ИТОГИ ГОДА. ВЛАСТЬ ПОВЕРНУЛАСЬ ЛИЦОМ К ДЕТСКОМУ ТУРИЗМУ (детский туризм, минделевич, правительство)
Итоги прошедшего года у каждого свои. У меня лично в 2014-м было много разных событий – и приятных, и грустных, и даже вредных. Но для дела, которым я активно занимаюсь последние несколько лет – развитием детско-юношеского туризма (ДЮТ) в нашей стране, – год оказался достаточно успешным. Можно сказать, что впервые после развала Советского Союза руководство страны обратило, наконец, серьезное внимание на ДЮТ. Нашей общественной команде удалось донести до высшего руководства, какую пользу детский туризм может принести и молодому поколению, и самому государству, что это не просто отдых или способ чем-то занять детей в каникулы. После этого наши предложения о развитии ДЮТ оказались востребованы на разных уровнях власти (некоторые из этих предложений даже начали воплощаться в жизнь). Приведу лишь несколько примеров.

Ох, даже не знаю, зачем я это рассказываю. В контексте недавних замечательных статей про развитие учебного альпинизма, один только заголовок кажется кощунством. Ну что ж, бывают в жизни огорченья. В общем, вводное такое: инструктор с группой на маршруте понимает, что надо срочно ускоряться. Можно до усрачки орать на участников… Сам я не пробовал, но, кажется, это не приводит ни к чему, кроме полного ступора при выполнении простейших приемов. А можно наплевать на несколько правил, и закончить маршрут за пару часов. Как это сделать?

Впервые я осознал, что стал кем-то вроде эксперта по холодному альпинизму, когда Энди Кейв спросил меня об одежде для Чангабанг в 1997 году, чем немного меня удивил, как будто я магазин или легендарный Энди. Полагаю, хотя мой опыт был весьма ограничен (несколько зимних сезонов в Альпах), он мог заметить, что это по моей части, и, полагаю, так и было, поскольку я продолжил заниматься зимними восхождениями от Патагории до Аляски, от Норвегии до Нью-Гэмпшира.
В этом году мои восхождения в Антарктиде закончились получением мною репутации железного человека. Это было обусловлено тем, что я редко надевал пуховку, в то время как другие её вообще не снимали, и что я лазил в тонких перчатках, а не в толстых рукавицах, и действительно казалось, что я наслаждаюсь восхождением при минус 30.
Ну, подобно великому Боргу Осланду (который зимой на лыжах дошёл до Северного Полюса), я в действительности что-то вроде неженки – мне не нравится холод. Также во многих местах, где я совершал восхождения, холод не был желанным, так как короток путь от сильного замерзания к гипотермии и потом к смерти. Быть способным хорошо одеться для холода это одно, но быть способным двигаться, лезть, спать и повторять действия изо дня в день (в Антарктиде мы жили, совершали восхождения, скитурили в одном комплекте одежды) это другое.
На самом деле сохранять комфорт и работоспособность в таких условиях просто, и опыт может быть распространён для зимних восхождений на Бен Невис, Айгуиль Верт или Мак-Кинли.
И так, вот мои лучшие десять советов – от головы до пят – о том, как пережить мучения этой зимой.
10 советов как не замёрзнуть зимой от Энди Киркпатрика (Альпинизм)
Энди Киркпатрик демострирует свою антарктическую многослойную систему!
Фото из коллекции Энди Киркпатрика

Не можешь предотвратить – возглавь!
Старый масонский лозунг
Закат Снежной Эпохи. (Спелеология, абхазия, Раздельный, фантазия, МГУ2013-1, спелеология, пещера, кс мгу, снежная, нижний вход)
Снежно-ледовый конус п. Снежная (-140 м). Раздельный хр., Абхазия.
Декабрь 2010 г.

Когда в начале 80-х продолжение пещерной страны Снежная потерялось в недрах завала Метростроя, советские спелеологи стали искать нижний вход в эту огромную систему.

Хибинский микст. Гайдбук к сезону 2014/2015 (Ледолазание/drytoolling, нефедов, путеводитель, школа микста, скальное, ущелье, городская щель, бастион, вудьявра, пробивка)
Автор на маршруте «Кировские разборки», FA

В марте 2014 года мной было подготовлено еще больше трасс, но руки не доходили оформить всю накопившуюся за несколько лет информацию в единый путеводитель. Долгие ноябрьские вечера способствовали успешному завершению этого дела.

Материал обильно сдобрен фотографиями и будет интересен даже тем, кто в Хибины не собирается.

Попытка обобщить оценки продолжительности жизни верёвки. Подтолкнул противоположный отзыв о верёвке - у меня плохое мнение, у знакомого - хорошее.

Верёвка — самый надёжный элемент альпинистского снаряжения. Но даже ей рано или поздно приходит конец. Когда верёвке пора на покой? Это зависит от многих факторов и режима использования. Напишу, что говорят по этому поводу сами производители, что в книгах, а потом своё мнение. Понятно, момент замены верёвки хочется отодвинуть как можно дальше, но всё равно это придётся сделать.

Что говорит Tendon (в своём каталоге за 2013 год)

Хранение

Верёвки сохраняют все свои функциональные свойства в полной мере при хранении на протяжении 5 лет в подходящих условиях (темно, температура +15..+25, влажность около 65%, проветривание).

Скорость износа

Ссылаясь на исследования немецкого Альпсоюза предлагают рассчитывать пробег верёвки в метрах по формуле:

(метры лазания х 0.33) + (метры дюльфера х 1.66) = пробег верёвки в метрах

Дальше, используя полученный пробег в условных метрах и зная технические данные верёвки, можно оценить запас прочности верёвки, пользуясь графиком. Обозначения по-русски — от меня, в оригинале проще. Условие минимально допустимой безопасности — произвольное. Кто-то может хотеть иметь два или четыре рывка в запасе.

Износ и старение динамической альпинистской и верёвки (Альпинизм, альпинистская, веревка, динамическая, прочность)

Примерное уменьшение прочности верёвки, метры использования рассчитываются по формуле (выше)

Термобелье (оно же - термуха, вторая кожа, первый слой, thermo underwear) - избитая, но всегда актуальная тема.
На картинке ниже - горы, новозеландские овцы и нефтехимический завод. Всё это связано, если разговор заходит о термобелье.
Обзор мировых производителей термобелья. Опрос.

Терри Кросс спортивный массажист, который живет в штате Мэн, обучая клиентов искусству самостоятельно приводить руки в порядок и защите от тендинита. Он также изобрел Armaid – устройство для самомассажа.

Терри Кросс предлагает простые приёмы для снятия забитости мышц предплечий и предотвращения их травмирования.
От постоянного скалолазания и тренировок, естественно, появляется забитость и крепатура в мышцах, особенно в предплечьях. Без эффективного восстановления может снизиться их работоспособность, увеличится боль, или еще хуже, произойти травма. Ключом к быстрому восстановлению является удаление из мышечной ткани молочной кислоты и продуктов обмена веществ, чтобы на следующий день вы чувствовали свежесть и взрывную силу. В этом вам помогут простые приёмы самомассажа.

Анализ статистики несчастных случаев со смертельным исходом в горах с 1955 по 2009 выявил, что разрядная система, принятая в советском и российском альпинизме, сама по себе способствует аварийности.
Первые разрядные требования были утверждены в 1946 году. Потом корректировались не принципиально. Менялась только сложность и количество маршрутов, которые необходимо сходить на тот или иной разряд. Сегодня мы имеем более полувека истории работы этой системы и можем попытаться глобально проанализировать ее эффективность в вопросах безопасности обучения альпинизму. Как результат мы видим, что внесение необходимых изменений может снизить аварийность на альпмероприятиях на 25-35%!

Хрустальный пик-2014: траверс Безенгийской стены зимой! (Альпинизм, мы в общесте, outdoor-проект, bask company, восхождения, риск.ру, события, фар, risk.ru, хрупик-2014)

Питерская команда в этом году преподнесла альпинистской общественности чудесный рождественский подарок - траверс Безенгийской стены. До сих пор никому зимой пройти ее не удавалось.
И теперь четверка - среди номинантов "Хрустального пика"!

Фотоотчет по памирскому походу. Часть 2. (Горный туризм, турклуб маи, пик корженевской, пик Москва, пик коммунизма, пик Сомони, Сугран, Фортамбек, поляна москвина)
Вторая часть фотовпечатлений по летнему памирскому походу команды турклуба МАИ.

Собираясь на треккинг в Исландию мы прекрасно понимали какие погодные условия нас ожидают.

В июле на 22 дня серьёзный, тяжёлый, панорамный маршрут, охватывающий почти всю горную часть КБР:

НЕМНОГО РЕТРО – В УЗУНКОЛЕ 40 ЛЕТ НАЗАД. (Альпинизм)
Привычными движениями достаю из закромов снарягу и мечу её в угол комнаты. Через пять дней улетать – значит пора паковать рюкзак. Процесс сборки отработан до автоматизма. Список и авторучка: вещь - галочка, вещь – галочка… Всё обыденно до банальности. Сел, закурил, задумался. Вдруг вспомнилось, как это было 40 лет назад. Вот и решил поделиться впечатлениями, ещё не совсем стёршимися в памяти.

А что будет если…

Уютные Альпы (Бэккантри/Фрирайд, петля абалакова, якорный крюк, снежный якорь, снаряжение для фрирайда, aiguille du midi западная стена, дюльфер, шамони, фрирайд)

Я долго думал, писать этот текст или нет. Дело в том, что история, которою я расскажу, произошла во многом благодаря глупости. У вас может возникнуть вопрос, а нужно ли тратить свое время на чтение материала автора, так безрассудно относящегося к делу, о котором он пишет, и совершающего такие ошибки? Т.е. история меня несколько компрометирует. И, безусловно, вы можете решить, что поскольку сами глупостей никогда не совершаете, то и читать про это не стоит. Ваше право. Однако я считаю, что в сложных ситуациях люди оказываются довольно часто, а люди, которые занимаются фрирайдом, альпинизмом и.т.д. особенно часто. И представьте, какими словами вы вспомните в тот момент умников, которые вам говорили, что в таких ситуациях оказываться просто не надо…
Порой можно услышать веселый рассказ, о том, как, дескать, круто мы выбрались из такой-то и такой-то «…опы». И такая бравада вызывает обоснованное раздражение у людей, которые пережили аналогичные истории с плохим концом. Здесь можно усмотреть и неуважение к потерявшим близких в похожих ситуациях и пропаганду безрассудства. И того и другого, конечно, хочется избежать. С другой стороны, отказаться от опыта преодоления нештатных ситуаций и не говорить конкретно, что будет, если поступить «не так, как положено» представляется мне ошибочным.

Витя Щербаков отвел меня в сторонку и шпионским шепотом сообщил, что завтра в Кучино завезут каландр. Я не знал, что это такое, но спросить постеснялся, потому что уже два года как был альпинистом, а быть альпинистом, не знающим каландра, мне казалось позорно. На тренировках старшие товарищи часто произносили это загадочное слово как само собой разумеющееся и я к нему привык быстрее, чем понял. «Информация верная, бери все деньги и утром будь на вокзале!» - напирал Витя.

Элементы снаряжения - крюконоги и крюколесенки (Альпинизм, строп, sergey, как, крок, russian ladders, нефедов, nefedov, сергей, дмитриенко, krukonogi, rewiev, крюконоги.ком, опыт, обзор, russian aiders, варваркин, школа альпинизма, com, сравнение, сделать крюконоги самому, скупой платит дважды, мир вам братья)

Делимся опытом:

- Обзор актуальных предложений
- Разбор конструктивных особенностей с практической точки зрения
- Мир самоделок

Эльбрус огромная Гора. Эльбрус красивая Гора. Эльбрус Опасная и Коварная Гора…
Она сначала убивает, а потом смотрит - кто перед ней Новичок или Мастер!
Будьте осторожны при восхождении. Помните: Эльбрус не прощает ошибок...

Футбольный мастер класс на Западной вершине Эльбруса (5642 м)

Эльбрус и люди на него идущие... (Альпинизм, кавказ)

Ну как рассказать вам, Друзья, что такое Кавказ?
Особенно та его часть, что зовут Приэльбрусьем!
Зимний панорамный вид на Кавказ со склонов Эльбруса на восходе солнца.
Эльбрус и люди на него идущие... (Альпинизм, кавказ)