темы, с фотографиями и лирическими отступлениями, внутри поста. Нитка маршрута вышла такая:

к. Вань-Вань - р. Дараипоймазар - пер. Пулковский Траверс (3А, 4700, п/п) - лед. Мумбни - лед. Гармо - лед. Вавилова - пер. Вавилова (3Б, 5600, новый вариант спуска) - лед. Крутой - пер. Южный Цирк России (3А, 5400, п/п) - лед. МГУ - пер. Россия (3Б, 6200) - лед. Беляева - лед. Гармо - пер. Аводара (2А, 4950) - лед. Дорофеева - лед. Гандо - пер. Летавета (3А, 5000) - лед. Сугран - р. Сугран - пер. Белькандоу (н/к, 3400) - к. Кандоу

Фрагмент схемы Завьялова. Красной линией отмечена нитка пройденного маршрута. Чтобы чуть лучше читалось, открывайте такие картинки в отдельной вкладке браузера.

Состав группы

Коля, врач, по совместительству фотограф
Андрей, GPSник, по совместительству фотограф
Петр, казначей и отв. за снаряжение
Костя, мастер на все руки
Саша, завхоз, по совместительству замрук
Жора, автор представленного поста, а также фотограф

Слева направо: Жора, Коля, Костя, Саша, Андрей, Петя

Кроме автора, остальные участники первый раз оказались в этом районе Памира. Вся группа прошла маршрут в полном составе.

Преамбула

В сложном походе завхоз и руководитель - это мафия. Хороший руководитель, искусно избегая мелких косяков, неуклонно заводит группу в глубокую задницу. Лучше всего в такую, из которой самый простой выход - это по маршруту. Дальновидный руководитель никогда не говорит никому, кроме завхоза, сколько еще идти (возможно, потому, что сам не знает). А завхоз никому, кроме руководителя, не сообщает, сколько осталось еды.

Это, конечно, шутка. Но, говорят, в каждой шутке есть доля... шутки. Тут проблем хватило всем и на весь поход. И задница (обстоятельства угрожающего характера, нацеленные на воспрепятствование прохождению маршрута) началась на первом же перевале. И шли иной раз, сами не зная, куда, а главное, зачем. И еда фигурировала больше условно, чем материально.

Причина в моей особой карме. Если я, будучи руководителем, выхожу на маршрут больным (подхватив еще в населенке какой-нибудь простудифилис или гриппер), то поход получается удачным. Если начинаю маршрут здоровым - удачи не жди. Здесь на протяжении всего маршрута я был здоров, как бык, даже губы ни разу не пришлось мазать. Ну, господа, такое богатырское здоровье никак не могло сойти безнаказанным!

И еще. Хорошая примета, если в начале похода обнаруживается, что дома забыли какую-нибудь мелочь, без которой легко обойтись. Но если забыли что-то важное, то это примета плохая. У нас один участник забыл дома в морозильнике всю тушенку. Когда-то давно уже было так, другой завхоз тоже забыл дома тушенку, а потом на маршруте погиб от лавины. Я понимаю, что это никак не связанные события, но... почти весь поход пытался прогнать из головы эту дурацкую ассоциацию, и только под конец поверил, что нам, кажется, все-таки удается пройти маршрут безаварийно.

И еще о Мумбнях - собственно, о поводе для рассказа.

Как известно, категория сложности горного туристского маршрута определяется набором пройденных "локальных препятствий" (ЛП) - перевалов и радиальных выходов. В других видах туризма бывают еще "протяженные препятствия" (ПП), но в горном они никак не учитываются. Мумбни - это не ЛП и не ПП, а нечто особое - глобальное препятствие (ГП или, на французский лад, ЖП). Его глобальный характер выражается в том, что оно препятствует прохождению всего маршрута целиком. Справедливо ли, что такие глобальные ЖП не классифицируют и никак не учитывают на соревнованиях? Проблема концептуальная. Ведь раз маршрут пройден, значит, ЖП не воспрепятствовало. А если настоящее, непреодолимое ЖП возникло, то маршрут не пройден, и тогда все равно не о чем говорить.

Как раз в такое ЖП, по имени Мумбни, мы и окунулись. Из-за вызванной им последовательности злоключений пройденный маршрут настолько сильно отличается от заявленного, что о последнем я даже не стану упоминать. Слава богу, прошли уже то, что есть, и вся группа в полном составе достигла конца маршрута.

Здесь неформальный рассказ об этом походе. Детальные сведения можно почерпнуть в отчете.

По прибытии в Душанбе (спасибо компании S7 за провоз сверхнормативного багажа) затарились продуктами и бензином, обзавелись пропусками, регистрациями и прочим необходимым официозом (с бумагами помогала Рано Умаровна), и начали маршрут. Заезжали по Ванчу примерно так же, как обычно. Правда, не везде оптимальным образом (состояние мостов каждый год меняется), но так или иначе, не без помощи местных жителей, до кишлака Вань-Вань благополучно добрались.

Памирская газозаправка: по черному шлангу газ перекачивается в бак, а из белого шланга бак поливается холодной водой из ручья, чтобы влезло больше газа

В кишлаке зафрахтовали трех ишаков, чтобы занести груз до летовки неподалеку. На особенно крутом подъеме случилось ДТП: один ишак исполнил тройной кувырок назад вместе с поклажей, после чего нам пришлось самим затащить на себе ишачьи мешки до конца кулуара. К счастью, ишак, как скоро выяснилось, не пострадал, а только испытал шок. Устранив аварию, его опять нагрузили, привели на летовку, откуда ишачьи функции превратились в наши должностные обязанности уже до самого конца похода.

Устраняем, как можем, последствия аварии ишака

Пулковский Траверс, 3А, 4700, п/п

Мы затаскивали на себе груз примерно на 25 ходовых дней, рюкзаки неподъемные, поэтому шли медленно и печально. Худо-бедно, через несколько дней мы подошли под первый перевал, по классификатору Пулковский, 1Б, 4500.

Казалось бы на первый взгляд, банальная такая 1Б...

Наутро мы за одну ходку поднялись на седловину, достали из тура позапрошлогоднюю записку Владимира Мартынова, посмотрели на ту сторону и... пригорюнились.

Я раньше сам дважды ходил этот перевал, в ту и в другую сторону, и ни разу даже близко не видел ничего подобного. Тут у нас явно не вышел "каменный цветок". То есть, это был вообще не "цветок", и даже не каменная ягодка. А полномасштабные ледовые ягодицы!

Господа участники и руководители горных "двоечек", если среди читателей есть таковые! Когда, повествуя о героических похождениях, вы станете описывать почти непреодолимые преграды, встретившиеся при прохождении ваших "единичек-Б"... Прочь слова, просто гляньте вот на ЭТО!

ВОТ ЕДИНИЧКА-Б, КОТОРУЮ НАТУРАЛЬНО ХРЕН ПРОЙДЕШЬ !!!

Для масштаба, на самом краю обрыва стоят человечки. Не веря своим глазам, они со всех сторон пытаются высмотреть хоть какой-то признак 1Б, который мог бы подсказать способ спуска отсюда (кроме свободного падения).
НИФИГА СЕБЕ НОРМАЛЬНАЯ 1Б !!!

Лед. Мумбни по ту сторону перевала целиком рухнул в тартарары. Провалился в какие-то пустоты, таившиеся в его глубине. Хребет, насколько было видно, обрывался нависающими ледовыми сбросами. До низа не меньше трех веревок, все с нависанием. Внутри ледовых сколов были видны пустоты таких размеров, что, казалось, некоторые крупные массы льда держались только на сосульках. Спуститься при приемлемом уровне опасности невозможно. Также и левее седловины ловить нечего - такие же сбросы, но с еще большим перепадом высоты. И двинулись мы, солнцем палимы, вдаль по хребту, искать варианты...

Наконец, почти в километре от Пулковского и на 200 м выше его нашлось единственное условно подходящее место. Предвидя возможную камнеопасность, спуск начали с утра. До ледника хватило 5 веревок. На верхней снежный карниз, на нижней большой сброс, к счастью, монолитный и надежный.

Андрей стаптывает карниз
Красной линией отмечен переход на ледник
Дюльфер с нижнего сброса

Через полчаса, когда мы были уже на леднике в безопасном месте, вблизи линии нашего спуска прошел первый камнепад: решение о желательно раннем прохождении перевала оказалось верным!

Вот такой получился первопроход поневоле, прошу любить и жаловать: пер. Пулковский Траверс, по факту 3А, 4700. Самостоятельного значения не имеет и нужен только для обхода перевала Пулковский I после катастрофической подвижки лед. Мумбни. Подобные катаклизмы, судя по некоторым первоисточникам, случаются раз в 40 лет.

Красной линией отмечен новый путь прохождения Пулковского перевала

Ледник Мумбни, ЖП

Однако, Пулковский Траверс - это была еще только полужопица. Жопа притаилась впереди. Благополучно спустившись с новоявленного перевала, мы очутились на леднике Мумбни. Ну, что вам сказать про этот ледник? Хорошую вещь таким словом точно не назовут. Мы истолковываем значение горно-туристских терминов, имеющих общий корень мумб-, следующим образом.

Мумбни (мн.ч.) - обстоятельства материального или нематериального характера, препятствующие прохождению маршрута. В отличие от задницы, которая иногда представляет эстетическую ценность, мумбни ни при каких условиях не могут иметь позитивную окраску.
Мумбнуть (сов.) - вопреки своему желанию внезапно очутиться в мумбнях.
Мумбнить (несов.) - с мучительными напрягами выбираться из мумбней.
Мумбень - ед.ч. от мумбни. Употребляется редко, т.к. мумбни почти никогда не приходят поодиночке.
Мумбец - мумбень катастрофического масштаба, который, уж если пришел, предотвратить невозможно. Суффикс -ец подчеркивает фатальную неизбежность обстоятельств, зловещая сущность которых выражается корнем мумб-.

Чистосердечный мумбец - к Вам с любовью!

На прохождение ледника, со всеми разведками, мы потратили почти 3 дня. При этом пришлось 4 раза пересекать ледник, и в пятый раз еще бродить речку. Линия движения получилась примерно такая.

Спустившись с Пулковского Траверса, мы первый раз пересекли ледник и заночевали на снежной террасе.

На следующий день внезапно выяснилось, что один участник захворал. Температура под 39, не кашляет, явных признаков бронхита или пневмонии нет. Только дрищет. Но ситуация все равно тревожная. Акклиматизации пока нет. Высота 4500, и быстро сбросить ее по ТАКОМУ леднику невозможно. Пешеходного пути нет. Назад через Пулковский тоже не свалишь. Группа оказалась в патовой ситуации, а точнее, в мумбнях.

Предположив, что высокая температура, скорее всего, вызвана дристозом, отягощенным горняшкой, мы решили использовать этот день по максимуму для проведения глубокой разведки дальнейшего пути по леднику. А в это время больной будет лечиться ударными дозами соответствующих медикаментов.

Дристоз - один из самых распространенных недугов в горном туризме. Чаще всего им страдают из-за обжорства в населенке после окончания маршрута. Обычно эта болезнь опасна только для окружающего ландшафта, однако на высоте и/или при недостаточной акклиматизации может вызвать серьезные проблемы и у самого пациента.

Итак, прописав больному "колеса", отважные разведчики забурились в недра мумбней. Ледник был мало похож на привычный ледопад. Трещины и сераки перемежались с беспорядочными завалами из глыб льда всевозможных размеров, наваленных как попало и слабо скрепленных между собой. Внутри завалов виднелись пустоты, надежность мостов неочевидна. Что-то похожее я видел один раз в жизни, это была гора смерзшихся айсбергов на озере Мерцбахера после слива. Только айсберги на Мерцбахера заканчивались через пару сотен метров, а тут ледник 10 км в длину... За полдня удалось найти проход на левый борт, а там можно было какое-то расстояние пройти по старым лавинным выносам. И к счастью, отдых и лечение больному явно помогли, температура упала.

Чувствуя, что прохождение Пулковского перевала вкупе с Мумбнями сильно затягивается по сравнению с планом, завхоз уже здесь начал сокращать паек...

2-е пересечение Мумбни

На следующий день спустились по веревке в рандклюфт, по разведанному пути второй раз пересекли ледник, сколько-то прошли по лавинным конусам, но лафа быстро кончилась: в месте впадения первого левого притока непроходимый ледопад. Уродоваться по такому с нашими 40-килограммовыми кулями нет никакой возможности, поэтому снова отправились на разведку. Отважные разведчики выяснили, что надо еще раз пересекать ледник и пробовать рубиться по правому рандклюфту.

3-е пересечение Мумбни

После 3-го пересечения ледника сколько-то прошли по снежникам, затем опять тупик. Надо было как-то спускаться в рандклюфт. Руководителя отправили на разведку удостовериться, действительно ли туда надо. Разведка подтвердила очередное генеральное направление, и мы сдюльферяли туда, повесив в двух разных местах по веревке. Но еще через несколько сот метров рандклюфт тоже закончился тупиковым разломом.

Конец рандклюфта. Впереди по правому борту виден ригель.

Однако метров на 50 выше мы обнаружили на скальном борту что-то похожее на фирновую полку. Посланная туда разведка подтвердила: проходимо. Для подъема с рюкзаками повесили еще одну веревку. Дальше длинный траверс по этой узкой наклонной фирновой полке, в некоторых местах переходящей в карниз. Выглядит местами довольно стремно, падать есть куда, адреналин бурлит. Полка выводит на большой ригель с водопадом. Затем траверс по конгломератному косогору (в кошках), по ту сторону которого - о боже - оказывается плоская травянистая поляна для ночевки, награда за праведные труды в течение 14-часового дня!

Траверс полки
Водопад над ригелем
Утро на поляне

Впрочем, радость длилась недолго. Сразу же после впадения в основной ледник притока, на котором мы ночевали, оказался очередной прижим. Так что пришлось снова забуриться в эту рвань и в четвертый раз пересекать весь ледник.

4-е пересечение Мумбни

На том берегу в рандклюфте устроились пообедать на солнышке. Здесь мы первый раз увидели местных паутов, которые, как потом оказалось, расплодились настолько, что заполонили всю долину Гармо и даже, похоже, сожрали всех сурков на Сурковой поляне. Ночевали уже на берегу реки ниже языка. Обратили внимание, что, согласно GPS, ледник сдвинулся на 2 км ниже места, обозначенного на всех картах. Дома информация подтвердилась: судя по спутниковым снимкам с сайта "Planet Explorer", подвижка произошла между сентябрем и ноябрем 2016 г.

Ночевка у языка. Красной линией отмечено место переправы.

С утра приступили к переправе, благо ночевали рядом. Из выбранных еще вечером мест, первым попробовали верхнее, рядом с ледником: там все рукава были примерно равной мощности. Переправа далась нелегко. Ширина каждого из 4 рукавов 5-7 м, глубина по колено, но течение очень сильное. Обычно такие предпочитают бродить стенкой, но тут очень неровное дно с крупными камнями, идти стенкой невозможно. Может, правильнее было бы сделать перильную переправу, но на организацию "честной" страховки (в 4 местах!) ушло бы много времени, а вода, казалось, прибывала на глазах, надо было поторапливаться! В итоге, помогая друг другу, переправились почти без потерь. Правда, три человека частично искупались, при этом у одного уплыла трекинговая палочка, а у другого намок срулон, опрометчиво оставленный в наружном кармане куртки.

Срулон - характерным образом скрученный моток туалетной бумаги. Применяется как наружнее средство при симптоматической терапии дристоза, а также для прочих целей. Намокший срулон становится практически непригоден для использования.

Переход 1-го рукава
Переход 4-го рукава

Внезапно завхоз вспомнил, что забыл на том берегу свое КЛМН. Однако возвращаться за ним через такую речку... это был бы чересчур мрачный юмор...

Не сразу отогревшись после переправы, мы направились в сторону лед. Гармо. В каком месте по нему идти, не все равно, но страшные мумбни уже научили нас вычислять оптимальные проходы. В этот день больше ничего заслуживающего отдельного упоминания не происходило, кроме мерзких паутов, задолбавших нас совершенно.

Вдали показался пик Коммунизма

На следующий день попробовали пройти по моренному карману левого борта. В прошлом тысячелетии я там хаживал и вспомнил дорогу. Сам карман оказался на месте, и даже теплое озеро в нем, но дальше... очередной мумбень! Продолжение кармана - как корова языком слизала! Тропы нет, дальше только скалы со свежими медвежьими какашками. Внизу ледопад от коллизии с лед. Вавилова. Пришлось корячиться обратно на середину ледника.

По этому карману раньше шла тропа, а теперь нет

Долго ли, коротко ли, к обеду доползли, наконец, до Сурковой поляны и остановились на берегу теплого озера на полудневку. Полудневка была нужна, чтобы прийти в себя, понять, что мы можем делать дальше, а также убить как можно больше паутов. Ручей на "Сурках" местный водопроводчик открывает после обеда, утром вода есть только в озере.

Мемориал на Сурках
Теплое озеро на Сурках

Дальше у нас было запланировано кольцо вокруг пика Россия через перевалы Вавилова и Россия (оба 3Б), затем проход через ПФП на поляну Москвина, и далее через менее сложные перевалы на Муксу. Но маршрут с самого начала пошел наперекосяк. Из-за чудовищной подвижки лед. Мумбни, из-за которой стал непроходимым пер. Пулковский, мы пришли на Сурковую поляну с задержкой на 6 дней и теперь стояли перед дилеммой (вернее, трилеммой).

Если мы продолжаем движение строго по маршруту, то даже при самом благоприятном раскладе гарантированно не успеваем на самолет. Все другие пути с Сурков на Москвина - не вариант, они требуют еще больше времени.

Если мы отказываемся от кольца, то не можем сразу идти на ПФП из-за недостаточной акклиматизации. Но достаточно высоких перевалов, подходящих для сквозного прохождения, поблизости нет. А если с целью акклиматизации залезть куда-то радиально, то потом не будет хватать определяющих препятствий для маршрута 6 к.с.

Если мы проходим кольцо, а потом идем на Муксу не через ПФП и поляну Москвина, а напрямик, через ледники Гандо и Сугран, то мы не можем воспользоваться своей заброской, заранее доставленной в МАЛ благодаря помощи Алишера. Без этой заброски нам будет сильно не хватать продуктов, а также горючего.

Ситуация патовая. Выбор между очень плохим, совсем плохим, и неприемлемым. Нет времени, нет жратвы, нет бензина, нет акклиматизации, ничего нет, без чего нет смысла продолжать маршрут. Впору посыпать голову пеплом и свалить домой несолоно хлебавши. Но после непростого обсуждения группа решила, вопреки этой логике, продолжить маршрут, пока по запланированному варианту, с кольцом вокруг России, отказавшись от МАЛовской заброски и урезав жратву примерно в полтора раза. А после прохождения кольца снова обсудить, как именно жить дальше. Тогда же стало понятно, что теперь мы отказываемся и от дневок: на дневке тоже захочется пожрать, а еды-то завхоз не даст! Началась бесконечная борьба за выживание и за маршрут хоть в каком-то виде. За маршрут 6 к.с. - на полуторакратно урезанном рационе.

Тяжела дума завхоза

Перевал Вавилова, 3Б, 5600, новый вариант спуска

Итак, утром мы стартовали с Сурковой поляны на основную часть маршрута. Нам показалось, что бугристый ледник Вавилова в этом году глаже, чем обычно. Не забывая по дороге любоваться видами на различные культовые перевалы, мы быстро дошли до разделительной морены между притоками №2 и №3.

Перевал Трон (3А), пройден новосибирцами в 1986 г.
Непройденная перемычка Дарвазского Кругозора
Двухкилометровая южная стена пика Патриот. Всего в паре часов хода от Сурковой поляны, и еще ни разу не проходилась. Если что, есть и фото в полном разрешении.

Информация по пер. Вавилова довольно богатая (особенно там порезвились харьковчане). Но последнее прохождение было 36 лет назад, свежая информация отсутствует, а имеющаяся противоречива. Почти каждая группа норовила пройти перевал по-своему. Забавно, что, несмотря на многообразие уже известных вариантов, и нам удалось отметиться на этом перевале новизной, а именно, принципиально новым вариантом спуска.

Варианты прохождения пер. Вавилова на гуглоснимке. Красная линия - наша.
Варианты подъема на пер. Вавилова. Красная линия - наша.

В книге Алексеева "Дарвазский хребет" рекомендуется обходить устье притока №3, ведущего к пер. Вавилова, по правобережной морене. Мы оценили удобный подъем на эту морену со стороны предыдущего притока и решили сократить путь. Наверху разделительной морены оказался травянистый карман с чистым ручьем. Было ужасно жарко, группа остановилась на обед (а также покормить паутов), а руководителя послала разведать выход на нужный ледник. Оказалось, что на самом деле лучше было бы сразу идти по противоположной морене, левобережной, а не как написано у Алексеева. Пришлось, пересекая ледник, слегка попутать ледопад. На той стороне мы залезли на нужную морену, на самом верху которой нашлись удобные ночевки.

Путь к перевалу Вавилова
Прячемся от зноя во время обеда
Ночевка на морене перед пер. Вавилова

Наутро мы сделали экстремально ранний выход, еще затемно, чтобы до камнепадов успеть подняться по опасному кулуару, по которому обходят 2-ю ступень ледопада. Проскочить его и войти в верхний цирк удалось как раз вовремя, через полчаса после этого в кулуаре уже загремели первые камнепады.

Костина связка только что поднялась в верхний перевальный цирк

Взгромоздиться на перевал с ходу не получилось. В цирке оказалась солнечная линза, жара начала плющить. Пришлось на этой сковородке до вечера спрятаться под тентом, а на седловину подняться утречком по смерзшемуся. Впрочем, может, оно и к лучшему: днем на раскисшем склоне было неуютно, а кое-где даже мелкие камешки перекатывались.

Прячемся от солнечной линзы под тентом
Рассвет. На дальнем плане Мазарские Альпы
Вечерний предпровес на пер. Вавилова

На седловине оказалась покрытая льдом лужица с водой (пробурить лунку и определить толщину льда не пытались). В туре нашли записку харьковчан (рук. Игорь Винокур) от 1981 г. На спуск пер. Вавилова такой же многоступенчатый, как на подъем. Сначала попадаешь в обширный верхний цирк, который мощнейшим ледопадом обрывается на лед. Бивачный. Дюльферять в цирк прямо с седловины, как рекомендуется в первоисточниках, мы поленились, отправили руководителя на разведку, прогуляться по хребту. В результате удалось найти пешеходный спуск в цирк. Но идти из цирка дальше прямо вниз нельзя: попадешь в гигантский ледопад. Спускаться надо по восточному отрогу пика Октябрьская Магистраль, ограничивающему ледопад слева.

Группа на седловине Вавилова на фоне пика Комакадемии, слева направо: Жора, Коля, Костя, Петя, Саша, Андрей. Александр, кажется, ты хотел на Комакадемию с этой стороны - надо фото в полном разрешении?
Путь через верхний цирк Вавилова с восточной стороны

Одно из главных качеств горного туриста - лень, двигатель прогресса. Настоящий ленивый турист не будет с тяжелым мешком ломиться, куда бог на душу положит. Он сначала налегке сходит в разведку, облазит все вокруг, и с рюкзаком пойдет уже наверняка. Вот и мы сгоняли одной связкой чуток вниз по контрфорсу. Оттуда, как на ладони, оказался виден заход на наш следующий запланированный новый перевал (о нем чуть позже), и просматривался вполне привлекательный спуск по ледовому склону левее отрога, прямо туда, куда нам надо (все наши предшественники в прошлом тысячелетии уходили с отрога, наоборот, направо).

Отважные разведчики Коля и Андрей на фоне Южной стены России. Слева от пика Россия непройденная перемычка на лед. Беляева.
Массив пика Россия с южной стороны. Если надо, могу дать фото в исходном разрешении.
Спуск с перевала Вавилова на ледник Крутой

Спусковая ледовая стена оказалась весьма протяженной. Пройдя 13 веревок, мы все еще не добрались до подножия. Уже темнело, а внизу просматривались подозрительные сбросы, дюльферять с которых по ночуге вовсе не улыбалось. Но тут по пути попался серак как раз достаточных размеров для установки на нем палатки. Утром мы были награждены совершенно сюрреалистическими видами восхода солнца сквозь туман с этого серака.

Пора закругляться со спуском - темнеет
Вторая связка подходит к месту ночевки на сераке
Утро на сераке на фоне пика ОГПУ
Орлиный взор Андрея поверх облаков

Навесив еще пару веревок, вышли на ровный ледник. Наш следующий перевал был в точности напротив только что опробованной новой линии спуска с Вавилова, до него рукой подать.

Дюльфер с последнего сброса на Вавилова
Наша линия спуска с пер. Вавилова отмечена красным

Перевал Южный Цирк России, 3А, 5400, п/п

Среди ряда пока не решенных туристских проблем на Памире стоит проблема нахождения возможно более прямого прохода между верховьями лед. Бивачного и лед. Беляева. Обходной путь с западной стороны - это любой перевал в хребте Академии Наук между пиками Патриот и Гармо: Вавилова (3Б), Хаджибей (3А), Бивачный (2Б), или Крыленко-Блещунова (3А), затем спуск по лед. Вавилова и распутывание всего ледопада Беляева. Другой путь, с восточной стороны - через высокое Плато Правды со спуском по Грузинскому кулуару (пер. Россия 3Б). Если идти от верховьев, то придется спуститься далеко вниз по Бивачному, обойти отрог Глуховцева, повернуть на 180° и пройти почти столько же в обратную сторону по притоку - лед. МГУ. При том, что оба ледника - и Бивачный, и МГУ - довольно сильно разорваны, их прохождение бывает весьма трудоемким. Заманчив мог бы быть путь прямо на лед. Беляева через непройденную перемычку между пиками Патриот и Россия. К сожалению, этот путь сомнителен из-за очевидной опасности и южной стены этой перемычки, и особенно северной. Мы предлагаем вариант, срезающий разделительный отрог между лед. Бивачным и МГУ, позволяющий радикально сократить путь и выйти непосредственно к началу подъема на Плато Правды, обойдя все ступени ледопада МГУ, кроме самого верхнего участка последней ступени.

Местонахождение нового перевала Южный Цирк России (ЮЦР). Красная линия - наш путь через ЮЦР, сиреневая - стандартный путь в обход по ледникам

Предварительной информации об узле п. Россия с южной стороны у нас почти не было. По лед. Крутому (левому истоку Бивачного, куда привел наш новый путь спуска с пер. Вавилова и куда обращены юго-западные склоны п. Россия) минимум лет так 35 даже сам Макар телят не гонял, а если кто и оказывался неподалеку, то в нужном нам направлении не фотографировал. По сделанным издалека фотографиям из старых отчетов казалось, что с юга от п. Россия вроде должно быть какое-то плато или плечо, но разглядеть и оценить его ширину и крутизну с уверенностью качество и ракурс фотографий не позволяли. Что касается гугла, то в нем отчетливо видны только крупные препятствия, такие как высокие скалистые хребты. Средние и мелкие препятствия (низкие отроги, ледопады), а также вертикальные ледовые сбросы в гугле не прорисованы, а на обширных заснеженных участках гуглоснимков вообще все сливается в однородное белое поле. Больше никакой информации о возможном характере, орографии, и даже конкретном местонахождении искомого перевала у нас не было. Идти приходилось "с чистого листа", на месте импровизируя в поисках варианта подъема и не зная заранее, куда в точности мы попадем на той стороне, и что нас там ждет. Собственно, предыдущий пер. Вавилова мы заявили отчасти из тех соображений, что с него могли быть хорошо видны возможные варианты. Описание прохождения нового перевала Южный Цирк России (сокращенно "ЮЦР") дается от ледника Крутого до 3-й ступени ледопада МГУ.

Вид на перевал ЮЦР с контрфорса перевала Вавилова

Местонахождение: в юго-восточном отроге п. Россия (хр. Академии Наук), между пиками Россия (6875) и Глуховцева (5714). Связывает верховья лед. Крутого (северо-западный исток лед. Бивачного) с верховьями лед. МГУ (левый приток лед. Бивачного). Предоставляет логичный подход к перемычке Радиоклуба и к подъему на пер. Россия с южной и юго-западной стороны. Координаты седловины по GPS: N 38.883216, E 72.053626, высота 5397 м.
Предлагаемая категория сложности: 3А.
Ориентация: юго-запад - северо-восток.
Характер: снежно-ледовый, ледопадный.
Определяющая сторона: юго-западная.
Направление прохождения: с лед. Крутого на лед. МГУ, на подъем с определяющей стороны.
Перепад высоты (по GPS): на подъеме 400 м, на спуске плато.
Крутизна: в среднем 30°, на отдельных участках до 70°.
Время подъема: 8 часов.
Время спуска: условное, на спуске плато.
Фактическое время прохождения: 5 августа 2017 г.
Навешено перильных веревок: 3x50 м, через ледовые лбы.
Ночевки: под перевалом с любой стороны. При выборе конкретного места ночевки следует обращать внимание на направления схода ледовых обвалов со стен п. Россия и не разбивать лагерь в опасной близости от них.
Подъем с лед. Крутого - мощный ледопад. Распутывать его надо примерно по центру; оба борта разорваны еще сильнее, чем центр, и непригодны для прохождения. Большую часть ледопада можно пройти с одновременной страховкой, но на некоторых участках потребуется навеска перил.
Спуск в сторону лед. МГУ условный, фирновое перевальное плато снижается полого, пока не упрется в правый край 3-й ступени ледопада МГУ. Оттуда можно продолжать спуск по лед. МГУ в сторону лед. Бивачного, либо поворачивать налево в направлении перемычки Радиоклуба и пер. Россия, в зависимости от дальнейшего маршрута.
Потенциальные опасности: в случае неблагоприятной снежной обстановки возможна лавинная опасность на отдельных участках подъема со стороны лед. Крутого. Также нельзя разбивать лагерь слишком близко к кулуарам Южной стены п. Россия: возможны ледовые обвалы со стены.

Итак, 2 августа в 9:30 мы закончили спуск с пер. Вавилова и за 2 ходки пересекли лед. Крутой, обойдя зону трещин на входе в цирк нового перевала слева по ходу. По дороге наблюдали над пиком Гармо редкое атмосферное явление: прямолинейную радугу. Пообедав, еще за ходку поднялись под самый взлет будущего пер. Южный Цирк России (ЮЦР), выбрали наиболее безопасное место, максимально удаленное от всех склонов, с которых может что-нибудь свалиться, и в 14:00 остановились на ночевку (N 38.881076, E 72.046999, H 5027). Перевальный взлет выглядел достаточно внушительно, подъем на такие начинают с раннего утра.

Горизонтальная радуга над перевалом Вавилова и пиком Гармо
Ночевка (с последующей пурговкой) под перевалом ЮЦР

Ночью пришел запердон (внезапное ухудшение погоды, имеющее задничный характер). Утром палатка была засыпана свежим снегом, вокруг сплошное молоко. В отсутствие видимости первопрохождения таких перевалов не начинают. Пургуем.

Типичное занятие при запердоне. Горын кочегарим прямо внутри.
Те же лица, действие второе. Никита, Андрей, оцените расклад как специалисты - похоже, здесь один сплошной облом: ни погода не идет, ни карта...

Как на грех, у одного участника опять намерили температуру под 39. Кашляет вроде неглубоко. Но высота 5000, схлопотать отек нефиг делать. Ситуация патовая. Идти вверх нельзя, да и погода не позволяет. Идти вниз... вслепую по разорванным ледникам... и как же далеко из этого затерянного угла надо идти, чтобы дойти хоть до какой-нибудь цивилизации... Нет, тоже не вариант! Кажется, подкрадывается мумбец!

Прописываем больному ударные дозы антибиотиков. Сколько еще придется пурговать, непонятно, еды мало, и завхоз объявляет о еще большем урезании питания. Пристальный подсчет показывает, что у нас также очень мало бензина. Включаем режим жесткой экономии горючего: в обед чай не варим, пьем из термосов; все варки, и вечерние, и утренние - только внутри палатки. Проводится политинформация, в ходе которой руководитель озвучивает неприличное слово, наиболее точно характеризующее ситуацию, в которой очутилась группа.

4 августа запердон продолжается. За бортом все то же молоко. Пургуем дальше. Между тем, в нашем цирке пошла канонада. Со стен России начало регулярно бахать. В тумане не видно, откуда и куда сходит. По звуку кажется, что близко, и от этого становится не по себе. Вроде позавчера, когда ставили палатку, мы были уверены что здесь безопасно, но хочется убедиться поточнее... К счастью, когда вечером в тучах появились просветы, мы увидели под стеной России два мощных скальных контрфорса, отходящих под углом и отсекающих все обвалы в глубокие кулуары, в противоположную сторону от нашей стоянки. Предусмотрительность при выборе места ночевки нас не подвела!

Линии схода обвалов со стен России, отсекаемых ребрами в сторону от палатки

Пора принимать трудное решение: что делать дальше? Запасных вариантов здесь нет, остались только аварийные. Любое отступление потребует настолько много времени, что автоматически будет означать прекращение маршрута. Зато больной как будто выздоровел, температуры больше нет, да и кашель вроде тоже стал меньше. Решаем продолжить борьбу за маршрут. Если утром хорошая погода, идем на перевал. Если плохая, то вниз, а дальше по обстановке...

5 августа хорошая погода, выходим в 8:15. Сначала в связках направляемся на левый край перевального взлета (здесь и далее по ходу). Свежевыпавший снег почти не мешает, ледопадный склон не лавиноопасен. Подойдя к первому ледовому сбросу, организуем две разведки. Одна связка идет проверить, нельзя ли просочиться под скалы и слева обойти весь ледопад. Эта разведка приносит отрицательный результат. Параллельно другая проходит направо и делает вывод, что там и надо распутывать нижнюю часть ледопада. А дальше будет видно.

Путь подъема на перевал ЮЦР
Разведка путей обхода нижнего сброса ЮЦР

Вешаем 2 веревки через крутой ледовый лоб. Нижний большой сброс наши перила обходят справа, следующий - слева. Дальше в связках под центральный пояс больших разломов, крутизна предельная для движения с рюкзаком без перильной страховки. Под большими разломами обнаруживается снежная подушка, одна связка отдыхает, другая вновь отправляется на разведку. Надо найти обход центрального разлома и, самое главное, понять, что можно сделать с самым большим сбросом - верхним. Разведка устанавливает, что центральный разлом обходится справа по ходу. Круто, но глыбы льда лежат ступенями и позволяют подниматься, не вешая перил. Дальше сильно разорванный участок с хилыми, но проходимыми мостами. А под самым большим верхним сбросом обнаруживается узкий карниз, позволяющий просочиться налево до места, где этот сброс почти что сходит на нет. Выглядит стремно, падать есть куда, адреналин хлещет через край. От конца карниза вешаем третью веревку, через сброс и дальше, пока склон не выполаживается. Там безопасное фирновое поле, время 13:20, останавливаемся на обед. Здесь сковородка, от жары начинает "плющить". Приходится остужаться любыми способами, вплоть до купания в снегу.

Перильный участок на ЮЦР
Внизу под сераком станция закрепления этих перил
Разведка траверса под верхним сбросом
Купания на снежной сковородке

Пообедав и кое-как остыв, за ходку поднимаемся на перевал. Большой карниз на широкой седловине обходим слева по ходу, и в 16:00 перевал взят! На теплых скалах чуть ближе к пику Россия отдыхаем, фотографируемся, любуемся шикарными видами, с энтузиазмом строим тур. Координаты тура: N 38.883216, E 72.053626, H 5397. Пик Россия и с этой стороны выглядит монументально, хотя и по-другому. Вдали виден также пик Ленина.

Седловина перевала Южный Цирк России, за ним пик Россия
Группа у тура на ЮЦР, слева направо: тур, Андрей, Саша, Петя, Коля, Костя
Руководитель на том же камне. На нем самодельная обвязка: в отличие от любой магазинной, эта обвязка не опрокидывает вниз головой при зависании с 30-кг рюкзаком в пустоте. В руке у руковода самодельный шакал: таких инструментов с зарубающимся клювом и длинным прямым древком, позволяющих хоть лезть крутой лед, хоть страховаться в рыхлом снегу, ни одна фирма не разрабатывает.
Вдали пики Дзержинского и Ленина

Перевальное плато полого спускается к северо-востоку, взлета с той стороны нет. Мы пока еще не знаем точно, в какое место ледника МГУ попадем. В 17:15 начинаем движение от тура и через ходку доходим до развилки. Направо стекает вниз разорванный лед. МГУ, налево просматривается седловина, оказывающаяся при ближайшем рассмотрении перемычкой Радиоклуба. Попали точно в яблочко, точнее и не бывает! Начало подхода к перемычке Радиоклуба выглядит вполне оптимистично, а дальше - утро вечера мудренее! В 18:00 останавливаемся здесь на ночевку в приподнятом настроении, координаты места: N 38.893894, E 72.059991, H 5225.

Путь от ЮЦР до Радиоклуба

Таким образом, новый перевал Южный Цирк России (ЮЦР) предоставляет короткий, логичный, безопасный и очень видовой проход из верховьев лед. Бивачного и лед. Крутого в верховья лед. МГУ, под перемычку Радиоклуба, Плато Правды и пер. Россия. Он удобен и для прохождения в обратную сторону, если группе надо дальше на запад либо на юг. В принципе, ЮЦР можно пройти и сам по себе, хотя это уже не так логично, поскольку тогда проход низом по лед. Бивачному наверняка займет меньше времени.

Перевал Россия, 3Б, 6200

Пер. Россия, ведущий с лед. Бивачного на лед. Беляева через Плато Правды, несмотря на категорию 3Б и значительную высоту, всегда был привлекателен, и туристы ходили через него неоднократно. В последние годы, однако, этот перевал более популярен как часть пути на (или через) пик Коммунизма по маршруту Тамма. За последние несколько лет все группы, поднимавшиеся на Плато Правды (которым является седловина пер. Россия), уходили с него на п. Коммунизма. Последнее сквозное прохождение пер. Россия имело место 11 лет назад. Мы в этом году осуществили нестандартный подход к перевалу: не по ледопадам МГУ, как делают все, а непосредственно с лед. Крутого, из самых верховьев лед. Бивачного, через только что пройденный специально для этого пер. Южный Цирк России. Похоже, что до нас таким способом к перевалу Россия еще никто не подходил.

Пройдя ЮЦР и переночевав на повороте ледника, мы направились утром к перемычке Радиоклуба, которую отсюда уже было видно. Обе нижние и часть 3-й ступени ледопада МГУ остались ниже нас. Тем самым получилось, что к 3-й ступени мы подобрались не снизу, как обычно, а с фланга. С нашей стороны эта часть ледопада выглядела, как "лестница" из четырех гигантских ледовых ступеней. Нам удалось, не вешая перил, за ходку подняться по краю этой "лестницы" и подойти к "Большому Разлому", который перекрывает весь ледник от уха до уха. Эта огромная трещина выглядит год от года по-разному, и упражняется в ее преодолении каждая группа по-своему. Но с правой (орогр.) стороны, с той, где очутились мы, Разлом, похоже, еще никто проходить не пробовал.

Путь на перевал Россия
Вид на гуглоснимке: красная линия - наш вариант прохождения Большого Разлома, сиреневая - стандартный вариант
Вид с перемычки Радиоклуба: красная линия - наш вариант прохождения Большого Разлома, сиреневая - стандартный вариант

Преодолеть трещину с ходу не удалось и нам. Можно было пробраться на дно и погулять вдоль него, но противоположный край нависал по всей ширине. Правее, ближе к центру, было страшное крошево, с сераками и провалами, но где есть сераки и крошево, там бывают и мосты. Глубокая (и в переносном, и в прямом смысле) разведка принесла результат: удалось найти путь через это крошево, в меру стремный, но проходимый без навески перил.

Разведка в Большом Разломе
Путь просачивания через Большой Разлом

Перемычка Радиоклуба к тому времени уже давно освещалась солнцем, снег на склоне раскис и не держал. Периодически съезжали оползни из снежной каши, которые могли вызвать срыв связки. Поэтому подниматься на гребень решили утром и, как оказалось, дальновидно. Вечером поднялся ветер, весь гребень был в снежных флагах, наверху бы нам не поздоровилось. А план прохождения на следующий день мы все равно нагнали.

Ночевка под перемычкой Радиоклуба
Снежные флаги на гребне России
Группа на перемычке Радиоклуба, слева направо: Петя, Коля, Костя, Саша, Андрей, Жора

От перемычки Радиоклуба надо набрать 500 м высоты по восточному гребню п. Россия. По пути встречается жандарм, опутанный археологическим макраме из древних веревок. Мы решили не проверять надежность ископаемых веревок и повесили свою. Дальше можно идти в связках. На гребне натоптаны следы группы Дениса Осина. Путь они особо не облегчают, снега мало, он и так не проваливается. Но все равно по следам идти веселее. В какие-то моменты наблюдаем и саму их группу на склоне Коммунизма. Приходит даже шальная идея ломануться по свежим следам за ними, через гору, прямиком к своей заброске в МАЛ. Однако приходится подавить в себе это дурацкое желание: не акклиматизированные, высоко мы все равно не заберемся, сдохнем на полпути.

Прохождение жандарма на гребне России
Вид вниз вдоль гребня. Вдали ледники Бивачный и Федченко.
Вдали пики Революции и 26 Бакинских Комиссаров
Группа Осина на склоне Коммунизма

Плато Правды - место заколдованное. Большинство групп вспоминают плохую погоду и сильные ветра, как будто концентрирующиеся здесь. Вот и мы, только спустились с гребня на Плато и начали было обед, как налетел запердон и стал залеплять морды наших лиц. Когда вместо сала в разинутый рот стал набиваться в основном снег, мы предпочли по-быстрому закруглиться с обедом и стремительным домкратом двигать дальше. В буран, при полном отсутствии видимости пересекали Плато по приборам. Когда через пару ходок мы выбрались точно к началу Грузинского кулуара, снегопад тут же прекратился, как по мановению. Воистину, заколдованное плато!

Конкретный запердон на Плато Правды

Ветер, однако, не прекратился, на входе в Грузинский кулуар очень сильно дуло. Недаром это место называется "Преисподняя". Чтобы не ночевать на ветру, решаем, несмотря на вечер, приступить к спуску немедленно. Через 3 веревки "Преисподняя" раскрывается, стандартный вариант предполагает уходить влево, на снежные поля под ребром Некрасова. Но конфигурация разломов в Грузинском кулуаре изменилась, слева явно угадывался какой-то большой сброс. Опасаясь "заторчать" на перилах на ночь глядя, мы поменяли направление и стали целиться на край контрфорса, ограничивающего кулуар справа. Там оказалась замечательная мульдочка для палатки, защищенная скальным гребешком и от ветра, и от возможных камнепадов.

Спуск в Преисподней
Вечереет: пора искать место для ночевки
Ночевка под скальным контрфорсом в Грузинском кулуаре
Утро, вид с места ночевки в сторону Южной стены Коммунизма

Утром спуск продолжили. Но идти по центру Грузинского кулуара, как делают обычно, не получилось. Видимо, из-за малого количества снега по центру появилось много ледовых сбросов и открытых шрундов. Пришлось лавировать правее по фирновым полям между скоплениями сераков, по мере надобности устраивая разведки и/или навешивая перила. Самая нижняя ступень ледопада обходится справа, под самой стеной пика Коммунизма. От взгляда на эту трехкилометровую стену с расстояния всего нескольких сотен метров непристегнутая каска тут же спадывает с затылка, так приходится запрокидывать башку.

Спуск по Грузинскому кулуару
Приблизительная линия спуска по Грузинскому кулуару
Южная стена Коммунизма
"Пузо" Южной стены с зуммированием
Эта же фотография (в районе желтой змейки) с зуммированием 1:1 по пикселам
Если надо всю фотографию с такой детализацией (конкретно эта панорамка тянет на 185 мегапикселов), обращайтесь. Последние годы с этой стороны на Коммунизма редко кто смотрит. Фотал и с других ракурсов, с большим или меньшим зумом.

Погода снова стала портиться, пошел мокрый снег. Нам надо до темноты успеть на Грузинские ночевки. Они где-то на морене под п. Куйбышева, но где в точности... Я там был аж в прошлом тысячелетии, ничего не помню... А тут еще, как назло, упал туман. К счастью, все-таки удалось в разрывах облачности разглядеть в телеобъектив хвост вертолета, который там валяется, так мы и нашли место. Кроме вертолета, там есть площадки под палатки, чистый ручей и куча всякой всячины. Есть дрова (старые доски).

Северная стена пика Россия и непройденная перемычка на ледник Крутой
Грузинские ночевки на лед. Беляева. На дальнем плане перевал Трон (3А), пройденный новосибирцами с лед. Вавилова в 1986 г.
Скромный завтрак на Грузинских ночевках. Посуда зачищается до зеркального блеска. Поодаль на камне голодный завхоз, уже облизавший свою чашку, пробует вывернуть наизнанку саптаяк ("саптаяк" == "автоклав" по-алтайски).

Переночевав в культовом месте, ломанулись дальше вниз по Беляева. В районе, где лед. Беляева огибает отрог п. Трон Петра I, обнаружилось: ледник растаял настолько, что обнажился огромный бараний лоб с ледовым сбросом выше него. Такого Беляева я раньше не видел. Чуть ниже уперлись в непроход, разведка донесла, что и центр, и левый борт непроходимы. Надо прорываться через лед. Липского и поляну "Сурки-3". После Сурков-3 (она же "Поляна Эдельвейсов", хотя там почему-то нет эдельвейсов) задница продолжилась. Над ледником нависали безобразные сераки, с которых постоянно летели вытаивающие камни. Пришлось кидать веревку с отвесных бараньих лбов. Спуск на лед. Гармо закончили в 6 вечера.

Потаявший ледопад Беляева
Спуск на лед. Гармо через бараньи лбы
Путь обхода ледопада Беляева через Сурки-3

К счастью, нам все-таки удалось прорваться на Сурки до темноты. Уже в глубоких сумерках мы поднялись на наше озеро, при свете фонарей выкопали заброску и отметили диетическим праздничным ужином успешное прохождение пер. Россия, всего кольца, а также необходимого набора ОП+ПОП для маршрута 6 к.с. Планировавшуюся обжираловку из-за жестких продовольственных ограничений пришлось откорректировать, в частности, плов разделить на 2 части и отъесть из него только половину.

Диетический ужин на Сурках. Руководитель, по образованию химик, дозирует с аналитической точностью: гидратия тоже мало!

После Сурков проблем меньше не стало. Идти через ПФП к заброске мы не могли: в этом случае гарантированно опаздывали на самолет. Продуктов на Сурках осталось всего на 5 дней, включая и предыдущий вечер, когда располовинили праздничный плов. А до того уже дней 15 мы прошли голодом. Напрашивался так называемый "контролированный сход с маршрута". Однако группа не согласилась считать свое состояние критическим и упрямо продолжила поход. Чтобы не проходить второй раз дурацкие бараньи лбы на подъем для прохода к ледопадам Липского, мы решили пройти на Дорофеева через пер. Аводара, затем через Летавета на Сугран, и на выход.

Мы делали попытку пополнить продовольствие - силками изловить сурка. Но ничего из этого не получилось, сурка не удалось даже выследить. То ли их всех сожрали местные медведи, то ли пауты. Кстати, пауты, как на подбор, были породистые и ловились хорошо, и кажется, кто-то даже предлагал их пожарить. Но не стали, уж больно вид у них неаппетитный. Видели кекликов, но тоже не догнали.

Кеклики на Сурках. Поймать и съесть не удалось. Бегают быстро...

Утром и в обед в течение похода мы принимали по 5 капель "Бодрячка" в виде настойки в чай. Это не допинг (в отличие от сала), а натуральный продукт, получаемый из особого таежного меда дробной экстракцией. В определенных местах и в определенное время пчелы собирают мед, богатый "бодрящими" веществами. Одни компоненты, содержащиеся в этом продукте, способствуют насыщению крови кислородом, другие снимают мышечную усталость. Не могу сказать, чтобы "Бодрячок" сильно облегчал чувство голода (скорее, наоборот), но мышцы вроде, и правда, не болели, а настроение повышалось совершенно точно.

Перевал Аводара, 2А, 4950

Итак, мы покинули Сурки на следующий же день после прибытия туда, без дневки, без отдыха, т.к. нечего жрать. Еды оставалось на 4 дня из расчета 600 г/чел., эту еду нам надо было растянуть на 8 дней. Следующий перевал - Аводара, по факту единственный наш перевал не 3-й категории. Мы его заранее не планировали (сообщили в МКК через спутник), поэтому информации, как его ходят, не имели. Ориентировались на месте по фактической обстановке.

Восход на леднике Гармо

Дойдя по лед. Гармо до ущелья Аводара, мы вскорячились по очень крутому руслу прозрачной речки и очутились на райских стоянках в моренном кармане. Здесь растет ивняк, по склонам арча, есть дрова и теплое озеро (правда, мелкое). Дальше по реке пройти нельзя, она уходит в каньон с большим водопадом. Где обходится водопад, мы не знали, так что запустили глубокую разведку на склоны по обе стороны. Я сам пошел смотреть налево (по ходу) от водопада.

Райские стоянки на Аводара

Поначалу было еще куда ни шло, благо я немножко умею договариваться с осыпухой, чтобы ехала под ногами не так сильно. Но куда в конце концов выводят разветвляющиеся кулуары, никак не просматривалось, и я, против собственного желания, корячился все выше и выше. Как говорится, чем дальше в лес, тем толще партизаны. Сказать, что эта осыпуха была крутая и сильно ехала - значило не сказать ничего. Вероятно, подъем именно на этот перевал послужил мотивом для легендарной "отрицательной осыпухи" из анекдотов. Несколько раз я останавливался осмотреться и подумать, и приходил к логическому выводу, что пора возвращаться. Но, блин, разведка-то должна быть результативной, иначе какой в ней смысл? И я на четырех костях с матами корячился дальше вверх. Осознавая на себе диалектическое противоречие: вроде поднимаешься все выше и выше, но в то же самое время очучиваешься все глубже и глубже, а именно, в глубокой заднице!

Наконец, узкий говнокулуар в разрушенных скалах раскрылся. Под ногами плечо отрога, далеко внизу каньон, уходящий в водопад, впереди виден вход в перевальный цирк. Рядом большой тур, очевидно, помечающий начало спуска для обратного движения. Первая мысль: ура, проход здесь. Следующая: блин, нахрена ж я сюда забрался, как спускаться-то буду... Потом, когда сверились по GPS, оказалось, что в разведке я поднялся на 500 м по высоте.

Нижняя часть осыпного подъема на Аводара
Чем дальше вверх, тем осыпуха более отрицательная

С рюкзаками так закорячиться, как налегке в разведке, точно бы не получилось. Помогло то, что осыпные ручьи на косогоре перемежались с выходами конгломерата. Мы надели кошки и выбирали для движения именно такие участки конгломерата, кошки на нем неплохо держали. В одном месте идущий первым потревожил осыпной "ручеек", и он поехал вниз. Мы такого не видали никогда...

Господа участники и руководители единичек, если среди читателей Риска есть такие! Когда станете рассказывать затаившим дыхание слушателям, какой сложный осыпной перевал вам пришлось проходить, и как трудно было подниматься по живым камням, прервитесь ровно на 30 секунд и посмотрите вот на ЭТО!

ВОТ ОСЫПУХА, ПО КОТОРОЙ НАТУРАЛЬНО ХРЕН ЗАЛЕЗЕШЬ !!!

Сначала мы смотрели на этот "оползень", потом стали фотографировать и снимать видео. В итоге тронулись дальше вверх, так и не дождавшись, пока сыпуха остановится сама. Не исключено, что она там едет до сих пор!

Подъем на перевальный взлет Аводара
Прохождение карниза

По сравнению с этой отрицательной осыпухой (которая, очевидно, и определяет сложность 2А всего перевала) перевальный взлет не представлет собой ничего особенного. Спуска на лед. Дорофеева почти нет. Сам закрытый ледник, хотя и трещинноватый, но довольно ровный и не представляет проблем. По мере приближения к лед. Гандо справа появляется морена. В первом удобном месте мы перешли на эту морену, где и заночевали у ледникового озерца. Позже нашли еще более удобные стоянки у большого озера на отсевчике, но перебазироваться туда на ночь глядя было уже нецелесообразно.

Ночевка на стыке Дорофеева - Гандо. Закатное солнце отражается в маленьком озерце.
Отражение пика Летавета в озере

О личном отношении к пройденному перевалу Аводара мы, пожалуй, скромно промолчим, но нашим кошакам он наверняка не понравился! Не Вискас!

Перевал Летавета, 3А, 5000

Теперь мы находились перед последним категорийным перевалом на маршруте. Остерегаясь пресловутого "эффекта последнего перевала", группа отнеслась к нему со всей ответственностью, что позволило пройти перевал быстро, технично и безукоризненно с точки зрения безопасности. Пер. Летавета имеет две седловины, разделенные невысоким пиком Кинохроники: западную (Летавета-2) и восточную (Летавета-1). Мы прошли ближайшую седловину - западную.

Когда рано утром мы вышли с места ночевки на морене Дорофеева, погода была ясная и непривычно морозная. Зато, наконец, отстали пауты, донимавшие нас на Гармо и всех его притоках. Ледник с пугающим названием Гандо, про который бывалые туристы рассказывают всевозможные страсти-мордасти, в этом году оказался спокойным, гладким, и пересекался просто по прямой. Осыпной подъем в перевальный цирк, по сравнению с недавней отрицательной Аводарой, тоже был одно удовольствие. В результате в 11 утра мы уже встали на ночевку на расстоянии всего одной ходки от перевального взлета. Этим неожиданным подарком мы воспользовались по полной. Во-первых, отдохнули на теплых камешках. Во-вторых, заранее готовя группу к прохождению Летавета, хитромудрый завхоз перераспределил варки таким образом, что непосредственно перед перевалом удалось обеспечить относительно сытный ужин, а наутро - ударное питание на завтрак. Все это позволило восстановить силы и наверняка определило быстрый темп прохождения пер. Летавета на следующий день.

Ночевка в верхнем цирке Летавета, на дальнем плане ледник Дорофеева

Утром вышли еще затемно, при свете фонарей. Было холодно, но для нас это плюс: лучше лезть на перевал по замерзшему снегу, чем по раскисшему. Выбрали наиболее удобный и безопасный кулуар, почти до самого верха покрытый фирном. Этот кулуар вывел нас на правый (по ходу) край седловины, вплотную к склонам п. Кинохроники.

Подъем на перевал Летавета

Замысловатую линию спуска, рекомендованную в первоисточниках как эфемерную возможность сэкономить пару перильных веревок, мы решили не вычислять. Пусть мы повесим больше веревок, зато прямо вниз, не "умничая", спустимся быстрее и безопаснее.

Спуск с перевала Летавета

Сначала слой фирна на льду был тонкий, и буриться было легко. Через пару веревок снега стало побольше, зато появился классный бобслейный желоб. Мы стали дюльферять рядом с этим желобом, а для устройства очередной станции спускались внутрь: на его дне везде был близко голый лед. При этом солнце из-за пика Кинохроники еще не вышло, все вокруг крепко смерзлось, и потому желоб пока что был совершенно безопасен.

По мере спуска солнце постепенно освещало склоны слева и справа, но наша линия спуска оставалась в тени дольше всего. Первые лучи упали на нас в тот момент, когда участники как раз дергали последнюю веревку!

Бобслейный желоб
Красная линия - наш вариант спуска, сиреневая - рекомендована в первоисточниках

Потом пришлось, конечно, еще побегать по леднику Сугран в поисках обхода зон трещин, но так или иначе, к вечеру мы пришли на старые ночевки в боковом моренном кармане. Там мы отметили завершение категорийной части маршрута оставленной с Сурков второй половиной плова, и там же допили гидратий. Не считая Белькандоу, дальше было только вниз!

Вдали стена пика Тиндаль
Пик Москва на закате

За следующий день, включив на полную мощность обострившееся после Мумбней задничное чутье, мы смогли за день пройти весь Сугран и заночевать у маленького теплого озера ниже ледника. Впереди остался только некатегорийный перевал - ворота Северо-Западного Памира, Белькандоу.

Ночевка на теплом озере у языка Суграна

Перевал Белькандоу, н/к, 3400

Выйдя с ночевки у языка Суграна, мы перешли по оптимальной траектории концевую морену Бырса, обошли буреломы у края березовой рощи, по пути подкрепились дикой смородиной, жимолостью у хижины Коли Гурского, а затем облепихой на спуске к реке Сугран. Хоть мы и изголодались, но обжираться облепихой все-таки не следовало. Облепиха набила мучительную оскомину, из-за которой мы не смогли через полчаса насладиться спелой вишней, которая началась на том берегу.

Хижина Коли Гурского
Спелая облепиха в пойме Суграна

Перейдя Сугран, останавливаемся у чистого притока. Через несколько минут сверху, с Белькандоу подходят несколько местных парней с ишаком. Тот, что постарше, здоровается:

- Здравствуйте! Кто из вас Жора?

Мы от удивления только рты пораскрывали: вот-те раз, о нас уже по всему Памиру легенды ходят!

Тут подошел его отец, Салим. Оказывается это Учкун из Девшара сказал, что наша группа на подходе. Вы спросите: а откуда узнал Учкун? А вот, Учкуну прямо в Девшар позвонил по телефону Антон из Сан-Диего. Сам Антон получил эту новость по мэйлу из Новосибирска, куда мы, в свою очередь вчера по спутнику СМСку послали, что маршрут заканчиваем. Так-то, тесен нынче Земной шарик...

Салим предложил, как назад пойдут, взять пару наших мешков на своего ишака. Только сначала надо, дескать, поймать здесь самого большого быка - обещал пригнать быка в кишлак на свадьбу.

Салим с сыном допоздна ловили своего быка, наконец, кое-как нашли и пригнали. Снаряжения для ночевки у них не оказалось (думали сегодня же вернуться), так что мы поставили для них свою палатку, а сами кинули спальники под открытым небом. Из остатков сушеных овощей и сухарной крошки сварили какую-то похлебку, а на завтрак осталось всего два бич-пакета лапши на восьмерых.

Но самый большой облом открылся утром: хитрый бык пораскинул мозгами, понял, что на самом деле он не хочет на эту свадьбу, и ночью опять cбежал, как гоголевский Подколесин. Да так далеко, что его и в телеобъектив теперь видно не было.

Костя - водитель ишака

Салим взял пару мешков на своего ишака, и мы, не спеша, пошли через Белькандоу. Хоть категория "н/к" и расшифровывается как "наивысшей категории", идти этот перевал в конце похода - можно сказать, одно удовольствие. На дороге за перевалом нас ждал носатый УАЗик, который прислал Учкун. Впереди еще предстояло прохождение погранпоста перед Девшаром (та еще дипломатия), но активная часть маршрута благополучно завершилась здесь. Аминь!

На перевале Белькандоу
Послепоходный променад по Душанбе
Так душанбинские строители демонтируют старые постройки: ставят на крышу экскаватор и последовательно срывают сверху вниз этаж за этажом.

Резюме

Итого получилось 200 км и 30 ходовых дней на маршруте. Дневок - нуль. Правда, было два дня пургования, когда группа не шла. Но два дня дышать носкаином в снегах на высоте 5000, выходя из палатки только по нужде да чтобы откопаться, да при нехватке жратвы - плохой вариант отдыха (для тех, кто не химик: носкаин - боевое отравляющее вещество психохимического воздействия; самопроизвольно кристаллизуется в носках, придавая им характерный запах, а также способность стоять безо всякой поддержки).

Хотя из шести категорийных перевалов только один был проще, чем 3А, самым трудным для нас оказался самый первый - Пулковский. Здесь, в самом начале похода горы кратко, недвусмысленно и жестко указали, кто здесь хозяин. А самым легким оказался последний перевал - Летавета - горы отпустили. Начиная с Пулковского, весь последующий маршрут пошел наперекосяк. Против нормальной логики, исключительно на своем непрошибаемом упрямстве, группа шла 25 дней на полуторакратно урезанной раскладке, все 30 ходовых дней вообще без дополнительных забросок - полностью на том, что мы на себе перетащили через технически сложные препятствия Пулковский Траверс и Мумбни. Как только мы ни комбинировали со жратвой, чтобы она казалась гуще и сытнее, чем на самом деле! Сильно помогало сушеное мясо: в отличие от тушенки, которая принципиально квантуется до размера одного куска, сушеный фарш можно разводить вплоть до гомеопатических концентраций. Короче, делали вид, что едим...

При моем допоходном весе 74 кг, после похода живот втянулся так, что позвоночник одинаково хорошо прощупывался с любой стороны. По приезде домой, я потянул на 61 кг, последний раз я столько весил еще до совершеннолетия...

Руководитель с ужасом прощупывает позвоночник

По большому счету, поход не получился. То есть, вместо нормального похода мы получили бесконечную борьбу за выживание и за сохранение маршрута хоть в каком-то виде. Сплошное хождение по мумбням. Удивительно, что при этом еще и удалось набрать препятствий на полноценную шестерку. Причем, вольно или невольно, почти на каждом перевале пришлось импровизировать. Два из трех перевалов 3А - первопрохождения (Пулковский Траверс и ЮЦР). Из двух перевалов 3Б один (Вавилова) пройден со спуском по новому варианту. Для другого (Россия) предложен вариант подхода с другой стороны, позволяющий срезать две из трех ступеней ледопада. Удалось отснять неплохие фотоматериалы. В частности, по узлу к югу от пика Россия, где очень давно, а может, и никогда не ступала нога человека. По узлу пика Коммунизма с южной стороны, откуда последнее время его очень мало кто видит. Ухитриться сделать то, что пройдено, причем полным составом - само по себе большая удача. В сложившихся обстоятельствах можно было и вовсе ничего не пройти!

На этой позитивной ноте закругляюсь. Спасибо всем, кто дочитал аж досюда.

Разрешите поделиться. В мои студенческие годы была поговорка: Туризм - лучший отдых, после него любая работа отдыхом покажется. Поздравляю. Прекрасный поход и прекрасные горы

Еще раз спасибо за книгу. Глебу вручили экземпляр.

Очень круто. Морально-волевые - на высочайшем уровне. Бойцы, одним словом.

"Доел" до самого конца, с комментами уважаемых Айболита и 00. "Блюдо" получилось на редкость отличное! Спасибо.

Жора, это просто здорово! Если бы я не был так против героизЬмУ в походах, наверное, назвал бы ваши достижения этим словом. А так - вы просто ФАНТАСТИЧЕСКИЕ МОЛОДЦЫ! Аккуратно и надежно прошли, несмотря на все неожиданности, которые перед вами возникали!
Замечательно в качестве образца для обучения как надо справляться с такими ситуациями (если бы хождению 6-к можно было учить централизовано:-))

Вадим, хождение туристских 6-к - это не наука, а неизлечимая болезнь. Ни учить, ни даже лечить это невозможно...
Вадим, в начале поста стоит ссылка на отчет о маршруте. Там, в отчете, полные описания с координатами GPS - ты такие вроде любишь.
Кстати, специально для извлечения GPS-координат из фотографий написал скриптик на перле: указываешь список фотографий (*.jpg), получаешь на выбор либо GPX-файл, кот. Google-Earth понимает, либо CSV-таблицу, чтоб в офисе точки окучивать. Вдруг надо?

Слушай, это замечательная идея! Спасибо! Мне это как-то не приходило в голову скриптом делать! Если фотки не слишком правленые - это будет полезно! Присылай - буду пробовать. Правда, народ сейчас в основном pdf присылает. Но можно и попросить оригиналы.

Я когда закончу Заалай, Зулумарт и Белеули, наверное, перейду к северо-западу. Тогда буду тебя серьезно тормошить.

Я дочитала. ))) Парни, вы сильные и красивые.
Неологизмы заценила! )))

Язык повествования оригинален) а то, что вся группа в полном составе достигла конца маршрута - суперкруто! Спасибо)

Супер! Круто!
Спасибо!

!!! Пора создавать словарище горно-туристких неологизмов, в том числе - и топонимических...

Здорово! Особенно впечатлила ЕДИНИЧКА Б. Спасибо за содержательный рассказ.

Да уж, эта "1Б" (вместе с мумбнями) заняла по времени, да наверное, и по напрягам столько, сколько все последующее кольцо 3Б+3А+3Б целиком.

Квинтэссенция горного туризма и прекрасная иллюстрация на тему "мастерство vs Ж...ПА". Мастерство победило c разгромным счетом :) И да, язык прекрасен.

Классный поход в итоге получился!
Странно, что вы не знали о подвижке и о том, что перевала Пулковский 1 не существует. Вот на эту тему еще с 2016 года висит отчет http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8046
Классный первопроход прошли. Я на эту седловину на карте и на космоснимках смотрел еще в 2015г, предлагал так срезать путь после спуска с пер.Гармо на пути к траверсу Коммунизма, но нам тогда больше хотелось спуститься пониже и отдохнуть)

Мысли сходятся. Я тоже над этой седловиной думал и отказался ровно по той же причине.

Как раз хотел уточнить, Денис, точно ли на эту же самую боковую седловину глаз положил, или там, может, прямо с Бивачного с юга на север поперек отрога есть другие варианты, кот. мы не видели?
Когда мы готовили свое прохождение, нам фотографий сильно не хватало. Такое впечатление, что вообще никто не щелкал в нужную сторону.

Ну, обычно считается, что через год с лишним после подвижки на Памире ледники уже становятся существенно более "съедобными". Так что, видимо, предполагалось, что уже можно пройти более-менее нормально, но, похоже, после похода Андрея были еще подвижки.

Спасибо за оценку!
Про подвижки.
Ссылка на 2016 г. в нашем отчете стоит. То, что Пулковский через год по-прежнему не будет существовать, из информации 2016 г. не следует. Например, в 1978 тоже было что-то подобное (у меня в отчете и на него стоит ссылка), ленинградцы с Пулковского веревки вешали, а в 1983 никаких следов, мы там сами спокойно пешком прошли.
Правильнее сказать, мы недооценили возможный масштаб проблемы. Мы думали: ну даже если так, с перевала спустимся, Мумбни пересечем как-нибудь, а дальше уйдем через Егорова на Шокальского. А скорее всего, думали, за год ледник может и выровняться, это обычное дело. Ан нет, наоборот, после 2016 еще более мощная подвижка приключилась.
Уже из-под Егорова, созерцая видимую нам часть Мумбни, думали, выиграем мы, уйдя через перевал на Шокальского, или потеряем. На ум пришел такой аргумент, что Мумбни не очень длинный, прорвемся как-нибудь (и опять недооценили масштаб, т.к. видели не все). А Шокальского, не дай бог если такой же хреновый, длиннее в полтора раза. Тут мы, пожалуй, все-таки не ошиблись. С Гармо потом снизу на Шокальского специально попялились (в отчете фотка есть) - очень печально нижняя половина того ледника смотрелась.
По первопроходу ЮЦР.
Это правильно, что вы туда не захотели, в больших горах типа Памира надо не лениться спускаться пониже, организму после высоты отдых нужен.
Но мы целенаправленно нашли себе коронное место (пер. Вавилова), откуда можно спуститься так, чтобы после этого на перемычку ЮЦР захотелось. Когда перевал так близко, а обход по рваным ледникам так далеко, это мотивирует.

Интересно, а на перевале Пулковский 1(?), который мы ходили в 91 году, тоже такая ситуация или хуже ? Вот старое фото 91 года на спуск с этого перевала

Анатолий, в 91ом вы, видимо, прошли какой-то аналог Пулковского-I. Вот откуда спускается ваш пунктир:

Антон, и я также подумал, посмотрев сегодня разные фото ))

Толя, под этой вашей седловиной мы прошли после того, как спустились со своей, в процессе обхода трещин. Там тоже все печально, в отчете есть пара фотографий, где это место видно. Там сейчас здоровенный сброс, хотя по сравнению с самим Пулковским он не такой ажурный. Я бы сказал, эта седловина сейчас лучше Пулковского, но хуже, чем то место, где мы сдюльферяли.

Жора, а почему ты сетуешь, что поход не получился ? Очень даже не плохой маршрут и приключений выше ж...ы - ( крыши ))). Главное - что прошли и вернулись почти здоровыми и даже похудевшими )). Завидую ((

Судя по этому ресурсу подвижка (одна из?) случилась между сентябрём и ноябрём 2016:

А почему не пошли перевалы Молдаванку и Пересыпь, чтобы попасть на ледник Вавилова, а стали ломиться вниз по Мумбням?

У нас был заявлен Егорова (рядом с Молдаванкой). Не пошли, т.к. испугались, что на той стороне ледник более длинный, может быть еще хуже. См. рассуждения в ответе на комменты Жени Еремина и Дениса Осина чуть выше.

Жора там по Шокальского не надо спускаться, пересекаешь его вверху до правой морены и поднимаешься. на пер. Пересыпь. Он тоже 1Б и выводит сразу на Вавилова.
С ледника Шокальского там осыпь.

Георгий, а у Вас есть крупные фото гребня от перевала Вавилова до пика Патриот? На карте и на гугле отмечен еще перевал Московский 3Б, но я сомневаюсь, что его кто-то когда-то ходил.

В одном из отчётов по пер. Вавилова упомянута разведка на ту перемычку по гребню. Видимо, потому там перевал и отмечен, а насквозь он едва ли ходился и едва ли ходится. Фото наверняка есть, но Жора их шустрее меня найдёт.

На седловину "Московского" харьковчане заходили по хребту со стороны п. Октябрьская Магистраль (этот пик между "Московским" и каноническим Вавилова). Насквозь (и даже радиально с ледника с любой стороны) его никто и не пойдет. Харьковчане в 1978 зашли на него по хребту, убедились, вернулись назад и спустились с канонического Вавилова, у меня в отчете при описании Вавилова на них ссылка стоит.
Вот с ходу фото, где видно часть "Московского" со стороны ЮЦР: http://nmr.nioch.nsc.ru/pamir17/jucr14.jpg. Люди сидят на камне, а правее их на дальнем плане скальная стенка, а еще правее гора. Вот эта стенка и падает с "Московского. Он такой весь. Левая часть этой же стенки в посте на том фото, где я один на ЮЦР на камне с тяпкой сижу.
А со стороны Вавилова на этом снимке видно: http://nmr.nioch.nsc.ru/pamir17/vavup.jpg.
Дома могу панорамы глянуть, чего я там еще снимал. На самом деле там чем ближе к Патриоту, тем еще хуже.

Да, видно, спасибо. Гребень там действительно не очень(

Супер! Мне так уже и дочитать тяжело было:):):). Написано понятно, образно и точно. Можно брать с собой и- вперёд!:):):)Молодцы ребята!

На сколько знаю , руководителю за полтинник . Здесь ,думается,вполне уместна фраза "No commеnts"
PS Заметил ремень у него широкий на фото . Кожаный ... )

Про ремень , не сочтите за бестактность ) Это я к тому , что если в пищу не употребили , значит поход не настолько уж и голодным выдался )))

Ремень - почти как ледоруб, вещь многоцелевая. И самому повеситься на нем можно, и, наоборот, выпороть им, кто под горячую руку попадется. Поэтому лучше сразу конкретизировать назначение.
В данном случае все банально. Без ремня я бы еще в середине похода штаны потерял. Какой же руководитель, да без красных революционных штанов? А так пряжку на 3 дырки глубже переставил, и дальше идти можно...

Какой же руководитель, да без красных революционных штанов?

Хорошо написано:)

Эким мы сегодня франтом! )))

Не оставили равнодушными девушек Ваши брутальные штаны, Георгий:)

Я еще добавлю. Мало кто обратил пристальное внимание на фото. Одежда-из моей молодости- парашютные самошивы. Это вам не в гортексах-шмордексах подвиги делать. Добавляет к моему восхищению волевыми качествами команды.

Пулковский после подвижки - просто не реально! Ледник там не пологий, но чтобы так прыгнул...http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8223 здесь в конце фотоотчёта есть фотографии Пулковского, когда он был 1Б.

То-то и оно, что ледник вполне себе был пологий. И он, похоже, не прыгнул, а именно провалился.
Вот здесь примерно в середине поста фото Пулковского перевала с куском ледника, когда я через него сам раньше проходил.

Собственно, картинка Пулковского в его нормальном состоянии

Расхожее выражение "Как сам сходил" вряд ли будет тут уместно.
Скорее, "Вспомнил, как оно бывает".
Спасибо, великолепный эпос.

Чтоб не создавать новую тему, задам вопрос тут.
Благодаря прекрасной работе Анатолия Фатеева "История открытия и восхождений на п. Гармо (и траверсов Дарвазской стены)", за что ему огромная благодарность, я узнал, что в 1969 году был пройден траверс Гармо-Коммунизма.
Работа Анатолия - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8397
Упоминание про этот траверс:
1969 г. Команда ленинградского «Локомотива» проходит траверс пик Гармо – пик Коммунизма и занимает первое место в Чемпионате СССР по классу траверсов. Ю. Кузьмин (рук.), Р. Иванов (тренер), О. Худяков, В. Варенцов, С. Зысин, Б. Лайхтман, А. Якушев, Я. Якушев. Восемнадцатикилометровый путь (21 км – прим. ред.), где восходители не спускались ниже 6000 м, команда проходит за 20 дней. До настоящего времени такой протяженный, высотный маршрут не проходился.
Но на Гармо группа поднималась радиально с пер. Крыленко-Блещунова, так что траверс самой горы Гармо они не проходили, насколько я понимаю.
Также благодаря отчету Георгия Сальникова я узнал об отчете харьковчан за 1987 год, в котором они сняли записку траверсантов 1969 года с пика Октябрьская магистраль.

Прошу помощи в поиске отчета про этот траверс, так как у меня ничего не получилось.

Также записку траверсантов 1969 года с пика Патриот сняли траверсанты 1973 года https://www.risk.ru/blog/13333

В целом очень много вопросов к этому траверсу:
1) Откуда стартовали траверсанты?
2) Как поднимальсь на пик Гармо? Указано, что это был новый маршрут по С-З стене.
3) Интересно описание подъема на пик Патриот. Я так понимаю это было единственное прохождение гребня на пик Патриот от пика Октябрьская магистраль и так называемого "пер.Московский".
4) Куда спускались с Коммунизма? На ПФП и ходили радиально с плато Правды и потом спускались на Беляева или Бивачный? В разрезе того, что на Гармо они ходили радиально, то на Коммунизма также вполне могли сходить радиально, и назвать это все траверсом Гармо-Коммунизма.

Кузьмин, судя по всему, также как и мы поднимался, радиально с Крыленко-Блещунова. Мы видели их контрольный тур в верхней части маршрута и сняли оттуда записку.

Женя, спасибо за отзыв на мой "опус" про Гармо.
Возможно, что по траверсу 69 года откликнется кто-нибудь из альпинистов участников тех событий. Все же Чемпионы СССР в этом классе !
Как например про траверс 1972 года lomiga на риске в 2016 году выложил информацию (и слайды !)
В этой ветке им трудно будет увидеть твой вопрос.

Я планирую попозже подготовить пост на риск о Гармо ( но в кратком варианте ).
Надеюсь, что еще что-то новое появится )

Спасибо, Анатолий.
Тогда буду ждать Ваш пост и там уже будем искать)
А что за траверс 1972 года?

Еще, кстати в отчете по Вашему походу перепутаны перевалы Шокальского и Дарвазский. Вы пишите, что прошли Дарвазский, но по факту Вы прошли Шокальского.
2 фотографии из Вашего отчета это подтверждают.
Первая - на 20й странице внизу, где Вы указали пер.Шокальского. На самом деле это Дарвазский, он справа на фото, а Шокальского - слева.
Вторая - на 21й странице вверху, где показан перевальный взлет вашего подъема.
Вот такая же фотография пер.Шокальского из отчета Майорова

Георгий, спасибо за рассказ! И посмеялся, благодаря манере повествования, и посочувствовал попаданию группы в такое мумбнище. А поход, завершенный без потерь и с приключениями, не достоин разве называться удачным?) Большое спасибо!

ПыСы: вид рекомендованной линии спуска с Летавета маленько шокировал, если честно. Хотя мб путь спуска не всегда выглядел так устрашающе... Как по мне, прохождение под таким ледово-снежным нависанием не стОит пары сэкономленных веревок.

Мы перед походом Летавета готовили как запасной вариант, и я тогда еще сразу наметил, что лучше бы под сбросом не лазить, а попробовать, не умничая, сдюльферять прямо вниз. Что и сделали. Потом снизу посмотрели и поняли: правильно, так и надо было.
Но похоже, чаще ходят не этого Летавета, а восточного, следующую седловину. Она, похоже, технически проще малость.

Насколько я знаю в этом тысячелетии все ходили только западную седловину, кроме моей группы. Мы поднимались с Суграна на Восточную, так как она нам показалась проще, и она была ближе к пику Летавета, на который мы потом сходили. Но спускались на Гандо мы траверсом через западную седловину.
Вот фото https://drive.google.com/drive/folders/0B2Sc08VQ0Q9HSnJqTUpDLWh5MHc

Ну вы там погуляли по хребту...
Почему-то у вас с северной стороны все страшно потаяло, а с юга, наоборот, оказалось больше снега, чем у нас.
Очень хорошие фотографии, спасибо.

Да, у нас снега в тот сезон не было вообще. На Шини-бини вообще кальгаспоры были.
А потом мы попали в 4-дневную непогоду. В эти дни никто с МАЛа не мог неделю почти улететь. Это был 1й день непогоды и выпало много снега, поэтому спуск с Летавета был заснеженный.

Сделал видео:

Не обижайтесь, но видео не очень. Хотя, реальный уровень мероприятия, да еще "на подсосе", вызывает огромное уважение. Сам этим столкнулся когда-то: или снимать, или ходить. Поэтому, уже в альпинизме, начиная с 1 разряда, фотоаппарат вообще с собой не брал. О камере-вообще молчу.

Видео мы фактически и не снимали. Достаточно сказать, что в этом фильме я использовал вообще все отснятые клипы. Выбирать материал было не из чего. Впрочем, и цель такая не ставилась.
Может быть, правильнее было бы и не монтировать вовсе никакого видео - чем плохо, лучше никак, с этим в принципе согласен. Но стало жалко эпизода с едущей сыпухой: пропадет, где еще такое увидишь...

Жора, в данном случае лучше хоть как-то, чем никак. Кадры из мест где ходят редко лежат в открытом доступе -- уже радость. И пусть народ носом ведёт, избалован потому что профессиональными клипами. Мы, уточню, делаем это за свой счёт, в свой отпуск, за бесплатно и без косвенной выгоды. Не все тургруппы такие.

Впечатлил поход. Особенно мумбни. Может, потому, что тоже бывали в похожей ситуации, ползая по дну озера Мерцбахера сразу после слива, когда айсберги ещё не устоялись. Потому - предлагаю пополнить словарь горно-туристских терминов, имеющих общий корень мумб-

Мумбоход - турист, героически преодолевающий всевозможные трудности, связанные с прохождением мумбней, в пешем порядке.

Мумболаз - тот же турист, но преодолевающий мумбни ползаньем или лазанием.
P.S.
Термины условны; применение зависит от вида преодолеваемых мумбней и преобладающей экспозиции их склонов. В микстовых мумбнях, например, мумбоход может запросто стать мумболазом; и наоборот.

Мумбинезация (природное явление) - процесс превращения нормального с туристской точки зрения рельефа в мумбни.

Мумбирование - склонение группы, желающей возвратиться или продолжить путь по нормальному маршруту, к прохождению мумбней.

Мумбицист - специалист по преодолению мумбней.

Мумбофил - турист, стремящийся любым доступным ему способом попасть в мумбни и получающий оргазм от процесса их прохождения.

Мумбофоб - турист, ни при каких обстоятельствах не желающий попасть в мумбни.

Мы тоже хаживали по дну Мерцбахера в 1997, и немного по плавающим айсбергам. Но тогда, после страшного рубилова по разорванному подвижкой Северному Иныльчеку, по мерцбахеровским айсбергам мы взлетели наверх так молниеносно, что почти не заметили препятствия. Рассказ про это здесь, ближе к концу "Эпизода 1".

Дополню.

Мумбовед - учёный, занимающийся исследованием процессов мумбинезации и закономерностей дальнейшего развития мумбней.

Мумбнеолог - учёный, исследующий и разрабатывающий методы оптимального прохождения мумбней и минимизации мумбнецовых последствий.

Мумбнеология - наука, занимающаяся общими проблемами мумбней.