Пишет Алексей Б, 23.01.2018 19:41

Наверно, я должен начать с предупреждений об опасности. Много написано о том, что зимой ходить опаснее, чем летом, а в одиночку – принципиально опаснее, чем группой – и это воистину так. Экспедиция, которая здесь описана, явно не достойна буквального повторения – так много было в ней напряжения и дискомфорта и так мало радости и красоты. И всё же рассказать о ней имеет смысл... Изначальная задумка, состоящая в полном траверсе массива Эльбруса со спуском в Ирикчат, к сожалению, не реализована. Стартовый вес был 39 кг, считая сам рюкзак, всю одежду и ботинки. Слишком много. Перегруз прошёл красной нитью через все тактические решения и в конечном счёте заставил свернуть с маршрута... На картах красным обозначен пройденный трек, пурпурным – разнообразные домашние заготовки. Интервал чёрной сетки 4 км, синей – 1 км. Треки и точки, а также карты и спутниковые снимки района в форматах OziExplorer, состряпанные при подготовке к экспедиции, можно скачать здесь.

С заинтересованными с удовольствием пообщаюсь по почте:
AlBr33@ya.ru

30.12.2017. Вверх по долине Уллухурзук мне повезло подъехать попутным бортовым зилком, набитым большой командой симпатичной жизнерадостной молодёжи, едущей встречать в диких горах новый год. Спасибо им! На полпути дорога кончилась, но меня с моим рюкзачиной продолжала поддерживать мощно набитая ими тропа.

Так добрели до тёплых нарзанов. Ребята обосновались на своей базе с печками и прочими благами цивилизации, а я проник в незакрытую кухоньку какой-то гостинички и аккуратно разложился там прямо на полу, нарекши кров сей Лагерем 1 (2600 м). Нигде не насвинячил. Очень устал. Тяжёлый рюкзак, снег, отсутствие походной адаптации и недосып.

31.12.2017. Одна из моих завиральных идей состоит в том, чтобы давать организму в горах отдыхать "от пуза". Можно считать это слабостью, если угодно. С ранними подъёмами вечная проблема – зато к ночным приключениям отношусь совершенно спокойно. Сова... Посему выйти удалось только под вечер. Сразу утонул в снегу, очередную порцию которого навалило минувшей ночью. Не без труда перешёл речную долинку и полез на гребень "динозаврика", примеченного ещё дома.

Каноническая тропа под маршрут проходит низами, но сейчас она наверняка заснежена и для одиночки труднопроходима – в отличие от этого продуваемого бесснежного гребешка, ведущего примерно туда же. Это была моя собственная идея, в интернете не встреченная – но есть, оказывается, полно честного турья, которое ходит ногами вместо того, чтоб висеть в сети – и гребешок оказался и протоптан тропами, и промаркирован туриками. Хорошо.

Переход с хвоста "динозаврика" на его широкую и пологую спину при отчаянном свете полной луны ознаменовался неожиданным усилением ветра до несуразных величин. Скажу сразу, что в этом походике я, к сожалению, не пользовался анемометром, хотя таскал его с собой – поэтому все цифры привожу только по ощущениям, основываясь на измерениях, сделанных раньше. Так вот, те порывы оцениваю в 35–40 м/с. С рюкзаком иногда уже роняет на пол. Трудно поставить ногу на выбранное место – её сдувает. Лыжные палки – тем более. Часто приходится стоять, переминаясь с ноги на ногу и с палки на палку, с трудом сопротивляясь сносу. Ветер и тяжёлый рюкзак (да ещё с большой парусностью) – взаимодополняющие факторы, приводящие к быстрому расходу сил. Очень способствуют также и снег и "живые" осыпи – всё нарушающее ритм ходьбы. В этих условиях тяжёлый рюкзак становится труднопереносимой обузой...

К счастью, долго топать по спине рептилии мне не было нужды: по плану следовало этаким траверсочком спускаться с неё в распадок, где ветер, конечно, резко ослаб. По дну его летом течёт ручей, а сейчас всё завалено снегом с серьёзными надувами, за которыми я и укрыл от ветра свой Лагерь 2 (3280 м). Где и отпраздновал Новый Год глубоким храпом. Даже запасы аптечного спирта не пострадали совсем – настолько я вымотался...

01.01.2018. Новый год не порадовал хорошей погодой: хмурое низкое небо, под которым простёрлись унылые серые ландшафты, воистину похожие на рисунки сепией. Вдали замаячил уже и знаменитый Утюг, давший имя всему маршруту.

Я пробирался по местности, по возможности используя малоснежные гребни морен, что в общем удавалось. Ходовой день вышел коротким, поскольку выбор следующей ночёвки был не богат: либо на 3500 м на моренных полях, либо уже на седловине 3900, куда лезть на третий день я не решился. В результате Лагерь 3 (3510 м) поставил на классической подготовленной каменной площадке – которую вскоре завалило снегом.

02.01.2018. Где-то проглядывает солнышко, но под ним шустро носятся туда-сюда лохматые атмосферные неприятности. Утюг в дыму.

Начинаю подъём на седловину.

В отчётах пугают живой сыпухой. Правильно пугают, даже мало. Пора открыто признать, что маршрут через Утюг характеризуется аномально тягостными подходами: в интервале высот примерно 3600–4100 м преобладают осыпи типа "шаг вперёд – два назад", от которых хочется буквально лезть на стенку, и лазанье 1–2 категорий по заснеженным скалам не кажется слишком высокой платой за избавление от напасти, да только попадается редко...

Так что на седловину я вылез под вечер изрядно потрёпанным и ползти дальше уже не захотел.

Здесь располагаются классические многочисленные площадки для палаток, откуда регулярно кого-нибудь сдувает с последствиями различной тяжести. Мой умеренный оптимизм по поводу собственной судьбы был основан на специфике двускатной палатки, которая в случае чего оперативно лишается стоек и превращается в лежащий на земле мешок, не боящийся уже почти ничего. Да и площадку выбрал себе посолиднее: с высокими стенками и чуть вниз по склону – хотя бы не на самом юру. Так образовался Лагерь 4 (3910 м).

Ночью поддувало, но не опасно – никаких авралов не приключилось...

03.01.2018. Солнышко! Скорее ловлю возможность посушить спальник, для чего ничтоже сумняшеся задействую лежащие здесь зачем-то носилки. Суевериям и тяжким ассоциациям – отказать... Я бы тогда сильно взгрустнул, если б узнал, что первая возможность просушиться станет для меня в этой экспедиции и последней...

Дальнейший путь под Утюг.

И вдоль его подножия.

Живые осыпи продолжаются и очень затрудняют жизнь. Зато виды.

Появился в поле зрения ключевой ледопад маршрута и приметный нунатак, правее которого нужно к нему подбираться.

Ещё ближе. Очень жаль, что я тогда не знал о существовании отличной безопасной площадки на ледовой полке.

Лишь на следующий день увидел её сверху.

Других же толковых мест для лагеря в тех краях не нашлось. Склоны довольно круты и тверды – не вкопаешься. Всюду непривычные для зимы следы свежих ледовых обвалов. Страшновато. А лезть вверх – нужно задействовать технику, к чему я в тот день ещё не был готов. Да и устал опять изрядно на живых осыпях под тяжёлым рюкзаком. Медленно у меня всё... И я принял нехорошее решение, основанное на том, что со скал зимой якобы не сыплет. Знал же, что сыплет. Меньше, конечно, чем летом, во много раз меньше... Короче говоря, Лагерь 5 (4250 м) я сделал вот здесь.

На следующей картинке это место отмечено красным.

Площадку пришлось долго ровнять, буквально достраивая из снега. Дело опять затянулось до глубокой ночи, я опять очень утомился и был вынужден требовать у самого себя время для отдыха. Желательно днёвку...

04.01.2018. Спалось хорошо, и проснулся я очень поздно. Поразмыслив, согласился и на восстановительную днёвку, хоть сроки уже и начинали поджимать. Устал. Было даже тепло, поскольку где-то за тучами солнце, видимо, всё же существовало и аккумулировало на мне своё ИК-излучение посредством огромного рефлектора Утюга...

Когда учат бадминтонной подаче, говорят о такой работе кистью, при которой звук удара ракетки по волану выходит не "чпок" и не "шмяк", а звонким взрывным "ПОММ", напоминающим выстрел. Именно этот звук услышал я над своей головой, и справа от конька палатки появилась некая разреженность ткани, говорящая о том, что удар отражён, но на пределе возможностей защитной системы. Секунд через пять то же произошло и слева от конька. Примерно на уровне печени. Мне стало грустно: затея моя оказалась не лишена недостатков.

Забавно, что даже это не заставило меня выйти на маршрут – настолько я уже привык к мысли о грядущем отдыхе. Но вот это самое время "солнышко сквозь тучки" мне захотелось провести в каком-то другом месте. Я напялил на себя всю технику и налегке пошёл разведывать ключ – благо не далеко.

Правее нунатака обнаружились две идущие влево-вверх старые верёвки, изрядно вмороженные в лёд. Вдоволь наразвлекавшись с их размораживанием, я получил стационарные перила, ведущие на язык ледника под ключевой участок. Оттуда огляделся. Несмотря на стандартно-отвратительную погоду, ключ всё же неплохо просматривался. Очень много льда, большей частью зелёного. Правый вариант весь во льду – из-за чего был сразу же отвергнут: слишком много перилить. Левый тоже оказался сложнее и длиннее, чем я ожидал. Туда вела ещё одна вмороженная верёвка, обихаживать которую смысла уже не было, ибо она худо-бедно обходилась по фирну.

В целом впечатление осталось довольно тягостным, и "домой" под обстрел я возвращался в расстроенных чувствах.

05.01.2018. Люди погодозависимы. Чуть поманили солнцем – и можно уже идти совершать бессмертные подвиги во славу его. А тут ещё и картинку показали редкую: ложное солнышко на облаке снежной пыли от небольшой лавинки. Я по-прежнему лезу вверх.

Следующее фото не моё. Его предоставил george123 в полезнейших комментариях к теме https://www.risk.ru/blog/212778. Это ключ "утюжного" маршрута, снятый в августе 2017 г. с большого расстояния телевиком – с такого ракурса, что позволяет увидеть его весь сразу. Чёрные точки – это люди. Свои перила и Лагерь 6 я отметил красным.

А так видел его я – снизу вверх.

Верёвки начал вешать уже здесь, на фирне. Ибо крутовато. Старые отпечатки верёвок стали для меня последними виденными человеческими следами до самой вершины. Выше всё выглядело так, будто людей в мире вообще нет. У зимы есть свои достоинства...

И вот – ура! – гостеприимная снежная мульда под ледовым навесом – идеальное место для лагеря.

Палатка стоит здесь "для мебели", поставленная на всякий случай. Жил же я в небольшой пещерке, откопанной в гигантском снежном надуве. То был Лагерь 6 (4520 м).

Вход я поначалу просто затянул красной тряпкой.

Из-за чего внутри возникла феерическая цветовая ситуация.

06.01.2018. Лихо сказка сказывается. А на самом деле пещеру я копал почти до утра. Очень твёрдый фирн был в надуве том. Ковырялся он только стальной пилой с победитовым зубом, а алюминиевая снежная лопата его не брала. Это почти как в дереве пещеру себе выпиливать. Тяжко. Не надо было, наверно, тратить на неё столько сил, да опять пошёл интенсивный снег, от которого очень хотелось спрятаться куда поглубже. В результате – очередная усталая днёвка. Конечно, очень комфортная. Из снежных хижин и выходить не хочется – настолько там хорошо. Разве что видами полюбоваться...

07.01.2018. Ну, наконец пошли дальше.
Одиночное зимнее восхождение на Западный Эльбрус с запада через Утюг со спуском на юг. Январь 2018 (Альпинизм, зима, соло)Одиночное зимнее восхождение на Западный Эльбрус с запада через Утюг со спуском на юг. Январь 2018 (Альпинизм, зима, соло)Одиночное зимнее восхождение на Западный Эльбрус с запада через Утюг со спуском на юг. Январь 2018 (Альпинизм, зима, соло)Одиночное зимнее восхождение на Западный Эльбрус с запада через Утюг со спуском на юг. Январь 2018 (Альпинизм, зима, соло)Одиночное зимнее восхождение на Западный Эльбрус с запада через Утюг со спуском на юг. Январь 2018 (Альпинизм, зима, соло)Одиночное зимнее восхождение на Западный Эльбрус с запада через Утюг со спуском на юг. Январь 2018 (Альпинизм, зима, соло)

Последний разрыв, самый крупный, можно было перейти по двум мостам, из которых я выбрал правый.

Возникло ощущение, что оба они могут не дожить до лета, и тогда ситуация станет здесь затейливой. А сейчас последняя стенка по пояс – и бескрайние снежные поля до самой вершины, которая уже манит своей прямой видимостью.

На Западном плато – все мысли только о создании надёжного укрытия. "Вдует – сдохнешь". Шоковым оказалось открытие, что в выбранном месте на 4630 м, хоть и вполне ровном, слишком мало фирна, чтобы говорить о каком-либо строительстве. Почти голый лёд. И выше – не лучше. Вспомнил, что проходил через более снежные места, и решил спускаться. Смеркалось. Уже в свете фонарика почти случайно набрёл на небольшое месторождение подходящего фирнового материала и с ожесточением взялся за строительство Лагеря 7 (4580 м).

Решил строить иглу из вертикальных блоков, вынутых из круглой ямы диаметром 2.3 м, вокруг которой и выкладывать их куполом. Недостающие добывать из ямы перед входом. Казалось бы, отличная схема – без лишней работы – но и недостатков у неё хватает. Главные – в том, что блоки выходят мелковатые, а качество снега оставляет желать лучшего. Вон какое всё слоистое.

Строительство затянулось до утра. А ветер помаленьку крепчал. Уже выложив свод и забивая щели, я совершил ужасную ошибку: наступил на один из нижних блоков. Тот вывалился внутрь иглу. И соседний тоже. Если б хижина рухнула вся, то я не уверен, что мне хватило бы сил на её восстановление. Однако она только покосилась, и я с замиранием сердца всё же смог подпереть прореху новыми блоками, а тогда уже законопатить всё от души. Пронесло. Очередная днёвка после таких ночных бдений была неизбежна...

08.01.2018. Этот день я полностью проспал. И следующую ночь тоже. Организм настоятельно требовал.

09.01.2018. Продолжаю отдыхать в комфорте, граничащем с сибаритством. Выгнать себя на маршрут не могу.

На улице сильно дует. На ноги спальника из неприметных щелей наметает снежную пыль. Борьба с ней до умиления напоминает какие-то совсем домашние бытовые хлопоты вроде заклейки окон. И спать, спать...

10.01.2018. Занялся погожий рассвет.

Нужно скорей-скорей бежать позировать, пока не сработал автоспуск фотомыльницы.

Температура около –23°C. И сильно холоднее, кстати, не было. Кажется, зарегистрированный минимум был около –27°C. Хотя я очень уж сильно в эти измерения не влезал. Но никаких –50, которыми иногда пугают, не было и в помине. Даже жаль...

Иглу выглядит очень маленьким. Не знаю, почему так. Может, из-за таящейся под ним полуметровой ямы. Во всяком случае простор там, внутри, был даже избыточным: часть площади занимала дикая неустроенная "тундра".

К тому моменту я со своей медлительностью уже съел все резервные дни и попал в жёсткий цейтнот. По плану я должен был бы теперь идти налегке строить лагерь в районе 5200, а заодно и акклиматизироваться "пилой". Однако я теперь потерял уверенность, что на той высоте можно сейчас куда-либо вкопаться, а акклиматизацию после пяти ночёвок на 4500 уже можно считать более-менее достаточной для любых мероприятий на Эльбрусе. Хорошая погода побудила меня сделать отчаянный рывок, чтобы разом вылезти из всех временны́х долгов. Я решил за один день дойти до вершинного плато и переночевать там. Если б хоть немного повезло, я бы так и сделал... Шлось легко и быстро. На первом же привале от избытка чувств отснял вот эту широкоохватную панораму. Как оказалось, последнюю...

Кряк!.. Найдите десять отличий. Да хотя бы и одно...

Поломка кошки радикально изменила ситуацию, лишив меня хода. И так я привязывал обломок к ноге, и эдак – как мартышка и очки. Подержится сколько-то и отваливается. В спокойной обстановке можно было бы что-то придумать – но не на продуваемом склоне. Много времени потратил на изобретательство. Подморозил пальцы рук. И вынужден был ставить правую ногу особым образом, чтоб верёвочки разбалтывались не так быстро. Пока идёт пологий фирн, кошки особо не нужны. Но так же будет не всегда...

Взгляд на север, в район Балкбаши. А дальше внизу там и снега-то, похоже, нет...

Высота около 5000. Здесь я пытался показать наросшие на дыхательной маске сосульки. Вышло плоховато. Зато хорошо видны щели между маской и очками. А я думал, там всё плотненько...

Погода кончилась резко. Дуло-то и раньше довольно сильно, но теперь начало мести. Установилась классическая "эльбрусская непогода": ветер порывами около 40 м/с периодически валит с ног, переметаемый мелкий снег режет открытую кожу и мгновенно забивается в любые найденные щели, воздух перенасыщен влагой, непрерывно оседающей на всём прочной "сахарной пудрой". Видимость – несколько десятков метров: "белая мгла". Соответственно, резко увеличились и затраты сил на ходьбу, и трудности перевязки кошачьего обломка. Стало ясно, что до вершины я так не дойду. Вкопаться на каменистых гребнях никуда невозможно. Поставленную палатку этим ветром однозначно порвёт... Можно было спуститься обратно в иглу – оно для того и осталось там стоять, чтобы служить страховкой и резервным укрытием. Но очень жалко терять с таким трудом набранную высоту. А время поджимает. А спускаться по пути подъёма – да без кошки – теперь уже очень трудно – уж проще ломиться вверх, и плевать на торпеды... И я принял странное решение добровольно устроить себе нечто вроде холодной ночёвки.

Тут очень кстати подвернулась относительно ровная площадка – ну, с камнями, конечно же, но хотя бы примерно горизонтальная – и я решил, что здесь у нас и будет Лагерь 8 (5310 м). Привязал палатку к хорошему камню одной только коньковой оттяжкой, чтоб не улетела сразу, расстегнул подветренный вход, затолкал в бешено бьющийся мешок свой тяжеленный рюкзак, залез туда сам, застегнулся и принялся обживать скудное пространство. Расстелил коврики, вынул спальник и накрылся им, не раздеваясь. Какую-то шмотку положил под голову, а рюкзак затолкал в самый наветренный угол, чтоб хоть как-то экранировал. После чего подоткнул под себя палатку со всех сторон, дабы поменьше хлопала, скорчился и попытался спать.

Как ни странно, это получилось, и в перерывах между приступами настороженного вслушивания в рёв ветра у меня той ночью набралось вполне приличное количество часов почти настоящего сна. Главная проблема была с водой: её не было. Почти. Во внутренних карманах я всегда таскаю одну или две полулитровые фляжки с питьём, и во время ходового дня почти никогда их не выпиваю. В этот раз фляжка была одна – и это всё, на что я мог рассчитывать. Если к утру непогода уймётся, то можно будет натопить сколько угодно, а пока – только это.

11.01.2018. Непогода не унялась. Моё "пингвинье гнездо" поутру выглядело так.

Пришлось обойтись без готовки, скомкать вещи в рюкзак и ползти дальше как придётся – всё под тем же ветром, снегом и без видимости. Темп ужасающе низкий, расход сил огромный...

Когда говорят "тут у меня сдох навигатор", это, как правило, означает, что сдохли мозги его оператора. Так случилось и со мной. Уже под вечер я оказался перед скальным бастионом, который не знал как обходить – справа или слева – а "навигатор сдох". То есть у него просто-напросто сели батарейки, а при их замене я упорно пытался поставить заднюю крышку вверх ногами и сильно удивлялся, что она не закрывается. Решил, что что-то там заледенело, и надо отогревать. Бывают заскоки – ничего не поделаешь. В подобных условиях мало кто может похвастаться ясностью мысли...

Другой аспект ситуации заключался в том, что ветер, кажется, даже ещё усиливался, и вылезать на вершинное плато, где он заведомо сильнее, на ночь глядя и в измотанном состоянии показалось мне рискованным. Третий аспект подкинула природа, неожиданно подарив мне шикарную по здешним меркам площадку: не только ровную, но даже и как бы немного защищённую от ветра здоровенным камнем. И я решился на вторую эрзац-ночёвку, организованную точно так же, как и первая. Так родился сюрреалистический Лагерь 9 на высоте 5550 м, за сто метров до вершины.

На этот раз площадка позволила мне готовку. Я сел, подперев потолок головой и подобрав складки трепещущей палатки под растопыренные по сторонам ноги. Передо мной образовался пузырь, где можно было оперировать примусом без серьёзного риска всё пожечь. Попить после суточного перерыва – это удовольствие дорогого стоит...

12.01.2018. Погода всё та же. Лагерь выглядел так.

Я собрался и полез дальше. Навигатор "починил" – обходить скалу надо слева. Заложив этакий виток спирали, довольно скоро достиг вершины. Сфотографировать её не вышло, поскольку объектив фотоаппарата заледенел, а размораживать его мне не захотелось. В конце концов, фотографий этого места у меня скопилось уже порядочно. Строить иглу на вершинном плато, если честно, мне не достало моральных сил. Да и времени тоже. Вообще-то у меня завтра поезд. Можно, конечно, поехать на другом, но есть же ещё и работа. На сколько дней на неё опоздать? На один-два, но не на неделю же. А сколько я такими темпами провожусь с окончанием маршрута?.. Вот тогда я и решил спускаться на юг: восточный вариант в сложившихся условиях – цейтнот, непогода и сломанная кошка – стал для меня уже недостижимым. Я начал спускаться на Седло в хижину.

Задувало очень крепко. Тропу-дорогу во многих местах перемело, и без навигатора держать хотя бы примерное направление было бы тяжко. Спускаться решил напрямик, как делал в прошлом октябре – тогда это было несложно. Теперь же на перегибе, где ветер всегда сильнее всего, меня для начала швырнуло как тряпку порывом силой более 50 м/с, после чего выяснилось, что довольно крутой склон, ведущий оттуда на Седло, местами заледенел на выносах небольших старых осовов, и без кошки – которая в очередной раз соскочила с ноги – там придётся немного полетать. Зарубился. Но немного побил об лёд пальцы рук. И дальнейший спуск в "однокошечном" варианте запомню надолго...

Долго ли, коротко ли, добрался я до хижины – исключительно по навигатору, увидав её только что не в упор. Рядом две площадки под палатки, густо усыпанные разноцветными клочками тряпок. Очень мелкими клочками. Как бы в назидание, что ли... В хижине с прошлого года изменилось мало. Разве что внешняя дверь утратила плотность прилегания, и теперь в тамбур наметает снег. Внутри пока всё живое. Повоевав немного со снегом, в изнеможении прилёг. Укатали Сивку...

13.01.2018. Хочется успеть на поезд. Встал очень рано, но всё возился и возился то с одним, то с другим. Поймал себя на мысли, что выходить я боюсь. Очень сильно дует, и прямо в лицо. Дождался рассвета. Тесты показали, что в очках я ходить не могу: их сразу забивает снегом. А без них сильно режет лицо встречным ветром. Ничего не поделаешь – пошёл без очков, прикрываясь, как мог, капюшонами.

На Косой полке ветер, как водится, ослаб и зашёл справа. Всё полегче. Но впереди главное испытание – лёд. На "зеркале" выше скал Пастухова он и начался. Ледово-фирновая чересполосица, имеющая вид языков, направленных сверху вниз. Без видимости никак нельзя понять, куда идти, чтобы всё время "по белому". Трек не помогал: во многих местах он и сам был ледяным. Какие-то странные тропы упорно уводили влево, где оказывалось плохо, и нужно было пробиваться к треку опять. Кошку я в хижине присобачил, как мне казалось, очень надёжно, но она таки нашла способ слететь, и мучения с ней начались с начала.

До скал Пастухова мне каким-то чудом удалось почти не выходить на лёд, но вот ниже стало неожиданно плохо, и одной из паразитных троп удалось увести меня влево так далеко, что я оказался аж за начавшейся тем временем скальной грядой. Осознав это, я хотел было перебираться через неё траверсом без набора высоты, но был напуган изобилием трещин и полез прямо на скалы с набором около 40 м – лишь бы безопасно вернуться на дорогу, какой бы она там ни была.

Техника на этом кончилась. Дальше была только борьба с километрами, временами тропёжкой чуть ли не по пояс, ветром, продолжающим резать лицо, и всё сильнее болящими ногами, которые я явно и сильно убивал. В результате на канатку я опоздал – и на поезд, соответственно, тоже. Людей по дороге не видел – ни единого человека до самой канатки, где сидели в своём стеклянном аквариуме трое охранников – или кто они там есть...

14.01.2018. Канатка начала работать около 8 утра. Я сел и спустился в Азау.

Это всё. Дальше – такси, Нальчик, новый билет на поезд и всё в таком духе.

Коротко о важнейшем снаряжении

Ботинки Millet Everest Summit GTX 2016 года выпуска. Использовал в трёх мероприятиях. Ноги практически не мёрзнут – холод лишь иногда чуть-чуть как бы подкрадывается издалека, но об обморожениях в условиях зимнего Эльбруса нет даже речи. Ходить более-менее удобно, хотя на спусках мне немного подминают ноги – особенно левую. Нормально держат на передних зубьях. В этот раз я дважды подряд в них спал – то есть не снимал с ног двое с половиной суток. И ничего – ноги живы – "окопной болезни" не случилось... "Но примешь ты смерть от коня своего." На спуске с Седла к канатке я, как потом выяснилось, сбил себе большие пальцы на обеих ногах с такой силой, как никогда в жизни. Пальцы онемели и потеряли более половины кожи. Почему так произошло, не знаю. Может быть, что-то в ботинках пропиталось водой, замёрзло и стало жёстким. Может, я просто плохо их зашнуровал и упустил этот момент в постоянной борьбе со слетающей кошкой. Как бы то ни было, результат вышел совсем печальный...

Кошки конструкции Виктора Николаева, малая партия которых произведена советской промышленностью в конце 80-х годов под технологическим контролем автора – блестящего инженера-конструктора. Совершенный инструмент, уверенно работавший и на перемороженных льдах зимнего пика Ленина, и на скальных крутяках Важи Пшавелы. Но – давно. А теперь на ровном месте одна из пластин сломалась по отверстию крепления передней дужки. Видимо, предостережения о старении металла – не пустой звук. Очень жаль...

Палатка Red Fox Light Fox V2. Двускатная, однослойная, тупого треугольного сечения. Весила 1 кг, ставилась на лыжных палках. Аскетичная и неудобная, но прочная и очень надёжная. И недорогая, к тому же. В этой экспедиции она поработала за пределом возможностей. Сначала отразила пару мелких, но шустрых камней, потом две ночи, лёжа на скалах, бешено полоскалась складками на ураганном ветру. Этого она не перенесла: покрылась сетью маленьких дырочек. Земля ей пухом.

Навигатор Endura Lowrance. Противоударный и непромокаемый, работающий на двух батарейках AA, управляемый Windows CE, способный нести OziExplorer, которым я и пользуюсь. У него бывают некоторые глюки, но за два года, что я с ним нянчусь, вроде изучил их все, и надёжность прибора можно считать практически полной. Батарейки на морозе – только литиевые. Проблема одна – собственные старые глаза, которые в сложных условиях на маленьком дисплее уже мало что видят. Но от этого никуда не уйдёшь... Ещё один момент. Как и любой современный навигатор, учитывающий отражённые сигналы, Endura дуреет вблизи больших вертикальных поверхностей. Вот и под Утюгом она мне ничего путного не нарисовала.

Еда. По опыту недавних походов я знал, что есть мне в них теперь почти не требуется. Раскладку взял около 250 г/день, но и из этого выбросил около трети в первые же дни, да ещё и домой кое-что привёз. Реально съедено около 100 г/день, не больше. Многие уже писали, что примерно после 45 лет организм под серьёзными нагрузками предпочитает расщеплять собственный жир, нежели заниматься пищеварением. Подтверждаю. Это воспринимается нормально, без мучений. Лично я теперь могу смело закладывать практически голодные экспедиции. Что удобно. Бензина взял три литра и один из них скоро выбросил. Около 300 мл оставил в хижине на Седле. Итого расход меньше, чем 1 литр в неделю...

Рукавицы. Основной у меня считалась комбинация виндблоковых перчаток от RedFox и старых-престарых огромных рукавиц, набитых древней синтетической ваткой. Всё было хорошо, пока я их не "упустил": они промокли на строительстве иглу до такой степени, что сушить их уже не захотелось, и они так и приехали домой ледяными блинами. Ошибка, конечно: надо было сушить. Всё потому, что был запасной вариант – рукавицы BASK Brooks, и я малодушно перешёл на них, хотя были они мне маловаты (XL), и перчатки в них не помещались. Они мембранные, и это оказалось неожиданно актуально. Извне они действительно не мокли, да и засунутые в них мокрые руки быстро отогревались и подсыхали. Но без перчаток – не жизнь. Особенно когда нужно часто оголять руки, чтобы в очередной раз привязать к ботинку обломок злосчастной кошки. А в раструбы рукавиц тем временем наметает снег. В результате, на уровне стягивающей резинки внутри рукавиц всё заледенело. Вышло так, что на правой руке было что-то не в порядке с манжетой пуховки, и я совершенно неожиданно и незаметно получил обширное обморожение правого запястья как минимум второй степени, с которым потом долго мучился. Мораль. Обязательно комбинировать перчатки и огромные свободные толстые синтетические рукавицы с мембраной. Где бы ещё такие взять?..

Маска и очки. Я использую сильно переделанную дыхательную маску от teplomaska.ru. В отличие от обычных "балаклав", в ней осознанно и целенаправленно использован принцип теплообмена на пористых материалах, пропитанных выдыхаемой водой, играющей роль теплоносителя. Правда, принцип этот замаскирован там болтовнёй о "нанотехнологиях", но главное ведь, чтоб работало. Переделанная маска с основной функцией справляется безукоризненно, но очень важно её взаимодействие с очками. Очки использую обычные горнолыжные, довольно крупные. Когда надето то и другое, ни клочка голой кожи оставаться, по идее, не должно. И это работает на любом морозе и ветру – если только нет переметаемого снега (А). Если же сильно метёт, то очки то ли запотевают, то ли забиваются изнутри снегом – словом, становятся непрозрачными, и их приходится снимать. Тогда в условиях эльбрусской высокой влажности начинают обмерзать брови и ресницы (Б). В этой экспедиции я слегка подморозил себе лицо (В). Переносица пострадала от моих же переделок маски: мягкий уплотнительный валик после нескольких дней носки превратился в ледяную колбасу и заморозил мне нос. Скулы посечены метелью и пострадали больше от механических воздействий, нежели от термических. Веки тоже потёрты постоянными попытками убрать лёд с ресниц. Мораль такая. Для холодных горных мероприятий нужна безотказная система маска–очки, которая никогда не потеет и не забивается. Как её сделать, я не знаю.

"Мы сами себе выбираем маршруты..." - отчаянное путешествие в духе риска.
Сопереживал без каких-либо комментариев.

По пятибальной-десятка. При жестких условиях-полный самоконтроль, и, абсолютно верные решения.

Даааа......с горой. И в храм свечку Николаю Чудотворцу!

Алексей, с ГОРОЙ!!! Шли за Вами в разрыве два дня. Все описанное видели. Так и есть. В ледопад не пошли (наверное, зря?), а обходили его справа по льду. Последняя наша ночевка была на полке на скалах правее ледопада (вырубали во льду). Это фото, где красным показан маршрут и палатка. Там словили обвал ледовый. Обошлось, но попортило палатку немного. Подняться в лоб между скалами и ледопадом не получилось. Не смог подняться по скалам. Крючьев не было. Выворотил камень, сорвался, задержался на снегу. Ветер был сильный. Еще ночевка на полке. Снова ветер. Температура нынче, действительно, сносная для зимы. Но сил и времени не хватило. У Андрея довольно сильно обморожены руки. Ушли по этому же маршруту вниз. ОГРОМНОЕ УВАЖЕНИЕ!!! МОЛОДЕЦ!!!

Значит, действительно, все-таки лед на обходе Утюга после большого обвала потихоньку продолжает сыпаться. Как и предполагалось. И это зимой. В сезон будет сильнее. Спасибо и автору поста и комментатору за информацию! Будем иметь в виду.

Роскошное описание роскошного приключения!
"Какие-то странные тропы упорно уводили влево" - на спуске с Косой к Пастухова, в те эпические времена, когда про Ендуру еще даже фантасты не писали, нас так "увело влево", что мы, выйдя в 1-00 ночи с тогда еще живого Приюта-11, на страшенном ветрюгане и видимости 5-10 метров, развернулись на Седловине и через 19 часов блуждания на кошках по зелёно-бутылочному февральскому льду (даже присесть было негде и некак) вместо Приюта-11 встали на ночевку, как потом оказалось, где-то в верховьях Ириков. Получился такой вот импровизированный "приют одиннадцати", когда по странному совпадению, 11 здоровенных мужиков влезли в палатку-памирку, которую для бОльшей вместимости поставили кверху дном.

Сборная ЦС ФиС (а/л Джайлык) на зимних сборах февраль-март 1980г. Погодка - замануха. Но что здесь творилось наутро...
При возвращении ветер был все время справа-в-лицо, очки пришлось снять. Разноцветные наледи и сосульки на егерских пуховых балаклавах - из соплей, через левое ухо до плеча. Кошки ВЦСПС и пуховки тоже. Движение в связках, веревка в кольцах, почти внатяжку, дистанция и видимость как на параде - "на одного линейного". А что толку с этих веревок? Был и срыв. Одна связка сорвала другую, "свистели" всей кучей долго... Вылетели, чудом!, на какую-то снежную плюху, только кошками малость друг-друга потоптали. Слава Богу, обошлось без потерь и последствий. А могло бы...
Да, ребята. Эльбрус - он даже и летом - ЭЛЬБРУС, а уж зимой!..
Алексею - почет и уважуха! Завидно до слёз... Однозначно - в избранное.

Ботинки без комментариев. НО кошки такие музейные, в чем смысл? Вам же оооочень повезло!!! Сам был на вершине Эльбруса 7 раз зимой!!!!

Да, боты с кошками в явном дисонансе и сия ситуация требует пояснений...
А почему, собственно... ВЦСПСовские?

Это не ВЦСПС, это кошки конструкции Виктора Николаева.
Присмотритесь внимательно:

Николаевские:

ВЦСПСовские:

Совершенно разные конструкции.
Абсолютно по разному держат.

Сурово.
Чтоб ночевать возле 5ти тыс зимой, в одиночку в непоставленной палатке,
а потом еще и вверх идти, нужно очень много характера и здоровья.

Вопрос- палатка очень легкая, еды ничтожное количество, откуда рюкзак то в 39 кг взялся?
С таким весом в месячный поход можно идти.
Или я чего то не понял?
Откуда такой вес?

Безумству храбрых поем мы песню! Браво!

Алексей, а фоты хижины есть? Я правильно понял, что это в седловине RedFox-кибитка?

ies, я слышал о Вас от ребят, с которыми ехал в грузовике по Уллухурзуку. Кажется, я понял, как вы шли. Отметил красным на этой картинке.

Не помню, откуда стащил верхнее фото, но припоминаю, что датируется оно примерно 2014 годом. Между ледопадом и скалами чётко видна ровная ледовая дорога. Уж не знаю, ходил так кто раньше или нет - отчётов не видел - но я и сам рассматривал этот вариант как очень привлекательный для зимы: коротко и ровно. Он даже фигурирует на моих пурпурных треках. Я думаю, три года назад вы бы прошли там со свистом. Однако в 2017 году (нижнее фото) ледопад наполз на скалы и эту дорогу полностью съел, выгнав на скалы и вас, да ещё засыпав льдом. Похоже, что движение льда там сейчас настолько интенсивно, что не прекращается даже зимой. Народ теперь обычно ходит гораздо правее (синяя линия). Но сейчас там всё во льду - очень длинно и неинтересно...

Обморожения - это плохо. Надо лечить. Я тоже поморозил такое странное место, как запястье правой руки. Там у меня была глубокая язва с царский полтинник размером. Теперь, при интенсивном лечении, она сократилась до гривенника, но выглядит всё ещё плоховато. Самое печальное, что я даже не заметил, как её заполучил... Наши ситуации сходятся в том, что у обоих задуманное не реализовано в полной мере. Обидно. Но ещё не вечер. Мы живы, горы стоят. Будет и на нашей улице праздник...

Prof, ностальгия!.. Моя первая попытка залезть на Эльбрус состоялась в ноябре 1984-го. Тогда мы, трое второкурсников, орлами взлетели на Седло, поставили там палатку - и чуть не загнулись от полноценной взрослой горняшки. Никуда не зашли, а еле унесли оттуда ноги. Насколько помню, ни у кого из нас не было ни кошек, ни ледорубов. На убогие тонкие ботинки надевали жуткие фетровые бахилы. По сравнению с теми похождениями, современные - комфортны и безопасны. Ностальгия...

Насчёт кошек всё уже сказано. Николаевская модель - очень хорошая даже по современным меркам. Менять её на что-либо мне до сих пор не хотелось. Теперь придётся, к сожалению...

xron, Вы правы: такой вес - не от большого ума. Правда, не забывайте, что туда входят ботинки, одежда и рюкзак - то есть то, что обычно не учитывают. Кроме того, зимой рюкзак всегда тяжелее, чем летом, а одиночка всегда несёт больше, чем добропорядочный член группы. Я проанализировал, откуда перегруз. Частично от старого и не оптимального снаряжения: тяжёлые пуховка, анорак, ледоруб и т.п. Часть техники (самосброс ледобуров) была избыточна, поначалу я таскал и санки, которые потом выкинул. Литр лишнего бензина оставил под Утюгом. И кое-что ещё по мелочи. Если буду ещё ходить, то потрачусь на новое, более лёгкое снаряжение. Ошибок стараюсь не повторять...

Кузбасс, фото хижины, к сожалению, не сделал. Да, это редфоксовская. Почитать о ней и посмотреть на неё можно здесь:

кошечная ностальгия лечится(если части в наличии) у хорошего сварщика работающего с аргоном. насколько помню там что-то типа 30хгса. и на вцспс перекладины проварены

а вообще-то - менять. и при замене под привычный постанов ноги смотрите на углы первой-второй пары зубьев. привычка - вторая натура))

хорошая прогулка - чтобы асфальт и негатив сбросить
и фотки информативны - спасибо

Потом еще хороший термист будет нужен. Но сломаться может и вторая кошка...

Эти кошки заслужили отдыха. Конструкция с вертикальной рамой провоцирует подлип даже с антиподлипом: в раме постоянно скапливается 1- 1,5 см снега, распираясь внутри неё. Зимой на Эльбрусе это, скорее, не актуально. Земля им пухом.

Какое грустное лицо у вас до момента спуска.

Вообще очень круто.

Алексей, да, именно так мы и пытались пройти. И даже года четыре назад зашли там на плато. Правда, до вершины не дошли - не дала погода и работа у некоторых ребят. С обморожениями вообще не очень понятно: руки начали растрескиваться у Андрея еще до льда, серьезной работы. Может авитаминоз на фоне зимы и высоты? Сейчас все нормально у него. Маршрут очень, на мой взгляд, интересный. Я имею ввиду "Утюг". Но пока так его и не смогли зимой пройти. Вам еще раз ОГРОМНОЕ УВАЖЕНИЕ и ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!! Удачи в новых свершениях!

Ужас!!! В смысле поражен Вашей храбростью!Я бы точно зимой один не пошел!
Респект, как говорит молодежь!

Интересное испытание. Читается лучше, чем про экспедиции на 8000-ки. Возможно, для будущих экспедиций у нас есть для Вас предложение новой одежды и экипировки Red Fox. Это предложение для обсуждения в личной почте.

Очень интересно! Спасибо за повествование и фотографии!
Вы пользовались веревкой, какова методика ее применения в случае одиночного похода?
Как организуется страховка самого себя?

Не отвечу за конкретного человека, но знаю такие концепции:

-делается идеальная станция работающая во все стороны.
-конец веревки в станцию, второй в идущего, излишек веревки на идущем, между станцией и идущем веревка натянута.
-на идущем полуавтоматическое идеальное ССУ закрепленное на веревке в нужную сторону.
-при движении идущий сам себе выдает веревку из бухты, которая на нем же и находится.
-попутно ставит точки и пропускает веревку.
-при срыве срабатывает идеальное полуавтоматическое ССУ, которое и ловит идущего.
-при выходе на всю веревку делается еще одна станция наверху.
-потом спуск по перилам.
-потом разбор нижней станции и подъем по перилам, попутно забрав все промежуточные точки.

Долго, тяжело, не удобно, менее безопасно чем традиционная страховка.

Спасибо, Роман.

Это на явном мосту. Или на более-менее крутом склоне. Калька с соло на скалах. А при движении по закрытому леднику как?

Я просто восхищаюсь! Я бы так не смогла!) С Горой!

очень интересно, спасибо!

И вновь - моя благодарность всем ответившим! Каждую реплику читаю с большим вниманием и интересом.

Белобородов Максим, это у меня просто физиономия такая неартистичная: каменеет всякий раз при съёмке.) А так никакого драматизма не было: планомерная тяжёлая работа ради цели, которая изначально была сочтена достойной того...

Кирилл Семенов, Если Вы всерьёз собираетесь этим заниматься, то Вам лучше почитать специальную литературу. Я в этом вопросе отнюдь не эксперт, поскольку в одиночку ходил мало. Роман Сотников рассказал всё верно. Могу только сказать почти то же самое своими словами и применительно к собственной ситуации, главное отличие которой от классической в том, что рельеф - ледовый и несложный, а роль "идеального полуавтоматического ССУ" у меня играл обычный пруссик.

Итак, принцип такой. Каждая верёвка проходится три раза: вверх - вниз - вверх. Сначала делается точка страховки (вворачивается ледобур). К ней цепляется рюкзак и крепится основная верёвка - концом. Второй конец вщёлкивается в основной карабин грудной обвязки, но помимо этого от обвязки отходит ещё и петля из репа-восьмёрки, которая пруссиком вяжется к основной верёвке, скажем, в 5 метрах от начала. Получается, что если я срываюсь прямо сейчас, то пролетаю 5 метров. Иду налегке вверх, через каждые 5-10 метров выдавая себе новую порцию верёвки. Когда становится страшно, вкручиваю промежуточные буры. Когда верёвка подходит к концу, ищу удобное место и делаю там новую станцию. Верёвку креплю к ней концом и съезжаю по ней к первой станции, выкручивая по дороге промежуточные буры. Там надеваю рюкзак, выворачиваю бур станции и лезу по перилам вверх при помощи зажима. Долез - начинаю всё сначала уже выше.

Это в общих чертах. Верёвка для страховки и для перил - одна. Значит, она статическая. Срыв для одиночки всегда бо́льшая неприятность, чем для члена группы: пролёт больше, рывок жёстче. И некому оказать помощь, если вдруг побился. У меня техническая сложность ключа была невысока, а кошки и ледоруб держали вполне прилично. Соответственно, вероятность срыва была совсем мала. Если не брать в расчёт поломку кошки. Хвала ей, что решила повременить с этим делом до пологих фирновых полей...

Алексей, спасибо! Еще и еще раз)
Классное мероприятие.
Обращает на себя внимание отсутствие спешки, по мне - так и надо))

Алексей, а вы пробовали когда-нибудь в тренировочных целях срываться на пруссик?

Я пробовал. Лет 25 назад. Судьба помогла, пруссик и веревка были оплавлены, но, чудом, не порвались. С тех пор, в схеме соло применял только известные всем страховочные железки.

Поздравляю с Горой! Красивый, интересный маршрут и грамотное исполнение :)

Вы писали, что сильно доработали тепловую маску. Поделитесь технологией? Поскольку приобрел маску этого же бренда, тоже в расчете на условия зимнего Эльбруса.
Спасибо!

Браво!

конечно же молодец !
Только что то не так в нашем альпинистком мире , если человек , в безобидных восхождениях, ставит себя на лезвие ножа .
Так же выживал ... более того умышленно создавал экстремальные ситуации для себя ( хуже когда и для своих товарищей , ну в тёмную так сказать)
Вот так и уходим по одиночке ...

Очень сурово!

Отважный.

Суровое зимнее экстремальное Соло. Спасибо за рассказ, маршрут, с горой

Прочитал на одном дыхании! Мощно! Интересен вопрос по поводу кошек, на какие будите менять?

а примус какой используете, если не секрет?

С горой!
Читал, затаив дыхание. Большое спасибо за отчет

Спасибо за комментарии!

Salnikov, я согласен, имеет смысл лишний раз подчеркнуть, что пруссик - не общая рекомендация, а моё личное предпочтение - разумное или нет. Связанные с ним проблемы я сознаю. Ради того немногого, что мне предстояло, я не захотел разбираться в новомодных железках, оценивать их эффективность, покупать и таскать на себе. Действовал по старинке. Исходил из того, что на некрутом льду можно немножко притормаживать, и рывок не достигает полной силы. К скалам или крутому льду я бы подошёл более ответственно.

Undol, на закрытом леднике одиночка беспомощен. Некоторые носят на плечах алюминиевые лесенки. Мне этот способ не кажется привлекательным.) Сваны, говорят, отправляясь через ледники на разбой, таскали на спинах деревянные кресты. Я просто старался выбирать наименее опасные в этом плане маршруты и наименее опасное время (зимой вероятность улететь в трещину заметно ниже). А вообще-то, я не фанат одиночного хождения и выгораживать его в смысле повышенной опасности не собираюсь.

Brass, маску ту я купил два года назад. Может, сейчас в ней что-то уже изменилось - не знаю. Ради теста сразу побежал на лыжах в ней и в очках-"консервах" при –15°C. Главную функцию она выполняла: дышать в ней было безоговорочно тепло. Но вскрылись три момента, которые меня категорически не устроили.

1. Маска слишком сильно затрудняет дыхание. Нужно очень интенсивно работать лёгкими, чтобы её "продышать". Если в ней неспешно прогуливаться, то с этим ещё можно мириться, но если работать - она сразу начинает безмерно раздражать.

2. Маска прилегает к лицу неплотно, и из-под неё во все стороны сильно подтекает выдыхаемый воздух. Этому ещё способствует пункт 1: если воздуху трудно выходить через фильтр, он начинает искать другие пути. Хуже всего, что он идёт вверх, и от этого сразу запотевают очки, и очень сильно. Если очки снять, то обмерзают ресницы.

3. Почему-то они сделали слишком короткие "крылья", застёгиваемые липучкой на затылке. На мою голову их не хватало.

Что я сделал.

1. С большим трудом вскрыл пластиковый блок. Там обнаружился "нанотехнологический" фильтр-теплообменник, представляющий собой примерно сотню слоёв обычной марли, пропитанной каким-то веществом (я не понял, каким именно) и спечённых чем-то вроде кривого утюга. Получился монолитный блок, очень легко смачиваемый водой. Я собирался просто насверлить в нём побольше дырок, но он при этом начал сильно пылить, и я решил заменить его полностью. Сделал свой собственный фильтр с похожими свойствами, но не пылящий. Насверлил там много дырок диаметром примерно 4 мм. Дышать через него стало легко. Теплота вдыхаемого воздуха несколько снизилась, но осталась вполне приемлемой при –30°C.

2. Нашил по верхнему краю маски толстый флисовый уплотнитель, чтобы загерметизировать эту часть периметра и перекрыть поддув под очки. Мне казалось, что цели я достиг, но в этой экспедиции вышло плохо. Валик замёрз сам и заморозил мне нос, а поддув таки немного имел место, и очки иногда потели.

3. Пришил дополнительную липучку. Ну, это просто.

В целом стало гораздо лучше, и если нет метели, то всё более-менее работает. Но в жёстких условиях остались серьёзные проблемы, о которых я писал выше...

AltaySky, о новых кошках пока не думал. В принципе, у меня есть ещё одна пара николаевских, но я не уверен, что смогу теперь им доверять. А сейчас ничего похожего не делают. Все современные кошки, что я видел, с претензией на универсальность, сделаны из более толстых пластин. Они тяжелее, а передние зубы толще и шире и, предположительно, должны хуже жалить твёрдый зимний лёд. Но на самом деле я не пробовал в таких ходить. Может, это просто брюзжание старого ретрограда о новых веяниях, которых он не понимает. Надо пробовать...

Кирилл Семенов, примус у меня MSR Wisperlight, но вот его я рекламировать отнюдь не собираюсь: мне он не нравится. Жёсткий шланг с тросом внутри создаёт неудобства: тронешь баллон - двигается горелка. Можно опрокинуть. Кроме того, на "малых оборотах" у него нестабильное пламя - иногда самопроизвольно ослабевает вплоть до затухания. Я так понимаю, это из-за слишком высокой испарительной петли, которая соприкасается с кастрюлькой, и на неё затекает конденсат с её внешних стенок - особенно когда топишь снег. Ещё один недостаток - слишком широкое пламя, не рассчитанное ни на маленькие кастрюльки, ни на экономичные ёмкости с гармошкой-теплообменником по периметру дна. Короче, неудачный примус - надо менять.

Спасибо, Алексей, понял. Я писал Вам в личку, мы обсуждали это дело.
Я хотел еще кого-нибудь послушать - вдруг повезет и подскажут.
Народ, а кто что может сказать про варианты страховки при одиночном движении по закрытым ледникам ?

Казаки, которые сопровождали Федченко в экспедициях, тащили за собой якорь...

Притормаживать на зимнем льду ещё никому не удавалось. Своеобразный у вас стиль. Скажу как солист-солисту, продолжите так ходить - убьётесь.

Мне удавалось. Сколько людей - столько мнений. Это нормально...

Спасибо! Пользуюсь XGK EX. А как прогревали примус в непоставленной палатке? Бензином? Не страшно? Или еще как?

Прогревал бензином. Страшно не было, поскольку я наливал его очень мало и просто по опыту точно знал, что большого пламени не будет. Да и "пузырь" свободного пространства был достаточно велик. В принципе, у меня была с собой баночка с накрошенными таблетками уротропина ("сухого спирта"), взятыми именно с целю деликатного прогрева примуса. От него огонь совсем маленький. Однако прогревать им очень неудобно: долго и без гарантии, что получится хорошо. И воняет сильно. Решил, что бензином будет проще и надёжнее...

no comments

Вот это подготовка к восхождению! Вот это я понимаю!
А назад сей дивайс прикладывается?

Уже только от одного заголовка, мороз по коже.

"Уважаемые коллеги, спасибо вам всем огромное за позитивные комментарии! Очень приятно читать..."

Главное, чтобы не пришлось потом соболезнования писать.

Ну-ну, juditt, не преувеличивайте, кроме очевидной ошибки в схеме страховки "соло", с использованием пруссика-в остальном все безупречно сделано. Я, когда соло ходил, гораздо больше ошибок допускал.

пруссик пруссику рознь
обмоточный из мягкого 7мм репа очень хорошие результаты на тестах показывает

Статья -блеск! Поковыряюсь глубже-это интересно.

Алексей! То что Вы сделали, наверное даже не на грани, а где то за ней!.. Столько одиночных, зимних ночёвок на Горе и столько же дней и ночей изнурительнейшей и выматывающей до полного истощения (физического и психического) работы на маршруте с тяжеленным рюкзаком... ЭТО- АБЗАЦ!!! Хотелось бы пообщаться... А площадка на 3900, очень уж знакомая!.. )))

Я восхищен! Это реально сложно физически а в одиночку ещё и психологически, настолько, что сидя на теплом диване кажется просто фантастикой. Такие походы считаю победой над самим собой.
Алексей, с победой!

И вновь благодарю всех ответивших - как с поздравлениями, так и с разумной критикой. При всём уважении ко всем высказавшимся, пребываю в недоумении по поводу зашкальных оценок моей затеи. По-моему, в ней нет ничего экстраординарного - люди ходят куда более сложные вещи. Ну да, я старался. Долго и тщательно готовился, сильно напрягал свой не слишком мощный организм и терпел существенный дискомфорт. Но не было ни леденящих кровь опасностей, ни эмоциональных бурь - всё происходило спокойно, даже вяло - и слишком медленно. Конечно, мне потребовался некий комплекс умений по выживанию в холодных горах. Он впечатан в меня в далёком прошлом, когда мы - турьё - в конце 80-х ходили на семитысячники, в том числе зимой. Теперь же это почти обыденность, и таких групп стало много. Хождение в одиночку для меня внове, и не сказать чтоб уж очень привлекало. Однако дало неизведанные ранее переживания - как, например, почти невозможное в современном городе глубокое спокойствие и сосредоточенность на цели, удивившее меня самого упорство в её достижении и неожиданную, очень приятную уверенность в себе... Но на роль героя я никак не гожусь. Пожалуйста, не надо тянуть меня туда насильно.)

grizzly, рад Вас приветствовать и огромное спасибо за поздравления! Ваш отчёт https://www.risk.ru/blog/212778 и комментарии к нему послужили мне главным источником информации о маршруте. И то, что на одной площадке с Вами стояли, я уже осознал. И даже то, что истории наши с Вами в чём-то схожи - тоже. Конечно - давайте пообщаемся. Моя почта для Вас широко открыта: AlBr33@ya.ru.

VadimPTG: "сидя на теплом диване кажется просто фантастикой."
Спасибо! Знаете, сидя на диване, я сейчас тоже уже с трудом представляю, как там выступал, хотя всего-то две недели прошло. Восприятие меняется очень сильно. А пойдёшь ногами - и опять вроде всё нормально...

Браво, Алексей! Скромность и ум, в сочетании с очень хорошим опытом и волевыми качествами-большая редкость! Затеете еще что-нибудь "эдакое" - выставляйте на Риске обязательно, ждем.

Алексей, уже несколько дней нахожусь под глубоким впечатлением от прочитанного. Эльбрус информационно (может быть, лично меня) уже порядком утомил. Но Вы своим ОДИНОЧНЫМ походом с самой сложной стороны, да еще и ЗИМОЙ, я думаю, поставили на место многих завсягдатаев и бывалых данного портала. Как говорится, всегда есть место подвигу. И что отдельно порадовало, что так неспешно, с чувством, с расстановкой. Чувствуется, что для себя, для души! Открыл вашу личку - там 1 пост и все. Жутко интересно где вы были и ходили до этого похода? Как "закалялась сталь"? Хотя, может вас все знают и уважают, а я не в теме....?)))

Да, этот пост - хороший удар для здешних адептов техники безопасности, которые привыкли заранее хоронить любого без звания мастера спорта, кто собирается на Эльбрус зимой! И очень хороший пример для всех остальных! Получается, что можно взойти и зимой и одному и с любой стороны и в любую погоду! Важно только иметь запас терпения и упорства и найти минимальный комплект снаряжения, необязательно даже крутого и современного!

Да, но при этом надо помнить о сотне тел, что постоянно лежат на горе. За последние годы минимум двух солистов ходивших с запада не нашли...

Не горячитесь, Miser. Попросите. И очень хорошо попросите автора поста, Алексея Б., рассказать о его опыте и его предыдущих маршрутах. И очень хотелось бы потом еще раз услышать Ваше мнение об этом соло зимой на эти титьки.

С удовольствием прочитал про эти похождения, про маршрут и нитку.
Иногда хочется пройтись одному, почему нет если опыт позволяет.
Косяк с кошками, на самом деле очень серьезный, могли развалится и на склоне и все было бы как всегда в таких случаях. Очередным телом на склоне. Свезло
Не понравилось восторгания и как бы пример для подражания.
Это для немногих

Двойные стандарты?

конечно двойные стандарты, вы правы

Лёха! Ну, ты дал копоти! Мазохист чистой воды...я тоже похожий...Истинно русский человек великой Силы Духа! Спокойно рассказал и отлично показал свои напряжённые дни восхождения. Вот в апреле я тоже должен быть на Эле в подготовке к Вертикальному Километру в программе Горного Фестиваля от РедФокс. Кошки ВЦСПэсовские. Участвовал в нём уже 2 раза (2012 и 2015). На вершину не ходил, но на ВК призёром среди возрастных гонщиков был (2 и 3 место кому за 60).Щас мне уже 70, но форму держу...Читай мой блог "..о Валеологии и Здоровье" : www.aissa.ru А может захочешь провериться на ВК и побить мировой рекорд Карла Эглофа (2017) - Поляна Азау- ЗВ - 4 часа.20 минут? (туда назад). Читай о ГФ на elbrus.redfox.ru Я там в списке № 57.

На самом деле, таких удачливых людей не мало, раз - повезло, два прокатило, иногда и три случается, но вот четыре - уже точно нет.

Уважаемый Miser! Вы хорошо знаете Автора? Почему Вы уверены, что у него нет звания мастера спорта? Во-вторых, в Вашем перечне необходимого для восхождения отсутствует ряд немаловажных моментов: физическая, техническая, тактическая, морально-волевая подготовка и опыт, все соответствующее (или, как в случае Автора, заметно превышающее) уровень поставленной задачи, а вот крутизна снаряжения, действительно, менее важна, чем вышеперечисленное.
Немного об Авторе без его разрешения: скромность не позволила Автору сказать, что он уже лет 30 как Снежный Барс, и что не совершая никаких геройств, просто ходит в свою силу, которую не растерял. Описанное здесь эффектное восхождение, не самый сложный маршрут, пройденный Автором, причем уровень автономии на этом восхождении и в горной шестерке с восхождениями на пару семитысячников (излишне говорить, что все это без какой бы то ни было связи), как минимум, вполне сопоставимы. Так что Автор вполне адекватно представлял, куда идет, и был к этому хорошо готов.
Те, у кого этот уровень есть, зачастую ходят без всяких формальных выпусков на маршрут, но у многих ли есть такой уровень?...

И я - ну почти без разрешения : зимних семитысячников. По крайней мере - один зимний.

LGoltsblat Благодарность вам великая ... вот и я о том же ... только на своём косноязычном .
Дыхание родного и необъяснимого . Хороший человек написал пост , а вы немного разбутонили . Хотя и так было понятно , что человек не просто так попёрся ... где нету лишних глазок и непоймёшек , нынешних " восходителей" на Эльбрусы (в конце поста он не удержался... высказался об таких "восходителях" и их глашатаях ( читай гидах)
Вообще то это предвосхищения моих начинаний ... , вот и думаю - кумекаю , то ли это предупреждение , то ли катализатор и моих несовершенных горовосхождений

Н-да, похоже, нужно и мне высказаться по поводу того, кому что можно, а кому нельзя. Я действительно очень не хотел бахвалиться на пустом месте. LGoltsblat, Леонид, спасибо за представление и - мой огромный привет! Горное прошлое для меня свято, и всех его участников помню и ценю.

Нас - турьё 80-х - действительно никак нельзя ровнять с неопытными новичками. В своих хождениях мы получили своеобразный и очень действенный опыт, какого теперь "не делают". Была другая жизнь, более тяжёлая, другое снаряжение и другие представления о возможном и допустимом. Если кому интересно - вот ссылка на оцифрованные слайды некоторых тогдашних экспедиций, доживающие свой век на полузадушенной Пикасе:

Там и семитысячники советские все фигурируют... Но вышло так, что я сам отлучил себя от серьёзных гор на целых 25 лет и теперь сунулся туда без ясного понимания, кто я такой. Но и здесь попытался соблюсти принцип нарастания сложности и не пошёл сразу на траверс (о котором уже мечтал), а решил сначала провести комплексную тренировку в тепличных условиях истоптанного южного маршрута. Раз уж раздаются призывы "сыграть на бис" (00, PapaPiratov, спасибо за интерес!), я даже выложил тот не предназначавшийся для публикации отчётик:
Хотя не уверен, что это интересно. Судить читателям. Если вдруг заинтересует, я тогда ещё один выложу - о тренировке №2 с северной стороны. Только после неё я вот в эту эскападу рискнул сунуться...

Моё мнение о "можно-нельзя" сформировалось очень давно и прочно. Я считаю, что всем всё можно. Ни у кого нет права останавливать человека, рвущегося в горы. Ни опытного, ни неопытного - никакого. Будучи бесправным советским турьём, мы много потерпели от тех, кто считал себя вправе решать за нас, куда нам нельзя. КСС (не путать с альпинистской КСП), всякие кордоны заповедников и прочие "контролирующие органы" мы очень не любили и избегали их, как могли. Ничего нигде не регистрировали. Полностью сами по себе. Я не утверждаю, что этот путь единственно верный, но уверен, что он возможен и имеет право на существование...

Современную ситуацию мне судить сложнее, поскольку я не очень её знаю. Но, опять же, уверен, что "официальному" и тем более коммерческому хождению в горы есть более достойная альтернатива - ходить самим. Человек до всего способен дойти сам, если приложит потребное количество усилий. Другое дело, что браться за это надо с умом и здравым смыслом. Принцип нарастания сложности по мере возрастания опыта - во главу угла. Обо всём - крепко думать и не жалеть времени на подготовку. Время - главная валюта наших дней. На любимое увлечение его не должно быть жалко, а нелюбимым, но опасным, лучше не заниматься вовсе. Хочешь рисковать - имеешь право. Жизнь - она только твоя. Но. Очень обидно помирать от скудоумия. Если попёрся туда, где не можешь адекватно действовать, рискнул, не понимая, что вероятность поражения составляет не 2%, а целых 20 - и только потому проиграл - вот это обидно по-настоящему.

Что делать опытному и мудрому, видя неправильные действия неопытного и немудрого? То же, что зрячему при виде слепца, идущего к краю пропасти. Предупредить. Не хватать и не оттаскивать силой, не глумиться и не бахвалиться своим превосходством - это поступки закомплексованных слабых людей, абсолютно бесполезные и вызывающие только грустную усмешку. Предупредить. Убедительно рассказать, какие действия приведут к каким последствиям. И всё - на этом все моральные обязательства выполнены. Если твои слова не возымели действия - всё, отойди в сторону. И сохрани к "ослушнику" уважение: ты всё равно не понимаешь его до конца, чтобы судить. Так думаю...

Наверное во всем соглашусь с Алексеем Б, но где та мудрость слушающего.
Одно дело сказать, предупредить и уступить дорогу к краю. И другое дело дать ключ от двери за которой край.
Пусть он это ключ сам наработает. Это и будет принцип от простого к сложному.
Советы уже дали ценные. По снаряге, тактике, а на советы предостережения были отосланы во свояси.
Но по Эльбрусу у меня всегда один ответ. Там места всем хватит. Можно роту положить и незаметно будет на рельефе. Одним больше, одним меньше
Кстати, я иногда консультируюсь тут по бредовым идеям, но в личике.
Может тоже тут за не совсем адекватного сойду, если писать в открытую

Показать комментарий

Ну вот, товарищи, все стало ясно.
Это не чудо, а торжество огромного опыта и воли.
Ощутил переживания как в детстве, когда понял, что Деда Мороза нет, но верить в чудеса все равно не перестал!))))
Круто!

М-да:) Сеанс раздачи слонов завершился разоблачением черной магии:)

Алексей оказался матерым туристом старой школы.
"Гвозди бы делать из этих людей- крепче бы не было в мире гвоздей" :)

Автору респект за маршрут, прекрасный рассказ и замечательные ответы на наши комментарии.

Упс. Так сколь мальчику годков? Турье восьмидесятых? Ё-моё. А мне показалось лет тридцать пять))) И вообще, так не честно, под новичка косить.

А Алексей под новичка и не косил. Намёки на своё прошлое у него были достаточно прозрачные.

"Алексей оказался матерым туристом старой школы."
И часто матерые туристы как малолетки, уходят в солисты?
В группе ходить гораздо интереснее, особенно когда ты такой могучий лось.

"И часто матерые туристы как малолетки, уходят в солисты?"
Не знаю, как у Автора, а у меня - как в том анекдоте: переходной возраст. "...с молоденькими - никак, а со старыми - не хочется". "... объективная реальность в ощущениях нам дана..."

Он же вроде понятно описал, что хватит... времена запретов ушли в прошлое... тур.книжки сожгли... КСС и КМК - здохли...
Когда в 1974 погибла женская сборная СССР по альпинизму на п.Ленина, то Федерация запретила женские восхождения и установила норму для квалификационных восхождений: Ж - не более 1/3 в группе, иначе незачет! Потом, конечно, уже шутили, что Федерация установила норму по половине бабы на человека, даже песни пели, но нормативы то были!
Хотя, для справедливости ради, нужно сказать, что ни одиночкам (сольникам), ни равно-смешанным группам, ни исключительно женским командам, - жесткого запрета на хождения куда-нибудь не было. Просто такие походушки Федерация не учитывала, как официально совершенные и зачетные для повышения классного уровня. Но это же не жесткий запрет.
А что касается переходного возраста, скажу:
- после ухудшения зрения, красивых женщин на улице для меня стало больше!
- после установки шамкающей челюсти, стихи стали ровнее и складнее, а женщины стали отзывчевее!!!
- но чем больше расширяешь круг общения, тем больше хочется в горы СОЛО!

Да, СОЛО - это полная свобода и абсолютная безответственность, в прямом и переносном смысле этого слова!!!
Даже если просто выйти из двери дома и тут-же вернуться назад - поход уже состоялся, причем тот, который ты хотел! И ты никому ничего не должен и никто тебя за это не осудит!
Но человек - тварь общественная, его просто тянет не только в красивые места, но и к хорошим людям. А хороших людей, по моим наблюдениям, в горах больше, чем на равнине!
Ой, куда-то не туда вставился комментарий!

Автор изложил, что он сова и поздно встает на маршрут. Он не хочет ходить в группе. ибо там надо вставать в 2-3 утра. А автор хочет в 11-12 утра начинать трудовой день. А в группе надо подчиняться

ходят соло и в 70.
Одиночный поход -это глубже, чем обычный.Думаю, "глубже" подходящее слово.

Интересно с вами.) Спасибо!

juditt, мальчику полтинничек с хвостиком. Не молоденек уже...

Группа - это прекрасно. Такая, где любого знаешь и любому веришь. Величайшая ценность - что в горах, что в жизни. Ради неё можно и под жаворонка закосить.) Но такая группа - очень труднодобываемый ресурс. Нет у меня его, к большому моему сожалению. А те, что собраны за неделю в интернете... Может, лучше уж в одиночку...

Да.

Какая группа, если ты старый, беззубый. пукающий лев ? Я после 70 лет тоже пойду соло...

Давай вперед, старина!
Пукай активнее! Вперед и вверх!
Найду тебя в горах, как лось лосиху, олень олениху! По химическим следам. (это мне так в ГКБЗ заповеднике рассказывали, почему проход закрыт, типа, чтоб я там химию воздуха не портил, а то олени совокупиться не смогут, не найдут друг друга по этим испорченным мною пукам, на меня отвлекутся...!

Давай вперед, старина!
Пукай активнее! Вперед и вверх!

Ну вы тоже скажете! Пятьдесят лет для альпиниста высотника не возраст, расцвет)))
И вообще прекрасное время, вторая молодость у мужчин

Лёша, с удачной работой на зимней Горе!
Читал Ваш пост с содроганием.
Вспоминал своё соло по тайге горного массива Сихоэ-Алинь в феврале-марте 1970 года. Из Владивостока в Хабаровск.
Где-то на третий- пятый день понял абсурдность своей затеи.
Оказаться в глубине тайги со случайной травмой, встретить голодного зверя, дурного человека... И всё!..
Но, в двадцать два года упрямства больше, чем мозгов. Как-то осилил. Повезло многократно! Один из эпизодов описан здесь https://www.risk.ru/blog/10351
За сорок два дня пути понял многое. И самое главное - никогда уже не ходил в одиночку. И другим не советовал.
Однако, времена меняются... Снаряжение, навигаторы, одежды... И амбиции мои состарились вместе со мной.
Вы рискнули и Вам удалось.
Ещё раз поздравляю!

Прочитал эпизод. Сказать что понравилось, это наверное все равно что ничего не сказать. Хочу все прочитать. Где найти полный рассказ?

В дальнейшем, при переходе, были встречи и с беглыми ЗК и с браконьерами и с недомоганием, но самое яркое, конечно же, - "общение" с тигром, описание которого, как смог, сделал.
Про остальное не осилил...

Разве что прояснит о моём характере и тупой упрямости эпизод предшествующий "прогулке" по Сихоэ-Алиню, описаный на сайте РИСКА https://www.risk.ru/blog/2112

Кстати, за 2 года до Вас, но в конце лета примерно в тех же краях ходила московская группа. Участник повредил колено. Пока мог - шел, поднимая за веревку носок сапога. Потом несли на носилках, прорубая путь. Потом заболел еще один участник. Вышли к реке. Разделились. Оставили доктора, обоих больных и охотника. Остальные пошли по реке к людям. На карте была метеостанция ниже по реке. Когда невозможно становилось идти пешком - рубили салики, сплавлялись, пока салики не разбивало, шли дальше. Метеостанция оказалась брошенной - пошли дальше. В конце концов вышли к людям. За это время над оставшимися несколько раз пролетал поисковый самолет, организованный родителями через АН СССР, но из-за низкой облачности их не заметил, хотя они стреляли и пускали ракеты. Потом практически пропала дичь - сезон кончался. После того, как вышедшие сообщили их местонахождение, всех удалось спасти. Контрольный срок был превышен примерно на месяц. Похудели, по воспоминаниям, примерно на 20-25 кг каждый. И это группа, большая (8-9 человек, кажется) и летом.

офигеть.

PS. Все думал, чего я вдруг вспомнил эту историю. А сегодня выяснил, что не случайно. Мне сообщили, что на днях случайно нашелся снятый в том походе фильм. У них там был профессиональный кинооператор, правда, с любительской камерой. Фильм сейчас отдали на оцифровку. Кстати, с годом я ошибся. Это был не 68, а 60 год.

Прям мурашки по коже, воистину у Алексея бронзовые тистикулы... Мои поздравления и глубочайшее уважение автору за маршрут и за то, что Вы поделились им с нами. Сейчас таких людей уже почти не делают...

Спасибо!

old-vix, потрясающий рассказ! Совершенно особый колорит, абсолютно мне не знакомый, но Ваш текст заставил что-то прочувствовать. Опасность быть съеденным, мягко говоря, ничуть не менее остра, чем опасность разбиться или замёрзнуть. Спасибо Вам!

Оценка такого человека, как вы, Алёша, особенно дорога. Спасибо!

Уважаю. Сильно.
Ответы в комментах - даже сильнее чем сам рассказ.
Наверное, на такие соло-походы без права на ошибку можно решаться только если в случае неудачи "плакать будет некому".
Но, не мне судить. У каждого - своя мера, и ответственности и допустимой ставки.

Алексей Б А можно поподробней про замену в тепловом блоке маски из чего сделали пластины , сколько штук и толщина. mgtu.mexanik@mail.ru

Это Ох Уительно!!!

Сколько туда лучше брать целой верёвки статики для навешивания перил в одного и группе 2-3 человека ? 40, 50 или 60 метров ?

Неясна роль тиблока.

Добрый вечер, Павел! Спасибо за реплику! Постараюсь ответить на вопросы - и здешние, и те, что были в Вашем письме...

1. Верёвки для одиночки, мне кажется, достаточно 30 м. Выходить на бОльшую высоту особого смысла нет: всё равно возвращаться... Если иметь в виду возможность дюльфера (в том числе экстренного), тогда нужен ещё самовыверт плюс 30 м шнура 2-3 мм, желательно из кевлара или дайнимы. Сколько верёвки брать на группу - зависит от группы. На двоих я обычно брал ту же тридцатку. На троих - наверно, взял бы 50.

2. Спасибо, теперь буду знать, что та маленькая железная фиговина называется тиблок.) Использовался он исключительно в качестве жумара (поскольку намного легче). Страховаться на нём мне бы и в страшном сне не привиделось. Страховался я пруссиком - за что меня уже здесь раскритиковали.)

3. У меня была полная система - седло плюс грудняшка. На одном седле с рюкзаком никак нельзя. Да и без рюкзака-то... Я не люблю таких скалолазных вольностей... Основная верёвка - статика. Критики - варите новую порцию яда: толщиной 8.5 мм.) Напомню, что Месснер ходил с 7.5.) В следующий раз я взял с собой 8.0 - но уже динамику. Воспользоваться не довелось. То есть при срыве динамика, конечно, лучше, но не знаю, как идётся по ней, повешенной в качестве перил. Подозреваю, что так себе...

4. Да - было два самостраховочных уса 8 мм. Динамических - в том смысле, что они были на пруссиках (6 мм) и могли менять свою длину. С тех пор я там всё основательно переделал. Использовал кевлар и дайниму, всё стало тоньше и легче, петля с пруссиком стала длиннее и может теперь играть роль темляка для ледоруба при работе клювом...

5. Как уже сказал, по динамическим перилам я не ходил - поэтому мне трудно ответить на вопрос о применимости в качестве перил половинчатой динамики. Мне кажется, если верёвка двойная - но одна, то выигрыша не получится. Ведь если повесить перила из одной половинки пары, то что тогда делать со второй? Страховаться ею как бы нельзя - и потому следующую перильную верёвку уже не повесить. Вот на спуске - то да...

6. Вы пишете о группе "в 1-3 человека"... Говорят, в эскимосском языке нет слова "снег": они не в силах воспринять столь глубокую абстракцию.) Так и здесь. Группы из 2-х и из 3-х человек - сильно разные. Что быт, что тактика передвижения - очень различаются. А уж "группа из 1-го" - это вообще о другом... Я уверен, Вы это понимаете. Просто захотелось чуть-чуть позубоскалить - не гневайтесь...)

Спасибо за ответ ! По факту блокировка 8.0 мм и динамика 8.0 мм - это и есть полуверёвка, которая держит рывок 1,3 вместо 0,7 на российской статике. Хочу попробовать на них подюльферить и пожумарить для сравнения с 9.0 мм статикой. Перспективно, мне кажется, из-за малого веса и там где нет 90 градусной стены, пусть так себе ведёт себя, но насколько надо понять в сравнении.

Динамические полуверёвки есть и тоньше - чуть ли не до 7.1 мм, насколько я помню. И они честно держат свои три рывка УИАА одинарными. Те 9.5, с которыми мы ходили 30 лет назад, держали не больше: прогресс всё-таки... Однако тонкие верёвки легче перетираются и перебиваются камнями - вот почему их запрещено использовать одинарными. Так я понимаю ситуацию... Если на повестке дня только голый лёд средней крутизны - то перебивать верёвки там обычно нечем - и именно поэтому я готов использовать полуверёвки одинарными - сознавая дополнительный риск. На скалах я бы не стал - даже на не очень крутых. Я видел, как легко верёвки перебиваются камнями...

В любом случае очень сильное восхождение ! Летом человек один лез вверх вообще без страховки на ледовых кошках и техническом ботинке. Вниз там сложнее если плохая видимость + всегда надо осматривать маршрут, пристраховавшись 5 метром кордалетом к верхней станции. По ходу вниз для дюльфера надо тащить все 60 метров, чтобы стягивать верёвку, да и вообще вниз 60 метров нелишне для целой перилины неважно сколько в группе человек.