Всех научу, как лед лазать:-)

Пишет alexvit, 12.11.2014 02:59

Всех научу, как лед лазать:-, Альпинизм, ала-арча, актру)

Вместо отчета об очередном маршруте, решил обобщить свой опыт лазания по ледовому рельефу, и поделиться им со всеми желающими.

Неделю назад я пролез ледовое фри-соло – «соплю» на Снежную в Актру. По дороге в лагерь думалось, не написать ли на эту тему рассказик – что-нибудь за переживания во время восхождения и прочую лирику. Но в столовой нижней базы мне встретился директор лагеря, который, сдерживая улыбку сказал примерно следующее: «Слушай, я твои выходки едва терплю, не вздумай об этом еще и в интернете написать – не хватало нам таскать из-под маршрутов вдохновленных тобой покойников».

Возразить на это нечего – лазать без страховки объективно опасно, и в том, что сам я до сих пор жив, помимо опыта и тренировок, есть огромная доля везения. В следующей такой авантюре может и не повезти.

Но нельзя спорить и с тем, что в восхождениях без страховки приобретается бесценный опыт. Здесь у альпиниста появляется возможность сосредоточиться на лазании, работать, не отвлекаясь на страховку и взаимодействие с напарниками, здесь совершенство индивидуальной техники становится вопросом жизни и смерти. Этот опыт применим не только в соло, но и в нормальных восхождениях. Надеюсь, в этой статье мне удастся передать часть своих навыков тем альпинистам, кто хочет научиться быстро и безопасно проходить ледовые маршруты.

Что послужило основой для этой статьи
Ледовые соло
• Ала-Арча. Бакс, Айтбаева
• Ала-Арча. Байчечекей, «Сопля»
• Ала-Арча. Свободная Корея, Лоу
• Ала-Арча. Симгина
• Ала-Арча. Свободная Корея, Барбера
• Актру. Снежная, «Сопля»
Ледовые и микстовые маршруты в группе
• Ала-Арча. Свободная Корея, Ручкина
• Аксу. Адмиралтеец, первопроход 5а (но намного сложнее Барбера – привет классификационной комиссии ФАР;-))Всех научу, как лед лазать:-, Альпинизм, ала-арча, актру)
Думаю, многие уважаемые товарищи могут представить список намного более впечатляющий, но они, почему-то, не торопятся делиться своим опытом. Может быть, в комментариях? ;-)

Тренировки

Основой безопасности на любом маршруте является наличие хорошего запаса сил для его прохождения. Лазать на пределе выносливости можно только на стенде или на скалах, при наличии железобетонной страховки (экстремальный трэд – отдельная тема). Если вы попытаетесь работать на пределе сил на зимнем маршруте в больших горах, при лазании с двумя-тремя точками на 60 метров веревки, ничего хорошего из этого не выйдет – поверьте мне на слово.

Подготовка мышц ног к ледовым маршрутам

На льду до 75 градусов почти вся нагрузка приходится на ноги. Молотки здесь служат, в основном, для поддержания равновесия и страховки, на случай проскальзывания кошки. То есть, даже если вы регулярно тренируетесь на стенде или ледодроме, прохождение 10 веревок льда (а маршруты бывают намного длиннее) в любом случае окажется шоком для ваших ног. От того, сможете ли вы с ним справиться, реально зависит ваша безопасность: я много раз видел, как начинающие альпинисты, устав через 10 метров, начинают ставить ногу боком, в результате чего повисают на молотках или на страховке.

Лично я могу посоветовать два упражнения. Первое – прыжки на скакалке. Не думаю, что стоит давать рекомендации по количеству подходов, продолжительности отдыха между ними, и тому подобным мелочам. Это как раз тот случай, когда «Что тут думать? Прыгать надо!» Второе – немного более специфическое упражнение. Выбираем ступеньку, стоя на которой можно придерживаться одной рукой за опору. За неимением ступеньки, можно использовать хорошую книжку. Встаем на нее носком одной ноги, и, работая голеностопом, приподнимаемся и приопускаемся – до полного офигевания мышц голени. Для начала, будет нормально сделать несколько подходов, по 20-30 раз на каждую ногу. Нагрузка очень напоминает ту, что имеет место на ледовых восхождениях.

Делайте такие тренировки раза три в неделю, и у вас всегда хватит сил закрутить ледобур, не тратя времени на вырубание ступеньки для постановки ноги на боковые зубья кошек.

Работа с молотками

С подготовкой верхних конечностей дело обстоит несколько сложнее. Обычно, у тех, кто в первый раз берет в руки ледовый инструмент, возникают проблемы с удержанием его в перпендикулярной ко льду плоскости во время удара. В результате, удар смазывается, инструмент отлетает ото льда в сторону, и, в лучшем случае, приходится тратить силы на еще один удар. А ведь так можно и равновесие потерять. Недавно я нашел упражнение, которое, вероятно, может помочь с этой бедой. Это – статическое удержание гири грузом вверх, в согнутой, полусогнутой и выпрямленной руке. То есть, берем гирю в исходное положение для обычного толчка, только так, чтобы она не висела, а лежала ручкой вниз на вашей ладони. Держим десяток секунд. Потом медленно выпрямляем руку вверх, делая задержки в промежуточных положениях. Пробуйте, может оказаться полезно. Как я уже сказал, это упражнение пришло мне на ум, когда сам я таких проблем уже давно не испытывал, так что о его эффективности могу только догадываться.

В отличии от техники ног, технику работы с инструментом можно отработать на ледодроме. Драйтулинг на стенде, конечно, тоже полезен, но не настолько. В лазании постарайтесь не ставить инструмент в готовые дырки, которые обычно имеются в избытке уже на второй день после заливки сосульки, а колотить свои. Не совсем то, что требуется в спортивном ледолазании, но мы ведь в горы собрались, так?

Лазание с верхней страховкой на альпинистских маршрутах

Лучшая тренировка к лидированию на альпинистских маршрутах – прохождение с верхней страховкой маршрутов того же уровня. Как бы вы не были замотивированы, вы вряд ли промолотите на ледовых занятиях несколько сотен метров льда. Обычно, дело ограничивается одним-двумя пролазами по короткой стенке с верхней страховкой, на ближайшем леднике. Мало того, что здесь вы не поймете, как экономить силы - структура льда на леднике рядом с лагерем сильно отличается от той, что встретится вам на маршруте, и об этом следует помнить.

Пройдя с верхней страховкой маршрут в десяток-полтора веревок, вам просто придется найти максимально эффективный способ движения. Не бойтесь срываться. Я знаю, принято считать, что срыв в горах – всегда ЧП. Но это – аксиома из далекого прошлого. Попросите напарника страховать вас реверсой в режиме автоблока. У веревки и станции на ледобурах огромный запас прочности (если, конечно, ледобуры не забиты в фирн молотком:-)), так что вы рискуете лишь пробороздить несколько метров мордой по льду, пока растягивается динамика. Зато вы поймете, когда на трещины, пошедшие от удара молотка можно не обращать внимания, а когда лучше забить инструмент по-новой. Найдите грань между надежностью и скоростью, на которой вы сможете проходить ледовые маршруты с запасом сил и в хорошем темпе.

Пара слов о снаряжении

Инструменты

На нашем Томском форуме есть целая ветка, посвященная тому, с какими инструментами лазать клево, а с какими совершенно невозможно. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что эта тема вряд ли заслуживает столь пристального внимания. При хорошей технике лезть можно с чем угодно. Большую часть своих ледовых маршрутов я прошел с Гривелевскими Матриксами. После того, как уронил один из них в Ала-Арче этой весной, прошел несколько маршрутов с одним Матриксом и одним БэДэшным Вайпером, и не испытывал особого дискомфорта. Хотя, помню, как года три назад заявлял, что Вайпер хорош только для колки льда в лагере. Не в молотках дело: каждый инструмент имеет свои особенности, к которым достаточно быстро привыкаешь. Немного меняешь замах, за пару дней привыкаешь к весу и балансировке, и дискомфорт от перехода на новое оборудование исчезает.

Привязки

До весны этого года на вопрос о том, как я привязываю ледорубы, я отвечал стандартно: «А зачем их привязывать?» Улетевший в конце ключа пятерки на АК-Тоо Матрикс заставил меня пересмотреть свою позицию. Стоит подумать, что мы хотим получить от привязывания ледоруба. Если вы приверженец чистого стиля, и не собираетесь подвисать на инструментах для отдыха или установки точки, то резинки с маленькими самостраховками на вертлюге – идеальный вариант. В противном случае, можно использовать стандартные самостраховки, или отдельные усы. Предварительно убедитесь, что их длинны достаточно, чтобы доставать инструментом до самых дальних зацепок (актуально, если планируется микстовое лазание), и что карабины не застревают на гарде и не отбивают вам руки. Мне очень нравится вариант использования клиф – так можно одной рукой уменьшить ее длинну, подвиснув на зацепе на уровне груди (ледовый инструмент превращается в скайхук) и спокойно поставить точку.

Кошки

Кошки, конечно, лучше иметь с вертикальными передними зубьями. Тут, опять же, кто-то захочет спросить о преимуществах и недостатках монозуба. И опять я отвечу, что, на мой взгляд, этому вопросу придается слишком большое значение. В свое время я перешел на монозуб исключительно в целях экономии, привык, так что теперь не вижу смысла переходить обратно, учитывая, что его преимущества на миксте неоспоримы. Хотя, для новичков на горном льду лучше подойдет вариант с двумя зубьями. И если вы еще не определились, будете вы лазать с молотками или с фифами, обязательно ставьте два зуба.

Ботинки

Еще есть большая проблема с ботинками. Даже не знаю, что тут посоветовать. Для начала, подчеркну важность проблемы, сказав, что единственное свое обморожение я получил на первом фри-соло, перетянув однослойки-Лёвы. Начиная работать на ледовом маршруте, особенно лидером, крайне важно найти золотую середину в силе шнуровки. Затяните ботинки слишком сильно – обморозитесь, или будете отмахивать ноги на каждой точке. Недотяните – и через десяток метров не сможете нагрузить передние зубья кошек, потому что пятка будет болтаться, а голенище не будет разгружать мышцы голеностопа. В общем, рекомендую уделить этому вопросу самое пристальное внимание на ледовых занятиях.

Состояние льда на маршруте

Как я уже говорил, лед, который встретится вам на маршруте, может разительно отличаться от того, по которому вы лазали на занятиях. Его состояние зависит от времени года, экспозиции склона, и множества других факторов, так что сказать что-либо определенное о состоянии льда может только группа, недавно прошедшая тот же маршрут.

Вам может встретиться жесткий «бутылочный лед» и небрежно заточенные инструменты, которые отлично забивались внизу на леднике, станут отскакивать вам в лоб.

Или окажется, что до льда, за который можно хоть как-то держаться, нужно прорубать десяток сантиметров трухи. И даже под ней лед очень пористый, и на короткие ледобуры, рассчитанные на монолитный лед, нельзя будет надеяться.

В общем, даже если вы ходили маршрут ранее, всегда будьте готовы к сюрпризам.

Полезли!

Положение и перестановка рук и ног

Помню, на школе инструкторов в Безенги в 2010 году, над нами сильно смеялись буржуйские гиды за технику передвижения по крутому льду. Мол, «О, ребята, я как будто вернулся на 30 лет в прошлое, теперь так никто не лазит». Дело в том, что большинство курсантов школы забивали сначала один инструмент на вытянутую руку, потом на том же уровне другой; подбирали ноги, и так по кругу. Спору нет, по сравнению с продвинутой техникой, ударов приходится делать в полтора-два раза больше, а это время и силы.

Видимо, под «эдвансед техник» они понимали следующее: инструмент забивается на вытянутую руку; подбираются ноги, так, чтобы рука с забитым инструментом была полностью согнута; далее, удерживая себя в блоке, опять на вытянутую руку забиваем второй инструмент.

Техника чуть менее «эдвансед»: забиваем один инструмент, скажем, правый; переносим левую ногу; забиваем левый инструмент выше правого; переносим правую ногу выше левой. Двигаемся таким образом, что ни ноги, ни руки никогда не оказываются на одном уровне.

Разумеется, так быстрее и эффективней. Однако, я не знаю, приходилось ли им лазать с десятикиллограммовым рюкзаком, на льду круче 80 градусов, без страховки… Вообще, мне на последнем сольном восхождении, под регулярными пылевыми лавинами не то что забылось о минимизации количества ударов, а хотелось, используя два ледобура тупо ИТОшить с одного на другой. Так что, пробуйте разные техники, экспериментируйте, и двигайтесь, исходя из собственных ощущений, а не из теории, изложенной на Пецелевских брошюрках.

Передвижение с двумя инструментами по фирну и мягкому льду

Если на не слишком крутом участке вам встретился фирн или мягкий лед, в который инструмент стабильно входит хотя бы на пару зубьев, не стоит тратить силы на махание тяпками. Вместо этого, их можно взять под клювы и передвигаться как бы в упоре лежа, поочередно переставляя конечности: левая рука - правая нога, правая рука – левая нога, или одновременно, большим диагональным шагом. Как именно это выглядит, можно посмотреть в ролике про прохождение Ули Штеком стены Эйгера, где он выбегает верхнее фирновое поле. Очень эффективная техника, намного надежнее классического передвижения в три такта с ледорубом, которое в советской школе применяется на тех же склонах. Главное – вовремя перехватить инструменты за рукояти, когда халява закончится. В противном случае, молоток не войдет в лед, прокрутится в перчатке, и вы ткнетесь кулаком в лед, что может привести к проскальзыванию кошки или потере равновесия, что крайне нежелательно, так как на нижнем инструменте повиснуть вам не удастся.

Техника постановки ног

Самая распространенная ошибка новичков при движении по льду – постановка ноги только на первый ряд зубьев кошек. И это не удивительно: как правило, в городе народ тренируется на вертикалях, где второй ряд зубьев загружается очень редко, а в непривычной обстановке мышцы инстинктивно напрягаются. В результате, очень быстро забиваются икры, а передние зубья прорезают лед. Здесь я могу повторить лишь то, что непрестанно приходится твердить на ледовых занятиях: Тянем пятку вниз! Таким образом, в контакт со льдом войдет второй ряд зубьев, а жесткое голенище горного ботинка снимет часть нагрузки с голеностопа.

На пологом льду, градусов до 50 часто приходится видеть, как человек чуть не срывается из-за постановки ноги на готовую отколоться линзу, или на свободнолежащие осколки льда, оставшиеся после забивания инструмента. Решается проблема просто – перед тем как забить ногу в оставшуюся после инструмента неровность, смахните оттуда лед.

Кошки следует забивать с одного удара. Вы все равно не сможете оценить, насколько сильно потрескался лед от вашего удара. Скорее всего, он сможет удержать ваш вес. Но если вы повторите удар в тот же участок, да еще и не один раз, то там может отколоться линза и, в отличии от линзы из-под клюва молотков, которые у вас перед глазами, ее вы легко можете не заметить.

Техника постановки инструментов

Я не стану говорить здесь о микстовом лазании, когда лишний удар инструмента может оставить перед вами голую скалу без единой трещинки, так как не считаю себя достаточно сведущим в этом деле. Предположим, вы находитесь на ледовом поле, где вся проблема с лишними ударами инструмента в том, что они отнимают ваше время и силы.

Как я уже говорил, иногда на восхождении приходится долго копать, пока доберешься до плотного льда. И это не проблема, если вы собираетесь пройти одну-две веревки и свалить домой. Если же вы настроены бороться до конца, придется находить компромисс, экономить время и силы, не вспахивая ледовую труху или снег при каждой постановке инструмента. Лучше, если сначала вам удастся сделать это с верхней страховкой, предоставив более опытному напарнику работать лидером.

Очень часто на маршрутах приходится сталкиваться с растрескиванием льда под ударами молотков. Фактически, каждый раз, если вы лезете не по теплой погоде, или лед не слишком пористый. Как правило, верхний слой льда более подвержен растрескиванию, чем лед в нескольких сантиметрах под поверхностью. И здесь опять следует искать золотую середину. Если вы будете каждый раз скалывать линзу перемороженного льда, то вы, во-первых, поубиваете осколками товарищей, и, во-вторых, быстро устанете. После удара вокруг клюва всегда образуется круг трещин. Оценивайте его диаметр, количество и плотность трещин. Слушайте лед. Как правило, если линза слишком отстала ото льда, раздастся характерный звук… Трудно его описать, попробуйте понять это еще на занятиях. Стоит ли говорить, что и это стоит предварительно отработать на маршруте с верхней страховкой?

Но есть один нюанс

Здесь следует дать несколько рекомендаций относительно повторного удара в углубление, откопанное от трухи, или из-под сколотой линзы. У всех иной раз возникает желание загнать клюв по самую рукоять, чтобы закрутить ледобур, имея надежную точку опоры, или просто на несколько секунд почувствовать себя в безопасности. Желание это естественное и не стоит с ним бороться. Однако, после того, как вы решите продолжить движение, вытащить инструмент может оказаться не так просто. Обычно, стоит только потянуть рукоять на себя, и клюв, за счет обратного прогиба, легко выскакивает изо льда (именно обратным прогибом отличаются клювы технических инструментов от клювов классических ледорубов). Но вот беда – молоток застрял, и вам, конечно хочется вытащить его, подергав рукоять не вверх, а вправо-влево. Этого делать не стоит (если только у вас не стоят мощные микстовые клювы – тонкий ледовый может сломаться). И не надо рвать его изо всех сил на себя – можно вырвать и второй инструмент. Потратьте время - закрутите бур (если он еще не закручен), встаньте в него на самостраховку и вытащите молоток, потянув его на себя двумя руками. Но что же все-таки произошло, и как не допустить этого впредь? Дело в том, что вы забили инструмент в верхнюю часть углубления, и он уперся горбом между прогибом и рукоятью в стенку лунки. Следите за тем, чтобы такого не происходило, забивайте инструмент чуть ниже, и он не будет больше застревать.

Загрузка инструментов

Итак, молоток забит в лед. По возможности (если рельеф не круче 80 градусов), грузите его только от себя и вниз. Передвигайтесь на кошках, рассчитывая на инструмент, как на подстраховку, на случай проскальзывания кошки или потери равновесия. Даже если крутизна льда приближается к вертикали, никогда не грузите инструмент на вырыв – только вниз, и все равно стойте на ногах.

Внимание на микрорельеф!

Ледовый рельеф редко бывает однороден. Ваша задача – научиться рационально использовать его структуру. Забивайте инструмент в каверны (осторожно, иногда они образуются от втаявших в лед камней) и узкие трещины. Не ставьте инструмент в трещины шире клюва, и не бейте его рядом с ними, иначе можно отколоть большой кусок льда, который полетит на товарищей, а инструмент останется без опоры в самый неподходящий момент. Кошки бить в трещины не стоит – вы не сможете оценить, правильно ли она в ней встала, а в монолитный лед она всегда забивается надежно. Как я уже говорил, не бейте инструмент в точки, где горб молотка упрется в стенку, иначе он может застрять. Избегайте постановки инструментов и кошек в бугры – они легко скалываются.

Выбор рельефа и траектории движения

Как правило, движения траверсом можно избежать, заранее начав забирать в сторону градусов под 45, забивая один инструмент по оси тела, а другой немного в сторону желательного направления движения. Никогда не забивайте инструменты рядом друг с другом – линзы от их ударов могут слиться в одну, и оба инструмента останутся без опоры (все выше сказанное актуально и для кошек)

Если на маршруте встретился участок фирна, попробуйте продолжить движение по нему – как правило, это менее энергозатратно. Если он кажется недостаточно надежным, попробуйте лезть по границе снега со льдом - даже так вы будете тратить меньше усилий. Однако, будьте осторожны: под снегом могут оказаться камни, которые под ним намного сложнее заметить. В таком случае, не стоит слишком сильно махать инструментом – лучше сделать несколько слабых ударов, чем один сильный.

Ну, вроде бы это все, что касается техники индивидуального лазания по льду на альпинистских маршрутах. Конечно, хотелось бы сказать немного о страховке, о техничном уходе с маршрута, но об этом можно написать отдельную статью (я надеюсь, значительно более компактную).

Замечания и вопросы приветствуются!

Источник: climb.tomsk.ru

как можно готовить ноги в межсезонье.

Так потренируешься, да как разучишься ходить ))))

здесь только одно упражнение на икроножную мышцу, и то если правильно делать. остальные на разгибатели колена/бедра.

Вряд ли) Эта тренировка не относится ни к развитию выносливости, ни, тем более, к взрывной силе ног. Так, общая координация, не более. Да лыжникам и нужна особо выносливость икр))

Хорошо Лёша написал. Поддерживаю!

Ниче так, серьезные тренировки. Но мне кажется, избыточные - такой взрывной силы не надо. А вот упражнений на статику не хватает.

Столько букв к знакомым ощущениям, фантастика.
Хорошо систематизировал
Полезный труд
Даже если вроде умеешь ходить по льду, лучше перечитать

"..вдохновленных тобой покойников", - огонь!!!
Лёха молодец!

Супер! Вдохновлён!

Про "резинки", темляки для безтемлячных инструментов :)

Самая полезная книга на тему:

Больше подойдет ходить лед.спасибо за статью

Отличное руководство к действию!

"Но нельзя спорить и с тем, что в восхождениях без страховки приобретается бесценный опыт. "

...видимо по отдаванию Богу душе заранее. Это, как бы, спелеологи привыкают к Земле, а альпинисты без страховок - к небу ))))

Как балансирование на грани может подготовить к переходу за грань? "Everything that kills me makes me feel alive";-)
Но я, вроде как, попытался сосредоточиться исключительно на технических моментах. В принципе, о своем опыте соло восхождений можно было и умолчать. Просто какой в этом смысл? Сказал как есть.

Надёжное лазание - хорошо, независимо от того, есть страховка или нет.

Теперь еще напишите статейку "как стать человеком-энерджайзером" :)

им нельзя стать.
им можно только быть

Алексей, спасибо за пост:))
В избранное!

" вы поймете, когда на трещины, пошедшие от удара молотка можно не обращать внимания, а когда лучше забить инструмент по-новой. "

В прошлом году открыл для себя в Арче работу молотками по ледовым микротрещинам. Они зачастую идут слева-направо под разными углами.
Если выбрать близкую к вертикали (с не очень большим отклонением), то можно хорошо экономить силы, загоняя молоток ударом в трещину. Надежно и перебивать почти никогда не надо.

Ролик не доведен до ума, поэтому так и не был опубликован.
Восхождение на малую Корону по м-ту Дискавери (Дашкевич) с автором статьи.

это ж классика) Я про трещины.

кому классика, а у кого я в статье этого и не увидел...

Супер! Спасибо. Для меня соло - логичное продолжение перехода лазания с верхней на нижнюю, хотя в кампании веселей и надежней, но напарника вечно небывает, а ты то всегда под рукой. В Арчу надо ехать.

совершенно согласен с Дим71.
вот так мы плавно подошли к неназойливой рекламе...

vk.com/ala_archa2015

Думаете Алексей так просто написал этот материал? :-))))

А крюконоговские клювы действительно намного лучше оригинальных бэдэшных? Визуально партнёр с кварками лез менее трудозатратно, по крайней мере мне так показалось )).

Крюконожные клювы, в лучшем случае, не улучшают проникающую способность инструмента. Но напарник лезет менее трудозатратно, скорее всего потому, что у него верхняя страховка, и он может себе позволить экономить силы, в ущерб надежности лазания, что совершенно правильно с его стороны.

nomic_icenomic_ice1
Мы сделали серию клювов для льда в этом году. Они тоньше, менее агрессивеые, имеют острую заточку. Сделаны из бронестали. Доступны для тяпок с креплением БД(фьюжин, реактор, кобра), петцл(номик, эрго, кварк) и гривель(форс алюминивый и мастерс). Кому надо - пишите.

полюбил крюконожные клювы (что на кошки, что на тяпки) за их удивительную неубиваемость.
В наш век поточного производства однодневных изделий такое качество дорогого стоит.
Причем делают это они явно в ущерб своим же продажам ; -)

А зачем тогда делают? А может стали дефецит в стране ?

А для Edelrid Riot есть ледовые клювы?

нет, только драйтулинг, с углом как у оригинала и драйтулинг, более агрессивный. Железо наше для этих клювов не броня, но сильно крепче оригинала.

Отличная статья, и наука и практика! Напишите про соло страховку, очень интересно.

Хорошо, напишу как нибудь.

Леха, лучше когда-нибудь, а не кое-как и как-нибудь ;- )

Хорошая статья. Спасибо. А фифы, они для ленивых;)

А для начинающих все-таки правильнее фифы или что?

"Сосредоточусь на лазании с ледовыми молотками, оставляя в стороне технику работы с фифами. Думаю, вопрос о том, какой инструмент более эффективен, или «крут», не раз и не два обсуждался на страницах «Риска». Скажем так, мне просто нравится лазать с молотками, и думаю, я в этом не одинок. Начинать еще один раунд «Священной войны» мне бы не хотелось."
(с) Тюлюпо

хотелось бы добавить
-про мягкие наколенники с пенкой внутри,одетые сверху на штаны(колени надо беречь от холода)
-лазить длинный лед значительно легче в легких скитуровских ботинках
-полезно сделать из старых горнолыжных или скитуровских ботинок(из пластикового"языка")накладку на ботинок-под шнурки,жесткость ботинка повышается на порядок ну и икрам легче

фифы однозначно рулят на летнем льду.но инструменты универсальнее,некотоые комбинируют-в левой фифа,в правой инструмент

А зимой тренироваться только молотки пойдут?

тренироваться лучше и с тем и с тем
фифы дешевле
инстрмент хороший дороже
потом есть хорошие, но с дверными ручками, и что с ними делать на снегу не представляю
как работать на снегу с совсем кривыми ручками тоже не знаю
поэтому хожу со старыми, одному лет 30, другому 15
не сильно уступают новым

Летом цифры вообще не нужны...

По мне функциональнее инструмент и фифа, главное вес на подходе и горе.
В европе все ходят за день и потом на легке и в домик. А у нас столько скарба.
Возможно в зимнем льду фифа и хуже, но тут на вкус и цвет...

Расскажите о технике лазания фифа+инструмент.
Ни разу не видел, поэтому очень интересно.

Фифа с инструментом, это убожество. Для разных условий они созданы.

Petzl Sum'Tec - с такой штучкой кто-нибудь игрался? Начинающему по силам с ним работать на натечном льду? Отказов не припомните?

А как с ледорубом - с ним норм? Или неудобен чем-либо?

Клювы у них отличаются. У ледорубов углы заточки менее острые, изгиб клюва иной. Шакал , что на фото, входит в материал гораздо легче, чем клюв ледоруба. Хорош на рельефе, конечно.

Рукоятки - отдельная тема, в которой я не особо силен.
Но, когда впервые пробовал использовать дешевый молоток на рельефе, вместо ледоруба, который отдал участнику потерявшему свой, ощутил превосходства. Мне кажется, что для новичка все равно, что Петцль, что Манарага. На рельефе оно все лучше простого ледоруба, что первое, что второе, что любое третье.

Просто ходить с ним стремно. Я хожу по льду с ледорубом, как старый дед с палкой - в три такта. Как то с самого начала так получилось. Но что бы так ходить, он должен быть подобран по росту. У меня Салева 70 сантиметров, под рост 174см. С молотком я ходил, но удобно только на крутизне, где его можно ставить на штычок. Во всех остальных случаях нефига не удобно.

Спасибо за ответ. Вот у меня такое же сомнение, в длине палки. Самая длинная 59 см, маловато для моих 182.

Этот для несложных ледовых маршрутов. С таким клювом хуже зарубаться, гемор страховать на снегу(нужно зарывать поперек склона) и весьма трудно делать ступень - для простых маршрутов лучше классика. А на сколь существенной натеке нужен настоящий инструмент. Если эпизодично, может и пойдет, но перечисленные минусы остаются. У меня подобный кореец(но прямой и длинный) для восхождений с участниками(другая задача - пролезть десяток-другой метров по крутому льду/миксту, если вдруг).

С таким клювом хуже зарубаться
***
Спасибо, эт существенное замечание.

У него клюв менее агрессивный и зарубаться легче? Не дадите ссылку, если так?

2Серж Сальников
***
Спасибо, но маловато там про клювы.

2Серж Сальников
***
Спасибо, это-то я понял, но у представленного в моем каменте ледоруба как раз клюв агрессивен, а лопатка сзади есть. Вопрос, видимо, о том, сгодится ли он как полноценный ледоруб или какой в мире есть более приличный аналог в том же духе.

Остаются также вопросы:
1. Ледоруб и фифа чем плохи для новичка, рассчитывающего просто научиться чувствовать лед? На маршрутах, кстати, даже на "несложных" натечный лед тоже встречается - как наиболее просто преодолевать такие короткие участки?

2. Ледоруб Black Diamond Venom Hammer мне еще насоветовали для этих целей:
Я бы такой взял просто со стандартным клювом (справа), для самозарубания на льду, и для выучивания азов лазания по льду. Как вы думаете, пойдет?

думаю вы представили фото компромисной пары.

В рекомендованной книге Ice & Mixed Climbing: Modern Technique
на странице 107 две иллюстрации станции на 3 бурах сблокиррованных кардолетом.
Все станционные карабины - немуфтованные.
Пояснений по тексту насчет карабинов, не нашел.

В той же книге достаточно понятно и подробно расписана "современная" техника лазания по льду, когда инструмент по центру бьется над другим и две ноги подбираются. Только не в блоке сидеть, а приседать выпрямив руку, как в скололазании. Лучше почитать вообщем.

на странице 107 две иллюстрации станции на 3 бурах сблокиррованных кардолетом.
Все станционные карабины - немуфтованные.

это стандартно для канадской школы.

А какие пояснения вам нужны о карабинах?
Так делают чуть менее, чем все, по крайней мере, муфтованные карабины на станциях я видел только у русскоговорящих альпинистов.

мне интересны отсылки к любым первоисточникам и прочим обучающим и методическим материалам российских и зарубежных авторов, а так же мнения экспертов по вопросу использования муфтованных и немуфтованных карабинов на станциях.

в качестве примера относительно развернутого суждения приведу цитату из статьи Варианты организации станции страховки
"Что касается карабинов на точках станции, итальянские руководства требуют установки муфтованных, американские – допускают применение простых, оговаривая необходимость очень внимательного отношения к возможному положению защелки при рывках."

но лучше бы конечно ссылки на первоисточники устанавливающие те или иные правила

еще небольшое пояснение
перед написанием этого коммента, как раз только вернулся с Кавказа, где встретил знакомого поведавщего, что он ходил на гору с недавним выпусником курса спасателей и ЦШИ и тот поначалу замучал их категоричными требованиями применять муфтованные карабины на станциях. Я счел это общей тенеденцией, что мол так его научили. Отсюда подача информации в комментарии.

оба два выпускника ЦШИ с которыми я имел дело за последний год, применяют на точках станции немуфтованные карабины.

Муфтованные карабины на станциях - только в соло. Там если станция не законтрена идеально, то точки реально могут выстегнуться. Тем более актуально на льду, где не станешь ведь тратить бур на контрточку.

Спасибо за статью. Нужная!